Какая ситуация является наиболее опасной. "знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.

Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).

Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.

По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).

Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.

В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.

Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.

Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты

Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.

Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.

ЧС природного характера – стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.

Биологические ЧС – заболевания населения, животных массового характера инфекционного происхождения (эпизотии, эпифитии, эпидемии). Военная чрезвычайно опасная ситуация – обстановка, которая приводит к применению оружия всевозможного типа против другого государства, населения. Сюда же можно отнести и подавление народной воли своего собственного государства.

Опасные ситуации природного характера: источники, причины

Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:

  • землетрясение;
  • оползень;
  • сель;
  • эрозия;
  • лавина;
  • сильный ветер;
  • осадки;
  • морозы (заморозки);
  • гроза;
  • вулканическое извержение;
  • обвал;
  • карст;
  • цунами;
  • наводнение;
  • смерч;
  • засуха;
  • природный пожар;
  • туман.

Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.

Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).

Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения

Их можно подразделить на следующие группы:

1. Метеорологические:

  • бури (сильные, протяженные воздушные потоки, движущиеся со скоростью свыше 20 м/с);
  • смерчи (атмосферные вихри, которые появляются в грозовом облаке и распространяются вниз, как правило, до самой земной поверхности, представляют собой темный облачный рукав либо хобот, имеющий диаметр, равный десяткам, сотням метров);
  • ураганы (атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью ветра вплоть до 120 км/ч либо до 200 км/ч, если речь идет о приземном слое).

2. Геологические:

  • землетрясения (подземные колебания, толчки земной поверхности, которые появляются по причине внезапных разрывов и смещений в коре земли либо верхней мантии и протягиваются на значительные расстояния в качестве упругих колебаний);
  • снежные лавины (снежная масса, которая соскальзывает либо падает со склонов гор (круглых) и двигается со скоростью приблизительно 20 – 30 м/с).

3. Гидрологические (гидрометеорологические):

  • наводнение (затопление местности водой, образовавшейся по причине продолжительных ливней, снегопадов, ветрового нагона на побережье, сильного таяния снегов, которое причиняет материальный ущерб и наносит урон людскому здоровью или даже приводит к их гибели);
  • цунами (морские волны, которые возникают по причине сдвига вниз или вверх протяженных зон морского дна во время прибрежных и подводных землетрясений).

4. Массовые заболевания - инфекции (болезни, которые возникают по причине внедрения в макроорганизмы (животное, растение, человек) живого специфического инфекционного возбудителя: вируса, бактерии, грибка и пр.).

5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).

Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий

Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).

Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:

  • с разрушением технических систем, транспортных средств, сооружений и без человеческих жертв;
  • катастрофы (разрушение всех вышеперечисленных средств и систем, а также гибель людей).

Критерии оценки последствий любого рода катастроф:

  • количество жертв;
  • количество раненых (ставших инвалидами, погибших от тяжелых ран);
  • отдаленные психические и физические последствия;
  • материальный ущерб;
  • общественное и индивидуальное потрясение;
  • экономические последствия.

Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?

Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:

  • просчеты в ходе проектирования современных зданий, недостаточный уровень их надежности;
  • строительные работы ненадлежащего качества либо отступление от проектного плана;
  • отсутствие четкого плана касаемо размещения производства;
  • серьезное нарушение техпроцесса ввиду недостаточности подготовки либо недисциплинированности, халатности персонала.

Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.

Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?

Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.

Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):

  • Лобового столкновения . В ситуации, когда движение встречного автомобиля происходит не по своей полосе, в первую очередь другому водителю необходимо плавно снизить скорость и подать сигнал нарушителю фарами либо звуковым сигналом. Далее если дорожная опасная ситуация усугубилась (появилась реальная опасность столкновения), рекомендуется сразу снизить скорость и увести автомобиль вправо.
  • Бокового столкновения . В данной обстановке следует применить экстремальное торможение и попытаться избежать аварии (дать «автомобилю-нарушителю» возможность проехать первым, несмотря на наличие преимущественного права на проезд). В случае когда экстремальное торможение не дает результата, необходимо резко ускориться, миновав тем самым место конфликта. При осуществлении данного маневра следует подать предупреждающий сигнал (звуковой или фарами). В ситуации, когда столкновения избежать невозможно, следует постараться перевести его из бокового в касательное (повернуть руль по направлению хода атакующего автомобиля).
  • Попутного столкновения. Оно чаще всего - результат неправильно установленной дистанции. Следует внимательно следить за передвижением находящегося впереди автомобиля, осуществлять опережающее наблюдение (заблаговременно определять изменения дорожной обстановки, которые могут заставить едущее впереди транспортное средство резко затормозить). Если наблюдается увеличение скорости, рекомендуется увеличить дистанцию. Торможение должно производиться плавно во избежание заноса, наезда идущего следом автомобиля, при этом не стоит забывать о своевременной подаче предупреждающего сигнала.

Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.

Социальные ЧС

Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.

Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.

Можно выделить следующие социально опасные ситуации:

  • войны и связанные с ними конфликты;
  • ускоренный рост народонаселения;
  • недостаточное обеспечение всех людей требуемыми ресурсами, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности (пресная вода, источники энергии, продовольствием и пр.);
  • распространение наркотиков, опасных заболеваний;
  • неравномерность социального, экономического развития разных стран;
  • загрязнение природной среды;
  • негативные последствия научного развития, а также техники, информатизации;
  • рост преступности и экстремизма.

Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций

Они бывают:

  • без прямого физического воздействия (шантаж, мошенничество и пр.);
  • с непосредственным физическим воздействием (убийство, террор, изнасилование и др.);
  • в виде общественных выступлений (беспорядки, революции, демонстрации и пр.).

Что делать при угрозе жизни?

Правила поведения в опасных ситуациях следующие:

  1. Давка . В первую очередь требуется по возможности оставаться на ногах. В случае когда нет возможности встать, следует принять защитную позу (подогнуть ноги, прикрыть руками голову, повернув ее в направлении движения толпы). Если возник пожар, требуется оставаться внизу, дышать через смоченную ткань.
  2. Снежная лавина . Требуется прикрыть рот руками, создавая при этом воздушный карман. Не следует кричать, так как в данной ситуации необходимо сохранять кислород. Рекомендовано оставаться в таком положении до прибытия поисковой группы.
  3. Смерч. В первую очередь необходимо найти укрытие. В ситуации когда это сделать невозможно, требуется по мере возможности установить его направление движения. Если в данного рода опасной ситуации есть транспортное средство, необходимо немедленно его покинуть и начать движение в обратном направлении от «воронки». При самом плохом раскладе требуется лечь на землю, прикрыть голову и как можно сильнее держаться за найденную опору.
  4. Падение со склона горы . Не следует пытаться дотянуться до опоры во избежание оползня. Требуется прижать подбородок к грудной клетке и стараться тормозить ногами.
  5. Уход под лед . Выбираться следует в том же направлении, где заходили. Если никого нет рядом, необходимо попытаться вытолкнуть себя, используя предплечья (расставить руки как можно шире и опереться на край льда, постепенно пытаться подтягиваться, выталкивая сначала туловище, а затем ноги, не вставая на них).
  6. Автомобиль оказался в реке . В среднем у человека есть полторы минуты до того момента, когда кабина полностью заполнится водой. Дверь открыть невозможно, поэтому следует как можно быстрее открыть окно (если потребуется, его выбить ногами) и высвободиться из ремня безопасности.
  7. Судорожный приступ в воде . Требуется сразу же перевернуться на спину и плыть к берегу. Далее необходимо потянуть место, которое свело судорогой, к примеру, потянуть на себя стопу.
  8. Если человек подавился . В ситуации, когда это произошло в общественном месте, требуется там и оставаться, так как увеличиваются шансы на помощь других. Если никого нет рядом, придется самостоятельно осуществить прием Геймлиха (осуществить резкий удар в живот, где-то между пупком и ребрами, используя при этом либо собственный кулак, либо любую твердую опору, к примеру, стул).
  9. Ядерный взрыв . Выжить можно, если человек находится за пределами радиуса ударной волны. Во-первых, следует найти укрытие, по возможности находящееся под землей. В ситуации, когда человек пребывает в пораженной местности, необходимо лечь на землю, закрыть голову не менее чем на полминуты. Запрещено смотреть на вспышку, так как она моментально ослепит.
  10. Захват в заложники . Попытаться сбежать следует в первые минуты. Если такой возможности нет, лучше всего соблюдать все озвученные правила. Необходимо постоянно наблюдать за происходящим и попытаться определить причину похищения. Предпринимать попытки к бегству следует только после тщательного взвешивания рисков и шансов.
  11. Нападение собак . Всегда требуется сохранять спокойствие (не кричать, не показывать страх, не смотреть в глаза животному). Не допускать того, чтобы собака оказалась за спиной (в ситуации, когда животное начинает двигаться по кругу, необходимо всегда находиться к ней лицом). Если в руках есть сторонний предмет, поместить его спереди от себя. Главное - защитить лицо, горло, грудь. Пальцы обязательно нужно сжать в кулак.
  12. Пребывание на улице в период грозы . Требуется отыскать низменное место, присесть на корточки (расположиться необходимо как можно ниже, но стараться не касаться земли). Обязательно следует прикрыть уши.
  13. Большая волна . Для начала требуется попытаться ее переплыть. В случае когда это невозможно, требуется вытянуть ноги и руки (распределить удар, удержать свое тело от погружения на глубину). Далее следует сделать глубокий вдох и задержать дыхание, пока не утихнет волнение. Следует как можно быстрее всплыть и продышаться.

Н.Ф.ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации - что это?

Лекция 2. Разнообразный мир ветров

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1.
(Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

Лекция 4. Наводнения

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

Лекция 8. Лесные пожары

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации - что это?

В лекции представлена классификация опасных ситуаций, встречающихся в жизни, в том числе природного характера. Рассказывается о создании МЧС России.

В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые при определенном стечении обстоятельств могут привести к несчастному случаю. Таким образом, сформулируем: опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью.

Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения.

Опасные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни, можно условно разделить на три группы:

Название опасной ситуации

Характеристика опасной ситуации

Техногенного характера

Возникает при общении человека с техникой, техническими устройствами, например поведение на дороге, обращение с огнем, электроприборами

Природного характера

Возникает из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушения правил поведения в природе в разное время года, например плавание в реке или море

Социального характера

Возникает из-за нарушений людьми правил общественной безопасности и порядка, например проникновение в чужую квартиру, кража, угон транспорта

Чем опасная ситуация отличается от чрезвычайной? Прежде всего – тяжестью последствий. Чрезвычайные ситуации (ч.с. ) также делятся на природные, техногенные и социальные.

    Ч.С. природного характера могут быть вызваны землетрясением, наводнением, ураганом, бурей и т.д.

    Ч.С. техногенного характера могут быть вызваны промышленной аварией, взрывом, пожаром.

    Ч.С. социального характера могут быть вызваны ведением военных действий, террористическими актами, эпидемиями.

Задача учителя начальных классов – познакомить детей с различными видами опасностей, встречающихся человеку каждый день, научить школьников избегать необоснованный риск, замечать опасности и предотвращать их появление, а если беда случилась – действовать быстро и грамотно.

Данный курс лекций посвящен Ч.С. природного характера. Ниже приведены термины и определения по выбранной теме.

Термины и определения

Авария – опасное происшествие, создающее угрозы жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Безопасность – такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения ему вреда как другими, так и им самим благодаря имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам.

Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.

Гололед – слой плотного льда, образующийся на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана обычно при температуре воздуха от 0 до –3О С.

Гололедица – это тонкий слой льда, который образовался на земной поверхности после оттепели или дождя в результате похолодания, а также после замерзания мокрого снега.

Град – атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года в виде частичек плотного льда диаметром от 5 мм до 15 см, обычно вместе с ливневым дождем при грозе.

Гроза – атмосферное явление, связанное с развитием мощных кучево-дождевых облаков, сопровождающееся многократными электрическими разрядами между облаками и земной поверхностью, звуковыми явлениями, сильными осадками, нередко с градом.

Засуха – продолжительное отсутствие осадков в сочетании с высокой температурой и понижением влажности воздуха, приводящее к нарушению водного баланса растений и вызывающее их гибель.

Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности.

Катастрофа крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Лавина – сход снега с гор.

Ливень – кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно в виде дождя или снега.

Метель – перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающийся снегопадом.

Молнии – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков.

Наводнение – временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды.

Опасное природное явление – природное явление, которое по своим интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может поражающе действовать на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Опасные метеорологические явления – это природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, животных, растения, строения и окружающую природную среду.

Оползень – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Паводок – значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке.

Пожар – неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам.

Продолжительный дождь – атмосферные осадки в виде дождя, выпадающие непрерывно или почти непрерывно в течение нескольких суток, могущие вызвать паводки, затопление.

Пыльная буря – перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, выдуванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей.

Сель – внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов.

Сильная метель – перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, в сочетании с выпадением снега, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей.

Сильный ветер – движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью свыше 14 м/с.

Сильный снегопад – продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному ухудшению видимости и затруднению движения транспорта.

Смерч – сильный восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид темного столба диаметром до 1000 м с вертикальной осью вращения, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой.

Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из мельчайших ледяных кристаллов различной формы, выпадающих из облаков при температуре воздуха ниже 0°С.

Снежный занос – природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 часов.

Стихийное бедствие – разрушительное природное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Туман – скопление продуктов конденсации в виде капель или кристаллов, взвешенных в воздухе непосредственно над поверхностью земли, сопровождающееся значительным ухудшением видимости.

Ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.

Циклон – атмосферное явление, связанное с пониженным давлением воздуха и ураганными скоростями ветра, возникающее в тропических широтах и вызывающее огромные разрушения и гибель людей. Местное название тропического циклона – тайфун.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий их жизнедеятельности.

Шквал – редкое кратковременное усиление ветра до 20–30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления, связанное с конвективными процессами.

Шторм – длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших Ч.С. и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

Опасные ситуации природного характера

Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

По данным ООН за последние 30 лет, по числу пострадавших наиболее опасными являются засухи (33%), наводнения (32%) и тропические штормы (30%), а по числу погибших людей – наводнения (26%), тропические штормы (19%), эпидемии (17%) и землетрясения (13%).

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. За год в стране количество стихийных бедствий достигает 350–400. Какие из них наиболее часты, можно увидеть в таблице:

Ч.С. природного характера в зависимости от причин их возникновения подразделяются на:

1) геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы);
2) метеорологические (ураганы, бури, смерчи);
3) морские (тайфуны, цунами);
4) гидрологические (наводнения, цунами);
5) природные пожары (лесные, торфяные, степных массивов);
6) инфекционные заболевания людей (эпидемии);
7) инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных;
8) поражения сельскохозяйственный растений болезнями и вредителями.

Опасные природные явления можно классифицировать по многим признакам: происхождению, виду, продолжительности и регулярности действия.

По продолжительности развития и действия различают:

– быстро развивающиеся и кратковременно действующие природные явления, оказывающие преимущественно разрушительное действие на объекты;
– медленно развивающиеся и продолжительно действующие неблагоприятные природные явления, оказывающие преимущественно парализующее или истощающее воздействие.

По регулярности действия во времени опасные природные явления делят на:

– регулярно (периодически) действующие, например наводнения, которые происходят приблизительно в одни и те же сроки и могут быть заранее предсказаны;
– нерегулярно действующие, возникающие в случайный момент времени, например землетрясения, которые предсказать невозможно, и потому они очень опасны.

Министерство по чрезвычайным ситуациям

В 1988 г. в Армении разразилось страшное землетрясение. Несколько городов и сел было стерто с лица земли, тысячи человек погибли, десятки тысяч остались без крова. На помощь пострадавшим пришли войска и спасатели-добровольцы. Люди работали героически, но не умели эффективно действовать в условиях природной катастрофы, не было специального оборудования. В огромной стране практически не было специалистов, умеющих спасать людей во время Ч.С.

Стало понятно, что нужна государственная система спасения людей в Ч.С. 27 декабря 1990 г. Совет Министров РФ принял постановление "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР". В 1991 г. Российский корпус спасателей преобразован в Государственный комитет по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в 1994 г. создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Сбор и обработку информации о ситуации в стране круглосуточно осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях. Он оснащен самыми современными вычислительной техникой и техникой связи, которые позволяют следить за тем, как развиваются события в районе Ч.С.

Спасателям приходится решать различные задачи: тушить пожары, разбирать завалы после взрывов, ремонтировать поврежденные агрегаты, снимать людей с отколовшихся льдин.

Российские спасатели считаются одними из самых опытных и подготовленных в мире, поэтому они работают не только у нас в стране, но и за рубежом.

В декабре 1999 г. был принят Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определил организационно-правовые нормы в области защиты граждан России от Ч.С. В 1995 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заранее и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения Ч.С., а также на сохранение здоровья людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении Ч.С. и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей.

Мероприятия по защите населения от Ч.С.

Защита населения от Ч.С. предусматривает применение различных средств и способов защиты, которые должны осуществляться на всех уровнях действия РСЧС.

Комплекс таких мероприятий включает в себя:

1) мониторинг и прогнозирование Ч.С.;
2) оповещение населения об угрозе возникновения Ч.С.;
3) инженерную защиту населения и территорий;
4) подготовку населения к действиям в Ч.С.;
5) эвакуацию населения из опасных районов;
6) организацию аварийно-спасательных работ.

Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды с целью ее контроля, прогноза и охраны.

Система мониторинга в своем распоряжении имеет сеть метеорологических, сейсмологических и гидрологических станций, наблюдательные посты.

Данные мониторинга и системная информация о различных природных и техногенных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования Ч.С., то есть выявления времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

Система оповещения о Ч.С. предназначена для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения природного стихийного бедствия или производственной аварии.

Оповещение населения – заблаговременное предупреждение населения о возможных Ч.С. и о действиях в условиях Ч.С. Оповещение проводится с помощью сирен, радио- и телевещания, а также местных систем информации.

Сигнал оповещения – сигнал, являющийся командой для проведения мероприятий по защите населения от Ч.С.

Звуки сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал "Внимание всем!". Услышав такой сигнал, надо немедленно включить телевизор или радиоприемник и прослушать сообщение местных органов власти. Из сообщения вы узнаете о характере Ч.С., а также прослушаете рекомендации по правилам поведения в сложившейся ситуации.

Инженерная защита населения и территорий осуществляется путем проведения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны с целью предупреждения Ч.С., то есть строительства убежищ и укрытий в зонах вероятных разрушений.

Подготовку населения к Ч.С. ведут на предприятиях, в учреждениях (в том числе в школах на уроках ОБЖ).

Эвакуация из опасных районов может быть заблаговременной или экстренной (безотлагательной). Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах.

Аварийно-спасательные работы направлены на спасение жизни людей и ликвидацию потенциальной опасности Ч.С., а также обеспечение жизнедеятельности населения в Ч.С.

К наиболее распространенным видам аварийно-спасательных работ относятся: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств; тушение пожаров и эвакуация пострадавших; поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях и др.

Учитель начальных классов на уроках должен познакомить детей с правилами поведения при сигнале "Внимание всем!". Материал надо подать в простой, доступной, легко запоминающейся форме. Материал для беседы можно взять в альбоме-задачнике "Жизнь без опасностей" для 3-го класса на с. 10–11.

Всего в России в 2003 г. произошло 838 чрезвычайных ситуаций, в результате которых 1161 человек погибли и 15631 пострадали. Общее количество Ч.С. в 2003 г. уменьшилось по сравнению с 2002 г. (1139) на 26%, при этом Ч.С. технического характера стало меньше на 36%. В результате техногенных аварий и катастроф пострадали 4948 человек, 891 человек погибли. Количество природных катаклизмов в 2003 г. увеличилось на 3%. В результате природных Ч.С. пострадали 897 человек, погибли 18 человек.

Вопросы для самопроверки:

1. Опасные ситуации какого характера вам известны?
2. Перечислите опасные ситуации природного характера.
3. Какие классификации чрезвычайных ситуаций вам известны?
4. Когда было создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий?
5. Какие мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций предпринимает МЧС?

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник. 3 класс. М.: Вентана-Граф, 1998.

2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 10; 2003. № 2.

3. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Адэль, 1996.

4. Потапов Б. Классификация опасных природных явлений. // Основы безопасности жизнедеятельности" 2003. № 1.

5. Смирнов А. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.// Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 11.

6. Смирнов А. Защита человека в опасных ситуациях. // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003 № 5.

7. Хроника происшествий за IV квартал 2003 года // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. № 2.

8. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.

Значительное количество современного населения Земли проживает в городах. Однако многие забывают, что, несмотря на все блага, предоставляемые ими, это места повышенной опасности. Характерными особенностями современных городов традиционно можно считать значительное количество населения, промышленных предприятий и транспортных средств. Все эти обстоятельства заставляют нас действовать согласно сложившимся и установленным правилам безопасности. Подобные меры позволяют обеспечить не только личную защищенность, но и охрану всех окружающих. В любой момент в жизни каждого человека способна сложиться опасная ситуация. Это, к примеру, может быть дорожно-транспортное происшествие, пожар или какая-либо криминальная обстановка. В ниже представленном материале будет рассмотрена не только классификация опасных ситуаций, но также и способы их избежать или же ликвидировать.

Терминология

Понятие "опасная ситуация" предполагает особое стечение обстоятельств, которое способно привести к авариям, катастрофам и прочим бедствиям. В настоящее время причины возникновения подобных состояний в большинстве своем носят антропогенный характер. Ведь значительное количество рассмотренных обстоятельств возникают в результате несоблюдения человеком установленных правил поведения. С другой стороны, понятие "опасная ситуация" можно охарактеризовать следующим образом: это особо сложная ситуация, в результате возникновения которой может быть вызвано негативное влияние на жизнь и здоровье людей. Однако в подобное взаимодействие оказывается вовлеченным не только население планеты, но также и окружающая среда.

Всю совокупность вышеописанных событий традиционно разделяют на три основные категории: природные, техногенные и социальные. К числу первых относят всевозможные а также эпидемии, приводящие к изменению биологического состояния окружающей среды. В свою очередь, вторая категория включает в себя катастрофы, связанные с транспортными средствами. К примеру, аварии на железнодорожных путях, автомобильных дорогах и так далее. Социально-опасные ситуации характеризуются политическими разногласиями и всевозможными конфликтами интересов.

Причины и источники

Как уже говорилось ранее, возникновение опасных ситуаций в большинстве своем обусловлено несоблюдением правил и техники безопасности человеком. Тем не менее, современные ученые выделяют также ряд факторов, не связанных с действиями отдельно взятых людей. Рассмотрим некоторые из них подробнее. В настоящее время существует определенная классификация, которая позволяет разделить причины опасных ситуаций на две основные категории: естественные и искусственные. К первым традиционно относят всевозможные проявления матушки-природы. Например, землетрясения, наводнения, оползни и прочее, а также космическую активность в виде солнечной радиации и различных небесных тел, таких как кометы, метеориты и так далее. В свою очередь, ко второй категории относятся причины опасных ситуаций, которые возникают в результате действия антропогенных источников. В числе последних традиционно значатся бедствия техногенного характера, военные угрозы и прочее.

Техногенные риски

Для начала рассмотрим факторы, в результате которых может возникнуть подобная опасная ситуация. Это прежде всего всевозможные объекты которые оказывают влияние на человека. Например, транспортные средства, взрыво- и пожароопасные вещества и материалы. Ведь именно они несут угрозу при особом воздействии определенных факторов, к числу которых относят повышенные значения температуры и давления, соединения-катализаторы, электрический ток, а также всевозможные виды излучения (акустическое, электромагнитное, ионизирующее) и так далее. Вышеприведенные характеристики дали название всей группе - опасные техногенные ситуации.

Природные катастрофы

Подобные ситуации могут возникнуть в результате невнимательного и некорректного отношения к особенностям окружающей среды (например, к условиям региона проживания). С другой стороны, угроза жизни и здоровью людей, имуществу и природным ресурсам имеет место быть из-за несоблюдения правил поведения в различное время года.

Социально-опасные ситуации

Данная категория источников угрозы появляется в результате нарушения правил общественного порядка или же личной защищенности. Как уже говорилось ранее, к причинам подобных опасных ситуаций относят конфликты интересов, политические разногласия и прочие аспекты социальной жизни.

Комбинированные источники

Жизнедеятельность человека традиционно считается сложным и многогранным процессом, поэтому и угрозы ей зачастую разнообразны. Причины, в свою очередь, могут складываться из нескольких факторов, относящихся к разным группам. Результатом подобных взаимодействий стали смешанные или комбинированные источники. Именно из-за них в современном мире существует дополнительная классификация. Она включает в себя три группы: естественно-техногенные, естественно-социальные и социально-техногенные источники. Перечислим особенности каждой категории.

Естественно-техногенные

Рассматриваемая опасная ситуация - это результат смешения природных явлений и факторов, обусловленных человеческой жизнедеятельностью. В настоящее время многие проблемы возникают в результате смога, уменьшения плодородности почв, пылевых бурь и прочих неприятностей.

Естественно-социальные

Данная группа совмещает в себе природные явления и общественные аспекты. В качестве примера можно назвать глобальные эпидемии опаснейших инфекционных заболеваний. Наверняка многие наслышаны о птичьем и свином гриппе или вирусе Эбола. К данной категории также относят наркоманию и многие венерические заболевания, а также рак и СПИД.

Социально-техногенные

Рассматриваемая опасная ситуация - это симбиоз общественных аспектов и особенностей человеческой жизнедеятельности. Данная специфическая категория характеризуется профессиональными травмами и заболеваниями, а также психологическими отклонениями, которые могут возникать в результате производственной деятельности. Как ни странно, к этой группе относят и массовые психические расстройства, которые возникают в процессе воздействия на подсознание человека средств массовой информации или же специального технического оборудования.

Меры индивидуальной защиты

После изучения характерных особенностей рассматриваемых обстоятельств необходимо также уделить внимание важному аспекту под названием "Поведение в опасных ситуациях". Ведь зачастую именно от него зависит сохранение вашего здоровья и даже выживания. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Как правило, чтобы максимально минимизировать негативные последствия, которые могут возникнуть в результате опасных ситуаций, необходимо учиться постоянно обращать внимание на собственную Это не только осторожное поведение в общественных местах, но также и умение избегать опасности и предвидеть возможные угрозы. Помимо этого, конечно же, необходимо знать, основные правила поведения в экстремальных обстоятельствах.

Как этому научиться?

Большинство современных людей не обладают врожденными инстинктами, которые бы позволили им избежать подобных моментов или же устранить всевозможные риски. А тем временем опасные ситуации в жизни поджидают нас буквально на каждом шагу. Например, аварии с участием разнообразного транспорта, социальные разногласия и прочие конфликты, которые способны привести к возникновению обстановки, угрожающей нормальной деятельности каждого человека. Итак, как же избежать подобных моментов? Конечно же, как и многим прочим премудростям, этому можно обучиться. Следует помнить, что так называемые нам преподают еще в общеобразовательной школе.

Государственные структуры

В настоящее время в каждой стране существует определенный перечень служб, куда следует обращаться в результате возникновения той или иной опасной ситуации. Традиционно, это пожарная охрана, полиция, медицинская помощь, а также аварийное газовое обслуживание. Тем не менее, даже при успешном обращении в любой из вышеперечисленных органов вы должны максимально оградить себя от негативного влияния поражающего фактора. Давайте разберемся, что же необходимо для этого.

Основные правила

Дабы обезопасить себя от непредвиденных событий, следует научить себя безопасному поведению. А для этого, в свою очередь, важно знать несколько правил. Для начала необходимо морально подготовить себя к корректным действиям в чрезвычайных и экстремальных обстоятельствах. Ни в коем случае не надо поддаваться панике. Научитесь решать ситуационные задачи. К примеру, выберите из СМИ несколько сложных моментов, решение которых может потребовать от вас собранности и правильных действий. 5 опасных ситуаций будет вполне достаточно. Затем выявите источник и характер угрозы. После чего следует определить основные направления и пути решения подобных ситуаций. Сравните выбранные вами методы с общеиспользуемыми. Оцените правильность своего мышления. Помимо вышеописанных действий также необходимо принимать во внимание следующие правила. Все время совершенствуйте вашу физическую форму. Вряд ли вы сможете принимать какие-либо решения при отсутствии надлежащих навыков. Следовательно, занятия спортом, а также будут особенно полезными. Постоянно воспитывайте в себе волевые качества. Однако не лишней будет и способность оставаться спокойным, здравомыслящим и уравновешенным в любой ситуации. Вышеперечисленные качества помогут вам найти наиболее рациональные пути решения задачи в самой сложной обстановке. Помимо этого, необходимо не только знать, но и обладать достаточным набором различных навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности. Подобная система правил поведения каждого человека в повседневной жизни в значительной степени снижает вероятность возникновения опасной ситуации, а также снижает уровень наносимого ущерба.

Заключение

Многие из нас придерживаются мнения, что с ними никогда не случится ничего плохого. Это, конечно, похвально, ведь позитивный настрой делает нашу жизнь достаточно простой и интересной. Тем не менее, неприятности в определенный момент могут настигнуть каждого из нас. Однако тяжесть возможных последствий, обрушившихся на голову несчастного, будет зависеть только от готовности к рациональным и грамотным действиям.

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Опасные и аварийные ситуации в доме

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 3
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом - моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.

Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, в северных районах и теперь можно встретить дома, в которых всё хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. Многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире):

небрежность (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);


неправильное обращение с бытовой техникой;


неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;


криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт).

В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие. Самое страшное, что может произойти с жилищем, - его полное или частичное разрушение. Оно может быть вызвано затоплением при паводке, землетрясением, сходом снежной лавины в горной местности и даже военными событиями или другими причинами.

Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире)?

■ Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнём);
■ взрыв газа (в результате утечки газа из-за оставленной невыключенной плиты);
■ затопление (в результате неисправности водопровода или из-за незакрытого крана, неисправной стиральной машины);
■ отравление (газом или химическими препаратами);
■ поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
■ разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Исправный электроприбор не загорится. Отремонтированный и закрытый водопроводный кран не потечёт. Ядовитые вещества при правильном хранении и использовании не отравят.

Надо стремиться жить без опасности, научиться быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические - самому виновнику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о жилищах, которые люди строили раньше и которые строят теперь.
2. Какие опасные ситуации могут возникнуть в доме (квартире)?
3. Назовите наиболее распространённые причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
4. Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации в квартире?

Loading...Loading...