Типы односоставных предложений: неопределенно-личные, безличные. Что такое двусоставное предложение? Как его отличить от односоставного

Одной из главных характеристик предложения является информация о составе грамматической основы. С этой точки зрения все предложения делятся на односоставные и двусоставные. Поговорим о вторых из них.

Грамматическая основа

В каждом предложении обязательно должна быть грамматическая основа. Именно в ней заключен основной смысл, как коммуникативный, так и грамматический.

Существуют неполные предложения, в которых может не быть грамматической основы; но они не являются в полной мере инструментами коммуникации, так как их смысл понятен только в контексте. Например, неполное предложение «Десять.» непонятно вне контекста (Сколько тебе лет? - Десять.)

Грамматическая основа обычно может сохранять некий общий смысл предложения, если выбросить все второстепенные члены.

Пример : Наша улица тянулась вдоль реки. - Улица тянулась .

Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении, субъект происходящего. Сказуемое - это то, что нам сообщают о подлежащем, предикат. Именно сказуемое привязывает предложение ко времени. Если даже оно выражено не глаголом (составное именное сказуемое), сам факт отсутствия глагола-связки указывает на изъявительное наклонение и настоящее время.

В односоставном предложении (эта тема изучается на уроках русского языка 8 класса) все функции грамматической основы берет на себя один главный член.

Главные члены двусоставного предложения

Подлежащее всегда отвечает на вопрос кто? или что? и стоит в именительном падеже. Если оно состоит из нескольких слов, то в именительном падеже стоит хотя бы одно из них.

Подлежащее может быть выражено

  • существительным (Кот лежал на крыше.) ;
  • местоимением (Он уже ушел.) ;
  • инфинитивом (Петь - ее страсть.) ;
  • сочетанием числительного и существительного (Три розы стояли в вазе.) ;
  • синтаксически неделимым сочетанием (Анютины глазки цвели на клумбе.) .

Если подлежащее и прямое дополнение можно спутать, так как форма именительного и родительного падежей у них совпадает, то по умолчанию первое из них считается подлежащим, а второе - дополнением; пример: «Мать любит дочь» - это мама любит дочку, а «Дочь любит мать» – дочка - маму.

Сказуемое может быть выражено любой частью речи, кроме деепричастия. Если оно выражено именем, то тоже должно стоять в именительном падеже.

Сказуемое может быть выражено:

  • глаголом в личной форме (кот лежал на крыше.) ;
  • инфинитивом (Мое хобби - танцевать .) ;
  • существительным (Белка - лесной зверек .) ;
  • прилагательным, полным или кратким (Он очень умен (умный ).) ;
  • кратким причастием (Дом уже построен .) ;
  • числительным (Мое любимое число - пять .) ;
  • наречием (У нас все по-прежнему .) ;
  • синтаксически неделимым сочетанием или фразеологизмом (Парень был богатырского сложения .) и т.д.

Связь между подлежащим и сказуемым называется предикативной; ни один из главных членов не главнее другого. На схеме их связь обозначают двусторонней стрелочкой.

Примеры двусоставных предложений

Шторм бушевал вторые сутки.

Иван Николаевич был очень удивлен .

Солнце - ближайшая к нам звезда .

Вопрос по русскому языку, что такое двусоставное предложение, что такое односоставное, и как это определить?

  1. Двусоставное это когда 2 сказуемых или подлежащих.
  2. двусоставное - где есть подлежащее и сказуемое
    односоставное - или подлежащее или сказуемое
  3. Тишина. односоставное номинативное предложение.
    Была тишина двухсоставное номинативное предложение.
    http://books.google.com/books?id=Jgrbu6hiJEcCpg=PA61dq=РРСС СРССРРРРР+РСРРР РРРРРРsig=yB42nQAgpP4srz4j3WIC4YPgfSg
    Односоставное - их несколько видов. Здесь таблица с примерами
    http://www.distedu.ru/mirror/_rus/rus.1september.ru/2003/46/9.htm
  4. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    конструктивно-синтаксический тип простого предложения, грамматическую основу которого составляет сочетание двух главных членов предложения подлежащего и сказуемого. Основную разновидность двусоставных предложений составляют предложения, в которых связь главных членов предложения имеет формальное выражение в виде согласования сказуемого с подлежащим в одноименных категориях: числе, роде и лице. В таких предложениях подлежащее выступает в форме именительного падежа, а сказуемое включает в свой состав личные (спрягаемые) формы глагола или формы причастий и прилагательных; ср.: Мальчик гуляет; Дверь была закрыта; Мы уезжаем; Отец болен. При отсутствии согласования связь между подлежащим и сказуемым остается формально не выраженной и проявляется прежде всего в порядке слов и интонации; ср.: А она кричать; Книги моя страсть; Наша задача учиться. В таких предложениях возможны колебания в определении их главных членов и в самом отнесении предложения к двусоставным предложениям. Таковы предложения типа Невозможно решить эту задачу; Пассажиров в вагоне было трое; У нас завтра экзамен; Гости в саду.
  5. Двусоставное предложение имеет и подлежащее, и сказуемое.
    Односоставное имеет только подлежащее или только сказуемое.Только подлежащее - назывное односоставное предложение. Только сказуемое- определенно-личное(можем восстановить подлежащее- я, ты, мы, вы), неопределенно-личное(они, кто-то), безличное(нет и не может быть подлежащего, действие совершается само по себе). Пишите, помогу!
  6. надо подлежащие найти! если одно - односоставное, если больлше - многосоставное
  7. Двусоставные предложения это один из типов простого предложения. Грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого. В основной разновидности двусоставных предложений входят согласование подлежащего и сказуемого в числе, роде и лице
  8. Односоставное - один главный член предложения (либо подлежащее, либо сказуемое)
    Двусоставное - полное, состоящее из подлежащего и сказуемого

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Что такое двусоставное предложение? Давайте вместе с вами разберемся с терминологией. Как известно, все они по составу главных членов делятся на односоставные и двусоставные. двусоставного предложения имеет два главных члена: подлежащее и сказуемое, односоставного - лишь один, который называется особым термином - "главный член односоставного предложения".

Типы двусоставных предложений

В свою очередь, двусоставные в соответствии с типом сказуемого делятся на именные и глагольные, которые далее еще дробятся. Так, среди двусоставных глагольных предложений имеются спрягаемо-глагольные (например, "Ребенок засмеялся" ) и инфинитивные ("Ребенок - смеяться!" ); среди именных выделяются предложения со сказуемым, выраженным прилагательным ("Ночь удивительно светлая" ; "Этот шум - лесной" ) или существительным в форме любого падежа ("Он был, казалось, лет двадцати" ).

Неполные двусоставные

Для того чтобы точно определить, что такое следует понимать отличие неполного от односоставного.

Такое, в котором один из членов (главный или второстепенный) опущен. Они часто употребляются в разговорной речи. Примеры предложений данного типа распространены в диалогах.

- Что ему подарили?

- Котенка.

В этом диалоге второе предложение является неполным. Значение его понимается нами из контекста. Пропущены здесь дополнение "ему" и сказуемое "подарили". выглядело бы следующим образом: "Ему подарили котенка".

Признаки неполного предложения

Если в двусоставном предложении сказуемое или подлежащее пропущено, то его можно перепутать с односоставным. Чтобы этого не произошло, необходимо знать признаки неполного предложения.

1. В нем ощущается пропуск некоторого слова, которое при этом можно восстановить из ситуации речи или из предыдущих предложений.

Так, наличие тире может подсказать нам, что пропущен один из членов. Рассмотрим, например, следующее предложение: "Сестра хочет пойти в театр, а я - на хоккей". Вторая часть данного предложения - с пропуском сказуемого ("хочу пойти"). Однако не любые случаи с тире являются неполными предложениями. Так, например, "Жучка - собака" , - полное.

2. В предложении присутствуют второстепенные члены, которые можно отнести лишь к пропущенному члену.

- Ты куда?

- Я за покупками.

В этом примере обстоятельство "(за) покупками" может относиться лишь к пропущенному сказуемому "пойду" или "иду", поэтому это неполное двусоставное предложение.

3. Отсутствует подлежащее, а сказуемое представлено глаголом в форме третьего лица единственного числа в будущем либо настоящем времени или же в форме единственного числа прошедшего времени. Исключение - (такие как "запрещается", "полагается", "светает"), а также личные в безличном значении ("темнеет"). Приводим следующее двусоставное предложение с пропуском подлежащего в качестве примера.

Спортсмен оказался хорошо подготовленным к соревнованию. Сразу же победил всех конкурентов.

Здесь во втором предложении имеет место пропуск подлежащего "он". Этот пример - неполное двусоставное предложение.

Значение контекста

Иногда лишь по контексту можно определить, является ли то или иное предложение двусоставным неполным или односоставным. Так, рассмотрим, например, типичный случай, который употреблен в двух различных ситуациях.

- Что за музыка звучит?

- Играют на фортепиано.

Здесь второе предложение - неопределенно-личное, односоставное, поскольку нельзя определить лицо, совершающее действие.

- Чем занимаются ваши ученики?

- Играют на фортепиано.

В этом случае представлено неполное двусоставное, так как говорится о конкретных учениках одного из собеседников. Что такое двусоставное предложение, было определено нами в начале статьи.

Сказуемое - глагол во множественном числе прошедшего времени

Предложение со сказуемым, которое выражено глаголом в прошедшем времени и множественном числе, также может быть либо неполным двусоставным, либо неопределенно-личным односоставным, в зависимости от контекста.

В вашем доме темно, потому что напротив него построили другой.

В этом вторая часть - неопределенно-личное односоставное предложение, поскольку нельзя определить лицо, совершившее действие.

- Что вы сделали в этом году?

- Построили дом.

В данном контексте ясно, что говорящий (и, возможно, его семья) совершили действие, поэтому данное предложение нельзя назвать неопределенно-личным. Это пример неполного двусоставного.

Надеемся, мы понятно объяснили, что такое двусоставное предложение, и как его отличать от односоставного. Более подробную информацию можно отыскать в любом учебнике русской грамматики, в разделе "синтаксис". Там же можно найти и примеры предложений этих двух типов.

Класс 8 Русский язык Время проведения_______

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Цели урока:

Задачи:

    углубить знания о типах односоставных предложений;

    уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

    вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится,(молодцы ребята) а теперь садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка - это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе, давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа. А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т.е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т.е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Учитель . Дает задание. Ситуация вызова.

Как вы думаете, какое задание выполняла девочка?

Ученики. Разделила сочетания слов на словосочетания и предложения.

Учитель. Как вы определили, что в одном столике словосочетания, а в другом предложения?

Ученики . Есть знаки препинания, интонационная и смысловая законченность, имеет грамматическую основу.

Задание. 1 Восстановите лингвистический тест, вставляя необходимые по смыслу слова. (работа в группах)

Грамматическая основа предложения – это ___________________.

Члены предложения - это _____________ и сказуемое.

Обозначает действие, _______, состояние предмета;

Обозначает предмет речи.

На вопросы: Что делает предмет речи? Каков предмет речи? Что это такое? Кто это такой? - отвечает главный член предложения_________

На вопросы: Кто? Что? О чем говорится в предложении? О ком говорится в предложении? – отвечает главный член предложения _______

Сказуемое может быть выражено глаголом, _________и ____________

Чаще всего подлежащее может быть выражено существительным или___________

Задание 2 Исследовательская работа по карточкам (минигруппы)
Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку.

Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта.

Мне долго не открывали. Мне не спится.

Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Учитель : По какому принципу вы их поделили?

Ученики: Принципы разделения – состав основы предложений. (Подчеркиваем грамматические основы)

Учитель. С какими предложениями было легко работать, а какие вызвали затруднение? По какой причине возникло затруднение?

Ученики. Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего, либо сказуемого.

Учитель. А если у предложения есть и подлежащее, и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель - а если один?

Молодцы, всё верно!

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться о пределять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.

ІІ. Первичное закрепление знаний .

Самостоятельная работа (Индивидуальная работа с интерактивным тестом 5 человек)
Актуализация знаний с помощью таблицы.

Предложения

Вид предложения

Деревья быстро пожелтели.

двусоставное

Ему до­ве­ри­ли важ­ное и почти опас­ное дело.

односоставное

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями

двусоставное

Кинофильм очень интересный.

двусоставное

С моря веет свежестью

односоставное

Еду, еду в чистом поле.

односоставное

Слышишь, как сегодня лес расшумелся?

На небе звезды!

односоставное

Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

Некоторые предложения имеют в наличии оба главных членов предложения, а другие предложения состоят только из одного главного члена предложения. Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях и двусоставных предложениях.

По наличию грамматических основ простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого: Наступила зима .

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена: Весна. К вечеру похолодало.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

3. Упр.138стр.84. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными

(1-5 пр.)

I II. Закрепление материала.

Задание 3 «Мозаика» .

Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.(Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Задание 5. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая.- Я люблю грозу в начале мая.

Зима.- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце.- Светит яркое солнце

Задание 5. «Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

Задание 6 . Разберите по членам предложения. Охарактеризуйте данное предложение.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

Переделайте односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Задание 5 .«Угадай слово»

Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

Оно – зеркало жизни.

Существует очень много его видов.

По-казахски это ө нер.

По-английски это art.

Итак, это слово искусство.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления

человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас. Манн.

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Задание 6. Работа в группах. Составление кластера.

Вот вам листочек напишите ассоциирующие слова.

1.Слова напишите на трех языках.

2. Составить по одному предложению и подчеркнуть грамматическую основу.

Музыка живопись театр скульптура кино литература

Назовите эти слова на трёх языках

литература - ә дебиет - literature

музыка – ә н, ә уен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – майменсурет салу - draw

скульптура – мү сін - sculpture

архитектура- сә улет ө нері – architecture

Составить по одному предложению.

Музыка украшает нашу жизнь.

Сегодня на уроке была интересная викторина о живописи.

Живопись помогает человеку раскрыть свою душу.

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт, приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу .

IV . Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Если вам все понятно то выберите красное яблоко, если вам что то непонятно выберите зеленое яблоко.

V . Рефлексия. Выставление оценок

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение заданий. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам.

Loading...Loading...