Равноапостольный князь владимир великий. Величание равноапостольному князю Владимиру Святому

Озвучте свое мнение!

Владимир Святославович – князь изменивший историю Украины-Руси

Древнерусский князь Владимир Святославович (948-1015 гг.), крещенный Василием, в былинах именуемый Красным Солнышком, вошел в украинскую историю под именем Святой или Великий. За свои колоссальные заслуги перед православной церковью этот неординарный правитель, рожденный язычником, после своей смерти был канонизирован. В истории всех восточнославянских народов трудно найти более значимую личность, чем великий князь Владимир, который своей железной волей сумел превратить огромную территорию в могучую страну, а разрозненные полудикие славянские, тюркские и финно-угорские племена – в единую политическую общность.

1. Князь Владимир действительно по происхождению был украинцем. Он был первым из Рюриковичей, в чьих жилах текла кровь племени полян. Его мать, ключница Малуша, происходила из киевской знати, а дядя Добрыня был киевским боярином. Все прежние князья имели скандинавское происхождение (Аскольд, Олег, Игорь, Святослав), а братья Владимира Ярополк и Олег по материнской линии были венграми. Так что, получается, что первым украинцем на древнерусском троне стал как раз князь Владимир.

2. Несмотря на то что Владимир пришел завоевывать престол из Великого Новгорода, он сделал Киев своей столицей. И именно в годы его правления Киев стал считаться настоящим стольным градом. При Владимире город стал больше в несколько раз, в нем многократно увеличилось количество жителей и приезжих из других стран и земель.

3. Именно князь Владимир присоединил к Киевской Руси современные западноукраинские земли – Волынь и Галичину. Построенный им город Владимир-Волынский – один из многочисленных памятников могущества древнерусского князя.

4. Князь Владимир стал первым, кто всерьез задумался об укреплении восточной границы своего государства, начав строить на кордоне со степью сложную сеть оборонных сооружений, получившую название Змеевые валы. Он пригласил в пределы своей державы кочевое племя черных клобуков, которое взяло на себя обязанности охраны южных рубежей Руси.

5. Владимир Святославович создал на Руси настоящее централизованное феодальное государство, раздав своим дружинникам земли в разных концах страны. Именно с них начался процесс зарождения дворянского военного сословия, на много сотен лет ставшего опорой государственной власти.

6. Князь Владимир еще провел и денежную реформу, начав чеканить собственную монету – златники и сребреники. Таким образом, Русь все более становилась независимой, в том числе и в финансовой сфере, от соседних могущественных государств.

7. И, наконец, именно Владимир выбрал своим (а также государственным) гербом известный всем трезубец, который запечатлен на его монетах. Современный герб независимой Украины идентичен владимировскому.

Главный подвиг князя Владимира Святославовича.

Без сомнения, главным подвигом князя Владимира стало принятие христианства с последующим крещением всей Руси. Это судьбоносное событие не только определило дальнейшую историю нашей страны, но и означало цивилизационный выбор, который был сделан в пользу европейской, западной культуры. Русь до Владимира и после него – это, по сути, две разные страны. Приняв под свою руку державу, считавшуюся варварской как на Востоке, так и на Западе, киевский князь передал своим сыновьям самую большую христианскую страну Европы. Однако для этого древнерусскому монарху пришлось пройти долгий и непростой путь.

Владимир считался незаконным сыном князя Святослава, его матерью была жившая при княжеском дворе ключница Малуша. В 969 году отец перед уходом в очередной болгарский поход разделил земли между сыновьями: старшему, Ярополку, оставил Киев, младшему, Олегу, – древлянскую столицу Овруч. Незаконнорожденному Владимиру достался далекий Новгород, куда он и отправился вместе с матерью и родным дядей Добрыней. Князь Святослав из последнего похода уже не вернулся, и страна осталась в распоряжении трех братьев. Какое-то время они жили мирно, но в 975 году Ярополк киевский поссорился с младшим братом Олегом. Через два года между ними началась настоящая война, в ходе которой овручский князь при загадочных обстоятельствах погиб. Ярополк захватил его земли, а когда Владимир, испугавшись перспективы быть убитым, сбежал за море, то и Новгородская земля перешла в подчинение старшему брату. Таким образом, Ярополк стал единоличным правителем Руси.

Через пять лет Владимир вернулся с большим варяжским войском и, вступив в Новгород, сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». После этого Владимир осадил Киев и, выманив Ярополка на переговоры, подло убил его. С этих пор стал Владимир единолично княжить во всей Руси.

После смерти христианина Ярополка его брат-язычник приказал установить на холме возле княжеского терема идола Перуна с серебряной головой и золотым усами, идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Жители города ходили туда поклоняться этим богам, приносили им жертвы. Отвоевав у поляков волынские и галицкие земли, киевский князь приказал разрушать возведенные там христианские храмы и создавать на их месте языческие капища. Владимир продолжал жить жизнью язычника: у него было пять официальных жен (среди них вдова Ярополка) и 800 наложниц (300 – в Вышгороде, 300 – в Белгороде и 200 – в селе Берестове).

В 986 году князь неожиданно для всех вдруг заинтересовался иными религиями: он пригласил к себе во дворец проповедников христианства, мусульманства и иудаизма. Поговорив с последними, он приказал выгнать их, а грек-христианин сумел его по-настоящему заинтересовать. Он показал Владимиру картину Страшного суда, где слева были изображены грешники, с плачем идущие прямиком в ад, а справа – праведники, которые радостно направляются в рай. «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева», – сказал с печалью киевский князь. «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», – ответил священник. Но Владимир пока не готов был принять решение, сказав только: «Подожду еще немного».

На следующий год послал князь своих людей к немцам, волжским болгарам, хазарам и грекам посмотреть на их храмы и религиозные церемонии. Вернувшись домой, они рассказали Владимиру об увиденном, при этом раскритиковали все верования, но восхищались лишь византийским христианством: «Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». И бояре стали советовать Владимиру обратиться в новую веру: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшая из всех людей».

Владимир уже всерьез задумался о крещении, но из-за войны с византийцами вынужден был отложить это важное дело. Осаждая греческую колонию в Крыму – город Корсунь (Херсонес), князь дал обет, что примет христианство, если сумеет взять эту крепость. Когда же с помощью перебежчика он захватил Корсунь, то потребовал от византийских императоров Василия и Константина отдать ему в жены их сестру Анну. И те отвечали ему: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников: если крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь». Владимир же сказал, что и сам давно уже готов к крещению. Перед обрядом крещения русский князь вдруг начал стремительно слепнуть и лишь в церкви во время церемонии он избавился от этого недуга. Все произошедшее суеверный Владимир воспринял не иначе, как знамения, подтверждающие правильность его выбора.

Крестившись в храме древнего Херсонеса, вернулся киевский князь в свою столицу вместе с молодой женой, священниками и дружиною (его воины вслед за предводителем также приняли христианскую веру). В Киеве Владимир первым делом велел опрокинуть идолов, порубить их и сжечь. Главного же из них, Перуна, было приказано привязать к хвосту коня и волочить к Днепру, а потом кинуть в воду. А к изумленным горожанам князь в привычном для себя стиле обратился с неприкрытой угрозой: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг!». На следующее утро тысячи киевлян пришли к Днепру, и там христианские священники крестили их. С этого и началось долгое и кровавое крещение Руси, которое огнем и мечем проводилось в течение последующих двухсот лет. В ходе кровавого насаждения христианства погибли тысячи русичей, не желавших отказываться от веры предков.

Десятки тысяч вынуждены были бежать с насиженных земель, отправляясь в дремучие северные и северо-восточные леса – подальше от владимировых миссионеров. В Новгороде же против христиан было поднято очень крупное восстание, жестоко подавленное дядей киевского князя Добрыней.

Приняв крещение, князь Владимир стал другим человеком: теперь он больше стал беспокоиться о созидании, нежели о разрушении. Сказал он как-то: «Нехорошо, что мало городов около Киева!», и города начали строиться и активно заселяться. По приказу князя на десятую часть его капиталов была возведена в столице церковь Пресвятой Богородицы, названная Десятинною. Щедростью своею желал Владимир превзойти библейского царя Соломона, каждое воскресенье закатывая «пир на весь мир». Столы выставлялись просто на улице, где каждый желающий мог отведать княжеских угощений, а дружинники Владимира в знак особого к ним уважения ели из серебряной посуды. По Киеву ездили возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, медом и всякой другой пищей, и возницы кричали: «Нет ли где больного и нищего, который не может сам идти к князю во двор?». Одно время Владимир даже хотел отказаться от смертной казни в стране, говоря: «Боюсь греха!».

В 1115 году, когда княжеский сын Ярослав, правивший в Новгороде, отказался прислать отцу положенную дань, Владимир стал собирать поход против него, но внезапно заболел и вскорости умер. Другой его сын, Святополк, пытался скрыть факт смерти князя, но долго хранить тайну не удалось. Узнав про кончину своего покровителя, горько плакали киевляне, а мраморный гроб с телом крестителя Руси был ими поставлен в Десятинной церкви, где и находился вплоть до монгольского нашествия.

Биография князя Владимира.

947 г. – предположительная дата рождения будущего князя Владимира Святославовича.

969 г. – двадцатилетнего княжича Святослав отправляет править от его имени в Новгород. Новгородцы охотно принимают молодого наследника престола, согласно одной из версий, они сами позвали его управлять собственным городом.

972-980 гг. – Владимир ведет междоусобную борьбу с братом Ярополком, в которой побеждает. Однако перед тем ему пришлось на несколько лет покинуть родину, уехав в Скандинавию, где он набрал большое войско.

981 г. – Владимир покоряет червенские города (Галичину).

981-982 гг. – Владимир как Великий князь Киевский покоряет племена вятичей.

983 г. – предпринимает поход на литовское племя ятвягов.

984 г. – совершает поход на радимичей.

987, 994, 997 гг. – совершает походы против волжских булгар.

987 г. – помогает византийскому императору Василию ІІ в его борьбе с самозванцем Вардой Фокой.

988 г. – идет походом на Крым и захватывает Херсонес (Корсунь). Там же принимает крещение.

992-1015 гг. – постоянно воюет с племенем печенегов, которые совершают регулярные набеги на Русь.

1015 г. – умирает в городе Киеве.

  • Свою жену, полоцкую княжну Рогнеду (? - ок. 1000), князь Владимир захватил силой во время войны с ее отцом. Самого полоцкого князя Рогволода и его сыновей он приказал убить на глазах у Рогнеды. Конфликт возник из-за отказа княжны выйти замуж за сына рабыни, поскольку Владимир был незаконнорожденным. Всю жизнь Рогнеда сохраняла ненависть к своему мужу.
  • Однажды ночью она подошла к спящему Владимиру и хотела ударить его мечом. Однако князь проснулся и перехватил ее руку. Разъяренный, он приказал Рогнеде готовиться к смерти. На следующий день Владимир пришел к жене, но дорогу ему преградил вооруженный мечом маленький сын Рогнеды Изяслав. Он сказал князю: «Отец, ты здесь не один!». А Рогнеда сказала: «Хоть ты и убьешь меня, но за меня есть кому отомстить». Владимир отступил и затем решил отпустить Рогнеду в родительскую вотчину, в Полоцк, где она долгое время княжила вместе с сыном.

    Убив же князя Ярополка и завладев Киевом, Владимир сделал своей женой вдову своего брата, прекрасную гречанку. Сын покойного, Святополк (впоследствии известный как Окаянный), был усыновлен Владимиром;

  • как уже было сказано, Владимир Святославович, прозванный в былинах Красным Солнышком, очень часто устраивал большие пиры в Киеве прямо на княжеском дворе. Туда приглашались дружинники, родовитые бояре, а часто и простые киевляне. При Владимире большие праздники в столице стали частым явлением: их устраивали в честь военных побед, новых христианских праздников и по многим другим поводам.
  • Наибольшую честь во время таких торжеств Владимир оказывал своим воинам. Они сидели около князя, за их здоровье всегда были первые тосты. Однажды дружинники начали роптать на своего господина, говоря: «Как же горька наша жизнь, едим мы у нашего князя деревянными ложками, а не серебряными». Тогда Владимир приказал немедленно изготовить серебряные ложки для всего войска, говоря: «Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиной найду и серебро, и золото, как нашли его дед мой и отец»;

  • после принятия христианства князь Владимир заметно изменился. Летопись отмечает, что его характер значительно смягчился. Как религиозный человек, князь много времени проводил в молитвах и в общении с духовными лицами. Однажды пришли к Владимиру епископы и сказали ему: «Разбойники умножились, почему не караешь их?». На что князь, воспринимавший христианство как религию милосердия, ответил: «Боюсь греха». Тогда христианские епископы ему объяснили: «Ты поставлен Богом в наказание злым, а добрым на помилование; ты должен наказывать разбойника, но только разобрав дело».
  • Послушался их Владимир и запретил по всей стране брать виру, то есть денежную компенсацию за убийство. А после того, как количество разбоев уменьшилось, хитрые епископы снова обратились к князю: «Рать наша сильная теперь, если вернется вира, то пусть пойдет на оружие и на коней». Владимир сказал им: «Пусть будет так», и снова вернулись на Русь традиционные древнеславянские законы, когда убийство чаще всего каралось просто штрафом;

  • согласно другой легенде, в 992 году, когда печенеги снова напали на Русь, войска Владимира вышли им навстречу. Получилось так, что русские воины стояли на одном берегу реки, печенеги - на другом, и никто не спешил перейти реку. В конце концов печенежский хан предложил решить дело единоборством: если победит русский боец - заключат мир на три года, а если печенег - будут три года воевать. В тот раз богатырь из киевской дружины одолел печенега, и кочевники бежали. Радость Владимира была столь велика, что он приказал заложить на этом месте город и назвал его Переяславлем (потому что русский воин перенял славу у печенежского).
  • Историческая память о князе Владимире.

    Владимир Великий был канонизирован Русской православной церковью. В его честь названы сотни храмов и монастырей.

    В честь киевского князя названы города Владимир-Волынский и Владимир (сейчас областной центр Российской Федерации).

    Памятники князю Владимиру поставлены в Киеве, Коростене, Владимире-Волынском, Ивано-Франковске, Севастополе, Владимире, Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Туле, Белгороде, Астрахани, Лондоне, Торонто, Брисбене, Гданьске, Буэнос-Айресе.

    Именем Владимира названы улицы в Киеве, Львове, Ривном и Днепропетровске. Карта Google:

    Изображение князя Владимира помещено на украинских деньгах номиналом одна гривна.

    В честь князя Владимира были выпущены многочисленные почтовые марки (в УНР, СССР, Украине, РФ).

    В 1782 и 1957 гг. были учреждены ордена в честь князя Владимира.

    Князь Владимир стал героем многочисленных художественных произведений, фильмов и даже мультфильмов.

    Князь Владимир в социальных сетях.

    В «Одноклассниках» найдено 12 тематических групп.

    Во «Вконтакте» найдено 2 группы.

    В Youtube по запросу «князь Володимир» – 5290 результатов.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Владимире Святославовиче?

    Для анализа популярности запроса «князь Володимир» используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого, можно сделать вывод: по состоянию на 25 апреля 2016 г. количество запросов за месяц составило 2 432, что видно на скрине.

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов «князь Володимир» зарегистрировано в ноябре 2016 г. – 5 473 запроса за месяц.

    Владимир Святославич вошел в историю как инициатор крещения Руси. Это событие во многом предопределило судьбу страны и оказало основополагающее влияние на ее культуру. Биографии князя, его грехам, ошибкам, а также политическим, дипломатическим и полководческим достижениям посвящена эта статья.

    Семья

    Отцом князя Владимира был прославленный полководец и на тот момент правитель Киева Святослав Игоревич. Последний был единственным сыном Игоря Рюриковича и княгини Ольги, которая первой среди русских правителей приняла христианство.

    Мать Владимира - Малуша - была ключницей и раздатчицей милостыни княгини Ольги. Она уступила притязаниям Святослава, женатого на угорской княжне Предславе и имевшего от нее двух сыновей - Ярополка и Олега.

    Ольга, разгневавшись на Малушу, зачавшую сына во грехе, отправила ее в село Будятино. Когда мальчику было 3-4 года, его, уже без матери, вернули в Киев. Там он находился под присмотром бабки Ольги, так как языческие законы принимали его как княжеского наследника. Кроме того, Владимира опекал его дядя по матери Добрыня, который был киевским воеводой.

    Распри между братьями

    Когда сыновья выросли, Святослав, который и ранее больше интересовался военными походами, чем делами в подвластных ему землях, раздал их сыновьям. В результате Ярополк получил Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир Святославич был отправлен наместником в Новгород.

    После гибели отца в 972 году в бою с печенегами его наследники стали полноправными властителями в своих княжествах. Однако мирной жизни вскоре пришел конец.

    По незначительной причине Олег убил соратника Ярополка. Тот пришел в ярость и по наущению варяжского воеводы Свенельда - отца заколотого воина - решил отобрать у брата древлянские земли. Состоялось сражение, в котором Олег был задавлен насмерть своими же отступающими дружинниками. Став правителем не только Киева, но и древлянских земель, Ярополк решил убрать с дороги и Владимира, тем более что всегда считал его сыном рабыни и ставил ниже себя.

    Бегство и возвращение

    Осознав грозящую ему опасность, Владимир Святославич отправился «за море», к варягам в Скандинавию. Так Ярополк стал единолично править Русью.

    Тем временем Владимир готовился к возвращению в свою вотчину. В 978 году он вместе с войском, в котором большинство составляли варяжские воины, смог отбить Новгород и двинулся завоевывать земли древлян. Местное население, горевавшее об убитом Олеге, с восторгом встретило нового князя.

    Сватовство

    Направляясь в Киев, князь Владимир Святославич посватался к полоцкой княжне Рогнеде. Девушка заявила, что не хочет быть женой сына рабыни, и высмеяла его при всем народе. Тогда оскорбленный Владимир осадил Полоцк. Разрушив город, князь изнасиловал несостоявшуюся невесту на глазах у родителей, а затем приказал их умертвить. Саму же Рогнеду он сделал своей женой против ее воли.

    Захват власти

    Для окончательной победы над братом Владимир Святославич пошел на подкуп. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Блуда Ивещея, который уговорил князя Ярополка оставить Киев и укрепиться в крепости Родень. Вскоре туда прибыло войско Владимира и начало осаду. Защитникам крепости пришлось нелегко. Ярополк был вынужден согласиться на переговоры. Однако брат приготовил ему ловушку и убил из засады. В Родене Владимиру приглянулась беременная жена брата - бывшая греческая монахиня. Вскоре после этого женщина родила сына Святополка, которого князь воспитал как родного.

    Восхождение на киевский престол

    Дружинники Ярополка перешли под командование князя Владимира Святославича. Таким образом у него образовалось довольно большое войско. Владимир понимал, что ему пора расстаться с варяжскими наемниками, так как он не хотел разграбления Киева. Перед тем как туда направиться, князь отправил остальных в Константинополь, на службу к византийскому императору, обещав «золотые горы». Сделка была удачной для обеих сторон, так как в Царьграде нуждались в воинах для защиты от внешних и внутренних врагов.


    Укрепление власти

    Для того чтобы придать законность своему правлению, Владимир Святославович решил заручиться поддержкой жрецов. Язычество было ему по душе, так как оправдывало многоженство и не порицало за наличие огромного числа наложниц.

    Для задабривания идолов князь построил в своей столице капище. Там регулярно проводились обряды и жертвоприношения. Главному идолу Перуну Владимир Святославич велел придать черты самого себя.

    Народу импонировало поклонение князя традиционным богам, поэтому они хорошо относились к новому правителю. Кроме того, в первые 10 лет правления Владимира Святославича ознаменовались многочисленными победами над воинственными соседями, особенно на западе, что способствовало укреплению границ и позволяло населению не опасаться набегов.

    В поисках новой объединяющей идеологии

    Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия. Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича. В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане. Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.

    Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.


    Исторические свидетельства о том, как и когда произошло крещение Владимира Святославича

    Как ни странно, никаких достоверных записей современников, посвященных этому важному событию, не было обнаружено. В связи с этим особо ценно свидетельство армянского хрониста Степаноса (Стефана) Таронского. Он жил в одно время с князем и занимался созданием «Вселенской истории» именно в тот период, когда Владимир выбирал новую религию для своего государства.

    В своем труде Степанос описывал события, происходившие с 885 по 1004 год. Вспоминая события, происходившие в 1000 году, он пишет о 6000 пешем войске рузов, которое находилось в Армении. По его словам, это были воины, прибывшие по просьбе императора Василия. По словам Степаноса, это произошло, когда последний выдал сестру свою замуж за Владимира. Там же читаем, что это событие совпало с тем, как рузы уверовали во Христа.

    Что касается других источников, то они подтверждают свидетельства Степаноса, однако приводят более подробную информацию.

    В частности, многие летописцы указывают, что Владимир решил жениться на сестре византийских императоров Анне. Они ответили согласием, потребовав военную помощь в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Сама царевна воспротивилась решению братьев, но позже согласилась стать женой русского князя, если он примет христианство. Наиболее достоверные сведения об этом событии сообщает сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский.

    Захват Корсуня и крещение

    Версия о том, что Владимир захватил Корсунь и угрожал так же поступить с Константинополем, если ему не отдадут Анну, не может считаться состоятельной. Доказано, что в тот период русские воины уже помогали Василию Второму в борьбе с внутренними врагами. Скорее всего, военная поддержка была оказана византийцам в обмен на согласие на брак между Владимиром и Анной.


    По легенде, свадебная флотилия с царевной прибыла в Корсунь. Однако князь отказывался креститься. Господь наказал его за нарушение данного слова, и Владимир ослеп. Анна уговорила его не противиться, и во время обряда к князю вернулось зрение. На Владимира, взявшего христианское имя Василий, снизошла божья благодать. Он велел последовать своему примеру боярам и дружине, а затем венчался с царевной Анной.


    Крещение Руси

    Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения - около 960 года, дата смерти - 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

    Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

    Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

    Внутренняя и внешняя политика

    При Владимире Святославиче были отчеканены первые русские монеты из золота и серебра. Для защиты государства он построил несколько городов-крепостей и назначил в них правителями своих сыновей.

    Завоевательных походов в последнее десятилетие своей жизни он почти не совершал и периодически брался за оружие лишь для того, чтобы отражать бесконечные набеги печенегов.

    Сыновья Владимира Святославича

    Как уже было сказано, князь был известным сластолюбцем и имел большое число жен и наложниц. Приняв христианство, он от них отказался и стал жить только с Анной, признав ее своей единственной супругой перед Богом.

    Однако семейную идиллию Владимиру омрачали распри детей. У князя было 12 сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами Владимира были Борис и Глеб, рожденные болгаркой Милоликой. К концу жизни князь решил завещать трон Борису, вызвав негодование Святополка и Ярослава, которые надеялись наследовать ему по праву первородства.

    Неожиданная смерть Владимира в 1015 году привела к тому, что старшие наследники решили узурпировать престол. Святополк захватил власть в Киеве, однако понимая, что народ на стороне Бориса и Глеба, приказал их убить. Следующей его жертвой стал брат Святослав. Прекратить преступления Святополка смог Ярослав, который и занял престол.


    Память

    За величайшие заслуги Владимир Святославич (годы правления: 978-1015) в создании русского государства был причислен православной церковью к лику святых. Кроме того, он почитается и католиками, так как жил до Вселенского раскола.

    Ежегодно 15 июля в России и во многих других странах отмечается день его памяти. В Москве, Киеве, Севастополе, в Белгороде и др. св. Владимиру воздвигнуты памятники, а на территории Херсонеса построен храм в его честь.

    Теперь вам известна биография Владимира Святославича. Современному человеку трудно понять многие его поступки. Однако нельзя отрицать, что именно он заложил основы русской государственности и объединил нацию.

    В церковном календаре есть много памятных дат, посвященных славянским святым, подвижникам и мученикам, но одной из наиболее значимых дат является День Святого князя Владимира. Владимир не только крестился, но и утвердил христианство новой религией Киевской Руси.

    Святой благоверный князь Владимир

    Владимир - сын князя Святослава и внук Великой княгини Ольги. Перед смертью Святослав разделил свои земли между сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром. Когда отец умер, между тремя братьями начались распри, после которых князем всей Руси стал Владимир. В 987 году, Владимир, захватив Херсонес, который принадлежал Византийской империи, и потребовал руки Анны, сестры Василия и Константина - двух византийских императоров. Императоры поставили Владимиру условие - принятие веры Христовой. Когда Анна прибыла в Херсонес, Владимир внезапно ослеп. В надежде исцелится, князь крестился и сразу прозрел. В восторге он произнес: «Наконец я узрел истинного Бога!». Пораженные этим чудом, дружинники князя тоже крестились. В Херсонесе произошло бракосочетание пары. За любимую жену Владимир подарил Византии Херсонес, построив там храм Крестителя Господня. Вернувшись в столицу, Владимир крестил всех своих сыновей.

    Крещение Руси Святым князем Владимиром

    Вскоре князь приступил к искоренению на Руси язычества и уничтожению языческих идолов. Крещеные бояре и священнослужители ходили по улицам и домам, рассказывая об Евангелие и обличая идолопоклонство. Приняв христианство, князь Владимир начал воздвигать христианские храмы там, где ранее стояли идолы. произошло в 988 году. Это ключевое событие непосредственно связано с князем Владимира, которого церковь называет равноапостольным святым, историки - Владимиром Великим, а народ - Владимиром "Красное Солнышко".

    Мощи Святого Владимира

    Мощи Святого Владимира, а также мощи блаженной княгини Ольги, изначально находились в Киевской Десятинной церкви, но в 1240 году ее разрушили татары. Так останки Святого Владимира много столетий покоились под развалинами. Лишь в 1635 году Петр Могила обнаружил святыню с мощами Святого Владимира. Из гроба удалось извлечь кисть правой руки и голову. Впоследствии кисть была перевезена в Софийский собор, а голова -

    Владимир I Святославич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь). Родился ок. 960 года - умер 15 июля 1015 года. Князь новгородский (970-988), князь киевский (978-1015). Креститель Руси.

    Владимир Святославич родился около 960 года. Точный год рождения Владимира неизвестен.

    Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги. Сын рабыни («робичич» по словам ), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.

    Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав - около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира - 960-й год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу.

    Как предполагал Д. Прозоровский, будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги: «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, - и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици» , - сказано в Никоновской летописи.

    Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. Наиболее общепринятой считается версия, согласно которой Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник), в вотчине своей бабки княгини Ольги. С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец, названое так в 1462 г.: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец» .

    О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

    По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

    Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

    Владимир Великий (документальный фильм)

    Захват Владимиром Киевского престола

    После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал в варяжские земли. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

    Тем временем Владимир «за морем» набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

    Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

    Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

    Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

    По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.

    Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

    Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам.

    Из первоисточников известно о жертвоприношениях русов при осаде Константинополя в 860 году и во время осады византийскими войсками крепости Доростол, где заперся Святослав в 971.

    Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение об языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством.

    Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи - по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви.

    Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси - варяги Фёдор и Иоанн.

    Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны..., а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц» .

    Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 ...Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье» . Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от Соломона, оставшегося язычником.

    Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

    Крещение Владимиром Руси

    Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно.

    Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

    Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках.

    Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает: «И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир - подобно тому, как царь тюрков называется хакан... И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам» .

    Согласно «Повести временных лет», в 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити» , после чего отверг предложение булгар.

    Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

    В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

    Согласно монаху Иакову Черноризцу, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.

    Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед: «и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов - а они его враги, - чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий...И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя...И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей» .

    По Яхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъе Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

    О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира: «Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, около 1000 года] поднялся на бой; их было 6 000 человек - пеших, вооружённых копьями и щитами, - которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа» .

    Детали хронологии - на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне - были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

    В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II , согласно практике политических крещений того времени.

    Васнецов. Крещение Руси

    В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

    Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным - в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.

    Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в около 1000 года прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

    Военные походы Владимира Великого

    В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше - в 979 году) Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.

    В 981-982 годах Владимир впервые присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, которые были обложены данью.

    В 983 году Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.

    В 984 году Владимир окончательно покорил радимичей, когда местное войско было разбито уже сторожевым киевским отрядом (радимичи Волчья Хвоста бегают).

    В 985 году Владимир в союзе с кочевыми торками воевал против болгар. Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 году он обложил данью Хазарию. Владимир величался хазарским титулом каган.

    В 988 году Владимир осадил Корсунь в Крыму. По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда русские перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.

    В 989 году русские войска участвовали в подавлении мятежа болгар и военачальника Варды Фоки.

    В 991 году был проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства.

    В 1000 году 6 тыс. русских участвовали в византийском походе в Армению.

    В 1015 году смерть Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов.

    Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран, среди которых: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

    Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 году состоялась неудачная битва у Василёва, в 997 году - нападение на Киев, в 1001, в 1013 годах состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.).

    Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По реке Рось это была Поросская оборонительная линия, по реке Суле - Посульская.

    По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

    В 1006-1007 годах через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов (лат. senior Ruzorum). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной (лат. cum exercitu) до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.

    Карта: Древнерусское государство времен Владимира Великого (выделено светло-зеленым цветом)

    Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

    Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

    Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

    Владимиру приписывается «Церковный устав» , определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

    По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия.

    Владимир начал чеканку монеты - золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении.

    Судя по неполногласной форме слов (не Володимѣръ, а Владимѣръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники Владимира стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями - Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, - а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

    Только на монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира, принятый в XX веке Украиной в качестве государственного герба.

    Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси - что связано с Крещением. Как и многие другие реформы, проводилась она насильственно: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

    Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

    При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси , хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 год), Белгород (991 год), Переяславль (992 год) и многие другие.

    Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной или нищий, не могущий ходить?" И тем раздавать всё, что им нужно» .

    Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра» .

    Личная жизнь и семья Владимира Великого

    Владимир был до крещения известен как «великий распутник» (лат. fornicator maximus, по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского).

    Он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар - неизвестно. По одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё).

    Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов». Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира - узурпатором.

    После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках - с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

    Всего имел тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей.

    От «чехини» (по «Саге об Олаве сыне Трюггви» - Аллогии, по Татищеву - варяжки Оловы, «норвежской княжны Олавы»):

    Вышеслав , князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.

    От вдовы Ярополка Святославича (по родословиям - «грекини Предиславы» (жена с ок. 978):

    Святополк Окаянный , князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

    От Рогнеды , дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977):

    Изяслав , князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей;
    Мстислав - если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, однако во втором списке сыновей Владимира в «Повести временных лет» под 988 годом - единожды), то, скорее всего, умер в младенчестве;
    , князь ростовский, после смерти Вышеслава - новгородский, после победы над Святополком - киевский;
    Всеволод , князь Владимир-Волынский, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году;
    Предслава , сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым;
    Премислава (ум. в 1015 году), по некоторым источникам с 1000 года жена венгерского принца Ласло Лысого (ум. 1029);
    Мстислава , в 1018 году среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.

    От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

    Мстислав Тмутараканский , князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников;
    Станислав , князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны). (По некоторым родословцам - также «от болгарыни»);
    Судислав , князь псковский, в 1024-1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев. (По некоторым родословцам - также «от болгарыни»).

    По летописи - «ѿ другия (Чехыни) Ст҃ослава». От «богемской княжны» Мальфриды :

    Святослав , (ум. 1015), князь древлянский.

    От «болгарыни» , по родословцам - «болгарской княжны Милолики», некоторые историки пытались идентифицировать её с царевной Анной:

    Борис , князь ростовский;
    Глеб , князь муромский.

    Неизвестно, от какой жены :

    Позвизд , судя по языческому имени родился до крещения Владимира. (По некоторым родословцам - также «от болгарыни»);
    Добронега-Мария (ум. 1087) - стала женой короля Польши Казимира I.

    Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 год было в живых не менее 9, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

    Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044) и мать маркграфа Вильгельма (ум. 1056).

    Князь Владимир собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису.

    В последние годы жизни Владимира Святополк устроил заговор против него, который был раскрыт и некоторое время Святополк находился в заточении. Ярослав прекратил из Новгорода перечислять в Киев дань и церковную десятину, после чего Владимир собрался с дружиной идти на сына, но смерть не дала сделать ему этого.

    Когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, окружающие скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса о смерти его отца. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где он и был похоронен. Мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.

    Десятинная церковь была разрушена монголами в 1240 году и под её обломками оказались саркофаги князя Владимира, его жены и других.

    В 1635 году в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.).

    Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826 году, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века. Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

    Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом.

    По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (ослепшего и чудесным образом исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя «блаженным» («О блаженый и треблаженый княже Володимерѣ, благовѣрне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ!»), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации, нежели свершившимся фактом.

    Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

    Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 год), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом датируется Пролог со вставкой из проложного жития святого Владимира.

    В 1635 году митрополит Киевский Пётр Могила обрёл мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

    В 1853 году в Киеве был открыт памятник святому князю Владимиру и основан комитет по строительству Владимирского собора (освящён в 1896 году).

    Особое внимание ко дню памяти святого Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в июле 1888 года. Указом Святейшего синода 1888 года «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти святого Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге - «имже бдение совершается». До того полагалась полиелейная служба. В связи с празднованием юбилея в Российской империи был воздвигнут ряд Князь-Владимирских храмов.

    В русской эмиграции XX века церковное почитание князя в условиях начавшейся в 1929 году в СССР тотальной ликвидации организованной церковности приобрело политическое звучание. 18 (31) декабря 1929 года Архиерейский синод (Русская зарубежная церковь) по докладу митрополита Антония (Храповицкого) постановил «установить день Св. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси, 15 (28) июля общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства».

    Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (1054), он почитается и католиками.

    Русская церковь совершает его память в день его преставления - 15 июля по юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики. Святой Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

    С 2002 года святой Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено Патриархом Алексием II.

    В 2008 и 2010 годах соответственно на Украине и в России были установлены государственные памятные даты: День крещения Киевской Руси - Украины и День крещения Руси, приуроченные ко дню памяти князя Владимира.

    Владимир Великий в искусстве

    В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира». Ко времени его правления относятся подвиги трёх богатырей. Типичный образ князя Владимира в былинах - собирательный: в нём объединены черты некоторых более поздних правителей, а историческая достоверность, возможно, искажена.

    Парные образы Владимира (в крещении - Василия) и его матери Малуши представлены в украинских святочных фольклорных фигурах Василия и Маланки (Меланки, Миланки). В церковном календаре день св. Мелании завершает годовой круг, день св. Василия его начинает. Это календарное обстоятельство сблизило в народном воображении святого Василия Великого и преподобную Меланию римлянку, превратив их в стойкую фольклорную пару, сохранив не только упоминания о реальных исторических персонажах (Владимире и Малуше), но и целый ряд деталей, которые отражают правовые нормы Х века и характеризуют тогдашний быт.

    Свои произведения Владимиру I посвящали Феофан Прокопович, Я. Б. Княжнин, Ф. П. Ключарев, М. М. Херасков, А. С. Грибоедов и А. Н. Муравьев.

    В эпоху «Владимира-солнце», обрисованного по «Истории государства Российского» Карамзина, происходит действие «Руслана и Людмилы» .

    Князь Владимир является центральным персонажем ряда исторических романов:

    «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского;
    «Владимир» Семёна Скляренко;
    «Князь Владимир» Юрия Никитина;
    «Дочка императрицы» Михаила Казовского (1999);
    «Язычник» (2009) и «Княжья Русь» (2010) Александра Мазина.

    В романах «Князь» (2005) и «Герой» (2006) Александра Мазина упоминается о рождении и детстве Владимира.

    В кинематографе:

    «Ярослав Мудрый» (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Владимира ;
    «Легенда о княгине Ольге» (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Владимира в юности Иван Иванов, в старчестве Иван Миколайчук;
    «Владимир Святой» (1993; Россия) режиссёр Юрий Томошевский, в роли Владимира Владислав Стржельчик;
    «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2004), в роли Андрей Сухов;
    (2016; Россия) режиссёр Андрей Кравчук, в роли Владимира .

    В мультфильмах:

    «Василиса Микулишна» (1975; СССР) режиссёр Роман Давыдов;
    «Князь Владимир» (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Владимира озвучивает .

    Ордена:

    В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях;
    В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.

    Памятники:

    В 1853 году князю Владимиру был воздвигнут памятник в Киеве;
    В 1999 году открыт памятник в Белгороде. Скульптор Вячеслав Клыков;
    В 2007 году во Владимире открыт памятник Владимиру Святому и епископу Суздальскому Феодору работы скульптора Сергея Исакова;
    В 2010 году в Коростене открыт памятник юному князю Владимиру и его матери Малуше;
    В 2013 году памятник князю Владимиру установлен в Астрахани к 1025-летию крещения Руси и 455-летию со дня основания города. Памятник размещён в сквере напротив кафедрального собора Святого равноапостольного князя Владимира;
    В 2015 году памятник князю Владимиру открыт в городе Батайске (Ростовская область). Скульптор Сергей Исаков;
    В 2016 году открыт памятник на Боровицкой площади в Москве. Скульптор Салават Щербаков, архитектор Игорь Воскресенский.

    Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.

    Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 - 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши.

    Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.

    Новгород

    Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.


    В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.


    Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

    Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.


    Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

    Князь Киевский

    Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.


    Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи

    Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).


    Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.

    Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.


    Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга.

    Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.

    Личная жизнь

    Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру . Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда. Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь. Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.


    Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира. По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников. Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.

    Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви.


    Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон.

    При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.


    Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.

    Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

    Вражда между сыновьями

    Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава.


    Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость.

    Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон.


    Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

    Память

    За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм.


    Памятник Владимиру Святославичу в Москве

    4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.

    Loading...Loading...