Знаки препинания при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах предложения

В этой статье мы расскажем о том, какие ставятся знаки препинания при однородных членах и в каких случаях необходима постановка того или иного из них. Прежде всего, определимся с самим понятием "однородные члены".

Однородными считаются члены предложения, которые:

Выполняют в произведении общую синтаксическую функцию;

Зависят от одного слова;

Отвечают на один вопрос.

Не связанные союзами однородные члены

Как вы знаете, исключение имеет любое правило. при однородных членах, например, могут ставиться, а могут и нет. Между не соединенными союзами однородными членами ставится запятая. Однако есть несколько исключений. Запятая не нужна:

В устойчивых выражениях (например, поговорить о том о сем);

Между двумя глаголами, употребленными в одинаковой форме, которые указывают на цель движения или на само движение и образуют при этом единое смысловое единство (например, сядь напиши, пойду узнаю, посидим поговорим и др.).

Распространенные члены, в особенности если есть запятые внутри них, могут также разделяться с помощью не запятой, а точки с запятой.

Пример следующий: давно остались позади увеселительные расфранченные пароходы для экскурсий; вокзал, клокочущий содроганиями поездов; плавучие доски, переливавшиеся звонами металла, в которые вставлены были, будто в коробку, чуть сплющенные яйцевидные корпуса судов.

Рассматривая знаки препинания при однородных членах, нельзя не рассказать и об Определение представляет собой второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Отвечает оно на такие вопросы, как "какой?", "который?", "чей?" Пример: зеленый густой ельник у дороги; пушистые глубокие леса.

Определения поясняют члены предложения, которые выражены существительными (а также иными частями речи, имеющими значение существительного). Они являются однородными в случае, когда обозначают признаки, характеризующие с одной стороны данный предмет. Пример: все спало здоровым, неподвижным, крепким сном. В этом примере все 3 определения обозначают качество сна. Какие же следует ставить знаки препинания при однородных членах, являющихся определениями? Ответим на этот вопрос.

Запятые между однородными определениями

По правилам грамматики между не связанными союзами однородными определениями ставятся запятые.

К определяемому существительному непосредственно относится каждое из этих однородных определений, между ними можно поставить Они могут характеризовать предмет с различных сторон, при этом в контексте будучи объединенными общим признаком (причинной связью, сходством впечатления, которое производится, внешним видом и др.). Пример: тоненький, утренний, весенний ледок (общий признак здесь - "хрупкий, слабый"); воспаленные, красные веки (красные они именно потому, что они воспаленные).

Эпитеты (художественные определения) являются, как правило, однородными. Например: старуха закрыла погасшие, свинцовые глаза. Однородными являются обычно одиночное определение и находящееся за ним, выраженное причастным оборотом. Пример следующий: то была первая радость открытия, не замутненная опасениями.

Однородны, как правило, согласованные определения, которые расположены после определяемого слова. Определения можно считать однородными в случае, если они объединены неким общим признаком. Пример приведем следующий: для туристской баз было выделено большое, каменное здание (объединяющее понятие здесь - "благоустроенный").

Запятые между неоднородными определениями

Мы рассмотрели знаки препинания при однородных членах, являющихся определениями. Однако определения могут быть и неоднородными. Это характерно для ситуации, если они характеризуют в разных отношениях, с различных сторон некоторый предмет. Пример следующий: в углу гостиной находилось ореховое пузатое бюро (материал и форма); Подводными волшебными островами тихо проходят и тихо наплывают круглые белые облака (форма и цвет). Запятые между определениями неоднородными не ставятся.

Обычно неоднородные определения выражаются сочетанием относительного и качественного прилагательных, так как они выражают собой разные признаки. Пример: Яркое летнее солнце заглянуло в окно.

Неповторяющиеся союзы и однородные члены при них

Нужны ли знаки препинания между однородными членами, которые связаны соединительными неповторяющимися союзами "и" и "да" (в случае, если его значение аналогично значению "и"), а также разделительными союзами, такими как "либо" и "или"? Нет, между ними не нужна запятая.

Тем не менее если союз имеет значение "и притом" (присоединительное), или же он соединяет между собой 2 сказуемых, второе из которых указывает на следствие чего-то или выражает собой быструю смен действий, резкое противопоставление, то тире или запятая ставится перед ним.

Например: он хотел объехать весь свет - и не объехал и малой доли; но я предоставляю тебе работу, и весьма интересную. Запятая также пишется перед союзом "да и" (присоединительным): Осталось прочитать последнюю книгу, да и то по объему небольшую.

Запятая не нужна перед присоединительным "и" в случае, если за ним стоит указательное местоимение "то", "та", "тот", "те". Пример: родная сестра и та не сделала бы больше для меня.

Запятая не нужна перед союзом "да", если речь идет о сочетаниях типа "взял бы да и сделал", "возьму да и расскажу".

Рассмотрим теперь знаки препинания между однородными членами, которые соединены союзами "да" (в значении "но"), "но", "а" (это Запятая между ними нужна. Пример: Ответьте мне звонком, а не телеграммой, и сообщите дату выезда.

Какие еще, кроме запятой, могут ставиться знаки препинания? Союзы при однородных членах предложения (противительные) иногда опускаются. Когда один из них пропущен, между ними пишется тире. Пример: не малый рыбачий парус - корабли снятся мне.

Повторяющиеся союзы и однородные члены при них

Свою особенность имеют повторяющиеся союзы и знаки препинания при однородных членах, связанных ими. Запятая нужна между соединенными такими союзами однородными членами. Союзы могут быть следующими: "да... да", "и... и", "ни... ни", "либо... либо", "не то... не то", "или... или", "то... то" и др.

Запятая не ставится при соединении повторяющимися союзами "и", "то", "или" перед первым из них в случае, если перечисление начинается с него. Пример: он и в горы ходил, и сидел 2 раза в остроге, и у русских воевал. Однако запятая должна ставиться перед первым из союзов в случае, когда однородный член с ним продолжает уже начавшееся перечисление. Пример следующий: он полюбил густые рощи, тишину, уединение, и звезды, и ночь, и луну.

Запятая не ставится при 2-х однородных членах с одинаковым союзом, если при этом образуется единство, тесно связанное по смыслу. Обыкновенно подобные однородные члены при себе не имеют пояснительных слов. Пример следующий: он ею и дышал и жил. Запятая обычно ставится, когда имеются пояснительные слова. Пример: в вашем сердце есть и прямая честь, и гордость.

Парные группы однородных членов

Союз может попарно соединять однородные члены, и в этом случае между парными группами ставится запятая. Внутри этих пар, напротив, она не нужна. Пример: до нас дошли из бездны времени страдания и радость людские, слезы и смех, гнев и любовь, безверие и вера. В свою очередь парные группы могут соединяться между собой повторяющимся союзом. Приведем следующий пример: среди рек есть и буйные и спокойные, и большие и малые, и медленные и быстрые. Однако запятая не нужна в случае, если 2 однородных члена имеют союзы и образуют группу, тесно связанную по смыслу, которая соединена союзом также с 3-м однородным членом. Пример следующий: Мария была девушка бесстрашная и прямая и по-своему даже жестокая в случаях, если она не любила кого-нибудь (парная группа здесь - "прямая" и "бесстрашная").

Не ставится запятая внутри цельных выражений, которые образованы двумя словами, имеющими противоположное значение, соединеными между собой повторяющимися союзами "ни", "и". Примеры: и стар и млад, и смех и грех, и холод и голод, и так и этак, ни рыба ни мясо.

Двойные союзы и однородные члены при них

Если двойными союзами, такими как "не так... как", "как... так и", "не только... но и", "настолько... насколько", "не столько... сколько", "если не... то", "хотя и... но" соединены однородные члены, то лишь перед 2-й частью союза ставится запятая. Пример следующий: много особенностей есть у Сибири как в людских нравах, так и в природе.

Что такое обобщающее слово?

Обобщающее слово - слово, более широкое по своему значению, объединяющее однородные члены. Чаще всего обобщающими словами служат местоимения типа "каждый", "всякий", "все", "никакой", "ничто", "никто", "всегда", "всюду" и др. Пример: всюду: внизу и вверху - пели птицы. Обобщающее слово является обычно таким же членом предложения, какими выступают и однородные члены. Постановка знаков препинания при однородных членах в случае его наличия имеет свои закономерности.

Двоеточие при обобщающих словах

Перед перечислением различных однородных членов после обобщающего слова нужно двоеточие. Пример: в глубине леса отражались звуки труда: шорох песка, скрежет камня, вскрики, лязг, гудки машин.

Если такие слова, как "например", "а именно", "как то" и др. стоят после обобщающего слова, то между ними следует поставить запятую, а после - двоеточие. Пример: добрые люди жизнь понимали не иначе, как идеалом бездействия и покоя, по временам нарушаемого неприятными случайностями, как то: убытками, болезнями, ссорами.

Если впереди находится обобщающее слово при однородных членах, знаки препинания в этом случае имеют одну особенность. Обычно двоеточие не ставится. Но в научной и деловой речи оно может ставиться, даже если обобщающее слово отсутствует. Пример: на совещании присутствовали (далее перечисляются фамилии); Нужно взять для получения данной смеси (перечисляются составные части).

Постановка тире при обобщающем слове

Перед обобщающим словом после всех имеющихся в предложении однородных членов нужно тире. Пример: гвардейский значок, орден Красной Звезды, ремень портупеи, гимнастерка - все это шло к ней.

В случае, когда перед обобщающим словом после них находится вводное слово ("короче говоря", "одним и др.), перед последним нужно ставить тире, а после - запятую. Пример: в сухой траве, среди насекомых, птиц - словом, везде ощущалось приближение осени.

Если находящиеся после обобщающего слова однородные члены не заканчивают предложения, то двоеточие ставится перед ними, а после - тире. Пример: везде: под ногами, над головой - грохочет, живет железо.

Тире ставится вместо двоеточия в случае, если группа однородных членов выражает собой уточняющее замечание или пояснение. Таким образом, с помощью тире оказываются выделены однородные члены с двух сторон. Пример: миллионы людей - чехов, французов, украинцев, русских, югославов - прошагали вдоль и поперек Европу и увидели фашизм.

Если по условиям контекста после однородных членов с обобщающим словом, предшествующим им, нужна постановка запятой, то после перечисления тире часто опускается. Пример следующий: люди испытали на себе многие стихийные бедствия: засуху, наводнения, пожары, однако это не сломило нашу волю к борьбе с природой.

Итак, мы рассмотрели однородные члены предложения, обобщающие слова, знаки препинания при них. Эту тему лучше всего изучать на практике, рассматривая различные примеры. Так вы отработаете знаки препинания между однородными членами предложения, и их постановка уже не будет вызывать сложностей.

1.Всякая благородная личность глубоко сознаёт кровное родство свои кровные связи с отечеством. (Бел.) 2.Желание служить общему благу непременно должно быть потребностью души условием личного счастья. (Ч.) 3.За счастье за мир на земле за чистое небо рассвета боритесь народы смелей на двух полушариях света! (Кирс.) 4.Это небо в светлейших родинках этот лес этот крик журавля заронили мне в душу Родину на протяжной заре сентября. (М. Анищенко). 5.Лесом хочу надышаться вьюгами надышаться жизнь не напрасно прожить правды одной держаться правдой одной дорожить. (Щип.)

1.Я шёл без сил в шинели и погонах сквозь сто смертей за Родину мою. (Э. А.) 2.В громе яростных битв пролетают над нами бесконечные грозные трудные дни. (Сурк.) 3.Мужчины в Горюхине добронравны трудолюбивы (особенно на своей пашне) храбры воинственны. (П.) 4.Ночь настала месяц всходит поле всё Иван обходит звёзды на небе считает да краюшку уплетает. (Ерш.) 5.Искусство даёт крылья уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь мелкие грошовые интересы кто возмущён оскорблён и негодует тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. (Ч.)

1.Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней роскошью декораций костюмов эффектными мизансценами а идеями драматурга. (Станисл.) 2.Осторожно ветер из калитки вышел постучал в окошко пробежал по крыше поиграл немного ветками черёмух пожурил за что-то воробьёв знакомых. (Исак.) 3.День пригревает- возле дота пахнет позднею травой яровой сухой соломой и картофельной ботвой. (Тв.) 4.По зеркальной траве по кудрям лозняка от зари алый пар разливается. (Ник.)

IV. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Везде был отрадный дремотный лес. Он был с нами добр широк понятен неназойлив.2.Теперь даже лес казался чужим равнодушным.(В. Белов) 3.Весной разливается Волга. Вода заливает низкие места небольшие озёра ямы котлованы. Сюда заходит рыба разной породы появляются крохотные беспомощные мальки. За лето мальки подрастают становятся подвижными юркими рыбками.

Однородные члены предложения, соединённые одиночным союзом.

I. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Лучшее наслаждение самая высокая радость жизни- чувствовать себя нужным и близким людям! (М. Г.) 2.Грядущие поколения ожидает не принуждённый труд без вознаграждения а свободная живая деятельность. (Добр.) 3.Мы создаём будущее сейчас сегодня а не только говорим о нём и представляем его в туманном отдалении. (Пауст.) 4.Бегущая минута незаметная рождает миру подвиг или стих. (Марш.) 5.Я верю в разум человека в его порыв дружить любить в потребность тихого ночлега и в жажду строить и творить. (Н. Доризо)

II. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Хотел бы я долгие годы на родине милой прожить любить её светлые воды и тёмные воды любить. (В. Соколов) 2.В тебя Отечество родное бессмертная моя любовь в поля и в небо дождевое я вглядываюсь вновь и вновь. (Ю. Смуул) 3.Первое правило настоящего разведчика- лучше знать да молчать чем знать да болтать. (Кат.) 4.Ложью свет пройдёшь да не воротишься. (Посл.) 5.Отсталый да угрюмый всегда позади. (Посл.) 6.Птица далеко летает да старое гнездо не забывает.(Посл.)

III. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Человека ценят не по годам не по делам а по разуму. 2.Живи своим умом а честь расти трудом. 3.Откладывай безделье да не откладывай дела. 4.В умной беседе ума наберёшься а в глупой свой растеряешь.(Посл.) 5.Я медленно уходил от грозы преодолел густой ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 6.Здешний соловей был как бы слишком застенчив и быстро замолкал.(В. Белов)

1.Науки не просто граничат одна с другой а внедряются и проникают друг в друга.(Н. Пирогов) 2. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями моей мысли а не одной памятью.(Л. Толстой) 3.Леса луга поёмные ручьи и реки русские весною хороши. 4.Дедушка древен годами но ещё бодр и красив. 5.Сила юности мужество страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь.(Н. Некрасов) 6.За пустой околицей за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой.(А. Сурков)

V. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы прокричали и полетели в тёплые края. Остались только воробьи голуби сороки вороны синички. Накинулась зима на зверей. Запорошила она снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко и сердито постукивают молотками. Строят они мосты по прудам озёрам рекам и морям. Заволокла зима узорами стёкла в окнах изб. Стучит в заборы в стены в двери жилищ и дует свирепым холодом в щели. (К. Ушинский)

Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами

I.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Родней всех встают и красивей леса и поля и края.(Прок.) 2.Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят.(Сим.) 3.Одесса дралась жестоко непоколебимо упорно не желая отдавать врагу ни одного камня ни одного клочка земли. (Пауст.) 4.В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын и ты со своею судьбою осталась один на один. (Исак.) 5.Голос наковальни да скрип мехов да шум огня с далёкой той поры начальной в ушах не молкнет у меня.(Исак.)

II.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 2.Я брат зверью и ящерам и рыбам мне ясен рост весной встающих трав.(Бр.) 3.Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым с гордой гривой в часы прилива.(И. Поженян) 4.Брожу то лесом то подлеском в полшага чтобы где-нибудь случайным шорохом иль треском косули робкой не спугнуть.(И. Бабаев) 5.Ни раба ни повелителя дружбе не надо.Дружба любит равенство.(Гонч.)

III.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. 2.О неизменный друг тебе я посвятил и краткий век уже испытанный судьбою и чувства может быть спасённые тобой. 3.Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык и гордый внук славян и финн и ныне дикой тунгус и друг степей – калмык. 4.Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя; то как зверь она завоет то заплачет как дитя то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит то как путник запоздалый к нам в окошко застучит.(А. Пушкин)

IV.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Под вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.(П.) 2.Увы, ни камни ожерелья ни сарафан ни перлов ряд ни песни лести и веселья её души не веселят.(П.) 3.Сусанин ведёт их … Вот утро настало и солнце сквозь ветви в лесу засияло: то скроется быстро то ярко блеснёт то тускло засветит то вновь пропадёт. (Рыл.) 4.И снова я тоскую поутру и в сад иду и веточку беру и на снегу пишу я… (Ахмад.) 5.Тропа вела то лугом вдоль речки Тумки то частым лесом то гречишным полем.(Сол.) 6.Вспомнилась мне молодость и дорога и девушки мимо которых прошёл и девушки которые прошли мимо меня и снежный путь и скрип полозьев и дым костров.

Однородные члены, соединённые двойными союзами

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Как во всяком произведении так и в созданиях искусства не должно быть ничего ни недоконченного ни недостающего ни излишнего.(Бел.) 2.Шумный успех встретил как первую так и все последующие книги С. Аксакова успех которого он сам не ожидал и не мог предвидеть. (Сол.) 3.Эстетическое образование требуется не только писателю но и инженеру и рабочему. (Шол.) 4.Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.(Марш.) 5.Владимир Солоухин не только поэт стихотворец но ещё и великолепный прозаик и публицист и литературный критик.(Аг.) 6.Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья.7.Как в театре так и в кино в общем содружестве встречается драматург режиссёр актёр художник-гримёр.(Черк.)

Попарное соединение однородных членов

1.Писатель создаёт судьбу героев сочиняет её. Он может сделать этого своего человека красавцем или уродом счастливцем или неудачником может дать ему долгую жизнь или убить на первой странице. (И. Линкова) 2.Реальная живая жизнь переливается на полотно и на бумагу на киноэкран и нотный лист через глаза и руки через душу художника. (И. Линкова) 3.В осаждённом Ленинграде удивительно много читали. Читали в землянках и дотах читали на батареях и на вмёрзших в лёд кораблях брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промёрзлых квартирах лёжа при свете коптилок читали читали. (Н. Чук.) 4.Этот сказочный мир неба солнца зелени пчёлок и бабочек причудливо переплетался с вымышленным миром книги миром отваги и благородства чистой дружбы и чистой любви. (Фад.) 5.Волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой.(П.)

Однородные и неоднородные определения

I.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Я чувствовал что глупею что из таинственного всеведущего существа быстро превращаюсь в какого-то ухмыляющегося дурачка. 2.Лошадь Лаврецкого бодро шла мерно раскачиваясь направо и налево; большая чёрная тень её шла рядом с нею. 3.Он мог видеть её тонкий чистый профиль и ему казалось что он никогда не видывал и не испытывал ничего подобного тому что он чувствовал в этот миг. 4. Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций. 5. Недавно вставшее солнце затопляло всю рощу сильным хотя и неярким светом. 6. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя. 7.Был прекрасный июльский день. 8. Верхний тонкий край растянутого облачка засверкает змейками блеск их подобен блеску кованого серебра. 9.Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков золотисто-серых с нежными белыми краями.(И. Тургенев)

II.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Немного далее речка сливалась с другой такой же речкой потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая пышная осока из которой когда подъезжала бричка с криком вылетело три бекаса.(Ч.) 2.Никогда ведь не знаешь когда блеснёт из-под ресниц лукавый женский взгляд. (Пауст.) 3.Мы напились холодной вкусной воды. (Пауст.) 4.Но он (Пастернак) как-то легко и по-домашнему ладил с корявою бездной, сгустившейся вокруг нас,- с выпяченными дёшево сверкающими звёздами с впадиной на месте луны с грубо поставленными неуютными деревьями. (Ахмад.) 5.Книга обладает колоссальной притягательной силой.

III.Спишите, укажите однородные и неоднородные определения.

1.Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи.(Шол.) 2.Хороша развесистая белоствольная светло-зелёная весёлая берёзка. (С. Аксаков) 3.У костра стоял худенький черноголовый мальчишка. (Фад.) 4.А ведь как хорошо красиво это чистое и голубое небо синяя беспредельная гладь моря влажный береговой воздух.(Гонч.) 5.Мы выехали на заре и приехали на быстрый глубокий многоводный Ик. (С. Аксаков) 6.На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми жёлтыми огнями. (В. Короленко)

IV.Спишите, согласуйте определения с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания и объясните их.

1.Эта дымка придаёт величественн... расплывчат… очертания дубов… рощам. 2.Сутулый человек был одет в сер… тонк… костюм лежавш… на нём свободно и мягко. 3.Дождь перестал но ранн… утро было сыр… пропитан… запахом дождя. 4.В сам… гуще парка телега остановилась около маленьк… деревянн… дома с освещен… окнами. 5.Я спускался с обрыва около стар… крепостн… валов и шёл по узкой тропинке. (Пауст.)

Обобщающие слова при однородных членах

I.Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите обобщающие слова.

1.Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.(А. Н. Т.) 2.Я поэзии одну разрешаю форму краткость точность математических формул. (Маяк.) 3. Я ничего от песен не припрятал ни дружбу ни сомненья ни любовь. (Д. Алтаузен) 4.Прекрасно это солнце это небо всё вокруг нас прекрасно. (Т.) 5.Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно хотя весна повторяется каждый год! (Ч.) 6.Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени. (В. Арсеньев)

II.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Цените слух цените зренье любите зелень синеву всё что дано нам во владенье двумя словами « Я живу ».(Марш.) 2.Сады леса и фабрики и пашни всё это наш родной и милый дом. (Л.-К.) 3.С большой сердечной любовью относились к Чехову все люди попроще, с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почтальоны.(Купр.) 4.Мне была охота прочитать про всё и про травы и про моря и про солнце и звёзды и про великих людей про всё то что люди хорошо знают а я ещё не знаю. (Пауст.) 5.Всё это и ночь и даль и горы и звёзды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (Кор.)

III.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом красивой сказки. (М. Г.) 2.Везде над головой под ногами и рядом с тобой живёт торжествуя свои победы железо. (М. Г.) 3.В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно. (Пауст.) 4.Семь перемен в одну неделю теплынь и холод дождь и снег такой характер у апреля когда весна берёт разбег. (А. Иванов) 5.Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышной берега и Волги радостные воды всё мило мне. (Н. Языков)

IV.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Звон якорных цепей грохот сцеплений вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. (М. Г.) 2. …И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов) 3.А.. П. Чехов высмеивал всё дурное всё что мешало жить честно и справедливо наглость сильных и заискивание слабых грубость трусость и равнодушие. (А.. Белкин)

V.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Пытливо умные глаза ироническая улыбка в углах тонких губ манера поднимать левую бровь словно прислушиваясь к чему-то некая интеллигентность во всём облике всё внушительно говорило о том что человек далёк от заготовок скота и нужд сельского хозяйства. (Шол.) 2.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. (П.) 3.Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды. (И. Тургенев) 4.С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи работать для науки и писать для народа. (К. Тимирязев)

VI.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не может сравниться с человеком. (Ю. Нагибин) 2.Я всё любил леса и нивы снегов немую белизну и вод весенние разливы и детства мирную весну. (Огарёв) 3.Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны вьюжных зим серебряная пряжа кружева зелёные весны. (Рыл.) 4.И огонь и эта вода и тишина эта и буря и всё что есть в природе и чего мы даже не знаем всё входило и соединялось в мою любовь обнимающую собой весь мир. (Пришв.) 5.На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин (Т.)

VII.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Любимые вещи в мире музыка природа стихи одиночество. (М.Цветаева) 2.Был Серёжа именинник и много ему разных подарков надарили и волчки и кони и картинки. (Л. Т.) 3.В русском человеке Чехов наблюдал и глубокий ум и широкий размах и любовь к свободе и тонкость чувств и обострённую совесть все данные для того чтобы сделать жизнь замечательнее. (Эйх.) 4.В несметном богатстве нашем слова драгоценные есть Отечество Верность Братство а есть ещё Совесть и Честь.(Яшин)

VIII. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. (Акс.) 2.На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же тишина то же безлюдье. (В.К.) 3. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (Ч.) 4.Бричка бежит а Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. (Ч.) 5.Всё уже созрело всё требовало хозяйских хлопот пшеница просо овёс подсолнух кукуруза бахчи картофель.(Баб.) 6.И всё это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далёкие дни детства.(Перв.) 6.Две девушки студентка Маша и медсестра Настя вели беседу.7.Здесь всё мне знакомо усадебный дом сарай церковь с колокольней.

IX.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Всюду и направо и налево от тропинки простирается невысокий кустарник. 2.В богатых лесом краях в Карелии в Сибири на Урале проще возводить жильё из дерева. 3.Ничего не заметно было ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) 4.Но я как будто вижу перед собой эту живую картину тихие берега лунную дорогу тени бегущих людей. 5.Вся усадьба состояла из четырёх срубов разной величины а именно из флигеля конюшни сарая бани. (Т.) 6.Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке. (Сераф.)

Повторительные упражнения

1.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.Ничего нет в мире милее для меня чем мой народ его судьба чем волшебный русский язык и трогающая то силой то грустью то покоем и радостью наша природа.(Пауст.) 2.Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан. (Есенин) 3.Не утаишь от меня не спрячешь великолепия дел и вещей мощи земли, молодой и горячей, страсти ума и ума страстей. (Без.) 4.Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её семья и её история и её завтрашний день. 5.Смотрю на весеннее выступление жизни – силы жизни одной и той же во всём и в траве и в почках деревьев и в цветах и в насекомых и в птицах. (Л. Т.)

2.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.И всё это пышная вершина клёна светло-зелёная гряда аллеи подвенечная белизна яблонь груш черёмух солнце синева неба всё поражало своей густой свежестью и новизной. (Бун.) 2.Солнце уже взошло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень и блестело в каплях росы. (Л. Т.) 3.И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. 4.Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 5.Всё пахло кусты акации листья сирени листья смородины лопуха цветы трава земля. (Бун.) 6.Сазаны иногда скрывались под зелёными щитами кувшинок и снова выплывали на чистое хватали тонущие мокрые листочки вербы. (Шол.)

3.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.Аксинья с живым любопытством рассматривала заснеженную сугробистую степь натёртую до глянца дорогу далёкие тонущие во мгле горизонты. 3.В крохотной комнатушке на грязном земляном полу спало человек десять казаков. 4.До зари слышались людские голоса конское ржанье скрип полозьев. 5.Дни потянулись серые и безрадостные. 6.Повитая туманом даль затопленные талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней всё казалось невиданно красивым цвело густыми и нежными красками. 7.Она отчётливо видела быков арбу с раскинутым над ней пологом слышала трескучий звон кузнечиков вдыхала приторно горький запах полыни. 8.Она увидела и себя молодую рослую красивую…

4.Сконструируйте предложения по схемам.

ОГОУ ДПО

«КИНПО (ПК И ПП) СОО»

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО

ТЕМЕ: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Выполнила учитель русского

Языка и литературы МОУ

«СОШ №4 г.Щигры Курской

Области» ШЕВЦОВА Л. В.

Научный руководитель –

Старший преподаватель

Кафедры филологии

ПЕРЕВЕРЗЕВА С. П.

1. Однородными являются такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову , отвечают на одни и тот же во- прос, являются одинаковыми членами предложения. Например :
В разрушенном городе уже восстановили (что?) жилые дома, школы, детские сады, больницы.
Однородные члены предложения могут быть связаны только интонацией или с помощью сочинительных союзов и интонационно.

Если однородные члены предложения связаны простыми со- единительными (и, да (= и), тоже, также) или разделительными (или, либо) союзами, запятая не ставится. Если эти союзы являются повторяющимися, то знаки препинания такие же, как при повторяющемся союзе и (см. выше). Если союзы составные (не только - но и, столько - сколько, так - как и; то - то, не то - не то и т. д.), то запятая ставится перед второй частью союза. Например :
У нас в саду растут не только розы, но и гладиолусы.
Если однородные члены предложения связаны противительными союзами (а, но, да (= но), зато), то запятая всегда ставится.
Например:
Вошедшая девушка была невысокая, но очень красивая.

Внимание! Не являются однородными повторяющиеся слова:
Ехал долго-долго. Кроме того, во фразеологизмах типа ни рыба ни мясо, ни свет ни заря запятая никогда не ставится.

2. Однородные члены предложения могут иметь при себе обобщающее слово , которое выражено или местоимением ВЕСЬ, или словом, обозначающим более широкое, родовое понятие по от- ношению к однородным членам предложения. Обобщающее сло- во является тем же членом предложения, что однородные члены предложения. Например :
Книги, музыка, танцы - все это меня всегда интересовало.
В городском парке росли разнообразные деревья: дубы, ивы, березы.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, после него ставится двоеточие.
Например :
В магазине нам предложили разнообразные товары: игрушки, продукты.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, перед ним ставится тире.
Например :
Бунин, Куприн, Солженицын - все эти писатели относятся к возвращенной литературе.
Если обобщающее слово стоит до однородных членов предложения, но ими предложение не заканчивается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов предложения - тире.
Например :
Большинство школьных предметов: литература, русский язык, история - очень близки мне.

3. Однородными являются такие определения, которые характеризуют предмет с одной стороны , произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно поставить союз И. Например :
Мне подарили красные, желтые, розовые розы (все определе- ния характеризуют предмет со стороны цвета).
Кроме того, однородные определения, как правило, выражены качественными прилагательными. Между однородными определениями всегда ставится запятая.
Неоднородными являются определения, которые с разных сторон характеризуют предмет, произносятся без перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. Например :
Мы подошли к высокому кирпичному дому (высокий - размер, каменный - материал).
Неоднородные определения, как правило, выражены соче- танием качественного и относительного прилагательных, между ними запятая никогда не ставится.

80. Знаки препинания при однородных членах.

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
  • Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

  • запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

  • если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
  • запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

[о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания).

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о - О] Дети, старики, женщины - все смешалось в живом потоке.

[о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о -...] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка - напоминало мне далекие дни детства.

Задачи и тесты по теме "Знаки препинания при однородных членах."

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

3. Знаки препинания при однородных членах предложения

3.3. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

Теперь перейдем к вопросу о том, как разграничить однородные и неоднородные определения.

Здесь необходимо учитывать два обстоятельства: являются ли определения согласованными и какое место они занимают относительно определяемого имени.

Определения бывают согласованными и несогласованными. Согласованными являются определения типа холодная дождливая осень , холодный дождливый день , холодным дождливым утром , холодными дождливыми вечерами , в которых прилагательные согласуются с определяемым именем существительным, т. е. принимают форму того же рода, числа и падежа. Если согласованные определения стоят перед определяемым словом, возникают варианты в постановке запятых.

Два стоящих рядом согласованных определения могут быть однородными или неоднородными. Однородные определения разделяются запятой, между неоднородными определениями запятая не ставится.

Рассмотрим пример:

Это было в ноябре, я до сих пор вижу и чувствую эти неподвижные , темные будни в глухом малорусском городе (И. Бунин. Жизнь Арсеньева).

Перед определяемым словом будни стоят однородные определения неподвижные и темные , между которыми необходима запятая. Перед определяемым именем в городе два неоднородных определения – глухом и малорусском . Между ними запятая не ставится.

Различия между однородными и неоднородными определениями заключаются в следующем.

Во-первых, каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову, т. е. будни были и неподвижные, и темные.

Во-вторых, первое из неоднородных определений относится к последующему словосочетанию: определение глухой характеризует словосочетание малорусский город , а не слово город само по себе – глухой {малорусский город} .

В-третьих, неоднородные определения часто выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, как в данном примере: прилагательное глухой является качественным, а малорусский – относительным.

И, наконец, в-четвертых, неоднородные определения могут быть выражены и двумя качественными прилагательными, если они обозначают разные признаки, например, в ряду холодная быстрая река запятая не ставится, так как прилагательное холодная обозначает температуру воды, а быстрая – скорость течения.

Однако автор может поставить запятую между подобными определениями, если он усматривает между ними внутреннюю причинно-следственную связь или пояснительные отношения. Например, в ряду дикие лохматые собаки запятую ставить не надо, так как данные определения описывают собак с разных сторон: дикие обозначает ‘неприрученные’, а лохматые – ‘с длинной, густой, непричесанной шерстью’. И тем не менее в подобном ряду запятую поставить можно, если признаки «дикости» и «лохматости» рассматриваются как связанные между собой.

Определения, выраженные сочетанием
«прилагательное + причастный оборот»

Определения-прилагательные могут сочетаться с причастными оборотами. Постановка запятой зависит в этом случае от расположения причастного оборота.

прилагательное, причастный оборот

причастный оборот ÿ прилагательное

Если причастный оборот стоит после определения-прилагательного и перед определяемым словом, то запятая ставится, например:

Гладкая , оплывшая смолой шишка становилась похожей на растрёпанного воробья (Ю. Коваль. Капитан Клюквин).

Если же причастный оборот стоит до прилагательного-определения, то он относится к словосочетанию в целом и запятая не ставится, ср.: оплывшая смолой {гладкая шишка } .

Сочетание согласованных и несогласованных определений

Есть еще два простых условия, при которых требуется постановка запятой.

Запятая ставится при сочетании согласованных и несогласованных определений, например:

В погожем , с редкими облачками небе кружила поодаль пара аистов, а над головами опять стали виться клубы мошкары, от которой здесь стало хуже, чем было в лесу (В. Быков. Болото).

Первое определение в погожем является согласованным, второе – с редкими облачками – несогласованным. Запятая ставится обязательно.

Определения ПОСЛЕ определяемого имени

Запятые между определениями ставятся также и тогда, когда они стоят после определяемого слова, независимо от того, являются они однородными или нет, например:

Там имелись истории шутливые ,трагические ,скабрёзные ,трогательные (Д. Гранин. Зубр).
Loading...Loading...