Свобода человека заканчивается там где начинается. Смысл высказывания свобода одного человека заканчивается там

Леонид Мамут: “Конституции России сегодня исполнилось 18 лет, совершеннолетняя уже, пора замуж выдавать”

Профессор права, чьи окна выходят на переулок Сивцев Вражек. Отец известного Александра Мамута и один из авторов нашей Конституции 93-го года, той самой, с приснопамятной 31-й статьей, двумя подряд — не более — сроками президентского правления и еще много с чем, что в декабре 2011-го кажется наивно-романтичным и совершенно неисполнимым…

Изначальное есть существование как независимое от сознания, и это существование имеет свою собственную природу и самобытность. Объективное существование и идентичность не означают детерминизм. Наоборот: у человека есть свободная воля, и он может адаптировать существующую реальность в рамках законов природы.

Метафизический аспект также относится к вопросу обеспечения добровольно заключенных договоров - факт заключения добровольного контракта приводит к объективно созданному обязательству выполнять его условия. Обе стороны свободны - они могут включать это или нет, они также могут устанавливать условия заранее. Однако, когда договор заключен, ценность заключается в соблюдении того, что стороны договорились, а не в субъективных чувствах сторон или третьих сторон о преимуществах этого соглашения. Здесь также роль правительства ограничена, ограничивается соблюдением прав и заключением добровольных соглашений.

Рисунок Алексея Меринова

Он протягивает мне тоненькую зачитанную книжицу, по размеру напоминающую детские стихи Михалкова. И сразу же резюмирует: «Наверняка ведь не читали?!» — «Ну... в общем и целом...»

— Вот так и все. В нашем обществе царит очень низкая правовая культура. Каждый считает своим долгом критиковать неисполнение Основного закона, но никто и не подумал его как следует изучать. И уж тем более граждане не знают, как реализовывать свои права. Недавно мне пришлось побывать на одном собрании духовной — я подчеркиваю — духовной элиты общества. Я задал им вопрос: «Кто из вас целиком и полностью использует публично-властные полномочия, закрепленные за каждым гражданином Российской Федерации?» И никто не поднял руку. Духовная элита! Не маргиналы, не бомжи. Как это назвать? Поэтому наши законы, которые в потенции могут быть и великолепны, и грамотны, и рациональны, на деле не работают совершенно.

Рациональная эпистемология и разум как единственный атрибут личности

Законы природы, хотя и объективные, не навязываются никаким сверхъестественным существом, как и религиозные философы, поэтому у нас нет никакого «откровения», которое бы говорило, что хорошо и что не так. Лучшим инструментом, который человек должен анализировать реальность, является ум. Это не идеальный инструмент, он ошибочен, но он также является единственным, что у нас есть. Тем не менее, это прежде всего инструмент выживания - инстинкта для человека недостаточно, чтобы выжить без мышления и способности сделать выбор.


— Но люди же пытаются как-то отстаивать свои права, Леонид Соломонович. Та же знаменитая 31-я статья, о свободе мирных митингов и демонстраций, защищая которую правозащитники каждое 31-е число выходят на улицы. А их за это сажают и бьют.

— Да что все пристали к этой статье! Прочитайте ее внимательно, и вы поймете, что те, которые выходят, как раз не правы.

Конечно, логика, которая заставляет ум быть точным, должна открывать реальность так, как она есть, используя понятия, а не только чувства и поддерживая метафизические принципы идентичности и непротиворечия. Айн Рэнд принципиально отвергает альтруизм, который, по ее мнению, противоречив: это будет означать безразличие к тому, что для нас наиболее важно. Рационалистическая эпистемология и объективная метафизика приводят Айн Рэнд к индивидуализму и этическому эгоизму. И в «разочаровании» эгоизма, вероятно, самый значительный вклад в философию объективности.

— Чем? «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

— Но на секундочку представим себе, что эти самые граждане мирно и спокойно перекрывают Тверскую улицу. Проявлением своей свободы они мешают миллионам других москвичей жить. Ведь законный интерес остальных граждан заключается в том, чтобы беспрепятственно проходить по той же Тверской.

Целью человека является его собственное счастье. Человек стремится к собственному выживанию и своему собственному благу, адаптируя реальность к тем пределам, которые позволяет реальность. Но давайте не будем под иллюзией, что случайный эгоизм является обыденным и «низким» эгоизмом. Доброта и счастье также включают в себя самые высокие потребности. Действия, действия, героические отношения или чувства в популярном смысле, которые считаются альтруистическими, на самом деле мотивированы их собственным стремлением к счастью и выбором больших и высших ценностей сверх и выше.

— Тогда зачем вообще была написана эта статья?

— Мы были немножко идеалистами. И во многом нашей Конституцией опередили время. Она была рассчитана на вырост. К сожалению, мы пытались задать слишком высокую планку политической культуры, а люди пока некультурны даже в малом — плюют на пол, плюют на других людей, переходят на красный свет.

Айн Рэнд посвящает большую часть его эссе в силу эгоизма. Человек владеет собой, но никто другой. Он не может относиться к другим как к своим «инструментам» для своего собственного счастья и не может относиться к нему как к такому инструменту. Но рациональное счастье применяется не только к материальным ценностям. Самые яркие объективные ценности, такие как исполнение, любовь, также не могли существовать без мотивации эгоистично, а «бескорыстная любовь» - это противоречие, «безразличие к тому, что мы ценим больше всего».

Но это как раз условие возможности претворить свое собственное счастье, свободу личной свободы для того, чтобы делать с ним связанные действия и выборы. Она основывала свою политическую мысль на капитализме, но в гораздо более широком смысле, чем обычно используемый смысл этого слова. Рэндовский капитализм включал не только свободную рыночную экономику, основанную на частной собственности, но и все свободы и права человека, понимаемые как свобода от принуждения - он также имел в виду то, что мы имеем в виду как политический либерализм.

— Так почему бы вообще не убрать «камни преткновения» из Конституции — статьи, которые невозможно реализовать. И никаких проблем.

— Это же наше завоевание. Добродетель. Зачем убирать?! Но всякая твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого субъекта. Нужна золотая середина. Добродетель и мудрость общества и состоит в том, чтобы добиваться оптимума, общественного и личного, индивидуального и коллективного. А у нас любят крайности. Вот сегодня многие фиксируют внимание на теневых сторонах нашей жизни — их хватает, разумеется. Но ведь кроме черного существует и белое. Трамваи сейчас ходят, магазины переполнены. А я помню время, когда от площади Революции стояли очереди, старушки продавали всяческое барахло, чтобы выжить. Мы с женой в материальном смысле хорошо жили, не могу жаловаться, но на свои деньги мы не могли ничего купить. А сейчас — покупай что хочешь. Проходят люди мимо Елисеевского и видят черную икру. Любой может заработать на эту икру, если постарается. Я считаю, что это и есть главное наше завоевание.

Сам Айн Ранд не использовал это слово, потому что либерализм в англосаксонских странах используется для описания того, что в континентальной Европе называют социал-демократией. Однако она также избегала идентификации с либертарианством, популярным в Америке, чтобы избежать ассоциаций с анархическими движениями. По словам Айн Рэнд, правительство должно быть минимальным и ограниченным, но в этой форме необходимо защищать свободу от насилия со стороны других. Правительство по мнению Рэнд является «средством обеспечения того, чтобы ответное использование физической силы подчинялось объективному контролю, то есть объективно определенным законам», и это единственная морально обоснованная причина существования власти.

— То есть свобода как бы и не важна, главное — быть сытым?

— Все наши революции происходили как революции сверхзавышенных ожиданий. Поэтому-то люди и оставались в итоге жестоко разочарованными.

Конституция не создалась на пустом месте. Она часть сложного и глубокого исторического процесса. В 91-м был похоронен тоталитарный режим, в 93-м подавлен вооруженный путч против новой России. На этих руинах мы и работали над текстом Основного закона страны.

Айн Рэнд поддерживал свободный рынок и личные свободы. Она поддерживала чаяния человека ради собственного разумного счастья, предпринимательства, разума и рационального поведения. И эти свободы встречаются с величайшим остракизмом от политических сил, как так называемых правое крыло и так называемые Слева. А в Польше у нас есть правящая партия, которая имеет два предлога для ограничения свободы - и в то же время уходит от рационализма. Но антиколониальная идеология или финансирование религиозных и квазирелигиозных институтов из бюджета или ограничения свободы слова и свободы средств массовой информации также являются частью «правого» мистицизма духа.

Если игнорировать этот контекст, то смысл Конституции понять вообще нельзя. Мы были очень разные, с разными подходами и взглядами, согласовать все существующие точки зрения было сложно. Ельцин нас правил. Работала еще и редактура, которая занималась стилистикой текста.

— А ваша задача заключалась в чем?

— Мы предлагали основные тезисы статей. Скажем, часть первая статьи второй — «Права и свобода человека являются высшей ценностью». Это тезис. А как он осуществляется, какова процедура его выполнения — это в нашу компетенцию не входило.

Мистика духа и мистика мышц основаны на равном презрении к индивидуализму, свободе и разуму. Отсутствие вежливости в современном обществе есть объяснение очень заземлен: всегда хорошие манеры сосуществовали соблазн для людей, чтобы противостоять правилам, налагаемые вежливости, потому что на первый взгляд они кажутся ограничительным, ненужными и надуманными, чтобы ограничить свободу выражения личности. Но после короткого жизненного опыта многие люди должны признать, что хорошие манеры вовсе не лишние и что они вносят существенный вклад в жизнь в хороших условиях с другими.

— Сколько же времени вы трудились над Конституцией?

— Три года. С 90-го по 93-й. Ее не принимали. Помню, были времена, когда даже составлялись расстрельные списки тех, кого повесят на столбах, и моя фамилия наряду с Ельциным в них тоже фигурировала. 12 декабря 1993 года Конституция наконец была одобрена на всенародном референдуме. Интересное было время.

Кодовые элегантные манеры состоит из множества законов фактически конвенции, все они имеют общий знаменатель: не беспокоить и не неподходящий ближнего твоего, а заставить его чувствовать себя хорошо вокруг вас. Как это ни парадоксально, это основной принцип, на котором были построены современные общества и открытые сегодня: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого», как он писал философ Джон Стюарт Милль назад 150 лет назад. Джон Стюарт Милл, британский философ, создатель «утилитаризма», сказал.

Это означает, что разбитые окна и уличные удары не связаны со свободой, но с позором и неуважением к собственному человеку. Те, кто дал валуны до сих пор не поняли, что ремонт будет нести все свои деньги от налогов, которые они заплатили Действительно, свободу выражения мнений, закрепленная в Конституции, но, как свобода, это «свободное выражение» было неправильно понято. Кто определяет репутацию и честь? Будем серьезно, нам не нужен специальный словарь, чтобы объяснить некоторые термины, которые все мы должны выяснить, что эта мера не может быть и речи.

— Интереснее, чем сейчас?

— Да нет, пожалуй, сейчас интереснее.

— Но как же так получилось, что большинство прав и свобод граждан, гарантированных тем же Основным законом — прямые выборы губернаторов, например, со временем были отменены?

— Это сложный вопрос. Когда мы разрабатывали текст Конституции, было два подхода: либо подробно прописать все законодательные нюансы, как в индийской или бразильской конституциях, а это толстые книги. Либо предложить текст с большими пробелами, но удобочитаемый. Мы подумали, что если все подробно распишем, Конституцию никто и в руки не возьмет. Мы сознательно ее упростили. Поэтому избирательная система прописана практически не была.

Ограничение свободы выражения мнений, преувеличенный контроль и создание подозрительной атмосферы были бы очень серьезными последствиями ратификации этого соглашения, поэтому было бы очень полезно публично обсудить его. Очевидно, что некоторые пункты соглашения должны быть переформулированы или устранены. Но мое мнение требует некоторых правил в Интернете.

Быть свободным - это не делать все, что вы хотите, но делать все, что хотите, не повредив окружающих. «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого», - сказал Джон Стюарт Милль. Свобода - одна из проблем, с которыми сталкиваются многие люди, и есть много возможностей для интерпретации.

— А выборы президента? Возможность третьего срока для одного и того же человека?

— Выборы президента мы как раз прописали, — Леонид Соломонович всматривается в убористый текст. — Президент является главой государства... Президент РФ является гарантом и так далее... 81-я статья — президент избирается сроком на четыре года. Сейчас поправка — на шесть лет. «Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд». Эта статья осталась неизменной.

Жандармы и полиция не вмешивались в любое время, чтобы остановить демонстрантов, которые разобрали леса в полном порядке, что привело к ожесточенной реакции Огонь. Он обвинил правительство и полицейские силы в разрешении «анархии», а затем напал на Антена 3 и премьер-министра Михай Тудосе. Он публично критиковал ее последние дни за организацию ярмарки. Кроме того, вскоре после 00 произошел инцидент, в котором человек сказал, что его ударил другой, вмешательство жандармов, ведущее к имбранти. Несколько человек также были взяты жандармами и доставлены в полицейский участок.

— Но слово «подряд» делает законным третий срок через срок?

— Да, если бы этого слова не было, третий срок был бы невозможен. Но оно есть — и третий срок в рамках закона... Закон свят — и его надо выполнять. Или законно менять. Но ведь лазеек не только в Конституции, но и в реальной жизни великое множество.

В 90-е наша страна забежала вперед, в том числе и своим Основным законом, и поэтому известный откат нулевых был необходим. Те же выборы губернаторов. Сегодня я понимаю, что это утопия. Реально российское общество не готово к такой демократии. Лишь только внуки моего внука Коли, возможно, будут жить в нормальном демократическом государстве. А мы, увы, я так считаю, до этого не доросли.

00: Ассоциация «Румыния без нее» подала уголовную жалобу против мэра Бухареста Габриелы Файа в связи с незаконным размещением Рождественской ярмарки на площади Виктория для совершения преступления, связанного с злоупотреблением служебным положением против интересов людей, нарушением основного права на свободу выражение мнений и свобода собраний. 52: Около 200 человек находятся в субботу вечером на площади Виктория. В какой-то момент было несколько машин, подобных утренним, которые устанавливают парапеты.

При виде их толпа освистала, но дух успокоился, когда люди обнаружили, что на самом деле транспортные средства действительно подняли барьеры на рынке. Несколько человек собирают подписи за созыв референдума, чтобы уволить мэра Бухареста Габриэлу Файа.

— Конечно, с тотальной коррупцией, с наплевательским отношением к законам...

— Руководители государства на этот счет четко сказали: есть проблемы, не согласны с чем-то, будь то результаты выборов или что-то еще, идите в суд. Каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми возможными незапрещенными законом способами. Не решили вопрос в одном суде, идите в вышестоящий, в Конституционный, в Верховный, в Страсбургский и добивайтесь справедливости, но не нарушайте закон...

10: Мэр Бухареста объявил, что он возбудит уголовное дело за уничтожение общественных благ против тех, кто разобрал сцену на Викторианской площади, которая будет использоваться на Рождественской ярмарке. Она также сказала, что будет возбуждать уголовные обвинения против тех, кто должен был действовать, чтобы остановить демонстрантов и которые не действовали. Она критиковала жандармерию и полицию за то, что они не вмешались вовремя, чтобы разобрать эту сцену, но она также проявила неудовлетворенность институтами Президиума, Сената, Парламента и министерств, поскольку она не принимала публичных взглядов на действия протестующих.

— А если закон нарушает сама власть? Тогда до пенсии можно искать справедливости.

— Власть не нарушает законы. Мы придаем этому термину слишком большое значение. Но власть — это всего лишь функция. Нарушают законы конкретные должностные лица. И я не верю, что все поголовно повинны в этом. Депутаты, прокуроры, судьи... Этого просто не может быть! Не верю. Нет. Я не верю, что простому гражданину, если он того захочет, невозможно добиться законными способами реализации положенных ему по Конституции прав и свобод.

После демонтажа они положили их на край площади Победы. Лидер-либерал сказал, что это неприемлемое место по многим причинам. Станции метро постоянно идут от протестующих, и деятельность по организации Ярмарки в настоящее время прекращается. Другие протестующие окружили защитные ограждения гигиенической бумагой. Гражданин был приглашен в эту секцию для разъяснения ситуации, он выступал против, как и другие люди, поэтому возникла необходимость в «вынужденном вождении на станции», - сказал источник.

Мы ничего не делали, кроме как остановить движение Они поняли и снова ушли в отставку в середине рынка. Мы останемся там все время и убедимся, что все остается под контролем. Мы призываем к спокойствию и равновесию. Мы помещаем их в мнение тех, кто посещает там насилие, не является средством решения проблемы, - заявил в субботу Агепрес Грузинский Енач. Мы будем оставаться в этом районе по мере необходимости. Мы не хотим проникать в акты насилия, эскалации конфликтов, и наше присутствие там должно обеспечить баланс.

— А вам самому приходилось когда-то пробовать этого добиваться?

— Лично мне — нет. Но я все равно не верю, что это невозможно... Хотя даже мой сын иногда говорит, что я идеалист.

1. Цитата

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

(М.Бакунин)

Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.

3. Смысл высказывания

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

5. Примеры

1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.

Структура эссе

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

Владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

Чётко понимаете смысл высказывания;

Можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук

Философия

Соотношение материи и сознания.

Пространство и время как формы бытия.

Движение и развитие как способы существования.

Проблема сущности сознания.

Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.

Бесконечность процесса познания.

Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

Соотношение субъекта и объекта познания.

Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

Интуиция и ее роль в познании.

Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

Взаимодействие природы и общества.

Экологическая проблема и пути ее решения.

Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.

Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

Многовариантность общественного развития.

Сущность цивилизации.

Основные подходы к изучению общества.

Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

Духовная жизнь общества.

Общественное сознание, его структура и формы.

Наука как форма общественного сознания.

Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.

Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

Нравственное сознание. Философское понимание морали.

Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

Роль народных масс и личности в истории.

Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

Психологический климат коллектива.

Человек среди людей.

Сущностные характеристики малой группы.

Взаимоотношения индивида и группы.

Особенности формирования групп.

Роли, нормы и статус личности.

Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

Самоопределение как выбор собственной позиции.

Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Национальная идентичность.

Социальное взаимодействие.

Значение коммуникационного процесса.

Сущность социального конфликта.

Взаимоотношения личности и коллектива.

Источники социального прогресса. Социальное развитие.

Семейные взаимоотношения.

Конфликт «отцов и детей».

Сущность толпы и стадный инстинкт.

Социально-психологический портрет лидера.

Семейные взаимоотношения.

Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика

Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

Проблема экономического выбора.

Факторы производства и их значение в экономике.

Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

Капитал как экономический ресурс.

Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.

Сущность и функции денег в экономике.

Эффективность использования ресурсов.

Значение общественного разделения труда.

Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.

Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

Роль торговли в развитии общества.

Стимулы и эффективность производства.

Справедливость в распределении социальных благ.

Сущность рыночных отношений.

Роль государства в регулировании экономики.

Социология

Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

Социальные неравенство и борьба.

Сохранение стабильности общественной жизни.

Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

Специфические качества города.

Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

Процессы передачи информации между социальными группами.

Молодёжь как социальная общность.

Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.

Социальная мобильность.

Выполнение различных социальных ролей.

Наука как социальный институт.

Социальные функции науки.

Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

Взаимодействие религии и общества.

Семья как социальный институт и малая группа.

Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

Отношение человека к труду, его социальная активность.

Влияние глобализации на локальную жизнь.

Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

Национальное самосознание.

Тенденции межнациональных отношений.

Межэтнические конфликты.

Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

Политология

Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

Место и роль государства в политической системе общества.

Партии и общественные движения в политической системе общества.

Особенности современных политических отношений.

Субъекты политики.

Мировая политика и международные отношения.

Типы отношения человека к политике.

Регулирование политического поведения и политической деятельности.

Соотношение целей и средств в политике.

Политический прогресс и его критерии.

Соотношение экономики, политики и права.

Сущность и особенности политической власти.

Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.

Политический режим: понятие и признаки.

Сущность демократического режима.

Тоталитарный режим.

Политическая система общества: понятие, функции и структура.

Происхождение государства.

Сущность и признаки государства.

Государственный суверенитет.

Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Форма государства и ее элементы.

Соотношение общества и государства.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Правовое государство: понятие и принципы.

Разделение властей как принцип правового государства.

Государство и личность: взаимная ответственность.

Понятие, функции, виды и структура политических партий.

Партийные системы.

Общественно-политические движения, группы давления.

Политические отношения.

Политический плюрализм.

Сущность и структура политического процесса.

Революция и реформа как виды политических преобразований.

Политическая модернизация.

Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

Политические кампании: их стратегия и тактика.

Популизм: понятие и признаки.

Прямая и представительная демократия.

Политическое решение.

Сущность и функции политического лидерства.

Политическое сознание: понятие, структура, функции.

Роль идеологии в политике.

Политическая культура: понятие и структура, типы.

Взаимодействие личности, общества и государства.

Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Правоведение

Право как регулятор общественной жизни.

Социальная ценность права.

Сущность и специфические признаки государства.

Политическая система и роль государства в ней.

Право и мораль: сходства и различия.

Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

Государство и гражданское общество.

Понятие, признаки социального государства.

Правовой нигилизм и пути его преодоления.

Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.

Сущность юридической ответственности.

Правовая культура.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях...

...глобализации общественных отношений;

...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

...обострения глобальных проблем современности;

...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

...развития международной интеграции;

...современной рыночной экономики;

...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

...жесткой дифференциации общества;

...открытой социальной структуры современного общества;

...формирования правового государства;

...преодоления духовного, нравственного кризиса;

...диалога культур;

...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе). 3. Формулировка основной мысли высказывания Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию Здесь можно согласиться с автором полностью , можно частично , опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту. При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы: 1. Подтверждают ли они моё мнение? 2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому? 3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису? 4. Убедительны ли они? Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы» . 7. Вывод Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воединов одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений , подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод...» «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе

Нужно помнить, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст,используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов . Текст эссе желательно разбить на абзацы , каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку. Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше). Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

Краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Требования к работам выпускников

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;

4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе. При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.

3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

«Богатым человека делает его сердце» Л. Толстой. Нельзя судить о богатстве человека по толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым. Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей и следование им в повседневной жизни. Человек может не совершать дурных поступков потому, что боится наказания или дорожит мнением других людей. Но высшая степень развития духовности- опора в своем поведении на определенные принципы. Если стремление к наживе и удовольствиям превращается в неуёмную страсть, вся жизнь человека подчинена алчности. Ненасытная жадность и стяжательство вытесняют из души человека все нравственные качества. Такой человек находит оправдание всем дурным поступкам или даже преступлениям, если они увеличивают его сокровища. В этимологическом словаре слово «богатый» означает «хранимый богами.» Согласно христианскому учению, Господь делает человека богатым для того, чтобы он использовал своё богатство на благо других людей. Тогда, согласно золотому правилу морали, человек получит от окружающих уважение и доброе отношение. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создаёт широкий круг общения. Ярким примером нравственного поведения является благотворительная деятельность русского купечества. Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования, забота о сиротах, инвалидах и бездомных – всё это было привычными статьями расходов российских купцов второй половины 19 века. Наиболее значительными результатами благотворительности московского купечества стали: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Алексеевская больница и многие другие учреждения. В наши дни традиции благотворительности стали возрождаться. Я считаю, что нам следует сохранить эту тенденцию, и тогда количество по-настоящему богатых людей будет только увеличиваться. Когда я стану экономически самостоятельным, то планирую тратить часть моих денежных средств на благотворительность. Деньги и материальные ценности не важны сами по себе. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

Loading...Loading...