Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе

    Оборудование:

    Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие.
    2. II. Актуализация знаний.

    Cлайд 1

    Для всех угнетенных
    Трудом обожженных,
    Разницы в цвете кожи - нет
    В людях - черных, белых, желтых -
    Красная кровь течет.

    Р.Рождественский.

    слайд 2

    (Слайд 3) :

    Слайд 4

    Раса? - это……

    Слайды 5-8)

    признаки

    расы

    цвет кожи

    усы, борода

    Слайд 9

  • характером окружающей среды,
  • климата,
  • пищевых ресурсов,
  • количеством солнечного света.

Слайд 10

  • Узких глаз у монголоидов.
  • Курчавых волос у негроидов.

Слайд 11 Расизм

Слайды 12-14

Слайд 15

  • все едины по происхождению.

По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Антропологи считают, что 1\5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы - представители смешанных браков.

Слайд 16

  1. Что такое расы?

Слайд 17


«Поверочная работа»

Поверочная работа

Вариант 1

Из предложенных доказательств выберите рудименты

Проявление признака

    третье веко

    форма ушной раковины

    многососковость

    зачатки зубов мудрости

    повышенное оволосенение

  1. выросшие зубы мудрости

    умение шевелить ушами

    аппендикс

    появление хвоста

Поверочная работа

Вариант 2

Из предложенных доказательств выберите атавизмы

Проявление признака

    третье веко

    форма ушной раковины

    многососковость

    зачатки зубов мудрости

    повышенное оволосенение

  1. выросшие зубы мудрости

    умение шевелить ушами

    аппендикс

    появление хвоста

правильные ответы

рудименты: 1 2 4 6 9

атавизмы: 3 5 7 8 10

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Расы 9 класс»

Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение

Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

    Образовательные: Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.

    Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с учебной литературой. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.

    Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитание в учащихся расовой толерантности.

Оборудование: компьютерное обеспечение, разработанная презентация, раздаточный материал.

Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль).

Ход урока

    Организационный момент. Приветствие.

    II. Актуализация знаний.

Опрос домашнего задания (5 минут):

Рудименты, атавизмы (выбрать из списка)

III. Изучение нового материала.

Cлайд 1

Для всех угнетенных
Трудом обожженных,
Разницы в цвете кожи – нет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.

Р.Рождественский.

слайд 2

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Тема)

(Слайд 3) :

Какие вопросы мы будем рассматривать:

    Что такое расы? Расизм? Как произошли расы?

    Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?

    Какие механизмы лежат в основе формирования рас?

Достаточно выйти на улицу большого города, чтобы, посмотрев вокруг себя, увидеть поразительное многообразие людей: разное строение черепа, разный цвет кожи, разные пропорции тела, разный цвет и структура волос. Уже несколько столетий, чтобы объяснить эти различия, используется понятие «расы» и «расовые признаки».

Слайд 4

Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.

Раса? – это……

Слайды 5-8)

Современное человечество разделяют на три основные расы: европеоидную, негроидную и монголоидную. (Работа в тетради с таблицей 7 мин)

Используя материал учебника и собственные знания, заполните таблицу:

признаки

расы

цвет кожи

усы, борода

Слайд 9

Как вы думаете, что способствовало формированию разных морфологических признаков? (Условия)

По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются: (Карта в учебнике)

    характером окружающей среды,

  • пищевых ресурсов,

    количеством солнечного света.

Слайд 10 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

    Обильного роста бороды и усов у европеоидов.

    Узких глаз у монголоидов.

    Курчавых волос у негроидов.

Слайд 11 Расизм

Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. (Сообщение)

Слайды 12-14

Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, спортсмены, преподаватели, люди искусства. (Сообщения)

Слайд 15 Человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом». Для людей всех рас характерны видовые признаки: НАЗОВИТЕ

    сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);

    физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);

    возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;

    все едины по происхождению.

По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Антропологи считают, что 1\5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Слайд 16 Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? (слайд с вопросами)

    Что такое расы?

    Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.

    На чем основаны расовые различия людей?

Слайд 17 Итак, какой вывод можно сделать:

Учитель: Шилова Татьяна Викторовна, МБОУ «СОШ №226» г. Заречный Пензенская обл.

Просмотр содержимого презентации
«РАСЫ»

Правильные ответы

рудименты: 1 2 4 6 9

атавизмы: 3 5 7 8 10

Оценка:

5 ответов «5»

4 ответа – «4»

3 ответа – «3»

2 ответа – «2»


Для всех угнетенных Трудом обожженных, Разницы в цвете кожи – нет… В людях – черных, белых, желтых – Красная кровь течет.

Р. Рождественский



  • Что такое расы? Расизм?
  • Как произошли расы?
  • Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?
  • Какие механизмы лежат в основе формирования рас?

Термин «Раса»

ввел Жорж Бюффон

в 18 веке.

Раса – это…


признаки

расы

цвет кожи

усы, борода





Как вы думаете, что способствовало формированию разных морфологических признаков?

  • характер окружающей среды климат пищевые ресурсов количество солнечного света
  • характер окружающей среды
  • климат
  • пищевые ресурсов
  • количество солнечного света

  • Обильный рост бороды и усов у европеоидов.
  • Узкие глаз у монголоидов.
  • Курчавые, жесткие волосы у негроидов.

Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым либо этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать их.


актрисы

Ли Гун

Анна Самохина

Холли Берри


актеры

Сергей

Безруков

Джеки Чан

Эдди Мерфи


баскетболисты

Сергей Моня

Майкл Джордан

Яо Мина


музыканты

Микаэль

Стив Уандер

Александр

Буйнов


  • сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
  • физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
  • возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
  • все едины по происхождению.

  • Что такое расы?
  • Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.
  • На чем основаны расовые различия людей?


Домашнее задание

§ 48

Подготовить сообщения на

тему «Влияние человека на

природу Земли»

Расы человека (франц., ед. ч. race) – систематические подразделения внутри вида Человек разумный (Homo Sapiens Sapiens). В основе понятия «раса» лежит биологическое, прежде всего физическое сходство людей и общность населяемой ими территории (ареала) в прошлом или настоящем. Раса характеризуется комплексом наследуемых признаков, к которым относятся цвет кожи, волос, глаз, форма волос, мягких частей лица, черепа, отчасти рост, пропорции тела и др. Но поскольку большинство этих признаков у человека подвержено изменчивости, а между расами происходили и происходят смешения (метисация), конкретный индивид редко обладает всем набором типичных расовых признаков.

2. Большие расы человека

Начиная с 17 века предложено немало различных классификаций человеческих рас. Наиболее часто выделяют три основные, или большие, расы: европеоидная (евразийская, кавказоидная), монголоидная (азиатско-американская) и экваториальная (негро-австралоидная).
Европеоидная раса характеризуется светлой кожей (с вариациями от очень светлой, главным образом в Северной Европе, до относительно смуглой в Южной Европе и на Ближнем Востоке), мягкими прямыми или волнистыми волосами, горизонтальным разрезом глаз, умеренно или сильно развитым волосяным покровом на лице и груди у мужчин, заметно выступающим носом, прямым или несколько наклонным лбом.
У представителей монголоидной расы цвет кожи варьируется от смуглого до светлого (в основном у североазиатских групп), волосы, как правило, темные, часто жесткие и прямые, выступание носа обычно небольшое, глазная щель имеет косой разрез, значительно развита складка верхнего века и, кроме того, есть складка (эпикантус), прикрывающая внутренний угол глаза; волосяной покров слабый.
Экваториальная, или негро-австралоидная раса отличается темной пигментацией кожи, волос и глаз, курчавыми или широковолнистыми (австралийцы) волосами; нос обычно широкий, маловыступающий, нижняя часть лица выдается.
Генетически все расы представлены различными аутосомными компонентами , а в тех случаях когда раса смешанного происхождения, то таких компонент обычно выделяется несколько, каждая из которых различного происхождения.

3. Малые расы и их географическое распространение

Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Внутри европеоидной расы различают атланто-балтийскую, беломорско-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы. Ныне европеоиды населяют фактически всю обитаемую сушу, но до середины 15 века - начала великих географических открытий - основной их ареал включал Европу и частично Северную Африку, Переднюю и Среднюю Азию и Северную Индию. В современной Европе представлены все малые расы, но численно преобладает среднеевропейский вариант (часто встречается у австрийцев, немцев, чехов, словаков, поляков, русских, украинцев); в целом же ее население очень смешанно, особенно в городах, вследствие переселений, метисации и притока мигрантов из других регионов Земли.
Внутри монголоидной расы обычно выделяют дальневосточную, южноазиатскую, североазиатскую, арктическую и американскую малые расы, причем последняя иногда рассматривается и как отдельная большая раса. Монголоиды заселили все климатогеографические зоны (Северная, Центральная, Восточная и Юго-Восточная Азия, острова Тихого океана, Мадагаскар, Северная и Южная Америка). Для современной Азии характерно большое разнообразие антропологических типов, но преобладают по численности различные монголоидные и европеоидные группы. Среди монголоидов наиболее распространены дальневосточная (китайцы, японцы, корейцы) и южноазиатская (малайцы, яванцы, зондцы) малые расы, среди европеоидов - индо-средиземноморская. В Америке коренное население (индейцы) составляет меньшинство, по сравнению с различными европеоидными антропологическими типами и группами населения представителей всех трех больших рас.

Рис. Схема антропологического состава народов мира (малые расы, выделяемые внутри больших, отличаются друг от друга не столь существенными признаками).

Экваториальная, или негро-австралоидная, раса включает три малые расы африканских негроидов (негрская, или негроидная, бушменская и негрилльская) и столько же океанийских австралоидов (австралийская, или австралоидная, раса, которую в некоторых классификациях выделяют в самостоятельную большую расу, а также меланезийская и веддоидная). Ареал экваториальной расы не сплошной: он охватывает большую часть Африки, Австралию, Меланезию, Новую Гвинею, отчасти Индонезию. В Африке численно преобладает негрская малая раса, на севере и юге континента значителен удельный вес европеоидного населения.
В Австралии коренное население составляет меньшинство по отношению к мигрантам из Европы и Индии, довольно многочисленны и представители дальневосточной расы (японцы, китайцы). В Индонезии преобладает южноазиатская раса.
Наряду с перечисленным выше существуют расы с менее определенным положением, образовавшиеся в результате длительного смешения населения отдельных регионов, например, лапаноидная и уральская расы, совмещающие черты европеоидов и монголоидов в той или иной степени, а также эфиопская раса - промежуточная между экваториальной и европеоидной расами.

4. Происхождение человеческих рас

Расы человека, по-видимому, появились сравнительно недавно. Согласно одной из схем, основанной на данных молекулярной биологии и генетики, разделение на два больших расовых ствола - негроидный и европеоидно-монголоидный - произошло скорее всего около 80 тысяч лет назад, а первичная дифференциация прото-европеоидов и прото-монголоидов - около 40-45 тысяч лет назад. Большие расы в основном формировались под влиянием природных и социально-экономических условий в ходе внутривидовой дифференциации уже сложившегося человека разумного, начиная с эпохи палеолита и мезолита, но распространились главным образом уже в неолите и позже. Европеоидный тип установился массово с неолита, хотя многие отдельные его черты прослеживаются в позднем или даже среднем палеолите. Фактически отсутствуют достоверные свидетельства присутствия сложившихся монголоидов в Восточной Азии в донеолитическую эпоху, хотя в Северной Азии они, возможно, существовали уже в позднем палеолите. В Америке предки индейцев не были окончательно сложившимися монголоидами. Также и Австралия заселялась еще «нейтральными» в расовом отношении неоантропами.

Существуют две основные гипотезы происхождения человеческих рас - полицентризма и моноцентризма.
Согласно теории полицентризма, современные расы человека возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках: европеоидная в Европе, негроидная в Африке, монголоидная в Центральной и Восточной Азии, австралоидная в Австралии. Однако если эволюция расовых комплексов и шла параллельно на разных континентах, она не могла быть полностью независимой, поскольку древние проторасы должны были скрещиваться на границах своих ареалов и обмениваться генетической информацией. В ряде областей сформировались промежуточные малые расы, характеризующиеся смешением признаков разных больших рас уже в древности. Так, промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами занимают южносибирская и уральская малые расы, между европеоидной и негроидной - эфиопская и т. д.
С позиций моноцентризма современные человеческие расы сформировались относительно поздно, 30-35 тыс. лет назад, в процессе расселения неоантропов из области их возникновения. При этом также допускается возможность скрещивания (хотя бы ограниченного) неоантропов во время их экспансии с вытесняемыми популяциями палеоантропов (как процесса интрогрессивной межвидовой гибридизации) с проникновением аллелей последних в генофонды популяций неоантропов. Это также могло способствовать расовой дифференциации и устойчивости некоторых фенотипических признаков (подобных лопатообразным резцам монголоидов) в центрах расообразования.
Существуют и компромиссные между моно- и полицентризмом концепции, допускающие расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных уровнях (стадиях) антропогенеза: например, более близких друг к другу европеоидов и негроидов уже на стадии неоантропов с первоначальным развитием их предкового ствола в западной части Старого Света, тогда как еще на стадии палеоантропов могла обособиться восточная ветвь - монголоиды и, может быть, австралоиды, хотя по некоторым отдельным признакам европеоиды имеют общие признаки и с австролоидами.
Большие расы человека занимают обширные территории, охватывающие народы, которые различаются по уровню экономического развития, культуре, языку. Нет сколько-нибудь четких совпадений понятий «раса» и «этнос» (народ, нация, национальность). В то же время есть примеры антропологических типов (малые, а иногда и большие расы), которые соответствуют одному или нескольким близким этносам, например, лапаноидная раса и саамы. Гораздо чаще, однако, наблюдается обратное: один антропологический тип широко распространен среди многих этносов, как, например, в коренном населении Америки или у народов Северной Европы. Вообще все крупные народы, как правило, неоднородны в антропологическом отношении. Нет также совпадения между расами и языковыми группами - последние возникали позже, чем расы. Так, среди тюркоязычных народов имеются представители как европеоидов (азербайджанцы), так и монголоидов (якуты). Термин «расы» неприменим к языковым семьям - например, нужно говорить не о «славянской расе», а о группе родственных народов, говорящих на славянских языках.

5. Расы и расизм

Многие расовые признаки имеют приспособительное значение. Например, у представителей экваториальной расы темная пигментация кожи защищает от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей, а вытянутые пропорции тела увеличивают отношение поверхности тела к его объему и тем самым облегчают терморегуляцию в условиях жаркого климата. Однако расовые признаки не являются определяющими для существования человека, поэтому они ни в коей мере не свидетельствуют о каком-либо биологическом или интеллектуальном превосходстве или, напротив, неполноценности той или иной расы. Все расы находятся на одном и том же уровне эволюционного развития и характеризуются одинаковыми видовыми особенностями. Поэтому концепции о якобы неравноценности человеческих рас в физическом и психическом отношениях (расизм), выдвигаемые с середины 19 века, научно несостоятельны. Расизм имеет отчетливые социальные корни и всегда использовался как оправдание для насильственного захвата земель и дискриминации коренных народов. Расисты обычно игнорируют тот факт, что различия между достижениями разных народов полностью объясняются историей их культур, зависящей от внешних факторов, от их исторически меняющейся роли. Достаточно сравнить уровень культурного развития населения Северной Европы в наши дни и в эпоху великих цивилизаций прошлого в Месопотамии, Египте, долине Инда.

Заключение

Расы человека – систематические подразделения внутри вида Человек разумный (Homo sapiens). В основе понятия «раса» лежит биологическое, прежде всего физическое сходство людей и общность населяемой ими территории (ареала) в прошлом или настоящем.
Наиболее часто по признакам выделяют три основные, или большие, расы: европеоидная (евразийская, кавказоидная), монголоидная (азиатско-американская) и экваториальная (негро-австралоидная). Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы.
Существуют две основные гипотезы происхождения человеческих рас - полицентризма и моноцентризма.
Согласно теории полицентризма, современные расы человека возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках: европеоидная в Европе, негроидная в Африке, монголоидная в Центральной и Восточной Азии, австралоидная в Австралии.
С позиций моноцентризма современные человеческие расы сформировались относительно поздно, 20-35 тыс. лет назад, в процессе расселения неоантропов из области их возникновения.
Существуют и компромиссные между моно- и полицентризмом концепции, допускающие расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных уровнях (стадиях) антропогенеза.
Большие расы человека занимают обширные территории, охватывающие народы, которые различаются по уровню экономического развития, культуре, языку. Нет сколько-нибудь четких совпадений понятий «раса» и «этнос» (народ, нация, национальность). Вообще все крупные народы, как правило, неоднородны в антропологическом отношении. Нет также совпадения между расами и языковыми группами - последние возникали позже, чем расы.
Многие расовые признаки имеют приспособительное значение и не являются определяющими для существования человека, поэтому они ни в коей мере не свидетельствуют о каком-либо биологическом или интеллектуальном превосходстве или, напротив, неполноценности той или иной расы. Все расы находятся на одном и том же уровне эволюционного развития и характеризуются одинаковыми видовыми особенностями. Поэтому концепции о якобы неравноценности человеческих рас в физическом и психическом отношениях (расизм), выдвигаемые с середины 19 века, научно несостоятельны. Расизм имеет отчетливые социальные корни и всегда использовался как оправдание для насильственного захвата земель и дискриминации коренных народов. Расисты обычно игнорируют тот факт, что различия между достижениями разных народов полностью объясняются историей их культур, зависящей от внешних факторов, от их исторически меняющейся роли.

На генетическом уровне также прослеживаются четкие корреляции между

Вопрос 1. Какие большие расы выделяют внутри вида Человек разумный?
Вид Человек разумный разделяют на три большие расы: евразийскую (европеоидную), азиатско-американскую (монголоидную) и австрало-негроидную (экваториальную).
Расовые типы отличаются цветом кожи, структурой волос, разрезом глаз. По остальным признакам не различаются,так как относятся к одному виду - Homo Sapiens.
Для европеоидной расы характерны: светлая пигментация кожи, мягкие волосы (прямые или волнистые), обильное развитие бороды и усов, глаза от голубых до карих и черных.
Для монголоидной расы характерны: жесткие темные волосы, темные глаза, желтоватая кожа, лицо уплощено, с выделяющимися скулами, плоское переносье, совкообразные резцы, эпикантус - особая складка верхнего века, которая прикрывает внутренний угол глаза. Нос довольно узкий.
Для негроидной расы характерны: темные курчавые волосы, темная кожа и глаза, полные губы, широкий нос, слабое или среднее развитие волосяного покрова, лицевая часть черепа выступает в вертикальной плоскости.

Вопрос 2. Какие механизмы лежат в основе формирования человеческих рас?
Известно, что среди неоантропов существовало множество различных физических типов. В результате миграций по земному шару отдельные популяции людей приспосабливались иногда к диаметрально противоположным условиям окружающей среды. Изоляция способствовала закреп-лению признаков и возникновению рас, которые были максимально адаптированы к местным условиям. Классическим примером является темная кожа негроидов, защищающая их от солнечной радиации. Эпикантус у монголоидов служил для защиты глаз от пыли, которой много в степи, или от снежной пурги на Севере.

Вопрос 3. Приведите доказательства единства происхождения человеческих рас.
Все расы человека едины по происхождению. Главным доказательством этого является возможность межрасовых браков, дающих плодовитое потомство. В настоящее время в связи с легкостью перемещения людей по всему земному шару количество см¬шанных браков растет. Например, в России более 45 млн человек относятся к переходному европеоидно-монголоидному типу. Смешение рас говорит о видовом единстве человека.
Другими доказательствами этого единства являются анатомические и физиологические сходства рас, общность групп крови и заболеваний, сходство (на невербальном, эмоциональном уровне) способов коммуникации. Наконец, степень отличий геномов у людей разных рас составляют около 0,1%, что явно меньше среднего уровня межвидовых различий (более 1%).
На основании определения числа аллелей, свойственных той или иной группе организмов, возможно определение генетического расстояния между ними. Эта величина для больших рас человека составляет 0,03. Она гораздо ниже цифр, характерных для истинных подвидов (0,17-0,22), и еще более мала по сравнению с межвидовым расстоянием (0,5-0,6 и более). В животном мире генетическое расстояние, равное 0,03, соответствует обычно генетическим отличиям местных популяций друг от друга. Все эти данные свидетельствуют о том, что понятие расы условно, второстепенно и не позволяет подводить под иерархическую классификацию рас глубокую биологическую, а значит, и социальную базу.

Вопрос 4. Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида?
Основная причина этого - недостаточный срок эволюции Homo Sapiens., как биологического вида, и недостаточный уровень географической изоляции человеческих популяций. Кроме того, по ходу эволюции человека значение биологических (расовых) характеристик, как объектов естественного отбора, уступило свое место социальной значимости индивида. То есть по мере развития общества отбор все меньше затрагивал специфические расовые качества, что замедлило процесс генетического разделения рас.
Вопрос 5. В чем заключается отличие расы и нации?
Расы - исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками. Различия между нациями формируются в результате действия хозяйственных, политических, религиозных и других социальных (общественных) факторов. Для нации огромную важность представляет самосознание и культурное наследие.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о стадиях эволюции человека; факторах антропогенеза. Мобилизировать понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе доказать существование одного вида Человек разумный, представленного расами (используя при этом постановку проблемной ситуации). Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.
  • Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой, интернетом. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
  • Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитание в учащихся расовой толерантности.

Оборудование: таблицы: «Человеческие расы», «Этапы антропогенеза», бюсты питекантропа, синантропа, кроманьонца, представителей рас человека, компьютерное обеспечение, разработанная презентация, раздаточный материал, в том числе дидактические карточки для каждого ученика.

Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль).

План урока

I. Организационный момент (сообщение темы, цели, ожидаемых конечных результатов по уроку). Презентация.

Сегодня мы завершаем тему «Происхождение человека».

У Вас есть право придерживаться различных теорий по этому вопросу – божественной, инопланетной (как варианта теории панспермии).

Но напомню, что в рамках нашего курса мы рассматриваем с Вами тему с биологической (естественнонаучной точки зрения).

Биологический аспект теории антропогенеза заключается в происхождении и эволюции рода Homo , в определении места человека разумного в животном мире, его родстве с другими приматами, и особенно с ближайшими родичами – современными человекообразными обезьянами. И речь на наших уроках идёт об эволюции человека как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.

  1. Что такое расы? Расоведение? Расизм?
  2. Как произошли расы?
  3. Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?
  4. Какие механизмы лежат в основе формирования рас?

Но давайте обо всем по порядку.

II. Разминка (терминология, актуализация основных вопросов по теме).

Мы рассмотрели движущие силы антропогенеза, основные этапы и стадии эволюции человека. Вспомним основные термины (Слайд 3):

  • ЭВОЛЮЦИЯ
  • АНТРОПОГЕНЕЗ
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
  • МОРФОЛОГИЯ
  • ОЛДОВАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ПИТЕКАНТРОП
  • ДРИОПИТЕК
  • АЛЛЕЛИ
  • ГЕНОФОНД.

III . Проверка домашнего задания:

  1. 4 человека идут на первые парты с одной ручкой – работа по карточкам . (Приложение 1)
  2. устный индивидуальный опрос 2-х учащихся по вопросам домашнего параграфа:
  • 1 человек - На каком основании питекантропа и синантропа можно считать предками человека?(Слайд 4).
    Дополнительный вопрос : Назовите положение человека в системе животного мира.
  • 2 человек – Как Вы считаете, на чем основано утверждение, что кроманьонцы первые современные люди? (Слайд 5 ).
    Дополнительный вопрос: Перечислите важнейшие этапы эволюции человека.

IV. Поурочный рейтинговый контроль (тестирование или разноуровневые самостоятельные работы на 5 минут даются на каждом уроке по ходу изучению темы, в конце темы выводится общая оценка за письменные работы) (Приложение 2).

V . Итог по опросу, письменной работе и переход к новой теме:

Кроманьонцы – первые современные люди, наши непосредственные предки. Они появились 30 – 40 тысяч лет назад.

Как изменился современный человек? Как и когда появились человеческие расы? (Слайд 6):

  1. Что такое расы?
  2. Какие расы Вам известны?
  3. Каковы особенности различных рас?
    Открываю план урока на доске:
    1. Расы – это подразделения одного вида или каждая из них является отдельным видом?
    2. Отличительные характеристики рас.
    3. Когда могли появиться расы? С чем связаны морфологические различия рас?
    4. К какой группе изменений можно отнести формирования расовых признаков: ароморфозам или идиоадаптациям?

Для удобства работы будем использовать дидактические карточки (Приложение 3):

  • впишите тему урока;
  • обратите вопрос в дидактической карточке, это первый вопрос плана урока.

1. и 2. вопрос плана - Работа по слайдам 7 - 19.

Какой вывод можно сделать? (Слайд 20):

Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в соотношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде. Количество генов отличающих одну расу от другой невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и т.д. , т. е. они имеют одинаковый наследственный потенциал , а значит и единое происхождение , а значит Расы – это подразделения одного вида Человек разумный.

3. КОГДА МОГЛИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИТСЯ РАСЫ? С чем это связано? (вопрос классу)

Вероятно, образование рас началось на стадии кроманьонца, когда труд стал основой существования общества и люди уже умели приспосабливаться к неблагоприятным условиям. Климатические факторы и естественный отбор на этой стадии утратили своё первостепенное значение. Люди стали расселяться на новые территории. Вследствие длительного существования в определенных физико-географических условиях у разных людей возник ряд наследственных свойств (цвет кожи, волос), которое в дальнейшем прошлом могло иметь адаптивное, приспособительное значение. Но эти признаки не влияли на умственные способности, речь, познание, трудовую деятельность.

Приведём доказательства: у негроидов темная окраска кожи могла закрепиться как защитное приспособление против ярких солнечных лучей, шапка курчавых волос имеет воздушную прослойку, что защищает голову от перегрева.

А европеоиды?

А монголоиды?

4. К КАКОЙ ГРУППЕ ИЗМЕНЕНИЙ МОЖНО ОТНЕСТИ ФОРМИРОВАНИЕ РАСОВЫХ ПРИЗНАКОВ: АРОМОРФОЗОВ ИЛИ ИДИОАДАПТАЦИЙ?

А что такое расизм?

Евгеника?

Кто такие скинхеды?

Что Вам известно на эту тему? (Слайды 22-26)

Итог по теме урока: (по слайду 27) и вопросам

  1. Что такое расы?
  2. Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.
  3. Какие механизмы лежат в возникновении рас?
  4. На чем основаны расовые различия людей?
  5. Что такое расоведение?
  6. что такое расизм?

Формируется вывод

Расы – это подразделения одного вида Человек разумный. Механизм образования рас таков же, как и механизм образования внутривидовых группировок животных. Они появились в результате географической изоляции популяций, живших в разных природно-климатических условиях, и обособились они уже после формирования социальных взаимоотношений. Темпы эволюции человека как вида резко снизились. Ни одна из рас не достигла видового обособления. Следовательно, всё человечество – это единый биологический вид.

Рефлексия (слайд 28).

Все люди, живущие на планете Земля, в настоящее время принадлежат к одному виду — Человек разумный . Внутри данного вида ученые выделяют человеческие расы.

Человеческая раса — исторически сложившаяся группа людей с общими наследственными морфологическими особенностями.

К таким особенностям относятся: тип и цвет волос, цвет кожи и глаз, форма носа, губ, век, черты лица, тип телосложения и др. Все перечисленные признаки являются наследственными.

Исследование ископаемых останков кроманьонцев показало, что они имели черты, характерные для современных человеческих рас. На протяжении десятков тысячелетий потомки кроманьонцев проживали в самых разнообразных географических областях планеты. Это значит, что каждая человеческая раса имеет собственный ареал возникновения и формирования. Отличия между человеческими расами — это результат естественного отбора в разных условиях обитания при наличии географической изоляции. Длительное действие факторов окружающей среды в местах постоянного проживания приводило к постепенному закреплению комплекса признаков, характерных для этих групп людей. В настоящее время выделяют три большие человеческие расы. Они в свою очередь подразделяются на малые расы (их около тридцати).

Представители европеоидной (евразийской) расы приспособились к жизни в условиях холодного и влажного климата. Ареалом распространения европеоидной расы являются Европа, Северная Африка, небольшая часть Азии и Индии, а также Северная Америка и Австралия. Для них характерна преимущественно светлая или слегка смуглая кожа. Эта раса характеризуется прямыми или волнистыми волосами, узким выступающим носом и тонкими губами. На лице у мужчин выражен волосяной покров (в виде усов и бороды). Выступающий узкий нос у европеоидов способствует согреванию вдыхаемого воздуха в холодных климатических условиях.

Люди негроидной (австрало-негроидной) расы в наибольшей степени представлены на участках планеты с жарким климатом. Они населяют Африку, Австралию и острова Тихого океана. Адаптациями к данным климатическим условиям являются темный цвет кожи, вьющиеся или волнистые волосы. Например, вьющиеся волосы на голове представителей негроидной расы формируют своеобразную воздушную подушку. Такая особенность расположения волос защищает голову от перегрева. Для представителей негроидной расы также характерен плоский, мало выступающий нос, толстые губы и темный цвет глаз.

Монголоидная (азиатско-американская) раса распространена на территориях Земли с суровым континентальным климатом. Исторически данная раса населяла практически всю Азию, а также Северную и Южную Америку. Монголоиды характеризуются смуглой кожей, прямыми жесткими темными волосами. Лицо уплощенное, с хорошо выраженными скулами, нос и губы средней ширины, волосяной покров лица развит слабо. Имеется кожная складка во внутреннем уголке глаза — эпикантус . Узкий разрез глаз и эпикантус у монголоидов являются приспособлениями к частым пыльным бурям. Формирование толстой жировой подкожной клетчатки позволяет им адаптироваться к низким температурам холодных континентальных зим.

Единство человеческих рас подтверждается отсутствием генетической изоляции между ними. Это выражается в возможности появления плодовитого потомства в межрасовых браках. Еще одним доказательством единства рас служит наличие у всех людей на пальцах дугообразных узоров и одинаковый характер расположения волос на теле.

Расизм — совокупность учений о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Идеи расизма зародились, когда открытые Ч. Дарвином законы эволюции живой природы стали переноситься на человеческое общество.

Основными идеями расизма являются идеи об изначальном делении людей на высшие и низшие расы из-за их биологической неравноценности. Причем представители высших рас являются единственными создателями цивилизации и призваны господствовать над низшими. Так расизм стремится оправдать социальную несправедливость в обществе и колониальную политику.

Расистская теория на практике существовала в фашистской Германии. Фашисты считали высшей свою арийскую расу и этим оправдывали физическое уничтожение огромного количества представителей других рас. В нашей стране как одной из наиболее пострадавших от агрессии фашистских оккупантов любое следование идеям фашизма осуждается и карается по закону.

Расизм не имеет под собой никакого научного обоснования, так как доказана биологическая равноценность представителей всех рас и их принадлежность к одному виду. Различия же, имеющиеся в уровне развития, являются следствием социальных факторов.

Некоторые ученые предполагали, что главной движущей силой эволюции человеческого общества является борьба за существование. Эти взгляды легли в основу социал-дарвинизма — псевдонаучного течения, согласно которому все общественные процессы и явления (возникновение государств, войны и т. д.) подчинены законам природы. Сторонники этого учения рассматривают социальное неравенство людей как следствие их биологической неравноценности, возникшей в результате естественного отбора.

Особенности эволюции человека на современном этапе

В современном обществе на первый взгляд не наблюдается явных признаков дальнейшей эволюции вида Homo sapiens . Но этот процесс продолжается. Определяющую роль на данном этапе играют социальные факторы, однако сохранилась роль и некоторых биологических факторов эволюции.

Постоянно возникающие под действием факторов среды мутации и их комбинации изменяют генотипический состав популяции человека. Они обогащают фенотипы людей новыми признаками и поддерживают их уникальность. В свою очередь, вредные и несовместимые с жизнью мутации удаляются из человеческой популяции естественным отбЗагрязнение планеты, прежде всего химическими соединениями, является причиной увеличения темпов мутагенеза и накопления генетического груза (вредных рецессивных мутаций). Этот факт так или иначе может оказать влияние на эволюцию человека.

Сформировавшийся около 50 тыс. лет назад вид Человек разумный к настоящему времени практически не претерпел внешних изменений. Это результат действия стабилизирующего естественного отбора в относительно однородной среде обитания человека. Одним из примеров его проявления явилась повышенная выживаемость новорожденных детей с массой тела в пределах средних значений (3-4 кг). Однако на современном этапе благодаря развитию медицины роль данной формы отбора значительно снизилась. Современные медицинские технологии позволяют выхаживать новорожденных с низкой массой тела и дают возможность полноценно развиваться недоношенным детям.

Ведущая роль изоляции в эволюции человека прослеживалась на этапе формирования человеческих рас. В современном обществе благодаря разнообразным средствам передвижения и постоянной миграции людей значение изоляции практически ничтожно. Отсутствие генетической изоляции между людьми является важным фактором в обогащении генофонда населения планеты.

На некоторых относительно ограниченных территориях не утратил своей эволюционной роли такой фактор, как дрейф генов . В настоящее время он проявляется локально в связи с природными катаклизмами. Стихийные бедствия иногда уносят жизни десятков и даже сотен тысяч людей, как это произошло в начале 2010 г. в результате землетрясения на Гаити. Это, несомненно, оказывает влияние на генофонд человеческих популяций.

Следовательно, на эволюцию вида Homo sapiens в настоящее время влияет только мутационный процесс. Действие естественного отбора и изоляции минимально.

Все люди, живущие на планете Земля в настоящее время, принадлежат к одному виду — Человек разумный. В пределах данного вида выделяют человеческие расы. Признаки рас сформировались под влиянием факторов среды обитания. В настоящее время выделяют три большие человеческие расы: европеоидную, австрало-негроидную и монголоидную. На современном этапе из биологических факторов на эволюцию человека в неизменном виде действует только мутационный процесс. Роль естественного отбора и дрейфа генов значительно снизилась, а изоляция практически утратила свое значение.

Loading...Loading...