Что относится к секретным сведениям. Оформляем допуск к государственной тайне

Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

Что есть тайна

Тайна - понятие, имеющее несколько смысловых значений. В общем понимании тайна трактуется как нечто неразгаданное, еще непознанное. Применительно к функциям государственных и коммерческих органов под тайной понимается то, что скрывается от других и что известно строго определенному кругу лиц.

Иначе говоря, тайну составляют те сведения, которые не подлежат разглашению. Они содержатся в секрете, как правило, определенное время, обусловленное их государственной значимостью, необходимостью, вытекающей из интересов страны в целом или отдельного ведомства.

По разным причинам часть информации утрачивает свою секретность, поэтому со временем отпадает необходимость сохранять ее в тайне. Впоследствии эти данные могут быть оглашены или опубликованы.

Грифы секретности

В повседневной деятельности министерств и ведомств Российской Федерации образуется огромное количество документов. Вполне закономерно, что любая управленческая деятельность невозможна без документооборота. Характерной особенностью состояния управления является разнообразие документальных материалов. На основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» немалую долю в этом документообороте составляют документы с грифом «Секретно».

Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно».

Гриф «Особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов. Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства. По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения.

Гриф «Совершенно секретно» распространяется на группу документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Важность сохранения в строгой тайне совершенно секретной информации вполне очевидна. Порядок обращения с ней должен быть строго регламентирован.

Гриф «Для служебного пользования» не устанавливает статус секретности, но ограничивает доступ к служебной информации с целью исключить бесконтрольное пользование ими и не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах.

Порядок засекречивания и обращения с грифами определяется перечнями сведений подлежащих засекречиванию и нормативными актами в области секретного делопроизводства, а также обоснованностью и своевременностью. Утверждение и внесение сведений в перечень в соответствии с законодательством возложено на соответствующих должностных лиц. При составлении данного перечня необходимо учитывать все области производства на основании Закона РФ «О государственной тайне».

Государственную тайну составляют:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науки и техники;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

Весь комплекс мероприятий по засекречиванию носителя сведения содержащего государственную тайну возложен на эксперта. От его квалификации и знаний нормативных актов зависит правильность выполнения мероприятий по обеспечению сохранности тайны.

Гриф секретности документам, а также выпискам из них устанавливается исполнителем и контролируется должностным лицом, подписавшим эти документы. Указанное должностное лицо совместно с исполнителем несет ответственность за правильность присвоения документу грифа секретности. Если в документ включены сведения различной степени секретности, то ему присваивается гриф по высшей степени секретности сведений.

Принципы определения секретности

С целью сохранения государственной тайны необходимо непрерывное совершенствование порядка определения грифа секретности документов. Практика показывает, что для успешного решения этой задачи важен системный подход и научно обоснованные методы.

Правильное, строго аргументированное установление грифа секретности документов имеет большое государственное значение, так как от этого в решающей степени зависит эффективность защиты секретов. Разумеется, что грамотное определение степени секретности невозможно без знания основных принципов, которые должны быть положены в основу решения этой задачи.

К таким принципам можно отнести:

1. Принцип системного подхода к решению проблемы по строго обоснованному установлению грифа секретности документов. Основной чертой системного подхода является подход к проблеме засекречивания в целом. Этот процесс должен учитывать противоречивость и в то же время взаимообусловленность двух тенденций. С одной стороны, существует стремление обеспечить надежное сохранение государственной тайны, а с другой – не допустить необоснованного, массового засекречивания сведений с вытекающими из этого отрицательными последствиями.

Завышение грифа секретности документов резко сужает возможности обмена ценной информацией между ведомствами. Кроме того, завышение грифа секретности ведет к постоянному росту объема секретной документации, что усложняет сохранение действительно важных сведений. Другая крайность в этой работе – занижение грифа секретности , которая таит в себе серьезную опасность, так как создает явные предпосылки для утечки секретных сведений.

2. Принцип объективности определения степени секретности документов основывается на безусловном руководстве требованиями Перечня сведений подлежащих засекречиванию. Степень секретности документов нельзя устанавливать исходя из субъективных, единоличных решений исполнителей, так как это не исключает ошибок, приводящих к завышению или занижению грифа секретности.

3. Принцип оптимизации объема секретных сведений в документах играет большую роль в сохранении секретов. Любой документ должен содержать в себе минимум секретной информации, которая действительно необходима для работы и решения того или иного вопроса. Излишняя информация приводит к бесконтрольному разглашению данных.

4. Принцип периодического пересмотра степени секретности документации, изделий и работ на предмет определения полной утраты ими секретности либо снижения ее степени должен неукоснительно соблюдаться, чтобы своевременно и систематически разгружать секретные делопроизводства.

Гриф секретности документов устанавливается в зависимости от объема и важности содержащихся в них сведений и должен соответствовать фактической степени их секретности.

Изменение секретности документов

Степень секретности документов определяется на основании Перечня сведений подлежащих засекречиванию. В них содержатся сведения, классифицированные по направлениям деятельности.

Доступ к данному комплексу документов осуществляется в строгом соответствии с в этой области.

На основании Закона изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной, производится их рассекречивание, но не должен превышать 30 лет. Исключение составляют документы, которые по решению межведомственной комиссии по защите государственной тайны продлевают время засекречивания этих сведений.

Работа по снижению грифа секретности или рассекречиванию изделий осуществляется специальными комиссиями из компетентных лиц, назначенными соответствующими руководителями. Комиссии составляют акты, в которых подробно излагают мотивы рассекречивания или снижения грифа секретности.

Руководители имеют право изменять гриф секретности, засекречивать или рассекречивать документы, составленные или разработанные в данной организации.

Производится в строгом соответствии нормативно-правовых актов секретного делопроизводства, а также перечня документов со сроками их хранения.

в соответствии с законодательством об охране гос. тайны реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и(или) в сопроводительной документации на него.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гриф секретности

Реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него. Степень секретности сведений, составляющих тайну гос., должна соотв. степени тяжести ущерба, кот. может быть нанесен безопасности РФ вследствие незаконного распространения этих сведений. В соотв. с Законом о гос. тайне устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих гос. тайну, и соотв. этим степеням Г.с. для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Если части носителя информации содержат сведения с различными степенями секретности, то каждой из них присваивается соотв. Г.с, а носителю в целом - Г.с. той его части, кот. имеет самую высокую степень секретности. Использование этих Г.с. для засекречивания сведений, не отнесенных к тайне гос., не допускается (ст. 8 Закона о гос. тайне). См. Гриф «Для служебного пользования». Государственная тайна в РФ /Под ред. М.А. Вуса. - СПб., 1999.

Степень секретности является показателем уровня важности и ценности информации для собственника, определяющий уровень ее защиты. Степень секретности и конфиденциальности информации определяется отдельно для сведений, отнесенных к государственной тайне, и отдельно для сведений, отнесенных к коммерческой тайне.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, определяется государством, уполномоченными им органами и должностными лицами. Устанавливается трех - уровневая система секретности:

  • - особой важности (0В);
  • - совершенно секретно (СС), - секретно (С).

К сведениям с грифом (0В) относятся сведения в перечисленных в Законе "О государственной тайне" областях государственной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из этих областях.

К (СС) сведениям отнесены сведения в тех же областях деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из этих областей.

К (С) сведениям отнесены все иные сведения из числа составляющих государственную тайну. В данном случае ущербом считается ущерб, принесенный интересам предприятия в тех же областях деятельности.

Основные факторы, которые могут оказывать влияние на засекречивание информации и степень ее секретности:

1. Цели и задачи защиты секретов в государстве должны быть подчинены потребностям общественно-политического и социально-экономического развития страны. Система засекречивания информации, должна связываться с достижением вполне конкретных стратегических целей государства и базироваться на принципе - эффективного решение отдельного класса внешнеполитических, оборонных, экономических и научно-технических задач возможно при условии скрытия от соперников способов, сил и средств их решения, а также замыслов и намерений руководства страны.

Чем более важные для государства решаются задачи, тем выше степень секретности этой информации, скрытое использование которых будет способствовать их решению.

  • 2. Характер и размер возможного ущерба для государства (собственника информации) в случае утечки, раскрытия этой защищаемой информации. Ущерб может быть политическим, экономическим, моральным и иным.
  • 3. Наличие или возможное проявление интереса конкурента к сведениям, которые подлежат засекречиванию, готовность его затрачивать силы и средства на преодоление защитных мер, на добывание данной засекреченной информации.
  • 4. Засекречивание информации не должно противоречить ограничениям, установленным нормативными документами, на засекречивание данного вида информации.

С понятием "степень секретности" тесно связано понятие "гриф секретности", согласно Закону " о государственной тайне - это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него".

Судя по названию, между грифом и степенью секретности нет различий, для их обозначения применяются одни и те же обозначения, однако между ними имеются различия по существу. Если степень секретности информации является показателем уровня ее закрытое, определенного существом, содержанием самих сведений, то гриф секретности - является внешним обозначением того или иного уровня секретности, причем, если степень секретности рассматривается применительно к сведениям, то гриф секретности, применительно к носителям.

Гриф секретности информирует о степени секретности сведений, содержащихся в данном носителе, и проставляется на самом носителе (если это технически возможно) или в сопроводительной документации на носитель, если таким носителем является изделие, прибор, вещество и т. п., то есть в случае если на самом носителе гриф секретности проставить не возможно.

Гриф секретности проставляется одновременно и на носителе и сопроводительной документации на него, когда на носителе имеется для этого техническая возможность, а сам носитель имеет сопроводительную документацию.

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).

Государственная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.

Статья 17. Степени секретности

Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности:

для государственной тайны - "Особой важности", "Совершенно секретно";

для служебной тайны - "Секретно".

Статья 18. Грифы секретности

На носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним в зависимости от степени секретности государственных секретов проставляются следующие грифы секретности:

на носителях государственной тайны и (или) сопроводительной документации к ним - "Особой важности", "Совершенно секретно";

на носителях служебной тайны и (или) сопроводительной документации к ним - "Секретно".

Глава 6 отнесение сведений к государственным секретам. Засекречивание. Рассекречивание

Статья 19. Отнесение сведений к государственным секретам

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам. Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с Гражданским кодексомРеспублики Беларусь и должен содержать указание на условия передачи этих сведений.

До принятия решения об отнесении к государственным секретам сведений, указанных в части четвертойнастоящей статьи, государственными органами и иными организациями, а также гражданами осуществляется их защита.

Статья 20. Определение и изменение степени секретности

Определение и изменение степени секретности осуществляются государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности.

Статья 21. Засекречивание

Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.

Статья 22. Срок засекречивания, изменение срока засекречивания

Для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:

для государственной тайны - до тридцати лет;

для служебной тайны - до десяти лет.

Срок засекречивания исчисляется с даты засекречивания.

Изменение срока засекречивания осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

Статья 23. Рассекречивание

Рассекречивание осуществляется посредством снятия ограничений на распространение и (или) предоставление государственных секретов и прекращения иных мер защиты.

Рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.

В силу определенных обязанностей своей профессии, граждане, которые несут военную службу, включаются в программу, требующую хранить некоторые государственные тайны. Такие тайны необходимы для защиты целостности и суверенности территории РФ, они связаны с информацией о вооружении страны, ее политическими, экономическими и военными стратегиями, а также другими масштабными государственными программами. Допуск секретности определяется непосредственно Министерством Обороны РФ. Указанным Министерством разработан ряд регламентирующих документов, которые нацелены на систематизацию запретов и разрешений о хранении важных государственных тайн. Для того чтобы контролировать исполнение правил регулярно проводятся специальные проверки.

Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность

На данном этапе развития общества, существуют три главные степени допуска к секретности на государственном уровне. Такая классификация зафиксирована в ФЗ №5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне».

Это означает, что человек может допускать к различной закрытой от общественности информации по определенной схеме:

  • Первая наивысшая степень. Информация повышенной важности.
  • Вторая средняя степень. Информация, относящаяся к данной категории, находится под эгидой «Совершенно секретно».
  • Третья низшая степень. Информация низшего допуска. Метка ― «секретно».

Обратите внимание

Присвоение права владеть информацией, которая находится под закрытым доступом, не зависит от звания служащего.

Исходя из ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.

Порядок получения 2-й формы допуска

Возможность иметь доступ к государственным тайнам в России носит добровольный характер. Это означает, что, вступая в высокопоставленную должность, гражданин не обязуется по умолчанию соблюдать государственные тайны. Так, доступность к государственной тайне тесно связана с возможностью занятия определенных должностей, а также иметь право на образование в ВУЗах, профилем которых является подготовка военнообязанных служащих.

Следовательно, гражданин, устраивающийся на военную должность или поступающий в военный ВУЗ, должен понимать, что наличие определенной военной обязанности (разных мест работы, конкретных направлений деятельности) влечет за собой подтверждение содержания государственной тайны.

Гражданин должен сознавать, что при его согласии на содержание государственной тайны, для его свободы, в том числе свободы межгосударственного передвижения, будут предусмотрены ограничения.

Возможность получать необходимую секретную информацию для студентов военных учебных заведений, а также для служащих определенных структур, оформляется соответствующей комиссией, которая фиксируется по месту проживания субъекта.

Оформление доступа к секретности требуемого уровня проходит с помощью ряда проверочных мероприятий. Для этого кандидат должен заполнить представленную ему комиссией специальную анкету, в которой будет установленный перечень проверок относительно предполагаемого уровня доступа. Соответственно, кандидат сам подтверждает свое согласие на проведение проверки.

Такие мероприятия подразумевают следующие исследования :


Если все проверочные процедуры выполнены успешно, военный комиссариат выдает свое заключение. В нем фиксируется факт возможности допуска конкретного гражданина к секретным государственным данным. Также в заключении указывается форма доступа к секретности.

После подтверждения разрешения на доступ к государственной тайне, кандидату выдается на подпись подписка о неразглашении данных. Также разъясняется ответственность за разглашение государственной тайны.

Случаи, в которых кандидату могут отказать :

  • у гражданина есть опыт судимости;
  • гражданин участвовал в любом виде деятельности, которая была направлена против установленного правопорядка;
  • нетрудоспособность гражданина (как частичная, так и полная). Подразумевается, как физические недостатки, так и психические нарушения;
  • в случае если среди близких родственников выявлены судимые граждане;
  • в случае если у кандидата имеется опыт проживания за пределами РФ более полугода, либо же близкие родственники, которые на момент оформления допуска к секретности, проживают за пределами РФ на постоянной основе;
  • если кандидат ранее уже допускался к государственной тайне, но был отстранен.

Обратите внимание

В случае отказа военный комиссариат не обязан разъяснять кандидату причины отказа.

Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

Фактически со 2-ой формой допуска секретности выезд за границу разрешен. Однако существуют свои нюансы. Так, при подписании подписки о неразглашении, гражданину разъясняют, что для оформления выезда за границу при наличии 2-ой формы допуска к секретности, необходимо, чтобы с даты оформления такой подписки прошло более пяти лет. В определенных случаях, которые являются индивидуальными и решаются Межведомственной комиссией по протекции государственной тайны, срок ограничения может быть продлен.

Loading...Loading...