Колосс Родосский: краткое описание. Колосс Родосский: уникальное воплощение солнечного бога

От его появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял своё место среди остальных архитектурных памятников. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший. Колосс Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявших этот Средиземноморский остров - Родес. находился этот памятник истории при входе в гавань Средиземноморья в Греции.

Древняя Греция состояла из городов - государств, власть которых не распространялась за их пределы. На маленьком острове Родес было три из них: Ялосос, Камирос и Линдос. В 408 г. до н. э., эти полисы были объединены в один - Родос. Город процветал коммерчески и имел сильные экономические связи с их главным союзником, Птоломеем Сотэром из Египта.

Над созданием гигантской статуи Колосса Родосского скульпторы трудились целых 12 лет. 36-метровая статуя в виде стройного сильного юноши-бога с венком на голове вызывала восхищение у всех, кто проплывал мимо острова Родос, а также была видна с ближайших островов. Основным материалом при строительстве была глина, металл был лишь в основе и на покрытии. Это и послужило причиной обрушения знаменитой статуи…


Обратимся для начала к истории строительства Колосса Родосского. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Колосса. полководцу пришлось отступить а остров был освобожден

В честь этого события в 304 году до нашей эры было принято решение построить огромную статую бога, ставшего покровителем острова, и сохранить на века память о великой победе. Скульптор Харес решил построить Колосса стоящим во весь рост и вглядывающимся вдаль. 12 лет возводилась статуя бога, опирающаяся на три массивных каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной. Жители острова не видели статую до момента окончания строительства, так как окружавшая колосса насыпь постоянно поднималась для удобства работы. И лишь когда насыпь была убрана, родоссцы увидели своего бога, стоящего на огромном белом мраморном постаменте

Но вот еще одна версия:

Шел 305 год. До нашей эры естественно. Таланты золота, изнывающие от безделья в городской казне Родоса, просились в дело, и повод истратить их в скором времени представился. В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азией и Сирией Деметрия Полиоркета внезапно напали на остров Родос. Македонский (не тот, что Александр) взял было город в осаду, но проторчав под стенами годик и так и не побывав в Родосе, ушел с миром.


Благодарные родосцы переписали свою победу на счет бога Гелиоса и на радостях решили построить для него чего-то оригинального. Бог этот был не просто такой себе абстрактный - считалось, что Гелиос собственноручно воздвиг остров в свою честь, так что выбор можно считать вполне обоснованным. Баш за баш - родосцам остров, Гелиосу - статуя.

Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадный орудий, брошенных при отступлении неприятелем. Среди них находилась и принесшая немалую выручку гелеополида - чудо военной техники, огромная осадная башня, снабженная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостиками.

К строительству Колосса подрядили Хареса, знатного скульптора, который уже и так натыкал немало “божественных” фигурок всяческих размеров по городу. Утвердив проект, Харес в очередной раз принялся за трату бюджетных денег. Как чудо строилось, выглядело и где стояло, летописцы и вся пишущая в те времена братия в записях старательно обходят стороной, дабы дать наследникам пищу для фантазий. Одно только ясно - высота его была где-то между 30 и 36 метрами.

На искусственном холме Харес установил три каменных столба - на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. “Сборка” статуи велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т.д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм был скрыт.

База была сделана из белого мрамора, сперва были установлены ноги статуи, а затем и сама статуя. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.


Изначально словом Колосс называли любую статую, но после строительства Колосса Родосского так стали называть исключительно сооружения очень больших размеров Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором Филоном Византийским.

Гелиос — бог солнца

Гелиос жил на восточном берегу океана во дворце из золота и меди. Каждое утро, стоя на золотой колеснице с четверкой крылатых коней он выезжал из серебряных ворот к западному берегу Океана. На западном берегу был расположен ещё один дворец, откуда бог Солнца возвращался обратно на восток в ладье из золота.

По легенде, Гелиос с утра до вечера трудился, освещая Землю и не смог присутствовать на разделе мира, потому ему ничего не досталось. Он решил поднять из морских глубин остров, и назвал его в честь своей жены Роды — Родоссом

Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение: расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.


Народ Родоса с вожделением поглядывал на рукотворную земляную гору, на которой копошились подручные Хареса, тягая железяки. Гора все росла, с ней расходы, а толку все не было видно. И только когда убрали насыпь через 12 лет строительства, стало понятно, что 20 тонн металла (на изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн)). в землю не ушли и зря не пропали - красота открылась неописуемая. Про красоту знаем понаслышке, ведь те же историки, не утруждающие себя детальным описанием внешнего вида, с восторгом переносили охи-ахи на бумагу.

Наверное, стародавние Родосцы были хитрее и прозаичнее, чем мы считаем - после постройки каждый мало-мальски при деньгах человек стремился своими двумя взглянуть на Колосса и попутно пополнить местную казну драгметаллом, так что доход от туризма быстро отбил затраты на строительство, а далее пошла чистая прибыль.

И этому не помешал даже тот факт, что после 56 лет стояния Колосс плюхнулся на землю - и в таком виде он продолжал привлекать зевак со всего мира, волочившихся за тридевять земель только для того, чтоб обнять большой палец гиганта. Местный оракул, пошушукавшись с потусторонними обитателями, восстановлять статую запретил.

Части бронзового тела бога Солнца в течение столетий покоились на земле, рождая различные легенды. Так, в одной из них рассказывалось, что судна, направляющиеся в гавань, проплывали между ног гиганта.

В 977 г. н. э. арабский наместник, правивший на острове, продал сохранившиеся части статуи. Для их перевозки потребовалось 900 верблюдов. Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период.

На строительство такого масштабного памятника было израсходовано более 13 тонн бронзы и около 8 тонн железа. Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. Быть может, если б не было этой статуи, то и не было бы сейчас таких сооружений, как Статуя Свободы в Нью-Йорке, или Статуя Христа Искупителя в Бразилии. А может даже не построили бы нашу Родину-Мать в Волгограде:)

Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же дав трещину. Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины. Отсюда и пошло знаменитое выражение: "Колосс на глиняных ногах"

Плиний Старший

Обломки громадной статуи пролежали на земле около тысячи лет, пока арабы, захватившие в 977 году Родос, не продали его неизвестному купцу, которому пришлось перевозить их на 900 верблюдах

В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала — примерно 60-100 метров.

Видео
http://youtu.be/ZIvVS_A5ewc

Жители Родоса, племя дорийцев,
Колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
Воздвигли тебе.

— Неизвестный античный поэт

В давние времена на острове Родос () в одноименном городе стояла гигантская статуя «» — одно из утраченных чудес света. Так же как и , попал в список « » благодаря своим огромным размерам. К сожалению, нет ни одного достоверного изображения легендарной статуи, а современники исполина оставили противоречивые описания.


Ученые лишь предполагают, что "рост" Колосса Родосского был примерно 35 метров, а по некоторым описаниям — и все 60! Статуя была настолько высокой, что ее можно было рассмотреть из проплывающих мимо острова Родос кораблей и даже с ближайших островов.


Неизвестны не только высота и облик исполина, но и точное место расположения монумента. Некоторые современники Колосса Родосского рассказывали, что он стоял на входе в гавань города, а корабли проплывали между его ног. Однако в такие рассказы верится с трудом: устойчивость подобной скульптуры оказалась бы слишком мала, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.


Ниже на карте Греции обозначена гавань города Родос, где предположительно был установлен легендарный Колосс Родосский, одно из чудес света.

Скорее всего, колосс располагался не у гавани, а ближе к городу. В руке великан держал чашу с пылающим огнем. Вам не кажется, что описания античной статуи напоминают современную Статую Свободы в ? А ведь, действительно, для родосцев колосс был символом независимости и свободы.

После распада державы Александра Македонского остров Родос достался одному из его полководцев — Птолемею. Другой полководец Македонского — Антигон Одноглазый, решив оспорить такой раздел империи, в 305 году до нашей эры послал своего сына с огромной армией на Родос, чтобы стереть с лица Земли главный город острова. Около года длилась осада столицы Родоса, и, в конце концов, завоеватели отступили. Родосцы верили, что выдержать осаду им помог бог Солнца Гелиос , который когда-то создал остров Родос, подняв его из морской пучины и вдохнув в него жизнь. В честь победы родосцы решили увековечить своего солнечного бога в обличии огромного колосса. Строительство началось в 304 году до нашей эры и длилось по разным источникам то ли двенадцать, то ли двадцать лет. Соорудить подарок богу взялся Харес — ученик Лисиппа. Сначала родосцы попросили Хареса построить статую в десять раз выше человеческого роста, то есть восемнадцатиметровую. Затем жители города потребовали увеличить высоту вдвое, увеличив вдвое и бюджет на строительство. Но выделенных на сооружение монумента денег не хватило, так как при увеличении высоты статуи в два раза объем материалов, необходимых для строительства, увеличился более чем вдвое. Чтобы завершить свою работу, Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.


Основой памятника служили столбы, которые Харес придумал замаскировать в ногах гиганта. На столбах смонтировали металлический каркас, который затем обшили бронзовыми листами, а свободное пространство внутри статуи заполнили крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Для возведения памятника потребовались тонны железа, бронзы и глины. Чтобы упростить строительство, Харес использовал интересный инженерный прием: с постепенным возвышением колосса строители засыпали его землей, поднимая вокруг него холм, на котором было удобно работать. Когда работа была завершена, а земляная насыпь убрана, изумленные жители острова увидели своего бога-великана — . Высокий и стройный юноша с лучистым венцом на голове стоял на белом мраморном постаменте, осматривая морские просторы.

После окончания строительства Харес был полностью разорен и окружен кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством. Также ходили слухи, что он наложил на себя руки, обнаружив трещину в почти готовой статуе, а может, он просто был недоволен своей работой. Позднее многие считали, что был недоволен статуей и сам бог Гелиос , так как колосс простоял всего около полувека, и был разрушен во время сильнейшего землетрясения в 226 году до нашей эры.

Древнегреческий историк и географ Страбон , написал в своих трудах, что в его время "статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей" . Упавший исполин породил выражение «колосс на глиняных ногах »: именно так стали называть все, что казалось величественным снаружи, но оказывалось слабым изнутри. Но даже лежа на земле, божественный исполин вызывал восхищение своими огромными размерами. Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший повествует, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки колосса.

Египетский царь Птолемей III предложил родосцам помощь в восстановлении статуи бога, но те отказались, ведь оракул заявил, что Гелиос был недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Разгневанный бог сам низверг свою статую, а побеспокоив обломки, родосцы вызовут повторный гнев. Около тысячи лет пролежали на земле осколки колосса, а затем арабы, захватившие впоследствии остров, продали бронзовые части гиганта купцу, который, как говорили, нагрузил ими 900 верблюдов. Так закончилась история Колосса Родосского.


В наши дни в прессе все чаще появляются сообщения о намерении воссоздать легендарного колосса для привлечения туристов, но дальше слов дело не заходит. И кто знает, возможно, это и к лучшему: вдруг оракул был прав в своем предсказании?

Простоявшая на греческом острове Родос всего чуть более полувека в третьем столетии до н. э. гигантская статуя бога Солнца Гелиоса оказала огромное влияние не только на античность, но и на западную культуру, историю и изобразительное искусство.

Колосс Родосский - одно из чудес света

Славу составления списка Семи чудес света традиционно приписывают поэту Антипатру Сидонскому, который творил во втором веке до н. э. Он действительно написал эпиграмму, включающую список из семи величественных творений рук человеческих. Впоследствии ученики в школах заучивали этот стих наизусть. Для древних эллинов это был всего лишь рекомендательный список для путешественников. То, что стоило бы увидеть своими глазами.

Время оказалось безжалостным к этим творениям людей. Сегодня из всего рекомендательного списка Антипатра мы можем увидеть лишь пирамиду Хеопса. Остальные постройки были разрушены землетрясениями, пожарами, войнами и мародерами. Однако, невзирая на то, что Александрийский маяк, статуя Зевса, храм Артемды и Галикарнасский мавзолей давно лежат в руинах, исторические документы и археологические данные позволяют многое узнать не только об истории их появления, но и о внешнем виде. С Колоссом Родосским дело обстоит совсем иначе.

Колоссальный дефицит информации

Подробности о появлении Колосса на острове Родос остаются загадкой для современных исследователей. Единственное чудо света, о котором ученые располагают еще меньшим количеством данных - это висячие сады Семирамиды. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые вообще сомневаются в их существовании. О Колоссе Родосском, разрушенном землетрясением в 225 г. до н. э., историкам доподлинно не известно, ни как он был построен, ни где именно он стоял, ни как он выглядел.

Создавшийся вакуум был немедля заполнен полулегендарными подробностями, а вид Колосса на протяжении веков видоизменялся в зависимости от видения очередного художника, который его изображал. И все-таки современным исследователям удалось с помощью некоторых подсказок буквально по крупицам собрать некоторые достоверные сведения об этом сооружении.

Колоссальная предыстория

После распада империи Александра Македонского Египет играл важную роль на мировой арене. Там правил один из полководцев Александра - Птолемей. Понимая важное стратегическое расположение острова для развития торговли, он заключил с Родосом союз. Это не понравилось противнику Птолемея Деметрию Македонскому. Собрав внушительное войско в сорок тысяч человек, Деметрий высадился на остров и взял главный город в осаду.

Целый год македонцы сражались на острове. Они соорудили множество осадных машин и предпринимали попытку за попыткой взять город. Но родосцы не покорились. Птолемей прислал подкрепление, однако это была лишь горстка воинов. Но остров прибыло 650 человек, которые пополнили ряды оборонявшихся. В результате сорокатысячной армии противостояли 7500 воинов Родоса. Еще через несколько месяцев Птолемей смог отправить на Родос еще 1,5 тысячи человек. Однако силы сторон это, конечно, не сровняло.

Неудивительно, что при таком раскладе родосцы посвятили свою победу покровителю острова Гелиосу. В память о ней было принято решение воздвигнуть огромную статую бога Солнца.

Колоссальные средства

Статую было решено делать из бронзы. Согласно трактату Филона Византийского, который сам был инженером и математиком, для статуи Гелиоса понадобилось от 12 до 13 тонн бронзы. Для того чтобы собрать такое огромное количество металла, родосцы выделили всю имевшуюся в наличии бронзу, однако и этого оказалось мало. Поэтому остаток пришлось докупить за собранные горожанами деньги, которые они выручили за продажу оставленного Деметрием оружия.

Колоссальный размер

Исполнение грандиозного проекта доверили Харесу из Линдоса, который был учеником Лиссиппа - одного из трех величайших скульпторов классической греческой школы. Харес трудился над статуей 12 лет. Как именно скульптору удалось воздвигнуть статую такого размера, до конца не ясно.

Филон Византийский пишет, что, в отличие от других статуй, Колосс Родосский отливался поэтапно, начиная с ног. Харес сначала сделал стопы, потом насыпал вокруг земляной холм, укрепивший уже готовую часть статуи, а затем принялся за следующий участок. Так, шаг за шагом, скульптор отливал грандиозную статую. А когда она была полностью закончена, скрывавший ее земляной холм просто срыли и глазам родосцев предстал величественный титан Гелиос высотой 36 метров (что сравнимо с высотой 12-этажного дома).

Колоссальное падение

Воздвигнутый с таким трудом Колосс просуществовал всего несколько десятилетий. В 225 году до н. э. (некоторые источники указывают 226 год) сильное землетрясение разрушило статую и часть города. Большинство историков согласны с утверждением, что Колосс Родосский сломался в районе колен и рухнул наземь.

Примечательно, что Птолемей III предлагал выделить средства на восстановление статуи. Это указывает не только на очень тесные связи между Родосом и Египтом, но и на чрезвычайно трепетное отношение к статуе Гелиоса во всем регионе.

Однако родосцы отказались восстанавливать статую, прислушавшись к совету своего оракула. Останки гиганта так и остались лежать на земле, продолжая восхищать людей. Уже во втором веке нашей эры Люциан Самосатский писал, что Колосса Родосского наверняка можно рассмотреть с Луны.

Статуя Гелиоса пролежала в таком состоянии вплоть до 654 года н. э. В том году Родос завоевали мусульмане. Они разобрали остатки грандиозного сооружения и отправили всю бронзу в Сирию. Согласно византийским источникам, для того, чтобы отгрузить всю бронзу, потребовалось 900 верблюдов.

Колоссальное наследие

Колосс исчез, но его слава осталась в памяти людей. К образу Колосса Родосского обращается Шекспир в своей пьесе «Юлий Цезарь». Художники, ни разу не видевшие статую, изображали ее на своих полотнах. Само прилагательное «колоссальный» в современном значении - «большой», «грандиозный» - образовано именно от Колосса Родосского. Изначально слово «колосс» относилось просто к определенному типу скульптуры.

Большинство художников на своих полотнах помещали Колосса Родосского в устье порта, придавая ему значение ориентира для кораблей. С течением времени его стали изображать с высоко поднятым в руке факелом. Неотъемлемым атрибутом Гелиоса также всегда были лучи, исходившие из его головы в форме короны. Именно эти детали - размер, факел и лучистая корона - вдохновляли дизайнера Статуи Свободы. Он же послужил прототипом для статуи Титана в порту Браавос, который присутствует во вселенной популярного телесериала «Игра престолов».

Колоссальное заблуждение

В более позднее время стало популярным изображать Колосса Родосского стоящим одной ногой на одном причале у входа в родосскую гавань, а другой - на противоположном причале. Таким образом, корабли, заходящие в гавань, проходили прямо под Колоссом. Ноги этого заблуждения «растут» по-видимому, из рассказа итальянского паломника Николаса де Мартони.

Этот уважаемый путешественник посетил Родос спустя тысячу лет после землетрясения, разрушившего Колосса. К тому времени даже вмятин на земле от упавшего великана не осталось. Он был давно переплавлен на более тривиальные вещи. Но красивая легенда прижилась. И вплоть до сегодняшнего дня большинство людей при упоминании о Колоссе Родосском представляют себе огромную статую, возвышающуюся над почти игрушечными на его фоне корабликами.

Путевые и домашние заметки.

Часть 1. Колосс Родосский.

Честно признаюсь – не видела я его. И никто не видел из ныне живущих; да и из давно умерших – тоже. А разговоры о нем не смолкают уже 2200 лет. Быть на Родосе и не вспомнить Колосса Родосского – невозможно.
Родос известен более всего как местонахождение одного из чудес света – Колосса Родосского. Колосс существовал недолго; но 56 лет, которые он простоял на своих каменных(отнюдь не глиняных!) ногах, оставили в памяти людей такой отпечаток, который не стерли два тысячелетия.

Начнем с того, что население города Родос, столицы одноименного острова, составляет сейчас, согласно Википедии, 55 тыс. человек. Для современного города это немного. Но город Родос 4-го века до нашей эры, население которого составляло 80 тыс.человек(по данным нашего гида Евгения Дименштейна) – это был огромный город, богатый, располагавший огромным торговым флотом. Родоссцы первыми в мире создали морской кодекс, и все связанные с ними страны – Египет, Греция, страны Малой Азии – безоговорочно его приняли. Этот богатый торговый город проводил удачную политику, позволявшую ему до поры до времени избегать военных вторжений на свою территорию. Однако в 308 году до нашей эры город все же пережил осаду, но устоял перед врагом. В память об этом была построена огромная статуя покровителя острова – бога Солнца Гелиоса, которую стали называть Колосс Родосский.

Вызывая всеобщее восхищение, Колосс простоял всего лишь около 56 лет, и был разрушен землетрясением. Попытки восстановить статую не увенчались успехом.

Обломки статуи пролежали более 1200 лет. Местные зеваки и путешественники из дальних мест развлекались тем, что пытались двумя руками обхватить большой палец Колосса, что далеко не всем удавалось. В 997 году Родос завоевали арабы. Новые владельцы острова, не связанные ностальгией по былой славе Родоса, нуждаясь в деньгах, продали обломки статуи какому-то купцу.

Купец, мобилизовав караван в 900 верблюдов, успешно вывез весь лом, оставив потомкам загадку: как выглядел Колосс Родосский и где именно он стоял?
Долгое время считали, что Колосс Родосский выглядел так:

Он был так велик, что корабли, входя в гавань, проходили между его ногами.
Затем кто-то, применив несложные геометрические построения и расчеты, доказал, что такого просто не могло быть: при высоте Колосса 36 м(по другим данным – 31,5 м), расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Это, не говоря уже о невозможности постройки такого сооружения, выглядело бы уже не величественно, а скорее карикатурно. Следовательно, Колосс стоял не над входом в гавань, а где-то в стороне, на прилегающей площади.

Не меньшей загадкой для потомков является конструкция погибшего шестого чуда света. За минувшие 2300 лет утрачены не только строительные чертежи, но и воспоминания тех, кто строил Колосс или наблюдал за его сооружением. Зато в памяти человеческой сохранилась и прочно прилипла к Колоссу Родосскому фраза «колосс на глиняных ногах» (между прочим, относящаяся совсем к другому колоссу). И, уже в последнее время, пошла гулять по Интернету и даже попала в Википедию версия о том, что Колосс Родосский представлял собой железный каркас, обмазанный глиной, покрытой сверху оболочкой из бронзы. Чтобы понять, что этого просто не могло быть, достаточно вспомнить, что такое глина. Эта глиняная статуя не могла быть обожженной, так как для этого пришлось бы зажечь костер высотой минимум 31,5 м. А необожженная глина ведет себя очень плохо: во время дождей она размокает, плывет; Колосс, будь он сделан из глины, очень скоро превратился бы просто в кучу грязи. А высушенная на жарком солнце глина трескается, ломается, куски опять же отваливаются и падают вниз…

Поэтому не стоит думать, что известный родосский скульптор и архитектор Харес, проектировавший и возглавлявший строительство Колосса, был глупее нас с вами, и создал величественную статую, которую строили 12 лет, из глины.
По другой, не слишком распространенной версии, железный каркас Колосса был окружен кладкой из небольших камней, скрепленных раствором; сверху крепилась обшивка из тонких бронзовых листов.
Мне же наиболее достоверной представляется версия, основанная на реконструкции английского ученого Мэриона.

Согласно этой реконструкции, остов статуи состоял из трех каменных столбов, соединенных железными поперечинами. Два столба проходили через ноги статуи, а третий, более короткий, был скрыт складками плаща. На столбах с помощью радиальных прутьев укреплялись железные ободья, похожие на человеческие ребра; вообще, конструкция несколько напоминала человеческий скелет. К ободьям прикреплялись части статуи, отчеканенные из бронзового листа(внешняя обшивка); швы соединений тщательно заделывались. Колосс, будучи пустотелым везде, кроме ног, выглядел, словно он целиком отлит из бронзы. Согласно древним авторам, на строительство статуи ушло только 13 тонн бронзы(современные ученые считают, что больше).

Будь рама, поддерживающая статую, сделана целиком из железа, Колосс, возможно, простоял бы сотни лет, пока ржавчина не переела его железный остов. Но рама Колосса была каменной. Камень прочен, но хрупок и вязкостью железа не обладает. Подземные толчки во время разрушительного землетрясения, постигшего Родос в октябре 225 года до нашей эры, сломали хрупкие каменные столбы, и Колосс рухнул.
Эта версия подтверждается словами римского ученого и писателя Плиния Старшего, который в своем трактате «Естественная история» писал об обломках Колосса Родосского так: « …но и лежащая на земле, она(статуя) вызывает удивление… Обломанные части ее зияют обширными пещерами. Внутри видны камни огромнейших размеров, которыми Харес при установке стремился создать устойчивость.»
Так погибло шестое чудо света. Как оно выглядело – сейчас никто точно не знает. Сохранились только изображения головы Колосса на полустертых монетах.

Долгое время вход в гавань Мандраки вместо Колосса украшали два оленя, гордо возвышавшихся на колоннах (олень – один из символов города). Однако в конце сентября 2009 года, когда я посетила Родос, олень уже был только один. Судьба второго – неизвестна: то ли украли вандалы-туристы, то ли забрали на реставрацию, но столб был пуст. Эдак мы всех родосских красот лишимся… Следующий, кто поедет на Родос – проследите, пожалуйста, чтобы оленя вернули!

P.S. Специально для ярых сторонников теории о Колоссе Родосском, изготовленном из глины, главный аргумент которых: «Если история сохранила поговорку «Колосс на глиняных ногах», значит, он и был из глины!».
Первое: обратимся к Википедии,
которая в большинстве случаев права. «Колосс – в истории искусства – статуя огромной величины.» И далее список колоссов древности в количестве семи штук. Каждый из них мог оказаться тем самым, на глиняных ногах – не обязательно именно Колосс Родосский. Ниже - Египет, колоссы.

Второе: снова обратимся к Википедии.

«Колосс о глиняных ногах - библейское выражение.
Данная крылатая фраза восходит к сну Навуходоносора, растолкованному пророком Даниилом в Книге Пророка Даниила, глава 2 стихи 1-49.»

Кратко: в Ветхом Завете, Книге Пророка Даниила, говорится о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного, внушающего ужас металлического истукана на глиняных ногах. Но вдруг камень, оторвавшийся от горы, ударил в эти глиняные ноги, разбил их, и колосс был повержен. Сон оказался вещим: Вавилонское царство вскоре разрушилось, подобно истукану на глиняных ногах.

Если в данном случае не убеждает Википедия, можно обратиться к первоисточнику – Библии. Я проверяла: именно так и есть; только в Библии более подробно, и, на мой взгляд, интереснее.

Материалы:
1.Википедия.
2.Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
3.А.Домашнев Т.Дроздова «Из глубины веков», изд.Москва, «Молодая гвардия», 1985г.
4.Библия – любое издание.
, , .

Иллюстрации № 1,2, 10 - 16, 18. – из Интернета, № 3-5, 7-9 из книги А.Домашнева и Т.Дроздовой «Из глубины веков», № 6 - Пани Зося.

Колосс Родосский

В конце IV в. до н. э. жители Родоса, острова в Эгейском море, у берегов современной Турции, праздновали победу. Они как раз благополучно отстояли свой город, который целый год держала в осаде греческая армия. Греки, поняв, что не смогут победить, даже побросали часть осадных сооружений. Народ Родоса решил продать эти сооружения и построить статую почитаемого ими бога солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество.

Как выглядела статуя и где она стояла - достоверно неизвестно. Известно только, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту около 33 м. Она была создана скульптором Харетом, на строительство ее ушло 12 лет. Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу, и по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее. Колосс был завершен около 280 года до н. э. Многие века люди верили, что Колосс высился над входом в родосскую гавань. Но этого быть не могло. Ширина устья гавани составляла примерно 400 м, а статуя была все-таки не настолько колоссальной. Описания позволяют предположить, что она стояла в центре города и смотрела на море и гавань.

Примерно через 50 лет после завершения строительства статуя рухнула. Во время землетрясения она переломилась на уровне колен. Так она пролежала более 900 лет. В 654 году н. э. сирийский князь захватил Родос и приказал снять со статуи бронзовые пластины.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

6. Колосс на острове Родос Древнегреческий автор Филон так писал об этом острове: «Остров Родос лежит в бескрайнем море. В давние временна, когда он был еще погружен на дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя. Тут и стоит Колосс высотой в 70 локтей,

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Панэтий (Панэций) Родосский (ок. 180-100 гг. до н.э.) философ-стоик Нестойкую душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести, ни другим соблазнительным

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Аполлоний Родосский (ок. 300 – после 245 гг. до н.э.) поэт, ученый-филолог глава Александрийской библиотеки Ничто не высыхает так быстро, как

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Каким был Родосский колосс, одно из семи чудес Древнего мира? В 304 году до нашей эры жители острова Родос (Греция) с помощью египетского царя Птолемея I Сотера отразили нападение македонского царя Деметрия Полиоркета. Эту победу родосцы решили ознаменовать возведением

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Аполлоний Родосский (ApolloniosRhodios) [ок. 295 - ок. 215 до н. э.]

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

Аполлоний Родосский (apollonios rhodios) ок. 295 - ок. 215 до н. э.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ Ничто не высыхает так быстро, как слезы. Фрагменты (186, с.417)

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Как родосский орден стал мальтийским орденом Однако хоть и продолжалась на острове Родос из десятилетие в десятилетие одна и та же устоявшаяся, размеренная жизнь, на побережье Средиземного моря происходили важные события и большие перемены. Рано или поздно они

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Колосс Нерона С другой стороны от Колизея, больше чем наполовину перекрытое улицей Императорских форумов, находится основание другого несохранившегося памятника. Раскопали его в 1828 году, но спустя сто с небольшим лет Муссолини «срезал» то немногое, что осталось, в ходе

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Колосс Родосский В конце IV в. до н. э. жители Родоса, острова в Эгейском море, у берегов современной Турции, праздновали победу. Они как раз благополучно отстояли свой город, который целый год держала в осаде греческая армия. Греки, поняв, что не смогут победить, даже

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

В каком городе стоял Колосс Родосский? Колосс Родосский – огромная статуя бога Солнца Гелиоса, которая в III веке до нашей эры была возведена в портовом городе Родосе, расположенном на острове в Эгейском море. Согласно легендам, именно этот греческий бог когда-то поднял

Из книги автора

Что представлял собой Колосс Родосский? Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о шестом чуде света, как люди назвали самую большую статую, посвященную богу солнца Гелиосу, которая была воздвигнута на острове Родос. Она известна под названием Колосса Родосского.

Loading...Loading...