"региональный центр патриотического воспитания". Куликовская битва - День воинской славы России

Прошлое России большое и славное. Как благодарность предкам за формирование единого народа 21 сентября вся страна празднует победу Дмитрия Донского над Мамаем.

Причины нарастания конфликта

Большая роль в истории России отводится противостоянию Дмитрия Донского и Мамая. День памяти Куликовской битвы ежегодно отмечают непосредственно на месте боя. Эта дата важна, ведь привела к освобождению от ига орды, объединила русские земли и сформировала единую нацию.

Поводом для войны стало увеличение влияния и могущества Московского княжества. Это сломало систему, которая годами работала на руку татарам. Для начала боевых действий нужен был весомый повод. Вскоре такой нашелся.

Поняв свою мощь, Дмитрий І Иванович (впоследствии Донской) в 1374 году разрывает договоренности с Ордой и отказывается увеличить дань.

День памяти Куликовской битвы в Российской Федерации - это осознание себя как единого русского народа.

Поиск союзников

Далее события развивались очень стремительно. Противники приобретали новых друзей. Так, на сторону Орды стало Литовское королевство. Но сила врага не испугала россиян. Было собрано войско, возглавляли которое отличные полководцы и стратеги.

Мамай готовился к нападению, но незначительные битвы, такие как на в 1378 году, ослабили его армию. Полномасштабное наступление постоянно приходилось откладывать.

Проблемы возникли не только у хана. Московский князь упорно искал поддержки. В помощи ему отказала Тверь. Двоякую роль играла Рязань. Князь Олег поддерживал Мамая, но рассказывал о планах татар другим князьям.

На стороне Донского стояли Нижегородско-Суздальское и Смоленское княжества. Под руководством отважных военачальников в бой смело шли тысячи мужчин из разных земель. Именно поэтому день памяти Куликовской битвы в России - это праздник каждого патриота, который готов защищать свою родину от захватчиков.

Ход знаменитой битвы

7 сентября 1380 года войска приблизились к Места, где проходили боевые действия, имели как плюсы, так и минусы. Преимущество в том, что монголы потеряли бы много сил, переплывая реку. Недостаток - то, что тыл был открыт для сторонников Мамая, которые могли появиться в любую минуту. Молниеносное решение было принято: дружина переправилась через Дон и разбила за собой мосты.

Все знаки предвещали победу. Это вдохновляло солдат. Много значил для них и отважный поступок князя. Он надел простые латы и стал плечом к плечу с собратьями в большом полку.

Схватка началась на следующее утро. Именно 8 сентября - день памяти описать ход маневров можно так: силы были построены по классической системе. Возглавлял войско большой полк, где сосредоточивалась главная сила. По левую и правую руки стояли еще по одной группе войск. Четвертая часть армии сидела в засаде.

Орда пыталась пробить левый полк, но на помощь вышли солдаты, которые до сих пор прятались в лесу. Разбитые и напуганные татары (атаки их отражали каждый раз с большей силой) считали, что бог отвернулся от них. Полная победа принадлежала Москве.

Ошибка, которая завуалировала настоящую дату

Долго царила Золотая Орда на русских землях. Но в середине ХІV века сила ханов начала угасать. Пиком стало поражение на События, изменившие историю, происходили 1380 году. Еще с лета Мамай готовился к войне. 8 сентября две стороны встретились. Победу одержал Донской. Позже эти события были описаны в летописях. Но если баталия началась 8 сентября, почему сегодня мы отмечаем День памяти Куликовской битвы 21 сентября?

Ответ прост. Летописцы отметили, что поединок состоялся в Рождество Богородицы (сегодня это 21.09), что по старому стилю приходилось на 8 сентября (по Тогда логично заметить, что чествовать воинскую славу нужно было бы 16 числа. Ведь именно 8 дней добавляется при переводе дат на старый стиль. Но исследователями была допущена ошибка. Они добавили 13 суток, руководствуясь правилами православной церкви. Из этого понятно, что настоящая дата победы - 16 сентября.

Основатель музея

Одна из достопримечательностей российской культуры - государственный музей заповедник “Куликово поле”, который находится в с. Монастырщино Тульской области. Расположен он под открытым небом. Максимум гостей принимает в сентябре. Тогда поле превращается на арену боевых действий. Его главная особенность - театрализованные выступления.

Условная история музея началась еще с досоветских времен. Коллекцию начал собирать Степан Нечаев, которого впоследствии стали называть первым историком и археологом поля. Этот человек, ссылаясь на летописи, определил место, которое описывали хронологии. Поле находилось в его собственности. Можно сказать, что Нечаев был отцом музея и основателем такого праздника, как День памяти Куликовской битвы. Фото инициатора, который поднял проблему поиска Мамаева побоища, можно увидеть во всех учебниках истории.

Сейчас музей объединяет несколько экспозиций. Одна из них - церковь Сергия Радонежского, которая характеризуется традиционным архитектурным ансамблем. Этот чудотворец и мудрец благословил Донского на войну. Еще одно звено - комплекс в селе Монастырщина, где якобы похоронены погибшие воины.

Возвращение на поле битвы

Россияне гордятся своей историей. Поэтому ежегодно на поле, где проходила схватка между Дмитрием Донским и Мамаем, проводятся массовые собрания, известные как фестиваль «Поле Куликово». Приветствует фанатов истории Тульская область. Действо пытается полностью отразить времена Золотой орды и Московской Руси. В День памяти Куликовской битвы эта часть современной России превращается в средневековые земли.

Ежегодно план фестиваля обновляется. Но традиционно празднование начинается с богослужения в храме Сергия Радонежского.

Стартовал фестиваль в 1997 году и с тех пор проводится без перерывов.

Где отпраздновать победу над Мамаем?

Очень важно, что музей не только развлекает, но и учит. Дом Куликовской битвы организовывает фестиваль таким образом, чтобы донести до гостей максимум информации из великого прошлого. Мероприятие отличается широкой программой. Сотни мужчин, которые изучали военное искусство, соревнуются в ловкости. Проводятся различные конкурсы на лучшие доспехи, костюмы и оружие тех времен. Показывают свои умения лучники, фехтовальщики. Происходят рыцарские турниры.

Помогут окунуться в атмосферу ХІV века конные поединки, пехотные столкновения и парные бои русских дружинников и ордынцев. Для зрителей постоянно открыты ярмарки, которые удивляют избытком сувенирной продукции. Кроме этого, можно посетить десятки мастер-классов. Работает

Фестиваль - это лучшее место, чтобы провести День памяти Куликовской битвы. Положительные впечатления и приятное настроение гарантированы.

Миф Тульской области

Многие источники говорят о том, что встреча двух войск произошла между реками Дон и Непрядва. Но кроме обелиска-современника там ничего нет. Обычно на таких местах сводили курганы, храмы, монастыри. Работа археологов также не увенчалась успехом. За десятки лет раскопок нашли только несколько подтверждений теории того, что именно в этом районе проходила знаменитая битва. Но и они не стали стопроцентными доказательствами. Наконечники стрел могли принадлежать охотникам, а кольчуга старше на два века от этих событий. Не найдено захоронений врагов.

Когда День памяти Куликовской битвы отмечается, знают все, но мало кому известно, что есть документы, доказывающие, что Кимовский район Тульской области далек от побоища Мамая.

Мемориал на Кулишках

Ученые нашли много объяснений аномалиям. Например, отсутствие оружия и лат толкуют так: все вооружение было убрано с места боя из-за того, что было дорогое и редкое. Но есть десятки фактов, которые невозможно объяснить.

Появилось много кричащих идей. Так, по одной из версий, битва происходила на территории современной Москвы. Столица имеет район Кулишки, который полтысячелетия назад был обширным полем. Доном раньше называли все крупные реки, в том числе и Москву-реку. Также в этом районе было село Напрудное, откуда вытекала река, которой могли дать имя Непрядва. Там стоит основанная Донским в ​​память воинам, погибшим 8 сентября 1380 года. Поэтому именно в том месте можно отмечать День памяти Куликовской битвы.

21 сентября – один из дней воинской славы России. Установлен в честь победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380г.) Федеральным законом РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 мая 1995 года.
Сражение русского войска под предводительством Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарскими войсками, происшедшее 8 сентября 1380 года на Куликовом поле (ныне Куркинский район Тульской области) – одна из самых крупных битв средневековья, явившаяся поворотным пунктом в борьбе русского народа против монголо-татарского ига.
Летом 1380 года монголо-татарское войско, в которое входили также отряды черкесов, осетин, армян, некоторых народов Поволжья, а также наемные отряды крымских генуэзцев (общая численность 100-150 тысяч человек), возглавляемое фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем, двинулось на Русь, чтобы сломить возрастающую мощь русских княжеств (особенно Московского) и их стремление к независимости. Союзниками Мамая были великий князь литовский Ягайло и, по некоторым данным, рязанский князь Олег.
Получив известие о выступлении Мамая, Дмитрий Иванович послал во все русские княжества гонцов с призывом выставить все возможные силы для защиты русской земли. Отряды русских войск собирались на путях к Москве - в Коломне и Серпухове - на тот случай, если бы Мамай попытался упредить их нападение. Основное ядро русского войска составляли москвичи, а также воины земель, признавших власть московского князя. К ним примкнули украинские и белорусские отряды. В походе не участвовали воины Новгородской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской земель. Московский князь рассчитывал активными наступательными действиями, во-первых, не допустить соединения противника, а во-вторых - разгромить войско Мамая до вторжения его в русские княжества.
6 сентября русское войско (100-150 тысяч человек) достигло Дона у устья реки Непрядва. В тот же день состоялся военный совет, который по предложению Дмитрия Ивановича принял решение о переходе через Дон на Куликово поле. Переход через Дон исключал возможность нападения литовцев, подходивших к г.Одоев, и обеспечивал выгодные для русских условия боя: размеры Куликова поля и леса по берегам огибавших его рек ограничивали возможности обходных маневров монголо-татарской конницы.
Утром 8 сентября русские переправились через Дон и под прикрытием сторожевого полка развернулись в боевой порядок на Куликовом поле, куда уже подходило войско Мамая. Дмитрий Иванович создал глубокий боевой порядок: в центре стоял большой полк (великокняжеский), правее и левее его - полки правой и левой руки, фланги которых упирались в труднодоступную для действий монголо-татарской конницы местность. Впереди главных сил были расположены сторожевой и передовой полки. Сторожевой полк имел задачу завязать сражение, передовой полк - принять на себя первый удар конницы противника и расстроить ее боевые порядки. Оба полка должны были ослабить силу вражеского удара по главным силам. За большим полком был расположен частный резерв (конница). Кроме того, из отборной конницы был создан сильный засадный полк под командованием опытных военачальников - воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Этот полк выполнял задачу общего резерва и был скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил.

В целом боевой порядок русского войска обеспечивал устойчивость против фронтальных и фланговых ударов, позволял наращивать усилия из глубины и осуществлять взаимодействие между отдельными его элементами. Сражение началось около 12 часов дня поединком богатырей Пересвета и Челубея. Оба они погибли. Затем монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил.
В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы нанес удар засадный полк воеводы Боброка. Внезапная и стремительная атака этого полка, поддержанная ударом других полков, решила исход битвы в пользу русских. Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными).
Куликовская битва имела огромное историческое значение в борьбе русского народа за освобождение от монголо-татарского ига. Она показала возросшее стремление русских земель к независимости и подняла роль Москвы как центра их объединения. Хотя победа в Куликовской битве еще не привела к ликвидации монголо-татарского ига, однако на Куликовом поле Золотой Орде был нанесен сокрушительный удар, который ускорил ее последующий распад.
В Куликовской битве проявился высокий патриотизм русского народа, превосходство русского военного искусства над искусством монголо-татар. Опираясь на моральное превосходство русских воинов, поднявшихся на освободительную войну, Дмитрий Иванович действовал активно и решительно. О высоком военном искусстве русского полководца свидетельствуют хорошо налаженная разведка, обеспечившая принятие правильного решения; умение верно оценить условия местности, определить замысел врага и учесть его тактические приемы; рациональное построение боевого порядка русского войска и тесное взаимодействие его составных частей в ходе сражения; наконец, искусство использования общего и частного резервов в сражении, а после его завершения - организация его преследования. Важное значение в успехе Куликовской битвы имели стойкость и самоотверженность русских воинов и самостоятельные, инициативные действия военачальников в сражении.

В этот день в Куликовской битве русские полки Дмитрия Донского разгромили ордынское войско. После победы на Куликовом поле, на которую Донского благословил Сергий Радонежский, Русь обрела независимость и единство.

Итогом правления Ивана Калиты (1325-1340) стало значительное усиление позиций Москвы в северо-восточной Руси.Попытки передачи сбора дани великому князю Владимирскому делались и ранее, но закрепился такой порядок только с княжения Ивана Калиты. Тверское восстание 1327 г. подвело черту под деятельностью баскаков на Руси. Сбор дани русским князем не сопровождался таким насилием, какое творили ордынцы. Население вздохнуло спокойнее. Хан, получая регулярно ордынский выход, тоже был доволен и не посылал на Русь карательных отрядов. Сорок лет (1328-1367), как заметил летописец, «престаша татарове воевати землю Русскую». За это время выросло поколение новых русских людей: они не видели ужаса ордынского погрома и не боялись татар. Эти люди уже могли взяться за меч, чтобы отстаивать свое право на свободу.

В 1359 г. в ходе эпидемии чумы престол московский по воле судьбы достался девятилетнему мальчику Дмитрию Ивановичу. Еще ни разу на подвластной Орде Руси не давали золотой ярлык на великое княжение Владимирское ребенку. Поэтому суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович поехал в Орду и выпросил себе золотой ярлык. Впрочем, в этом деле Дмитрия Константиновича не поддерживали даже собственные родичи, а московские бояре и митрополит Алексей в 1362 г. добились возвращения золотого ярлыка в Москву. Очевидно, тогда же юный московский князь Дмитрий посетил Золотую Орду.

Соперничество московского и нижегородского правителей кончилось в 1367 г. миром и даже союзом. Московский князь Дмитрий обещал помочь Дмитрию Суздальско-Нижегородскому подавить выступление его мятежного брата. Суздальско-Нижегородский князь выдавал за Дмитрия Московского свою дочь и признавал его «братом старейшим». Союз с Суздальско-Нижегородским княжеством был очень важен, ибо Москва готовилась к войне с Тверью.

В преддверии войны в Москве за 2 года воздвигли каменный кремль (1367). Строили его после «всесвятского» пожара (произошел вдень памяти всех Святых, отсюда и его название) из белого камня известняка и больших кирпичей. Известняк возили зимой на санях, а летом по реке из каменоломен, расположенных у села Мячкова в 30 км от столицы. Некоторые исследователи считают, что новый Кремль был не весь каменный, частично он сохранял деревянные конструкции. Однако в Низовой Руси это была первая каменная крепость. Она говорила о мощи и богатстве московских правителей.

В свою очередь, с конца 1350-х гг. в Золотой Орде шла большая междоусобица. Источники называют ее «великой замятней». Орда раскололась. В поволжской ее части ханы менялись, чуть ли не каждый год. В южной – Причерноморской Орде укрепился теневой правитель Мамай. Он был темником и правил от имени малолетних ханов-Чингизидов. В годы «великой замятни» Орда очень ослабла. В 1362 г. в битве у Синих Вод ее разгромил Ольгерд и отнял Южную Русь. Но хуже внешних поражений были внутренние заговоры и смуты. Они терзали страну, лишали ее прежней силы. За два десятка лет на престоле Волжской Орды побывало более 20 чингизидов. Центральная власть ослабела. Многие царевичи и мурзы привыкли жить разбоем. Воспользовавшись «замятней» в Орде, тверской князь Михаил Александрович решил испросить себе золотого ярлыка. Так же Михаил рассчитывал на военную помощь своего родственника – великого князя Литовского и Русского Ольгерда (Ольгерд был женат на тверской княжне.)

В ходе борьбы за золотой ярлык тверской князь Михаил угодил на время в московскую темницу. Михаил приехал в 1368 г. в Москву на переговоры под «гарантии» своей безопасности, данные митрополитом Алексеем, но был арестован. Конечно, Михаила пришлось вскоре отпустить, и борьба продолжилась с участием в ней Литвы. Разные ордынские ханы тоже оказались участниками русской усобицы. Одни из них поддерживали Тверь, а другие – Москву.

Ольгерд совершил два похода в московские пределы. Московские летописи назвали вторжения Ольгерда первой и второй Литовщиной. В обоих случаях Ольгерд выжигал окрестности Москвы и осаждал город. Но взять новый Кремль он не сумел. Тем временем Михаил Тверской получил золотой ярлык (1371), но жители Владимира не пустили его в свой город. А московский князь Дмитрий заявил: «К ярлыку не еду, а в землю на княжение на великое не пущаю».

В 1371 г. князь Дмитрий Московский съездил на юг Орды к темнику Мамаю. Мамай отступился от Михаила Тверского. И уже В 1375 г. московские полки с благословения митрополита Алексея осаждали Тверь. В союзе с Москвой выступили Ярославское, Суздальско-Нижегородское, Ростовское княжества и ряд других уделов. Поддержал Дмитрия Московского и один из удельных тверских князей – кашинский. В итоге, по договору 1375 г., золотой ярлык остался у московского князя. Великое княжение Владимирское признавалось «вотчиной» московских князей. Тверской князь Михаил назвал себя вассалом – «братом молодшим» Дмитрия Московского.

Был в московско-тверском договоре 1375 г. и еще один значимый момент. «Если переменит Бог Орду» и начнет воевать с ней московский князь, то тверской монарх должен был тоже выступить против Орды. Так Москвой был совершен первый шаг не только к собиранию вокруг себя русских земель, но и в подготовке борьбы за их освобождение от Орды. В целом, в ходе соперничества за золотой ярлык с Тверью Москва упрочила свои позиции. Авторитет и силы князя Дмитрия Ивановича выросли.

Однако главным событием русской истории XIV в. стала Куликовская битва. Ей предшествовало два столкновения с ордынцами. В 1377 г. царевич Арапша (хан Араб-шах) готовился к набегу на нижегородские земли. Сведения об этом просочились на Русь. Навстречу Арапше вышло объединенное войско из нижегородцев, владимирцев, москвичей, муромцев, ярославцев. Арапша не появлялся. Воины сняли доспехи. Начали охотиться в окрестных лесах, веселились и пировали в лагере у реки Пьяны. Князь Дмитрий Московский решил, что набег Арапши не состоится, и уехал в свою столицу. В итоге неожиданное нападение татар привело русских к поражению. Был разграблен оставшийся без защиты Нижний Новгород. Пострадали и другие города.

На следующий 1378 год Мамай отправил на Русь новое войско под командованием мурзы Бегича. На реке Воже разыгралась битва. На этот раз московские войска во главе с Дмитрием действовали слаженно и решительно. Ордынцы были разбиты и бежали. Поражение татар на Воже не способствовало укреплению авторитета Мамая. Темник собирался взять реванш. Он привык к власти и не хотел ее терять, а между тем хан Тохтамыш ставленник могучего среднеазиатского эмира Тимура уже начал собирать ордынские улусы в свой кулак. Лишь громкая победа давала Мамаю шанс устоять в борьбе с Тохтамышем за Орду.

Тохтамыш был потомок Батыева брата – Орды Ичена. Выгнанный из Заяицкой Орды, он вернул себе ее престол, а также захватил престол в Волжском улусе с помощью среднеазиатского могущественного правителя Тимура Ланга (Хромца), известного в Европе как Тамерлан. Вассал Тамерлана Тохтамыш надеялся восстановить единство и силу Золотой Орды.

Близилось решающие столкновение. Осенью Мамай повел на Русь 150-тысячное войско. В Кафе, генуезской колонии в Крыму (современная Феодосия), Мамай нанял отряд закованной в латы западноевропейской пехоты. Темник заручился так же союзом с великим литовским князем Ягайло Ольгердовичем и рязанским князем Олегом. Но союзники не спешили на соединение с Мамаем, они выжидали. Ягайле невыгодно было ни усиление Москвы, ни победа Орды. Олег же был вынужден играть роль союзника, чтобы спасти от разграбления свою землю. Рязань ближе всего находилась к Орде. Олег сообщил татарам броды на Оке, а Дмитрию Московскому о пути продвижения татар.

Навстречу ордынцам вышло многочисленное – до 150 тыс. – русское войско. (Правда, многие историки считают, что численность и татар, и русских летописцами завышены). Никогда еще Русь не выводила на брань такого числа воинов. Шли к Дону дружинники и ополченцы из многих русских земель. Не было среди них тверских, рязанских, нижегородских и новгородских полков, хотя не исключено, что отдельные жители этих земель в битве на Куликовом поле участвовали. Из Литвы поддержать Дмитрия пришли с полками два брата Ягайлы – старшие сыновья Ольгерда православные князья Дмитрий и Андрей, сидевшие в Брянске и Полоцке.

Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского благословил на бой с татарами русский монах-подвижник, основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Его устами русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой. Наверное, поэтому так почитаема на Руси память св. Сергия. Два инока Троицкого монастыря в прошлом бояре – Пересвет и Ослябя отправились вместе с русским войском навстречу ордынцам. Благословение Сергия было очень важно для князя Дмитрия Московского. У него был конфликт с новым русским митрополитом Киприаном. Князь выгнал митрополита из Москвы, а тот наложил на Дмитрия анафему (проклятие).

Кровопролитное сражение случилось8 сентября 1380 г. (Кстати, некоторые современные историки сомневаются в том, что битва происходила на Куликовом поле у Дона. Об этом необходимо упомянуть, так как до сих пор, несмотря на все старания археологов, на Куликовом поле не найдено вещественных «подтверждений» битвы: ни могильников, ни оружия – только одна кольчуга и шлем. Отдельные историки (например, В.А.Кучкин) предполагают, что, возможно, битва была в Москве на Кулишах). Помимо Дмитрия, непосредственно битвой руководили его двоюродный брат Владимир Серпуховской и воевода из Галицко-Волынской земли Дмитрий Боброк. Русские полки построились традиционным для себя строем – орлом. Но при этом оставили в засаде и в резерве около трети войска. Мосты через Дон русские сожгли по предложению литовских князей, чтобы у слабых духом не появилось искушение бежать с поля битвы.

Бой начался поединком богатырей: монаха Александра из Троице-Сергиевой обители (в прошлом жителя великого княжества Литовского и Русского, брянского боярина – Пересвета) и ордынского богатура Челубея. Витязи поразили друг друга копьями, Челубей упал на землю, конь русского богатыря принес мертвого седока в свой стан.

Татарские всадники пошли в атаку. Они смяли русский Сторожевой полк. Великий князь Дмитрий сражался в доспехах простого война в Передовом полку. Воины этого полка почти все пали. Дмитрия после боя с трудом нашли: князь лежал без сознания, придавленный срубленным в схватке деревом. Ордынцам вначале удалось прорвать левый русский фланг. Они устремились в тыл Большому полку. Однако здесь им путь перекрыл перестроившийся Большой полк и резервные отряды.

Затем неожиданно на татар обрушился многочисленный Засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Дмитрием Боброком. Нукеры Мамая побежали, сметая собственные подкрепления. Не спасла Мамая ни восточная конница, ни генуэзские наемники-пехотинцы. Мамай был разгромлен и бежал.

Русские встали, как тогда говорили, «на костях», то есть за ними осталось поле боя. Они одержали победу. Преследовать Мамая Дмитрий, прозванный с тех пор Донским, не стал.

Международный день мира

По решению Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция от 30 ноября 1981 года) Международный день мира отмечался в третий вторник сентября - день открытия очередной сессии ГА ООН. В резолюции от 7 сентября 2001 года Генеральная Ассамблея постановила, что начиная с 2002 года Международный день мира будет ежегодно отмечаться 21 сентября. Ассамблея заявила, что этот день будет отмечаться как день глобального прекращения огня и отказа от насилия, и предложила всем государствам и народам соблюдать прекращение военных действий в течение этого дня. Ассамблея призвала все государства-члены, организации системы Организации Объединенных Наций, региональные и неправительственные организации и отдельных лиц соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путем просвещения и информирования общественности, и сотрудничать с ООН в обеспечении прекращения огня во всем мире. В июне 1954 года Организации Объединенных Наций Японией был преподнесен «Колокол мира». Он отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира, и укреплен под сводом типично японского сооружения из кипарисового дерева, напоминающего синтоистский храм. В колокол, находящийся в центральном учреждении ООН, принято звонить два раза в год: в первый день весны - день весеннего равноденствия, и 21 сентября, в Международный день мира. Надпись на колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Ежегодно в Международный день мира люди во всем мире собираются для того, чтобы вновь подтвердить эту мысль, помянуть жертв конфликтов и заявить о своей готовности посвятить себя построению более безопасного и более справедливого мира.

Рождество Пресвятой Богородицы

День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Согласно церковному преданию, благочестивые родители девы Марии - Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. Уже в преклонные годы они родили дочь Марию, что было предсказано ангелом, который возвестил им о ее рождении. Об этом событии ничего не сказано в Писании. Неизвестно также и время установления праздника. Упоминания о нем есть у святителя Иоанна Златоуста, святителей Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V веке о празднике говорит служебник Геласия. Песнопения на этот день, которые поются в церкви и поныне, начали составлять с VI века, имена авторов - Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит. Святой Андрей, архиепископ Критский, в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» писал: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотию; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое».

Торжественно славословит в этот день святая православная церковь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе ко возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, Осенинами. В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине - покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Россия стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице. В этот день приговаривали: «Богородица Пречистая! Избави от маеты, Надсады от души отведи, Мое житье-бытье освети!».

В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий. Народные поговорки гласят: «На Пречисту в поле чисто», «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».

День воинской славы России - день победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);в честь победы в Куликовской битве (1380)

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 21 сентября недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон, после поединка русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней, пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

1708 - родился Антиох Дмитриевич Кантемир, писатель-сатирик, поэт, философ-просветитель, дипломат

Антиох Кантемир родился 21 сентября 1708 года в Молдавии, в семье ученого-энциклопедиста, молдавского князя Дмитрия Кантемира. В 1711 году семья Кантемира покинула Молдавию после захвата ее турками и переместилась в Россию, где Дмитрий Кантемир был пожалован в князья. Антиох Кантемир получил блестящее для своего времени образование. Изучал историю, древнегреческий, латинский, итальянский, старославянский, русский языки. Некоторое время учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1723 году вместе с отцом участвовал в Персидском походе Петра I. В 1724-1726 годах слушал лекции по физике, математике, истории, философии в Академическом университете в Санкт-Петербурге. Занимался литературной деятельностью: перевел с французского «Некое итальянское письмо, содержащие описание Парижа и французов» (1726), а также философский труд «Таблица Кевика - философа» (1729). Горячо приветствовал петровские реформы. Входил в кружок богослова Феофана Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира. В первой из них - «На хулящих учение» («К уму своему», 1729) - выступил против представителей церковных и светских кругов, пытавшихся после смерти Петра I вернуть Россию к дореформенным порядкам.

Борьба за сохранение прогрессивных, по мнению Кантемира, достижений была продолжена во второй сатире - «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений», 1730), посвященной защите петровской Табели о рангах, идее «физического» равенства людей и внесословной ценности человека. В 1730 году, при вступлении на престол Анны Иоанновны, Кантемир принял деятельное участие в борьбе против «верховников» (членов Верховного тайного совета), пытавшихся ограничить самодержавие. В 1730 году перевел трактат Фонтенеля «Разговор о множестве миров» (опубликован в 1740 году), где в популярной форме отстаивалась гелиоцентрическая система мира. Перевод книги и примечания к ней (1742), многие из которых вошли в письма «О природе и человеке», сыграли значительную роль в разработке русской научной терминологии (Кантемиром введены такие термины, как начало (принцип), понятие (идея), наблюдение, плотность, вихри и др.). В 1756 году перевод трактата был конфискован Синодом как «богопротивный», «полный сатанического коварства» (переиздан в 1761 и 1802 годах).

В начале 1730-х годов Кантемир работал над поэмой «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (не окончена) и двумя новыми сатирами. В сатире «О опасности сатирических сочинений» («К музе своей», 1730) изложены основные этические взгляды Кантемира. Однако правительство Анны Иоанновны, недовольное чрезмерной политической и литературной активностью Кантемира, сочло за лучшее назначить его в 1731 году русским послом в Лондоне. За границей он много пишет, переводит Горация, Анакреонта и безуспешно пытается добиться публикации своих стихов в Петербурге. Одновременно Кантемир выполнял в Лондоне поручения Санкт-Петербургской Академии наук (покупка книг, математических и астрономических приборов, привлечение к работе в академии европейских ученых и др.) и частных лиц. В сентябре 1738 года Кантемир был переведен полномочным министром в Париж (с декабря того же года - чрезвычайный посол). В Париже Кантемир познакомился с Монтескье (перевел на русский язык его «Персидские письма»; перевод не сохранился), Вольтером, поддерживал тесные связи с многими учеными.

По своим политическим убеждениям Кантемир был защитником господства дворянства, «просвещенного абсолютизма», воплощением своих идеалов считал правление императора Петра I. По своим философским воззрениям являлся сторонником естественного права, разделял идеалы просветителей. Отстаивал идею равенства людей перед законом и судом. Считая, что все люди рождаются равными (сатира «Филарет и Евгений»), доказывал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание («О воспитании, или К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»). Осуждал крайности крепостного состояния, предлагал помещикам облегчить положение крестьян, уменьшить подати. Умер Антиох Дмитриевич Кантемир в Париже 11 апреля 1744 года. Творчество Кантемира сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения; он первым ввел жанр стихотворной сатиры.

1868 - родилась Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса, народная артистка СССР

Имя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой неразрывно связано с двумя важнейшими явлениями русской культуры: Московским Художественным театром и Антоном Павловичем Чеховым. Художественному театру она отдала почти всю свою долгую жизнь, с момента основания театра и практически до самой смерти. С Чеховым были связаны только шесть лет - но она называла их «самым светлым временем» своей жизни. Это были последние годы Чехова, умершего у нее на руках. Родилась Ольга Леонардовна 21 сентября 1868 года году в Вятской губернии (ныне - в составе Нижегородской области). Окончила музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, училась в классе Владимира Немировича-Данченко, который сразу оценил талант будущей актрисы. Одна из первых актрис МХТ (с 1898 года). Дебютировала в роли царицы Ирины («Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого). Характерные черты искусства актрисы - благородство сценической манеры, глубина чувств и сдержанность их выражения, психологическая тонкость и строгость - раскрылись прежде всего в чеховских пьесах, где она была первой исполнительницей ролей Аркадиной, Елены Андреевны, Маши, Раневской («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Среди лучших ролей также Анна Маар («Одинокие» Гауптмана), Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенева). Ольга Книппер-Чехова прожила очень долгую, насыщенную жизнь. Скончалась 22 марта 1959 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1938-1959 годах жила Книппер-Чехова - мемориальная доска.

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю.

Но во второй половине XIV в. начался распад Золотой орды, где фактическим правителем становится один из старших эмиров - Мамай.

В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 г. он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича.

Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 г. Мамай начал поход.

Недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон ордынцы разбили свои станы, и, кочуя, ожидали вестей от Ягайло и Олега.

Князь Дмитрий решил разгромить полчища Мамая до подхода к ним войска Ягайло, чтобы не допустить вторжения врага в глубь русской земли.

Утром 8 (21) сентября, после поединка русского воина инока А. Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск.

В течение трех часов войско Мамая (свыше 90 - 100 тыс. человек) безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати (50 - 70 тыс. человек), которая отразила натиск врага. Тогда он всеми силами обрушился на левый фланг и начал теснить русских воинов. Мамай ввел в намечавшийся прорыв весь свой резерв. И в этот момент в тыл прорвавшейся конницы противника ударил Засадный полк. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство.

Дружины русских преследовали его на протяжении 30 - 40 км. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

Видеоматериалы по теме

Куликовская битва

Учебная фильмотека СССР

Битва на Куликовом поле

«Битва на Куликовом поле» - «Школфильм» 1982г. (00:05:00 черно-белый). Режиссер монтажа – С. Загоскина.

Фильм построен на статичном документальном материале, русских летописях. Форма изложения - своеобразный рассказ летописца, который несколько раз появляется на экране. В конце фильма показано Куликово поле с вертолёта: общий вид и изображение памятника Дмитрию Донскому.

Фрагмент смонтирован по материалам фильма: «На поле Куликовом» (ЦСДФ). Видео: 49,5 МВ, 1269 кбит/сек. Аудио: 101 кбит/сек.

Икона Дмитрия Донского

Великого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского канонизировали в лике Святых в 1988 году - в честь тысячелетней годовщины крещения Руси его великим предком, Святым Владимиром Крестителем. Святой Дмитрий Донской в историю России вошёл как успешный продолжатель объединения земель и княжеств вокруг Московского княжества. Кроме того, в истории Российского государства навсегда останется память о Куликовской битве, где Святой Дмитрий Донской и его войска дали отпор войскам Золотой Орды, положив тем самым начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. На иконе благоверного князя Дмитрия Донского Святой изображается в богатом княжеском одеянии, с мечом в одной руке и смиренно поднятой другой рукой, застывшей в жесте "ладонь праведника". Тем самым раскрывается характер Святого Дмитрия - он почитал Христа и был великим воином.

Отцом Дмитрия был Иван Второй Красный Рюрикович, правнук великого воина, мудрого дипломата и успешного правителя - государственника Александра Невского. Иван Красный умер когда Дмитрию Донскому было девять лет. На маленького мальчика свалилась огромная ответственность - ему предстояло управлять Московским княжеством, набиравшим силу и ставившего себе целью подмять под себя все другие княжества. Как показывают исторические хроники, на Дмитрия Ивановича Донского и принимаемые им решения с самых первых дней воцарения на княжеском престоле сильно влияли Святой чудотворец Киевский митрополит Алексий и честолюбивые московские бояре. В это время внутри Золотой Орды, которой княжества Руси платили дань, началась так называемая "великая замятня" - междоусобная борьба между наследниками и родственниками за ханство, начавшаяся со смертью Бердибека, вылившаяся в частую смену правителей. В результате неявки представителей умершего Ивана Красного за получением ярлыка на княжение в Сарай - Бату, столице Золотой Орды, московское княжение получил Дмитрий Константиновичу, суздальского князя. Но влиятельнейшие московские бояре не желали сдавать свои главенствующие позиции, и в возрасте 11 лет Дмитрий Донской отправился вместе с ними за ярлыком на княжение. В тот момент ханская власть разделилась между сарайским ханом Мурадом и любимцем грозного Мамая Абдуллой. Воспользовавшись неразберихой в разграничении полномочий между двумя правителями, Дмитрий Донской и москвичи смогли получить княжеский ярлык на юного князя от первого из них, хана Мурада. Так Дмитрий Иванович стал московским князем. Через два года после получения ярлыка Дмитрий, его родной брат Иван и их двоюродный брат Владимир встали во главе войска, идущего войной на Владимир, где великокняжеский престол занял Дмитрий Суздальский. Оценив силу и численность московского воинства, суздальский князь уступил престол, практически не оказав никакого сопротивления. Мамай, не желая сдавать великокняжеский престол неподконтрольному ему Дмитрию Донскому, направил с послами ещё один ярлык на княжение для суздальского князя Дмитрия Константиновичу. Но тот смог продержаться всего лишь 12 дней, чуть меньше двух недель. Великокняжеский престол всё равно остался за Святым Дмитрием. Этот конфликт между Мамаем и Дмитрием Донским впоследствии обернулся тяжёлыми кровопролитными боями, усилением междоусобицы и разорением множества земель русских. Но для Руси, как свободного единого государства, дальнейшая история показала необходимость воцарения Дмитрия на великокняжеском престоле, пусть даже и путём усиления вражды с Золотой Ордой.

Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, он женился на дочери своего недавнего соперника Дмитрия Константиновича князя Суздальского, желавшего загасить конфликт между Москвой и Суздалем. Его жене, Евдокия Дмитриевна (известная в православии как преподобная Святая Евфросинья Московская), на момент венчания в Коломенской Воскресенской церкви, было всего лишь тринадцать лет. Несмотря на юный возраст обоих, брак был счастливым и плодотворным: У Дмитрия Ивановича и Евдокии родилось 12 детей. Крестником двух его детей стал преподобный Святой подвижник Сергий Радонежский, друживший с Киевским Патриархом Алексием. И Сергий и Алексий всю жизнь Дмитрия Донского сопровождали его, давая тому неоценимые советы и благославляя на судьбоносные поступки.

Все последующие годы Дмитрий Иванович, князь Московский, Суздальский и Владимирский провёл в делах единения Руси, подчинив за время своего княжения Новгородского, Нижегородского, Рязанского, Тверского, Галичского, Костромского, Стародубского князей. Помимо этого Святой Дмитрий выиграл несколько важных стычек у волжских булгар, остановил у Рязанской реки Вожа войска татаро-монгольского мурзы Бегича и выиграл самое важное сражение, навсегда вошедшее в историю России - Куликовскую битву.

К Куликовской битве Мамай, теневой правитель Орды, готовился два года. Предыдущий поход его мурзы Бегича закончился поражением татаро-монгол, необходима была передышка и пополнение войска. Отдых от завоеваний длился два года, за это время Мамай с помощью своих послов собрал в свои войска огромное число наёмников из кочевых племён Азии. Кроме того, Мамай договорился с литовским князем Владиславом Ягайло и Рязанским князем Олегом о встрече с их войсками на южном берегу Оки, откуда и планировалось всем скопом напасть на войска Святого Дмитрия.

Дмитрий Иванович, оповещённый разведчиками, собрал войска со всех подчинённых ему княжеств. На удивление, забыв о междоусобных распрях, все князья, кроме Олега Рязанского, объединились вокруг Дмитрия. Был составлен план: в Москве оставалась лишь небольшая часть воинства, резерв основных войск. Остальные войска перешли через Оку, и обойдя рязанские земли с запада, двинулись к Дону. Желая застать неприятеля врасплох, Дмитрий Иванович и его соратники форсировали Дон, выбравшись на другую сторону этой великой реки. Перед отправлением Святого Дмитрия и его воинство благословил преподобный Сергий Радонежский, напророчив победу. Вместе с войском отправились и два монаха - богатыря, Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Непосредственно перед битвой стоявшему в дозоре воину было видение: Святые страстотерпцы Борис и Глеб, вооружённые мечами и освещая себе путь зажжёнными свечами, напали на татаро-монгольских воинов, порубив их все до единого. В это же время во Владимире, пономарю церкви, где хранилась гробница Александра Невского было видение: два старца подняли из гроба великого полководца, чтобы помочь своему потомку в будущем кровопролитном сражении. Выйдя во двор, фигуры растворились в воздухе.

8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в устье рек Дон и Непрядва, состоялась великая Куликовская битва. Наверняка каждый из Вас помнит картину Михаила Авилова к этой битве - "Битва Пересвета с Челубеем". Пересвет победил в этом одиночном поединке, выбив Челубея из седла. Но в итоге оба воина всё равно погибли, уже во время основного сражения. Судьба двух великих воинов стала иллюстрацией исхода Куликовской битвы - Русь победила, но ценой огромных потерь: из 150 000 человек в живых осталось только 40 000. Предания гласят, что Силы Небесные помогали русскому воинству в этой сече, ангелы, возглавляемые архистратигом архангелом Михаилом, вместе с княжескими богатырями разили огненными стрелами и мечами неприятелей. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого воина, в первых рядах сражался с врагом. После окончания битвы благоверного князя нашли оглушённого, лежащим под деревом. Доспехи на нём были разбиты, но сам он был цел. По случаю победы, донские казаки подарили Дмитрию образ Богоматери, позже названную Донской иконой Божией Матери. Самого великого князя с этого дня стали называть Донским - в честь реки, рядом с которой он выиграл столь важное сражение.

Истощённые войска Мамая вернулись домой, но место правителя уже занял потомок Чингизидов Тохтамыш. Мамаю пришлось скрываться у своих союзников генуэзцев в Восточном Крыму, где он и погиб от руки предателя. Новый хан потребовал от Дмитрия Донского платить дань, но великий князь, окрылённый победой на Куликовом поле, ответил отказом. Тохтамыш, собрав войска. двинулся на Москву. Войско Дмитрия было сильно истощено, поэтому совет князей принял решение сдать город. Тохтамыш сжёг Москву; её жителей, из числа тех, кто остался в живых, его воины увели в рабство. Оценив ситуацию, Святой Дмитрий направил к Тохтамышу "покаянное посольство", итогом которого стало установление нового размера дани Золотой Орды и закрепление наследственного Великокняжества за московскими князьями. Как и Святой Александр Невский, прапрадед Дмитрия Донского, благоверный князь оказался искуснейшим дипломатом.

К сожалению, повреждения, полученные Великим благоверным князем в ходе Куликовской битвы сказались на его здоровье. Он долго болел, и в 1389 году скончался, передав наследственную власть своему сыну Василию.

Иконе Святого Дмитрия Донского молятся с просьбой сохранить единство, отвести угрозы от семьи, оградить от нападения врагов, с просьбой укрепить веру. Дмитрий Донской, как и его знаменитый предок Александ Невский, покровитель людей военных профессий.

Loading...Loading...