Акт приема-передачи земельного участка по договору купли продажи. Образец заполнения

Земельный кодекс Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления дают следующее определение муниципальных земель – это земли, закрепленные на праве муниципальной собственности за определенным регионом страны и используемые исключительно для удовлетворения потребностей данного региона, в частности местных жителей (землевладельцев).

В России действует специальная система управления международного образца, применимая к данной категории земельного фонда. Принцип действия такой системы основан на делегировании гражданами конкретного региона права управления муниципальным земельным фондом избранным представителям. Именно поэтому полномочия на разрешение передачи муниципальных земель в собственность частным лицам принадлежат местной администрации.

Всем желающим получить в собственность свой земельный объект необходимо обратиться с заявлением установленного образца и приложенными документами в органы местного самоуправления. Обычная практика передачи муниципальных земель состоит в передаче земельных объектов по праву аренды. Однако, теперь земельное законодательство предоставляет возможность оформления земельного участка в собственность по преимущественному праву.

Порядок передачи муниципальных земель в собственность включает несколько способов оформления:

  • Бесплатно льготным категориям граждан;
  • Путем приватизации (передачи в собственность) земельного объекта;
  • На основании сделки купли-продажи, заключенной с местными органами самоуправления;
  • Путем приобретения участка земли на открытых торгах;
  • На основании решения суда (если администрация отказывает в передаче земельного объекта добросовестному арендатору).

Как оформить землю

Обратиться с заявлением о передаче арендованной муниципальной земли в собственность можно в специальный земельный отдел при местной администрации либо соответствующее отделение Министерства имущественных отношений.

Заявление должно содержать просьбу о передаче земельного объекта в собственность, а также основание для его передачи:

  • Использование земельного участка на праве бессрочного владения длительное время;
  • Долгосрочная аренда земельного объекта;
  • Выкуп земли.

Перечень прилагаемых в обязательном порядке документов можно уточнить по месту подачи заявления. Чтобы в ответ на ваше прошение не последовал отказ, необходимо уделить особое внимание подготовке документации.

Для этого вам потребуется сначала провести работы по межеванию участка с установлением точных границ и его местоположения. Осуществление данного подготовительного этапа возможно на бесплатной основе путем привлечения государственного кадастрового инженера, однако в таком случае ожидание своей очереди может растянуться на несколько месяцев.

Чтобы ускорить процесс, обратитесь в коммерческую лицензированную организацию. Стоимость межевых работ в зависимости от региона страны варьирует в пределах от пяти до десяти тысяч рублей.

Организация работ по межеванию включает в себя:

  • Осмотр земельного объекта с осуществлением необходимых замеров;
  • Составление кадастрового плана и технического проекта (в документе в частности указываются сведения о наличии либо отсутствии коммуникационных линий, проходящих по территории земельного объекта);
  • Расстановка межевых значков и определение координат участка на местности;
  • Определение площади земельного объекта;
  • Составление межевого плана на основании полученных сведений;
  • Согласование границ участка заинтересованными лицами (подписание акта выполненных работ).

После проведенного комплекса работ владелец земли может получить готовый межевой план. С имеющимся на руках планом межевания владельцу земельного участка необходимо обратиться в Кадастровую палату для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет. Сделать это можно обратившись непосредственно в отделение Земельной кадастровой палаты либо через сайт Росреестра.

Обращаясь с заявлением о постановке на кадастровый учет, подготовьте следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность либо доверенность (если вместо владельца обращается его доверенное лицо);
  • Межевой план на земельный объект;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

Как правило, подобный набор документов является достаточным для обращения с последующей регистрацией. Взамен принятых документов вам выдадут справку.

На проверку и регистрацию обращения отводится около двух недель, после чего вы сможете получить на руки соответствующую выписку из государственного реестра, в которой вашему земельному объекту уже будет присвоен свой кадастровый номер.

Только поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть передан владельцу в собственность.

Приложение к заявлению включает следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН;
  • Копия кадастрового плана;
  • Квитанция об уплате госпошлины и ее копия;
  • Часть стоимости земельного объекта, если передача осуществляется путем заключения сделки купли-продажи.

В случае положительного решения с владельцем земельного объекта администрация заключает договор передачи земли в собственность либо договор купли-продажи, если передача земли осуществляется на платной основе. Обязательным приложением к договору является акт приема-передачи земельного участка, содержащий полное описание и характеристики объекта.

Документы для оформления участка

Главными документами, на основании которых осуществляется передача земельного объекта являются межевой план и кадастровый план земельного участка.

При передаче земельного участка наследникам, если гражданин пользуется им на праве бессрочного владения, требуется продление договора аренды с гражданином, принимающим участок от своего родственника. Только после заключения нового договора и принятия участка в пользование появляется возможность обращения с заявлением о передаче объекта в собственность.

Регистрация прав собственности

Имея на руках выписку из Кадастровой палаты, подтверждающую постановку земельного объекта на кадастровый учет, гражданин вправе зарегистрировать свою собственность.

Регистрация перехода права собственности от муниципалитета в пользу конкретного гражданина осуществляется органами Росреестра.

При этом необходимо совершить следующие действия:

  • Написать заявление о регистрации права в соответствии с установленным образцом. В заявлении в обязательном порядке указываются данные заявителя, характеристики земельного объекта, включая вид разрешенного использования и кадастровый номер земельного участка. Если имеются наложенные на земельный объект ограничения, они также указываются в заявлении, например, сервитут (право использования участка земли иными лицами);
  • Готовое свидетельство о праве собственности можно получить по истечении семидневного срока. В данном случае собственник получает выписку из ЕГРН, подтверждающую право на данный земельный объект.

Как оформить земли в общедолевую собственность жителей

Согласно нормам земельного и жилищного законодательства, каждый собственник жилого помещения имеет право владения частью земельного объекта, на котором расположено жилое строение.

Владение таким земельным объектом осуществляется на праве общей долевой собственности в соответствии с некоторыми особенностями:

  • Передача земель, находящихся под жилыми строениями, возведенными до внесения изменений в жилищное законодательство, осуществляется на бесплатной основе (путем приватизации);
  • Передача земельных участков под возведенными до введения изменений в жилищное законодательство строениями производится в общем порядке. Из смысла последнего положения следует, что доли в общем земельном объекте передаются только собственникам жилых помещений, а владение долей в общей собственности должно подтверждаться правоустанавливающими документами;
  • Выдача отдельного правоустанавливающего документа на право в общей долевой собственности законом не предусмотрена. Данное право фиксируется в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение отдельной строкой.

При отсутствии в свидетельстве подобных сведений необходимо обратиться в регистрационный орган с заявлением об уточнении права собственности на долю в общем участке земли, расположенным под многоквартирным домом.

Переход земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность включает следующие действия:

  • Сбор общего собрания собственников жилых помещений и принятие решения о переводе придворовой территории в собственность;
  • Обращение председателя ТСЖ в Кадастровую палату с соответствующим заявлением. При этом заключается договором на проведение геодезических работ, необходимых для определения границ общего участка;
  • На основании проведенных работ земельный объект передается во владение собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Вышеперечисленные действия можно произвести бесплатно, но в порядке определенной очередности (например, в течение года). Чтобы ускорить процесс, необходимо прибегнуть к платным услугам специалиста.

Документы, необходимые для оформления в собственность общего участка:

  • Заявление об оформлении права собственности, составленное и подписанное коллегиально;
  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома;
  • Выписка из технического паспорта на доли всех собственников в общем имуществе;
  • Кадастровый план земельного объекта, расположенного под жилым строением;
  • Заявление о выделении земельного участка.

Регистрационные действия прав собственников жилых помещений на общий земельный объект осуществляются на основании предоставленных документов:

  • Заявления о регистрации права;
  • Оригиналов кадастровых документов на земельный объект;
  • Доверенности собственников, выданной председателю ТСЖ;
  • Удостоверенного списка собственников жилых помещений в конкретном жилом строении;
  • Технического паспорта на многоквартирный дом;
  • Квитанции об уплате государственной пошлины.

Особенности приватизации муниципальных земель

Так как передача в собственность земельных объектов влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет, местные власти максимально упростили процедуру передачи земель в собственность граждан.

Данные послабления проявляются в следующем:

  • Уменьшение величины государственной пошлины, взимаемой за регистрацию права (на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ № 93 пошлина снижена до ста рублей);
  • Если у владельца отсутствуют на руках кадастровые документы на земельный объект, достаточно предоставить план участка с определением его границ, заверенный правлением СНТ;
  • Чтобы приватизировать земельный участок в СНТ достаточно иметь на руках садовую книжку;
  • Возможность выкупа муниципальных земель за пятнадцать процентов от кадастровой стоимости объекта. Последний пункт актуален для следующих видов земель: садоводческих и огороднических, земель, предназначенных для дачного и индивидуального жилищного строительства, для земель подсобных и фермерских хозяйств;
  • Желающим приобрести земельный объект на платной основе предоставляется возможность приобретения земли за один процент (и менее) его кадастровой стоимости;
  • Для отдельных категорий граждан предусмотрены льготные условия приобретения земельных участков (без взыскания стоимости земли). К таким категориям относятся:
    • Многодетные семьи;
    • Малоимущие семьи;
    • Ветераны ВОВ;
    • Инвалиды.

(зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 13 по Нижегородской области, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридического лица, серия 52 № , запись о регистрации юридического лица Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа город Шахунья Нижегородской области внесена 09 января 2013 года за основным государственным регистрационным номером ; место нахождения: Россия, Нижегородская область, г. Шахунья, пл. Советская, 1), действующей на основании Положения о Комитете муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа город Шахунья Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области № 10-12 от 01.01.2001 г., именуемый в дальнейшем «Сторона 1», с одной стороны и , пол. муж, 11.12.1966 года рождения, место рождения: г. Караганда Казахской ССР, гражданство – Россия, паспорт серия№ 000 выдан Шахунским Р области 20.06.2000 года, код подразделения 522-053, состоящий на регистрационном учете по адресу: Нижегородская область, г. Шахунья, с. Большое Широкое, ул. Центральная, д. 174, именуемый далее «Сторона 2», с другой стороны, совместно именуемые стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора


1.1. На основании распоряжения администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 01.01.2001 года Сторона 1 передает Стороне 2 безвозмездно (бесплатно) для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок, местоположение: Нижегородская область, г. Шахунья, примерно в 10 метрах на север от производственного здания, расположенного в деревне Иваньково по улице Центральная, № 000, общей площадью 100000 кв. м., с кадастровым номером, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, из земель сельскохозяйственного назначения.

1.2.Границы земельного Участка обозначены на прилагаемом к договору кадастровом паспорте и не могут быть самостоятельно изменены Стороной 2 (Приложение).

1.3. Установленный в п.1.1. вид разрешенного использования Участка может быть изменен или дополнен на основании распорядительного акта уполномоченного на то органа исполнительной власти.

2. Обязательства сторон

2.1. Сторона 1 передает безвозмездно, а Сторона 2 принимает земельный участок по акту приема-передачи, не состоящий под арестом (запрещением) и свободный от любых имущественных прав и претензий третьих лиц.

2.2. Сторона 1 передает Стороне 2 земельный участок в качественном состоянии - как он есть.

2.3. Ответственность и права сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, определяются законодательством Российской Федерации , субъектов Российской Федерации.

2.4. Изменение указанного в пункте 1.1 Договора целевого назначения и вида разрешенного использования земель допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

3.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства Российской Федерации.

3.2. При неурегулировании в процессе переговоров споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

4.1. Право собственности на земельный участок у Стороны 2 возникает с момента государственной регистрации.

5. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

5.1. Сторона 1 гарантирует, что до подписания настоящего договора земельный участок никому не продан, не подарен, не заложен, не обременен правами третьих лиц, под арестом (запрещением) не состоит.

5.2. Ограничений и обременений в пользовании земельного участка не имеется.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

6.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме, подписаны сторонами и зарегистрированы в уста­новленном порядке.

6.3. Настоящий Договор может быть расторгнут в установленном законодательством по­рядке до регистрации права собственности Стороной 2 на недвижимое имущество.

6.4. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, из кото­рых один находится у Стороны 1, второй – у Стороны 2, третий у регистрирующего органа.


7. ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

7.1. Приложение – кадастровый паспорт земельного участка.

7.2. Приложение – акт приёма-передачи земельного участка.

8. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

СТОРОНА 1:

Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Шахунского района

Юридический адрес: 606910 Нижегородская область, город Шахунья, площадь Советская, дом 1

л/с № в финансовом отделе администрации Шахунского района РКЦ Шахунья г. Шахунья

Тел./, 2-67-60

СТОРОНА 2:

пол. муж, г., место рождения: г. Караганда Казахской ССР, гражданство Российская Федерация

паспорт серии:№ 000 выдан Шахунским Р области 20.06.2000 года код подразделения 522-053 адрес места жительства: Нижегородская область, г. Шахунья, с. Большое Широкое, ул. Центральная, д. 174

_________________

Приложение

к договору № ___

от _______2013 года

приема-передачи земельного участка.

г. Шахунья «___» ________2013 г.

Сторона 1 передает, а Сторона 2 получает безвозмездно в собственность земельный участок со следующими характеристиками:

1. Нижегородская область.

3. Местоположение – Нижегородская область, г. Шахунья, примерно в 10 метрах на север от производственного здания, расположенного в деревне Иваньково по улице Центральная, № 000

4. Площадь земельного участка – 10000 кв. м.

5. Кадастровый номер – 52:03:0290020:300

На земельном участке имеются:

Объекты капитального строительства

Инв. №, литера

Назначение

Материал стен

Этажность

Год постройки

Назначение

Материал стен

Основание

На момент подписания акта передаваемый земельный участок находится в состоянии, пригодном для использования его по целевому назначению и виду разрешенного использования.

Настоящий акт является неотъемлемой частью договора.

Сторона 1 Сторона 2

М. П.

Оформление земли в собственность является важной процедурой по закреплению своих прав на конкретный земельный участок. Без официальных правоустанавливающих документов нельзя реализовать участок, подарить его родственникам или завещать детям. Разберемся подробнее как оформить земельный участок в собственность.

Способы оформления земли в частную собственность

На российской территории землю можно оформить следующими способами:

  • бессрочное пользование, которое допускает использование участка в установленными нормативными актами целях ;
  • передача участка в частную собственность . Данный вариант предоставляет гражданам широкие возможности. Земля может выступать предметом сделок купли-продажи, обмена, дарения. Кроме того, личный земельный участок можно отписать родственникам или иным гражданам в качестве наследства. Наличие собственности не создаст ограничений для защиты законных интересов при возникновении различных конфликтов с частными лицами и корпоративными институтами.

Варианты и способы регистрации участка

Оформление права собственности на земельный участок может быть в различных формах:

  • в форме единоличной собственности . В данном случае участок будет принадлежит одному гражданину;
  • в виде долевой собственности . При таком раскладе участник становится объектом для реализации прав собственности нескольких граждан. Чаще всего такой вариант приемлем для родственников;

Что нельзя зарегистрировать на себя

Нормативные акты разрешают оформлять землю в собственность всем совершеннолетним гражданам. При этом далеко не каждый земельный участок может превратиться в «личную» землю. Нельзя оформить права собственности в отношении следующих категорий земель:

  • городские и загородные парки;
  • заповедники;
  • территории кладбищ;
  • земли, принадлежащие военному ведомству;
  • земли, относящиеся к водному и лесному фонду.

Некоторые ограничения возникают при попытке оформления в собственность сельскохозяйственных угодий.

Подготовка документов на земельный участок

Для приобретения прав собственности понадобятся следующие документы:

  • удостоверение личности ;
  • , в котором содержится полноценное описание имущественного объекта;
  • документы, иллюстрирующие права на пользование конкретным участком земельного фонда (например, актом о выделении земли, свидетельством о получении наследства, договором, подтверждающим сияние земельных участков, постановлением судебной инстанции; договором мены, договором купли продажи и т.д).

Заявителю необходимо передать полный в регистрирующий орган, который обработает полученную информацию в течении месяца. При вынесении положительного решения гражданин получит специальное свидетельство, в котором будут прописаны права собственности на землю.

Порядок оформления земельного участка в собственность

Подготовка участка к регистрации может сопровождаться , которое необходимо при возникновении споров относительно границ участка или продиктовано необходимостью формирования геодезических и картографических документов.

Права на землю возникают после принятия администрацией муниципального образования решения о передаче участка в собственность или в .

Порядок и этапы оформления земли в качестве частной собственности предусматривают следующие процедуры :

  • формирование земельного надела для того чтобы обозначить четкие границы участка и рассчитать его площадь;
  • получение специального задания, позволяющего выполнить геодезические работы;
  • межевание, которое производится для подготовки план-схемы земельного участка;
  • постановка выделенного надела на кадастровый учет с целью получения кадастрового паспорта;
  • экспертиза правоустанавливающих документов потенциального владельца участка на предмет соответствия действующим законодательным актам регистрационным органом. Также оценивается подлинность документов, анализируются данные о площади и расположении участка. Кроме основных документов, нужно представить справки о правах на использование инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры, а также иллюстрирующие участие в товариществах собственников жилья, кооперативах и иных аналогичных организациях.
  • анализ документов, которые отражают факт официального выделения участка, отсутствие обременений, наличие прав на эксплуатацию земли.
  • оформление свидетельства.

Безвозмездная передача

Участок может предоставляться на возмездной и безвозмездной основе . Правом бесплатного получения земли пользуются граждане, которые воздвигли загородные дома на участках ранее определенной даты. В большинстве регионов точкой отсчета является 1990 год. Все остальные граждане оплачивают процедуру перехода прав собственности по установленным тарифам.

Регистрация земельного участка из государственной и муниципальной собственности в частную может происходить и использованием упрощенной схемы . Она получила оригинальное наименование «дачной амнистии». Данный механизм используется для получения гражданами прав на дачные наделы, а также на участки, на которых планируется возведение частных зданий, гаражей, подсобных помещений, приспособленных для ведения личного хозяйства.

«Дачная амнистия» позволила оформить дома и участки, полученные по . Кроме того, она позволила сэкономить на процедуре регистрации.

Минусом процедуры является отсутствие у зарегистрированных участков четких границ. Такая ситуация часто провоцирует конфликтные моменты с соседями и иными заинтересованными лицами. В отдельных областях даже появилась практика незаконных захватов земли.

Оформление муниципальной земли

Здесь возникают некоторые нюансы. Если речь идет об участках, на которых расположены многоквартирные дома, то их оформление возможно, только если земля поставлена на кадастровый учет.

В жилищном законодательстве прописано, что собственники помещений обладают правами общей долевой собственности на участок, на котором возведен жилой дом, а также расположены иные здания и объекты, которые поддерживают эксплуатацию городского строения.

Обладание землей позволяет влиять на решения, касающиеся следующих важных вопросов:

  • об устройстве территории, расположенной около дома;
  • об организации детских площадок и спортивных объектов;
  • об обустройстве парковки;
  • о возведении ограждений, обозначающих придомовую территорию;
  • о выдаче разрешений на строительство торговых павильонов и иных аналогичных объектов.

Особенности долевого участия

Долевая собственность позволяет распоряжаться участком земли в соответствии с интересами владельцев участка. Подобный вариант всегда предполагает наличие нескольких участников, права которых регламентированы правовыми нормами. Долю
собственности на землю разрешается:

Получение свидетельства о регистрации прав в форме общей долевой собственности происходит после представления следующих документов :

  • акт о выделении участка земли (постановление или распоряжение изданное администрацией);
  • выписка из специальной книги, которая известна под наименованием «похозяйственная»;
  • кадастровый паспорт.

Однако, самые сложные проблемы возникают при попытке стать владельцем участка, на котором размещается гаражное строение. Гаражи считаются объектами коллективного строения, и на основании данного факта не подпадают под перечень ситуаций, для которых применяется «дачная амнистия» .

Участок под гаражом оформляется по стандартной схеме и требует обязательного обращения в исполнительный орган муниципалитета.

Следует знать, что нормативные акты разрешают только однократную передачу земли в собственность на безвозмездной основе. Для оформления второго и последующих участков потребуется оплатить пошлину за регистрационные действия.

Сроки и стоимость оформления

Сроки оформления документации сильно варьируются, но в среднем участок за месяц проходит регистрацию в Россреестре. Стоимость процедуры определяется необходимым набором действий, в случаях когда передача участка не носит безвозмездный характер. Так например, средний ценник на отдельные услуги составляет:

  • Определение границ участка с обязательным выездом специалистов в области геодезии, составлением технической документации будет стоить от 25 тысяч рублей;
  • Получение копии кадастрового паспорта обойдется в сумму от двух до трех тысяч рублей. При необходимости внесения корректировок в кадастр нужно приготовить еще 5 тысяч рублей.
  • Процедура регистрации может быть оценена в 5-8 тысяч рублей в зависимости от региональной системы тарифов;
  • Раздел или интеграция участков земли потребует затрат в сумме более 40 тысяч рублей.

Оформление участка может реализовываться как бесплатно, так и за плату. Второй вариант требует высоких финансовых вложений. Что касается форм собственности, наименьшее количество проблем возникает при единоличной собственности. Долевая собственность предполагает поиск компромисса с остальными участниками земельных взаимоотношений.

Видео: Оформление земельного участка в собственность

Уже ни для кого не секрет, что Россия семимильными шагами движется к тотальному православию. Народные избранники, сенаторы и представители исполнительной власти, кажется, уже не знают, в какое еще место поцеловать РПЦ и лично Алексия II. То Министерство по налогам и сборам, идя навстречу верующим реформирует уже созданную систему налогового учета, то МИД неизвестно с какого перепугу ввязывается в разборки между РПЦ и Ватиканом, то народный избранник А. Чуев радует общественность своими законотворческими инициативами - узаконить традиционную религию (православие, разумеется) и отменить ст.14 Конституции.

В июле 2002 года Совет Федерации решил внести свою лепту в православный шовинизм: Председатель комитета Совета Федерации России по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков предложил вернуть земельную собственность Русской православной церкви.

Очевидно, что поговорка "не было у бабы забот - купила баба порося" на наше государство не распространяется, ибо забот у России и сейчас более, чем достаточно. Похоже, однако, что сенатор Стариков так не считает. Поскольку сенатор явно не способен оценить последствия своей инициативы, если она достигнет своего логического завершения, в предлагаемом материале я попытаюсь кратко охарактеризовать те последствия, которые ждут наше государство в случае успеха инициативы г-на Старикова.

Проблему возвращения тех земель, которыми владела РПЦ до революции, следует рассмотреть, как минимум в двух аспектах - юридическом и политическом.

Юридический аспект заключается в том, как будет решен вопрос о правовой форме передачи собственности РПЦ.

Вряд ли это будет закон, посвященный передаче земель именно РПЦ - полагаю, до этого даже Стариков не додумается. Напомним, что в соответствии с пока не отмененной ст.14 Конституции Россия является светским государством, а это означает, в том числе, что ни одной конфессии не могут быть представлены дополнительные льготы. Если же такой закон будет принят (ибо сомнений в интеллектуальном уровне народных избранников становится с каждым днем все больше), то за этим неизбежно последует запрос в Конституционный Суд РФ. Судьи Конституционного Суда, связанные буквой и духом Конституции, будут обязаны признать неконституционность такого акта. А если этого не произойдет, это будет означать, что страна созрела для новой революции.

Федеральное Собрание может обойти эти трудности, приняв общий закон о реституции. Но это неизбежно приведет к тому, что свои права на незаконно конфискованную собственность заявят и другие субъекты. Трудно представить, к каким последствиям это может привести.

Есть и третий вариант, который не связан с принятием закона, а предполагает добровольную передачу земель, находящихся в собственности органов публичной власти субъектов Федерации в собственность церкви. Так, губернатор Самарской области Константин Титов сообщил 30 июля 2002 года "Интерфаксу", что Иверскому монастырю на территории области уже отдана земля, на которой он находится. Третий вариант, конечно, не породит катастрофических правовых последствий, но он породит последствия политические.

Политические последствия в случае положительного решения проблемы могут быть следующие. Передача земель РПЦ неизбежно повлечет за собой аналогичные требования иных религиозных конфессий, которые придется удовлетворить. Иначе в многоконфессиональных районах, например, Северного Кавказа неизбежно возникнет напряженность.

Далее, РПЦ рассчитывает на реституцию всех земель, а это 3 миллиона гектаров. Конечно, в масштабах России в целом это площадь незначительная, но чтобы составить себе представление об аппетитах РПЦ скажем, что это чуть меньше площади Италии. Передача такой земельной площади автоматически приведет к укреплению экономического статуса РПЦ. Тут тоже есть над чем призадуматься. Общеизвестно, что собственность придает в том числе и политический вес. Если не имея существенной экономической основы РПЦ смогла втянуть светские власти в решение сугубо церковных проблем (те же разборки с Ватиканом), то каковы будут действия церкви, осуществляемые с позиции экономического могущества?

Далее, передача земель в собственность церкви нанесет удар и по бюджетной системе РФ - напомним, что в соответствии со ст.4 Закона РСФСР "О налоге на имущество предприятий" имущество религиозных объединений и организаций налогом не облагается.

Далее, передача земель в собственность порождает у собственника (в данном случае, церкви) право "по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц" (Гражданский Кодекс, ст.209). Зная деловую ухватистость церковных деятелей, кто поручится за то, что церковь не пустит эти земли "в оборот"?

Это лишь малая часть тех проблем, к которым приведет возврат церковных земель.

В свете всего вышесказанного создается впечатление, что главным врагом России являются не чеченские и грузинские боевики, а "главная культурно-историческая ценность" - РПЦ.

Loading...Loading...