Основные функции органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти рф

· Президент Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации

· Государственная администрация

· Органы исполнительной власти субъектов РФ

1. Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной : она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться . Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

Царь объединил баронов королевства в собрание под названием Большой Совет. У этого совета была только консультативная власть, король не был обязан следовать его совету, и он не мог его собрать, если он этого не хотел. Это проложило путь, в первую очередь, к расширению Совета и его разделению на: «Великий Совет», в котором приняли участие дворяне, и в «Совете общин», в котором приняли участие дальнобойщики, подразделение, которое родит позже. Палаты лордов и Палаты общин. Затем, используя двойную власть ходатайства и согласившись на налогообложение, этот совет постепенно приобрел законодательную власть и стал парламентом.

· издание правовых актов управления;

· использование распорядительных и контрольных полномочий;

· заключение административных договоров;

· проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

· органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

В Англии, например, путаница законодательной и исполнительной власти в руках короля уступила место разделению полномочий путем. Парламент, который формулирует законы и контролирует их исполнение. Король, который только исполняет законы под контролем парламента.

Принцип разделения властей был теоретизирован главным образом Джоном Локком и Монтескье. Джон Локк рассматривал этот принцип в своей работе «Эссе о правительстве». По его словам, в государстве должно быть три власти. Законодательная власть, которая выполняет функцию принятия общих правил.

· корпус государственных служащих;

· юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

Исполнительная власть, которая следит за исполнением законов. Конфедеративная власть, которая касается международных отношений. По словам Локка, законодательные и конфедеративные полномочия должны быть объединены, но законодательная и исполнительная власти должны быть разделены.

Способность принимать законы, осуществляемые обе палатами парламента. Власть исполнять эти законы, осуществляемые монархом. Власть наказывать за преступления в соответствии с законом, которые должны применять закон и не высказывать свое мнение. Эти полномочия идут «в согласии»: органы разделены, но их функции могут быть разделены. Только власть судить должна быть отделена от других полномочий, поскольку справедливость должна быть независимой.

· право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;


· право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

· право назначать;

· право осуществлять легитимное принуждение;

· право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

Существуют разные способы разделения полномочий. Это режим гибкого разделения властей. Эта стабильность исходит из его политической безответственности. Парламент не может заставить его уйти в отставку. Его полномочия варьируются от одной страны к другой. Второй элемент исполнительной власти нестабилен, он отвечает перед парламентом. Премьер-министр назначается главой государства. Члены правительства назначаются из числа парламентариев, и их назначение избирается парламентом.

Министры - это только секретари президента. Поскольку он избирается народом, президент равен парламенту. Президентская система - это режим баланса сил: ни одна власть не может доминировать над другой, они уравновешиваются и замедляются. Но провал компромиссов может привести к блокированию институтов, поскольку нет права на роспуск.

· право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

· право расходовать вверенные ресурсы;

· право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

· право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

Исполнительная власть в Соединенных Штатах - Президентские обязанности. Ненавистная атака, которая так трагически закончила правительственную карьеру президента Мак Кинли, вызвав неожиданное дело, естественной игрой федеральных учреждений, вторым мировым судьей Соединенных Штатов, привлекла внимание к механизму Конституция Соединенных Штатов, столь отличная от нашей, несмотря на кажущееся сходство двух режимов.

Уильям Харрисон был только в Белом доме в течение нескольких недель, когда его смерть привела Джона Тайлера почти четыре года. Рузвельт не представляет собой менее продолжительный период. Неизбежность, с которой заполняется вакансия президента, в случае смерти владельца, является ярким отличием от длительных задержек, которые в обычных условиях требуют избрания первого магистрата Соединенных Штатов. Читатель, любезно последовавший за нами в предыдущей статье на нескольких этапах одной из этих избирательных кампаний, смог оценить материальную невозможность сторон, возобновляющих свои усилия на более короткие промежутки времени. длительный и столь дорогой.

· осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

· административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

· административное правоприменение, осуществляется в двух формах:

o оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

Именно к этой мысли и к желанию избавить страну от стерильной агитации, которую учредители Конституции, несомненно, повиновались, зарубившись заранее на благо вице-президента, вопрос о президентской преемственности. Чтобы избежать последствий двойной катастрофы, которая лишила бы Республику двух глав, избранных выборным правом на миссию руководства своей судьбой, было решено, что если вице-президент вложит в президентскую чтобы умереть до истечения его юридического срока, он будет заменен в Белом доме одним из министров на посту.

Этот закон, который еще не нашел свое применение, но который сохраняет всю свою эффективность, регулирует порядок следования, в котором эта преемственность будет ошибочной в отношении тех, что она касается. Министр войны; 4 ° Министр юстиции; 5. Министр почты; 6 ° Министр военно-морского флота; 7 ° Министр внутренних дел; 8 ° Министр сельского хозяйства. Обратим внимание на то, что министры, которые, вероятно, так называются на пост президента Республики, не выполняют свой правительственный мандат любого избирательного права, ни прямого, ни косвенного, поскольку члены Американского кабинета не принадлежат парламенту.

o юрисдикционная деятельность , осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

Это консервативное правило представляется тем более оправданным, что в Соединенных Штатах президентская акция может быть более личной. В большинстве случаев у нас есть лишь смутное представление о важности, которую может сыграть эта индивидуальная роль, и, обманувшись явлениями, наиболее авторитетные авторы иногда совершенно неправильно понимают реальную протяженность переданных полномочий. на Президиум на другой стороне Атлантики.

Вот, например, что говорит Превост-Парадоль в новой Франции: У первого магистрата Американской Республики так мало власти, что его содержащаяся ответственность, как и эта сила в самых суровых пределах, кажется, не имеет места никогда не вступать в игру. Он не может ни вести войну или мир, ни лечить без согласия Конгресса, ни выбирать своих главных агентов, послов и министров без согласия Сената и, при отсутствии права расторжения, приостанавливающее вето является единственным оружием, которое Конституция оставила его умерить почти абсолютное господство Федерального конгресса.

· осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

· непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

· информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.
2. Понятие и виды органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления 1 . В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

На первый взгляд теоретическое исследование американской Конституции, по-видимому, оправдывает эти выводы. Президент Республики при содействии министров, которые не могут участвовать в дебатах Конгресса, - сенат, наделенный правом контроля, осуществляемым даже над назначением должностных лиц, - Суд, который может отменить законодательные решения, а затем Несмотря на то, что они одеты в санкции президента, это наиболее характерные черты организации, которая, судя по всему, должна ограничивать свободу действий главы исполнительной власти.

· объективный , характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;

Следующие детали, частично взятые из новых источников и заимствованные, в частности, из-за ограничений, сделанных несколькими президентами США, показывают, что на практике они совершенно разные и помогают рассеять темноту, о которой такой сложный вопрос все еще остается или менее обернутый для незнакомца, который не мог изучить его на месте.

Чтобы точно рассказать о роли президента Соединенных Штатов, важно не упускать из виду: (1) что он выполняет свой мандат непосредственно от нации своего рода двухступенчатым плебисцитом; Во-вторых, он олицетворяет победу партии со всеми вытекающими последствиями. Это плебисцитарное происхождение дает американскому президенту основание авторитета, которое тем более твердое, что оно укрепляется давним молчаливым соглашением между обездоленной партией и ее преемником в вопросах почти полного использования. дискреционный, который может быть сделан победителем для распределения рабочих мест.

· субъективный , выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

Исполнительная власть должна учитывать, в этом отношении, сенаторский контроль, но в гораздо менее строгих пределах, чем предполагалось, и даже в этих вопросах номинаций, обычный источник, в новом мире, как в Первое, самое яростное соревнование, его инициатива, как мы увидим ранее, осуществляется гораздо более свободно, чем у большинства европейских глав государств. Чтобы дать правильное представление, мы постараемся последовать за исполнением его обязанностей одним из хозяев Белого дома, на следующий день после его инаугурации.

В любой стране первым официальным актом главы государства, независимо от того, выполняет ли он свою миссию наследственности или выборов, является переход к конституции кабинета. Когда, например, президент, назначенный Версальской ассамблеей, входит в Елисейское дело, обычно министры уходят в отставку, но если отставной кабинет, очевидно, находится в общении с большинством парламента он естественным образом воссоздается на той же основе.

· официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;

· осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;

· возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

В Соединенных Штатах Америки совсем другое, когда приход нового президента, независимо от того, в какую сторону он входит, неизбежно соответствует созданию министерства, состоящего из элементов, отличных от предыдущего. Президент Республиканской партии, следующий за другим президентом Республики, не сохранит кабинет своего предшественника больше, чем он сохранил бы у демократического президента. Вице-президент, случайно облеченный властью, по-прежнему свободен от какой-либо приверженности министрам, назначенным умершим президентом, и пользуется полным усмотрением в выборе своих сотрудников.

· наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

· органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

· контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;

Тем не менее он был обязан этой благосклонностью к имени, которое он носил: это был сын Линкольна. На момент написания статьи до сих пор неясно, будет ли президент Рузвельт следовать старой традиции в этом отношении. Сообщив заранее о важных министерских изменениях, американские газеты дали некоторые основания для этого предположения. Истинные или ложные, их прогнозы указывают, по крайней мере, на то, что общественное мнение по этому вопросу признает свободу действий нового президента.

Связанный, по-своему, а не в силу парламентского мандата с администрацией президента, американские министры подчиняются Конгрессу только в отношении их назначения. После санкции Сената они несут ответственность только перед Президентом, за исключением чисто гипотетического случая государственной измены. Какими бы ни были голоса камер, какие бы изменения они ни претерпевали, они сохраняют свои портфели до тех пор, пока президент, официальное существование которых они находятся, остается на своем посту.

· состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;

· обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

· Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:

o официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

o компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;

o функции, цели и задачи деятельности;

o формы и методы деятельности;

o положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

o порядок образования, реорганизации и управления.

· Внутренняя форма показывает:

o устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

o К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.

С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.
Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.
Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. В учебной литературе их принято классифицировать:

· по основаниям образования:

o образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

o создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

· по уровню функционирования , обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

o федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

o региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

o органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

· по порядку образования:

o избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);

o образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

· по объему и характеру компетенции:

o органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

o органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

o органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

o органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

o органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

· по организационно-правовой форме:

o правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

· по порядку принятия решений:

o единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

o коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

· по функциям , которые осуществляют органы исполнительной власти:

o основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

o вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

· Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

· Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.


3. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации. Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующее на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации. Она строится в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой сфере между РФ и субъектами Федерации. Согласно Конституции (ст.ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции) 2 . В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними.
В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

· руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);

· органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

Loading...Loading...