Что дает право государства на суверенитет. Государственный суверенитет

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА

Термин «суверенитет» применительно к государству впервые был употреблен Жаном Боденом (Франция, XVI век).

СУВЕРЕНИТЕТ - (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

Государственный;

Национальный;

Народный.

Суверенитет государства представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю (внутренний суверенитет ), выражающую верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю (внешний суверенитет ), выражающую независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государственный суверенитете предполагает:

1). Верховенство (иначе: прерогатива власти) – отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2). Самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3). Полноту (иначе универсальность) – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации стран;

4). Неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений;

5). Независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

6). Равноправие во внешних отношениях – наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

7). Неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправленияунитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладает любое государство независимо от величины его территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать все, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ – граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником суверенитета государства.

Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна понятию «народ». В понятии «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация – граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) – этносоциальная общность, у которой сформировались самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, восприятие национальных, материальных и духовных ценностей и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация – вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей (экономических и социальных);

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношения к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

нем. Souver?nit?t, от франц. souverainet? - верховная власть) - верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость в междунар. отношениях. Верховенство гос-ва означает подчинение ему всех лиц и орг-ций в пределах гос. территории. Гос. независимость выражается в неподчинении данного гос-ва к.-л. внешней власти, т. е. власти др. гос-ва. Термин "С." в гос.-правовом смысле был впервые введен во Франции в 16 в. Ж. Боденом, к-рый определяет С. как верховенство и независимость его единств. носителя - монарха. Идеологи бурж. революции (Ж. Ж. Руссо, Э. Ж. Сьейес, М. Робеспьер, Ж. П. Марат) выдвинули понятие "народный С."; в дальнейшем, когда буржуазия, завоевав власть, отбросила демократич. лозунги революц. периода, бурж. ученые заменили его понятием "С. нации", "С. гос-ва" и т. п. Принцип С. - один из основных принципов междунар. права, получивший юридич. закрепление в уставе ООН, в к-ром говорится, что ООН "...основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" (ст. 2). Принцип С. многократно подтверждался важнейшими междунар. документами: декларации Бандунгской (1955) и Каирской (1958) конференций гос-в Азии и Африки, Декларация о предоставлении независимости колон. странам и народам, принятая Ген. Ассамблеей ООН в 1960, и др. На практике, однако, принцип С. постоянно нарушается капиталистич. гос-вами. Уже в эпоху домонополистич. капитализма бурж. наука и дипломатия признавали право на С. лишь за т. н. "цивилизованными" гос-вами и отказывали в этом праве зависимым и колон. странам. В эпоху империализма, особенно после 2-й мировой войны, мн. бурж. политики, публицисты и ученые объявляют С. устаревшим понятием и призывают к отказу от нац. государственности. С защитой подобной концепции выступают, напр., Л. Дюги (L. Duguit, Manuel de droit constitutionnel, P., 1923), X. Кельзен (H. Kelsen, Das Problem der Souver?nit?t und die Theorie des V?lkerrechts, T?bingen, 1920), Ж. Сель (G. Scelle, Manuel de droit international public, P., 1948), Ш. Руссо (Ch. Rousseau, Droit international public, P., 1953) и др. Демократич. силы, выступая против нац. эгоизма, утверждают идею нац. С., к-рая приобретает возрастающее значение и становится важным фактором прогрессивного развития общества. В СССР суверенитет принадлежит Союзу ССР, а вне пределов его компетенции каждая союзная республика осуществляет гос. власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик (ст. 15 Конституции СССР). Марксистско-ленинские партии, революц. рабочий класс, прогрессивные силы всего мира считают защиту суверенных прав народов одной из своих важнейших задач. А. И. Иойрыш. Москва.

Ключевые слова: понятие, сущность, признаки, суверенитет, государства

Одним из основных - специфических - признаков государства , позволяющих ему играть ведущую роль в политической системе, является суверенитет.

Суверенитет - важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти . Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной.

Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV - XVI вв. Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Суверенитет Российской Федерации , например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии , например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны :

а) верховенство государственной власти - т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти , ее независимость от других властей на территории данной страны ;

ГЛАВА 1 СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА

Понятие суверенитета государства

Суверенитет - это верховная власть.

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти

Суверенитет государства - политико-юридическое свойство государственной власти, которая означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие извне.

Отличают две стороны государственного суверенитета:

Внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

Внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Суверенитетом обладают любые государства, независимо от размера их территории, численности населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международных правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

Право войны и мира;

Право издавать законы;

Право формировать государственные органы;

Право определять свою атрибутику (символику и др.);

Право устанавливать налоги;

Право назначать своих представителей в других государствах и международных организациях;



Право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не имеет права делать все, что считает необходимым, в отношении других государств. Против таких действий предостерегает международное право. Государствам, например, запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или полномочие со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность выполнять заключенные ею договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству со стороны Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-участники приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Виды суверенитета.

Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа.

Различают несколько видов суверенитета: народный, национальный, государственный.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ - граждане всех национальностей, проживающих на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в стране.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического положения. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутого уровня эволюции человечества способна обеспечить ее существование и развитие. Мера свободы закреплена в виде международного стандарта как общая и равная для всех наций.

Основные права нации:

Право на существование и свободное развитие, владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация - вплоть до создания самостоятельного государства);

Право на свободное развитие национальных потребностей - экономических и социальных;

Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

Право на экологическую безопасность и др.

Следовательно, суверенитет нации означает владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, касающиеся развития национальной свободы и национальных нужд, право на защиту национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональной стране ее суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциального сообщества. Он содержит в себе обязанности в отношении других наций, которые являются современниками "титульной" нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональна государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из наций, объединившихся, достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые уступили частью своих прав многонациональной государству (например, охраной общих государственных границ, осуществлением совместной финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное заключается в том, чтобы нация, которая составляет большинство в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для ограничения прав представителей другой нации. Противоправной и недопустимы является любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии этого права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, то есть развитие национального языка, преподавание на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.д. Если все народы, входящие в многонациональные государства, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет утянут в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитет являются взаимозависимыми в демократическом государстве.

Суверенитет государства - политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. Различают две стороны государственного суверенитета (от фр. - верховная власть):

внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию (лат jurisdictio - суд, судопроизводство) внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют ещё законодательным суверенитетом , поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины:

1) верховенство (иначе: прерогатива власти) - отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2) самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3) полнота (иначе: универсальность) - распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;

4) неделимость власти государства в пределах его территории - единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений по их каналам;

5) независимость во внешних сношениях - возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран,

6) равноправие во внешних сношениях - наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран.

К указанным признакам суверенитета следует добавить:

7) неотчуждаемость - невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закреплённой законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

В Конституции Украины 1996 г. провозглашается: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию» (ст. 2).

Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины их территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

  • право войны и мира;
  • право издавать законы;
  • право формировать государственные органы;
  • право определять свою атрибутику (символику и др.);
  • право устанавливать налоги;
  • право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;
  • право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать всё, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему права и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-члена приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ - граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве. В ст. 5 Конституции Украины записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда) отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутым уровнем эволюции человечества способна обеспечить её существование и развитие. Мера свободы закреплена в качестве международного стандарта как общая и равная для всех наций.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна термину «народ». В термин «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация - граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) - этносоциальная общность, у которой сформировалось самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, склонность к национальным, материальным и духовным ценностям и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство. Население - совокупность физических лиц, вис зависимости от их национальности и гражданства, законно проживающие на территории конкретного государства.

Основные права нации:

  • право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация - вплоть до создания самостоятельного государства);
  • право на свободное развитие национальных потребностей - экономических и социальных;
  • право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;
  • право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;
  • право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;
  • право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

Украинский народ политически самоопределился, создав самостоятельное независимое государство. Государство Украина содействует консолидации и развитию украинской нации, сохранению исторической памяти, традиций и культуры, учитывает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность её коренных народов и национальных меньшинств. Конституция Украины определила украинский язык государственным языком, подчеркнув, что государство обеспечивает всестороннее развитие как украинского языка во всех сферах общественной жизни, так и свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств (ст. 10).

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношению к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН, любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет не обязательно предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, т.е. развитие национального языка, ведение преподавания на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.п. Если все народы, входящие в многонациональное государство, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет вовлечен в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитеты взаимосвязаны в демократическом государстве.

Украина как суверенное демократическое государство воплощает в себе суверенитет государства, суверенитет нации и суверенитет народа. Реализация в Украине права на политическое самоопределение, вплоть до отделения (высшая ступень национального суверенитета, влекущая установление государственного суверенитета) является объективно закономерным процессом.

Блог

9 способов взбодрить мозги

Вам нужно, чтоб мозг четко выполнял то, что Вам нужно? Это достаточно сложно и мы научим, как достичь этого!

Топ 5 самых необычных причин смертной казни

Не так давно смертная казнь служила чем-то вроде развлекательных программ для любопытной публики. От детей до старух – все с удовольствием смотрели на отлетающую голову приговоренного. Но иногда причины казни были совсем нелепы, давайте же взглянем на некоторые из них.

Большинство людей - полные идиоты

Для того, чтобы стать богатым и успешным достаточно выучить это золотое правило от Эдгара Алана По . И Вы сами не заметите, как Ваша жизнь полностью изменится.

Вся правда о 30-летних, или почему мечты остались мечтами

Это статья про поколение рожденных в конце 80-х – начале 90-х годов. Вы неплохо закончили школу, получили высшее образование и даже устроились на работу, но до сих пор не чувствуете себя счастливым? Вам около 30 лет и в погоне за мечтой вы погрязли в рутине… Хотите это изменить? Тогда читайте.

Loading...Loading...