Федеральная трасса: обозначение, список. Классификация автомобильных дорог

Общеизвестно, что Российская Федерация имеет самую большую территориальную протяжённость на всей планете. Успешное развитие экономики, функционирование всех отраслей народного хозяйства и саму территориальную целостность столь большого государства невозможно обеспечить без надёжно функционирующих путей сообщения между его регионами.

Дороги России

Дорожная сеть современной России формировалась на протяжении нескольких веков. Современное её состояние в Российской Федерации назвать хорошим или хотя бы удовлетворительным может лишь неисправимый идеалист. Тем не менее системная работа над совершенствованием дорожной инфраструктуры в Российской Федерации ведётся постоянно, на плановом государственном уровне. Одним из проявлений этого является унификация всей дорожной сети в соответствии с государственными стандартами. В отдельную категорию в этой классификации выделены дороги федерального значения. По этим магистралям производится сообщение между столицей страны и региональными административными центрами или между крупными региональными городами.

Кроме того, федеральные дороги ведут от столицы до границ с сопредельными государствами. Этот же статус имеют и участки международных автомагистралей, проходящих через территорию страны от одной границы до другой. Важнейшей особенностью дорог федерального значения является то, что их содержание и строительство финансируются за счёт средств федерального бюджета.

На карте страны

В соответствии с действующей в настоящее время системой государственных стандартов все федеральные дороги имеют своё индивидуальное обозначение на картах и в справочниках. Состоит оно из литерного индекса и цифры с номером трассы. Как правило, буквенное обозначение характеризует удалённость трассы от столицы страны, а цифровой индекс после буквы указывает лишь место в общем списке магистралей, обозначенных данной буквой. Федеральные дороги с индексом М ведут из Москвы в региональные административные центры или до границ с сопредельными странами. Магистрали с индексом Р связывают региональные центры между собой. Префиксы АН и Е перед буквенными индексами свидетельствуют о том, что данные федеральные дороги являются частью международных маршрутов, проходящих через азиатскую или европейскую часть Российской Федерации.

Недостатком существующей системы индексации является двойное обозначение на картах и в справочниках одних и тех же магистралей по разным классифицирующим признакам. Федеральные дороги с индексом Р нередко входят в состав международных маршрутов. К обозначениям некоторых, наиболее значимых, федеральных дорог добавляется наименование географического региона, куда по ним можно добраться. Например: федеральная

Подъездные дороги

На картах и в справочниках нередко встречаются трассы, обозначенные буквой А. Дело в том, что каждая федеральная автомобильная дорога включает в себя не только отрезок пути между начальной и конечной точками маршрута, но и подъездные пути к основной магистрали. Именно они обозначаются этой литерой. Она ставится перед буквенным обозначением всей трассы. На подъездные участки в полной мере распространяется статус федеральной дороги.

Список дорог

Полный перечень автомобильных магистралей насчитывает несколько десятков наименований. Найти его можно в любом справочном издании. Все дороги федерального значения расположены в нём в порядке возрастания цифрового обозначения вслед за каждым буквенным индексом.

В настоящее время ведётся разработка новой системы обозначения федеральных трасс. Введение её в действие ожидается не ранее 2018 года. Так что через несколько лет существующий ныне список автомобильных дорог просто устареет.

Федеральные дороги общего пользования

Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, все существующие в стране дороги разделяются на две юридические категории. Это дороги общего и не общего пользования. Разумеется, большая часть дорожной сети всегда относилась и будет относиться к первой категории. Тем не менее некоторым дорогам или их отдельным участкам может быть присвоен статус дорог не общего пользования. Ограничения эти могут быть приняты как в пользу государственных, так и частных структур.

Доступ на такие дороги для простых граждан может быть ограничен как на временной, так и на постоянной основе. Оформлено это должно быть, в зависимости от юридической принадлежности, органами федеральной власти или решением административных органов регионального управления. К дорогам не общего пользования также относятся те, что построены за счёт частных лиц или промышленно-коммерческих структур.

Платные магистрали

Люди в России всегда пользовались трассами бесплатно, ограничиваясь выплатой государству ежегодного транспортного налога. Поэтому любая плата за федеральные дороги всегда вызывает резкую негативную реакцию у всех, кто по ним ездит. И это вполне можно понять. Как понять и тот простой факт, что автомобильные дороги на бескрайних российских просторах никогда не улучшатся, если не инвестировать значительные финансовые средства в их строительство. Мировой опыт свидетельствует о том, что введение платы за проезд даёт реальную возможность собрать деньги на новые автобаны.

С некоторым опозданием такая практика начинает использоваться и в России. Плата за федеральные дороги уже взимается на "Дон" и на некоторых других участках в европейской части страны. И есть все основания полагать, что в ближайшем будущем эта практика будет находить всё большее применение. Важнейшим принципом при введении платы за проезд по федеральным дорогам является обязательное наличие бесплатного альтернативного маршрута движения. Это означает, что единственная дорога в населённый пункт ни при каких обстоятельствах не может быть платной.

    Схема основных дорог федерального значения России Автомобильные дороги федерального значения важнейшие автомобильные дороги России. Автомобильные дороги федерального значения находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за … Википедия

    Дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. В зависимости от вида дороги могут иметь префикс Р, А либо К и номер. Кроме префикса и номера также в обязательном порядке должны содержать код… … Википедия

    - – автомобильные дороги общего и необщего пользования, находящиеся на территории России. Содержание 1 Классификация 2 Учет и нумерация автодорог … Википедия

    Автомобильные дороги регионального значения дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. В зависимости от вида дороги могут иметь префикс Р, А либо К и номер. Кроме префикса и номера… … Википедия

    Схема основных дорог федерального значения России Автомобильные дороги федерального значения важнейшие автомобильные дороги России. Автомобильные дороги федерального значения находятся в собстве … Википедия

    Автомобильные дороги общего пользования федерального значения - 5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги: 1) соединяющие столицу Российской Федерации город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги общего пользования местного значения - 9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги необщего пользования - 4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно распорядительных… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги общего пользования - 3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц... Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 257 ФЗ (ред. от 28.11.2011) Об автомобильных… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги Государственной компании - 2) автомобильные дороги Государственной компании автомобильные дороги общего пользования федерального значения, находящиеся в федеральной собственности, переданные в доверительное управление Государственной компании и используемые на платной… … Официальная терминология

Книги

  • Россия. Атлас автодорог. Выпуск № 1, 2016 год , Ерошкин И. (ред.). Путешествуете на автомобиле? Атлас автодорог России - профессиональный выбор автомобилиста, идеальный помощник в выборе маршрута и планировании поездки на дальние расстояния. Это территория…

Федеральные трассы — это важнейшие автодороги России. Они соединяют административные центры РФ, а также Москву с другими государствами. Существует несколько классификаций автомобильных дорог. Ниже представлена одна из них. В статье также рассказано о трассах, которые берут начало в российской столице.

Основные виды

Разберемся в классификации автомобильных дорог по их значению. Как уже было сказано выше, друг от друга трассы отличаются по различным признакам. Но даже начинающий автовладелец знает о том, что существует автодороги, название которых начинается на "М", "А" или "П". Префикс указывает на принадлежность трассы к определённой категории. Именно в этой классификации следует разобраться прежде всего.

Федеральные трассы разделяют на следующие виды:

  1. Соединяющие Москву с другими государствами.
  2. Соединяющие между собой исключительно административные центры РФ.
  3. Подъездные дороги (автомагистрали).

К первой категории относятся федеральные трассы, названия которых начинаются на префикс "М". Ранее к ним относились и те, что соединяют крупные административные центры России. Ко второму типу относятся дороги с префиксом "Р". К третьему - с префиксом "А".

Новые правила в обозначении дорог

Не так давно в силу вступил новый перечень автодорог. Существенных изменений претерпела и их нумерация. Теперь префикс "М" присутствует лишь в названии дорог, которые начинаются в Москве. Такие федеральные трассы России, как М-60, М-58, М-51, М-6 называются теперь иначе. Эти автодороги приобрели префикс "Р" или "А".

Изменились и правила написания названий федеральных трасс. На дорожных знаках префикс "М" и соответствующая цифра пишутся слитно. Правда, общих правил обозначения автомагистралей не существует. Ведь в официальных документах по-прежнему принято между префиксом и цифрой ставить дефис. Некоторые федеральные трассы входят в состав азиатской или европейской международных сетей. Такие автодороги относятся к категориям АН или Е.

Федеральные трассы с префиксом "М" — это автодороги "Беларусь", "Крым", "Украина", "Дон", "Урал", "Волга" и так далее. Все они являются частью международного маршрута. Так, М1 входит в состав и Е30. Этот европейский маршрут берёт начало в ирландском городе Корке, а заканчивается в Омске. Стоит рассказать об истории и расположении федеральной трассы М1 подробнее.

Автодорога "Беларусь"

Протяженность ее составляет 440 км. Проходит она по Московской и Смоленской областям. Эта федеральная трасса России строилась заключенными. В феврале 1936 года был создан лагерь НКВД, получивший название «Вяземский участок». Правительством было принято решение задействовать заключённых в строительстве автомагистрали Москва - Минск. Впоследствии название исправительно-трудового лагеря менялось не раз. Однако сущность этого учреждения оставалась прежней. Начальник Вяземлага возглавлял и строительство автомагистрали. В начале сороковых эту должность занимал инженер-подполковник Г. А. Саркисьянц. Численность лагеря была внушительная. В 1936 году в нём пребывала более 12 тыс. заключённых. Впоследствии это число увеличивалось.

Строительство автодороги, которая стала одной из важнейших федеральных трасс России, завершилось в 1941 году.

Маршрут М1

Трасса берёт начало на пересечении Московской Кольцевой дороги с Можайским шоссе. Далее проходит по таким населенным пунктам, как Одинцово, Кубинка, Можайск. Участок, прилегающий в Московской области, составляет 98 км. По Смоленской области трасса проходит в непосредственной близости от Гагарина, Вязьмы, Сафоново. М1 пересекает город Ярцево - протяженность этого участка составляет 37 км. Затем остается менее 100 км, на которые приходится объездная дорога. И заканчивается автодорога у государственной границы с Беларусью.

Федеральная трасса М2

Если ехать по этой автодороге, то, начиная свой путь в Москве, завершить его можно в Белгороде — городе, расположенном на границе с Украиной. Трасса входит в состав Е105. Европейский маршрут начинается в Норвегии, проходит через Россию, Украину, заканчивается в Ялте. На Украине трассу М2 продолжает автострада М20, ведущая до Харькова. М18 — последний участок Европейского маршрута Е105.

В основе М2 лежит Крымский тракт. Строительство дороги от Москвы до Харькова началось в сороковых годах. После войны ее реконструировали: на дорогу было нанесено асфальтобетонное покрытие. В советские времена маршрут, ведущий из Москвы в Симферополь, имел номер 4. Существенным преобразованием дорога подверглась в начале восьмидесятых — перед летними Олимпийскими играми. Именно тогда было принято решение о строительстве дублера, который впоследствии стал той самой автодорогой, по которой из столицы сегодня можно доехать до Ялты.

Протяженность трассы М2 составляет 700 км. Начинается она на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Далее проходит по городам Щербинка, Климовск, Подольск. Обходит Серпухов и Чехов с востока. Трасса М2 проходит по Тульской области. Она довольно хорошо освещена вплоть до 156-го километра. Идёт по Орловской области, обходит город Мценск, пересекает Оку. И, наконец, преодолевает Курскую область, ведёт в Белгородскую и заканчивается у государственной границы с Украиной.

Автодорога "Украина"

Эта трасса является составной частью маршрута Е101. Протяженность M3 — 500 км. Строительство автодороги завершилось в 1976 году. Трасса берёт начало на Ленинградском проспекте, затем идет в юго-западном направлении. Она обходит с юга Солнцево и аэропорт Внуково, пересекает Наро-Фоминский район. Затем трасса идет по Калужской области, а сразу после города Обнинска пересекается с А101. М3 также идёт по Брянской области. В Украине ее продолжает автострада М-02.

Федеральная трасса М4

Автодорога "Дон" переполнена в летние месяцы. По ней москвичи продвигаются в сторону Краснодарского края. Нередко на трассе М4 можно увидеть и машины с петербургскими номерами, то есть жители Северной столицы преодолевают расстояние около 700 км до Москвы, затем по МКАД добираются до Липецкой улицы, где берёт начало трасса "Дон", а затем направляются в сторону Новороссийска. Такой маршрут довольно утомителен, однако ради отдыха на морском побережье жители мегаполисов готовы на всё.

М4 - это не самая длинная трасса из тех, что ведут из Москвы. По протяженности лидирует М5. Но и расстояние между столицей и Краснодарским краем немалое. Протяженность трассы составляет 1540 км. Она идет через юг Подмосковья, пересекает Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области. В Краснодарском крае дорога проходит через станицы Кущёвскую и Павловскую. Завершается трасса в Новороссийске.

С июня 2017 года на трассе "Дон" действует восемь платных участков. В 2020 году их общая длина составит 892 км. Стоимость проезда по М4 может составлять, в зависимости от времени и типа автомобиля, более 1000 руб. Трасса М4 получила статус дороги федерального значения в 1991 году. Приблизительно в это время ее удлинили на 500 км посредством присоединения одного из участков бывшего маршрута, ведущего из Ростова-на-Дону в Беслан. Активное строительство автодороги было возобновлено в конце девяностых. В 1998 году в эксплуатацию был торжественно введен платный участок, расположенный в Липецкой области.

Трассы с префиксом "М"

Автодорога "Урал" начинается на пересечении Волгоградского проспекта и МКАД. Ее протяженность составляет 1879 км. М5 проходит через Люберцы, следует по окружным дорогам вокруг Коломны, Бронниц, через Луховицы. Далее трасса идет по Рязанской области, республики Мордовии, проходит по населенным пунктам Пензенской, Ульяновская, Самарская, Оренбургская областей, завершается в Челябинске.

Трассой М7 ("Волга") часто пользуются автовладельцы, желающие посмотреть достопримечательности городов Золотого кольца. Автодорога сперва идет по подмосковной Балашихе, затем таким крупным и мелким населенным пунктам, как Зелёный, Новая Купавна, Обухово, Новые Псарьки, Сергиев Посад. М7 проходит через Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашская, Татарстан, Башкортостан, завершается в Уфе. Протяженность — 1351 км.

М8 ("Холмогоры") ведет через Ярославль и Вологду, заканчивается в Архангельске. Протяженность этой автодороги составляет 1157 км. Длина М9 почти в два раза меньше. Автодорога "Балтия" ведет из Москвы к государственной границе с Латвией. Протяженность — 597 км. По М10 можно добраться в Санкт-Петербург, преодолев Тверскую и Новгородскую области. Длина автодороги "России" — 697 км. Вскоре, согласно проекту Минстроя, это трасса станет бесплатным дублером М11. Новая автодорога должна войти в эксплуатацию в 2018 году.

Другие автодороги

Из Санкт-Петербурга ведут трассы Р21 и Р23. Старые названия М18 и М20 актуальны до конца 2017 года. Р21 идёт через Петрозаводск, Мурманск, Печенга, заканчивается у границы с Норвегией. Автодорогу П23 иначе называют трассой "Псков", что уже говорит о маршруте. Начинается она в Северной столице, проходит через Псковскую область и заканчивается недалеко от границы с Белоруссией. Самая длинная Российская автодорога - А331. Ее протяженность составляет около 3000 км. В перечень трасс федерального значения входят также Р56, Р92, Р119, Р92, Р132, Р158, Р208, Р215, А103, А104, А105, А113, А112, А111, А121, А120, А119, А135, А136.

Первое упоминание о дорогах Древней Руси встречается в Лаврентьевской летописи, где значится призыв киевского князя Владимира (980-1015): «Требите пути и мостите мосты ». Примерно тогда же появляются документы, касающиеся дорожного строительства. В X-XII веках существовало два типа дорог: местные «проселки » и «великие гостиницы » - большие торговые пути в степной полосе. «Прямоезжих » дорог на Руси было крайне мало.

Начавшийся при Иване Калите (1325 - 1340) на русских землях объединительный процесс способствовал бурному развитию торговых связей, формировалась единая система сухопутных путей Русского государства с центром в Москве. Дороги играли все большую политическую и экономическую роль в становлении единой государственности. Превратившись в центр важнейших сухопутных и речных путей, Москва дала начало важнейшим дорогам России. Улицы стольного града переходили в большие тракты к отдаленным окраинам: Тверская вела на Тверь и Великий Новгород, Сретенская переходила в Ярославский тракт, от Рогожской слободы начинался путь на Нижний Новгород и Казань, от пригородного села Коломенского - дорога в Тулу, а через Арбат выходила Можайская дорога к городу Смоленску. В 1595 году по указу царя Федора Иоанновича начались поиски кратчайшего пути от Соликамска к Тюмени, Тобольску и другим городам через Уральские горы.

В XVI веке появились законодательные акты, которые уточняли некоторые вопросы, касающиеся содержания и строительства дорог. Они были прописаны в специальной книге «Судебник» (1589 году). В ней впервые устанавливалась ширина проезжей части дороги – полторы сажени. Следить за их состоянием и поддерживать в исправности вменялось в обязанности местных жителей. Они несли ответственность перед государством за происшествия с проезжающими, вызванные плохим состоянием дороги, мостов.

Существенную роль в улучшении российских трактов сыграло учреждение в 1665 году почтовой службы. В XVII веке зафиксированы также первые факты применения научных методов при проектировании и строительстве дорожных сооружений. Они относятся к начальному этапу постройки Большого каменного моста в Москве в 1643 году.

Временем перемен в развитии дорожного дела стала эпоха петровских преобразований. Одно из важных начинаний Петра I стало создание так называемой «перспективной дороги» - прямой трассы, связывающей Санкт-Петербург с Москвой. Из книги «Точное известие… крепости и городе Сантк-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях» (1713): «…однажды слышал: его величество по собственному побуждению вознамерился проложить новую дорогу из города Москвы до С.-Петербурга протяженностью свыше 200 миль; она не только должны быть очень широкой, но пройти по прямой линии обширными девственными местами через заросли, горы и долины, болота и воду и быть настолько возможно ровной. Кроме того, на ней предполагается поставить от одной почтовой станции до другой трактиры и деревни, с тем чтобы путешественники могли находить гораздо большие удобства и следовать дальше».

Первый участок грунтовой дороги стал сооружаться от Петербурга до Волхова. Указ Петра I от 11 января 1720 года обязывал заготавливать лес «для починки и строения перспективной дороги до Волхова», в 1723 году работы по созданию «перспективной дороги» возлагались на местных крестьян. Замысел Петра I полностью не был реализован, был построен только первый отрезок пути до Волхова, после дорога пошла через Новгород на Москву. В 1746 году началось движение по ней, появилась первая дорога протяженностью 728 верст (порядка 770 км).

В правление Екатерины II начинаются работы по сооружению дороги через Главный Кавказский Хребет. Потом эта трасса получила название Военно-Грузинской дороги, постоянное движение по ней открыто в 1799 году.

В 1760 - 1790 годах происходят важные изменения в технике дорожного строительства. В указе Екатерины II 28 мая 1785 года говорилось: «Ее императорское величество высочайше указать изволила: впредь дорог бревнами, бревешками и плахами не мостить, вместо того делать оные, где есть удобность, каменные, где же камня нет, там намащивать плотинами фашинными…»

Первая половина XIX в. стала принципиально новым этапом в развитии дорожного дела в России. На это время приходится переход от сооружения грунтовых дорог к шоссейным, создается единый центральный орган управления и строительства путей сообщения. В ноябре 1809 года было образовано Управление водяными и сухопутными сообщениями во главе с принцем Г. Ольденбургским - генерал-губернатором Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. В 1810 году оно переименовано в Главное управление путей сообщения, ставшее единственным ведомством, которое находилось вне столицы – в Твери (с 1809 по 1816 годы, затем в Петербурге).

В 1817-1834 годах построена шоссейная дорога между Москвой и Петербургом по системе французского инженера Трезаге. Наряду с Московским появляются шоссе в западных губерниях страны, а также Петербургско-Ковенское, Московско-Нижегородское. Тульское, Смоленское, Рязанское, Ярославской и др. В начале 1830-х годах завершился очередной этап строительства Военно-Грузинской дороги.

В 1860-1870-е годы шоссейные дороги потеряли значение главных путей и рассматривались как второстепенные, предпочтение отдавалось железным дорогам.

Позже в 1885-1890 годах усилиями Военного министерства были построены шоссейные дороги Петербург-Псков-Варшава, Москва – Брест – Варшава и некоторые др. Крупное по масштабам и государственной важности строительство в конце XIX – начале XX вв. проводилось в Крыму: были построены шоссе Ялта-Бахчисарай, Симферополь – Феодосия, Севастополь – Алушта. Продолжалось строительство Южно-бережного шоссе. Эти трассы проектировались по особо утвержденным заданиям, так как они проходили в очень трудных топографических условиях.

В 1920-е годы основным типом дорог в стране оставались грунтовые. Их улучшали методом профилирования и применением различных добавок: глины и песка, шлаков и гравия, жерствы и торфа, жидкого стелка и дефекационной грязи. В 1927 году в Ленинградской области на тракте Псков-Шимск проведен опыт улучшения грунтовой дороги органическими вяжущими материалами (полугудроном и гудроном). В это же время на Волоколамском шоссе дорожники уложили первые 80 м асфальтобетонного покрытия. Вскоре асфальтобетонные, бетонные и железобетонные участки появились под Ленинградом, в Баку, Ялте и Туапсе. Однако первые асфальтовые покрытия возникли в России еще в 1866 г, раньше, чем в Лондоне. В 1869 году было организовано «Товарищество по производству асфальтовых дорог». Но из-за недостаточности средств и квалифицированных кадров это начинание не получило тогда развитие.

В советское время за период с 1922 по 1928 год построено и перестроено 3,8 тыс. км дорог, однако почти половина из них - грунтовые. Развернулось строительство больших трактов Чуйского, Кяхтинского, Усинского, Тункинского, Амуро-Якутской магистрали, дан старт созданию Черноморского шоссе. К концу 1932 года действовали уже 5822 автомобильные линии протяженностью 35 тыс. км. В 1930-х годах широко развернулось строительство усовершенствованных дорог. Были построены асфальтированные подъезды к Москве, Ленинграду и др. крупным городам, начались работы по созданию крупнейшей в стране автомагистрали Москва - Минск. Полтора года шли изыскания и ее первоначальное проектирование. На почти 700-километровом протяжении она должна была в 13 местах пересечь железнодорожные линии, пройти через 115 рек и речушек. Предстояло соорудить 627 транспортных развязок и 9 путепроводов. В числе техники имелось только два с половиной десятка устаревших тракторов и три экскаватора. Потом - в апреле 1937 года - сюда направили 70 машин, но основной объем работы выполнен силами людей – 105 тыс. человек фактически вручную построили магистраль к концу 1938 г.

На начало 1941 года в РСФСР 67,8 тыс. км дорожной сети или 7,8% от общей протяженности имели твердые покрытия.

Дорожное строительство не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Были организованы дорожные войска, которые проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием, восстановили и построили более 1 тыс. км мостов. При этом в ходе войны было разрушено и повреждено порядка 13,8 тыс. км дорог, которые до 1948 г. затем были восстановлены. В послевоенный период (1946 - 1958 годы) дорожная сеть с твердым покрытием была доведена до 106,2 тыс. км. За эти годы построены и реконструированы крупные автомобильные магистрали, создавшие основу для развития дорожной инфраструктуры страны: Москва-Ленинград, Москва-Симферополь, Москва-Куйбышев, Харьков-Ростов, Ростов-Орджоникидзе, Ленинград-Таллин, Ярославль-Вологда и др. Кроме того, были реконструированы подъезды к крупным городам – Москве, Ленинграду и др.

К 1970 году доля дорог с твердым покрытием выросла до 36,6%, а к 1980 – до 64%. К этому времени на карте России появились новые магистральные дороги Москва – Волгоград – Астрахань, Вологда – Ленинград, Москва – Брянск – Киев, Куйбышев – Челябинск – Курган, Иркутск – Улан-Удэ – Чита и многие др. Построены большие капитальные мосты, в том числе через реки Днепр, Дон, Волгу, Неву, Обь, Енисей, первый автодорожный мост через Амур. К концу 1990 года протяженность дорожной сети общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 36 тыс. км и составила 87,8%, из них усовершенствованные покрытия составили 63,5%. В начале 1990-х дорожное хозяйство претерпевает радикальные структурные изменения, в управлении во взаимосвязи с изменениями классификации дорог как объектов собственности.

Постановлением Правительства РСФСР с конца 1991 года введено понятие федеральных дорог, утверждены их перечни. В их числе 21 «магистральная» и 47 «прочих федеральных дорог».

Государственное управление дорожным хозяйством возложили на Министерство транспорта России. Для осуществления управленческих функций в его составе был образован Федеральный дорожный департамент, а с 1996 года Федеральная автомобильно-дорожная служба России, в управление которой отданы 40 тыс. км основных автомагистралей, оставленных в федеральной собственности. Остальная часть дорожной сети передана в ведение субъектов Федерации.

Учитывая важность автомобильных дорог в развитии экономики страны, в 1994 году Правительством РФ утверждена программа совершенствования и развития автомобильных дорог на 1995-2000 гг. «Дороги России». Дальнейшее развитие отрасли связано с программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010). С 2004 года она реализуется при участии Федерального дорожного агентства (Росавтодор), образованного для оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог.

В 2008 году появляется Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. На решение заложенных в ней задач направлена Федеральная целевая, а далее государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на период до 2021 года, где «дорожному хозяйству» отведена отдельная подпрограмма. В числе главных направлений - увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям; развитие сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог общего пользования федерального значения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения.

Большой объем работ проведен в период с 2013 по 2017 годы. За пять лет после строительства и реконструкции введено в эксплуатацию почти 1,9 тыс. км федеральных дорог, Росавтодором отремонтировано (в том числе капитально) свыше 44,5 тыс. км дорожной сети. За 2017 год объем работ составил 8,9 тыс. км. В числе значимых проектов - капитальный ремонт девятикилометрового участка автодороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Королевством Норвегия (подъезд к г. Петрозаводску). Капитально отремонтированы участки протяженностью 13 км трассы М-10 «Россия», протяженностью 7 км автодороги А-108 «Московское большое кольцо», 14 км трассы А-134 «Подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Воронежу». Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в интервью одному из российских телеканалов в ноябре 2017 года отметил:

В год мы ремонтируем примерно 9 тыс. км федеральных автомобильных дорог. Это тот недоремонт, который накопился за долгие годы. В новой истории никогда такого показателя по федеральным автомобильным дорогам не было.

В 2017 году были построены и реконструированы более 200 км дорог, причем каждый десятый километр введен в эксплуатацию раньше намеченных сроков. В 2017 году завершено строительство транспортных развязок на автодорогах М-7 «Волга» в Московской области (на км 18, км 21 и км 22) и М-10 «Россия» в Тверской области (на 198 км). Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, подводя итоги 2017 года в преддверии «Транспортной недели», отметил:

Бюджетные возможности и профессионализм федеральных дорожников и подрядных организаций позволяют успешно реализовывать крупнейшие проекты. Ярким событием стало открытие после реконструкции одного из ключевых для страны объектов – участка федеральной трассы Р-23 «Псков» под Санкт-Петербургом. Значительно раньше был введен в эксплуатацию 15-километровый участок федеральной автодороги А-121 «Сортавала» в районе Карельского перешейка, связавший жемчужину карельского перешейка – озеро Вуокса – современной и безопасной трассой с системой Санкт-Петербургского транспортного узла. Еще один значимый объект – 52-километровый подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга от федеральной трассы А-180 «Нарва».

В последние годы ведется активное внедрение инновационных решений в дорожное хозяйство для повышения эффективности дорожных работ, создания усовершенствованных типов покрытия, увеличения межремонтного срока эксплуатации автодорог. Благодаря комплексу мероприятий, направленных на повышение безопасности движения на федеральных трассах аварийность на них с 2013 года снизилась на 12%.

За 2017 год количество аварий на федеральных трассах удалось сократить на 1,2 %. Это удалось достичь благодаря мероприятиям на 78 объектах, в том числе установке барьерных, разделительных ограждений, линий искусственного освещения, строительству надземных переходов.

Мероприятие Количество Протяжённость, км
Устройство Искусственное электроосвещение 54 объекта 387,38
Пешеходные переходы в разных уровнях 20 объектов
Итого 74 объекта
Установка Осевое барьерное ограждение 44,42
Разделительное тросовое ограждение 26
Разделительное металлическое ограждение 180
Общая протяженность установленных ограждений 250,2
Дорожные знаки 1365 шт.
Шумозащитный экран 1 шт.
Строительство площадки отдыха 1 шт.

В 2017 году проведено устройство 20 пешеходных переходов в разных уровнях, а также искусственного электроосвещения на 54 объектах - протяженность новых линий составила 387,38 км. Кроме того, установлено 44,42 км осевого барьерного, 26 км тросового и 180 км металлического разделительного ограждений, 1 365 дорожных знаков, построена площадка отдыха.

К концу 2017 года федеральная дорожная сеть насчитывает 120 дорог общей протяженностью более 53 тыс. км. По итогам дорожного сезона 2017 года Федеральному дорожному агентству удалось довести долю протяженности подведомственных федеральных трасс в нормативном состоянии до 77,9%. По итогам 2019 года планируется увеличить этот показатель до 85%.

В современном обществе по состоянию дорог в стране можно определить ее экономический уровень развития. К сожалению, в России в этом смысле еще не все хорошо, но главное, что работы по устранению бездорожья, пусть и медленно, но ведутся.

В список федеральных трасс России 2015 входят дороги, соединяющие столицу с соседними государствами и регионами страны.

Разделение дорог по классам

В зависимости от того, что соединяют между собой дороги, они бывают либо федерального, либо общего пользования. Федеральными считаются:

  • Трассы, проложенные между административными центрами (обозначаются литерой Р).
  • Дороги, соединяющие между собой федеральные трассы (имеют значок А).
  • Подъезды, ведущие к крупным транспортным соединениям и объектам федерального значения.

В последнем издании перечня дорог все трассы, идущие от Москвы в любом направлении, именуются литерой «М». Что касается трасс, входящих в состав международных транспортных сетей, то те, что расположены на европейской части, получили обозначение Е, а на азиатской - АН.

Кроме литеры, указывается номер дороги, который всегда ставится после буквенного обозначения. Список федеральных трасс России 2015 включает все Например, только в направлении от Москвы насчитывается более 20 автобанов, 10 из которых ведут к границам таких государств, как Украина, Латвия, Эстония, Белоруссия, Финляндия, Азербайджан и Монголия.

Все дороги федерального значения обслуживаются, строятся и ремонтируются из бюджета либо федерации, либо физических или юридических лиц, с которыми подписано соответствующее соглашение.

Дорога М1

Именуемая в реестре дорог России как «Беларусь», тянется от Москвы до границы с этой страной. Кроме того, что эта дорога объединяет два соседних государства, она является частью международной европейской трассы Е 30 и азиатского пути под номером АН 6.

Водители, проезжающие по этому пути, пересекают Московскую область, не доезжая до Одинцово 4 км, затем, мимо Кубинки и Можайска, попадают в Смоленскую область. Проезд осуществляется недалеко от таких городов, как Гагарин, Вязьма, Сафоново, Ярцево, и по объездной дороге возле Смоленска прямо к границе Беларуси.

Хорошо оборудована для безопасного и комфортного путешествия. Дорожное покрытие высшего качества, а 4 полосы позволяют водителям выбирать, с какой скоростью ехать. Отдохнуть, привести в порядок автомобиль и себя, заправиться или купить продукты можно в расположенных на трассе АЗС, мотелях и кафе.

Объекты, предоставляющие питание, располагаются приблизительно через каждые 45 км. Среди других дорог федерального значения эта трасса лидирует по качеству дорожного покрытия, а достойный отдых можно получить в отелях, расположенных в непосредственной близости от центра Смоленска.

В них можно не просто принять душ и выспаться, но и с пользой провести время в сауне или бассейне или поесть в ресторане домашней еды, как, например, в отеле «Усадьба», гостиницах «Колесо», «Чаплин» и другие.

Во время следования по трассе М1 можно посетить такие достопримечательности, как древнерусский город Можайск, часовню имени иконы Божьей матери, расположенную у целебного источника, памятник воинам, погибшим в Отечественную войну 1812 г. Города Вязьма и Смоленск с их храмами и памятниками русского зодчества сами по себе являются исторической достопримечательностью.

Протяженность этой трассы составляет почти 450 км.

Трасса М 11

Ранее дорога М11 именовалась Таллиннское шоссе. Теперь новое название трассы - «Нарва» из Санкт-Петербурга через Ивангород, до имеет обозначение А 180.

Она является частью европейского пути Е20, по которому россияне привыкли совершать поездки на уикенд в Эстонию. Протяженность дороги составляет 142 км, и проходит она в живописной лесистой местности. На пути путешественников встречаются 2 водные преграды в виде Нарвы и Луга, через которые перекинуты мосты с грузоподъемностью от 60 до 80 тонн.

Опасным считается поворот на 57 км пути, который стал причиной многих аварий. К сожалению, эта дорога имеет участки с плохим асфальтовым покрытием, что следует учесть при поездке по ней ночью или в туманные дни.

Трасса пересекает Кингисепп (объезд в 3 км от города) и Ивангород.

Дорога М11 является автострадой между Москвой и Санкт-Петербургом. Спорным вопросом на этом пути является платный участок до Солнечногорска. Из-за слишком высоких тарифов, которые могут зависеть не только от самого транспортного средства, но и от времени суток, она практически пустая.

Решение построить качественную платную дорогу, чтобы разгрузить вечные пробки на ленинградском направлении, потерпели провал, так как поездка в 1000 р. без учета расхода топлива не по карману 90% автомобилистов. Дороговизна, плохой сервис и отсутствие качественного освещения сделали эту трассу невостребованной.

В конце 2015 г. встал вопрос о том, что тарифы на дороге М11 незаконно завышены. Это дает надежду на то, что будет найдено оптимальное решение, и суммы будут пересмотрены. В этом случае водители уйдут с бесплатной дороги с постоянными пробками, но случится это после того, как путь будет полностью освещен, а бензозаправки и кафе начнут работать.

Трасса «Дон»

В список федеральных трасс России 2015 входит немало путей протяженностью более 1000 км. М4 - одна из них. Она берет начало на улице Липецкой в столице и тянется почти 1544 км до Новороссийска.

История дороги началась еще в середине 20 века, но свое имя («Дон») она обрела только в 1991 году, после распада Советского Союза.

Сегодня она проходит через:

  • Московскую область, и до Видного имеет 8 полос, тогда как после него до 71 км дорога М4 «Дон» сужается до 6 полос (до Сайгатова). Следующий участок - до 110 км - имеет 4 разделения.
  • В Тульской области трасса имеет 4 полосы, которые были отремонтированы на всем протяжении до Ефремова и Богородицка. Между этими двумя населенными пунктами дорога в плохом состоянии, но платный объездной путь дает водителям возможность выбора: или заплатить за комфорт, или «убивать» автомобиль на бесплатном участке.
  • В Липецкой области 4-полосная дорога высокого качества, с двумя платными участками - это объезд городов Елец, Яркин, Задонск и Хлевный.
  • На всем пути по Воронежской области трасса М4 «Дон» имеет качество асфальтового покрытия среднего или низкого уровня. Из 4 полос рабочими являются только две в связи с проведением ремонтных работ. Часть дороги стала платной - это объездная дорога Воронежа и с 544 по 633 км.
  • Через Ростовскую область до Каменска-Шахтинска проходит 4-полосная дорога хорошего качества. Далее следует участок со сплошной двойной полосой, который имеет категорию повышенного риска. Мост через Дон был заново отремонтирован в июле 2015 г. Между сторонами дороги есть либо линии безопасности, либо разделители. От Батайского поста до въезда в Краснодарский край состояние покрытия отличное, но это самый опасный участок пути, так как отсутствуют разделители. На сегодняшний день здесь ведутся работы по расширению трассы и установке разделительного ограждения.
  • Путь по Краснодарскому краю осложняется опасными участками трассы, где ведутся строительные работы. Следует быть осторожным после проезда станицы Березанской, так как на этом участке встречаются резкие повороты для объезда автодорожной техники при наличии только по 1 действующей полосы с каждой стороны.
  • На территории Адыгейской республики качество трассы «Дон» отличное, без опасных участков.
  • От Саратовской станицы Краснодарской области и до Новороссийска много опасных участков, связанных с ведением дорожных работ.

На всем протяжении трассы хорошо развит обслуживающий сервис, но в летний период места в гостиницах и мотелях следует бронировать заранее. Проблем пополнить запасы топлива и еды не бывает из-за многочисленных АЗС и мини-маркетов возле них, а также кафе и пунктов быстрого питания.

Трасса «Урал»

Среди дорог, входящих в список федеральных трасс России 2015, самой загруженной крупногабаритными грузовыми автомобилями считается «Урал». Так как эта дорога протяженностью в 1879 км составляет часть европейского маршрута Е 30 и азиатского АН6 и пролегает через промышленные регионы страны, на ней регистрируется самый плотный автомобильный поток.

Впервые маршрут от Москвы до Рязани был открыт еще в 1930-е, когда автомобилестроение только начинало свое развитие в СССР. В 1947 г. его протянули до Куйбышева, а в 1965-м было открыто движение до Челябинска.

Большая часть трассы М5 «Урал» имеет по одной полосе, лишь до поселка Добрый Сот по 2 и более полосы с каждой стороны. В начале 2000-х было введено несколько скоростных участков, например между Городищем и Нижней Елюзанью, между Тольятти и Красным Яром и другие.

Дорога федерального значения «Урал» проходит через такие области:

  • В Московской она захватывает Люберцы, объезжает Бронницы и Коломну, пересекает и Оку. Качество покрытия отличное.
  • Следующая - Рязанская область, по которой дорога объезжает Рязань, проходит мимо Рыбного, Шилово и Шацка (его можно объехать по новому объездному пути). На пути у водителей встречаются мосты через Проню и Цну, а также построенные недавно путепроводы через железнодорожные ветки, на которых раньше стояли шлагбаумы, собиравшие очередь из машин на много километров.
  • Следующий этап пути - Мордовия. Единственным недостатком дороги является ее малая ширина.
  • В Пензенской области дорога захватывает населенные пункты Мокшан, Рамзай и «кусочек» Пензы.
  • Следующая часть пути - это Ульяновская и Самарская области, где автобан пересекает Жигулевск, после чего поворачивает в сторону Оренбургской области и Татарстана.
  • В восточном направлении трасса М5 «Урал» проезжает Башкортостан, где ей на пути встречаются две реки - Дема и Белая.
  • Дальнейшее продвижение пути идет по Челябинской области и заканчивается в одноименном городе.

Если путешествовать от Москвы до конечного пункта трассы, то пассажиров ожидает смена местности от лесистой равнины до горной части, самая высокая точка которой составляет 830 м, - это перевал Уреньга. В зимний период он часто закрыт из-за снежных заносов.

На сегодняшний день трасса продолжает развиваться, ее постоянно обновляют, например, в 2013 г. состоялось открытие нового моста через речку Белая. Самым опасным участком трассы «Урал» считается путь недалеко от населенных пунктов Сима и Усть-Катава, на которых, по данным госавтоинспекции, ежегодно погибает до 50 человек.

Дорога М13

Федеральная трасса М13 является связующей между Брянском, его областью, Гомелем и Брестом. Ее протяженность - всего 221 км, а новое обозначение - А240.

Эта дорога проходит через живописную холмистую местность, покрытую лесами, и имеет крутые подъемы и спуски, опасные повороты и участки с ограничением видимости. Дорога оснащена всем необходимым, чтобы даже при столь короткой ее протяженности у автомобилистов путь был комфортным.

По пути водители встретят 5 заправочных станций, 3 кемпинга, 3 СТО, 2 пункта скорой помощи и 5 постов ГАИ (10, 77, 130, 164 и 193 км).

Свое начало дорога берет в Брянске, а после пересечения белорусской границы направляется на Гомель. По пути путешественники могут ознакомиться с такими достопримечательностями:

  • Дом музей А. К. Толстого в Красном Роге, где он родился и был похоронен.
  • В городе Погар можно посетить знаменитую табачную фабрику, где делают сигары.
  • Ознакомиться с продукцией из кожи можно на кожевенной фабрике в маленьком городке Клинцы.

Дорога М13 имеет качественное на всем протяжении пути.

Трассы М 10 и М 9

Дорога федерального уровня, берущая свое начало в Москве и известная сегодня как трасса М10 «Россия», имеет продолжение под названием «Скандинавия».

К «российской» части пути относится дорога, соединяющая Москву с Тверью, Великим Новгородом и Санкт-Петербургом. Часть «Скандинавии» начинается от Петербурга до Выборга и финской границы.

Это одна из самых старых дорог России, построенная по указу Петра 1 для соединения Москвы с новой столицей единым трактом, оснащенным пунктами по смене лошадей (ямы), где можно было переночевать, поесть или переждать непогоду.

Еще одним плюсом строительства старой дороги было ее положительное влияние на развитие экономики городов, через которые она проходила. Так как и на сегодняшний день трасса пролегает через 65 городов и поселков, то ее не назовешь скоростной из-за действующих ограничений скорости в пределах населенного пункта.

Трасса М10 «Скандинавия» идет на Выборг, к границе с Финляндией. По всему маршруту от Москвы расположены многочисленные мотели, стоимость проживания в которых за сутки колеблется от 600 до 1700 р. Также нет недостатка в АЗС и станциях обслуживания.

Самыми опасными участками на этой трассе являются места, где нет разделителей, а необорудованная обочина опасна, особенно в гололед или дождь.

Трасса М9 «Балтия» берет свое начало от Москвы, идет к Волоколамску и далее до границы с Латвией. Являясь частью международного маршрута Е22, она сильно загружена грузовыми машинами, едущими из Европы в Латвию.

По пути водители пересекают такие реки, как Истра, Вазуза, Межа, и другие. Отличное качество покрытия прослеживается на всем 610-километровом пути. За исключением небольшой части дороги в Тверской области, весь маршрут считается безопасным, позволяющим развивать скорость до 140-150 км/час.

Путь трассы «Балтия» проходит через Московскую, Тверскую и Псковскую области. В 2007 и 2015 гг. дорога проходила реконструкцию, и ремонтные работы продолжатся дальше.

Трассы М6, М7 и М8

Федеральная трасса М6 «Каспий» имеет протяженность в 1831 км и является частью европейского (Е119) и азиатского (АН8) маршрутов от Москвы через Тамбов и Волгоград до Астрахани. Обозначение с литерой «М» будет действительным до 31.12.2017 г., после чего ее переименуют в дорогу федерального значения Р22, объединившую несколько административных центров Росси.

Когда-то, на заре зарождения государства Российского, в этом же направлении был важнейший для экономического и торгового роста страны Ногайский шлях.

Строительство современной трассы «Каспий» началось еще в далеком 1952 г. с двухстороннего полотна с твердым покрытием второй категории. На участке от столицы до Каширы были оборудованы 4 полосы. Сама стройка велась поэтапно. Первой была сдана дорога от Москвы до Тамбова, затем строилась часть до Волгограда.

После того как распался Советский Союз, к этой трассе была присоединена дорога от Волгограда до Астрахани, присвоен номер М6 и название «Каспий».

Часть трассы имеет двойную сплошную полосу, что сильно тормозит движение, особенно осенью. Из-за большого потока грузовых автомобилей, которые норовят обогнать нетерпеливые водители легковых машин, в этот период часто случаются «лобовые» столкновения.

Особенностью этой трассы является полное отсутствие проезда через населенные пункты.

Трасса М7 «Волга» протянулась от Москвы через Владимир, Нижний Новгород и Казань до Уфы на 1342 км. Дорога пересекает Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, а также Чувашию, Татарстан и Башкортостан.

На состояние дороги очень влияет повышенная влажность мещерских болот, мимо которых она проходит. Эту трассу, наоборот, отличает большое число светофоров в многочисленных населенных пунктах, через которые она проложена. В настоящее время на различных участках дороги ведутся восстановительные и строительные работы, поэтому следует быть начеку из-за двух узких полос и небольшой обочины, где трудно совершать маневры.

Трасса федерального значения М8 «Холмогоры» соединяет Москву, и Архангельск. Протяженность дороги составляет 1271 км, которые открывают путешественникам больше достопримечательностей, чем любой другой путь.

Трасса «Холмогоры» проложена через Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую и Архангельские области, где каждый из встречающихся на пути населенных пунктов является объектом архитектурной и исторической достопримечательности.

В целом состояние трассы хорошее, но существует загруженность из-за интенсивного движения. Слабым звеном является дорога на участке от Вельска до Архангельска.

Трассы М2 и М3

Всем, кто едет отдыхать летом к морю, хорошо знакома трасса М2 «Крым». По пути от Москвы путешественники проезжают Тулу, Орел, Курск и Белгород. Далее следует государственная граница Украины, после которой дорога значится как М20 до города Харькова и М18 дальше, через Запорожье и Симферополь до Ялты.

Впервые трасса «Крым» была введена в 1950-м и тянется на 720 км, хотя ее история уходит глубоко в века. Некогда это был знаменитый Крымский шлях, а путь от столицы до Харькова был построен в середине 19 века.

Большие строительные работы на всем протяжении трассы велись с конца 70-х и до конца 80-х годов прошлого века. После распада СССР и разделения дороги на 2 участка в соседних государствах поток туристов снизился и ее значение уменьшилось. Качественное дорожное покрытие и хороший сервис по пути, оставляют о путешествии по ней хорошее впечатление даже в летний загруженный период.

Трасса М3 «Украина» ведет от Москвы через Калугу и Брянск до границы с Украиной. Протяженность пути - 500 км, сдана в эксплуатацию в 1976 г.

Для этой дороги указано ограничение скорости до 90 км/час, кроме участков, когда она проходит через населенные пункты. В планах по улучшению российских дорог эта трасса внесена для полной реконструкции, а участок с 37 по 173 км станет платным.

Дорога во многих местах, например от Обнинска до Брянска, в плачевном состоянии, поэтому следует быть осторожнее. По пути встречается немало водных преград (Нара, Угра, Ока, Снежеть и др.), через которые проложены мосты с грузоподъемностью от 60 до 80 тонн.

На всем протяжении, от Калуги и вплоть до государственной границы, много опасных участков.

Трасса М18

Трасса М18 будет иметь это обозначение до 01.01.2018, после чего дорогу общего пользования, входящую в список федеральных трасс России, переименуют в Р21 «Кола».

Она берет свое начало в Санкт-Петербурге, следует через Петрозаводск, Мурманск, Печенегу, Борисоглебский до границы с Норвегией. Протяженность пути составляет почти 1592 км. Являясь связующим звеном между Ленинградской областью, Карелией и Мурманском, эта трасса проходит через живописные места русского Севера.

Дорога идет мимо городов с самобытной историей и достойных внимания достопримечательностей. Не все участки пути можно назвать идеально гладкими, встречается и бездорожье, но общее впечатление о трассе «Кола» хорошее благодаря местности, через которую она проложена.

На всем пути следования оборудованы АЗС, СТО и многочисленные мотели, предлагающие путникам не только качественный отдых, но и досуг. Также нет дефицита в пунктах быстрого питания, кафе и магазинах, где можно пополнить свои запасы еды и воды.

Loading...Loading...