Египетская богиня исида. Исида, Изида, богиня Исида, энергетический канал (посвящение, инициация) — Храм Истины

Славян - Жива, египтян, римлян и греков - Исида или Изида. О ней и пойдет речь в статье.

Архетип Исиды

Богиня Исида изображается как женщина в головном уборе в виде трона. Она имеет египетское происхождение, но со временем ее культ распространился по всему греко-римскому миру.

Богиня жизни Исида принадлежит к категории великих богинь-матерей и почитается как идеальная супруга. Она отождествляется с плодородием и является защитницей женщин, ремесленников, грешников и угнетенных.

Богиня вечной жизни Исида представляет собой высшее выражение при сознательном использовании женской силы, любви и мистики.

Мифология

Исида - великая богиня материнства и плодородия в египетской мифологии. Ее культ происходит из дельты Нила. Богиня обладает многочисленными талантами, но главным из них является проявление женского могущества посредством воли и сострадания.

Исида была рождена в болотах Нила в один из первых дней создания мира. Она первая дочь Геба - бога земли, и Нут - богини Неба. Исида обучала женщин молоть зерно, плести лен, ткать его и приручать мужчин в семейной жизни. Исида жила со своим братом Осирисом - богом вод Нила и его флоры. По достижении совершеннолетия они поженились. Их союз был счастливым и гармоничным. Молодые посвящали все свои дни восприятию и управлению миром. Объединяя усилия, боги посылали благодать на родную египетскую землю и на плодородные воды Нила. Ночью божественная пара предавалась любовным утехам, и ничто на этом свете не могло помешать их союзу.

Люди поклонялись и любили Осириса и Исиду. Все, кроме их завистливого родного брата Сета. Он решил свергнуть их господство. Для этого Сет убил Осириса, спрятав его тело в каменный гроб. Впоследствии из него вырастет большое прекрасное дерево. Богиня Исида после известия о гибели мужа была убита горем. Она постригла свои длинные прекрасные волосы, порвала на себе одежды, оплакивая потерю супруга. Ища тело своего возлюбленного, Исида отправилась в Финикию, где королева Астарта взяла ее к себе из жалости. Таким образом, богиня Исида стала кормилицей будущего принца при королевском дворе.

Исида ухаживала за ребенком. Но в один из дней она положила мальчика в топку, где его нашла разъяренная королева. Исида открыла ей свои магические способности, а будущий принц в тот день обрел бессмертие. Королева-мать, в свою очередь, показала богине место, где находилось дерево тамаринд, растущее из тела бога Осириса. Тогда Исида решила похоронить возлюбленного. Об этом узнал ее родной брат Сет. Он порубил тело Осириса на двенадцать кусков и разбросал их по всей территории Египта.

Воскрешение Осириса

Исида, превратившись в птицу, летала над родной землей в поисках останков мужа. Соединив найденные фрагменты воском с помощью Анубиса, она обнаружила отсутствие у тела Осириса детородного органа. Исида изготовила новый инструмент любви из золота и воска и завершила сбор останков погибшего мужа.

Впоследствии, благодаря своим магическим силам, богиня жизни и здоровья воскресила Осириса на короткий промежуток времени. Это позволило ей зачать от него сына. Богиня дала мальчику имя Гор. Рожденный ребенок носил голову сокола. Он родился сильным и могучим богом, который впоследствии отомстил Сету за смерть отца.

Играл важную роль в египетской культуре. Считалось, что разлив реки Нил - это слёзы, которые Исида проливает о погибшем Осирисе.

Поклонение богине

Исида считается одной из самых известных и почитаемых богинь в бассейне Средиземного моря. От эпохи птоломеев поклонение богине - символу невесты, матери, плодородия и покровительницы мореплавателей, распространилось на эллинистический мир, а оттуда и в Рим. Именно там культ богини приобрел мистическую окраску. Тому виной связи Исиды с потусторонним миром.

При рождении в получила имя Ау Сет, что на египетском языке означает "душа". Но греки-колонизаторы, исказив произношение, распространили Исиды от дельты Нила до берегов Рейна. Так имя богини Исиды (Изиды) стало известным всему миру.

Во времена развития Римской империи культ богини вечной жизни и здоровья выражался в пышных празднованиях и шествиях по улицам городов. Жрицы богини надевали белые одежды и украшали волосы многочисленными цветами. Отсюда берет начало культ поклонения целомудрию, потому что белый цвет отождествляется с чистотой и невинностью.

В более древней версии Осирис отождествлен с Луной, а Исида - с природой. Поэтому ее цвета имеют зеленый оттенок. Но после свадьбы Исида стала женой оттого ее цвета изменились на белые.

Богиня, победившая смерть в надежде вернуть своего возлюбленного, способна с равной легкостью упразднить ее для последователей своей веры.

Атрибуты богини Исиды

Богиня жизни у греков являлась матерью-природой. Она боролась за гармонию мира и пыталась противостоять природным катаклизмам. С Исидой отождествляли два аспекта: луну и природу. Ее имя часто интерпретируется как знание и мудрость. Врожденная способность следовать природе вещей характеризуется как неизбежное взаимное развитие отношений. Это мудрость инстинкта, которым обладала богиня.

Исиду часто изображают с ребенком на руках. Младенец является результатом любви богини и реинкарнации его любимого мужа. В период траура богиня вечной жизни была одета в черные одежды, как черная дева из святыни Европы, богиня исцеления. Статуи черной Исиды имеют и другое значение. Как тень луны, в поисках пропавшего мужа богиня безнадежно жаждет воссоединиться с ним.

Знаменитая вуаль Исиды

Красочная вуаль Исиды имеет сходство со знаменитой вуалью Майи из древней индийской философии. Она представляет собой несколько форм природы, отождествляемых со святым духом.

Вуаль, или покрывало, Исиды - это форма вечно изменяющейся стихии, чья красота и трагедия постоянно проплывают перед человеческим взором. Оно включает в себя изображения деревьев, холмов, моря, людей и их эмоций. Человек может лишь созерцать эту картину, но он не в силах изменить ее. Таков закон жизни.

Смертный, которого коснулось покрывало богини жизни и здоровья Исиды, награждается божьей милостью и удачей.

Иконография

Богиня жизни и здоровья в древнегреческой мифологии часто отождествляется с коровой, между рогов которой заключено солнце, а также представляется как ястреб или женщина с крыльями, символизирующими ветер. В крылатом виде ее можно увидеть на крышках саркофагов.

Изображение представляет акт принятия душой новой жизни. На других иконах она предстает в виде одетой женщины, держащей в руках цветок лотоса - символ плодородия и власти, а также женщиной, кормящей грудью новорожденного сына. Иногда символом богини вечной жизни Исиды является египетский узел ору. Точное значение этой детали одежды неизвестно, но есть предположение, что оно отождествляет бессмертие.

Символика

В ритуалах празднования Дня плодородия во время шествия перед изображением бога Осириса устанавливали горшок или кубок, до краев наполненный водой. Этот символ обозначал вечную и неизменную смену поколений. Также в примитивных обрядах можно было увидеть факел, обозначающий мужчину, и чашу, символизирующую женщину, как ритуал зачатия наследника Осириса и Исиды.

  • Животными, представляющими греческую богиню жизни, являлись ястреб, скорпион, крокодил, змей.
  • Растения: тамаринд, лен, пшеница, ячмень, виноград, лотос.
  • Металлы и камни: серебро, золото, черное дерево, слоновая кость, лазурит, обсидиан.
  • Цвета Исиды: серебро, золото, черный, красный, синий и зеленый.

Ритуалы Исиды

Главным ритуалом богини жизни Исиды являлось возрождение возлюбленного из мира мертвых. В нем заключалась надежда на воскрешение. В Древнем Египте каждый год проводили священный ритуал, посвященный этому событию. Он являлся одним из важнейших религиозных обрядов страны.

Принять участие в нем могли лишь люди, потерявшие родных и близких. Гости обряда наблюдали процесс возрождения Осириса в образе сына Гора. Боль потери была представлена черными одеяниями присутствующих.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Культ Исиды
С течением столетий египетская магия изжила себя и ушла в прошлое, но один из элементов древнеегипетской космогонии оказался более живучим. Это – культ Исиды. Великая богиня Исида олицетворяла кротость и нежность, материнскую любовь, супружескую верность, плодовитость и женскую красоту. Она пестовала и берегла все живое. Она роняла животворную слезу в нильские воды, и Нил разливался, покрывая поля плодородным илом. Душа Исиды обитала на звезде Сириус. И первый утренний восход Сириуса, приблизительно совпадавший с летним солнцестоянием, долгое время служил египтянам сигналом о начале разлива реки, от которой зависела жизнь всей страны. Воскрешенный скорбящей Исидой ее супруг, Осирис, вновь восставал из мертвых. Из года в год повторялся вечный акт воссоздания мира: Осирис, священный Нил, оплодотворял землю Египта.

Исида носила множество имен и объединяла в себе качества многих местных божеств. Благочестивый египтянин обращался к ней за покровительством, а чужак узнавал в ней черты богинь-матерей своей родной страны – Минервы, Афродиты, Цереры, Гекаты... Исида превосходила их всех. Ее материнская любовь и супружеская верность противостояли распутству и жестокости Астарты, Анахиты, Кибелы и всех прочих чудовищных богинь Востока, калечивших судьбы бесчисленных девушек и женщин. Тем богиням были угодны человеческие жертвоприношения, война и бесплодие; Исида же любила и защищала жизнь.

Великая богиня Исида и Анубис.

Культ Исиды распространился по всей Европе и Западной Азии и, в конце концов, некоторые элементы его слились с новорожденным христианским вероучением. Многие эпитеты Исиды непосредственно были заимствованы в качестве атрибутов Девы Марии – например, "непорочная" или "mater domina"((в стяженном виде "Мадонна" это словосочетание сохранилось во многих языках до наших дней). "Величественный ритуал Исиды, – замечает Дж. Фрэзер, – эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери – и действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма".

Облик и одеяние богини были преисполнены глубокой символической значимости. На постаменте ее статуи в городе Саис были высечены таинственные слова: "Я – все, что было, что есть и что будет... Ни одному смертному не дано узнать, что сокрыто под моим покрывалом". Апулей (II век нашей эры) дает живое и яркое описание этой богини, на основе которого иезуит Атанасиус Кирхер (1601 – 1608) создал гравюру с изображением Исиды. Прическа богини на этой гравюре увенчана завитком волос, символизирующим влияние луны на рост растений. Волосы Исиды украшены колосьями пшеницы в напоминание о том, что именно эта богиня даровала человечеству первые зерна и научила возделывать поля. Кроме того, голову богини венчает шар – символ вселенной – покоящийся на венке из цветов, что еще раз подчеркивает власть Исиды над растительным миром. Этот богатый головной убор довершают изображения двух змей, олицетворяющих плодотворную силу луны и ее извилистый путь на небосклоне.

Исида, богиня плодородия, воды, ветра, мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса, древнеегипетский барельеф.

Локоны Исиды, свободно ниспадающие на плечи, подразумевают, что перед нами – питательница всего мироздания. В левой руке богиня держит ведро – символ разлива Нила; в правой – систр, посвященный ей у египтян ударный музыкальный инструмент. Эти атрибуты, согласно Кирхеру, характеризуют Исиду как владычицу Нила и защитницу от зла. Платье богини переливается лунными оттенками. Будучи также царицей тверди небесной, Исида облачена в расшитую звездами мантию, подол которой окаймлен цветами – символом почвы, напоминающим о том, что Исида была первооткрывательницей целебных трав. Лоно богини украшено полумесяцем, магические лучи которого даруют плодородие земле. Правая стопа Исиды покоится на земле, левая – погружена в воду: богиня властвует над обеими этими стихиями. Она – stella Maris, Звезда Моря, защитница всех плавающих и путешествующих. На заднем плане гравюры изображен корабль – символ женского начала, посвященный Исиде.

Все эти атрибуты культа Исиды должны были удивлять верующего и волновать его воображение. Облик Исиды одинаково чаровал и простодушного невежду, и мудрого философа. Искатель высшей истины не довольствовался объяснениями философов-стоиков: он не видел особого смысла в том, что миф об Исиде символизировал разлив Нила, затмение Луны или иные астрономические явления. Из мира материального искатель устремлялся в сферу идей в надежде обнаружить там трансцендентную разгадку легенды о Матери Мира.

Плутарх, которому были близки философские воззрения платоников и восточных мудрецов, говорит в туманных выражениях о мистической троице, ипостасями которой являются Осирис, Исида и их сын, Гор. В них, по мнению Плутарха, олицетворены разум, материя и космос. Они представляют собой идеальный треугольник, пропорции которого воплощают в себе божественную тайну: катет, равный четырем частям, соответствует Исиде, женскому принципу зачатия; высота, равная трем частям, – Осирису, мужскому порождающему принципу; а гипотенуза, равная пяти частям, – Гору, плоду союза.

Любой треугольник, построенный по этим пропорциям, – священный символ, наделенный магической силой; и сами эти три числа – тройка, четверка и пятерка – являются носителями сверхъестественных энергий. Египтяне и философы пифагорейской школы придавали мудрости чисел огромное значение, как мы увидим в следующей главе. История любых чисел и геометрических фигур, появляющихся на чертежах магических кругов и на талисманах в более поздние времена, восходит к этой древней нумерологии. "И сам я придерживаюсь того мнения, – говорит Плутарх, - что когда пифагорейцы присвоили имена некоторых богов отдельным числам, то этим они подразумевали что-то увиденное основателем их школы в египетских храмах, или какие-то церемонии, проводившиеся в них, или какие-то символы, увиденные там". В чем именно состоит тайна этих чисел, Плутарх нам не сообщает – либо из нежелания обнародовать сокровенное знание, либо по собственному неведению. Тем не менее, он настойчиво повторяет, что все элементы египетской религии следует понимать аллегорически.

Исида продолжала жить на христианском Западе – не только в культе Мадонны, но и в оккультном учении магов. Развивая идеи Плутарха, маги усмотрели в образе этой древней богини-матери оккультную аллегорию Мировой Души, по воле Бога питающей и хранящей весь сотворенный мир. Изгнанная с христианских небес, она обитает в мире звезд и над землей, вечно изливая в мир животворную силу. "Она представляет собой женскую часть природы, или же [воплощает в себе] качество, позволяющее ей быть причиной зарождения всех прочих живых существ". Изображение Мировой Души на гравюре XVII века все еще сохраняет некоторые символы древней Исиды: волосы ее свободно ниспадают на плечи, лоно украшено полумесяцем, одна нога покоится на суше, другая – погружена в воду. Мировая Душа прикована цепью к Богу, в согласии с высказыванием Плутарха: "Исида всегда причастна к высшему". В свою очередь, к Мировой Душе прикован человек (образ и подобие Бога!), ибо самое существование его зависит от животворных семян, которые изливаются из груди великой Матери Мира.

Миновали столетия, но древний образ Исиды не утратил своей власти над умами людей. В конце XVIII века ее вспомнили люди, казалось бы, абсолютно чуждые всяких мыслей о магии, – вожди Французской революции. На торжественной церемонии, устроенной в честь великой богини, Робеспьер, памятуя о таинственной саисской надписи, поднес зажженный факел к покрывалу, окутывавшему гигантскую статую Исиды, чья животворная сила теперь была истолкована как мощь разума, питающего прогресс.

Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери:

Исида (Изида) - греческое и латинское имя египетской богини Эсеты (или Исет).

Египтяне считали Эсету «величайшей из богов и богинь» и приписывали ей чудодейственную силу, которой она пользовалась исключительно для того, чтобы делать добро. Исида была сестрой и супругой бога Усира (Осириса) и родила ему сына Гора. Усир стал первым царем на свете и своими благодеяниями заслужил любовь людей. Брат Усира, Сет (Сутех), из зависти убил его, разрубил на части и разбросал по всему Египту; поэтому Усира невозможно было похоронить как следует, а по египетским представлениям это означает, что он не мог жить посмертной жизнью. Но Эсет собрала все части тела Усира, соединила их с помощью своих чар и вдохнула в него новую жизнь. После этой реанимации мужа она сошла с ним в , где Усир стал владыкой душ умерших. Эсета помогла Гору победить Сутеха и взять в свои руки власть над миром в качестве законного наследника Усира.


Греки познакомились с культом Эсеты примерно в 7 в. до н. э. и начали поклоняться ей под именем Исиды где-то с 5 в. до н. э. Из множества функций Эсеты в египетской религии они отобрали лишь небольшое число, несколько изменив их. Греки видели в Исиде небесную правительницу мира, дарительницу и охранительницу жизни, поборницу порядка в природе и в обществе, покровительницу женщин. Но всегда и прежде всего они видели в ней богиню, «великую чарами», могучую волшебницу. Греки отождествляли Исиду с Гекатой и Кибелой, иногда также с Афродитой и Деметрой. В то же время они видели в ней обожествленную Ио, которая, как они считали, была матерью первого египетского царя Эпафа. В Рим ее культ проник только во 2 в. до н. э. Впоследствии он распространился по всему Средиземноморью, на севере пересек Дунай, на юге дошел до Нубии. В отдаленных краях он просуществовал в разных формах еще целый ряд столетий после антиязыческих декретов императора Феодосия I от 383 г. н. э.

В первых числах нашего месяца ноября почитатели Исиды устраивали пышные празднества, так называемые Исеи, в ходе которых изображалось погребение и воскресение Осириса. Самые ревностные поклонники культа проходили через особый ритуал, содержавший крещение и пост и означавший посвящение в мистерии, близкие к элевсинским (см. статью « »). Считалось, что соблюдение определенных заповедей и безупречный образ жизни гарантируют посмертное воскресение к новой жизни, которая будет длиться вечно.

Начиная с эпохи эллинизма, Исида занимала, пожалуй, первое место среди всех богинь по числу храмов, посвященных ей во всем греко-римском мире, включая птолемеевский Египет; многие храмы были посвящены ей совместно с Осирисом или Сераписом. В одной только Александрии их было четыре, но все исчезли без следа. В нильской дельте поблизости от Семенуда, а также на острове Филе у Асуана имелись обширные святилища Исиды, названные Исейон (или Исей). В Греции ее храмы и святилища были в Кенхрее около Коринфа, в Пирее, в Афинах и на некоторых островах. В Риме ее храмы стояли на Эсквилине и на Марсовом поле; известен также храм Исиды в Помпеях.

Древнейшие египетские изображения Исиды относятся к началу 3-го тысячелетия до н. э.; многочисленные греческие и римские статуи и статуэтки представлены почти во всех собраниях древностей. Еще до расшифровки египетских иероглифов Европа уже знала мифы о Исиде благодаря сочинению Плутарха «О Исиде и Осирисе».

В новое время Исида в основном интересовала композиторов: мы встречаемся с ней в «Волшебной флейте» Моцарта (1791), Люлли написал «Исиду» в 1677 г., одноименную симфоническую поэму создал Абу Бакр Кайрат в 1957 г.

Loading...Loading...