Русский язык и литература. Синтаксис

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними. Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов. Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи. Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания. Связь синтаксиса с другими уровнями языка Рассмотрим эту связь исходя из иерархии языковых уровней: фонетика, словообразование, лексика. Синтаксис и фонетика . Связь между этими уровнями опосредованная – через слово и словоформу. Но есть часть (соответственно – раздел науки) фонетики, имеющий непосредственное отношение к синтаксису – это интонация (интонология – раздел фонетики, изучающий просодическую систему языка). Подробно об интонации - в вопросе о формальных средствах синтаксиса. Синтаксис и словообразование . Во-первых, синтаксис и словообразование имеют определенное общее сходство. Во-вторых, связь между этими уровнями проявляется в конкретных способах словообразования. Общее сходство заключается в том, что и синтаксис, и словообразование – процессы или результаты образования вторичных языковых знаков из исходных, первичных: слова – из морфем; словосочетания, предложения – из слов, словоформ. С этой точки зрения и словообразование, и синтаксис относятся к явлениям деривации (деривация – отведение, образование). Конкретное проявление связи словообразования и синтаксиса наблюдается в определенных способах словообразования. Слова могут образоваться на синтаксической основе: а) Морфолого-синтаксический способ – изменение синтаксических свойств (синтаксической функции и синтаксических связей) и парадигмы. Например, субстантивация – переход прилагательного в существительное (рабочий, учительская, диспетчерская и под.); адвербиализация - переход других частей речи, чаще всего предложно-падежных форм существительных, в наречие (с досадой, в смущении, по очереди); партикулизация – превращение в частицу (один в значении «только»: Об этом я могу сказать одной тебе). б) Лексико-синтаксический способ – лексикализация словосочетания, сращение, т.е. превращение синтаксической единицы в одну лексему: сумасшедший, простофиля, быстрорастворимый, малоподвижный, ярко-красный и под.). Синтаксис и лексика . Лексические значения слов существуют в словаре, в лексической системе языка. Но в то же время многие особенности ЛЗ слов, их семантика проявляются в синтаксисе. Лексика влияет на синтаксические свойства слов: а) на их синтаксические функции, б) на их синтаксическую сочетаемость. Существует зависимость (в определенных случаях, не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ. а) Есть имена существительные, которые легко, естественно образуют предложения. Это слова с событийной семантикой: Ночь. Тишина. Пожар! Им противопоставлены слова с предметной семантикой, которые таким свойством не обладают: книга, береза, девочка. б) Приведем примеры влияния семантических особенностей слов на их синтаксическую сочетаемость: Слова (большей частью это глаголы), обозначающие речемыслительную деятельность, иначе - слова с ментальной семантикой, сочетаются с предложно-падежной формой O + существительное в предложном падеже (O N6): рассказывать, поведать, беседовать, думать, размышлять, мечтать – о чем / о ком. Объект речи, мысли выражается в русском языке именно такой формой. Слова с модальной семантикой (обозначающие возможность, необходимость, желательность действия) сочетаются с инфинитивом (обозначающим действие – возможное, необходимое, желательное): надо сделать, можно отдохнуть, могу помочь, хочу уехать, должен рассказать. Как видим, здесь важно именно лексическое значение слова, а не его принадлежность к той или иной части речи. 2.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связи синтаксиса с лексикой, фонетикой, словообразованием. Современные направления в изучении синтаксиса.:

  1. ВОПРОС 4. Синтаксис как раздел грамматики. Понятие связи и отношения. Связь синтаксиса с другими языковыми уровнями.
  2. Билет 1. Предмет синтаксиса. Четыре аспекта синтаксиса. Основные понятия синтаксиса.
  3. 18. Методика преподавания синтаксиса. Важнейшие принципы изучения синтаксиса. Основные приемы и методы преподавания.

Информация, которая передается в речи, распределяется между различными структурными единицами языка, одну информационную «нагрузку» несут фонемы, самые мелкие «кирпичики» высказываний; другую - морфемы, это уже первичные блоки, обладающие своим значением; третью - слова, более «крупные блоки», существующие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока не могут образовать высказывания, сообщения.

Синтаксис позволяет выполнить в языке главнейшую роль - функцию общения.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Впервыет термин «синтаксис» был использован стоиками в 3в. до н.э. И был отнесён к наблюдениям над логическим содержанием высказываний.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка(морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи.

Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.

Синтаксические средства языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются интонация и порядок слов.Интонация не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В языке существуют определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.



Синтаксис связан со структурой мышления, нормами коммуникации и обозначаемой действительностью.

Логический и коммуникативный аспекты синтаксиса делают его наиболее универсальной частью структуры языка.

Вопрос 77.

Синтагма – это 1. По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:

а) морфемы в производном слове. Стол-ик (стол- - определяемое, -ук - определяющее; общее значение синтагмы - “маленький стол”). Такую синтагму называют “внутренней”, так как оба ее члена заключены в одном слове, рассматриваемом как соположение морфем;

б) составные части сложного слова, из которых одна определяет другую. Водо-воз (общее значение данной “внутренней синтагмы” - “возящий воду”);

в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют “внешними”, составляющими синтаксическое единство;

г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;

д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.

2. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.



Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (напри­мер, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавер­шён­ные, вводные, противительные, изъяснительные и др.)

Парадигма и синтагма

Парадигма - словоизменительная парадигма - в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Построение парадигм - одно из первых лингвистических достижений человечества; вавилонские глиняные таблички с перечнями парадигм обычно считаются первым памятником лингвистики как науки.

Обычно парадигмы упорядочены в некотором традиционном порядке граммем, например, парадигма русского склонения записывается в порядке падежей И - Р - Д - В - Т - П:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

Парадигма личного спряжения в европейских языках записывается обычно в порядке «иду-идёшь-идёт» (и соответственно лица называются первым, вторым и третьим), а, например, в арабском языке порядок обратный.

«Дай мне белый бумагу» - так сказать нельзя. Надо: белую бумагу. Словоформа бумагу требует, чтобы с ней была связана словоформа белую. Значит, есть законы связи грамматических единиц. Нельзя сказать «темно-коричневые глаза» , говорят карие. Здесь законы связи уже не грамматические, а лексические: одно слово не хочет быть соседом «неположенного» слова.
Есть законы синтаксических связей. Нельзя сказать: «Танцуя, музыка была слышна во всех концах зала» . Здесь синтаксически неверно употреблено деепричастие.
Есть законы фонетических связей. В русском языке не могут быть рядом [з] + [к] . А перевозка? Нагрузка? Морозко? Везде сочетание [ск] , а [зк] нигде нет.
Итак, в тексте единицы могут быть связаны правильно или неправильно. Следовательно, есть языковые законы связи единиц в тексте. Эти законы называются синтагматическими (от греч. syntagma-«вместе построенное») . Сочетания словоформ (т. е. грамматических форм слов) , сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов - это синтагмы.
Но связи между единицами языка могут быть не только синтагматическими. Словоформа дом связана со словоформами дома, дому, домом.. . Эта связь основана не на том, что единицы «соседствуют» , образуют в одном контексте единство. А иа чем?
В одних случаях друг с другом связаны единицы, которые встречаются в одинаковой, в одной и той же позиции - в одном окружении.
Например, падежные формы:
посылаю хлеб вин. п.
посылаю хлеба род. п.
посылаю отцу дат. п.
посылаю почтой тв. п.
посылаю на самолете предл. п.
Обратите внимание: все падежные формы отличаются друг от друга и по звучанию, и по значению. Например, послал хлеб - в значении «весь» ; послал хлеба - в значении «часть» ; и та и другая форма называет объект действия; посылаю отцу - форма падежа называет адресат.
Все формы косвенных падежей, как видно, могут быть при одном глаголе - в одной позиции. Потому они и выступают как разные падежные формы, что мы можем их сравнить и противопоставить при одном и том же окружении - в одной позиции. Это - парадигма (от греч. paradigma-«образец») .
В других случаях единицы связаны потому, что они не могут быть в одной позиции. Например: я иду - ты идешь - он идет. Формы иду - идешь - идет требуют разных подлежащих, разного окружения, т. е. разных позиций. В одной позиции, при одном подлежащем они невозможны. И это тоже парадигма. В этом понимании парадигма - это совокупность единиц, которые меняются в зависимости от позиций (см. Дистрибутивный анализ) .
В чем различие между этими парадигмами? Одинаково ли их отношение к синтагмам? Единого мнения на этот счет сейчас у лингвистов нет. Дело требует изучения.
Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или личных форм у глагола. Современное языкознание распространило это понятие на другие единицы языка. Например, возможны парадигмы звуков, предложений и т. д.
Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено в науку Ф. де Соссюром; оно многое объяснило в строении языков, но и само пока еще нуждается в дальнейшем уточнении. «Все, что хочется написать в строку, - синтагма. Все, что хочется написать столбиком или в виде таблицы, - парадигма» .

Вопрос 78.

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.

Е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Си?нтаксис (греч. σύνταξις - составление).

1. Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:

Учение о словосочетании,

Учение о предложении (правильно построенном высказывании). Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.

2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Динамический аспект синтаксиса. Синтаксис, объектом изучения которого является предложение как коммуникативная единица, связанная с ситуацией речи, обладающая определённой интонационной характеристикой и порядком слов как средством выражения актуального членения.

Статический аспект синтаксиса. Синтаксис, объектом изучения которого являются структуры, не связанные с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

Синтаксис коммуникативный. Синтаксис, объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и др.

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи.

Синтаксис текста. Синтаксис, объектом изучения которого являются не структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.

Синтаксис функциональный. Синтаксис, объектом изучения которого является выяснение роли (функции) всех синтаксических средств (единиц, конструкций) в построении связной речи. Синтаксис, использующий в качестве метода исследования подход «от функции к средству», то есть выясняющий, какими грамматическими средствами выражаются отношения пространственные, временны?е, причинные, целевые и т. д. (ср. традиционный подход «от средства к функции», то есть выяснение того, какие функции выполняет определённая грамматическая единица).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.:

  1. 16. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе словосочетания. Предложно-падежное управление.
  2. Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Средства построения синтаксических единиц.
  3. 31. Предмет синтаксиса и система синтаксических единиц русского языка.
  4. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  5. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.

Синтаксис (гр. syntaxis - составление). - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Так в предложении: Где-то на западной окраине гулко ухнула ручная граната (Ш.) использованы словосочетания на западной окраине, гулко ухнула, ручная граната. В русском языке предложение может быть построено из одного знаменательного слова в определённой форме: Утро; Светает; Вот озеро; Встать! и др. Однако такие предложения, как правило, допускают расширение с помощью поясняющих слов: Летнее утро; Быстро светает; Вот лесное озеро; Встать немедленно!

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетения.

В речи предложения связаны друг с другом. Группа предложений, определённым образом связанных между собой в относительно завершённом отрезке текста, объединённом тематически и логически, образует так называемое сложное синтаксическое целое. В сложном синтаксически целом - единое тематическое содержание предложения связаны с помощью лексических единиц, глагольных форм времени и вида. Закономерности построения сложного синтаксического целого - предмет изучения синтаксиса текста.

Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (Ш.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются также интонация и порядок слов. Интонация (сообшения, вопросы, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.

Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней систеты языка: они строятся из слов, точнее из словоформ. Синтаксис, таким образом опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (западная окраина - определительные отношения "предмет - признак"), а также синтаксических категорий (ухнула граната - прошедшее время, реальная модальность).

Синтаксис - центральная лингвистическая единица.

Синтаксис - 1. наука, изучающая правила построения, образования и функционирования синтаксических единиц; 2. определённая область грамматического строя языка

Основное отличие синтаксиса от других лингвистических наук в том, что его объект дуалистичен: он состоит из единиц (конструкций) и связей между компонентами конструкций.

Иными словами, объект синтаксиса - это единицы и совокупность правил, определяющих их построение. Из этого можно сделать вывод, что синтаксический объект конструктивен.

Понимание синтаксиса как науки зависит от объёма понимания термина «синтаксическая единица»:

α. Ф. И. Буслаев и А.А. Потебня - предложение как логическое или психологическое суждение;

β. Ф. Ф. Фортунатов: словосочетание (законченное словосочетание суть предложение).

γ. А. А. Шахматов: предложение, включающее словосочетание как конструктивную единицу.

δ. В. В. Виноградов: словосочетание, простое предложение, сложное предложение.

ε. Г. А. Золотова: словоформа = синтаксема.

ζ. В. В. Бабайцева: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

η. М.И. Черемисина: элементарное простое предложение.

~Синтаксис как знаковая система~

Ex.: План выражения – ясное утро – материально представлены слова, между ними связь согласование, выраженная соответствующими окончаниями ср.р. ед.ч. Им.п.

Синтаксис – это знаковаясистема.

Как система синтаксис предполагает:

– наличие элементарных языковых единиц (синтаксических единиц, субстанций);

– наличие системных отношений между ними (синтаксических связей).

М.И. Черемисина, Т.А. Колосова: «Синтаксическими субстанциями называются все те «единицы», «синтаксические формы», «синтаксические конструкции», «синтаксические построения», которые в речи бывают представлены большими или меньшими «отрезками звучания», а в тексте – графическими отрезками».

– предикативные единицы;

– словосочетания;

– cочиненные группы;

– вводные конструкции и вставочные единицы;

– полупредикативные конструкции;

– союзная конструкция;

– сравнительная конструкция.

Синтаксическиесвязи – это формальное выражение синтаксических отношений, их формальные показатели:

поднятьсянапалубу – показатели синтаксической связи предлог на и флексия =у. При их помощи между компонентами данного словосочетания устанавливаются пространственные отношения.

ПВ «синтаксическая субстанция»

_____________________________

ПС «синтаксическая семантика»

Семантика предложения – диктум (объективное содержание предложения) + модус (субъективная интерпретация диктумного события).

Элементарная единица диктума – пропозиция.

NB: Время не обязательно

Ex.: Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.

1) он зашел ко мне;

2) он опоздал;

Модус: я рад.

Определённым связям свойственны определённые отношения

ПВ «синтаксические связи»

_____________________________

ПС «синтаксические отношения»

Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.

Зашел, хотя и опоздал – уступительные отношения;

Я рад, что… – изъяснительные отношения.

Для сочинительной связи свойственны отношения соединения, противопоставления, разделения.

Для подчинения: атрибутивные, актантные, сирконстантные

NB: атрибутивные отношения не всегда выражаются через согласование (письмо матери, юбка плиссе)

~Синтаксические единицы в концепции В.В. Виноградова~

1. М.В. Ломоносов: словосочетание и простоепредложение.

2. А.А. Шахматов: словосочетание и простоепредложение.

3. В.В. Виноградов: словосочетание,простоепредложение,сложноепредложение.

Словосочетание – это соединение двух знаменательных слов или слова с формой другого слова на основе подчинительной связи.

– не соотнесено с ситуацией речи, обозначает расчлененное понятие;

– выполняет номинативную, а не коммуникативную функцию.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е.

Неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Простое предложение - это монопредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.

Сложноепредложение– это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные части (предикативные единицы), каждая из которых по форме напоминает простое предложение и обладает собственной предикативностью. Сложное предложение - это полипредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЗЮМЕ:

НО! Классификацию ВВВ критикуют с позиций общих принципов классификации любых языковых единиц и общелингвистических представлений о ярусах языка и языковых единицах. То есть, в рамках любой классификации должны противопоставляться друг другу разные виды одного общего рода, а в основании деления должны лежать однотипные признаки.

Видами какого общего рода являются СС – ПП – СП?

Каков единый различительный признак, лежащий в основе этого деления?

«предложение–непредложение»

«синтаксическоецелое–частьэтогоцелого».

ПП и СП - предикативные коммуникативные единицы, их нельзя чётко разграничить

Если делим по принципу «предложение - не предложение», то остаётся одна единица - словосочетание, которая, по-хорошему, должна противопоставляться сочетаниям знаменательных слов со служебными и полузнаменательными.

Критика на основании ярусности языка:

Каждый ярус языка представлен одной языковой единицей. Если признать существование трех синтаксических единиц, то надо признать существование и трех синтаксических ярусов à разрушение общепризнанной системы языка.

Как вариант - элементарноепростоепредложение – двусторонняя синтаксическая единица, планом содержания которой является пропозиция (некоторое положение дел в действительности), а планом выражения – структурная схема, которая записывается с использованием морфологических символов.

ктоестькто? или чтоестьчто?

Моиродителиинженеры / былиинженерами.

Этодерево–сосна.

Осложненное и сложное предложения являются развитием ЭПП по определенным правилам.

~Связь синтаксиса с другими ярусами языка~

α. Фонетика – через интонацию. Предложение всегда интонационно оформлено.

Ех.: Принес.?!

Определенный тип предложения характеризуется и соответствующими типами интонации.

β. Лексика

Гр-80: синтаксис весь пронизан лексикой: названия деревьев могут сочетаться с глаголами состояния, но не с глаголами движения (дубподпрыгивает). Правила сочетаемости слов опираются на лексико-семантические свойства слов.

В. В. Бабайцева: Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же подчиняющем слове нередко определяют их синтаксическую функцию (смотреть с удовольствием – смотреть с другом).

γ. Морфология

Признаки слов как частей речи определяют их синтаксические свойства: прилагательное сочетается с существительным; переходные глаголы требуют постановки имени существительного в форме винительного падежа.

Морфологические свойства слова реализуются в синтаксисе. Морфологические категории также наполняются смыслом только в предложении. Синтаксис – морфология в динамике, движении, действии. Здесь проявляются взаимоотношения классов слов. Морфология – синтаксис в статике, застывший, кристаллизованный. Это реализованные синтаксические потенции слов.

Loading...Loading...