Гражданское право россии. Договор контрактации: особенности, существенные условия договора контрактации

История становления. Определение. Юридическая природа. Субъектный состав. Форма. Существенные условия. Иные особенности. Специфика ответственности.

1. Договор контрактации является разновидностью договора поставки (следовательно, и разновидностью купли-продажи) и так же, как договор поставки, сформировался в отдельную обязательственную конструкцию в советский период.

Из истории цивилистики

Статья 267. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Статья 268. Содержание договора контрактации Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Примером договора контрактации может быть соглашение между крестьянским (фермерским) хозяйством, выращивающим сельскохозяйственную продукцию (пшеницу, рожь, гречу, картофель и т.д.), и коммерческой организацией, перерабатывающей данную продукцию для дальнейшей поставки на хлебокомбинаты и оптовым организациям.

В действующем Гражданском кодексе договору контрактации посвящены четыре статьи (535-538), составляющие отдельный параграф главы "Купля-продажа". В силу прямого указания Кодекса к отношениям по договору контрактации субсидиарно применяются правила о договоре поставки (а в отдельных случаях - правила о договоре поставки товаров для государственных нужд).

2. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

3. По своей юридической природе договор контрактации:

Консенсуальный;

Возмездный;

Двусторонне обязывающий (взаимный).

4. Субъектный состав договора контрактации специфичен.

Сторонами этого договора являются:

Производитель (продавец);

Заготовитель (покупатель).

Производитель - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

Заготовителем выступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. К заготовителю Кодекс также предъявляет особые требования: по договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления!).

5. Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

6. Существенные условия договора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т.д.) или произведенной (птица, молоко и т.д.).

7. Иные особенности договора контрактации заключаются в следующем.

Во-первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. 536 и 537 ГК РФ).

В отличие от положения продавца и покупателя в договоре купли-продажи, в отношениях по контрактации продавец является слабой стороной, а заготовитель, напротив, представляет собой организацию, которая в состоянии диктовать свою волю производителю. Из данного обстоятельства вытекала необходимость формулирования норм, выравнивающих положение контрагентов.

(В.В. Витрянский)

Во-вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь, зависимой от климатических и погодных условий).

8. В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он!), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.

Литература

Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000 (и последующие издания).

Клейн Н.И. Договор поставки // Договоры в предпринимательской деятельности / отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М., 2008.

Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004.

Глава 36. Купля-продажа. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Общие положения

История становления. Экономическая потребность. Родовая принадлежность. Близость иных договорных конструкций. Правовая природа договора.

1. История становления. Правовое регулирование приобретения товаров для обеспечения нужд российского государства имеет продолжительную историю. Общая тенденция такого регулирования - принятие самостоятельных правовых актов о государственных закупках. Указанные акты содержат нормы, являющиеся специальными по отношению к нормам кодифицированных актов.

Из истории цивилистики

Том десятый "Свода законов Российской Империи" - "Свод законов гражданских" - содержал в себе "Положение о казенных подрядах и поставках".

Плановый характер экономики советского периода и доминирование государственного сектора стали одной из причин отсутствия необходимости в специальном регулировании закупок именно для государственных нужд.

Возврат к рыночной модели экономики, обеспечение свободы предпринимательской деятельности обусловили потребность в специальных нормах о поставках для государственных нужд. Применявшиеся с 1992 г. на территории России "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" возродили практику регулирования поставки товаров для государственных нужд с помощью специального законодательства, а именно действовал закон Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28.05.1992.

2. Экономическая потребность. Наличие специальных правил о поставке товаров для государственных нужд объясняется несколькими причинами.

Во-первых, исключительная заинтересованность государства в обеспечении собственных интересов как участника гражданского оборота, приобретающего материальные блага. Последние необходимы для поддержания материально-ресурсной базы государства уже как участника публичных правоотношений.

Во-вторых, необходимость рационального использования бюджетных средств.

В-третьих, предотвращение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Изложенные экономические причины в целом раскрываются через легальное определение государственных и муниципальных нужд. Это понятие обладает следующими ключевыми признаками:

Потребности государства и муниципальных образований в товарах (а также работах и услугах);

Особый источник оплаты приобретаемых благ (бюджетные и внебюджетные источники финансирования);

Публичный характер цели приобретения товаров (получения результата работ и заказа услуг).

3. Родовая принадлежность. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд представляет собой отдельный вид договора купли-продажи (наряду с розничной куплей-продажей, поставкой товаров, контрактацией, энергоснабжением, продажей недвижимости и т.д.) (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Близость иных договорных конструкций. ГК РФ и специальное законодательство о бюджетных закупках (т.е. закупках для государственных нужд) активно используют понятие "государственный (муниципальный) контракт". Определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд дает ГК РФ. Определение государственного (муниципального) контракта содержится в специальном законодательстве о бюджетных закупках.

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

С этих позиций договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд выступает одним из видов государственного (муниципального) контракта.

Необходимо различать "государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд" и "договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд" как основания возникновения соответствующих правоотношений.

4. Правовая природа договора. Научный подход к определению правовой природы государственного (муниципального) контракта:

Разновидность гражданско-правового договора (наиболее распространенная точка зрения);

Договор, лишенный товарного характера, и для его реализации заключаются соответствующие договоры;

Договор с сочетанием административно-правовых и гражданско-правовых элементов;

Договор с преобладанием административно-правовых элементов;

Административный договор.

Комплексный характер законодательства о бюджетных закупках не придает государственному контракту (и государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд, а равно договору поставки товаров для государственных нужд) административно-правовую природу.

Предмет договора контрактации . Товаром по договору контрактации является продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства).

Продукция сельскохозяйственного производства, являющаяся предметом договора контрактации, должна обладать следующими особенностями:

1) она должна быть произведена (выращена) производителем, а не закуплена у других лиц. Речь идет о такой продукции, которая непосредственно выращивается (овощи, фрукты, зерно) или производится (птица, молоко, шерсть) в сельскохозяйственном производстве. По договору контрактации не могут реализовываться товары , представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции (масло, сыр, консервированные овощи, соки), поскольку деятельность по их производству не связана с погодными и иными неблагоприятными факторами, обуславливающими экономическое неравенство производителя. Реализация таких товаров должна осуществляться по договору поставки. Но если переработчиком сельскохозяйственной продукции выступает ее производитель (например, продажа сыра, произведенного из самостоятельно полученного производителем молока), то деятельность продавца имеет специфику сельскохозяйственного производства, поэтому такой договор на реализацию переработанных сельскохозяйственных продуктов можно отнести к контрактации;

2) продукция должна определяться родовыми признаками;

3) как правило, продукция является будущей, т.е. еще не существующей на момент заключения договора. Относительно данного признака в литературе нет единого мнения.

Ряд исследователей (В.В. Витрянский, И.В. Елисеев, З.И. Носова и др.) считают, что предметом договора может выступать и продукция, имеющаяся на момент заключения договора. По их мнению, сельскохозяйственный производитель в принципе находится в экономически зависимом положении, поэтому нормы института контрактации должны применяться к отношениям по продаже товаропроизводителем выращенной им сельскохозяйственной продукции независимо от того, является ли предметом договора продукция, уже существующая на момент заключения договора, или продукция, которую предстоит вырастить (произвести) в будущем.

Другие ученые (Н.И. Клейн и др.) полагают, что экономическое неравенство между сельскохозяйственным производителем и заготовителем существует лишь в том случае, когда специфика сельскохозяйственного производства порождает риск неисполнения конкретного обязательства по передаче конкретной сельскохозяйственной продукции, поэтому предметом договора контрактации может быть лишь такая продукция, которую продавцу предстоит вырастить (произвести).

На наш взгляд, вторая точка зрения является более обоснованной;

4) продукция должна приобретаться заготовителем для переработки или продажи, а не для потребления (не для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования). Не может, например, рассматриваться в качестве контрактации обязательство, по которому производитель продает выращенную им сельскохозяйственную продукцию потребителю (гражданину или юридическому лицу).

Отсутствие любого из этих четырех признаков исключает квалификацию правоотношения как возникшего из договора контрактации.

Согласование предмета договора контрактации предполагает определение в договоре количества и ассортимента сельскохозяйственной продукции (ст. 537 ГК РФ).

Срок договора контрактации . Срок исполнения обязанности передать товар в договоре контрактации относится к существенным условиям, поскольку данный договор является разновидностью договора поставки.

Договор контрактации может предусматривать единовременную передачу товара либо передачу товара определенными партиями в течение длительного периода.

Досрочная передача товаров может производиться с согласия заготовителя (п. 3 ст. 508 ГК РФ).

Форма договора контрактации .

К форме договора контрактации применяются общие положения ГК РФ о форме сделок (статьи 158-164 ГК РФ).

Поскольку сторонами в договоре являются юридические лица (и/или индивидуальные предприниматели), договор должен заключаться в простой письменной форме.

Особенности заключения договора контрактации .

Порядок заключения договора контрактации (в том числе процедура разрешения разногласий при заключении договора) аналогичен порядку заключения договора поставки (см. ст. 507 ГК РФ, главу 3 настоящей работы).

Обязанности продавца (производителя) по договору контрактации .

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции в договоре контрактации совпадают с обязанностями поставщика по договору поставки. Аналогичны также (за некоторыми изъятиями, которые мы рассмотрим) последствия неисполнения соответствующих обязанностей. Поэтому мы перечислим обязанности поставщика, не раскрывая их и не останавливаясь на последствиях неисполнения, совпадающих с последствиями неисполнения обязанностей по договору поставки.

Особенностью ответственности производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является то, что он несет ответственность только при наличии вины (ст. 538 ГК РФ). Данное положение является изъятием из общего правила об ответственности предпринимателей на началах риска, т.е. независимо от вины. Тем самым законодатель повысил уровень правовой защищенности производителя, деятельность которого зависит от ряда случайных факторов.

Производитель по договору контрактации обязан передать продукцию:

  1. заготовителю (контрактанту);
  2. свободной от прав третьих лиц;
  3. со всеми принадлежностями и документами ;
  4. к сроку и в количестве, установленным в договоре;
  5. в согласованном ассортименте;
  6. надлежащего качества;
  7. в таре и (или) упаковке.

Обязанности заготовителя (контрактанта) по договору контрактации .

Обязанности заготовителя (контрактанта) также соответствуют, в основном, общим нормам об обязанностях покупателя в договоре поставки.

Заготовитель (контрактант) обязан:

1. Принять продукцию.

Особенность исполнения данной обязанности состоит в том, что, если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз (ст. 536 ГК РФ).

В случае когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

2. Письменно уведомить производителя о нарушении последним условий договора.

3. Оплатить продукцию.

Специфика ответственности заготовителя при неисполнении данной обязанности состоит в том, что за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме неустойки (штрафы, пени).

Размеры неустойки могут быть определены в договоре или специальных законах. До 1 сентября 2005 г. действовал ныне утративший силу Федеральный закон от 14.07.97 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривал пени в размере 2% за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%. В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 22.09.93 № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары», в соответствии с которым за несвоевременную оплату произведенной и переданной сельскохозяйственной продукции покупатель (заготовитель) обязан уплатить производителю пени в размере 1% неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

4. Возвратить производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором.

Заготовитель несет данную обязанность, только если она содержится в договоре (п. 3 ст. 536 ГК РФ).

В заключение приведем пример, еще раз подчеркивающий специфику предмета договора контрактации.

Между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья. Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что, поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следовало, что виновного нарушения обязательства со стороны кооператива не было.

Суд кассационной инстанции решение отменил и иск удовлетворил исходя из следующего. Предметом договора действительно была продукция, которую должен был произвести кооператив. Если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать приобретенное сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины.


Договор контрактации , его основные положения и условия заключения, регулируются гражданским законодательством. Договор контрактации имеет определенные общие черты, как с , так и с договором поставки, причем, законодательно закреплено, что некоторые нормы, касающиеся договора поставки, распространяются и на договор контрактации.

Договор контрактации был разработан специально для сельскохозяйственной сферы, и применяется именно в данной области. Большинство положений договора контрактации подчиняются общим правилам, разработанным для договора поставки и договора поставки товаров для государственных нужда. Однако, учитывая сферу применения данного , у него есть и определенные особенности, о которых мы и поговорим ниже. А начнем разговора, с определения, которое дает данному договору, гражданское законодательство.

Понятие договора контрактации. Общие положения договора

Вопросы, касающиеся договора контрактации, регулируются ст.ст.535-538 ГК РФ . По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Таким образом, сторонами по данному договору являются производитель и заготовитель. Данные понятия являются общими, поэтому следует конкретизировать, кто же может на самом деле выступать сторонами в договоре контрактации.

Производителем может быть только (как физическое, так и юридическое), которое самостоятельно производит сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, с учетом этого правила, производителем могут выступать: , производственные и потребительские кооперативы, крестьянско-фермерские хозяйства и т.д.

Заготовителем по данному договору, как правило, выступают (ИП), которые приобретают сельхоз продукцию исключительно с целью её последующей переработки и перепродажи (не для личного использования). Так же, в качестве заготовителя может выступать и государство, в лице уполномоченных на то органов. Именно с государством (с государственными заготовителями), как правило, в большинстве случаев, и заключается договор контрактации. В том случае, если одной из сторон в договоре контрактации выступает государство, помимо общих норм гражданского законодательства, касающихся контрактации, данные правоотношения дополнительно регулируются соответствующими законами.

Предметом по данному договору может выступать только первичная (не переработанная) сельскохозяйственная продукция, как уже произведенная, так и та, что только будет произведена в будущем. Данное правило о первичной сельскохозяйственной продукции очень важно, так как продукты, произведенные из первичной сельхоз продукции, продаются (реализуются) уже по договору поставки. Так что, в данном случае, очень важно различать между собой два этих договора.

Договор контрактации обязательно заключается в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами, после достижения последними согласия по всем основным (обязательным) пунктам договора.

Законом, предусмотрены определенные права и обязанности для каждой из сторон. Так, по общему правилу, основной обязанностью заготовителя является: принять сельскохозяйственную продукцию, предусмотренную по договору, и заплатить за неё оговоренную сумму. В свою очередь, производитель обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации – при этом, указание на количество и ассортимент в договоре, обязательно , поскольку иначе, договор считается не заключенным.

Особый вид ответственность по данному договору лежит на производителе, который должен нести ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств, но только при наличии его вины (отсутствие вины, производитель должен доказывать самостоятельно, в том числе подтверждая это документально). Такая ответственность предусмотрено с учетом особенностей производимой продукции – выращивание (производство) сельхоз продукции во многом зависит от факторов (в частности, климатических условий), за которые производитель не отвечает, и предусмотреть которые, не в силах. Поэтому ответственность закон возлагает на производителя, только в том случае, если договор не выполнен в результате виновных действий (бездействия) производителя.

Заготовитель несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств в безусловном порядке, с выплатой убытков поставщику. При этом, уплата неустойки и возмещение убытке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств не освобождает виновную сторону от исполнения обязательства в натуре (ст.396 ГК РФ ), если иное не предусмотрено в договоре.

При этом, законодательство оставляет на усмотрение сторон вопросы :

О вывозе продукции – либо заготовитель вывозит её самостоятельно, либо, она может быть доставлена производителем заготовителю (в этом случае заготовитель не вправе отказаться от принятия продукции, при условии, что она передана в установленный срок и соответствует условиям договора об ассортименте, количестве и качестве).

О возврате заготовителем отходов от переработки сельскохозяйственной продукции производителю (по требованию производителя по оговоренной цене).

Хотя, указание на цену в договоре контрактации не является обязательным условием (как правило, при совершении сделки, в данном случае, используются рыночные цены), в договоре цена указывается. Так же, желательно в соглашении указать на форму (как правило, безналичная) и сроки оплаты (предоплата, последующая оплата и т.д.). Кроме того, если заготовитель должен будет вернуть производителю отходы от переработки , цена, по которой будет осуществлен возврат отходов, является обязательной для указания.

Говоря о качестве предоставляемой продукции , стороны по умолчанию, применяют правило о том, что продукция должна соответствовать основным требованиям стандартов качества, санитарных и иных норм.

Хотелось бы отметить, что поскольку положения о количестве и ассортименте продукции, являются обязательными для данного договора, в момент приема продукции, между заготовителем и производителем должен быть составлен акт приема-передачи продукции , в котором будет указано, что продукция передана в надлежащем количестве, ассортименте и качестве. В противном случае (при не составлении акта приема-передачи), заготовитель не может, впоследствии предъявлять претензии производителю о нарушении качества, ассортимента и количества продукции.

Все сказанное выше, касающееся договора контрактации, регулируется в законодательстве нормами, разработанными специально для данного договора. В отношении же вопросов, касающихся изменения, расторжения договора и т.д., данный договор регулируется либо общими нормами гражданского законодательства, либо нормами, касающимися договора поставки или договора поставки товаров для государственных нужд. Укажем на некоторые, наиболее важные, из этих норм.

Расторжение и изменение условий договора контрактации

Расторжение и изменение договора контрактации возможно в соответствии с частью первой ГК РФ, по взаимному согласию сторон. Помимо этого, односторонний отказ от выполнения договора возможен только в случаях существенного нарушения условий договора одной из сторон, либо если это предусмотрено – соглашением сторон. Под существенными нарушениями договора (ст. 450 ГК РФ ) понимаются нарушения, которые влекут для другой стороны такой ущерб, вследствие которого эта сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В связи с этим, поскольку к договору контрактации могут быть применены нормы, касающиеся договора поставки, договор контрактации может быть расторгнут в случае :

ст.543 ГК РФ ), предоставляющая возможность государственному заказчику полностью или частично отказаться от продукции, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, но лишь при условии возмещения производителю убытков, принесенных ему таким образом. Данная норма была разработана по отношению к договору поставки товаров для государственных нужд, но закон допускает её применение и в отношении договора контрактации.

В завершении разговора о договоре контрактации, хотелось бы заметить, что по большей части, данный договор все же применяется в отношениях между государственными органами и . Отношения же между юридическими и физическими лицами по поводу закупки сельхоз продукции, чаще всего оформляются с помощью договоров купли-продажи или поставки. Поскольку, до сегодняшнего дня многие положения, касающиеся договора контрактации, регулируются нормами, разработанными для других гражданско-правовых договоров, вполне возможно, что в будущем, статьи, касающиеся данного договора, будут доработаны и изменены.

Пожалуй, самый распространенный договор в современном мире - договор купли-продажи. Причем, в правовой природе существует целое множество видов этого договора: это и контрактация, это розничная купля-продажа и договор поставки, а также отдельно выделяется договор продажи недвижимости и предприятия.

Особенные виды договора купли-продажи

Остановимся только на самом необычном виде данного договора, который в нашей стране, по той причине, что она во многом развита в аграрном направлении, достаточно распространен. Это договор контрактации.

Согласно договору контрактации одна сторона, которая занимается производством сельскохозяйственной продукции, обязуется передать свою продукцию заготовителю, который обязуется ее переработать и продать. Такое понятие контрактации (с некоторыми нормативными отклонениями) дает Гражданский Кодекс.

Этот договор достаточно серьезно отличается от обычной купли-продажи. Вообще, законодатель решил, что есть необходимость четкого регулирования всего спектра обязанностей и прав каждой из сторон, установления специального содержания данных правоотношений. контрактации достаточно специфичны, рассмотрим основные из них ниже.

Особенный субъектный состав

Договор контрактации создан специально для производителей, а также заготовителей сельскохозяйственной продукции, учитывая все особенности, которые сложились на протяжении истории между этими участниками.

Следует понимать, что не каждое юридическое лицо может заниматься таким видом деятельности, как выращивание подобной продукции. И дело тут не только в том, какой вид деятельности предусмотрен в уставе. Необходима принадлежность юридического лица к сельскохозяйственным коммерческим организациям (в их числе общества и другие).

Второй субъект - заготовитель, также должен иметь обязательный статус коммерческого юридического лица (вот только без ограничения в правовой форме), и также заниматься специфической деятельностью.

Такие императивные меры законодателем устанавливаются достаточно редко и призваны, в первую очередь, охранять законный интерес субъектов предпринимательской деятельности. Из этого делается вывод, что оборот сельскохозяйственной продукции достаточно важен для нашего государства: оно принимает специальные меры к его регулированию.

Особенность предмета

Контрактация - это договор, связанный с сельскохозяйственной продукцией, и закон строго определяет его предмет - продукция, к которой относится молоко, мясо, выращенные культуры, злаки и многое другое. В любом случае, как и было указано в начале статьи, договор тесно связан с аграрным устройством нашего государства. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции не может быть заключен в отношении иного предмета: это будет считаться нарушением его существенного условия, что влечет недействительность такого договора.

В первую очередь, оборот такой продукции направлен на решение сразу двух проблем, с поддержанием двух общественных интересов: это интерес граждан-потребителей и интерес изготовителей. Первых необходимо обеспечить достаточным количеством всей сельскохозяйственной продукции для их нормальной жизнедеятельности, а вторые как раз и выполняют эти обязательства, при этом, получая экономическую выгоду.

Цель приобретения

Если заготовитель приобретает продукцию по такому договору для обеспечения своего производства, то такой договор также не относится к понятию контрактация. Это условие достаточно ново для Гражданского Права, где цель приобретения товаров, как правило, не раскрывается и вообще, может быть скрыта для соблюдения своих интересов. Между тем, именно договор контрактации устанавливает требование, согласно которому заготовитель обязуется переработать и продать (по желанию) сельскохозяйственный товар.

С одной стороны это заметно сужает спектр действия договора контрактации, с другой стороны, устанавливает для него такие выделяющие его качества, которые позволили бы без проблем регулировать его со стороны государства, обращать внимание на важные детали самого договора.

Приоритетное положение производителя

В современном частном праве стороны договора равны, однако, мера и спектр ответственности и производителя намного меньше, если это контрактация. Это также установлено Гражданским Кодексом, который указывает на возможность привлечения производителя к ответственности по договору только в том случае, если будет доказана его вина. Представьте себе, что вы заказали постройку дома, а вам ее просрочили на 2 месяца, на что строительная организация, сославшись на то, что ее контрагенты вовремя не поставили строительный материал, спокойно продолжила строить без всяких санкций к ней. В контрактации такое возможно.

Защита интересов производителя - одна из основных политик нашего государства. Во-первых, производитель, как правило, является отечественной организацией, работает на российской земле и развивает аграрную составляющую всей страны в целом. Во-вторых, поддержка производителя позволяет ему осуществлять свою деятельность с минимальными для него рисками. Таким образом, капитал (как финансовый, так и трудовой) привлекается государством для работы в сфере сельского хозяйства. В-третьих, мы уже говорили о том, что в российской экономике сельское хозяйство занимает далеко не последние места. Учитывая объемы земель, потенциал от их использования, наше государство должно прилагать максимум усилий, чтобы активно развивать их освоение. Это связано и с масштабами нашего государства и с огромным количеством земель, которые в настоящий момент не используются, что автоматически ведет к образованию потенциального убытка. В-четвертых, производитель итак имеет огромное количество рисков, начиная от сухих сезонов, заканчивая болезнями скота.

Вывод

Договор контрактации - один из самых урегулированных видов договора купли-продажи, в нем выделяется большое количество специальных условий, а правовая база направлена, в первую очередь, на развитие и поддержку целой сферы экономики, связанной с сельским хозяйством.

Специфическим договором по реализации не переработанной сельскохозяйственной продукции является договор контрактации, который регулирует отношения, возникающие в связи с закупками выращиваемой либо производимой сельхозпродукции.

В соответствии со ст. 535 ГК договором контрактации признается такой вид договора купли-продажи, по которому продавец - производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию покупателю-заготовителю, в качестве которого выступает лицо, осуществляющее закупки такой продукции для переработки и продажи, а заготовитель обязуется оплатить полученную сельскохозяйственную продукцию.

Рассматриваемый договор является возмездным, консенсуальным и взаимным.

Во-первых, субъектный состав договора. В качестве продавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, т.е. лицо, которое самостоятельно ее выращивает или производит в собственном хозяйстве. Это могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на указанных видах деятельности, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. В последнем случае договор подписывает глава хозяйства.

Покупателем по договору контрактации является заготовитель, т.е. лицо, осуществляющее профессиональную предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последующей продаже и переработке (молокозаводы, производители консервов, оптовые торговые организации и т.д.). В качестве заготовителя может, соответственно, выступать и индивидуальный предприниматель.

Во-вторых, предмет договора. По договору контрактации передается сельскохозяйственная продукция, которая непосредственно производится или выращивается в сельскохозяйственном производстве (кооперативе, фермерском хозяйстве). Поэтому не могут быть предметом договора товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельхозпродукции (творожные продукты, фруктовые консервы, соки, крупы и т.п.), а также продукция, которая не была выращена или произведена в собственном хозяйстве лица, ее реализующего. В последнем случае обычно заключается договор розничной купли-продажи или поставки.

К числу существенных условий договора контрактации относится то, что предметом договора является сельскохозяйственная продукция, не подвергнутая какой-либо промышленной переработке, т.е. в сыром, непереработанном виде. Более того, контрактуемый товар - это товар будущий, подлежащий выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства. В то же время договор контрактации может быть заключен и в отношении уже имеющейся в наличии продукции.

В-третьих, цель приобретения сельхозпродукции - ее последующая переработка или продажа. Если, например, сельскохозяйственная продукция приобретается гражданином у се производителя для личного потребления, отношения сторон оформляются договором розничной купли-продажи.

Основным источником правового регулирования договорных отношений но контрактации служит § 5 гл. 30 ГК. Особенностью же правового регулирования указанных правоотношений является то, что при отсутствии специальных правил в § 5 и соответствующих условий в договоре, сначала подлежат применению правила о договоре поставки и лишь при их отсутствии - общие положения о купле-продаже. Большое значение для регулирования отношений, возникающих из договора контрактации, имеет Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

Форма договора контрактации всегда письменная, порядок заключения договора определяется правилами о договоре поставки.

Тем не менее существуют особенности, обусловленные, главным образом предметом договора, т.е. спецификой выращивания сельхозпродукции (зависимость от климатических условий). С учетом этого производитель, в отличие от заготовителя сельхозпродукции, рассматривается как экономически слабая сторона договора. Поэтому к заготовителю предъявляются более высокие требования, чем к покупателю по договору купли-продажи.

Производитель сельхозпродукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельхозпродукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК). В связи с тем, что ему еще предстоит вырастить (произвести) в будущем продукцию, это обусловливает порядок определения условий договора о количестве (ст. 465 ГК) и ассортименте сельскохозяйственной продукции (ст. 467 ГК). Так, количество продукции но договору контрактации может быть определено не в точных размерах, а выражено в двух предельных цифрах - наименьшей и наибольшей (от и до).

Сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан соблюдать все требования технологии и условий о биологической и товарной сортности при выращивании сельскохозяйственных культур и нес ветеринарные и иные требования при откорме скота и птицы, производстве молока, яиц и т.д.

Условие о количестве и ассортименте сельхозпродукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора, при отсутствии которых договор должен признаваться незаключенным.

К основным обязанностям заготовителя относятся обязанности по принятию продукции и ее оплате. Применительно к первой обязанности в ГК предусмотрены дополнительные требования к заготовителю:

  • а) обязанность по обеспечению вывоза сельхозпродукции при принятии се непосредственно у производителя по месту нахождения продукции, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Обязанность принять у товаропроизводителя продукцию относится не только ко всему ее объему, предусмотренному в договоре, но и ко всей продукции, предъявленной данным сельскохозяйственным товаропроизводителем;
  • б) недопустимость отказа заготовителя от сельхозпродукции при доставке се производителем в место нахождения заготовителя или в иное указанное им место. Такой отказ допускается только в случаях нарушения производителем условий договора о количестве, качестве, ассортименте, таре и (или) упаковке и др.;
  • в) в договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельхозпродукции, возвращать по требованию производителя отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором.

При этом стороны в договоре устанавливают порядок исполнения обязанности передать продукцию, порядок ее затаривания и (или) упаковки, сроки и (или) периоды передачи, форму и порядок расчетов и другие условия. В месте исполнения оформляется сдача-приемка продукции, включая определение количества и качества (например, взвешивание, определение товарной сортности фруктов или овощей, влажности и засоренности зерна, жирности молока, степени упитанности скота). Для товаропроизводителя выгоднее сдавать продукцию на своей территории, а для заготовителя - наоборот. Если договором не определено место передачи сельскохозяйственной продукции, то заготовитель обязан принять продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по договору выражается в возмещении убытков, уплате предусмотренной законом или договором неустойки, а также процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, в случаях, установленных ГК применительно к договору поставки. Заготовитель несет ответственность перед производителем по правилам, установленным п. 3 ст. 401 ГК, как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельхозпродукции, сырья и продовольствия заготовитель несет ответственность в форме пени.

Особенностью ответственности производителя продукции по договору контрактации является исключение из общего правила ответственности, независимо от вины, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 538 ГК производитель сельскохозяйственной продукции, либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность только при наличии его вины. При засухе, наводнении, других стихийных бедствиях, когда наступает неурожай, производитель от ответственности за недопоставку сельскохозяйственной продукции по договору контрактации освобождается.

Loading...Loading...