Абстрактное мышление примеры. Знакомство с абстрактно-логическим мышлением

Мышление абстрактное — это тип мышления, при котором возможно, абстрагировавшись от мелких деталей, взглянуть на ситуацию в целом. Такое свойство позволяет переступить в какой-то мере границу правил и норм и совершить новые открытия. В детском возрасте развитию данной способности должно отводиться достаточно времени, потому как такой подход в будущем поможет быстрее находить нестандартные решения и наиболее оптимальные выходы из сложившейся ситуации. Очень часто при приеме на работу работодатели проверяют у потенциальных сотрудников абстрактное мышление. Тест помогает оценить справляться с проблемами, находить решения и обрабатывать незнакомую информацию.

Формы

Особенности абстрактного мышления — это его различные формы: понятие, суждение, умозаключение. Для правильного восприятия рассматриваемого термина очень важно понимать специфику каждого из этих определений.

Понятие

Это такая при которой один или несколько предметов воспринимаются как один или несколько признаков, каждый из которых должен быть существенным. Определять понятие может как одно слово, так и словосочетание, например «стул», «трава», «учитель математики», «высокий мужчина».

Суждение

Это форма, при которой происходит отрицание или утверждение какой-либо фразы, описывающей предметы, окружающий мир, закономерности и взаимосвязи. Суждение, в свою очередь, бывает двух типов: простым и сложным. Простое суждение, например, звучать может так: «мальчик рисует дом». Сложное суждение выражается в иной форме, например «поезд тронулся, перрон опустел».

Умозаключение

Это такая форма мышления, при которой из одного суждения (или нескольких) делают вывод, который является новым суждением. Источники, которые помогают сформировать конечный вариант,— это предпосылки, а итог — это заключение. Например: «Все птицы умеют летать. Синица летает. Синица — птица».

Мышление абстрактное — это процесс, при котором человек способен свободно оперировать понятием, суждением, умозаключением, то есть категориями, смысл которых можно понять только в соотношении с повседневной жизнью.

Развитие абстрактного мышления

Естественно, данная способность у всех развита по-разному. Одни люди красиво рисуют, другие — пишут стихи, третьи — умеют абстрактно мыслить. Однако сформировать его вполне возможно, с этой целью уже в раннем детстве следует давать мозгу поводы для размышлений.

Сегодня существует огромное количество различных специализированных печатных изданий, которые тренируют ум: головоломки, сборники задач на логику и так далее. Для развития абстрактного мышления у своего ребенка или у себя необходимо уделять подобным занятиям всего 30-50 минут два раза в неделю. Эффект от таких упражнений не заставит себя долго ждать. Доказано, что в раннем возрасте мозгу гораздо проще справиться с подобного рода задачками. Чем больше будет тренировок, тем быстрее появится результат.

При полном отсутствии навыков мыслить в целом человеку сложно не только реализовать себя в творческих Также могут возникнуть проблемы с изучением дисциплин, в которых очень много абстрактных ключевых понятий. Правильно развитое мышление абстрактное — это возможность открыть неразгаданные тайны природы, познать то, что ранее не было никем познано, отличить ложь от истины. К тому же отличительной особенностью такого является то, что для него не требуется непосредственный контакт с изучаемым объектом, и важные выводы и умозаключения можно делать удаленно.

Психология: мышление, виды мышления

В мыслительном процессе соотношение слова, образа, действия может быть различным. В зависимости от этого выделяют некоторые виды.

Мышление в процессе исторического развития

Первоначально на формирование интеллекта человека непосредственное влияние оказывала практическая деятельность. Так, опытным путем люди научились измерять земельные участки. На этой основе происходило становление специальной теоретической науки — геометрии.

Самым ранним видом мыслительной деятельности, с генетической точки зрения, является практически-действенное мышление, первостепенную роль в нем играют действия с предметами (у животных такая способность наблюдается в зачаточном виде). Становится понятным, что именно данный тип познания себя и окружающего мира является основой наглядно-образного процесса. Его характерная черта — оперирование в уме наглядными образами.

Высшей ступенью является абстрактное мышление. Однако и здесь деятельность мозга неотделима от практики.

В зависимости от содержания мыслительная деятельность бывает практической, художественной и научной. Действие является структурной единицей практически-действенного способа познания, образ — художественного, понятие — научного.

Все три вида между собой тесно связаны. У многих людей одинаково развиты способности к действию, и абстрактное восприятие. Однако в зависимости от характера решаемых задач на первый план выступает какой-то один вид, затем его сменяет другой, после — третий. Например, для решения бытовых вопросов требуется практически-действенное мышление, для научного доклада — абстрактное.

Виды познания по характеру поставленных задач

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

    Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.

    Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.

    Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.

    Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.

    Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.

    Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Абстрактное мышление — важнейший инструмент в человеческих руках, который дает возможность постичь глубочайшие слои истины, познать неизведанное, совершить великое открытие, сотворить произведение искусства.

Обще принятая типология мышления представляет такой , как абстрактное. Принципиальное отличие от других типов свойственно только человеческому виду: у животных, которым присущи другие , этот тип не выражен. В этой статье мы узнаем, что такое абстрактное мышление и какими особенности оно наделяет человека, а также представим ряд упражнений по его развитию.

Формы абстрактного мышления

Отличительной особенностью данного вида мышления является три его составляющие – понятие, суждение, умозаключение. Для того чтобы понять что собой представляет этот вид, следует подробно разъяснить его формы.

Понятие

Представляет собой форму, которая отражает предмет в качестве одного или группы признаков. При этом каждый признак должен быть существенным и обоснованным. Понятие выражается словосочетанием или словом: «собака», «снег», «синеглазая женщина», «абитуриент политехнического вуза» и т.д.

Суждение

Эта та форма, которая отрицает или подтверждает предмет, мир, ситуацию какой-то фразой. При этом суждение имеет 2 типа – простое и сложное. Первый, к примеру, звучит так: «собака грызет кость». Второй несколько в иной форме: «девушка встала, скамья опустела». Отметим, что второй тип обладает повествовательной формой предложения.

Умозаключение

Заключается в форме, которая из одного суждения или группы, резюмирует, представляя новое суждение. Именно эта форма является фундаментом абстрактно-логического мышления.

Признаки абстрактно-логического мышления


Существуют основные признаки этой формы мышления, которые наиболее полно отражают его суть:
  • умение оперировать понятиями, группа и критериями, которые не существуют в реальном мире;
  • обобщения и анализа;
  • систематизация полученной информации;
  • необязательность непосредственного взаимодействия с окружающим миром для выявления его закономерностей;
  • построение причинно-следственных связей, создание отвлеченных моделей каких-либо процессов.

Понятие «абстрактное мышление» берет корень в логике, которая, в свою очередь, исходит из Китая, Индии и Греции. По Историческим фактам можно предполагать, что база логики была заложена около 4 в. до н.э. Произошло это практически одновременно в разных точках земного шара, что только подчеркивает важность абстракций и логических рассуждений для изучения любого предмета, ситуации или мира.

Логика – это раздел философии, являющейся наукой о рассуждениях, законах, правилах для выведения правильных выводах о том объекте, которые подвержены изучению.

Таким образом, абстрактное мышление является основным инструментом логики, т.к. позволяет абстрагироваться от материального, и выстроить цепочку выводов. Отметим, что, в отличие от других наук, логика развивалась и развивается на протяжении всей истории нашего мира, с момента появления человека.

Презентация: "Определение типа мышления"

Применение абстракций

Абстрактное мышление начинает развиваться в детском возрасте от 5 до 7 лет. До этого возраста дети используют другие формы мышления:

  1. с рождения – наглядно-действенный;
  2. с полутора лет – конкретно-предметный.

Необходимо заметить, что вышеперечисленные формы понятия «абстрактное мышление» остаются с человеком на всю жизнь, т.к. помогают налаживать связь с окружающей реальностью, не зависимо от возраста. Но лишь абстрактный вид мышления является фундамент обучающего процесса, способности познания мира в целом, а также для любой осознанной деятельности. Наиболее ярким примером такой деятельности является наука. Основа же любой науки – сбор и систематизация полученных знаний.

Невзирая на то, что во многих ситуациях такие процессы основаны на функции наблюдения за материальными предметами и явлениями, фундаментом научного инструментария – анализ, синтез, обобщение, выработка понятийного аппарата и т.д. - является абстрактное мышление.

Однако в быту абстрактно-логическое мышление играет не последнюю роль. За счет него человек способен не только устанавливать связи между событиями, обобщать и распределять опыт, но и выстраивать общую картину мира.

Диагностика и развитие способности мыслить абстрактно

Для определения выраженности абстрактного мышления, достаточно пройти специальный тест, которые достаточно разнообразны:

  • Тест на . Положительным результатом считается преобладание абстрактно-логическое мышление. Такие тесты созданы в виде опросников, в которых нужно выбрать самое близкое вам утверждения, либо основываться на картинках, т.е. работе с изображениями.
  • Тесты на выявление причинно-следственных связей. Суть заданий таких тестов следующее: даются исходные условия, из которых нужно сделать логически правильный вывод. Зачастую, такие тесты применяют в качестве терминологии несуществующих слов для того, чтобы выявить уровень отстранения человека и его умения абстрагироваться от конкретных деталей.
  • Тесты, построенные на анализе предложенных комбинаций слов. В этом случае необходимо выявить закономерность, по причине которой различные слова объединены, и распространить ее на другие словосочетания.

Тренировка логики и способности абстрактно мыслить

По причине того, что абстрактное мышление является наработанным качеством, его следует развивать. Наиболее оптимальным временем для начала таких тренировок является ранний возраст. Обусловлено это тем, что у детей повышен уровень восприимчивости к новой информации и более ум является более гибким. С возрастом эти свойства несколько теряются, т.к. человек уже принял определенные шаблоны поведения и мировосприятия. Однако и взрослый человек при достаточном упорстве может развить свои абстрактно-логические навыки и эффективно их задействовать в повседневной и трудовой жизни.

Выбрав для прохождения несколько тестов, вы сможете легко определить, какие виды упражнений будут наиболее эффективны: если тренировка дается с трудом, значит, с подобных им и следует начать.

Выбирать легкие виды упражнений не имеет смысла, т.к. мышление останется на прежнем уровне.

Самым оптимальным вариантом для начала занятий как для детей, так и для взрослых являются задачи на сообразительность и смекалку. Обычно они представлены в виде очевидных фактов, но имеющих неправильное решение. Испытуемый, решая задачу, должен выявить неявные взаимосвязи между исходными данными и сформулировать верный ответ.

Помимо этого, в качестве упражнений можно использовать вопросы и задания из любого теста.

Способность к обобщению и систематизации знаний дает нам мощный инструмент к познанию мира. В отличие от животных и первобытных людей, мы обладаем уникальным ресурсом, который можем использовать для более широкого и глубокого осмысления реальности: законов Вселенной, социальных связей и, в конечном счете, самих себя.

Очень глубоко и многогранно. На первый взгляд под данным термином можно представить тот или иной умственный процесс или деятельность, связанную с анализом или синтезом чего-то. Однако существует несколько разновидностей мышления, и каждое из них имеет свои характеристики и особенности. Так, умение преображать информацию о реальных предметах в знаки, затем производить определенные манипуляции с этими символами и в конечном итоге применять на практике продуманное ранее решение - есть не что иное, как абстрактное мышление. Другими словами, это способность отделять свойства объекта от самого объекта. К примеру, такой умственный процесс применяется при решении задачи с помощью чертежа: человек читает текст, переносит значения на бумагу, обдумывает решение, глядя на изображенные данные, и отвечает на поставленный вопрос.

Абстрактное мышление начинает развиваться в детстве, признаком его формирования служит способность ребенка видеть в предмете некие посторонние свойства. К примеру, очертания луж на дороге напоминает животное, форма элементов зданий - цифры, облака - невероятных Развитее данного вида способствует формированию творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Так, практически все математики, композиторы, научные деятели, писатели или режиссеры мыслят данным образом.

Как и большинство человеческих навыков, абстрактное мышление можно развивать. Примечательно, что обучение умозрительному процессу чаще всего происходит в что, безусловно, нравится детям. В частности, можно предложить ребенку поиграть в ассоциации: назвать или показать предмет и попросить рассказать, на что он похож. Также превосходным способом развития данного является театр теней, поскольку тень - это истинная абстракция, дающая возможность вдоволь пофантазировать и подумать.

Люди с хорошо развитым умозрительным мышлением способны видеть ситуацию с разной точки зрения, продумывать развернутые и глубокие выводы, целиком и полностью погружаться в изучаемую область.

Однако для высокого уровня интеллекта необходимо осваивать и другие виды умственной деятельности. Из вышенаписанного следует, что абстрактное мышление развивает умственную (внутреннюю) речь, которая может быть очень глубока. Но чаще всего в голове возникают отдельные фразы или только слова, которые заключают достаточно широкое определение. А для формирования (внешней) необходимо построить четкие предложения, логически и грамматически связанные между собой. Так вот, именно способность преображать мысли в полноценную речь называется термином «вербальное мышление».

Без лишних объяснений вполне понятно, что большой словарный запас, связная речь и способность интересно излагать мысли являются обязательными критериями развитого интеллекта. Иначе говоря, формирование вербального мышления - неотъемлемый этап развития современного человека. Совершенствовать внешнюю речь необходимо с детства, для этого рекомендуется предлагать ребенку пересказать прочитанный или услышанный рассказ, высказать свое мнение по поводу определенной ситуации, события и т. д.

Еще один немаловажный умственный процесс - математическое мышление. Оно формируется в процессе изучения царицы наук - математики, о чем собственно и свидетельствует название. Математический стиль мышления оказывает содействие развитию лаконизма (стремлению находить наикротчайший путь, ведущий к поставленной цели), структурированности и четкости поступков и действий, скрупулезности, точности и пунктуальности.

Как начался спор о разных способностях, к математике, логике, анализу и другим сложным вещам, встретился один из самых сложных терминов в нашей беседе - абстрактное мышление. Его с чем только не сравнивают, чем только не объясняют, к чему не прикладывают. И с чем только не путают.

А вы знаете и понимаете, что такое абстрактное мышление? Почему его так многие путают с логикой, памятью и другими интересными вещами? Я как-то умом понимаю, что это, но с формулировками у меня тоже бывают сложности. Вики говорит нам: "Абстрактное мышление - один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими." Ну и как? Легче стало от этой формулировки? :-)

И дальше: "Абстрактные понятия («число», «материя», «стоимость» и т. д.) возникают в процессе мышления как обобщение данных чувственного познания конкретных предметов и явлений объективной действительности."
Ну да, уже лучше.

Мне подруга как-то ответила на этот вопрос простым примером: "Ребенок, у которого нет абстрактного мышления, "десять" понимает, а "десять яблок" - не понимает".
Это само по себе понятно, но у меня не очень стыкуется с тем, что написано выше (списано из викисловаря).

Я как раз по дороге в школу зрения читала дискуссию в жж о том, кому о чем думается хорошо. И решила спросить у невролога. Он там сидит, в этой школе, и любит отвечать на каверзные вопросы. Я решила, что он - отличный кандидат для этого вопроса, потому что он сам часто этот термин использует. Невролог сказал, что абстрактное мышление нужно нам для того, чтобы обращаться с явлениями, о которых мы не получаем достаточно информации, чтобы "разобрать" их умом. Все, что зыбко, туманно и непонятно, для нас упаковывает в какие-то приемлемые образы абстрактное мышление. И оно же вступает в силу, когда мы пытаемся выразить свои чувства и эмоции. Это - тоже очень хлипкая и туманная часть реальности, которую трудно понять, систематизировать, описать, обсудить. А хочется. Вот тут наша способность абстрактно мыслить подбирает образы и описания, тому, что выразить и сказать словами нельзя.

Пожалуй, это описание мне понравилось больше всех, до сих пор услышанных и прочитанных. Но остался вопрос с математикой, логикой и анализом. Правда ли, что абстрактное мышление помогает понимать математику? И если да, то почему?

Мой невролог сказал, что - нет, понимать - не помогает. Понимать помогает подача информации (понятная, простая, прямолинейная), и нужное количество информации. Если человек чего-то не понимает в примере, значит ему не хватает информации, знаний, помогающих этот пример решить. Если он все знает, нужное для решения задачи, он приходит свои знания, и решит.

А вот в чем абстрактное мышление помогает, так это - справиться с эмоциональными тупиками. Потому что у каждого человека есть такая фаза, когда знания у него уже есть, но он еще не сообразил, как их приложить. Это - отсутствие опыта, отсутствие решимости, отсутствие навыков по комбинированию и прикладывания всего ко всему. И чтобы не впасть в ступор при первой же неудаче, расслабиться, вздохнуть, и подумать, что тут не так, что с этим можно сделать - помогает способность разобраться в своих чувствах. Понять и осознать свое эмоциональное состояние, повлиять на него, расслабиться, принять ситуацию. Начать размышлять о ней - отчасти оторвавшись от точного примера и желания немедленно получить правильную цифру.

Кстати, привычка дорисовывать в уме то, что на самом деле не видишь и не слышишь - оказывается тоже считается плодом абстрактного мышления. И это - очень полезно.
Сейчас врачи придают большое значение этой способности. Я уже писала о том, как я прохожу в последнее время тесты на зрение. Сначала зрение замеряют объективными методами. Диоптрии и прочее можно замерить аппаратом, и все, что я вижу криво, косо и неровно - это результат физических искривлений и изменений. Сделав скан сетчатки можно спроецировать через нее все, что преломляется в глазу, и врач увидит мир моими глазами, во всей его кривизне. При этом, когда я должна зачитывать буквы, сидя в нужном количестве метров от таблицы, я угадываю намного больше, чем должна бы. И что-то в моей голове заставило меня видеть со временем кривые линии более прямыми. И - что главное - это считается! Все выкрученное любыми невесть какими методами, включая увиденное ушами, носом, интуицией и каким-нибудь шестым чувством - считается! Опознал увиденное - значит опознал!
У них даже есть любимая фраза там, которую они все время повторыют: "Bestanden ist bestanden"- ("Кто сдал экзамен, тот сдал"). Типа - "неважно как".
:-)

А может быть и в науках как-то так можно? Что-то не понять умом, но дочувствовать другим каким-то местом? :-)


Смотрите так же:

В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое абстрактное мышление

Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир. Есть точное и обобщенное мышление.

Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами. Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем.

Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения. Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник».

В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит.

Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного. При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету». Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик).

В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого. перейти наверх Абстрактно-логическое мышление В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления.

Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать». Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Формы

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой формой мышления, которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является формой мышления, благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

Виды

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

  1. Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.
  2. Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.
  3. Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.
  4. Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.
  5. Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.
  6. Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Одинаково ли у людей развита абстракция?

Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.

У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.

Развитие абстрактного мышления

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано. С возрастом все труднее воспринимаются новые знания и новый материал – мышление теряет свою гибкость. Приведенные далее упражнения призваны помочь справиться с этим процессом. Развить в себе креативность и широту мышления.

  1. Представляйте мысленно эмоции: недоверие, радость, страх, умиление. Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, не привязывая его к конкретным объектам? А как будет смотреться удовольствие?
  2. Представьте образ какого-либо философского понятия или идеи. Например, как вы представите гармонию? Возникнет ли при этом какой-то зрительный образ, чувственное ощущение, ассоциация, символ? Потренируйтесь с образами: порядок, религиозность, энергия, свобода, бесконечность, испытание.
  3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Тогда придется читать в обратной последовательности. Попробуйте установить логические связи сюжета.
  4. В интернете сейчас весьма популярны картинки с надписями типа «абракадабра». Например:Попробуйте сами составить такие же.
  5. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, особенности звучания голоса, жесты. Не упускаем ни одной детали. Что вы ощущали во время общения?
  6. Наконец, займитесь рисованием.

Видео тест

Нарушения абстрактного мышления

Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность. Виды нарушения мышления бывают следующими:

  1. Патология динамики мышления.
  2. Нарушения мотивационной части мыслительного процесса.
  3. Операциональные нарушения.
Loading...Loading...