Закон о чернобыльцах с последними изменениями. Закон о чернобыльцах с последними изменениями Основные положения закона о чернобыльцах

Чтобы предоставить пострадавшим в аварии на Чернобыле людям помощь, государством был принят закон 1244-1. Благодаря этому закону люди, пострадавшие вследствие катастрофы могут получить выплаты, медицинскую и социальную помощь, определенные льготы, жилье в других районах и т. д.

Что представляет собой закон?

ФЗ о социальной защите чернобыльцев был принят Государственной Думой 15 мая 1991 года. Последние изменения в него были внесены 30 октября 2017 года. ФЗ о Чернобыле содержит 7 разделов и 49 статей. 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, вследствие чего многие граждане были подвержены пагубному влиянию выброшенных радиоактивных веществ. Государством был принят закон, согласно которому граждане, подвергнутые такому влиянию имеют право защищать свои интересы и права, а также закон оказывает социальную защиту и поддержку гражданам и лицам, участвовавшим в ликвидации катастрофы.

ФЗ об опеке и попечительстве с последними изменениями смотрите

Краткое содержание Федерального закона номер 1244-1 о соц. защите граждан, подвергшихся воздействию радиоактивных отходов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую влияет настоящий закон. Перечислены другие акты, законы и нормативы, регулирующие описываемую область. Описаны права граждан на получение соц. защиты и меры по возмещению нанесенного им вреда. Дан список понятий и терминов, используемых в законе и их определения. Оформлена информация об экономической стороне этой сферы, о финансировании и бюджете. Описаны основные условия и нюансы проживания населения на территориях, пострадавших из-за катастрофы;
  • В разделе номер два описаны и перечислены режимы и меры по экологическому развитию на территориях и районах, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Оформлена зона загрязнения, зона, где проживает население со статусом соц. и экономических льгот, зона отчуждения, проживания с правами на переселение и отселение;
  • В разделе три описаны и перечислены категории и статусы граждан, подвергшихся воздействию радиоактивного загрязнения. Оформлены меры защиты граждан, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами, лиц, участвовавших и помогавших в ликвидации катастрофы, работающих в зонах отчуждения, эвакуированных или переселенных из опасных зон, проживающих и имеющих право на отселение, проживающих на территории Чернобыля и имеющих особый социально-экономический статус. Описаны меры защиты граждан и возмещения нанесенного вреда лицам, проживающим в зонах переселения, работающих в зонах отселения, самостоятельно выехавших с территории Чернобыля. Перечислены способы и меры по прохождению военной службы на описанных территориях. Оформлены способы организации медицинской помощи для лиц, подвергшихся радиационному излучению;
  • В р. четыре оформлена информация о получении гражданами, пострадавшими при катастрофе в Чернобыле, пенсии. Перечислены способы и процессы получения пенсии всеми категориями граждан. Лица, ставшие во время катастрофы или после нее инвалидами, их семьи, участвовавшие в ликвидации аварии, работающие в особых зонах, эвакуированные или переселенные, проживающие в районе Чернобыля, имеющие социальные и экономические льготы, право на отселение, работающие в зонах отселения и добровольно покинувшие зону;
  • В пятом р. описаны компенсации и выплаты лицам, подвергшимся влиянию вредной для здоровья среды Чернобыля. Описаны выплаты компенсаций всем категориям граждан, перечисленным выше;
  • В шестом оформлены права организаций, компаний, предприятий, объединений и учреждений после катастрофы в Чернобыле. Описаны права граждан и предприятий на доступ к информации о катастрофе и гарантии при осуществлении лицами защитных мер в загрязненных районах;
  • В седьмом дан список органов и гос. учреждений, контролирующих и регулирующих описанную сферу. Оформлена ответственность, преступления и наказания за них в настоящей области. Перечислены меры по поддержке и помощи иностранным лицам, пострадавшим после аварии.

Описываемая сфера регулируется не только Федеральным законом 1244-1, но некоторыми положениями актов Законодательства РФ.

О банках и банковской деятельности читайте

Вам будет интересно: Федеральный закон №181 в последней редакции. Подробности

Общие положения закона о чернобыльцах

Закон о соцзащите чернобыльцев принят для помощи и поддержки граждан России, оказавшихся на территории Чернобыля во время или после аварии на АЭС. Он регулирует и регламентирует меры развития и оказания социальной защиты таким гражданам.

Согласно общим положениям настоящего закона, граждане Российской Федерации имеют право на возмещение вреда и получение соц. поддержки, вследствие проживания и работы в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также вследствие нахождения на территории во время аварии или помощи в ее ликвидации. Гражданин имеет право выбрать только один вид возмещения и социальной поддержки.

Все средства, тратящиеся на оказание помощи и поддержки граждан, побывавших на территории Чернобыля, являются расходными обязательствами государства. Такие обязательства и их денежная сумма определяется Правительством РФ.

Согласно ФЗ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, человек имеет право получить какие-либо выплаты, помощь, поддержку или использовать свои права только в случаях, когда:

  • Проживает или работает в зонах отселения более года;
  • Проживает в зонах льготно-экономического статуса более четырех лет;
  • Проживает в зонах переселения более трех лет.

Главным показателем для осуществления помощи лицам, находящимся на территории Чернобыля, является уровень и доза их облучения.

Какие положены льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации?

Согласно положениям ФЗ о ЧАЭС в последней редакции, размер и частота получения льгот, выплат или помощи зависит от того, где располагается гражданин.

После произошедшей в Чернобыле аварии АЭС, его территория была поделена на четыре части:

  • Зона отчуждения. Территория, находящаяся непосредственно вокруг пострадавшего АЭС. В этой зоне запрещено жить или работать;
  • Зона отселения. Зона, в которой проживают или работают граждане, которых необходимо переселить в более дальние районы, в связи с сильным ущербом здоровью. Люди, переселившиеся из зоны отселения, имеют право получить социальную поддержку государства;
  • Зона права на отселение. Определенная государством территория, на которой располагаются медицинские центры, проводящие осмотр населения и осуществляющие все необходимые меры для оздоровления граждан;
  • Гражданская зона. В гражданской зоне может жить и работать население, однако они обязаны часто проходить обследования. Граждане из этой зоны имеют право получать льготы и помощь.

Согласно настоящему закону гражданам предоставляются следующие льготы:

  • Улучшение качества условий проживания;
  • У несовершеннолетних есть льготы по поступлению в вузы России;
  • Оплачивать жилплощадь можно только в половину (50%) от всей суммы;
  • Также оплата коммунальных услуг сокращена на половину;
  • Пенсионерам предоставляются бесплатные места в домах престарелых;
  • Семьи, пострадавшие вследствие катастрофы АЭС, имеют право определить детей в детские сады, санатории, медицинские или лечебные центры, детские лагеря и т. д. вне очереди;
  • В случае сокращения на работе, граждане из Чернобыля имеют право не быть уволенными;
  • В аптеках или медицинских учреждениях они имеют право получить необходимые лекарства или мед. обслуживание вне очереди;
  • Часть земли для строительства жилого дома выделяется сначала лицам, пострадавшим из-за аварии на Чернобыльской АЭС.

При официальном трудоустройстве, каждый гражданин, проживающий, работающий или живший и работавший ранее на территории Чернобыля, имеет право получить дополнительные 14 дней отпуска.

Выплаты

Согласно описываемому закону, государство обязано ежемесячно выплачивать, пострадавшим из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам денежные суммы.

Выплаты делятся на несколько категорий:

  • Компенсация в виде полной заработной платы в случае перевода лица из-за плохого состояния здоровья. Компенсация будет выплачиваться такому человеку до момента возврата на работу или до момента получения им официальной инвалидности;
  • Инвалидам каждый месяц выплачивается сумма, определенная группой инвалида. Инвалидам первой группы каждый месяц выделяются 18 425 рублей, инвалидам второй группы каждый месяц выделяются 9 213 рублей, инвалидам третьей группы каждый месяц выделяются 3 685 рублей;
  • Пострадавшим вследствие аварии в Чернобыле выплачивается компенсация в случае нетрудоспособности, которая составляет 100% от средней денежной суммы зарплат населения;
  • Детям пострадавших в катастрофе родителей тоже полагается определенная льгота. На продукты и обеды школьникам выделяется 84 рубля, а в детских садах - 433 рубля;
  • Каждый месяц государство выплачивает всем гражданам из Чернобыля сумму, определенную на продукты. Условием выплаты является наличие детей до 14 лет. Предоставляется 881 рубль.

Для того чтобы получить положенную сумму, лицо обязано предоставить написанное заявление, удостоверение чернобыльца, копия справки о наличии группы инвалидности, копии первой и последней страниц трудовой книжки.

Скачать текст закона 1244-1 с последними изменениями

Федеральный закон 1244-1 регламентирует процессы помощи и поддержки граждан, пострадавших после аварии на чернобыльской атомной электростанции.

Скачать Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» можно

ФЗ о запрете курения в общественных местах №15. Подробности читайте

В соответствии ст. 18 «Закона»граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение имеют право, в том числе, на следующие виды социальной поддержки:
- дородовой отпуск женщинам продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения.
- беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере 50 рублей одновременно с пособием по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск РАБОТАЮЩИМ В ЗОНЕ без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в зависимости от времени проживания (работы):
с 26 апреля 1986 года - 14 календарных дней;
со 2 декабря 1995 года - 7 календарных дней;
По смыслу ст. 22 Закона получается, что после выезда граждан за пределы территории зоны проживания с правом на отселение они утрачивают право на меры социальной поддержки (за исключением некоторых, здесь не обозначенных)…
Пособие женщине выплачивается работодателем полностью за счет средств ФСС РФ.
Однако назначить, а, следовательно, исчислить пособие своим работницам обязан работодатель. При наступлении страховых случаев работодатели производят в установленном порядке расчет (назначение) пособий работникам и обращаются за выделением необходимых средств в отделение (филиал отделения) Фонда по месту регистрации. Выделение средств на указанные цели осуществляется отделением Фонда по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, на основании соответствующих документов.
Согласно ст.5 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.
В обшем я полагаю так: если бы Вы в настоящий момент работали на территории зоны проживания с правом на отселение, то, безусловно бы, имели право на вышеперечисленные виды социальной поддержки. Но, поскольку, в настоящий момент, Вы работаете в в другом регионе и Ваш работодатель будет обращаться за выделением необходимых средств в филиал отделения Фонда ФСС РФ по месту регистрации юридического лица (где не установлены необходимые Вам районные коэффициенты к заработной плате), то Вы не сможете воспользоваться некоторыми, обозначенными выше, видами социальной поддержки. Вопрос еще в том, где Вы будете вставать на учет в женской консультации, а также, в дальнейшем, осуществлять уход за ребенком: у себя - в Брянской обл. или в том регионе, где проживаете? Обратитесь за разъяснениями в ФСС (лично или через своего работодателя).
А согласно ст.14 Закона граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Если Вы относитесь к данной категории граждан, то данные права сохраняются за Вами пожизненно.

Не действует Редакция от 18.06.1992

Наименование документ ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Вид документа закон
Принявший орган вс рф
Номер документа 1244-I
Дата принятия 23.05.1991
Дата редакции 18.06.1992
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 15.05.1991 - "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 13.08.92, N 32, ст. 1861)
Навигатор Примечания

ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

Возраст выхода на пенсию на льготных основаниях не может быть меньше для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию - 10 лет).

Граждане, относящиеся одновременно к двум и более категориям, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым в соответствии со статьями 30 - 37 настоящего Закона и статьями 11, 12 и Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предоставлено право выхода на пенсию по старости (по возрасту) с уменьшением возраста, установленного статьей 10 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", имеют право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста. При этом, если общая сумма уменьшения возраста превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к специальному трудовому стажу, предусмотренному статьями 12 и 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в части второй статьи 16

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии);

назначение пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим, призванным на специальные учебные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Им предоставляется право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, если не оговорено иное;

в иных случаях исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей), не связанной с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащим и их семьям пенсия по случаю потери кормильца назначается в порядке и по нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Им пенсия по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы назначается как пенсия по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, и независимо от общего трудового стажа, в том числе военной службы;

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсии семьям по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР") - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

нетрудоспособным родителям независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

учащимся детям до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;

супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца родителям, супругам и учащимся детям граждан, работавших на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, погибших (умерших) вследствие травм, ожогов, лучевой болезни и других заболеваний в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов в связи с чернобыльской катастрофой из числа этих же граждан.

Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

По желанию граждан размер пенсий, назначаемых в соответствии:

с абзацем первым пункта 1 части первой настоящей статьи, может быть исчислен из среднего фактического заработка без ограничения, рассчитанного в соответствии с действовавшими повышающими коэффициентами и кратностью тарифной ставки (оклада) за период работы до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах отчуждения или отселения или на поставарийной эксплуатации Чернобыльской АЭС;

с абзацем вторым пункта 1 части первой настоящей статьи, может быть исчислен из расчета среднего заработка без ограничения как пострадавшим от источника повышенной опасности и независимо от трудового стажа;

с пунктами 2 и 3 части первой и частью второй настоящей статьи, может быть исчислен из фактического денежного содержания (довольствия) без ограничения, увеличенного за период работ до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а военнослужащим действительной срочной службы и не имевшим иного дохода, размер которого ниже установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, либо находившимся на иждивении родителей, размер пенсии может быть исчислен из расчета пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет;

2) устанавливается надбавка к пенсии в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии.

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - не менее 20 лет;

2) устанавливается надбавка к пенсии в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии.

Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, устанавливается льготное пенсионное обеспечение на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте "а" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Время указанной работы (службы) включается в полуторном размере в общий трудовой стаж и в трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона:

1) эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения;

2) переселенным из зоны отселения, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат, надбавок к пенсии и пособий, получаемых до переселения.

Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Примечание. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории в течение этого периода.

Гражданам, указанным в пункте 10 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается исходя из норм, установленных статьей 35 настоящего Закона, пропорционально фактически отработанному времени в зоне отселения.

Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

Исчисление среднемесячного заработка для назначения пенсии производится в соответствии с настоящим Законом и Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

По желанию обратившегося за пенсией, среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии может браться за любой период из 12 месяцев работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В случае, если обратившийся за пенсией проработал менее 12 месяцев, среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы заработка за календарные месяцы работы на число этих месяцев. В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, среднемесячный заработок для исчисления пенсии подсчитывается в порядке, установленном частью третьей статьи 103 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", без ограничения заработка, из которого исчисляется пенсия, двумя тарифными ставками (окладами).

Раздел V КОМПЕНСАЦИИ ГРАЖДАНАМ ЗА УЩЕРБ, НАНЕСЕННЫЙ ЗДОРОВЬЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за ущерб здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере:

инвалидам I и II групп - пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

инвалидам III группы и лицам, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - четырехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается единовременная компенсация за ущерб здоровью в размере:

инвалидам I группы - 100-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

инвалидам II группы - 70-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

инвалидам III группы - 50-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании во ВТЭК единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 100-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, родителям погибшего - в размере 50-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году, ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере двухкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 - 1990 годах, ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.

Компенсация назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 50 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера пенсии, которая установлена для этих граждан настоящим Законом.

Детям, потерявшим кормильца, выплачивается ежегодно единовременная материальная помощь в размере установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Компенсация гражданам за ущерб, нанесенный их здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и семьям за потерю кормильца вследствие этой катастрофы выплачивается независимо от других видов доходов (выплат).

Раздел VI ПРАВА ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СВЯЗИ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФОЙ

Предприятиям, учреждениям и организациям, занятым обслуживанием населения в зонах отселения и проживания с правом на отселение, а также поставляющим в эти зоны продовольствие и иные товары народного потребления, предоставляются в части целевых поставок льготы при уплате всех видов налогов, пошлин и других платежей в соответствующий бюджет в максимальном размере, определяемом Правительством Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в зонах отселения и проживания с правом на отселение, предоставляется право на:

освобождение от налогообложения средств, выплачиваемых на оздоровление работников и расходуемых на приобретение путевок для оздоровления работников и членов их семей;

первоочередное получение кредитов в государственных финансирующих организациях на осуществление мероприятий по перепрофилированию производства и выпуску чистой продукции.

Любым предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям и физическим лицам ограничение на размер средств, не облагаемых налогом и направленных в виде добровольных пожертвований в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды, устанавливается на уровне 5 процентов облагаемой налогом прибыли (добавленной стоимости), при этом размер налога, исчисляемого при фактически произведенных расходах, уменьшается на сумму указанных пожертвований.

Общественные объединения (кроме политических партий и профессиональных союзов) лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также гуманитарные организации и фонды, в том числе международные, уставная деятельность которых направлена на осуществление благотворительных акций, связанных с чернобыльской катастрофой, освобождаются от уплаты всех видов налогов, пошлин и иных видов отчислений и выплат в соответствующий бюджет, а в части их уставной деятельности, связанной с извлечением прибыли, к ним применяется льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям, организациям общественных объединений, гуманитарных организаций и фондов, указанных в части первой настоящей статьи, налоги, исчисленные при фактически произведенных расходах, уменьшаются на сумму, направляемую в эти общественные объединения, гуманитарные организации и фонды на осуществление их уставной деятельности. Указанные предприятия и организации освобождаются от уплаты таможенных пошлин на импортируемые и экспортируемые товары.

Вклады общественных объединений, гуманитарных организаций и фондов, указанных в части первой настоящей статьи, помещенные в государственные банки Российской Федерации, подлежат индексации путем изменения процентных ставок с учетом индекса цен в порядке, утвержденном Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

Порядок производства продуктов питания и других товаров народного потребления на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, их реализации, а также лицензирования деятельности, связанной с проведением радиационного контроля произведенной продукции, устанавливается органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Гражданам и юридическим лицам, осуществляющим защитные мероприятия на указанных территориях по собственной инициативе и обеспечивающим радиоэкологическую реабилитацию территорий, а также снижение содержания радионуклидов до установленных уполномоченными Правительством Российской Федерации органами уровней и ниже в собственной продукции, в том числе в продуктах питания, компенсируются все фактические затраты, связанные с проведением указанных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Производство и реализация продуктов питания и товаров народного потребления, загрязненных радиоактивными веществами выше уровней, установленных уполномоченными Правительством Российской Федерации органами, запрещаются. В случае поступления указанных продуктов и товаров для реализации они подлежат конфискации местными органами власти.

Лица, виновные в нарушении требований настоящей статьи, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданам и общественным объединениям Российской Федерации гарантируется своевременное получение полной и достоверной информации по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами местностей, в которых они проживают (работают), степени загрязненности продуктов питания и имущества, а также других требований и условий соблюдения режима радиационной безопасности.

Указанная информация предоставляется учреждениями (организациями), уполномоченными на это Правительством Российской Федерации.

Должностные лица этих учреждений (организаций) несут ответственность за преднамеренное искажение или утаивание информации по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел VII КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЕ И ИЗДАВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ДРУГИХ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Контроль за исполнением настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других актов законодательства Российской Федерации осуществляется Верховным Советом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, местными Советами народных депутатов, профессиональными союзами и общественными объединениями граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС или принимавших участие в ликвидации ее последствий.

Должностные лица и органы, виновные в нарушении настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним актом законодательства Российской Федерации, несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом юрисдикции судов подлежат:

рассмотрение любого состоявшегося решения или действия должностных лиц (любого уровня), требующегося при реализации настоящего Закона;

определение компетентности должностных лиц (любого уровня) и правомерности принятия любого решения или выполнения любой акции (включая принятие разъяснительных, инструктивных, нормативных и других документов), требующихся согласно настоящему Закону.

Граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации, пользуются всеми компенсациями и льготами, предусмотренными настоящим Законом, независимо от того, являются ли они ее гражданами.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость.

Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в , определяемом Правительством Российской Федерации.

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год.

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 - 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства.

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Loading...Loading...