Биография ксенофонта. С.Я

На прошедших выходных поставил перед собой боевую задачу- изучить труд античного мыслителя Ксенофонта "Анабасис", что на нашей мове значит "Восхождение".
Данный представитель античной мысли интересен тем, что помимо бытия одним из любимых учеников Сократа (что наводит на мысль об определенном уме), служил в армии и со временем стал довольно таки талантливым полководцем. Это,конечно, в корне разнится с мировоззрением советских и постсоветских интеллигентов, которые считают, что в армии должны служить скорбные умом и прочие унтерменши, а удел мыслителя- лежучи на диване мыслить изо дня в день. Но греки, как становится понятно из данной книги, придерживались мнения полностью противоположного. Даже вышеупомянутый Сократ в армии служил и определенных успехов достиг. Так то...
В книге описан довольно известный период античной истории под названием "греко- персидские войны". На самом деле имеет место быть небольшая неточность- воевали не все греки. Дело было так- 13000 спартанцев из числа "парий" (это, кто не в курсе, такие товарищи, которым по разным причинам в Спарте места не было) нанялись на службу к персидскому князьку Киру. Кир этот был знатной гадиной- мало того, что увел эллинов вглубь континента, чего они категорически не делали, так еще и заставил участвовать в афере по отжиманию трона у действующего царя Персии Артаксеркса. Когда спартанцы сообразили, что их тащут да Майдан непонятно зачем- было уже поздно.
Стоить отметить, что с античными революционерами долго не церемонились- Кира убили в первые же минуты боя, а войско его окружили. Спартанцам предложили для переговоров отрядить своих командиров, что они и сделали. По прибытии на место разборок персы спартанских генералов вырезали без затей, для примера и на устрашение остальным.
Не ожидавшие такого поворота, спартанцы растерялись и после коллективного обдумывания было принято решение назначить новых генералов, среди которых был и Ксенофонт. Генералитет немедленно принял решение прорываться домой, но с юга это сделать было нельзя- везде были персы, поэтому идти пришлось через северные горы. Персы предлагали спартанцам сложить оружие в обмен на помилование, но те прекрасно понимали, наученные горьким опытом, что как только последний меч коснется земли- их вырежут как свиней.
Данный поход широко известен, как "поход десяти тысяч", поскольку до дома дошло ровно столько.
Интерес представляют не только исторические факты, но и небольшие зарисовки военного быта того времени.
Наши издатели постарались максимально интерпретировать текст для понимания современного человека. На мой взгляд, получилось неплохо.

По итогу: Суровое описание войны с участием суровых спартанцев. Любишь правильную военщину- бери, изучай, постигай новое.

- (Xenophon) (род. ок. 450 – ум. 354 до Р. X.) – древнегреч. писатель, историк, афинский полководец и политический деятель. Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать… … Философская энциклопедия

Ксенофонт - Ксенофонт, сын Грилла, афинянин, из дела Эрхии. Был он на редкость скромен и на редкость хорош собой. Говорят, Сократ повстречал его в узком переулке, загородил ему посохом дорогу и спросил, где можно купить такую то и такую то снедь? Получив … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

А, муж.Отч.: Ксенофонтович, Ксенофонтовна; разг. Ксенофонтыч.Производные: Ксенофонтушка; Ксена (Ксеня); Сеня; Фоша; Фоня.Происхождение: (От греч. xenos чужестранец, иноземец и phone голос.)Именины: 8 февр., 11 июля Словарь личных имён. Ксенофонт… … Словарь личных имен

КСЕНОФОНТ - КСЕНОФОНТ (Ξενοφῶν) (ок. 445, Афины ок. 355 до н. э., Коринф), ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный; автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений, которые наряду с диалогами Платона являются для нас… … Античная философия

- (Xenophon, Ξενοφω̃ν). Греческий историк и мыслитель, ученик Сократа. Род. около 444 г. до Р. X. и жил больше 90 лет. Он принимал участие в походе Кира Младшего против Артаксеркса и, когда в битве при Кунаксе Кир был убит, Ксенофонт встал во главе … Энциклопедия мифологии

Чужестранец, иноземец Словарь русских синонимов. ксенофонт сущ., кол во синонимов: 2 имя (1104) историк … Словарь синонимов

Ксенофонт, Ksenophon, ок. 430 ок. 355 гг. до н. э., греческий историк. Сын состоятельного афинянина Грилла, ученик Сократа. В 401 г. вступил в армию Кира Младшего. Принимал участие в битве при Кунаксе, а после смерти Кира и предательского… … Античные писатели

- (около 430 355 или 354 до нашей эры), греческий писатель и историк. Автор Греческой истории (в 7 книгах) изложение событий 411 362 до нашей эры с проспартанских и антидемократических позиций … Современная энциклопедия

- (ок. 430 355 или 354 до н. э.) древнегреческий писатель и историк. Основное историческое сочинение Греческая история (в 7 книгах) изложение событий 411 362 до н. э. с проспартанских и антидемократических позиций … Большой Энциклопедический словарь

- (около 430 355 или 354 гг. до н.э.) древнегреческий писатель и историк. Участвовал в Коринфской войне (395 387 гг.) на стороне Спарты. В Афинах заочно приговорён к смертной казни. Около 369 г. восстановлен в гражданских правах, но на родину в… … Исторический словарь

Книги

  • Ксенофонт. Киропедия , Ксенофонт. Издание 1976 года. Среди греческих писателей классической поры (V - IV вв. до н. э.) трудно найти другого, чье творчество было бы до такой степени обусловлено личными и общественными…
  • Ксенофонт. Греческая история , . Ксенофонт Афинский - один из замечательных авторов периода греческой классики. Последовательный в привязанностях, всю жизнь остававшийся верным однажды избраннымпринципам, он выплеснул свою…

Ксенофонт – известный древнегреческий писатель, философ, историк, полководец, политический деятель. Его творчество очень ценилось античными риторами, к тому же оно оказало огромное влияние на латинскую прозу. Главным сочинением Ксенофонта является «Анабасис Кира».

Родился Ксенофонт в Афинах примерно в 444 году до нашей эры. Семья его была состоятельной, принадлежала к сословию всадников. Детство и юность прошли в обстановке Пелопоннесской войны, но это не помешало получить ему широкое общее образование вместе с военным. С юного возраста он был последователем Сократа.

После того, как Пелопонесская война была проиграна Спарте в 404 году до нашей эры, Ксенофонт покинул родину, присоединившись к экспедиции Кира. После смерти самого Кира, Ксенофонт смело и умело руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Ксенофонт проделал полностью весь поход – начиная от наступления на Вавилон и битву при Кунаксе, заканчивая отступлением через Армению к Трапезунту, а потом на Запад в Византий, Фракию и Пергам. Именно в Пергаме Ксенофонт стал одним из стратегов греческого войска. Так как он сблизился со спартанским царем Агесилаем, а потом еще и отправился с ним в Грецию, то в Афинах его осудили за государственную измену и конфисковали имущество. Ксенофонт стал служить под начальством Агесилая, принимал участие в битвах и походах против врагов Спарты – даже против Афин. Когда спартанцы подарили ему небольшое имение около элидского города Скиллунта, то он там поседлился в уединении, стал заниматься литературными трудами. Во время борьбы фиванцев со Спартой, в 370 году до нашей эры он бежал из Скиллунта и поселился в Коринфе. Практически перед смертью он стал общаться со своей родиной, где отменила приговор об его изгнании.

Биографом Ксенофонта был Диоген. Все философские идеи того времени, также, как и учение Сократа – все это оказали на философа небольшое влияние. Но это довольно ярко сказалось в его религиозных взглядах – для них, прежде всего, характерна вера во вмешательство богов в дела людей, а также вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным волю. Правда, этические взгляды Ксенофонта вовсе не возвышаются над прописной моралью, а вот политические его симпатии полностью на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Умер Ксенофонт приблизительно в 369 году до нашей эры.

Список работ Ксенофонта

Исторические: «Анабасис», «Греческая история», «Киропедия», «Агесилай».

Философские: «Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой», «Гиерон», Эссе, «Лакедемонская полития», «Афинская полития» (вообще-то, это анонимное сочинение и оно не принадлежит Ксенофонту, но оно было по ошибке еще в древности включено в корпус его сочинений), «Доходы города Афин», «О коннице», «Охота», «Гиппарх».

Ксенофонт – древнегреческий историк. Мраморный бюст в Берлинском музее Ксенофонт, Ксенофонт Афинский (греч.) (до 430 – ок. 355 до н.э.), древнегреческий историк, писатель, политический и военный деятель; ученик Сократа.
Жизнь
Биография Ксенофонта можно найти почти исключительно в его собственных произведениях и в поздней биографии, которую составил Диоген Лаэртский во II в. н. э Хотя большинство исследователей считает годом рождения 430 до н. н.э., существуют косвенные свидетельства, указывающие на 444 до н. э Отцом Ксенофонта был зажиточный афинянин Грилл, вероятно с всаднического сословия. Поскольку первая половина жизни прошла во время Пелопоннесской войны (431 – 404 до н.э.), то предполагают, что по достижении совершеннолетия он должен был принимать в ней участие, где, вероятно, и приобрел необходимый военный опыт, который пригодился ему во время похода Кира. Существуют предания, что Ксенофонт участвовал в битве при Делии, а также, что был взят в плен в какой битве с беотийцами и в плену слушал беседы софиста Продика. Но единственным достоверным свидетельством с первой половины жизни (до 401 до н.э.) является знакомство с Сократом. Осталась легенда об их первой встрече. Сократ однажды остановил Ксенофонта в узком переулке и спросил, где продаются различные продукты. Когда Ксенофонт ответил, Сократ спросил его вновь, где люди становятся добропорядочными. Ксенофонт не знал, что ответить. Тогда Сократ сказал: «В таком случае, иди со мной и учись».
404 до н. э Пелопоннесская война закончилась поражением Афин, в городе установилось олигархическое правление Тридцати тиранов. Предполагают, что антидемократично настроен Ксенофонт благосклонно относился к этому правления и даже служил в армии. Поэтому после восстановления демократии он наверняка оказался в неудобном состоянии. Вероятно, эта причина побудила принять предложение перейти на службу к персидского царевича Кира, который тогда набирал греческое войско для участия в войне со своим братом Артаксерксом за персидский трон. Сам Ксенофонт пишет, что не знал об истинных намерениях Кира, а считал, что готовится к войне с писидийцямы. Сократ рассудительно указывал ему на опасности дружбы с Киром, и направил в Дельфийского оракула, но Ксенофонт поставил оракулу такой вопрос, которое исключало возможность остаться в Афинах.
Непонятно, какую роль Ксенофонт играл в войске Кира. По его собственным свидетельствам он не был «ни стратегом, ни лохагов (сотником), ни рядовым». Вероятно, он не был наемником, но добровольным советником Кира. 401 до н. е. в первой же битве при Кунаксе вблизи Вавилона Кир Младший был убит, но греческое войско, в котором было 13 тысяч наемников, одержало победу. После предательского убийства персами всех греческих стратегов, Ксенофонт был избран среди новых проводников, которые должны вывести греков из вражеского окружения (см. Поход десяти тысяч). После восьмимесячного похода греки вышли к побережью Черного моря, потеряв треть войска. Часть перешла к фракийского царя Севта, а Ксенофонт с верными ему людьми принял службу к спартанцам, и с 399 до н. э участвовал в войне с персами в Малой Азии.
С 395 до н. э Ксенофонт сближается со спартанским Церем Агесилаем, и тот стал для историка любимым героем. Вместе с Агесилаем Ксенофонт вернулся в Грецию, где принял участие в битве при Коронеи (394 до н.э.) на стороне спартанцев. Поскольку противниками были фиванцы, союзники афинян, тем самым он отрезал себе путь на родину, где его заочно осудили на изгнание. Во время Коринфской войны (394-387 до н.э.) Ксенофонт сопровождал Агесилая в походах.
За верную службу спартанцы подарили ему участок земли в местечке Скиллунте в Элиде вблизи Олимпии, где он поселился с женой и двумя сыновьями, Грилло и Диодору. После 371 до н. н.э., когда фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, Ксенофонту пришлось переселиться в Коринф. 369 до н. н.э. Афины и Спарта заключили союз, и приговор в отношении Ксенофонта был отменен. Но историк не вернулся на родину, хотя и отправил в Афины своих двух сыновей. Они среди афинских всадников участвовали в битве при Мантинее между афинянами и спартанцами с одной стороны и фиванцами с другой, где погиб Грилл. Ксенофонт жил в Коринфе до самой смерти – не ранее 356 до н. э На заметку : для сайта, чтобы она попала в топ поисковиков?
Творчество
Сохранились почти все труды Ксенофонта, которые перечислил Диоген Лаэртский. Их обычно разделяют на четыре группы:
Исторические:

Анабазис (Anabasis) – воспоминания о походе Кира, с преувеличением собственных заслуг.
Киропедия (Воспитание Кира) – тенденциозный педагогический роман, политическая утопия – жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства.
Греческая история (Hellenika)
Агесилай (Похвальное слово Агесилаю) – панегирик умершему в 361 до н. э спартанском царю.

Философские:

Воспоминания о Сократе (гр. Apomnemoneumata, лат. Memorabilia)
Домострой (Книга о хозяйстве, Oikonomikos) – советы для рационального ведения домашнего хозяйства.
Пир (Symposion)
Апология Сократа (Защита Сократа на суде, Apologia)
Гиерон (Жизнь тирана) – философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосський

Политические:

Прибыли (Аттики) (Poroi) – исследование способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах.
Государственное устройство Спарты (Lakedaimonion politeia) – восхваление конституции Ликурга, в которой Ксенофонт видел основу величия Спарты.
Государственное устройство Афин (не всеми считается аутентичным)

Дидактические:

О езде верхом (Peri hippikes)
Гиппархик (Предводитель конницы, Hipparchikos) – советы по совершенствованию афинской кавалерии.
Кинегетик (Об охоте, Kynegetikos, подлинность оспаривается)

Сочинения Ксенофонта отличаются простотой языка и ясностью изложения. Цикл сократических сочинений был написан Ксенофонтом с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо. Перед исследователями всегда стоял вопрос о вероятности изображение лица Сократа Ксенофонтом и Платоном. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как учителя нравственности, игнорируя отстранены философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа). Сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Последнего он зобив персонажем своих произведений, используя рассказ от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а главное, подражает созданном Антисфеном образа Сократа в своих Воспоминаниях, описывая Сократа обладателем трех характерных антисфенивських добродетелей – «умеренности», «выносливости» и «самодостаточности ».
Основной историческое произведение – Греческая история (в семи книгах), написанная с проспартанський и антидемократических позиций, по годам, но не по методологии, продолжает работу Фукидида. Она охватывает события с 411 до н. э к битве спартанцев с фиванцами при Мантинее в 362 до н. н.э. В этом произведении Ксенофонт руководствуется прежде личными симпатиями или антипатиями к историческим лиц, четко прослеживается дидактико-морализаторская направленность произведения. Несмотря на недостаток объективности, Греческая история остается главным источником исторических сведений об этом периоде.
Философия
Если считать, что взгляды, которые Ксенофонт приписал Сократу, принадлежат также ему самому, то произведения предоставляют широкий материал из диалектики и этики. Этика понимается как учение о добродетели, а добродетель – как знания о правилах поведения, так что знания и добродетель неразделимы. Добродетели также приводят к благу, которое заключается в пользе и в счастье жизни, в которую входят и физическое здоровье, и науки, и искусства, и дружба, и общественная деятельность, и благочестия.
Вторая значительная часть философских интересов Ксенофонта – социальная жизнь, где у него заметна постоянная приверженность аристократического образа мышления, культ сильной личности и идеального правителя (идеализация Кира, спартанского царя Агесилая, Сиракузского тирана Гиерона.
Наследство
Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон утверждал, что «его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы», и до по его произведениям} изучают классическую греческую прозу (особенно Анабасисе).

То немногое, что нам известно о жизни Ксенофонта, приходится извлекать из книги Диогена Лаэртия "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", написанной в 3 в. н.э. Кое-какие указания можно найти в произведениях самого Ксенофонта. Философии Ксенофонт обучался у софистов, он получил также хорошую кавалерийскую подготовку - и то и другое является свидетельством того, что отец Ксенофонта, Грилл, обладал немалым состоянием (скорее всего как землевладелец).

Как бы там ни было, мы с уверенностью можем судить о тех факторах, которые определили формирование личности Ксенофонта, воздействовали на его мировоззрение, дали направление его политической деятельности и писательскому творчеству. Аристократическое происхождение и воспитание составили вполне определенное основание, и на этом основании впечатления от ожесточенной политической борьбы, в которой сам Ксенофонт принимал непосредственное участие, и от наставлений новейших мудрецов, щедро сеявших вокруг себя семена рационалистической критики, возвели целое здание, целый комплекс взаимосвязанных идей. Зная последующую деятельность и творчество Ксенофонта, можно с уверенностью говорить, что среди этих идей были и представление о несовместимости демократического строя с принципами справедливости, понятой в духе аристократического рационализма, и растущее убеждение в несостоятельности полисной республики вообще, и вера в неограниченные возможности сильной личности, полководца и политика, наделенного совершенным умом и волею и располагающего реальной силой в лице, скажем, преданного войска. Эта вера в примат силы и в возможности совершенной личности составляет то главное, что должен был вынести будущий автор «Киропедии» из лет своего ученичества, на основании личного опыта и под влиянием новейших философских доктрин.

Неизвестно, в какой степени Ксенофонт пытался следовать этим убеждениям в первый, афинский, период своей жизни. Он несомненно искал повода выдвинуться; его тянуло к таким же честолюбцам, как он сам, и нам известно, что он крепко подружился с молодым беотийцем Проксеном, который отправился к Киру Младшему, надеясь на его службе и с его помощью «прославиться, получить большое влияние и разбогатеть» (Ксенофонт, Анабасис, II 6, 17).

Однако настоящего случая к выдвижению на родине, в Афинах, Ксенофонту так и не представилось. Афинский демократический полис обладал еще достаточно прочными устоями и традициями и, несмотря на все тяжкие испытания, выпавшие на его долю во время Пелопоннесской войны, сумел справиться и с олигархическими выступлениями, и с происками отдельных честолюбцев. А затем последовал процесс учителя Ксенофонта Сократа, так ярко продемонстрировавший силу охранительных устремлений афинской демократии.

Таким образом, в послевоенных Афинах поле свободной деятельности для честолюбцев-аристократов, вроде Ксенофонта, было закрыто. Неудивительно поэтому, что Ксенофонт с готовностью согласился на приглашение своего приятеля Проксена принять участие в экспедиции Кира Младшего. Это было летом 401 г. Проксен к тому времени уже находился в Азии, сколачивая по поручению Кира один из наемных отрядов.

В 401 до н.э. Ксенофонт присоединился к большому войску греческих наемников, которое Кир Младший набрал с целью отнять престол у брата Артаксеркса. В первом же сражении Кир погиб.

Затем началось длительное отступление греческих наемников. Ксенофонт, избранный одним из новых стратегов, сумел отличиться как талантливый организатор и полководец и на заключительной стадии похода единолично возглавлял греческое войско. Используя свое положение фактического главнокомандующего, он дважды в это время пытался склонить своих соратников остаться в Понте и основать новый город. В качестве основателя города Ксенофонт мог рассчитывать на руководящее положение в новом государстве. Однако намерение его натолкнулось на упорное нежелание остальных наемников оставаться.

По окончании обратного похода, ввиду враждебных действий спартанских властей, желавших таким образом продемонстрировать доброе отношение к персидскому царю, Ксенофонт с уцелевшими воинами нанялся на службу к фракийскому царю Севфу. По уговору Севф должен был предоставить Ксенофонту убежище в случае, если он подвергнется преследованиям со стороны Спарты, а кроме того, уступить ему часть приморских владений. Никогда Ксенофонт не стоял так близко от возможности обзавестись собственным доменом. И все-таки возможность эта не осуществилась: Севф, утвердив с помощью Ксенофонта и его наемников власть над фракийскими племенами, оказался достаточно предусмотрителен, чтобы не отдавать свои крепости чужеземцу, располагавшему внушительной воинской силой.

Два или три года спустя Ксенофонт вступил в спартанскую армию, которая вела боевые действия против персов в Малой Азии. Произошло это не в последнюю очередь по причине симпатии, которую внушил ему прибывший сюда в 396 до н.э. командовать войсками спартанский царь Агесилай (ок. 444-360 до н.э.). Вероятно, при Агесилае и состоял Ксенофонт в бытность свою на спартанской службе, в том числе и в Греции. Таким образом, в своих проспартанских симпатиях Ксенофонт перешел все допустимые пределы. Наконец, после того как в 394 до н.э. Ксенофонт выступил на стороне Спарты против Афин в битве при Коронее, сограждане приговорили его к вечному изгнанию, а все его имущество конфисковали.

После этого Ксенофонт перебрался в Спарту и получил земельный надел в Скиллунте неподалеку от Олимпии. Здесь он жил, уже не принимая активного участия в войне и государственных делах, полностью посвятив себя творчеству. Отпадение Элиды от Спарты после поражения, нанесенного Фивами Спарте при Левктрах в 371 до н.э., вынудило Ксенофонта покинуть и эти места, и он обосновался в Коринфе. Теперь Ксенофонт перестал уповать на Спарту, а испытывал жгучую ненависть к Фивам, сильнейшему в то время участнику бесконечных межгреческих конфликтов, ослаблявших в равной мере все государства. Поскольку Афины к тому времени вступили в антифиванскую коалицию со Спартой, Ксенофонту удалось достичь примирения со своей родиной. Закон об изгнании Ксенофонта был отменен. Однако, судя по всему, на родину Ксенофонт не вернулся и продолжал жить в Коринфе, вплоть до самой смерти.

Своеобразная жизненная подготовка, сочетание теоретических знаний, полученных в школе Сократа, с личным военным опытом и связанное с этим единство политических и военных интересов позволили Ксенофонту существенно обогатить и военное искусство, и политическую теорию, взглянув на них с взаимно противоположных точек зрения. Именно он первый стал трактовать о военном деле не только с технической точки зрения - это делали и другие - но и с социальной, установив, что армия есть тоже социальный организм, которым надо руководить, и что, следовательно, любой полководец должен быть не просто командующим, но и организатором. С другой стороны, перенеся свой опыт военного в политику, он и здесь выделил в качестве центральной проблему руководства, и притом не только в политике, но и в экономике, явившись, таким образом, предшественником современной социологической науки.

Подавляющее большинство сочинений Ксенофонта являются произведениями острой социально-политической направленности. Правда, характерную форму политического трактата среди них имеют далеко не все: четыре произведения -- «Анабасис», «Киропедия», «Греческая история» и «Агесилай» -- могут быть отнесены к жанру историческому, два -- «Экономик» и «Гиерон» -- к жанру философского диалога, еще два -- «Об обязанностях гиппарха» и «О всадническом искусстве» -- к разряду специальных наставлений, и лишь остальные два -- «Лакедемонская полития» и «О доходах» -- несомненно обладают формой политического трактата. Однако по существу все эти произведения являются политическими, и это верно даже для такого, казалось бы, чисто исторического сочинения, как «Греческая история». Автор дает здесь обзор событий недавнего прошлого (с 411 по 362 г.), ставя своей целью прославление или оправдание Спарты и ее царя - своего друга Агесилая.

Все эти сочинения проникнуты злобой дня; их сугубая актуальность объясняется натурой автора, для которого литературное творчество было прежде всего средством свести счеты с действительностью. Продолженная, таким образом, борьба велась и в целях сугубо личных (защита и возвеличение собственных действий в «Анабасисе»), и с более общих позиций, отражая реакцию состоятельной и аристократической верхушки греческого общества, к которой принадлежал Ксенофонт, на социально-политическую ситуацию, сложившуюся к середине IV в.

Loading...Loading...