Образ петруши из произведения слепой музыкант. Дайте характеристику Петрусю (Петру) из повести слепой музыкант(или Эвелине)

Владимир Галактионович Короленко прожил очень тяжелую жизнь. Но даже находясь в жестокой ссылке на территории Якутии, он оставался борцом за справедливость и права человека. Многие его современники достаточно тепло отзывались о нем, подчеркивая его порядочность и тонкую натуру. Именно такие качества характера зачастую присутствуют в его произведениях. Взять, например, рассказ Короленко "Слепой музыкант". Это произведение подводит к грани невероятного трагизма восприятия Уже само название подсказывает, что сюжет рассказывает о судьбе человека, лишенного зрения.

Короленко. "Слепой музыкант". Краткое содержание этюда

Герой произведения - Петя Попельский, сын достаточно зажиточных западно-украинских помещиков - рождается слепым. И при первых же звуках голоса младенца, который только что родился, мать, еще не зная этого страшного диагноза, уже понимает и все время спрашивает повитуху о том, почему он кричит. На что та ей отвечает, что так кричат все новорожденные. Но мать ребенка не успокаивается. Ей кажется, что ее дитя плачет как-то по-особенному страшно, как будто чего-то боится.

И постепенно, еще в самые первые дни и месяцы его рождения врачи устанавливают страшный диагноз - мальчик слеп от рождения. И Короленко недаром назвал свое произведение этюдом. Автор всегда очень сильно интересовался психологией, отчасти даже медициной. Поэтому на протяжении всего произведения зачастую присутствуют некие даже научные рассуждения о природе взаимоотношения между отсутствующими зрительными впечатлениями и замещающими их слуховыми. Рассуждения о том, как человек с ограниченными возможностями в какой-то период может начать чувствовать озлобление против всего мира.

Дополнительные образы слепых монахов

В произведение "Слепой музыкант" Короленко вложил особый смысл, он показывает образы еще двух слепых и тоже практически музыкантов. Это церковные звонари, живущие в монастыре. И одновременно их сравнивает: слепорожденного монаха, который очень озлоблен на всех окружающих, и того, который видел в детстве, а потом уже ослеп из-за болезни, но помнит какие-то впечатления и особенно лицо своей матери. И этот монах добрее, веселее, по-иному относится к миру.

Именно над этим задумывается главный герой Петр Попельский. Он начинает сомневаться. А вдруг вот это злобное отношение присутствует у каждого слепорожденного человека, у которого ничего не сохранилось в памяти об образе мира?

Замечательная девочка Эвелина, ставшая незаменимым спутником на всю жизнь

Далее трагический этюд Короленко которого представляет еще одного немаловажного персонажа, наполнен более положительными переживаниями. К счастью главного героя произведения, на его пути еще в раннем детстве встречается живущая по соседству очаровательная и не по годам взрослая девочка Эвелина.

Их первая встреча состоялась на берегу реки. Взрослых нет, и детям предстоит одним самостоятельно выяснять друг с другом отношения. Эвелина оказалась таким человеком, который с первого момента понял, что пойдет она по жизни рядом со своим другом. Впоследствии становится его женой, и к огромной радости этой молодой пары рождается у них зрячий сынок. И именно это как-то примиряет Петра с его тяжкой участью.

Природные способности мальчика

Но самое главное, что освящает и облагораживает все существование главного героя, - это то, что у него проявились музыкальные способности. Он сначала услышал простую дудочку дворового, затем мать вспомнила, что ее когда-то в институте учили играть на рояле. Они выписали этот инструмент. Мама начала музицировать, потом мальчик робко подошел к роялю. И так получилось, что эта новая импровизация помогла ему наладить контакты с миром.

В произведении Короленко "Слепой музыкант" главные герои на протяжении всего сюжета помогают друг другу становиться морально сильнее, оказывая постоянную психологическую поддержу. Терпение и безграничная любовь присутствуют во время всего действия этюда со стороны и матери, и дяди, и друзей. А когда Петр проходит череду моральных испытаний, изучая мир через звуки, Эвелина всегда находится рядом, и ее нежная, но твердая рука постоянно готова оказать любую необходимую помощь. Таковы самоотверженные герои Короленко. "Слепой музыкант" - это произведение, которое помогает читателю почувствовать и погрузиться в мир слепых, столкнуться с их эмоциями и переживаниями.

Близкие люди, заботящиеся о Петре

К сожалению, не каждый еще прочитал это замечательное произведение Короленко ("Слепой музыкант"). Краткое содержание, возможно, поможет заинтересовать читателя и в дальнейшем подтолкнет к более подробному изучению произведения.

В богатом семействе появляется на свет незрячий младенец. Папа малыша Пети, мужчина добрый, но равнодушный ко всему, кроме своего хозяйства. А его дядя Максим, напротив, отличается боевым духом и мужеством. Он даже участвовал в сражениях, где, к несчастью, стал инвалидом.

И именно он стал заниматься воспитанием мальчика, в первую очередь растолковав своей сестре Анне, что избыточная любовь и опека могут повредить малышу.

Первые звуки, постоянно пугающие Петра, или Знакомство с искусством

И вот в произведении В. Г. Короленко "Слепой музыкант" наступает замечательное время года - весна. Слепой малыш встревожен окружающим шумом, который издает просыпающаяся природа. Мать и дядя ведут малыша на берег речки. Взрослым незаметно волнение Пети, а он от массы полученных впечатлений падает в обморок. После этого недоразумения близкие стараются помогать малышу постигать звуки и ощущения.

Петр полюбил конюха, играющего на дудке, которую он сделал сам. Его помогает создавать очень грустные мелодии, которые он исполняет постоянно. И однажды к нему заходит Петя. Он начинает обучаться игре на дудке. А мать, заметившая это, заказывает фортепиано.

Но когда Петр услышал впервые звуки этого инструмента, он чуть опять не лишился чувств. Эта музыка кажется ему очень крикливой. Тогда его мама понимает, что в исполнении дворового присутствует больше эмоциональности, чем в ее музыке. Она тоже начала постигать тайны этой игры и вскоре смогла заинтересовать Петю, и он начинает учиться музицировать на фортепиано. Так, в этюде Владимира Галактионовича Короленко "Слепой музыкант" главные герои помогают Петру постичь первые звуки музыки и открыть в нем присутствующий талант.

Знакомство с очаровательной Эвелиной

У Петра нет товарищей. Ребята постоянно сторонятся его. Зато в ближайшем поместье растет маленькая Эвелина. Она одногодка малыша. Эта девчушка очень спокойная и смышленная. Они случайно знакомятся во время одной из прогулок. Сначала она не понимает, что Петя слеп, но, узнав о его недуге, горько рыдает. С этого момента в произведении В. Г. Короленко "Слепой музыкант" появляется самое крепкое и неразрывное чувство дружбы, а впоследствии оно даже перерастает в настоящую любовь.

Окружающий мир полон прекрасного

Проходит некоторое время. Дети вырастают. И в произведении Короленко "Слепой музыкант" содержание сюжета наполняется новыми персонажами. Дядя зовет к себе в гости с его двумя сыновьями-студентами. А также приезжает в имение их товарищ. Молодежь внесла некое веселье в замкнутый уклад поместья. А сделано это было специально, чтобы дети узнали, что вокруг них течет более насыщенная и зажигательная жизнь.

Девушка воспринимает это как испытание своих чувств и признается Петру в любви и решении отдать ему свою жизнь. Вечером юноша играет для всех на фортепиано. Гости просто ошеломлены этим чудесным исполнением и предрекают великое будущее музыканту. Наконец Петр чувствует свою значимость.

Знакомство с монахами

Затем дядя Максим решает нанести своему другу ответный визит в его поместье. По пути они посещают колокольню, где знакомятся с монахами-звонарями, которые, как оказалось, тоже слепые. Один из них ненавидит весь мир, а другой, наоборот, добр и ласков.

Это знакомство заставляет Петра ощутить всю боль своего недуга. Он становится совершенно чужим, озлобленным и раздраженным, терзает своих близких. Хочет понять недоступные ему образы красок, окружающих его, болезненно воспринимает прикосновение лучей солнца.

Вскоре юноша занемог, а после исцеления объявил, что уезжает с дядей в Киев для обучения у профессионального музыканта. На самом деле он отправляется в странствие с нищими, чтобы постичь всю необъятность мира. А когда возвращается в поместье, становится совершенно другой личностью. Душа его исцеляется. Он женится на Эвелине, и у них рождается прекрасный малыш. Поездка в Киев была отложена лишь на год. И Петр все же отправляется на обучение, и вскоре состоится его дебют на настоящей сцене.

Так заканчивается произведение Короленко "Слепой музыкант", краткое содержание которого передает лишь поверхностный смысл сюжета и не может раскрыть всю глубину характеров персонажей.

Характеристика Эвелины Слепой Музыкант

  1. Петрусь (Попельский Петя) главный герой произведения. П. родился в богатой семье помещика. С рождения он был слепым. Мать, узнав о слепоте П., пыталась окружить сына излишней опекой и вниманием. Она стремилась баловать его, холить и лелеять. Но дядя П., Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к мальчику не проявляли глупую заботливость. По мнению Максима, П. должен был сам приспосабливаться к жизни. И в дальнейшем дядя оставался строгим и добрым другом мальчика. Он не позволял П. чувствовать свою неполноценность. Герой с детства занимался музыкой, развивая и обогащая свой духовный мир. П. вырос полноценным, духовно богатым и талантливым человеком. В конце произведения он предстает перед читателем счастливым мужем и отцом зрячего сына. Став известным пианистом, П. завораживает своей игрой огромный зал.
  2. Эвелина поздняя дочь очень спокойных и любящих родителей панов Яскульских. Эвелина необыкновенно разумная и рассудительная девочка. Внешне совсем ребенок, она способна на понимание, жертвенность и сострадание, свойственное взрослой женщине. Есть натуры, заранее предназначенные для тихого подвига любви, coединенной с печалью и заботой, натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность. Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни
    Источник: http://www.ktoikak.com/slepoy-muzyikant-sokrashhenno/ Энциклопедия полезных знаний ktoikak.com
  3. эм а коротко можно плиз
  4. Петрусь достаточно свободно передвигается по дому и усадьбе. Посторонние люди далеко не сразу определяют, что он слепой настолько уверенны его движения. Мальчик любит гулять над рекой. Однажды во время прогулки он знакомится с девочкой Эвелиной, примерно одних лет с ним. Эвелина поздняя дочь очень спокойных и любящих родителей панов Яскульских. Эвелина необыкновенно разумная и рассудительная девочка. Внешне совсем ребенок, она способна на понимание, жертвенность и сострадание, свойственное взрослой женщине. Есть натуры, заранее предназначенные для тихого подвига любви, coединенной с печалью и заботой, натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность. Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни... Они глухи на страстные призывы грешной жизни и идут по грустному пути долга так же спокойно, как и по пути самого яркого личного счастья. На протяжении долгих лет мир Петруся состоит из круга родных и Эвелины. Девочка даже начинает вместе с Петрусем учиться у Максима. Совместные занятия, общие цели еще больше сближают детей.

    Взрослые стараются не усиливать страданий слепого, не давать ему понять, чего он лишен, не провоцировать лишних вопросов. Однако Анна чувствует сердцем, что ее мальчик все равно грустит о том, чего нет и никогда не было в его жизни о свете. Временами Петрусь признается ей, что видел сон но не может вспомнить лиц. Понимает это и Максим. С целью открыть племяннику дверь в окружающий мир, он приглашает в имение старого товарища Ставрученко с двумя молодыми сыновьями. В ходе беседы, молодые люди живо интересуются Эвелиной, а про Петра забывают. Он незаметно выходит из комнаты, твердя про себя, что Эвелине он не нужен, что она даже не заметила его отсутствия, что он калека, и не вправе лишать девушку большой жизни. Однако семнадцатилетняя Эвелина вежливо и сдержанно (так, что даже молодые люди удивляются и считают ее ответ достойным женщины гораздо более старшего возраста) объясняет гостям, что у всякого человека своя дорога в жизни, а в серьезных делах нужно и рассуждать серьезно. Она выходит в сад вслед за Петром и, на его утверждения о собственной ненужности, как о свершившемся факте разговаривает с ним об их будущем браке и полной нежности совместной жизни. Петр ошарашен и счастлив. Эвелина спокойно объясняет ему, что не намерена искать себе другой, большой жизни, что они много лет любят друг друга, что для каждого из них нет друга, более близкого, а стало быть, нет смыла и искать добра от добра. Эвелина удивлена тем, что Петр раньше не думал об их свадьбе, что он хотел отказаться от нее ради ее же блага. Девушка спокойно и взвешенно рисует Петру его собственные перспективы: он должен профессионально учиться _ музыке и концертировать. Все отмечают его необычайный дар и выдающиеся способности. Эвелина прочит любимому блестящее будущее. У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты видел, если бы ты знал, что ты можешь сделать со всеми нами...

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ Этюд(1886)Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком - «этюд» - автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести: П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой... и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился... в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко "Слепой музыкант". Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, - слепому? Герою Короленко - слепорождённому Петру - приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался "с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела". Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них - Роман - был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же - Егорий - был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. "Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!" - бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает "тихий подвиг любви": она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому "приходится налегать на вёсла" и идти к свету, солнцу, счастью!

Повесть «Слепой музыкант» Короленко была впервые опубликована в 1886 году. В рассказе автор раскрывает темы смысла человеческой жизни, искусства, любви, воспитания. Друзьям Короленко писал, что в «Слепом музыканте» его задачей было «не только воспроизведения психологии слепого, но и отражения общечеловеческой мечты за идеалом, тоски за полнотой человеческого существования».

Главные герои

Петр Попельский – слепорожденный музыкант, центральный герой произведения.

Дядя Максим (Яценко Максим) – дядя Петра, брат Анны Михайловны; занимался воспитанием племянника.

Эвелина Яскульская – возлюбленная Петра.

Другие герои

Анна Михайловна Попельская – мать Петра.

Иохим – конюх у Попельских, игравший Петру на дудочке.

Федор Кандыба, Кузьма – слепцы, с которыми Петр ходил в Почаев.

Егорий – слепой звонарь.

Братья Ставрученко – студенты, гостившие у Попельских.

Глава первая

«Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь» . Сначала никто не замечал, что мальчик родился слепым. Только через несколько недель после осмотра доктор подтвердил опасения матери о том, что ребенок ничего не видит.

Семья Петра состояла из матери, отца и «дяди Максима» . Отец ребенка «был похож на тысячу других деревенских помещиков» . Дядя Максим же был известен как «самый опасный забияка» , успел побывать в Австрии, «примкнуть» к Гарибальди, а после тяжелого ранения вновь вернуться на родину, но уже без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.

Дядя Максим заинтересовался слепым племянником и посоветовал сестре проявлять меньше «глупой заботливости» . Женщина прислушалась к его словам и вскоре мальчик начал уверенно ползать по дому. Было ясно, что его слепота компенсируется хорошим слухом и осязанием.

Как-то весной мать и дядя Максим вывели Петю к реке. Новые ощущения, запахи, звуки сильно впечатлили мальчика, и от волнения он упал в «глубокий обморок» .

Глава вторая

Когда мальчику шел пятый год, он уже хорошо ориентировался в доме. Со стороны можно было подумать, что это просто «странно сосредоточенный ребенок» .

Мальчик увлекся игрой на свирели конюха Иохима. Вскоре Петя стал приходить к Иохиму на конюшню и сам пытался играть на дудочке. Ревнуя сына к конюху, Анна купила пианино. Однако Петя не был впечатлен сложной пьесой, которую сыграла женщина. Со временем, прислушиваясь к игре Иохима, Анна начала выражать через музыку собственные чувства. Петя с интересом принялся осваивать и игру на пианино.

Глава третья

Благодаря воспитанию дяди Максима, на шестом году Петя уже сам мог убрать у себя в комнате и даже научился ездить под руководством Иохима на лошади. Однако друзей у него не было – деревенские мальчишки настороженно относились к слепому «паничу» .

Вскоре в соседнем имении поселился старик Яскульский с женой Агнешкой. У них была дочь, практически ровесница Пети – Эвелина. Девочка большую часть времени проводила сама, и создавалось впечатление, словно это «крохотная взрослая женщина» .

Как-то, когда Петя играл у реки, Эвелина заметила его и пыталась заговорить, но мальчик прогнал ее. В следующий раз девочка появилась только через несколько дней. Они разговорились. Эвелина не сразу поняла, что Петя слепой. Когда мальчик по привычке начал ощупывать лицо девочки, изучая ее, она в испуге отпрянула и расплакалась, но потом все поняла. На следующий день девочка сама пришла в гости к Пете. С этого дня они начали дружить.

Глава четвертая

Петя ощущал внутреннюю неудовлетворенность, он хотел видеть предметы, свет, различать цвета, в нем появлялось стремление «оформить дремлющие в душевной глубине, не находившие исхода силы» .

Глава пятая

Дядя Максим пригласил к себе старого товарища Ставрученка, у которого как раз гостила приезжая молодежь: сыновья Ставрученка, студенты филологического факультета и консерватории, и юный кадет. Приехавшая молодежь бурно обсуждала различные вопросы, однако во время разговоров они не обращались к Пете.

Во время одной из бесед, Петя тихо встал и ушел. Эвелина тут же поспешила за ним и нашла у заброшенной мельницы. Он поделился с девушкой, что ему кажется, словно он «совсем лишний на свете» . Растроганная Эвелина сказала, что Петя должен жениться на ней, и юноша сначала согласился, но после опомнился: ведь он слепой. Эвелина ответила, что это ничего не значит, ведь они любят друг друга. Когда они вернулись к гостям, юноша сел за фортепиано и начал играть. Все гости были очарованы игрой Петра, в которую примешивались мотивы народной музыки. Старший из братьев Ставрученко высказался, что у Петра «удивительно своеобразная манера» и ему «нужна серьезная школа» .

Глава шестая

Осенью Попельские отправились к Ставрученкам. Молодые люди посетили могилу разбойника Игната Карого и слепого бандуриста, который сопровождал атамана в походах.

Во время посещения монастыря, они познакомились со слепым послушником-звонарем Егорием. Все отметили поразительное внешнее сходство между Петром и послушником. Петр остался наедине со слепым звонарем. Егорий рассказал, что тоже родился слепым, но у них есть послушник Роман, который ослеп в семь лет. Егорий завидовал Роману, так как тот успел увидеть свет и свою мать. Звонарь производил впечатление человека озлобленного, сердитого.

Рассказывая Максиму о случившемся в монастыре, Эвелина делится своим подозрением: ей кажется, что теперь Петр считает, что все слепорожденные злые.

Наступила зима. «В душе Петра тоже было холодно и сумрачно». Он задавался вопросами: «зачем жить на свете?» и «зачем жить именно слепому?» . После встречи со звонарем Петр действительно считал, что он от природы родился злым и может только мучить окружающих людей.

Во время одного из разговоров, Максим начал разъяснять Петру связь символики звука и цвета. Слепой жадно ловил каждое слово и пытался тут же передать это через игру на пианино. Петр выразил свою досаду о том, что он не может видеть и рад был бы поменяться с последним нищим – так он был бы менее несчастен, потому что думал бы только о выживании.

Недалеко от усадьбы Попельских была чудотворная католическая икона. В день ее праздника к иконе пришли Максим, Петр и Иохим. У выхода сидели слепые нищие и по очереди тянули унылую песню. Петр словно испугался услышанного и хотел быстрее уйти. Максим же отметил, что это те самые «счастливцы» , которым он недавно завидовал, и заставил племянника подать милостыню.

Было решено, что летом Петр с Максимом поедут в Киев, чтобы с осени юноша начал учиться у известного пианиста. Июльской ночью по дороге шли два слепца. Их подозвали к бричке. Вскоре слепцов стало трое: старик с седыми волосами Кандыба, рослый детина Кузьма и совсем юноша в новой крестьянской одежде. Они направлялись к Почаеву. Максим же уехал в Киев сам и скрывал от родни, что Петр ушел со слепцами.

С каждым новым шагом пути с нищими навстречу Петру «лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира» . «Незрячие глаза расширялись, ширилась грудь, слух еще обострялся». Вскоре он выучил песню слепцов. Поздней осенью Петр вернулся домой. «Говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление». Хотя он и остался незрячим, но его «душа, несомненно, исцелилась» .

Глава седьмая

Эвелина заявила родителям о своем желании выйти замуж за Петра, они сыграли свадьбу. Временами музыкант ходил в гости к Федору Кандыбе, подолгу беседовал с ним. Известие о том, что Петр скоро станет отцом, вызвало у него испуг. Вопреки опасениям Петра, ребенок родился зрячим.

Эпилог

Прошло три года. Петр выступал на ярмарке «Контракты» в Киеве – играл на фортепиано. «Толпа была захвачена глубокой искренностью выражения» , народной мелодией, «которая лилась из-под рук слепого музыканта» . Прислушиваясь к музыке, Максим отчетливо узнавал знакомый мотив песни слепцов. Максим думал о том, что Петр «прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных» , что «вот и он [Максим] сделал свое дело, и он недаром прожил на свете» .

«Так дебютировал слепой музыкант».

Заключение

В повести «Слепой музыкант» Короленко изображает становление и взросление главного героя – слепого Петра. Автор мастерски описывает постепенное постижение мальчиком мира, его сложности и переживания на этом пути, осознание и обретение истинных ценностей. Несмотря на физический недостаток, Петр смог реализоваться как талантливый музыкант, обрести личное счастье. В 1960 году по мотивам повести был создан фильм «Слепой музыкант» (режиссер – Татьяна Лукашевич).

Краткий пересказ «Слепого музыканта» позволит быстро ознакомиться с сюжетом произведения и будет интересен всем, кто интересуется творчеством Владимира Галактионовича Короленко.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 725.

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ

В богатой семье юго-западного края родился слепой мальчик. Сначала никто не замечает его слепоты, но через несколько недель уже кажется странным, что малыш не следит за солнечным лу­чом. Мать первая обращает внимание на необыч­ное выражение лица, неподвижного и не по-дет­ски серьезного. Мальчик что-то ищет руками, смотрит в одном направлении. Врач подтвержда­ет страшную догадку пани Попельской.

Семейство Попельских немногочисленно: отец слепого Петруся, его мать и ее брат Максим. Отец - добродушный деревенский помещик, весь в лю­бимом деле, строительстве мельниц. Его незатейли­вое существование мало отражается на душевном складе сына. Мать Анна Михаиловна страдала от чувства вины перед сыном и старалась предупре­дить каждый его шаг, пока дядя Максим, решив взяться за воспитание племянника, не предосте­рег ее от излишней заботливости, которая могла лишить мальчика шансов на более полную жизнь. Максим слыл раньше опасным забиякой, воевал вместе с Гарибальди и чудом остался жив, но стал инвалидом: повредил левую руку и лишился правой ноги. Изувеченный мужчина думал, что жизнь - борьба и в ней нет места для инвалида.

Но на его глазах подрастает тот, кому судьба уготовила участь инвалидом родиться. Странное сходство судеб заинтересовало Максима. Он ре­шается на вмешательство, говорит сестре, что есть все шансы развить остальные способности маль­чика до такой степени, чтобы компенсировать сле­поту. Максим решает вырастить из племянника борца. К Петрусю перестают бежать по первому зо­ву, он самостоятельно передвигается по комнате и знакомится с окружающим миром. Слепота на­кладывает свой отпечаток: мальчик забивается в укромные уголки и часами прислушивается к че­му-то. Но богатая нервная организация берет свое, полнота восприятия достигается с помощью слуха и осязания. Большую роль играет слух, мальчик да­же изучает комнаты по звукам.

Петрусю три года. Максим и мама ведут его на весеннюю прогулку. От обилия новых, непонят­ных ощущений мальчику становится плохо, он па­дает в обморок, несколько дней находится в бреду. Тогда с незнакомыми ощущениями решают знако­мить мальчика постепенно: открывают окна, вы­водят Петруся на крыльцо, в сад, водят по комна­там. Мать объясняет ему звуки, дядя дает понятие о размерах. Дядя Максим выписывает книги по фи­зиологии, психологии и педагогике, осознав, что бо­роться можно не только саблей, а любым доступ­ным орудием. Он утверждается в убеждении, что слепота Петра - проявление его «таинственного предназначения ».

Когда мальчик знакомится с новыми явления­ми мира, он восторгается, но часто лицо отражает его страдальческие усилия. На пятом году он уве­ренно бегает по комнатам, посторонним кажется, что мальчик просто странно сосредоточен, а не слеп. По двору еще ходит с трудом, постукивая палкой. Без палки передвигается ползком, иссле­дуя по пути разные предметы. В один из тихих летних вечеров мальчик слышит звуки свирели из конюшни. Музыка пленяет его так, что однаж­ды ночью Петр пробирается в конюшню к Иохиму и с тех пор приходит слушать его игру каждый вечер. Эти вечерние часы становятся самым счастливым временем для Петруся, но мать рев­нует его и выписывает из города венское пианино, чтобы привлечь внимание сына. Мальчика пугает громкий инструмент. Непосредственное музыкаль­ное чувство Иохима берет верх над отточенной тех­никой Анны Михайловны.

Но, принимая слепоту сына как собственный не­дуг, она видит в соперничестве с Иохимом источник страданий. Скоро мать Петруся ощущает в себе приливы того же живого ощущения мелодии и на­чинает играть тихие украинские песни. Теперь Иохим с Петрусем приходят слушать музыку под ее окном. Анна Михайловна победила, Иохим на­учил ее, чем привлечь ребенка. Петрусь знакомит­ся со звуками, дотрагиваясь до клавиш. Максим относится к музыкальным экспериментам терпи­мо, но у него возникает чувство разочарования: музыка - великая сила, но песня говорит не од­ному слуху, она «будит мысль в голове и муже­ство в сердце». Максим предлагает Иохиму спеть историческую песню и успокаивается, видя, что глубокая натура племянника откликается на об­разы песни.

Благодаря установленному Максимом режиму мальчик не вырастает беспомощным, наводит по­рядок в своих вещах, у него особая гимнастика, а на шестом году дядя дарит ему лошадку. Мать считает эту затею чистым безумием, но через два- три месяца Петрусь ездит в седле рядом с Ио­химом, который помогает его на поворотах. Слепота не мешает правильному физическому развитию мальчика, ее влияние на нравственный склад ре­бенка ослаблено. Особое значение в жизни Пет­руся приобретает слух. Он учится сам играть на свирели, полюбил и пианино, но его нельзя взять с собой в поле. От песни Петрусь приходит к изу­чению истории, литературы. Дядя Максим знако­мится со специальными приемами обучения слепых и дает восьмилетнему мальчику первые уроки. Казалось, Петрусь не осознает своей слепоты, но в его характере появляется недетская грусть. Мак­сим приписывает это недостатку общения с деть­ми, но приглашенные в усадьбу дети сторонятся «панича».

В соседнем имении меняется арендатор. Сосе­дями Попельских становятся старики Яскульские с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Девочка не дичится посторонних, но предпочитает собст­венное общество, отличается рассудительностью, задумчивостью и солидностью.

Однажды Петрусь сидит один на холмике и иг­рает на свирели. Закончив играть, он слышит чьи- то шаги. Это соседская девочка. Мальчик не любит, когда его уединение нарушают, и на вопрос Эве­лины, кто так хорошо играл, он отвечает нелюбез­но. Но девочка не уходит, и Петрусь ее прогоняет: «Почему вы не уходите? Я не люблю, когда ко мне приходят. Уйдите! Уйдите!» Девочка называет со­седа гадким мальчишкой, но тут Петрусь уходит, его позвали к чаю. На следующий день Петрусь уже не досадует - ему хочется, чтобы Эвелина пришла опять. Он вспоминает ее приятный спо­койный голос. Знакомые дети всегда громко кри­чали и смеялись, но никто не говорил так приятно. Мальчик жалеет, что обидел ее: вдруг она никог­да не вернется?

Девочка появляется только на четвертый день. Петрик окликает ее, они играют вместе, потом он решает ощупать ее лицо и пугает этим. Девочка плачет и уходит. Петрусь чувствует первое униже­ние калеки и горько рыдает. Эвелина возвращает­ся, успокаивает его и просит не пугать. Петрусь признается ей, что он слепой. Девочка обнимает его и тоже горько плачет. Через некоторое время дети успокаиваются.

Эвелина узнает, что Петрусь не знает солнца, но умеет читать даже по-французски. Ему не хочет­ся идти домой, но Эвелина обещает прийти к нему завтра.

Она приходит, и Петрусь слышит ее шаги у ка­литки из комнаты. Мать мальчика встречает девочку с радостью. Между соседями завязыва­ются хорошие отношения, Эвелине разрешают учиться вместе с Петриком. Это оказывается по­лезным для обоих. Дружба эта воспринимается родными мальчика как дар судьбы. Петрусь уже не ищет уединения - он нашел общение, которо­го не могла ему дать любовь взрослых. Эвелина оказывается тем человеком, для которого забота о другом -- органическая потребность. Мать и дя­дя Петруся думают, что теперь душевное разви­тие мальчика пойдет тихим и ровным ходом. Но они ошибаются.

Максим понимает, что не он один влияет на маль­чика, у Петруся случаются неожиданные проблес­ки, которых Максим пугается: племянник говорит, что видел сон, пытается увидеть цвет через музы­ку. Дядя считает, что это лишнее, мальчику надо свыкнуться со слепотой.

Но бессознательно протестует сама природа. У мальчика появляются какие-то смутные пред­чувствия и порывы. Как ни старается дядя устра­нить внешние факторы, мальчик ощущает внут­реннюю неудовлетворенную потребность видеть. Природная живость мальчика постепенно исчеза­ет, появляется склонность к уединению.

Только общества Эвелины он ищет. Петр при­ближается к критическому возрасту между отро­чеством и юностью.

Проходит несколько лет. В усадьбе ничего не меняется: Петр по-прежнему остается центром жизни семьи, растет, как тепличный цветок. Мать видит, что его душа еще в полусне, отец привык, что в доме все делается само собой, Максим с тру­дом выносит это, но считает, что душе воспитан­ника необходимо окрепнуть.

Сам Петр находится в чутком ожидании чего- то, дремлющего в душе. За стенами поместья бур­лит жизнь. Максим решает, что Петру необходим глоток свежего воздуха, и приглашает в поместье гостей - своего старого товарища Ставрученку и двоих его сыновей с приятелем-кадетом. Ставрученко - крепкий старик, похожий на гоголевско­го Бульбу, помещик ведет с молодежью разговоры про правильную жизнь. Молодые люди обсужда­ют планы на будущее. Эта волна споров, надежд и ожиданий находит на Петра, и он осознает себя лишним на свете. Разговоры проходят без его учас­тия, Анна Михайловна страдает, Эвелина негоду­ет, но дядя Максим приглашает гостей приезжать еще. Он сознательно пробивает брешь в стене, окружающей слепого, чтобы дать ему живые впе­чатления. Через две недели молодежь опять на­носит визит Попельским. Эвелина чувствует, что ее манит тот мир, о котором она, как и Петр, не зна­ет. Петр чувствует это и уходит от гостей. Эвели­на идет за ним.

Проходя по саду, она становится свидетельни­цей разговора Максима с сестрой. Он говорит Ан­не Михайловне, что мешать свободе Эвелины, пор­тить ей жизнь и лишать ее выбора он не может, она должна все решить сама.

Когда девушка находит Петра, она возмущает­ся поступками Максима, но потом заключает, что они с Петром поженятся и у них будет одинаковая жизнь, а то, о чем говорит молодежь, - это не для всех. Петр изумлен. Они понимают, что не могут друг без друга. Горе в душе Петра смолкает, и он чувствует в Веле не только друга детства.

Гости и хозяева сидят в маленькой гостиной, Петр приходит и садится к пианино. Музыкой он пытается выразить свое состояние. Слушатели покорены. Когда Петр заканчивает играть, к нему бросаются те молодые люди, которым он завидо­вал, и пожимают руку, предсказывая ему широ­кую известность. Один из молодых Ставрученков, студент консерватории, восхищен манерой испол­нения Петра. Петрусь впервые становится цент­ром оживленного разговора, в душе его - гордое осознание собственных сил: он тоже может что-то сделать в жизни.

В усадьбе становится светлее и радостнее, Ан­на Михайловна будто молодеет, Максим чаще шу­тит, Петр полон желания получить серьезное свое музыкальное образование. Ответный визит к Ставрученкам Петр делает охотно, теперь он чувству­ет себя в обществе свободнее, как равный участ­вует в беседе. Все едут в монастырь неподалеку от имения Ставрученков. Сворачивают к могиле погибшего в сражении с татарами Игнатия Карого. Там же похоронен его слепой бандурист Юрко, со­провождавший Карого в походах и боях. Максим говорит, что молодым предстоит та же борьба, а где - каждый найдет сам, В монастыре они встречают слепого звонаря Егора, очень похожего на Петра в жестах, движениях бровей. Петр раз­говаривает с ним. Звонарь тоже слеп с рождения и озлоблен, а вот другой, Роман, ослеп позже и ви­дел свет, помнит свою мать, он добрый. Разговор их, затаившись, слушает Эвелина. После Петр уединяется в саду и приходит в дом только ночью. Он мрачнеет, и на лице его появляется выраже­ние горечи. Он считает теперь, что все слепорож­денные злы. Максим, не зная о визите на коло­кольню, выспрашивает все у Эвелины, и в голове его зреет решение.

Эвелина с родителями уезжает в гости, Петр скучает по ней. К нему возвращаются тяжелые сны детства. Душевный кризис осложняется. «Зачем жить слепому» - вот что его тревожит. Он пыта­ется понять цвет, Максим старается объяснить ему все, в том числе и то, что он эгоистично носит­ся со своим горем.

Петр возражает: «Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и сле­пых вовсе не нужно окружать заботой: это боль­шая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, - пусть просят милостыню». Он признается в том, что завидует звонарю Егору, думает, что от лишений страдал бы меньше, чем от участия.

На церковный праздник Максим с племянни­ком идут поклониться чудотворной иконе и встре­чают слепых нищих. В их голосах слышна жалоба физического страдания и полной беспомощности.

Петр пугается, хочет уйти, но дядя заставляет его подать слепым и говорит о его «сытой зависти к чужому голоду», приглашает одного из слепых, Федора Кандыбу, прийти к ним. На другой день у Петра начинается горячка, но молодой организм справляется с болезнью. Петр благодарит дядю за урок.

Максим и Петр уезжают вдвоем в Киев якобы учиться у известного пианиста. Вместо уроков Петр с Федором Кандыбой и другими слепцами идет поклониться Почаевской Богоматери. Возвращает­ся домой он с двумя слепыми, в нищенской одеж­де. Максим приезжает из Киева, откуда он писал, чтобы ввести в заблуждение сестру. Петр совер­шил паломничество, чтобы помолиться об исцеле­нии. Глаза его не стали видеть, но прозрела душа. Поездка в Киев откладывается на год.

Осенью Эвелина объявляет родителям о своем решении выйти за Петра замуж. Начинается «моло­дое тихое счастье», Петру сообщают о возможности стать отцом. Иногда он ходит к Кандыбе в новый дом и рассказывает о своих планах. Рождается ре­бенок. Петр боится, что он слеп, но мальчик видит. Это молнией зажигает для Петра, свет и на мгнове­ние, как ему кажется, он видит мать, жену и Мак­сима, а потом теряет сознание.

Проходит три года. Слепой музыкант дебюти­рует в Киеве. Вокруг него ходят слухи, один не­обычнее другого. Петра сопровождают жена и Мак­сим. В музыке дядя Петра слышит уже не одни горестные стоны, не одно слепое страдание, а ощу­щение счастливой жизни. В ней сквозь яркую ме­лодию все настойчивее пробивается песня слепых: «Подайте слипеньким ради Христа…».

Максим понимает, что сделал свое дело и не да­ром прожил на свете: «Он прозрел… На место… эгоистического страдания он носит в душе ощу­щение жизни, он чувствует и людское горе, и люд­скую радость, он прозрел и сумеет напомнить счаст­ливым о несчастных».

4.3 (85.71%) 14 votes

Здесь искали:

  • слепой музыкант краткое содержание
  • краткое содержание слепой музыкант
  • короленко слепой музыкант краткое содержание
Loading...Loading...