Выжившие после авиакатастрофы. Реальные истории

Авария во время полёта пугает безысходностью. И вправду тяжело смириться с тем, что самолёт терпит крушение, а у вас нет даже парашюта, чтобы спастись. На самом деле скорость, высота и температурные условия делают его бесполезным, чего не скажешь о правилах безопасности, которые уже сохранили тысячи жизней.

1. Пристегните ремень

Самые опасные моменты во время полёта - это взлёт и посадка: на них приходится половина авиакатастроф. В большинстве ситуаций человеческих жертв можно избежать, следуя нескольким правилам. Первое место в списке рекомендаций занимает ремень безопасности.

Неважно, падает самолёт или готовится к взлёту, пристегнуть ремень нужно, как только пассажир сел в кресло. Чтобы зафиксировать тело в правильном положении, затяните ремень как можно сильнее и сдвиньте пряжку в область таза. Не расстёгивайте его, даже когда спите. Это убережёт от травм во время и повысит шанс на спасение при авиакатастрофе.

Если вы летите с ребёнком, ни в коем случае не сажайте его на колени! При падении самолёта скорость и траектория движения меняются. Удержать ребёнка в таких условиях и правильно сгруппироваться очень тяжело.

2. Постарайтесь успокоиться

Сохранять хладнокровие, когда вокруг паника, очень сложно, ведь это естественная реакция организма на . Всё начинается с лёгкой тревоги и может закончиться полной невменяемостью. Кроме помутнения сознания, паника может негативно сказаться на состоянии здоровья. Люди с сердечными патологиями в особой группе риска.

Чтобы не допустить худшего, нужно попытаться расслабиться и глубоко дышать. В стрессовой ситуации ритм дыхания сбивается, количество углекислого газа в крови растёт, а организм испытывает нехватку кислорода. Цикл глубоких вдохов и выдохов поможет нормализовать эмоциональное состояние.

3. Сгруппируйтесь

Умение быстро занять правильное положение тела не менее важно, чем пристёгнутый ремень. Когда жизнь под угрозой, из головы вылетают все правила и инструкции, поэтому люди, которые довели технику группирования до автоматизма, всегда будут в выигрышном положении.

Федеральное управление гражданской авиации США рекомендует следующие позиции для защиты тела:

  • Упереться в сиденье. Подвиньте ноги вперёд, но не прячьте их под впереди стоящим креслом. После положите руки на спинку переднего сиденья и прижмитесь к ним головой.
  • Согнуться и обхватить ноги руками. Опустите руки вниз и обхватите локтями бёдра. Голову прижмите к ногам. Фиксированная поза, когда руки, ноги и голова максимально прижаты друг к другу, уменьшает вероятность получения серьёзных травм.

4. Продумайте схему эвакуации

Оглянитесь и найдите аварийные выходы. Посчитайте количество рядов до них и запомните расположение. Обратите внимание не только на ближайший выход: он может быть заблокированным.

5. Покиньте борт

Следующие шаги зависят от места катастрофы, поведения пассажиров, личного самочувствия и ситуации в салоне.

После крушения ваша главная задача - быстро эвакуироваться. Первым делом отстегните ремень и сразу направляйтесь в сторону аварийного выхода. Если внутри плохая видимость, прикройте лицо тканью. Передвигайтесь по салону, держась за сиденья: в случае давки вы упадёте на них, а не пассажирам под ноги. Не берите с собой сумок: они затрудняют проход. Максимум, который вам может понадобиться, - паспорт и тёплые вещи, если они уже под рукой.

После того как вы покинете борт, отдалитесь от места крушения хотя бы на 200 метров. Первое время соблюдайте дистанцию, но внимательно следите за ситуацией. Помогите людям, которые в этом нуждаются, и дожидайтесь спасателей.

Частая причина смерти во время авиакатастроф - это . Корпус самолёта после столкновения может остаться целым, но салон заполняет ядовитый дым. По правилам безопасности у пассажиров есть меньше 90 секунд на эвакуацию. Любая необоснованная задержка может быть смертельной.

  • При разгерметизации корпуса у вас есть меньше 15 секунд до потери сознания. Запомните важное правило: перед тем как помочь соседу, наденьте маску сами. Даже если этот сосед - ваш .
  • Избавьтесь от тупых и острых предметов в карманах. Например, ручки. Снимите наушники.
  • Если у вас есть с собой подушка или мягкие вещи, положите их на колени. Это поможет смягчить удар и защитить голову.
  • Наденьте спасательный жилет, но не надувайте его, если самолёт падает в воду. После удара она может заполнить салон, и надутый жилет затруднит эвакуацию.
  • В отличие от автомобиля, самолёт после удара продолжает движение. Не покидайте место, пока он полностью не остановится.

Вероятность смерти при авиаперелете очень мала: один случай на 9 миллионов. На высоте более чем 10 км над землей может произойти многое, и если вы настолько невезучий, что оказались на борту самолета, когда что-то пошло не так, вопрос жизни и смерти будет зависеть от тех решений, которые вы примете. Почти в 95% авиакатастроф есть выжившие, поэтому даже в самом худшем случае ваши шансы не так плохи, как вам может показаться. Вы можете предпринять меры предосторожности перед полетом, сохранять спокойствие во время падения и остаться в живых.

Шаги

Часть 1

Подготовка к безопасному полету

    Наденьте удобную одежду. Если вы выживете во время авиакатастрофы, вам необходимо оставаться в тепле. Даже если этот фактор не воспринимать критично, все же вы получите меньше ожогов и сможете избежать многочисленных ранений, если ваше тело будет максимально покрыто одеждой. Наденьте футболку с длинными рукавами, брюки и прочную обувь со шнуровкой.

    • Широкая или замысловатая одежда может оказаться опасной на борту самолета, поскольку есть вероятность, что одежда может зацепиться за что-либо и препятствовать свободному передвижению. Если маршрут полета пролегает над холодными участками, оденьтесь соответственно. Желательно иметь при себе курточку.
    • Подойдет также одежда из хлопка или шерсти, поскольку они состоят из трудновозгораемых компонентов. При перелете через воду предпочтительна шерстяная одежда, поскольку шерсть не теряет своих изоляционных свойств в случае промокания, как и хлопок.
  1. Наденьте практичную обувь. Несмотря на то, что вам хотелось бы лететь в комфорте или же иметь профессиональный вид на борту, ваши сандалии или туфли на высоких каблуках могут усложнить быстрое передвижение в случае необходимости. Туфли на высоких каблуках не рекомендуется носить во время полета. Информацию об этом вы можете найти на эвакуационных слайдах.

    Сидите лучше в хвосте самолета. Пассажиры, которые сидят в хвосте, имеют на 40% больше шансов выжить в случае падения. Возможность быстрого выхода дает больше шансов на выживание, поэтому лучшими местами являются места у проходов, близко к выходу и в конце самолета.

    Прочитайте памятку для пассажиров и внимательно прослушайте руководство по безопасности, которое озвучивают перед взлетом. Да, возможно, вы все это уже слышали раньше и, возможно, эта информация никогда вам не пригодилась. Однако информация, которую вы пропустите, потому что будете сидеть в наушниках, может оказаться жизненно необходимой при падении.

    Сосчитайте количество сидений между вашим местом и аварийным выходом. Найдите ближайший к вам аварийный выход и посчитайте количество сидений, которые нужно пройти. Во время падения в салоне может стоять дым, шум или же царить хаос. Возможно, вам придется пробираться к аварийному выходу наощупь, и будет проще, если вы будете знать, где расположен выход и насколько он далеко от вас.

    • Можете даже записать количество сидений на руке. В случае, если число вылетит из головы, памятка будет в легко доступном месте.
  2. Держите ремень пристегнутым во время всего полета. Каждый сантиметр ослабленного ремня безопасности усиливает силу гравитации во время падения в три раза. Поэтому лучше пристегнуть ремень как можно туже во время пребывания на борту самолета.

    • Сдвиньте ремень как можно ниже, чтобы он находился в области таза. Ремень должен облегать подвздошную кость так, чтобы ее верхний выступ находился выше верхнего края ремня. В этом случае вы будете гораздо лучше защищены, чем если бы ремень находился в области живота.
    • Не расстегивайте ремень, даже если вы спите. Если что-то произойдет, когда вы спите, вы будете только рады, что ремни были застегнуты.

    Часть 2

    Подготовка к столкновению
    1. Оцените ситуацию. Попробуйте определить, на какую поверхность приземлится самолет, чтобы подготовиться соответственно. Если самолет столкнется, например, с водой, то вам нужно будет надеть спасательный жилет, который не надо надувать, пока вы находитесь на самолете. Если приземление будет в холодную воду, нужно надеть жакет, чтобы, по возможности, оставаться в тепле.

      • Разделите маршрут полета на время, которое пролетели, чтобы определить, где вы находитесь на момент падения. Если вы летите исключительно над сушей, можете быть уверены, что не упадете в океан.
      • Используйте время перед падением для того, чтобы найти выход. Если самолет падает, у вас почти всегда есть некоторое время для подготовки. Используйте это время, чтобы повторно определить расположение выхода.
    2. Подготовьте свое место настолько, насколько это возможно. Если вы знаете, что самолет падает, верните свое кресло в вертикальное положение и уберите все те предметы, которые могут быть опасными, если это возможно. Застегните курточку и убедитесь, что обувь крепко зашнурована. Затем примите позиции безопасности, которые используются для выживания во время авиакатастрофы, и постарайтесь сохранять спокойствие.

      • Согласно другому положению безопасности, ваши ноги должны быть расположены на полу и чуть дальше от колен (не под прямым углом). Это поможет избежать повреждения ног, которые вам пригодятся для того, чтобы пробраться к выходу после крушения. Отодвиньте ноги под сиденье как можно дальше, чтобы избежать перелома голени.
    3. Обопритесь о переднее сиденье. Если оно расположено на расстоянии протянутой руки, обопритесь рукой, положите вторую руку поверх ладони. Наклоните голову к рукам. Не стоит переплетать пальцы.

      Постарайтесь сохранять спокойствие. В моменты, предшествующие падению, на борту поднимается паника и суматоха. Главное - не терять голову и вы, возможно, увеличите свои шансы на выживание. Помните, что даже в самой сложной ситуации есть шанс на выживание. Необходимо мыслить рационально и методично, чтобы увеличить этот шанс.

      Если вы падаете в воду, наденьте спасательный жилет, но не надувайте его. Если вы все же решитесь его надуть, когда салон начнет наполняться водой, спасательный жилет поднимет вас к потолку салона и вам будет сложнее отплыть назад. Таким образом, вы попадете в ловушку. Лучше задержите дыхание и выплывайте, когда вы окажетесь вне салона самолета, можете надуть его.

      Перед тем как помочь другим, наденьте кислородную маску. Наверное, вы слышали это перед каждым полетом, но все же стоит повторить. Если салон был пробит, у вас есть всего 15 секунд или даже меньше для того, чтобы успеть надеть кислородную маску перед потерей сознания.

    Часть 3

    Выживание во время крушения

      Отгородите себя от дыма. Огонь и дым в процентном соотношении приводят к наибольшему числу смертей во время авиакатастрофы. Дым от огня в самолете может быть очень густым и содержащим множество токсических веществ, поэтому постарайтесь закрыть рот и нос платком, чтобы не вдыхать ядовитые вещества. Если удастся, намочите платок для дополнительной защиты.

      • Во время передвижения старайтесь нагнуться, чтобы быть ниже уровня дыма. Возможно, это не кажется вам важным, но одним из самых опасных факторов во время крушения может стать воздействие дыма, если вы будете его вдыхать.
    1. Выбраться из самолета нужно настолько быстро, насколько это возможно. Согласно данным Национального управления безопасности перевозок, 68% смертей в авиакатастрофах вызваны огнем, который разгорается после падения. Очень важно покинуть самолет без промедления. Если огонь или дым уже есть, то в вашем распоряжении меньше двух минут, чтобы покинуть салон самолета.

      • Убедитесь, что выход, который вы выбрали, безопасен. Посмотрите в иллюминатор, есть ли огонь или другие возможные риски за выходом. Если выход небезопасный, попробуйте найти другой выход.
    2. Выслушайте руководство к действиям после крушения. Бортпроводники проходят строгую подготовку, поэтому, поверьте, они знают, что делать в случае крушения. Если бортпроводник в состоянии вам помочь, выслушайте его внимательно и проявите содействие, чтобы повысить шансы всех пассажиров на выживание.

      Оставьте свои вещи. Не старайтесь спасти свое имущество. Это простая истина, но все еще есть люди, которые не могут ее принять. Оставьте все позади. Попытки спасти свои вещи только задержат вас.

      • Если вам нужно спасти вещи, которые находятся в зоне самолета, позаботьтесь об этом позже. Сейчас вам нужно убедиться, что вы нашли безопасный путь к спасению и надежное укрытие. Уходите сейчас же!
    3. Вам нужно отдалиться хотя бы на 150 метров от обломков. Если вы застряли в близлежащих территориях, лучше дождаться спасателей, несмотря на то, что вам не захочется оставаться вблизи. Огонь или взрыв могут быть внезапными, поэтому сохранять некоторую дистанцию от самолета все же нужно. Если вы оказались в открытой воде, отплывите от обломков как можно дальше.

      Оставайтесь в одном месте, но будьте внимательны к происходящему. Действительно очень важно сохранять спокойствие после крушения, но также нужно понимать, когда вам нужно действовать и действовать быстро. Помогите людям, которые находятся в бедственном положении, и окажите первую помощь людям с ранениями.

      • Позаботьтесь о своих ранах, если это возможно. Осмотрите себя на предмет порезов и ссадин, если будет необходимо, придавите рану. Старайтесь не двигаться, чтобы не способствовать обострению внутренних травм.
      • Паника может только помешать действовать эффективно и должным образом в сложившейся ситуации. Например, пассажир может остаться на своем месте, а необходимо двигаться к выходу. Будьте внимательны к таким пассажирам.
    4. Дождитесь спасателей. У вас будет больше шансов на спасение, если вы останетесь на месте. Не стоит искать помощи и убегать куда-то. Если ваш самолет падает, наверняка на место в скором времени прибудут люди и вам необходимо быть на месте, чтобы получить помощь. Просто оставайтесь на месте.

    • Уберите такие острые предметы, как ручки, карандаши и так далее из ваших карманов перед падением. Будет лучше, если вы их вообще не возьмете с собой. Почти каждый предмет, который есть в салоне самолета, может стать причиной смерти во время крушения.
    • Если вы сможете найти подушку или что-то мягкое, чтобы защитить голову во время падения, непременно воспользуйтесь этим.
    • Спасайте свою жизнь прежде чем помочь другим!
    • Внимательно слушайте инструкции и не додумывайте сами ничего, поскольку это может поставить вашу жизнь под угрозу. Действуйте в соответствии с руководством, полученным от проводников. Вставайте с места только в том случае, когда это безопасно и вам позволено покинуть свое место.
    • Если при вас есть мобильный телефон, попробуйте обратиться в аварийные службы за помощью.
    • Довольно часто пассажиры забывают, как расстегнуть ремень безопасности после крушения. Кажется, что это довольно легко, но в сложившихся обстоятельствах первым срабатывает инстинкт стянуть ремень, как в случае с автомобильными ремнями безопасности. Легко запаниковать, когда это не срабатывает. Перед падением сделайте мысленно памятку о том, как расстегнуть ремень.
    • Если вам нечем намочить платок, чтобы защитить дыхательные пути от дыма, используйте мочу. Подобное нарушение благопристойности приемлемо в чрезвычайных ситуациях.
    • Оставайтесь в безопасных местах до тех пор, пока самолет полностью не остановится. Обычно за основным ударом следует вторичный.
    • Если у вас нет времени для подготовки к падению или вы забыли некоторые из данных советов, вы вполне сможете отыскать нужную информацию в памятке пассажирам, которая расположена в кармашке переднего сиденья.
    • Сохраняйте спокойствие.

    Предупреждения

    • Не толкайте других пассажиров. Организованный выход из салона самолета повышает шансы на спасение всех пассажиров, и если вы начнете паниковать и толкаться, вы можете получить обратный удар.
    • Ни в коем случае не держите младенца или ребенка на коленях. В денежном плане выгоднее будет не покупать билет на отдельное место для ребенка, но его шансы на выживание значительно уменьшаются, если вы будете держать ребенка на коленях. Приобретите для ребенка отдельный билет и закрепите систему безопасности, рассчитанную на детей.
    • Избегайте чрезмерного употребления алкоголя перед полетом или на борту самолета. Алкоголь блокирует способность быстрого и методичного действия в случае падения.
    • Старайтесь не упасть на пол салона. Если в салоне будет дым, наклонитесь, но не надо вовсе ложиться на пол. При плохой видимости другие пассажиры могут вас затоптать, стараясь пробраться к выходу.
    • Когда вы приземлитесь на воду, не надувайте спасательный жилет, пока не окажетесь за пределами салона самолета. Если вы надуете спасательный жилет, то рискуете оказаться в ловушке в салоне самолета, когда он наполнится водой.
    • Во время путешествия самолетом лучше не носить одежду из синтетической ткани. Если в салоне самолета возгорится пламя, синтетическая ткань расплавится на вашей коже.

Несмотря на то, что в автомобильных авариях ежегодно погибает в тысячи раз больше людей, чем в крушениях самолетов, в массовом сознании живет страх именно к полетам. В первую очередь, это объясняется масштабностью трагедий – упавший лайнер это десятки и сотни одновременно произошедших смертей. Это шокирует значительно сильнее, чем несколько тысяч сообщений о смертельных ДТП, растянутых на месяц.

Вторая причина страха авиакатастрофы – осознание собственной беспомощности и неспособности хоть как-то повлиять на ход событий. Практически всегда это действительно так. Однако история воздухоплавания накопила небольшое количество исключений, при которых люди выживали, падая вместе с самолетом (или его обломками) с высоты нескольких километров без парашюта. Этих случаев настолько мало, что у многих из них есть собственные странички в Википедии.

Наездница на обломках

Стюардессе авиакомпании Jugoslovenski Aerotransport (сегодня она называется Air Serbia) Весне Вулович принадлежит мировой рекорд по выживанию в свободном падении без парашюта. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса потому, что осталась жива после взрыва самолета DC-9 на высоте 10 160 метров.

В момент взрыва Весна работала с пассажирами. Она сразу же потеряла сознание, поэтому ни момента катастрофы, ни ее деталей не запомнила. Из-за этого у стюардессы не появилось страха полетов – все обстоятельства она воспринимала с чужих слов. Оказалось, что в момент разрушения самолета Вулович зажало между сиденьем, телом другого члена экипажа и тележкой из буфета. В таком виде обломки упали на покрытый снегом склон горы и скользили по нему до полной остановки.

Весна осталась жива, хотя и получила тяжелые травмы – сломала основание черепа, три позвонка, обе ноги и таз. В течение 10 месяцев у девушки была парализована нижняя часть тела, в целом лечение заняло почти 1,5 года.

После выздоровления Вулович пыталась вернуться на прежнюю работу, но к полетам ее не допустили и дали должность в офисе авиакомпании.

Выбор цели

Выжить как Весна Вулович в коконе из обломков значительно проще, чем в одиночном свободном полете. Однако и во втором случае есть свои удивительные примеры. Один из них датируется 1943 годом, когда военный летчик из США Алан Мэги летал над Францией на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике B-17. На высоте 6 км его выбросило из самолета, и падение затормозила стеклянная крыша вокзала. В итоге Мэги упал на каменный пол, остался жив и тут же был взят в плен потрясенными увиденным немцами.

Отличной целью падения будет большой стог сена. Известно несколько случаев, когда люди выживали в авиакатастрофах, если на их пути оказывался плотно растущий кустарник. Густой лес тоже дает некоторые шансы, но тут появляется риск напороться на сук.

Идеальным вариантом для падающего человека будет снег или болото. Мягкая и сжимающаяся среда, поглощающая набранную в полете к центру земли инерцию при удачном стечении обстоятельств может сделать травмы совместимыми с жизнью.

Почти не остается шансов на выживание при падении на водную гладь. Вода практически не сжимается, поэтому итог соприкосновения с ней будет таким же, как при столкновении с бетоном.

Спасение порой могут принести самые неожиданные объекты. Одна из главных вещей, которым учат любителей прыжков с парашютом – держаться подальше от линий электропередач. Однако известен случай, когда именно высоковольтная линия спасла жизнь скайдайверу, оказавшемуся в свободном полете из-за нераскрывшегося парашюта. Он попал прямо на провода, отпружинил и упал на землю с высоты нескольких десятков метров.

Пилоты и дети

Статистика выживания в авиакатастрофах показывает, что значительно больше шансов обмануть смерть у членов экипажа и пассажиров, не достигших совершеннолетия. С пилотами ситуация понятна – в их кабине системы пассивной безопасности более надежны, чем у остальных пассажиров.

Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:

  • повышенная гибкость костей, общая расслабленность мышц и больший процент подкожного жира, защищающего внутренние органы от травм наподобие подушки;
  • небольшой рост, из-за которого голова закрывается спинкой кресла от летящих обломков. Это крайне важно, так как основная причина смертей при авиакатастрофах – травмы мозга;
  • меньший размер тела, снижающий вероятность напороться в момент приземления на какой-то острый предмет.

Непобедимая сила духа

Удачное приземление еще не всегда означает положительный исход. Не каждого чудом выжившего мгновенно находят благожелательно настроенные местные жители. Например, в 1971 году над Амазонкой на высоте 3 200 метров из-за пожара, вызванного попаданием молнии в крыло с топливным баком, разрушился самолет Lockheed Electra. 17-летняя немка Юлиана Копке пришла в себя в джунглях, пристегнутая к креслу. Она была ранена, но могла передвигаться.

Девушка вспомнила слова отца-биолога, который рассказывал, что даже в непроходимых джунглях всегда можно найти людей, если идти за течением воды. Юлиана пошла вдоль лесных ручьев, постепенно превращавшихся в реки. Со сломанной ключицей, пакетом конфет и палкой, которой она разгоняла на мелководье скатов, девушка через 9 дней вышла к людям. В Италии по этой истории сняли фильм «Чудеса еще случаются» (1974).

На борту, включая Копке, летело 92 человека. Впоследствии было установлено, что кроме нее падение пережили еще 14 людей. Однако в течение нескольких следующих дней все они умерли еще до того, как их нашли спасатели.

Эпизод из фильма «Чудеса еще случаются» спас жизнь Ларисе Савицкой, которая в 1981 году летела вместе с мужем из свадебного путешествия рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5 200 метров пассажирский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К.

Лариса с мужем сидела в хвосте самолета. Фюзеляж разломился прямо перед ее креслом, и девушку отбросило в проход. В этот момент она вспомнила фильм о Юлиане Копке, которая при крушении добралась до кресла, вжалась в него и выжила. Савицкая сделала то же самое. Часть корпуса самолета, в котором осталась девушка, упала на смягчившую удар березовую рощу. В падении она находилась около 8 минут. Лариса оказалась единственной выжившей, она получила серьезные травмы, но осталась в сознании и сохранила способность самостоятельно передвигаться.

Фамилия Савицкой два раза вписана в российский вариант Книги рекордов Гиннеса. Она значится человеком, выжившим после падения с наибольшей высоты. Второй рекорд скорее печальный – Лариса стала той, кто получил минимальную компенсацию физического ущерба. Ей выплатили всего 75 рублей – именно столько по нормам Госстраха тогда полагалось выжившим в авиакатастрофе.

Огромное количество людей боятся летать, опасаясь погибнуть. Они читают о том, как выжить в авиакатастрофе, прекрасно зная, что вероятность оказаться в такой ситуации довольно мала. И хотя шанс попасть в автомобильную аварию гораздо выше, пугают высота и беспомощность. Впрочем, ответ на вопрос, выживали ли люди в авиакатастрофах, - да. И это уже вселяет надежду. Более того, некоторым из них удалось спастись в условиях, где все остальные погибли. И не в последнюю очередь так произошло благодаря их разумным действиям.

Причины авиакатастроф

Шанс погибнуть во время полета гораздо меньше вероятности выиграть в лотерею. Тем не менее несколько раз в год происходят трагедии, уносящие жизни сотен людей за раз. Естественно, это пугает, даже если остаются выжившие в авиакатастрофах. Фото с мест аварии настолько впечатляют, что многие впоследствии отказываются от полетов, если есть другие варианты. Но если вдуматься, все-таки самолет - один из наиболее безопасных видов транспорта. Да, как и в любом другом случае, здесь есть свой риск. На самом деле причин, по которым что-то может пойти не так, не слишком много.

Во-первых, это человеческий фактор. Это наиболее вероятная причина, поскольку отказы техники без участия людей - довольно редкое дело. Все системы безопасности дублируются и проверяются перед каждым полетом, в то время как человеческие возможности, в том числе время реакции, внимание, скорость и качество принятия решений несовершенны. В 70% случаев, когда происходят те или иные происшествия, как с жертвами, так и без них, речь идет именно о том, что люди сделали что-то не так.

В остальных 30% виноваты технические сбои, не связанные с ошибками персонала, а также комплексные причины. В эту же категорию обычно относят происшествия, так и оставшиеся загадкой.

Конструкции самолетов постоянно совершенствуются, инженеры, электрики и другие специалисты работают над тем, чтобы минимизировать участие людей в процессе полета. Межгосударственный авиационный комитет, правительства стран, производители воздушных судов - в расследовании причин каждого инцидента заинтересовано достаточно большое количество сторон, а потому этому уделяется серьезное внимание. И поскольку довольно редко жертвами становятся все без исключения пассажиры, по их рассказам становится ясно, как выжить в авиакатастрофе. На самом деле это вполне возможно, даже если авария произошла на огромной высоте. И уж тем более были люди, выжившие в авиакатастрофах, случившихся на земле. Итак, что нужно для того, чтобы спастись?

Крупнейшие авиакатастрофы

Самой страшной трагедией, в которую были вовлечены самолеты, считается теракт, произошедший 11 сентября 2001 года. В этот день погибло почти 3 тысячи человек. Однако, строго говоря, эти катастрофы не попадают под определение а это значит, что первенство все-таки не за ними.

  • Наиболее многочисленной с точки зрения количества жертв по сей день считается трагедия на острове Тенерифе, произошедшая в марте 1977 года, когда на взлетно-посадочной полосе столкнулись два воздушных судна. Всего погибло почти 600 человек. Истории выживших в авиакатастрофе ужасают до глубины души - из числа спасшихся 12 пассажиров просто помутились рассудком.
  • В 1985 году мир поразила крупная авария в Японии. Самолет потерял управление, что повлекло за собой 520 жертв.
  • Еще одно столкновение, но на этот раз уже в воздухе, произошло в ноябре 1996 года в Индии. Почти 350 погибших.
  • В марте 1974 года в результате взрывной декомпрессии под Парижем разбился самолет турецких авиалиний. Жертвами стали 346 человек.
  • В результате теракта, произошедшего в июне 1985 года, в 70 километрах от ирландского Корка погиб авиалайнер с 329 людьми на борту.
  • В августе 1980 года в результате пожара на борту в районе Эр-Рияда стали жертвами 301 человек.

Лишь 30 из 100 самых крупных за всю историю авиации катастроф случились в XXI веке. Выживали ли люди в авиакатастрофах? Конечно, хоть и не в каждой. Разумеется, после любого, даже самого незначительного происшествия, проводится тщательное расследование, по итогам которого могут быть приняты решения об усилении мер безопасности в аэропорту, улучшении работы диспетчеров и других наземных служб, а также конструкции самолетов и внедрении новых систем управления. Так что с каждым годом шанс выжить в авиакатастрофе, если она случится, становится все выше. А сама вероятность ее возникновения - все ниже.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Многие считают, что это совершенно невозможно. На высоте в 10 тысяч метров очень холодно, мало кислорода, да и приземление вряд ли будет мягким. Однако факты, а также рассказы выживших в авиакатастрофах, говорят о том, что возможность благополучного исхода есть почти всегда.

В предыдущем параграфе были перечислены наиболее многочисленные по жертвам аварии, однако существует огромное количество инцидентов, в которых количество пострадавших было минимальным или вовсе равнялось нулю. Естественно, в первую очередь все зависит от действий пилотов и экипажа вообще, но и сами пассажиры, если не создают панику и соблюдают спокойствие, в критической ситуации могут спастись.

Итак, как удается выжить в авиакатастрофе? Единой инструкции, как действовать, не существует, однако можно просто знать и соблюдать некоторые рекомендации на этапе сборов и посадки в самолет. Ну а если все-таки возникнет, тут, скорее всего, в дело вступят инстинкты, хотя будет лучше сохранить голову холодной.

Наиболее безопасные места в салоне

Считается, что в самолете некоторые зоны во время полета более благоприятны для выживания, чем остальные (в случае непредвиденных обстоятельств). В общем и целом это действительно так. Исследования, основанные на авариях, произошедших в последние 30 лет, подтверждают это, как и выжившие в авиакатастрофах. Фото разрушенных лайнеров тоже наводят на определенные мысли. Но обо всем по порядку.

Во-первых, чем ближе к выходу, тем лучше - это так. Близость к аварийным или штатным дверям в некоторых ситуациях может спасти жизнь, но только в том случае, если не поддаться панике и все сделать правильно. По идее, открытие запасных выходов - задача экипажа, но сделать это может и пассажир, если это необходимо.

Во-вторых, задняя часть самолета обычно безопаснее, чем передняя. При столкновениях лоб в лоб, сходе с ВПП, пожарах и т. д. обычно в первую очередь страдает кабина самолета и прилегающие к ней зоны. Если лайнер теряет управление, то хвост также приземляется вслед за носовой частью. Таким образом, в ряде случаев не самые удобные места могут спасти жизнь - здесь шанс более или менее благополучного завершения полета достигает 66%. Истории выживших в авиакатастрофах зачастую это подтверждают, правда, с одной оговоркой - нужно правильно себя вести.

Порядок действий

Выжившие в авиакатастрофах в России или за рубежом могут рассказать о некоторых нюансах, которые и так известны всем, но почему-то постоянно забываются. Стоит еще раз их повторить.

Во-первых, начать готовиться можно еще дома - надеть в самолет удобную одежду, не стесняющую движений, иметь в ручной клади что-то теплое. Предпочтение следует отдавать хлопку и шерсти, поскольку они хуже горят. Также стоит обратить внимание на удобство обуви.

Во-вторых, нужно слушать экипаж во время инструктажа. Да, разумеется, тем, кто летает несколько раз в год, эти правила кажутся скучными и понятными без всяких повторений. Но стоит хоть раз подумать о том, что эти инструкции могут пригодиться. Даже те, кто слышал их много раз, в критический момент могут растеряться и запаниковать вместо того, чтобы вести себя правильно, в то время как экипаж регулярно проходит тренировки. Рассказы выживших в авиакатастрофах подтверждают, что слушать бортпроводников крайне важно.

В-третьих, усаживаясь на свое место, стоит сделать две вещи: не ставить в верхний отсек тяжелые сумки, посчитать количество рядов кресел между выходом и собой, а также запомнить это число. В условиях задымлености видимость будет на нуле, и это знание может спасти жизнь.

В-четвертых, как только поступила команда пристегнуть ремни, необходимо это сделать. Даже когда табло выключится, лучше оставлять их в прежнем положении. Даже если авиалайнер всего лишь войдет в не стоит рисковать своим здоровьем - удар головой тоже не самое приятное в путешествии самолетом.

Это то, что необходимо знать и делать, просто садясь на свое место в современном лайнере. Ну а если речь пойдет о том, как можно выжить в авиакатастрофе, то стоит рассмотреть отдельные ситуации, хотя в них есть очень много общего. Разумеется, очень сложно осознанно действовать, если опасность приходит внезапно - взрыв, столкновение и т. д. Но если шанс есть, стоит его использовать на все 100 процентов.

Отказ управления и жесткая посадка

Поломки электронных систем и другого оборудования - довольно редкое дело. И если просто небольшие неполадки все-таки случаются и даже могут остаться незамеченными пассажирами, то более серьезные проблемы зачастую приводят к аварийной посадке в ближайшем аэропорту. Это, однако, не значит, что все в порядке - в случае поломок все, кто находится на борту, должны следовать инструкциям экипажа. В данной ситуации в первую очередь все зависит от того, удастся ли никому не поддаться панике. Могут быть неожиданные и резкие маневры, сброс высоты, в общем, самое важное, что нужно сделать, - пристегнуть и затянуть ремень, снять с шеи шарфы, галстуки, цепочки и т. д., еще раз подумать, как добраться до аварийного выхода и сохранять спокойствие.

Если ожидается, что посадка будет жесткой, стоит вспомнить и о специальной позе, которая позволит защитить тело и голову от лишних травм. Кресло должно быть в вертикальном положении, пассажир сидит, сильно уперев руки в спинку впереди и кладет голову на них. Другой вариант - нужно максимально согнуться, обхватив себя руками за бедра и положив голову на колени. Именно это знание спасло 9-летнего голландца, когда при посадке в Триполи погибло более сотни человек, в том числе семья мальчика. Как только становится понятно, что что-то не так, даже если речь идет всего лишь о зоне турбулентности, стоит вынуть из карманов любые острые предметы, которые могут нанести раны.

Декомпрессия

Разгерметизация салона - тоже не слишком частое, но встречающееся явление. Если это не в результате которой самолет буквально разваливается на части, то шанс выжить в авиакатастрофе довольно неплохой. Основная проблема в этом случае - гипоксия. На этот случай в салоне есть кислородные маски, которые находятся над головой пассажиров и при необходимости вываливаются автоматически. Как только они появились, следует немедленно их надеть, а не только прижать к лицу. Тем, кто сопровождает детей, стоит подавить родительские инстинкты и вначале позаботиться о себе. Да, в этом случае лучше проявить здоровый эгоизм, потому что если взрослый потеряет сознание, то помочь детям будет уже некому. Сразу же стоит приготовиться к внезапной потере высоты - согласно своим инструкциям, пилоты будут снижаться максимально быстро. В остальном, опять же, следует соблюдать спокойствие и следовать всем указаниям бортпроводников.

В этом и предыдущем случае при жесткой посадке также стоит опасаться пожара и задымления. Если это произошло, во-первых, необходимо опуститься как можно ниже и защитить дыхательные органы, во-вторых, накрыться пледом или плотной одеждой, чтобы спастись от открытого огня, и в-третьих, пробираться к любому аварийному выходу, стараясь избежать толпы и давки. Истории выживших в авиакатастрофе, случившейся в Паго-Паго в 1974 году, это легко проиллюстрируют. 97 пассажиров не смогли быстро выйти из загоревшегося лайнера, пытаясь покинуть его через переднюю дверь, в то время как четверо спасшихся счастливчиков выбрались через запасные.

Захват воздушного судна

Благодаря усилиям всех стран по борьбе с терроризмом эту ситуацию можно назвать крайне маловероятной. Но лучше все-таки знать, что делать в этом случае. По большому счету, вести себя следует примерно так же, как и при любом другом захвате в заложники - самолет ничем принципиально не отличается. Как и в любой другой из описываемых чрезвычайных ситуаций, нужно постараться сохранять максимальное спокойствие. Если в ходе захвата самолета кто-то был ранен, необходимо оказать ему помощь, не подвергая себя при этом опасности. Не стоит провоцировать террористов на излишнюю агрессию, возмущаясь, крича или громко плача. Никаких резких движений и сопротивления, особенно, если нет необходимых навыков. Когда происходит захват заложников, практически моментально начинаются переговоры, направленные на их освобождение. Если они проваливаются, в определенный момент начинается штурм. И вот здесь самое умное, что можно сделать - упасть на пол, закрыв глаза и уши, при этом стоит держаться от угонщиков подальше. Специально подготовленные люди справляются с нейтрализацией террористов гораздо лучше простых обывателей, и в некоторых случаях удавалось обойтись минимумом жертв, которые позднее смогли рассказать, как выжить в авиакатастрофе. Ультразвуковой сканер, рентгеновский аппарат, специальные программы, помогающие выбрать особенно подозрительных пассажиров для специальной проверки - новые технологии тоже помогают бороться с терроризмом.

Приводнение

Помимо того, что уже ранее было сказано о жесткой посадке, в данной ситуации также необходимо вспомнить о специальных жилетах, которые хранятся под каждым креслом. По команде экипажа или без нее, если стало ясно, что приземление произошло на воду, нужно его достать и надеть. После этого необходимо покинуть салон самолета через аварийные выходы, расположенные на крыльях. Не стоит прыгать, если аварийный трап не развернут - высота составит около 3 метров. Нужно привести жилет в действие и соскользнуть на животе ногами вперед в воду. Далее следует дожидаться помощи и стараться двигаться. Жилет спасет от утопления, но от переохлаждения он избавить не в силах. В 2009 году именно это средство помогло 13-летней пассажирке дождаться спасателей, на прибытие которых ушло почти 14 часов.

О выживших

Человек - существо невероятных возможностей. В экстремальных ситуациях многие люди показывают чудеса силы, выносливости, сообразительности. Кому-то просто невероятно везет, а кто-то спасается благодаря тому, что все делал правильно. Здесь уже звучало несколько примеров того, как вели себя люди, выжившие в авиакатастрофах. Но стоит упомянуть и еще нескольких.

Сложно не вспомнить о знаменитой Весне Вулович, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе при падении с высоты в 10 тысяч метров. Можно сказать, что ей просто повезло: в момент катастрофы девушка потеряла сознание, находясь в хвосте самолета, падение смягчили деревья и тела других пассажиров, а еще ее очень быстро обнаружили, так что несмотря на серьезные травмы и длительную реабилитацию, она смогла вернуться к полноценной жизни спустя 1,5 года после трагедии. Тем не менее, отрицать ее волю к жизни и мужество невозможно.

Безусловно, были и выжившие в авиакатастрофах в России и СССР, показавшие себя настоящими героями. Такой пример - Лариса Савицкая, державшая рекорд до Вулович. Ее история о том, как люди выживают в авиакатастрофах, тоже достойна внимания. Летом 1981 года она с супругом как раз возвращалась из свадебного путешествия, когда пассажирский лайнер столкнулся с военным самолетом. Члены экипажа погибли практически мгновенно, воздушные судна развалились на части, и обломки стали падать вниз. В момент катастрофы Лариса проснулась от удара и перепада температуры. 8 минут заняло падение обломка, на котором она находилась, пока он не приземлился на березовую рощу, смягчившую посадку. Несколько часов девушка оставалась без сознания, а очнувшись, обнаружила рядом с собой тело мужа. Ее нашли 2 дня спустя, когда спасатели уже не надеялись обнаружить живых. Кстати, как признавалась Лариса, в какой-то момент ей вспомнился эпизод фильма "Чудеса еще случаются", в котором девушку спасло то, что она прижалась к креслу, даже не будучи к нему пристегнутой.

Кстати, упомянутая кинолента была снята по истории еще одной девушки, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе и добраться до людей сквозь джунгли. 17-летняя Джулиана Кепке летела со своей матерью на рождественские каникулы к отцу, но рейсу не суждено было завершиться благополучно. С высоты в 3 километра самолет упал в глубину джунглей после попадания в его крыло молнии и пожара. В течение следующих 9 дней девушка, опираясь на знания о тропических лесах, полученных от отца, пыталась выйти к людям, и ей это удалось. Она была единственной спасшейся.

Итак, как уже было сказано, ответ на вопрос, можно ли выжить в авиакатастрофе, положительный. Есть много примеров как чудесных спасений, так и благополучных исходов благодаря осознанным правильным действиям. Так что не стоит пренебрегать скучными инструкциями - за ними стоят чьи-то жизни.

Ваш рейс можно назвать поздним ночным, а хотите — ранним утренним. После взлета вы было пристроились поспать, и вдруг просыпаетесь от обжигающего ледяного ветра. И этот звук — душераздирающий, оглушительный рев. «Где я? — думаете вы.- И куда делся самолет?»

Вы на десятикилометровой высоте над землей. В полном одиночестве. И падаете.

Ситуация плоха. Но сейчас лучше было бы сосредоточиться на положительных аспектах (не считая главного — что вы по крайней мере как-то ухитрились пережить свой самолет). Земное притяжение вам теперь лютый враг, но зато у вас есть другой союзник — время. Хотите верьте, хотите нет, но ваше нынешнее положение гораздо лучше, чем если бы вы свалились с балкона пятого этажа. Точнее говоря, ваше положение станет лучше. А пока проблемы с кислородом на такой высоте приведут к гипоксии и потере сознания, и пару километров вы будете падать как кирпич. Потом сознание вернется, и вот тогда постарайтесь вспомнить эту статью. Впрочем, в любом случае конечную остановку, то есть землю, вы никак не пропустите.

Чтобы снизить скорость свободного падения, попробуйте подражать парашютисту, выполняющему затяжной прыжок. Расставьте руки и ноги, запрокиньте голову, расправьте плечи. Сделайте грудь колесом, и вы сами собой повернетесь лицом к земле. Только не расслабляйтесь — это не лучшая поза для приземления.

Нет смысла спорить, что шансов на выживание при падении с десятикилометровой высоты не так уж и много, но в данный момент вам все равно нечего делать и никто не мешает обдумать собственное положение. Падать с самолета можно двумя способами. Первый из них — свободное падение без каких-либо попыток замедлить свой полет. Второй — сыграть роль «наездника на обломках». Этот термин пустил в оборот Джим Хамильтон, массачусетский историк-любитель, создавший страничку «исследователей свободного падения». Это обширная база данных, в которую включены почти все случаи падения с большой высоты. «Наездником» в его терминологии называется тот, кто сумел ухватиться за какой-нибудь обломок. Так, в 1972 году сербская стюардесса Весна Вулович обслуживала рейс самолета DC-9. Над Чехословакией самолет взорвался. Стюардесса пролетела 10 км, будучи зажата между своим сиденьем, тележкой из буфета и телом еще одного члена экипажа. Она приземлилась на покрытый снегом горный склон и до полной остановки долго по нему скользила. В результате она получила тяжелые травмы, но осталась жива.

Если вас окружает что-то вроде кокона из обломков, вероятность выжить при ударе о землю будет заметно выше. Таково мнение Гамильтона, основанное на убедительной статистике. С 1940-х годов зарегистрирован 31 такой случай. Тех, кто остался в живых после одиночного свободного полета, гораздо меньше — всего 13 зарегистрированных или вызывающих доверие случаев. Суперзвездой в этом клубе фантастических счастливчиков можно считать военного летчика из Нью-Джерси Алана Мэги. В 1943 году, когда он выполнял боевое задание в небе Франции, его выбросило из самолета В-17. Пролетев 6 км, он пробил крышу железнодорожного вокзала. Практически сразу же его взяли в плен немцы, которые были потрясены, увидев его живым.


Eсли собрались падать, не забудьте прихватить пару очков. Хамильтон говорит, что обычно при падении очень слезятся глаза, что мешает правильно выбрать место для приземления.

Пока что забудем о том, падаете вы свободно или же смогли уцепиться за какой-нибудь обломок фюзеляжа. Первым делом вас должна интересовать «конечная скорость» (она же «установившаяся скорость падения»). Сила земного притяжения тянет вас вниз и стремится разогнать. С другой стороны, как и всякий другой движущийся объект, вы встречаете «лобовое сопротивление», которое растет при увеличении вашей скорости. В какой-то момент эти силы уравновешиваются, и ускорение прекращается, то есть вы выходите на «установившуюся скорость».

В зависимости от вашего веса, габаритов и плотности окружающего воздуха вы должны разогнаться не более чем до 200 км/ч, причем произойдет это всего метров за пятьсот свободного полета. То есть, упав с небоскреба или же с десятикилометровой высоты, вы ударитесь о землю с одинаковой силой. Но с крыши небоскреба до тротуара вы долетите за 12 секунд, а падая с «самолетной» высоты, успеете прочитать всю эту статью.

07:00:20 Высота 6500 метров

К этому моменту вы уже спустились в те слои атмосферы, где можно более-менее свободно дышать. К вам возвращается сознание. До удара о землю остается две минуты. Ваша следующая задача — решить, хотите ли вы жить дальше. Если да, то учтите, что, как шутят парашютисты, «умирают не от падения, а от приземления».

Не теряя присутствия духа, постарайтесь прицелиться.


Куда же целиться? Мэги грохнулся на каменный вокзальный пол, но его падение затормозилось, когда он за момент до этого пробил стеклянную кровлю. Больно, зато спасительно. Сгодится и стог сена. Некоторые счастливчики остались живы, угодив в густой кустарник. Лесная чаща — тоже неплохо, хотя можно напороться на какой-нибудь сук. Снег? Просто идеально. Болото? Мягкая, покрытая растительностью трясина — самый желанный вариант. Хамильтон рассказывает о случае, когда скайдайвер с нераскрывшимся парашютом угодил прямо на высоковольтные провода. Провода спружинили и подбросили его вверх, сохранив ему жизнь. Самая опасная поверхность — вода. Как и бетон, она практически несжимаема. Результат падения на океанскую гладь будет примерно таким же, как на тротуар. Разница только в том, что асфальт- увы! — не раскроется под вами, чтобы навсегда поглотить разбитое тело.

Не упуская из виду намеченную цель, займитесь положением вашего тела. Чтобы снизить скорость падения, действуйте, как парашютист при затяжном прыжке. Раскиньте пошире ноги и руки, запрокиньте повыше голову, расправьте плечи, и вы сами собой развернетесь грудью к земле. Ваше лобовое сопротивление сразу вырастет, и появятся возможности для маневра. Главное — не расслабляйтесь. В вашем, откровенно скажем, затруднительном положении вопрос, как подготовиться к встрече с землей, остается, к сожалению, до конца не решенным. В журнале War Medicine от 1942 года была опубликована статья на эту тему. В ней говорилось: «В попытке избежать травм большую роль играет распределение нагрузок и их компенсация». Отсюда рекомендация — падать нужно плашмя. С другой стороны, доклад 1963 года, опубликованный Федеральным агентством авиации (FAA), утверждает, что оптимальной для сохранения жизни будет классическая группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени повыше, голени прижаты к бедрам. В том же источнике отмечено, что выживанию при катастрофе весьма способствует натренированность в таких видах спорта, как борьба или акробатика. При падении на твердые поверхности особенно полезно было бы иметь некоторые навыки в восточных единоборствах.


Японский скайдайвер Ясухиро Кубо тренируется так: выбрасывает из самолета свой парашют, а затем выпрыгивает сам. Затягивая процесс до предела, он догоняет свое снаряжение, надевает и после этого дергает за кольцо. В 2000 году Кубо выпрыгнул на высоте 3 км и провел в свободном падении 50 секунд, пока не догнал ранец со своим парашютом. Все эти полезные навыки можно отрабатывать и в более безопасной обстановке, например в тренажерах свободного падения — вертикальных аэродинамических трубах. Впрочем, тренажеры не позволят вам отработать самый ответственный этап — встречу с землей.

Если вас ждет внизу водная поверхность, готовьтесь к быстрым и решительным действиям. По оставшимся в живых любителям прыгать с высоких мостов можно сделать вывод, что оптимальным был бы вход в воду «солдатиком», то есть ногами вперед. Тогда у вас будут хоть какие-то шансы выбраться на поверхность живым.

С другой стороны, знаменитые ныряльщики со скал, оттачивающие свое мастерство неподалеку от Акапулько, считают, что лучше входить в воду головой вперед. При этом руки со сплетенными пальцами они выставляют перед головой, защищая ее от удара. Вы можете выбрать любую из этих поз, но постарайтесь до самой последней секунды сохранять парашютирующую позицию. Затем, над самой водой, если вы предпочтете нырнуть «солдатиком», настоятельно рекомендуем вам изо всех сил напрячь ягодицы. Объяснять, почему, было бы не слишком прилично, но вы наверняка и сами догадаетесь.


Какая бы поверхность вас внизу ни ждала, ни в коем случае не приземляйтесь на голову. Исследователи из Института безопасности дорожного движения пришли к выводу, что в подобных ситуациях основной причиной смерти оказывается черепно-мозговая травма. Если вас все равно несет головой вперед, лучше уж приземляйтесь на лицо. Это безопаснее, чем удар затылком или верхней частью черепа.

07:02:19 Высота 300 метров

Если, выпав из самолета, вы занялись чтением этой статьи, то к настоящему моменту дошли как раз до этих строк. Начальный курс у вас уже есть, и теперь пора взять себя в руки и сосредоточиться на стоящей перед вами задаче. Впрочем, вот еще кое-какая дополнительная информация.

Статистика показывает, что в случае катастрофы выгоднее оказаться членом экипажа или ребенком, и если есть выбор, лучше терпеть крушение на военном самолете. За последние 40 лет зафиксировано по крайней мере 12 авиакатастроф, когда в живых оставался только один человек. В этом списке четверо были членами экипажа, а семь — пассажирами в возрасте до 18 лет. Среди спасшихся Мохаммед эль-Фатех Осман, двухлетний ребенок, который пережил крушение «боинга» в Судане в 2003 году, приземлившись среди его обломков. В прошлом июне, когда неподалеку от Коморских островов потерпел крушение лайнер Yemenia Airways, в живых осталась только 14-летняя Бахия Бакари.


Выживание членов экипажа можно связать с более надежными системами пассивной безопасности, а вот почему чаще в живых остаются дети — пока не ясно. В исследованиях FAA отмечается, что у детей, особенно в возрасте до четырех лет, более гибкие кости, мышцы более расслаблены и более высокий процент подкожного жира, эффективно защищающего внутренние органы. Люди маленького роста — если их голова не высовывается из-за спинок самолетных кресел — хорошо защищены от летящих обломков. При небольшом весе тела ниже будет и устоявшаяся скорость падения, а меньшее лобовое сечение снижает шанс напороться при приземлении на какой-нибудь острый предмет.

07:02:25 Высота 0 метров

Итак, приехали. Удар. Вы все еще живы? И каковы ваши действия? Если вы отделались мелкими травмами, можете встать и закурить, как поступил британец Николас Алкемейд, бортстрелок хвостового пулемета, который в 1944 году после падения с шестикилометровой высоты приземлился в заснеженную чащобу. Если же без шуток, то впереди вас ждет еще немало хлопот.

Вспомним случай с Юлианой Копке. В 1971 году в канун Рождества она летела на самолете Lockheed Electra. Лайнер взорвался где-то над Амазонкой. 17-летняя немка пришла в себя на следующее утро под пологом джунглей. Она была пристегнута к своему сиденью, а вокруг валялись груды рождественских подарков. Раненная, в полном одиночестве, она заставила себя не думать о погибшей матери. Вместо этого она сосредоточилась на совете отца-биолога: «Потерявшись в джунглях, ты выйдешь к людям, следуя за течением воды». Копке шла вдоль лесных ручейков, которые постепенно сливались в речки. Она обходила крокодилов и колотила по мелководью палкой, чтобы распугать скатов. Где-то, споткнувшись, потеряла туфлю, из одежды на ней осталась только рваная мини-юбка. Из еды при ней был только пакет конфет, а пить приходилось темную, грязную воду. Она не обращала внимания на сломанную ключицу и на воспалившиеся открытые раны.


На десятый день, двигаясь вдоль реки Шебонья, она увидела вытащенное на берег каноэ. Ей потребовалось несколько часов, чтобы вскарабкаться по береговому склону до хижины, где ее на следующий день обнаружила бригада лесорубов. В Перу этот случай восприняли как чудо. Действительно, по статистике службы ACRO, фиксирующей все авиакатастрофы, с 1940 по 2008 год в результате крушения 15 463 самолетов погибло 118 934 человека. Даже если добавить к этому числу парашютистов, у которых не раскрылись парашюты, всего 157 счастливчиков способны рассказать о произошедшем с ними чуде. Из них 42 — выжившие после падения с высоты более 3 км.

Правда, юная Копке не соглашалась с тем, что ее спасение — это результат чуда. Когда она кувыркалась в воздухе вместе со своим креслом, ситуация была не в ее власти, но когда она пришла в себя на земле, она уверенно взяла ответственность за свою жизнь в собственные руки. «Я сумела принять единственно правильное решение — покинуть место катастрофы». На родительской биостанции она получила необходимый для выживания опыт и потом рассказывала: «Мне не было страшно. Меня обучили ходить по лесам и правильно вести себя на реке. Мне пришлось много плыть среди таких опасных животных, как кайманы и пираньи».

А теперь поздравляем со счастливым приземлением! Вы уже проснулись, и колеса вашего самолета катятся по взлетно-посадочной полосе. Вы хорошо понимаете, что вряд ли вам когда-нибудь в жизни понадобятся сведения из этой статьи. А все-таки — не стоит ли оставить ее в кармашке на спинке кресла для следующего пассажира?

Loading...Loading...