"международное спортивное движение". Классификация и функции

Социальные функции спорта.

Соревновательно-эталонная

Эвристически-достиженческая



К социально-общественным

Оздоровительно-рекреативная

Эмоционально-зрелищная

Коммуникативная функция.

Экономическая функция.

Техническая подготовка.

Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике не­обходимо владеть совершенной техникой - наиболее рациональ­ным и эффективным способом выполнения упражнения. Под со­вершенной техникой следует понимать разумно обоснованные и це­лесообразные движения, способствующие достижению высших спортивных результатов. При этом следует всегда учитывать инди­видуальные особенности спортсмена, а также условия, в которых приходится выполнять движения.

Рациональная спортивная техника не только правильная, обоснованная форма движения, но и умение проявлять значитель­ные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Высокая спортивная техника базиру­ется на отличной физической подготовке спортсмена; чтобы овла­деть современной техникой, он должен быть сильным, быстрым, ловким, гибким, выносливым.

Одним из основных условий успешного овладения эффектив­ной техникой является сознательное отношение спортсмена к тре­нировкам на всех этапах совершенствования, осмысливание им каждого движения. Спортсмен не должен слепо копировать дви­жения или бездумно следовать чьим-либо советам. Он должен осоз­нать, почему та техника, которую он применяет, действительно является рациональной.

Закрепление и совершенствование двигательного навыка не следует понимать узко и применять одномоментно. Совершенство­вание техники продолжается на протяжении всей спортивной де­ятельности. Даже когда ученик показывает результат самого высо­кого класса, тренер не должен забывать о совершенствовании от­дельных элементов техники, об устранении технических ошибок.

Тактическая подготовка.

Спортивная тактика - искусство ведения борьбы с против­ником, ее главная задача - наиболее целесообразное использова­ние физических и психических возможностей легкоатлета для по­беды над соперником, для достижения максимальных для себя результатов.

Тактика необходима во всех видах легкой атлетики. Наиболь­шую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние и длин­ные дистанции, а наименьшую - там, где соревнования проис­ходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания). Тактическое искусство позволяет легкоатлету эффектив­нее использовать свою спортивную технику, физическую и мо­рально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными соперниками в различных условиях. В целом тактиче­ское мастерство должно основываться на богатом запасе знаний, умений, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае отклонений быстро оценить ситуацию и найти наиболее эффективное решение.

Задачи тактической подготовки заключаются в сле­дующем:

Изучение общих положений тактики;

Знание сущности и закономерностей спортивных состязаний, особенно в специализируемом виде легкой атлетики;

Изучение способов, средств, форм и видов тактики в своем виде;

Знание тактического опыта сильнейших спортсменов;

Практическое использование элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках, соревнованиях («тактические учения»);

Определение сил противников, знание их тактической, фи­зической, технической и волевой подготовленности, их умения вести соревновательную борьбу с учетом обстановки и других внеш­них условий.

На основе этих задач спортсмен вместе с тренером разрабаты­вает план тактических действий к предстоящему соревнованию. После соревнований необходимо проанализировать эффективность тактики, сделать выводы на будущее.

Главное средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по задуманному плану, например, бег с определен­ным изменением скорости; начало прыжков с установленной высоты; показ лучшего результата в метании в первой попытке; Использование одного из разученных вариантов в ответ на пре­дусмотренную ситуацию; перемена тактической схемы и многое Другое.

Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с разви­тием физических и волевых качеств, с совершенствованием тех­ники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную

тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональ­ные возможности спортсмена и его техническое мастерство.

В подготовке легкоатлетов важную роль играет теоретическая подготовка. Задачи теоретической подготовки вклю­чают в себя следующие вопросы:

Общие понятия о системе физического воспитания и о тео­рии спорта;

Знание перспектив развития физической культуры и спорта в стране и мире;

Знание теории и практики легкоатлетического спорта;

Знание вопросов психологической подготовки спортсмена;

Знание вопросов гигиенического режима спортсмена, вра­чебного контроля и самоконтроля;

Знание вопросов профилактики травматизма в специализи­рованном виде легкой атлетики.

Физическая подготовка.

Физическая подготовка - это вид спортивной подготовки, кото­рый направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем орга­низма, совершенствование их функций. Физическая подготовка под­разделяется на общую и специальную.

Целью общей физической подготовки (ОФП) является достиже­ние высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мус­кулатуры, улучшение координационной способности, исправле­ние дефектов телосложения (главным образом из общеподготови­тельных) - с учетом особенностей и требований легкоатлетиче­ской специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набив-

Специальная физическая подготовка (СФП) легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спорт­смена, приобретение им тех двигательных навыков, которые не­посредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из уп­ражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включаю­щие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.

С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество уп­ражнений ОФП уменьшается и подбираются такие, которые боль­ше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его под­готовленности.

Психологическая подготовка.

Психологическую подготовку спортсмена можно разделить на общую психологическую подготовку и психологическую подго­товку к конкретным соревнованиям. Такое деление условно, так как в реальной жизни учебно-тренировочный процесс все время чередуется с состязаниями и задачи общей психологической под­готовки решаются в условиях соревновательной деятельности.

Общая психологическая подготовка, повседневно проводимая [в ходе тренировочных занятий и соревнований, направлена на [развитие у спортсмена таких психических качеств, ко­торые в большей степени способствуют успешному и прочному овладению спортивным мастерством. К ним относятся:

Создание правильной и стойкой системы мотивов, побужда­ющих спортсмена систематически тренироваться, соблюдать режим и выступать в соревнованиях;

Создание четких представлений о своей психике и качествах, Необходимых для спортивного совершенствования и успешных выступлений;

Формирование качеств характера и свойств нервной системы, способствующих эмоциональной устойчивости и перенесению мак­симальных нагрузок;

Развитие специфических процессов, необходимых для овла­дения техникой и тактикой (чувство ритма, времени, ориенти­ровка в пространстве, способности к самоконтролю над различ­ными элементами движения и т.д.);

Развитие умения управлять собой, своими чувствами и пере­живаниями, отвлекаться от всех посторонних раздражителей, со­знательно затормаживать неблагоприятные психические состоя­ния, возникающие в процессе тренировочной и соревнователь­ной деятельности;

Овладение умением легко и свободно осуществлять максималь­ные усилия без нарушения координации и динамики движений.

Ранняя предсоревновательная психологическая подготовка

Непосредственная психологическая подготовка накануне и в ходе соревнований включает:

Психологическое воздействие в ходе одного выс­тупления предусматривает: краткий самоанализ и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий и уменьшение напряженности; нормализацию психического состояния после квалификационных выступлений; устранение эмоций

В процессе психологической подготовки можно вы-I Делить два относительно самостоятельных и одновременно тесно

взаимосвязанных направления: 1) воспитание моральных и воле­вых качеств; 2) совершенствование специфических психических возможностей.

Важнейшими задачами волевой подготовки спорт­смена являются: 1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха; 2) научиться управлять своим эмоциональ­ным состоянием; 3) воспитывать у себя такие качества, как целе­устремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и ини­циативность.

10. Нагрузка. Характеристика параметров нагрузок .

– это величина воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.

Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя характеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воздействием нагрузки. Внешняя – определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем).

и переменной . Первая одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая меняется по ходу выполнения упражнения.

Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки – это длительность воздействия нагрузки на организм человека.

Интенсивность – это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.п.

Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнений (или занятиях). Между показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные отношения.

и прерывный характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором – между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха :

Жесткий – интервал при котором очередная часть нагрузки приходится на период недовостановленного состояния организма. Такой интервал отдыха приме­няется при развитии разных видов выносливости. Вместе с тем следует учитывать, что неадек­ватные индивидуальным возможностям нагрузки в этом режиме могут при­вести к истощению организма.

Относительно полный (ординарный) – интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня.

Полный интервал – при котором оперативная работоспособность волнообраз­но возвращается к исходной.

Суперкомпенсаторный (экстремальный) – интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).

Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.

Активный отдых – выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью.

Пассивный отдых – относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.

Комбинированный отдых – объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации.

Эффекты воздействия физических упражнений . Двигательная деятельность сопровождается целым рядом про­цессов и явлений в организме и психике человека, которые можно обоб­щенно обозначить как срочный (ближайший) двигательный эф­фект .

Срочный двигательный эффект наблюдается непосредственно в процессе выполнения упражнения или занятия. Проявляется он в изменении функ­циональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда процессов и явлений (биохимичес­ких, физиологических, психических, интеллектуальных и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигатель­ной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).

По прекращении двигательной деятельности ее эффект не ис­чезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех про­цессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следовой (текущий) двигательный эффект.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы (рис. 2.1.).

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

Рис. 2.1. Динамика оперативной работоспособности во время

нагрузки и в период отдыха (схема).

1 – фаза врабатывания;

2 – фаза устойчивой оперативной работоспособности;

3 – фаза снижения оперативной работоспособности (утомления);

4 – фаза относительной нормализации оперативной работоспособности (восстановления);

5 – фаза повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации);

6 – редукционная фаза (снижение оперативной работоспособности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие заня­тия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпен­саторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих.

В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражне­ний -кумулятивный эффект . Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) следовых эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различ­ных упражнений).

Кумулятивный эффект упражнений лежит в основе повышения уровня тренированности, сохранении и дальнейшем улуч­шении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. След­ствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

В зависи­мости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, вы­деляют четыре основных варианта построения занятия (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Динамика оперативной работоспособности в зависимости от продолжительности отдыха (схема)

А – повторное выполнение нагрузки в фазе недовосстановления оперативной работоспособности.

Б – повторное выполнение нагрузки в фазе относительно полного восстановления оперативной работоспособности.

В – повторное выполнение нагрузки в фазе повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации).

Г – повторное выполнение нагрузки в фазе полного восстановления оперативной работоспособности.

Первый вариант используется при двух – трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммар­ного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в пе­риод относительно полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпен­саторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последу­ющей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего заня­тия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы преды­дущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия ис­пользуется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздорови­тельный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

Социальные функции спорта.

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицатель- , ных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Функция социальной интеграции и социализации личности . Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Основные направления спортивного движения.

Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям

1) общедоступный спорт (массовый);

2) спорт высших достижений.

Спортивное движение
Общедоступный (массовый) спорт Спорт высших достижений
Школьно-студенческий спорт Достиженческий спорт
Профессионально-прикладной спорт Профессиональный спорт
Физкультурно-кондиционный спорт Профессионально-коммерческий спорт
Оздоровительно-рекреативный спорт Достиженческо- коммерческий спорт Зрелищно- коммерческий спорт

Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).

Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).

Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.

В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.

Классификация и структура международного спортивного движения. 3

ТЕОРИЯ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ СПОРТИВНЫМ ДВИЖЕНИЕМ 3

История международного спортивного движения и олимпийское движение 5

Всемирные юношеские игры 1998 года. 10

Правовые документы Всемирных юношеских игр 1998 г. 10

Список литературы 11

Классификация и структура международного спортивного движения.

Международное спортивное движение - это важная часть социально-культурной сферы общественной жизни. Сюда можно отнести следующие мероприятия:которые классифицируются по следующим признакам: а) по географическому - на всемирные и региональные; б) по характеру членства в них - на коллективные и индивидуальные; в) по профессиональной принадлежности - по видам спорта; г) по религиозным убеждениям - на специальные и универсальные. К приведенной классификации необходимо добавить, что эти организации могут быть классифицированы по срокам их деятельности на временные и постоянные. К категории временных относятся международные конгрессы, симпозиумы, конференции. К постоянным - спортивные неправительственные организации, например Генеральная Ассоциация международных спортивных федераций. Отсюда следует, что членами спортивных организаций являются национальные и международные спортивные организации, а также отдельные лица. Кроме того, различают НСОобщего характера , деятельность которых разнообразна (например, Международный Совет физического воспитания и спорта - СИЕПСС);специальные - по видам спорта (международные спортивные федерации); по отраслям знаний и деятельности (например, Ассоциация спортивной прессы - АИСП); по профессиональному признаку (например, Европейская федерация психологии спорта и физической деятельности - ФЕПСАК); по религиозному (например, Международный католический союз физического воспитания и спорта) и другие объединения.

ТЕОРИЯ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ СПОРТИВНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Международное спортивное движение (МСД), включающее в себя и олимпийское, до настоящего времени не было предметом комплексного системного анализа в преломлении педагогического и юридического аспектов. Отдельные попытки, предпринятые в этом направлении, носили историографический и культурологический характер. Организационно-правовые аспекты структурирования и функционирования данного социального явления не получили должного отражения ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе, хотя отдельные их вопросы рассматривались учеными в разные периоды.

В результате проведенного исследования выяснилось, что общественные объединения, в том числе и спортивные, представляют собой определенный блок и составляют органическую часть любой политической системы того или иного государства. Они включаются в эту систему наряду с другими неправительственными организациями и действуют вместе с ними. Свою деятельность они осуществляют в интересах единой политики в развитии спорта высших достижений в соответствии с законодательством той или иной страны, Олимпийской Хартии и уставными документами.

Немаловажное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о взаимодействии общественных организаций и государственных органов. Это взаимодействие отражается во многих сферах жизни того или иного общества, особенно в социально-культурной, куда относится и международное спортивное движение.

Последовательное расширение и укрепление статуса неправительственных спортивных организаций является одной из сторон такой закономерности. Например, повышение роли общественных организаций на современном этапе. Необходимо заметить, что статус рассматриваемых неправительственных спортивных организаций носит комплексный характер и осуществляется различными отраслями права, состоящими из многих элементов. Важное место среди этих элементов занимает конституционное право граждан на объединения в общественные организации, в том числе и спортивные. Не менее важно и другое. Общественные (неправительственные) спортивные организации в МСД в определенной мере обладают качеством так называемой "политичности". Наличие такого качества позволяет рассматривать спортивные неправительственные организации как целостный феномен политической системы. Это отмечается в большинстве конституций различных государств. Так, например, в Конституции Италии, в статье 18, говорится: "Граждане имеют право свободно, без особого разрешения объединяться в организации, преследующие цели, не запрещенные уголовным законодательством отдельным лицам". Конституция Венгрии, в главе 6, предусматривает, что: "При поддержке и помощи соответствующих государственных органов спортивные объединения должны обеспечивать для широких слоев молодежи возможности для развития физической культуры и занятия спортом".

Интересна постановка рассматриваемого вопроса, которая трактуется в Конституции Республики Куба. Глава первая, статья 8, гласит: "Будучи властью народа, служащей самому народу, гарантирует, что не будет человека, который не имел бы доступа к учебе, культуре и спорту", а в Конституции Румынии, в статье 27, сказано, что "граждане Румынии имеют право объединяться в различные объединения, в том числе спортивные. Государство поддерживает деятельность массовых и общественных организаций, создает условия для развития материальной базы этих организаций и охраняет их имущество. Массовые и общественные организации обеспечивают широкое участие народных масс в политической, социальной и культурной жизни Румынии". Приведенные примеры и выдержки из Конституций некоторых государств дают основание говорить о том, что общественные (неправительственные) спортивные организации в МСД носят политический характер и соответствуют системе, типу и форме демократии того или иного государства.

Международные спортивные объединения (МСО) относятся к неправительственным организациям. В настоящее время их свыше 200, большинство из которых являются международными федерациями по видам спорта. Единой классификации МСО на данный период не существует.

Как отмечается в литературе, общественные спортивные организации (объединения) (ОСО) представляют собой прежде всего совокупность лиц, осуществляющих организационные функции на общественных началах (Д.Н. Бахрах, 1978).

Основанием для признания ОСО субъектами МСД является наличие у них особого статуса. Для них свойственны признаки, общие для всех субъектов административного права: самостоятельность целей и задач, организационное единство и внутренняя обособленность, правоспособность и дееспособность органов, право принимать управленческие решения, реализовывать свои права в повседневной социально-культурной деятельности по руководству МСД.

Лидирующая правовая черта в деятельности современных международных спортивных объединений заключается в том, что уставы и положения о них представляют собой своего рода договоры, имеющие определенные особенности. Так, например, Устав международной организации в отличие от обычного многостороннего международного договора создает международный механизм, который действует на его основе. Он определяет статус участников договора, а также цели и задачи организации (объединения). Из этого следует, что уставы спортивных объединений - это более сложный источник права, чем обычный многосторонний договор.

Необходимо заметить, что уставы многих неправительственных организаций, их положения применимы и к уставам МСО. В то же время имеют место отдельные случаи изменений в них. Этого придерживается, в частности, Венская конференция о праве международных договоров 1969 года, статья 5 которой гласит: "Настоящая конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, без ущерба соответствующих правил данной организации".

Результаты исследований позволяют прийти к выводу, что внутриорганизационная деятельность ОСО регулируется не законодательством, а организационными нормами, которые осуществляют свою деятельность по модели, определяемой как общественное управление. Таким образом, МСО - это неправительственная структура, состоящая из национальных спортивных федераций и других объединений, представляющих собой добровольный союз лиц, занимающихся спортом, физическим, педагогическим и олимпийским образованием, для удовлетворения своих потребностей, защиты прав и интересов на основе уставных документов.

Необходимо также признать, что некоторые нагромождения спортивных объединений в общей структуре МСД приводят к ненужному параллелизму в работе. Так, например, Европейская спортивная конференция (ЕСК), созданная в 1973 году, ставит своей целью гасить конфликты, возникающие в МСД. В то же время нужно заметить, что в Европе существует еще одна структура, преследующая подобные цели, -- Комитет по развитию спорта Совета Европы. Эти организации в своей работе фактически дублируют друг друга, а силы тратятся на решение одних и тех же задач. В связи с этим было бы правильнее и эффективнее разработать конкретный механизм координации этих двух организаций. С учетом этого возможно создание Исполкома Европейской конференции, куда на постоянной основе и с равными правами приглашались бы представители Комитета Совета Европы и других Европейских спортивных организаций, для участия в координационном процессе.

История международного спортивного движения и олимпийское движение

История спортивного международного движения очень обширна и поэтому я ограничусь ее описанием с начала нашего века.

На соревнованиях Игр 2 Олимпиады в Париже были показаны довольно высокие результаты. Однако расчеты на использование уже существующих сооружений и совмещение Игр со Всемирной выставкой себя не оправдали. Соревнования проходили на аренах, далеко расположенных друг от друга и не рассчитанных на большое количество зрителей. Легкая атлетика проводилась в Булонском лесу на грунтовых дорожках Ресинг клуба, плавание – в Аньере, гимнастика в Венсенском лесу, фехтование в Тьюильри, теннис на острове Пюто. Парижские игры стали частью программы третьей Всемирной выставки. Они привлекли мало зрителей, были слабо отражены в прессе.

Еще менее эффективными оказались игры 3 Олимпиады, проведенные впервые на Американском континенте в Сент-Луисе. Их также приурочили к всемирной выставке 1904 года. Подавляющее большинство участников составили сами американцы. Соревнования проводились главным образом на спортивных площадках Университета Вашингтона, рассчитанных на 40 тыс. мест. Беговая дорожка стадиона имела прямую – 200 м. Пловцы стартовали в искусственном русле реки на территории выставки с наспех сколоченного плота. Эти игры оставили малозаметный след в истории олимпийского движения.

Организаторы IV Олимпиады в Лондоне учли ошибки предшественников. В столица Великобритании за короткий срок был возведен стадион White-city с трибуной на 100 тыс. мест. На его территории разместили также стометровый плавательный бассейн, арену для соревнований борцов и каток с искусственным льдом.

Международные спортивные игры в Лондоне положили начало сооружению специальных спортивных комплексов дли их проведения. Правильность такого решения подтвердили высокие результаты, показанные соревнующимися атлетами на стадионе «White-city», и большой интерес к играм, проявленный любителями спорта и прессой многих стран. При постройке “White-city” архитекторы впервые поставили проблему создания комплекса спортивных сооружений на одной территории.

Популярность современного олимпийского движения подкрепили игры V Олимпиады в Стокгольме. Их четкая организация, а главное специально построенный королевский стадион принесли играм заслуженный успех. Малый размер стадиона, деревянный козырек над трибунами создавали хорошую видимость и акустику. Стадион был снабжен круговыми проходами и тоннелями. Все последующие игры оставили в истории олимпийского движения неизгладимый след не только в виде высоких спортивных достижений, но и в форме уникальных произведений зодчества, оснащенных прогрессивными техническими устройствами, способствующими высоким достижениям атлетов, усовершенствованием структуры городов – столиц олимпийских игр.

Игры VII олимпиады 1920 года состоялись в бельгийском городе Антверпене. Олимпийский стадион был решен как сооружение городского назначения. Здесь любители спорта впервые наблюдали за хоккейными матчами, проводимыми на искусственном льду. Для соревнования велосипедистов был оборудован большой велодром «Garden-city». Участок канала Вильбрек преобразился в водный стадион для соревнований по гребле. Футбольный турнир проходил на стадионе «Биршот». На олимпийском стадионе во время церемонии открытия олимпийских игр был поднят белый флаг с пятью переплетенными кольцами, символизирующими единство спортсменов всех континентов, и прозвучала олимпийская клятва.

В 1924 году отмечалось тридцатилетие олимпийского движения. Честь организации игр VIII олимпиады была предоставлена Парижу. На этот раз Париж тщательно готовился к проведению Олимпийских игр. С этой целью был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект Олимпийского стадиона. Победитель конкурса М. Фор-Дюжарик разработал проект современного стадиона с трибунами на 100 тысяч мест, с комплексом спортивных сооружений для соревнований по различным видам спорта и олимпийскую деревню для 2 тысяч спортсменов. Хотя реализовать проект не удалось, но он послужил стимулом для создания подобных комплексов в будущем. В предместье Парижа был построен стадион «Коломб» с трибунами на 40 тыс. мест, отвечающий требования того времени, но не отличающийся особой красотой и удобством для зрителей. Пловцы соревновались в бассейне «Турель». Игры прошли с большим успехом. Были показаны высокие спортивные результаты. На соревнованиях присутствовали более 600 тыс. зрителей.

К этой олимпиаде построили жилище для части атлетов. Это были деревянные одноэтажные дома с санузлами и душами.

Игры IX олимпиады (1928 г.) состоялись в Амстердаме – крупном экономическом и культурном центре Нидерландов. В пределах города к играм был построен стадион, который примыкал к городскому парку. В подтрибунном пространстве оборудованы вспомогательные помещения. Стадион на 40 тыс. мест отличала башня над трибунами, имитирующая ветреную мельницу.

Олимпийский комплекс включал также бассейн для плавания, теннисный корт, залы для бокса, борьбы, фехтования, тренировочные площадки. Вблизи стадиона – канал, гавань для яхт, гостиница.

В последующие годы стадион перестроили. Его емкость увеличилась да 60 тыс. мест.

Игры X олимпиады в американском городе Лос-Анджелесе (1932 год) отмечены началом формирования олимпийского комплекса города, включившего стадион, плавательный бассейн, Олимпийскую деревню. Построенный в античном стиле стадион «Колизей» (1923 г.) к олимпиаде был реконструирован, его трибуны стали вмещать свыше 100 тысяч зрителей. Для того времени стадион являлся высшим достижением спортивного зодчества. Над центральной аркой стадиона горел олимпийский факел. Наметив большую программу Игр, организаторы столкнулись с необходимостью рассредоточить места проведения соревнований по различным видам спорта. Так, гребцы соревновались на специально выстроенном канале в Long Beach, велосипедисты – в городе Пассадене, где был построен временный велотрек, который после Игр разобрали. Соревнования по конному спорту проводились за городом.

Для расселения спортсменов впервые была сооружена олимпийская деревня. Она состояла из 700 сборных жилых домиков, расположенных в ней общественного центра. Организация деревни обеспечила благоприятные условия для тесных контактов и нахождения взаимопонимания между спортсменами разных стран.

Однако отдаленность места проведения Игр европейских стран и недостаточное развитие транспортных связей отрицательно сказались на числе участников.

В 1932 году было решено провести Игры 11 Олимпиады в Берлине. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. они стали использовать подготовку Олимпиады в своих пропагандистских целях. Для проведения Игр в Берлине был возведен комплекс, отличавшийся чрезмерной пышностью. Проект архитектора Вернера Марха на играх был удостоен золотой медали. Главная арена стадиона вмещала 100 тысяч зрителей. Еще 150 тысяч наблюдало за соревнованиями, проходившими в плавательном бассейне, спортивном зале и на стадионе, предназначенном для хоккея.

Игры 14 Олимпиады, проведенные в 1948 году в Лондоне, воочию показали, как велика тяга людей к миру и взаимному сотрудничеству. Организованные в условиях жестокого послевоенного режима экономии, они тем не менее привлекли рекордное для того времени число стран - участниц (59) и множество туристов.

Новых спортивных сооружений к играм не построили. Старый олимпийский стадион, построенный к играм 1908 года, был непригоден из-за плохой беговой дорожки. Главным спортивным сооружением олимпиады стал Имперский стадион в Уэмбли на 60 тыс. мест. Впервые в Лондоне соревнования по плаванию проводились в крытом бассейне.

На стадионе «Уэмбли» с энтузиазмом была встречена торжественная церемония открытия послевоенных игр. В ту пору, естественно, на них не приходилось ожидать ни высоких спортивных результатов, ни пышности оформления, ни особых забот о повышенной комфортности для приехавших в Англию любителей спорта. Но сам факт проведения всемирного праздника физкультуры вскоре после завершения II Мировой войны стал подтверждением жизни олимпийского движения.

Игры XV олимпиады 1952 года в Хельсинки оказались еще более представительными. Именно там в числе 69 национальных команд впервые на олимпийскую арену вышли спортсмены Советского Союза. Дебютанты вопреки прогнозам добились поразительных успехов. В неофициальном зачете они по очкам разделили первое и второе места с общепризнанными фаворитами – спортсменами США.

Высокие спортивные результаты, достигнутые спортсменами на олимпиаде-52 во многом явились следствием оптимальных условий соревнований, созданных на специально построенных для проведения игр сооружениях.

Стадион включает беговую дорожку (400 м), футбольное поле, легкоатлетические секторы. Главная трибуна укрыта козырьком. Под ней располагаются вспомогательные помещения.

1956 год ознаменовал собой новый этап в развитии олимпийского движения. Игры XVI олимпиады были впервые проведены на Австралийском континенте в Мельбурне. Отдаленность новой олимпийской столицы от подавляющего большинства развитых стран, своеобразные климатические условия создавали определенные трудности для участников и гостей игр, прибывших на «зеленый континент». Но организаторы приложили много стараний, чтобы преодолеть эти препятствия. Высокие спортивные достижения показанные посланцами разных стран, стали лучшей оценкой деятельности оргкомитета.

Подготовка к играм XVI олимпиады стала выдающимся событием для архитекторов Австралии и во многом определила характер дальнейшего развития зодчества на континенте.

Игры XVII олимпиады 1960 года в Риме поп праву можно считать началом нового направления в организации подготовки последующих олимпиад. Впервые была сделана попытка охватить в целом весь круг вопросов, подлежащих решению организационного комитета. Наряду с подготовкой и строительством спортивных комплексов и отдельных сооружений большое внимание уделили совершенствованию инфраструктуры олимпийской столицы – Рима. По древнему городу проложили новые современные автомагистрали, ряд старых зданий и сооружений снесли. Символизируя связь нынешних игр с Древнегреческими некоторые древнейшие памятники архитектуры Рима были переоборудованы для проведения в них соревнований по отдельным видам спорта.

Некоторые представления о масштабах подготовки дает простое перечисление олимпийских объектов, которые были использованы для проведения в них соревнований и размещения участников Игр.

Возглавил список главный олимпийский стадион «Стадио Олимпико» вместимостью 100 тысяч зрителей. На нем проходили церемонии открытия и закрытия игр, а также соревнования по легкой атлетике и конному спорту.

Одним из наиболее примечательных объектов был признан «Велодромо Олимпико», на треке которого соревновались велосипедисты. Это сооружение и в наши дни считается одним из лучших велодромов мира.

После олимпиады в Риме специалисты стали придавать большое значение возможности использования сооружений в послеолимпийский период.

Примечательны Игры Римской олимпиады еще и тем, что с них велись телевизионные передачи в некоторые страны Европы. Хотя передачи шли по радиорелейным и кабельным линиям, но это уже было знамением вступления на спортивные арены научно технической революции.

При подготовке Игр XVIII олимпиады в Токио (1964 г.), было израсходовано 2 668 млн. $, в том числе на обеспечение материально технической базы игр – 460 млн. $, остальные средства пошли на организационные цели и на развитие инфраструктуры города.

Организаторы первых олимпийских игр на Азиатском континенте подготовили более 110 различных объектов для соревнований и тренировок спортсменов. Огромная столица Японии преобразилась. Появились новые линии метро и монорельсовая городская железная дорога. Были снесены ветхие строения и расширены улицы. Для решения транспортной проблемы города через него проложили скоростные магистрали. Уличные развязки соорудили путем строительства путепроводов и мостов. Значительно пополнилось гостиничное хозяйство японской столицы. Подлинным центром токийской олимпиады стали крытые сооружения – спортивные залы в парке «Йойоги». Их архитектурный облик был заимствован из природы.

Международное спортивное строительство во многом предопределило дальнейшее направление градостроительства Японии.

Характерной чертой токийских игр стало полновластное вступление электроники на международные спортивные арены. Ее применение в спортивном судействе многократно увеличило его точность и оперативность. Новый этап в развитии средств массовой информации открыли телевизионные передачи через космос, которые перешагнули границы континентов и приобщили немыслимое ранее количество зрителей к происходящему на олимпийских аренах. Возможность видеть международные спортивные игры любому человеку на земле неизмеримо увеличила популярность олимпийского движения.

В 1968 году международные спортивные игры были впервые проведены на территории Латинской Америки. Город Мехико с честью выполнил почетную обязанность хозяина Игр XIX олимпиады. Этому во многом благоприятствовал растущий поток туристов из разных стран, оказывающий благотворное влияние на экономику Мексики, на расширению международных контактов, способствующих расширению национальной культуры.

Организаторы игр XX олимпиады в Мюнхене учли опыт Рима, Токио и Мехико и сделали все возможное, чтобы превзойти достижения предшественников. Прежде всего было проведено усовершенствование инфраструктуры столицы олимпиады – 72. Заново соорудили грандиозный олимпийский комплекс спортивных сооружений «Обервизенфельд». В него вошли: оригинальной конструкции стадион, универсальный дворец спорта, крытые велотрек и бассейн. Кроме того построили стрелковый комплекс, гребной канал, ипподром и ряд других спортивных сооружений. Организаторы Игр объявили Мюнхен олимпийским центром коротких расстояний и зеленых ландшафтов.

Учитывая необычный приток туристов, организаторы произвели реконструкцию центра города, соорудили линии метро, проложили новые подъездные пути к городу, в 10 раз увеличили гостиничный фонд. Для размещения спортсменов возвели огромные корпуса олимпийской деревни, в которой могло поселиться 10-15 тыс. временных жителей.

Приступая к подготовке олимпиады–80, ее организаторы изучили всесторонне опыт своих предшественников и традиции олимпийского движения.

Главной ареной игр 22 олимпиады был определен стадион в Лужниках.

С древних лет международные спортивные игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.

За много веков международное спортивное движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что международные спортивные игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения.

Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире. Которой не знал – бы что такое олимпиада или не видел бы соревнования по телевизору.

За последние годы международное спортивное движение приобрело огромные масштабы и столицы Игр на время их проведения становятся столицами мира. Спорт играет все большую роль в жизни людей!

Всемирные юношеские игры 1998 года.

Правовые документы Всемирных юношеских игр 1998 г.

Список литературы

    Материалы Комитета по делам семьи и молодежи правительства г. Москвы.

    Правовая база данных «Консультант +»

    Ю. Шанин «От эллинов до наших дней»; Москва 1975.

    В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олимпиадой»; Москва 1985.

    Б. Базунов «Эстафета олимпийского огня»; Москва 1990.

    Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 1987.

1. Структура международного спортивного движения

Начиная с 60-х годов XIX столетия, в истории физической культуры произошло событие, которое до настоящего времени является составной и неотъемлемой частью спортивной, общественной жизни и межгосударственных отношений – возникло международное спортивное движение – движение, которое объединяет организации и лица, заинтересованные в развитии и совершенствовании спорта на земле. Международное спортивное движение представлено основными структурами – МСО (международными спортивными объединениями) и НСО (национальными спортивными объединениями), которые призваны способствовать использованию возможностей спорта и способствуют установлению тесных контактов между различными странами.

На сегодняшний день таких объединений в МСД насчитывается свыше 500. В свою очередь, МСО (НСО) подразделяются на:

а) универсальные и специальные общего характера , деятельность которых не ограничена какой-либо одной областью физической культуры и спорта. К ним относятся: Международный олимпийский комитет (МОК), Международный Совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ) и Международная олимпийская академия (АИД);

б) по видам спорта – это прежде всего международные спортивные федерации, которых к концу XIX века насчитывалось более 100. Первые федерации появились в конце 80‑х годов XIX века: Международная федерация по гимнастике (ФИЖ) – 1881 г., Международная федерация гребных обществ (ФИСА) – 1892 г., Международный союз конькобежцев (ИСУ) – 1892 г. и т. д.

в) по отраслям знаний и деятельности – это МСО (НСО), имеющие непосредственное отношение к физической культуре и спорту. Например, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное общество психологии спорта (ИССП), Международная ассоциация высших школ физического образования (АИЕСЕП), Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС) и др.

г) объединяющие спортсменов по какой-либо принадлежности : профессиональной – Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ) и др.; религиозной – Международная ассоциация молодых христиан, Международный католический союз физического воспитания и спорта и др.

В задачи МСО входит содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных организаций, признание их, установление и укрепление связей с ними, а также контроль за выполнением этими организациями принятых уставов, за единым толкованием официальных международных положений и планированием международных соревнований, конгрессов, симпозиумов. Практически все МСО и НСО не зависят от правительств своих государств и носят общественный характер, т. е. являются неправительственными спортивными объединениями.

С 1978 г. в МСД появилось правительственное МСО в сфере физической культуры и спорта – Комитет по развитию спорта совета Европы (СДДС). В состав этого МСО вошло 47 государств Европы. Оно действует в соответствии статьи 3 и статьи 6 Европейской культурной конвенции и призвано, во-первых, стимулировать и обеспечивать координацию спортивной политики в государствах, во-вторых, развивать демократические основы спорта, пропаганду этических ценностей и социальной интеграции в спорте. Республика Беларусь также представлена в данном МСО. Всего на сегодняшний день свыше 200 государств участвуют в Международном спортивном движении и в его структурах.

2. Международное рабочее спортивное движение (МРСД)

Первые шаги на пути от инстинктивного интереса к физической культуре до организованного рабочего спортивного движения были сделаны в Швейцарии в первой половине XIX века. Позднее количество занимающихся физической культурой среди трудящихся увеличивалось. Однако основы рабочего спортивного движения были заложены не на Европейском континенте, а в Соединенных штатах Америки, где уже с 1848 г. стали создаваться международные и региональные рабочие секции, объединения и федерации по видам спорта. Спустя время эстафету у Соединенных штатов подхватили рабочие Германии. Накануне первой Мировой войны рабочее спортивное движение в странах Западной Европы достигло своего апогея, что позволило в 1913 г. сформировать первую международную спортивную организацию рабочих – социалистический спортивный интернационал (ССИ). Он провозгласил «теорию нейтралитета», т. е. отказ от политической борьбы рабочих из спортивных союзов. К сожалению, в годы войны эта организация, не успев окрепнуть, распалась. Под влиянием событий 1917 г. началась вторая волна возрождения рабочих спортивных организаций. Особенно интенсивно это происходило в Германии. К 1920 г. МРСД насчитывало около одного миллиона человек во многих уголках мира. В этом же году в швейцарском городе Люцерне собрались представители спортивных рабочих организаций Англии, Бельгии, Германии, Чехословакии, Финляндии, Франции и Швейцарии. По их решению был создан Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ). По отношению к новому общественному образованию, каким являлась советская Россия, ЛСИ был настроен враждебно. Это обстоятельство послужило причиной раскола в рядах рабочего спортивного движения, т. к. в 1919–1923 гг. организации Болгарии, Норвегии, Испании, Италии, Франции, Чехословакии поддержали Советскую Россию. В этой обстановке в 1921 г. был созван III Конгресс Коминтерна и на I Международном конгрессе рабочих спортивных организаций России, Италии, Германии, Голландии, Чехословакии, Франции, Скандинавских стран в Москве сформирован Красный спортивный интернационал (КСИ). Единство ЛСИ и КСИ проявлялось только в бойкотировании «буржуазных» Олимпиад. Поэтому они проводили свои самостоятельные рабочие спортивные Олимпиады: I во Франкфурте-на-Майне (1925), II в Вене (1931), III в Антверпене (1937). Международные рабочие организации распались накануне II Мировой войны.

В настоящее время руководящим органом МРСД является Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ), созданный в 1946 г. Его роль в МСД на фоне МОД и Международных спортивных федераций весьма незначительна. В 1993 г. в КСИТ вступали страны Балтии, Мексики, Испании, Болгарии, Словакии.

3. Международное студенческое спортивное движение

В 1923 г. спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов, благодаря которому с 1924 г. начали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта. Они регулярно проводились до II Мировой войны. I студенческий чемпионат прошел в Варшаве по легкой атлетике (1924), II– в Риме (1927), где к легкой атлетике добавились футбол, теннис, плавание, фехтование, III – в Париже (1928), IV– в Будапеште (1935), V– в Париже (1937), VI– в Монако и Вене. Кроме летних чемпионатов мира проводились зимние студенческие чемпионаты. До войны их было 6. Основоположником зарождения международного студенческого спорта считается Жан Птижан, руководитель французской студенческой молодежи.

С 1947 г. проведение Всемирных студенческих игр возобновилось под эгидой Международного союза студентов (МСС). В 1949 г. в Международном спортивном студенческом движении появляется еще одна новая структура – Международная федерация университетского спорта (ФИСУ). С 1959 г. эти организации объединились и стали проводить Универсиады. Первая состоялась в год объединения. В программе Универсиад, по положению, включаются 9 обязательных видов спорта – легкая атлетика, гимнастика, плавание, фехтование, волейбол, теннис, баскетбол, водное поло. Право на 10 вид предоставляется стране-организатору. С 1935 г. покровительство за проведением международных спортивных студенческих мероприятий взял на себя Международный олимпийский комитет.

Кроме Универсиад, ФИСУ проводит Всемирные фестивали молодежи и студентов, названные Международными дружескими спортивными играми молодежи.

4. Рекреационное направление в спортивной деятельности

Ритм жизни массы рабочих в промышленных районах и центрах XIX века диктовалась темпом машинного труда. В течение 6 дней они проводили около 11 часов у станка, в конторах или за прилавком. Утомительный механизм автоматизированной деятельности сменялся апатией воскресных и праздничных дней. Быстрая урбанизация привела к перенаселенным, черным от копоти, лишенным солнца жилым кварталам. Сады и парки – частные и обнесены забором. Подобная обстановка положила начало рекреационному движению, которое позволило:

1) вынести школьную физкультуру за рамки школы (внешнее физическое воспитание);

2) поддерживать физическую подготовку новобранцев;

3) обеспечить восстановление духовных и физических сил простых людей;

4) решить проблемы социального саморегулирования и многое другое.

Говоря современным языком, рекреационное движение решало вопросы физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового характера.

Первым представителем этого движения (1880) стала Ассоциация молодых христиан. Она создала вокруг своих соборов и школ спортивные и игровые площадки, парки для отдыха, организовала программы проведения различных мероприятий под открытым небом. Миссионеры получили базовую подготовку преподавателя физкультуры и спортивных руководителей. Ассоциация явилась распространителем таких видов как баскетбол, ручной мяч, волейбол. Эта Ассоциация открыла первые «кемпинги». Благодаря ей с 1910 г. существует массовый студенческий спорт. Ассоциация проводила и проводит региональные молодежные игры и чемпионаты.

В 1903 г. был создан самостоятельный международный союз «Маккавей» – поощрял занятия спортом и физической культурой, помогал материально в организации физического воспитания еврейским организациям.

Спорт во всем мире развивается по двум основным направле­ниям (рис. 1.1):

1) массовый общедоступный спорт;

2) Спорт высших достижений.

13 =Массовый спорт

Школьный спорт (детско-юношеский)

Студенческий спорт

Профессионально-прикладной спорт

Кондиционный спорт

Оздоровительно-рекреативный спорт

Спортивное движение

Спорт высших достижений

Адаптивный спорт

Рис. 1.1. Основные направления развития современного спортивного

движения

Массовый общедоступный спорт - это часть спорта, направ­ленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятель­ных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных соревнованиях. Он имеет следующие раз­новидности: детско-юношеский или школьный, студенческий, профессионально-прикладной, кондиционный, оздоровительно-рекреативный и адаптивный.

Во многих странах мира эти разновидности включены в движе­ние «Спорт для всех». В зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные за­дачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профес­сионально-прикладные, связанные с поддержанием занимающи­мися своего оптимального физического состояния (кондиции).

Школьный спорт и студенческий спорт ориентированы на при­обретение базовой физической подготовленности и оптимизацию

общей физической дееспособности, реализуемых через достиже­ние спортивных результатов массового уровня. Практика исполь­зования спорта в системе образования подчинена прежде всего общепедагогическим принципам и строится в соответствии с еди­ной логикой и условиями организации многосоставного учебно-воспитательного процесса (Матвеев Л.П., 1999).

Профессионально-прикладной спорт используется как сред­ство подготовки к определенной (в основном - экстремальной) профессиональной деятельности. Он, как правило, ориентирован на формирование специфических двигательных навыков и разви­тие приоритетно значимых для профессиональной деятельности физических качеств (морское, военное, милицейское многоборья, пожарно-прикладной спорт, парашютный спорт, различные виды боевых и восточных единоборств, стрельба и т.д.).

Кондиционный спорт используется для поддержания необхо­димого уровня работоспособности, повышения физической под­готовленности и долговременного сохранения специфической дееспособности взрослого населения. Эти задачи реализуются, в том числе, через подготовку к участию и участие в массовых и официальных соревнованиях для ветеранов.

Оздоровительно-рекреативный спорт является средством здо­рового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохра­нения оптимального уровня работоспособности.

Адаптивный спорт (спорт инвалидов) служит средством, спо­собствующим содействию физической реабилитации, социальной адаптации и эмоциональной зарядки лиц с ограниченными воз­можностями.

Спорт высших достижений - это деятельность, направлен­ная на удовлетворение интереса занимающихся к определенному виду спорта, при этом основной ее целью является достижение вы­соких спортивных результатов, которые в итоге получают долж­ное общественное признание. Достигнутые результаты в спорте высших достижений способствуют повышению как собственного престижа спортсмена, так и престижа команды, а на высшем уров­не - еще и престижа страны.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря: незаурядной спортивной одаренности спортсмена, при условии целенаправленной, многолетней тренировочной работы с предель­ными физическими и психическими нагрузками;* использованию сбалансированной системы тренировочных и соревновательныхнагрузок, с постоянным увеличением соревновательной практики как наиболее эффективного средства мобилизации функциональ­ных ресурсов; применению нетрадиционных средств подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организ­ма; совершенной системы управления тренировочным процессом.

В то же время совершенно очевидно, что спорт высших до­стижений как бы вырастает из массового общедоступного спор­та, связан с ним определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая для него целевые ориентиры.

Современный спорт высших достижений - удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивны­ми способностями людей, однако он также неоднороден.

В настоящее время в нем наметились два направления:

- любительский (профессионализированный) спорт высших достижений (Матвеев Л.П., 1999), или олимпийский спорт (Платонов В.Н., 1997, 2002);

- профессиональный коммерческий спорт.

Любительский профессионализированный спорт развивает­ся полностью в соответствии с основными законами развития спорта. Он остается той специфической сферой деятельности, в которой обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств человека через неуклонное продвижение к новым спортивным достижениям (с этих позиций Л.П. Матвеев относит его к «супердостиженче-скому» спорту). В.Н. Платонов (1997) относит такой спорт к кате­гории «олимпийский спорт».

По мнению Л.П. Матвеева (1999) и ряда других специалистов, любительский - олимпийский спорт все заметнее профессиона­лизируется. Это значит, что у определенной части спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортив­ная деятельность, при известных условиях, со временем занима­ет основное место в их образе жизни, становится главной сферой приложения их деятельных сил и вместе с тем - основным источ­ником их материального благополучия.

Профессиональный спорт, по определению Федерального за­кона «О физической культуре и спорте в Российской Федера­ции», - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены

получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

В.Н. Платонов считает, что профессиональный спорт - это пре­жде всего сфера развлекательного бизнеса, в которой спортсмены являются рабочей силой. Спортивное мастерство, выдающиеся результаты - в этом случае выступают эффективным средством извлечения прибыли.

Основное отличие профессионального коммерческого спорта от так называемого «любительского» заключается в том, что он развивается уже не только по законам спорта, но и по законам бизнеса. На систему подготовки спортсменов-профессионалов определяющее влияние оказывают целевые установки, сводящие­ся к успешному выступлению в длинной серии стартов, следую­щих один за другим. Это связано с действием основополагающего принципа получения прибыли для организаторов и материально­го вознаграждения для спортсменов, тесно связанного с текущим рейтингом спортсмена, а значит - с необходимостью постоянно стремиться к повышению этого рейтинга, выполняя условия ор- ганизаторов коммерческих соревнований.

Несомненно, многие профессиональные спортсмены, как и спортсмены-любители, ориентированы на так называемое до-стиженческое направление в спорте, однако в профессиональном спорте существует и так называемое зрелищное направление.

Спортсменов, попавших в сферу спорта высших достижений, можно условно разделить на три группы. К первой из них следу­ет отнести спортсменов (профессионалов и любителей), которые прежде всего стремятся к достижению рекордных результатов и успешным выступлениям на главных, наиболее престижных «лю­бительских» стартах, максимально повышающих рейтинг в случае удачного исхода соревновательной борьбы (Олимпийских играх, чемпионатах мира, континентальных первенствах и т.д.).

Вторую группу составляют спортсмены-профессионалы, имеющие высокие результаты и высокий рейтинг, но не настра­ивающиеся на приоритетное выступление в официальных лю­бительских соревнованиях, поскольку главная их цель связана с успешным выступлением в различных профессиональных тур­нирах, коммерческих стартах и "стартах по приглашению.

» I " ll VS гурного катания и др.), которые, поддерживая средний для себя уровень физической подготовленности и обладая очень высоким техническим мастерством, достаточно долго продолжают высту­пать ради привлечения зрителей и сохранения тем самым соб­ственных высоких заработков.

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

XX век Россия завершила событиями переломного характера, которые привели не только ко многим фундаментальным экономическим утратам, но и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Высокая смертность и низкая рождаемость, общая и профессиональная заболеваемость угрожают сегодня нашей стране депопуляцией - самой страшной социальной бедой, которую только можно придумать для государства.

Особенно тревожит состояние здоровья подрастающего поколения, половина которого имеет хронические заболевания, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов. Врачи впервые за последние 40 лет столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста.

С другой стороны, занятия интеллектуальной деятельностью в сочетании с физической активностью, являются, на сегодняшний день, наиболее популярной моделью развития личности, так как образование служит сильнейшей мотивацией социального самоопределения, а спортивное движение одной из мощнейших в истории цивилизации, объединительных идей, эффективным средством воспитания молодых людей и одним из самых популярных зрелищ на планете. Согласно опросам, образование является одним из важнейших гражданских приоритетов, а спорт и спортсмены в России пользуются симпатией и авторитетом у подавляющего большинства населения, независимо от национальности, вероисповедания и политических взглядов.

Молодежь и студенчество всегда играли заметную роль в общественных процессах любого государства. Обладая, бесспорно, высочайшим интеллектуальным и физическим потенциалом, российские студенты сегодня составляют костяк национальных сборных команд по видам спорта и являются деятельной, конструктивной основой для любой социальной группы, будь то спорт, наука, политика или бизнес.

Учитывая, что в настоящее время роль спорта становится не только все более заметным социальным фактором в современном мире, привлечение студенчества к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на международных состязаниях являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, в том числе ее военной и политической мощи.

1. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Студенческое спортивное движение имеет почти вековую историю, и сегодня невозможно переоценить его значение и авторитет в международном спортивном сообществе. Уступая по представительству и количеству участников лишь Олимпийским играм, Всемирная Универсиада является самым значимым международным комплексным спортивным мероприятием. Всемирные Универсиады проводятся Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ). С 1994 года Российский студенческий спортивный союз является членом ФИСУ и единственной организацией, представляющей Российский студенческий спорт в этом международном органе. Начиная с 1995 года, Российские студенты-спортсмены успешно выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в тройку сильнейших команд, лидируя практически на всех зимних Универсиадах. В августе 2005 года, впервые в истории, Российская команда заняла 1 место в неофициальном общекомандном зачете и по количеству «золота» на летней Универсиаде в турецком Измире.

Международные встречи студентов-спортсменов имели место еще до первой мировой войны, но они носили неорганизованный характер. Возникновение международного студенческого спортивного движения, имеющего постоянный характер, связано с именем французского университетского деятеля Жана Петижана. Благодаря его усилиям в рамках международной конфедерации студентов (МКС), созданной в 1919 году, был образован спортивный отдел, намеревавшийся уже в 1921 году начать проведение чемпионатов мира среди студентов, что должно, по замыслу инициаторов, способствовать развитию связей и сотрудничества среди студенческой молодежи мира. Однако, только после вступления в МКС студенческих организаций США, Англии и Италии в мае 1923 года в Париже прошел Международный спортивный конгресс университетов, на котором было принято решение о проведении в следующем году первого чемпионата мира среди студентов.

В программу чемпионата мира 1924 года в Варшаве были включены только легкоатлетические дисциплины. Второй чемпионат мира среди студентов прошел в Риме (1927). Программа расширилась за счет футбола, тенниса, плавания и фехтования. В этом чемпионате уже участвовали не только студенты Европы, но США и Гаити. Во время этого чемпионата было принято решение, начиная с 1928 года проводить и зимние студенческие чемпионаты мира. Следующий чемпионат мира проходил в Дортмунде (Германии,1930). С 1935 года деятельность спортивного отдела Международной конфедерации студентов взял под свое покровительство МОК, таким образом, официально признав деятельность студенческой спортивной организации. В 1939 году в Международном студенческом движении произошел раскол в связи с развязыванием фашистской Германией Второй мировой войны. Первоначальное право проведения студенческого чемпионата Международная конфедерация студентов предоставила Бонну.

17 ноября 1945 года прошла учредительная конференция Международного союза студентов. В 1947 году создан Международный союз спортсменов-студентов (МСС).

С 1947 года проведение Всемирных студенческих игр возобновляется под эгидой Международного союза студентов (МСС). В период с 1949 по 1959 гг. после создания ФИСУ, из-за политических разногласий обозначился раскол в международном спортивном движении. МСС продолжал проведение зимних и летних студенческих Игр, а ФИСУ в противовес этому устраивали так называемые Недели спорта. В 1959 году было достигнуто соглашение о том, что страны-члены МСС вошли в состав ФИСУ. С этого момента Игры проводятся под названием Универсиад. Проведение Универсиад связано с Примо Небило- участником итальянского сопротивления. Идею проведения Унеиверсиад пробивал вместе с Анжело Скарпело. Позднее Скарпело стал первым президентом КУЗИ-итальянского союза студенческого спорта.

Первая летняя Универсиада прошла в 1959 году в Турине (Италия). В ней приняли участие 985 спортсменов из 45 стран мира. В программу соревнований входило семь видов спорта: легкая атлетика, баскетбол, фехтование, плавание, теннис, волейбол, водное поло. С 1961 года добавились соревнования по прыжкам в воду, спортивной гимнастике, а с 1979 – по футболу. В 1971 году в Африке создается Африканская федерация университетского спорта (ФАСУ), которая провела в 1974 году в Аккре (Гана) 1 Универсиаду Африки. В ней приняли участие 2000 спортсменов-студентов из 13 африканских стран. Летняя Универсиада 1989 года в Дуйсбурге (ФРГ) прошла по сокращенной программе: легкая атлетика, баскетбол, фехтование и гребля. В 1994 году Российский студенческий спортивный союз был принят в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ). Начиная с 90-х годов проведение Универсиад приобретает строгую периодичность. В программу зимних Универсиад были включены лыжный спорт, фигурное катание, хоккей с шайбой, а с 1968 года и конькобежный спорт. В последующем в программу Универсиад были включены горнолыжный спорт, биатлон, шорт-трек (с 1989 года). От одного до трех видов спорта выбирала страна-организатор. В разное время в программу входили лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, сноуборд.

В программу зимней Универсиады в Тарвизио (Италия) в 2003 году было представлено уже 12 видов спорта. Кроме Универсиад, ФИСУ проводит также по четным годам чемпионаты мира среди студентов по популярным видам спорта, не вошедшим в программу Универсиад. Это такие виды, как вольная и греко-римская борьба, гандбол и другие.

В настоящее время ФИСУ объединяет около 160 национальных студенческих спортивных федераций, ассоциаций, союзов и т.д. Представители этих стран регулярно (1 раз в два года) встречаются на заседаниях Генеральной ассамблеи. Исполком ФИСУ состоит из 23 постоянных членов и избирается на 4 года. Председателем ФИСУ в настоящее время является Джордж Кильян. Генеральным секретарем ФИСУ является Рош Кампана.

В 2003 году ФИСУ отметил 50-летие, а Универсиады – 40-летие проведения соревнований.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Несмотря на яркие и убедительные победы российских студентов-спортсменов на международной арене, наше общество явно недостаточно информировано об этих успехах, что не может не сказываться на мотивацию молодых людей, выбирающих для себя спорт, как один из способов самореализации. Также обидно, и, за то, что являясь лучшими в мире, российские студенты-спортсмены не получают адекватное значимости их побед, признание среди соотечественников, а государство плохо использует этот благодатный потенциал для своих, сугубо прагматических, социальных и политических целей.

Поскольку, в настоящее время в деятельности РССС образовался чувствительный дефицит в информационной области, ясно видна необходимость усиления способов информационного воздействия и пропаганды на целевые аудитории.

Предлагаемая программа является очередным звеном в деле продвижения ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни и подключения молодежи и студенчества к новым жизненным мотивациям, адаптации к постоянно меняющемуся миру, воспитании оптимизма, веры в себя и в свою страну.

Стимулирование мотивации российской молодежи и студенчества к занятиям спортом и физической культурой путем популяризации массового, студенческого и профессионального спорта. Воспитание ценностей здорового образа жизни среди населения Российской Федерации.

Loading...Loading...