Федеральный закон о средствах измерения. Российская федерация федеральный закон об обеспечении единства измерений

Полный текст 13-ой статьёй закона об единстве средств измерений. Мы постарались выложить для вас последнию редакцию этой статьи от 13.07.2015 года, она будет полезна для отделов метрологии и метрологам.

1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

3. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 254-ФЗ)

5. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

6. Сведения о результатах поверки средств измерений , предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

7. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Закон об единстве измерений необходим для сопоставления результатов измерения, которые были сделаны в различное время и в различных местах. Акт применим даже, если при замерах использовались своеобразные методы и средства для измерения.

102 Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» был принят в 2008 году году 11 июня, по общему решению Государственной Думы. Через неделю после его издания, закон был одобрен Советом Федерации. В силу закон вступил 26 июня 2008 года. Последние корректировки и изменения вносились правительством в июле 2015 года.

Основные положения ФЗ «Об обеспечении единства измерений» указаны в первых 4 статьях:

  • 1-ая ст. содержит цели законодательного акта, также описывает сферы действия;
  • 2-ая ст. указывает какие основные понятия используются в законе;
  • 3-я ст. отражает законодательную базу;
  • ст. 3.1 охватывает положения, касающиеся передачи полномочий сотрудникам исполнительной власти;
  • 4-ая ст. отражает правоотношения при заключении международных договоров с Российской Федерацией.

Краткое содержание ФЗ о метрологическом обеспечении состоит из 10 глав и 29 статей:

  • 1-ая глава закона «Об обеспечении единства измерений» отражает основные положения законодательного акта в 4-х ст.;
  • 2-ая глава содержит требования, предъявляемые к единицам измерения, эталонам единиц, стандартным примерам, методам и средствам замеривания. Все требования досконально изложены в 5 статьях;
  • 3-я глава устанавливает правила государственного регулирования в среде предоставления единства измерений. Правоотношения заключены в статьях с 11-17;
  • 4-ый раздел содержит 1 ст., которая заключает в себе сведения о калибровке проводимых замеров;
  • 5-ый раздел настоящего законодательного акта состоит из одной 19 ст. — устанавливает порядок проведения аккредитации в сфере предоставления единства замеривания;
  • 6-ой раздел законодательного акта «Об обеспечении единства измерений» заключается в одной статье, под номером 20. Статья не подвергалась изменениям, она регламентирует процедуру по оснащению единства замеров в Федеральном информационном фонде;
  • 7-ая глава содержит 21 и 22 статьи, в которых указываются организационные основы для обеспечения единства проводимых замеров;
  • 8-ой раздел определяет ответственность за нарушения положений настоящего закона. Ответственность содержится в 23 и 24 статьях;
  • 9-ый раздел состоит из 25 и 26 статей, указывает на правила финансирования в сфере предоставления замеров из средств государственного бюджета;
  • в последней 10-ой главе закона «Об обеспечении единства измерений» указываются заключительные положения, которые описаны в 3-х статьях, в них не вносились изменения с 2008 года.

Скачать текст закона

Закон был издан для:

  • установления правовых отношений для обеспечения единства замеров на всей территории РФ;
  • создание охраны интересов населения и государства от некорректных результатов замеривания;
  • достижения цели — обеспечить население достоверными результатами;
  • помощи в развитии научно-технического прогресса.

Скачать ФЗ 102 «Об обеспечении единства измерений» с изменениями на 2018 год можно по . А ФЗ 184 о техническом регулировании

Последние изменения ФЗ №102

С 2008 года Федеральный Закон №102 «Об обеспечении единства измерений» претерпел немало изменений. Первые изменения правительство внесло в 2011 году, далее в 2014, а последние изменения были внесены 13 июля 2015 года. Первая глава была изменена и дополнена статьей 3.1. В ней указываются положения по передачи полномочий по метрологическому надзору к сотрудникам исполнительной власти. Изменения были представлены на основании ФЗ № 184.

В ст 9 ФЗ 102 не были внесены изменения с начала вступления в законную силу данного акта. 9-ая ст. содержит перечень требований к средствам для замеривания.

Ст 1 102 ФЗ содержит цели и указывает к каким сферам деятельности применим этот закон. При последней редакции в 2015 году изменения не вносились.

Как указывалось ранее, под единством измерений понимают состояние измерений, при котором результаты измерений выражены в узаконенных единицах, а погрешности измерений известны с заданной вероятностью. Единство измерений является непременным условием, основополагающим принципом метрологического обеспечения.

До 1993 года правовые нормы в области метрологии устанавливались постановлениями правительства. Закон «Об обеспечении единства измерений» установил немало нововведений – от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране.

Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»

Закон регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений.

Цели Закона состоят в следующем:

    защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

    содействие научно – техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использование результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;

    создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;

    регулирование отношений государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

    адаптация российской системы измерений к мировой практике.

Основные сферы приложения Закона – торговля, здравоохранение, защита окружающей среды, внешнеэкономическая деятельность, а также некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.

На основании Закона государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). В его компетенцию входит:

Межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;

Представление Правительству Российской Федерации предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

Установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

Определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

Осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

Осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;

Руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

Участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Закон служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран.

В соответствии с Законом средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России.

Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом России.

Государственная метрологическая служба находится в ведении Госстандарта России и включает:

Государственные научные метрологические центры;

Органы Государственной метрологической службы на территории республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Госстандарт России осуществляет руководство Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) и координацию их деятельности (рис.9).

Государственные научные метрологические центры несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли.

Рисунок 9 – Структура государственной метрологической службы

Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в отраслях народного хозяйства в целях обеспечения единства измерений на основе их применения.

Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе их применения.

Государственные органы управления РФ, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

Права и обязанности метрологических служб определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями государственных органов управления РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Метрологический контроль и надзор осуществляется метрологическими службами юридических лиц путем:

Калибровки средств измерений;

Надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

Выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

Проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений;

    поверку средств измерений, в том числе эталонов;

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

За выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор распространяются на:

Здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

Торговые операции и взаимные расчеты между покупателями и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

Государственные учетные операции;

Обеспечение обороны государства;

Геодезические и гидрометеорологические работы;

    банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

Производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;

Обязательную сертификацию продукции и услуг;

Измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ;

Регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:

Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

Проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению;

Поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;

Проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

Проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.

При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений принимаются меры уголовного, административного или гражданско-правового характера. м ожно вообще остановить производство!

Закон устанавливает различные меры пресечения или предупреждения нарушений, включая административную, административно – правовую и уголовную ответственность.

Нижний предел штрафа, налагаемого за любые нарушения требований нормативных документов по обеспечению единства измерений, колеблется в пределах от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Так например, нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, правил поверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а также выпуск, продажа, прокат и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений влекут наложение штрафа от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 13. Поверка средств измерений

1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

3. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.

4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

5. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

6. Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

7. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Loading...Loading...