Правила по русскому языку сложные предложения. Простое и сложное предложения

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные...

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о - соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Найдём грамматические основы.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

Дороги почернеют - вторая основа.

проталины обнажатся - третья основа.

Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

Грачи пожалуют - пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится .

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась .

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

2) Люди спали , и собака ревниво сторожила их.

Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел , кричал , но в руки не давался .

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими - простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и . Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели , что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

1. Как-то днём Винни - Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.

2. Винни - Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

(Б. Заходер)

3.

1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой (Винни дошёл).

На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . При письме части сложного предложения разделяются запятой.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Zankov.ru ().
  • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное - 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

(По В. Бианки)

  • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

Найди предложение с союзом и . Что он соединяет - однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

  • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)

) сложное предложение понимается как соединение, сочетание, сцепление предложений , каждое из которых сохраняет свою смысловую и структурную самостоятельность. Считая, что простое предложение, входящее в состав сложного, не утрачивает своих существенных признаков, сторонники данной точки зрения приходят, в частности, к отрицанию существования сложносочинённого предложения как синтаксической единицы.

Согласно второй концепции сущности сложного предложения (обоснованной в трудах В. А. Богородицкого , H. С. Поспелова, В. В. Виноградова) его компоненты, составляя единую синтаксическую единицу, теряют свою самостоятельность. Эта точка зрения получила наибольшее распространение. Однако перед её сторонниками встаёт вопрос о том, в чём состоит отличие сложного предложения от простого. По этому вопросу между лингвистами наметились определённые разногласия.

Третьи полагают, что простые предложения становятся компонентами сложного предложения, претерпевая определённые изменения под влиянием синтаксической связи, однако компоненты сложного предложения характеризуются различной степенью подобия простым предложениям. Одни могут отличаться и по структуре, и по функциям, других может отличать только отсутствие коммуникативной самостоятельности.

Виды сложных предложений

Сложные предложения бывают четырёх видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.

Сложносочинённое предложение

Здесь сложное предложение с союзной и бессоюзной связью состоит из двух блоков, соединенных сочинительным союзом «и».

Первый блок состоит из 5 частей и представляет собой по форме СПП с последовательным и однородным подчинением.

Второй блок состоит из 4 частей и представляет собой СПП с однородным и последовательным подчинением.

Примечания

Ссылки

  • Основные виды сложных предложений (видеоурок, программа 9 класса)

Литература

  • Бархударов Л. С., Колшанский Г. В. К проблеме структуры сложного предложения.// Профессору Моск. ун-та академику В. В. Виноградову. Сб. статей по языкознанию. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1958. - С. 40-53.
  • Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. - 5-е изд., перераб. - М.-Л.: Гос. соц. экон. изд-во, 1935. - 354 с.
  • Ванников Ю. B., Котляр Т. Р. Вопросы строения предложения. - Саратов: изд-во Саратовск. ун-та, 1960. - 63 с.
  • Васильева Н. М. Структура сложного предложения /на материале французского языка раннего периода/. - М.: Высшая школа, 1967. - 233 с.
  • Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка). // Вопросы грамматического строя: Сб. статей. - М.: изд-во АН СССР, 1955. - С. 389-435.
  • Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Наука, 1970. - 767 с.
  • Гулыга Е. В. Теория сложноподчиненного предложения в современном немецком языке. - М.: Высшая школа, 1971. - 206 с.
  • Джепко Л. П. Структурно-семантические и функциональные особенности бессоюзных сложносочиненных предложений в современном английском языке: Дис. … канд. филол. наук. - М.: МГЛУ , 1993. - 250 с.
  • Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М.: Наука, 1973. - 351 с.
  • Иванова И. П., Бурлакова B. В., Почепцов Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. - М.: Высшая школа, 1981. - 286 с.
  • Ильенко С. Г. Вопросы теории сложноподчиненного предложения в современном русском языке: Автореф. дис. … доктора филол. наук. - Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1964. - 37 с.
  • Иофик Л. Л. Существует ли сложносочиненное предложение в английском языке? (к вопросу о форме сложного предложения). // НДВШ. Филологические науки. - 1958. - № 2. - C. 107-119.
  • Иофик Л. Л. Проблема структуры сложного предложения в новоанглийском языке: Автореф. дис. … доктора филол. наук. - Л.: Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1965. - 41 с.
  • Иофик Л. Л. Сложное предложение в новоанглийском языке. - Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 214 с.
  • Колосова Т. А. Семантические отношения в сложном предложении.// НДВШ. Филологические науки. - 1972. - № 5. - C. 61-72.
  • Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. - М.: Просвещение, 1977. - 188 с.
  • Максимов Л. Ю. Многомерная классификация сложноподчиненных предложений (на материале современного русского литературного языка): Автореф. дис. … доктора филол. наук. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1971. - 29 с.
  • Пешковский A. M. Русский синтаксис в научном освещении. - 7-е изд. - М.: Учпедгиз, 1956. - 511 с.
  • Пешковский A. M. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений.// Пешковский A. M. Избранные труды. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 52-57.
  • Поспелов Н. С. О грамматической природе сложного предложения.// Вопросы синтаксиса современного русского языка: Сб. статей. - М.: Учпедгиз, 1950. - C. 321-337.
  • Русская грамматика. Синтаксис. - Т. 2./ Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1980. - 709 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сложное предложение" в других словарях:

    Предложение, состоящее из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое. Единство и цельность сложного предложения создаются для отдельных его типов… … Словарь лингвистических терминов

    Сложное предложение - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сложное словосочетание, обозначенное интонацией, как законченное целое, и состоящее из двух или более предложений, т. е. словосочетаний с формой сказуемости, связанных друг с другом теми или другими формальными признаками … Словарь литературных терминов

    Конструкция из простых предложений, обозначающая несколько ситуаций, связанных какими либо отношениями. По характеру синтаксической связи (см. Синтаксис) своих частей сложное предложение может быть сложноподчинённым, сложносочинённым или… … Литературная энциклопедия

    сложное предложение - Сложное словосочетание, обозначенное интонацией как законченное целое и состоящее из двух или более предложений, т. е. словосочетаний с формой сказуемости, связанных друг с другом теми или другими формальными признаками (союзами,… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    Сложное предложение - Сложное предложение синтаксическая конструкция, образующаяся путём соединения нескольких (минимум двух) предложений на основе союзных связей сочинения и подчинения или нулевой союзной связи бессоюзия. Традиционно термин «С. п.» ориентирует на… … Лингвистический энциклопедический словарь

    сложное предложение - Структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению. С.п. имеет: 1) собственное грамматическое значение; 2) грамматическую форму; 3) собственные структурные показатели.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Сложное предложение - это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.

Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.

Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.

Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.

Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов - относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

, . – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

И . – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

, (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: , (которую...), а , (которую...).

Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.

Основные различия сводятся к следующему.

В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложени й - это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) - в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если , то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)... то : Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой). Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна ; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности. Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение - один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, - с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно - глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени - во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна , чем в словосочетании. Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда , при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен (Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов). В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем . (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная .

Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось ), бессоюзие не является грамматической связью.

Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат ), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла! , т. е. (когда я шла)). Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:

во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;

во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;

в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого , обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей. Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения. В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова. Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

Оказывается, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое. Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями или объединять все их в сложные? Что такое союзные и бессоюзные предложения? Как отличить простое предложение от сложного, а союзное от бессоюзного? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если вы выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее.

Тема: Сложное предложение

Урок: Основные виды сложных предложений

Сложное предложение отличается от простого количеством грамматических основ. В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более. Но два простых предложения - это не то же, что сложное, состоящее из этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная связь. В сложном предложении информации больше, чем в двух простых.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Предложения делятся на простые и сложные . Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными , т. е. содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.): Он пришёл очень быстро. и Он пришёл.

Простое предложение

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

  • Неопределенно-личное : Меня вызвали к директору.
  • Обобщенно-личное : Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Безличное : На улице стемнело .
  • Определенно-личное : Сижу и рисую .
  • Инфинитивное : Молчать ! Вам уже ехать .
  • Назывное : Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
  • Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой . Мы разговорились, как будто век были знакомы . Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне ? Я надену вот это синее .

Сложное предложение

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:

  • Сложносочиненные предложения состоят из частей (простых предложений), самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни… ни…, то… то…, то ли…, то ли…, не то…, не то… и др.: Дождь кончился, и взошло солнце. То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.
  • Сложноподчиненные предложения состоят из частей (простых предложений), одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т. д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Я знаю, что они друзья. Он не хочет, чтобы его ждали. Сергей не ответил, потому что не слышал вопроса.
  • Бессоюзные предложения. Части бессоюзного предложения (простые предложения) почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют: Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Loading...Loading...