Штраф за несвоевременное представление сзв м. Штрафы за СЗВ-М: в каких случаях санкции за несвоевременную сдачу можно отменить или уменьшить

Какие штрафы установлены за несвоевременную сдачу в ПФР отчета СЗВ-М в 2017 году? Появились ли новые штрафы с нового года за несвоевременное представление ежемесячного отчета? Кто будет привлекать в ответственности за несдачу СЗВ-М: Пенсионный фонд или налоговики? На какие КБК платить штрафы за несовременную сдачу СЗВ-М? На эти и другие вопрос вы найдете ответы в данной статье.

Несвоевременное представление отчета: штрафы 2017 года

Сдавать отчет по форме СЗВ-М организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны в территориальные подразделения ПФР. Такая обязанность закреплена в 2017 году в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В этом же законе предусмотрена и ответственность в виде штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М. В статье 17 закона сказано, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет штраф размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Если вы хотите знать, в каком размере вам выставят штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году, то вам необходимо умножить 500 рублей на количество физлиц, о которых вы должны отчитаться – работников и тех, с кем у вашей организации заключены гражданско-правовые договоры.

Пример расчета штрафа.

Предположим, что организация опоздала со сдачей отчета СЗВ-М за январь 2017 года. Его нужно было подать не позднее 15 февраля. Однако, фактически, отчет был сдан в ПФР только 22 февраля. Всего в отчете числится 105 человек. Поэтому штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году составит 52 500 рублей (500 × 105).
Далее в таблице приведем размеры штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году. Для примера приведем штрафы от 1 до 25 физических лиц в отчете (включительно).

Сколько физлиц в СЗВ-М Размер штрафа
1 500 руб.
2 1000 руб.
3 1500 руб.
4 2000 руб.
5 2500 руб.
6 3000 руб.
7 3500 руб.
8 4000 руб.
9 4500 руб.
10 5000 руб.
11 5500 руб.
12 6000 руб.
13 6500 руб.
14 7000 руб.
15 7500 руб.
16 8000 руб.
17 8500 руб.
18 9000 руб.
19 9500 руб.
20 10 000 руб.
21 11 000 руб.
22 11 500 руб.
23 12 000 руб.
24 12 500 руб.
25 13 000 руб.

Снижение штрафа

В 2017 году, как и прежде, законодательство не предусматривает, что на штраф за несвоевременное представление отчета СЗВ-М может быть снижен в связи со смягчающими обстоятельствами. Какой-либо механизм снижения штрафа, в принципе, не предусмотрен.

Однако стоит заметить, что отсутствие подобных норм в законодательстве еще не означает, что штраф за несовременную сдачу СЗВ-М никак не получится снизить. Организация или ИП может обратиться в суд по месту нахождения подразделения ПФР, выставившего штраф, с иском о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности и попросить снизить санкции (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П). В числе смягчающих обстоятельств можно указать совершение такого нарушения впервые, незначительный период просрочки и т.д.

Заметим, что на практике бывали случаи, когда судьи снижали штраф за СЗВ-М в 100 раз - с 19 000 руб. до 190 руб. (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 сентября 2016 г. по делу № А60-33366/2016).

Другая организация просила суд снизить штраф вдвое - с 43 000 до 21 500 руб. Суд его на столько и уменьшил (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 9 сентября 2016 г. по делу № А47-6249/2016).

Новый штраф с 2017 года: за несоблюдение порядка

С 2017 года в законодательстве о персонифицированном учете появится новый штраф, связанный с СЗВ-М. Заметим, что он не связан с несовременным представлением ежемесячной отчетности. Новый штраф касается способа сдачи СЗВ-М.

Заметим, что в 2017 года отчитаться по форме СЗВ-М «на бумаге» можно, только если в отчет включены сведения менее чем на 25 человек. Если же отчет вы включаете 25 и более застрахованных лиц, то нужно представить отчет в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 3 п.2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Если в 2017 году организация или ИП не будет исполнять обозначенное требование по способу сдачи СЗВ-М, то проверяющие из ПФР будет вправе наложить новый штраф – 1000 рублей. Таким штрафов с 2017 года дополнена статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Как ПФР будет взыскивать штрафы в 2017 году

Порядок взыскания штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М и за несоблюдение порядка представления отчета, описан в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Процедура взыскания штрафов состоит из нескольких этапов. Так, частности, будет составлен акт. Потом вам выставят требование об уплате штрафа за несвоевременное представление СЗВ-М. Его нужно будет уплатить в течение 10 календарных дней с даты получения. Либо для уплаты штрафа может быть установлен более длительный срок непосредственно в самом требовании. Уплатить штраф за несовременно сданный СЗВ-М в 2017 году нужно будет на КБК 392 1 16 20010 06 6000 140. Он не изменился.

С 2017 года подразделения ПФР вправе взыскивать любые штрафы за СЗВ-М исключительно в судебном порядке. Об этом прямо сказано в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ). Списывать штрафы за СЗВ-М непосредственно с банковских счетов органы ПФР не вправе. Соответственно и применять форму решения о взыскании со счетов (2-ПФР), утвержденную Постановлением Плавления ПФР от 29.07. 2016 № 684п, они тоже не должны.

Стоит заметить, что в 2016 году органы ПФР, действительно, были вправе списывать штрафы за СЗВ-М в досудебном порядке и списывать штрафы непосредственно со счетов плательщиков. Такая возможность была предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Однако с 2017 года такой возможности у ПФР нет.

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (7)

    получен
    гонорар 39%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 8,4 рейтинг
    • эксперт

    Ирина, добрый день! Решение ПФР о начислении штрафных санкции в вашем случае обжалуется в арбитражный суд tatarstan.arbitr.ru/ в трехмесячный срок в порядке главы 24 АПК РФ

    ст. 198 АПК РФ

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    укажите в заявлении смягчающие обстоятельства, как правило суды идут на снижение штрафов ПФР если речь о небольшой просрочке в сдаче отчетности или предоставлении информации

    ст. 199 АПК

    3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

    ст. 53, 54 212-ФЗ

    Каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
    1. Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
    2. Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
    3. Судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 31%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг
      • эксперт

      Каков порядок подачи иска в суд на обжалование решения ПФР?
      Ирина

      Здравствуйте. Подаете иск в арбитражный суд области где расположены.

      в иске указываете все факты с которыми не согласны, прикладываете доказательства.

      3 месяца у вас на это по ст 198 апк

      И какие шансы на положительный для нас результат?
      Ирина

      Тут надо посмотреть документы, но от ответственности вас врятли освободят - случаи такие бывают не часто. А вот снизить штрафы- думаю возможно.

      Обстоятельства для этого вы уже перечислили, только 44 ст лучше убрать.

      во внимание смягчающие обстоятельства(ст.44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.), такие как:
      Ирина

      44 ст утратила силу уже

      Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»Статья 44. Утратила силу
      КонсультантПлюс: примечание.
      Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции РФ пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, которым статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признана утратившей силу.

      Статья 44. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ.
      (см. текст в предыдущей редакции)

      п.4 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и определило применение финансовых санкций в размере 73000 рублей
      Ирина

      Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ
      (ред. от 01.05.2016)
      «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 31%

      Адвокат, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день, Ирина.

      Вы не первый человек, кто столкнулся с такой проблемой. Уже имели место факты обращения в суд с требованием смягчить наказание. В качестве обоснования при таких обращениях действительно указываются смягчающие обстоятельства. Вместе с тем, в настоящий момент какая-либо определенная практика по данному вопросу еще не сложилась. Проблема в том, что 27-ФЗ прямо не указывает на возможность смягчения наказания при наличии смягчающих обстоятельств.

      Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц, списание безнадежных долгов по штрафам
      За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Тем не менее, сказать, что шансов совсем нет тоже нельзя, поэтому пробуйте в любом случае, сумма немаленькая, ссылайтесь и подробно описывайте все смягчающие обстоятельства.

      С Уважением,
      Васильев Дмитрий.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист

      Общаться в чате

      Здравствуйте, Ирина.

      В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

      Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

      Решение обжалуется в общем порядке, а право обжалования решения ПФ предусмотрен тем же законом:

      Статья 28. Права и обязанности плательщиков страховых взносов

      1. Плательщики страховых взносов имеют право:
      10) обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействие) их должностных лиц;

      Кроме того, в силу ст. 39 указанного закона:

      11. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок , в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.

      Шансы на положительное решение оценить однозначно нельзя, но попытаться стоит. Статья 44. Утратила силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • эксперт

      Ирина, приветствую!

      Возможность снижения штрафа, наложенного на основании данной статьи, законом не предусмотрена.

      При обжаловании в суде ссылайтесь на Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П. Основания: наличие смягчающих обстоятельств. Просите снизить штраф (совсем отменить в такой ситуации не получится).

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 39%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,4 рейтинг
      • эксперт

      В дополнение пример из судебной практики

      Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2015 N 309-КГ14-3170 по делу N А50-14294/2013

      Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также 278 126 рублей 95 копеек штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
      негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 139 открытого акционерного общества „Российские железные дороги“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми (далее - пенсионный фонд) от 09.07.2013 N 49 в части доначисления 855 775 рублей 52 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2011 год, 162 907 рублей 62 копеек пеней и 171 155 рублей 10 копеек штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон N 212-ФЗ), а также 278 126 рублей 95 копеек штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ).
      Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.01.2014, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014, признано недействительным оспариваемое решение пенсионного фонда в части взыскания штрафа по статье 47 Закона N 212-ФЗ, превышающего сумму 17 115 рублей 51 копейка и штрафа по статье 17 Закона N 27-ФЗ, превышающего сумму 27 812 рублей 69 копеек, в удовлетворении остальной части требования учреждению отказано.
      Установив все фактические обстоятельства по делу, в том числе связанные с получением учреждением от своего учредителя целевого финансирования на осуществление уставной деятельности в 2011 году, не подлежащего налогообложению на основании статьи 251 Кодекса, за счет которого производились выплаты заработной платы сотрудникам учреждения, суды признали правомерным оспариваемое решение пенсионного фонда в обжалуемой части, за исключением привлечения учреждения к ответственности на основании статьи 47 Закона N 212-ФЗ и статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания соответствующих штрафов, размер которых снижен судом с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.

      Т.е. начисленные штрафы были снижены судом примерно в 10 раз

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Здравствуйте. Коллеги указали в каком порядке необходимо обжаловать. Немного судебной практики, что вправе учесть суд в Вашем случае, т.к. практика сложилась ещё 2004г..

      ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
      от 11 августа 2004 г. N 79
      ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,
      СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
      ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ
      15. При удовлетворении требования о взыскании санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, суд счел возможным снизить размер санкций.
      Орган ПФ РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с территориального отделения общероссийской общественной организации производителей изделий медицинского и сельскохозяйственного назначения (далее - организация) штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2002 год.
      Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично со ссылкой на статьи 112 и 114 НК РФ, поскольку суд признал наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
      Не согласившись с принятым судебным актом, орган ПФ РФ обратился с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение суда в части уменьшения размера взыскиваемого штрафа и удовлетворить заявление в полном объеме, мотивируя это тем, что на правоотношения в сфере персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования нормы НК РФ не распространяются, поэтому в рассматриваемом случае не могут применяться статьи 112 и 114 НК РФ. Следовательно, у суда отсутствовали основания для учета смягчающих вину обстоятельств и уменьшения размера штрафа.
      Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения, отметив следующее.
      В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
      В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» <*> предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
      - <*> Далее - Закон об индивидуальном учете.
      В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ. Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
      Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений», определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
      Статья 112. НК РФ Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
      1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
      1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
      2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
      2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
      (пп. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
      3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
      (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)
      2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
      3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
      4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
      Статья 114. НК РФ Налоговые санкции
      3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

      Просите суд признать указанные Вами обстоятельства смягчающими и снизить штраф.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

В 2019 году работодатели, выступающие в качестве страхователей для застрахованных лиц – наемных работников, с которыми заключен трудовой договор или, как вариант, гражданское соглашение – обязаны подавать в ПФР дополнительную форму отчетности, называется она СЗВ-М. Предложение об оформлении новой документации впервые поступило в 2015 году от чиновников, и уже в конце года правительство поддержало инициативу депутатов и подписало решение о внедрении нового бланка.

Существенное отличие СЗВ-М в том, что документ содержит всю информацию о трудящихся – полные Ф. И. О., ИНН и СНИЛС. Почему государство так в этом заинтересовано? Для полноценного контроля и учета за трудоустройством и увольнением сотрудников, в связи с введением законопроекта о пенсионерах. Дело в том, что в 2019 году стали действовать обновленные нормы и разделы относительно индексации пенсий пожилых людей. Если раньше на индексацию могли рассчитывать все, кто достиг пенсионного возраста, то сегодня для пересчета суммы пенсии нужно следовать обязательному требованию: быть неработающим.

Экономисты со своей стороны объясняют столь непопулярное решение российской власти тем, что сегодня в стране бушует экономический кризис, санкции ЕС всерьез ударили по бюджету страны и теперь Президенту приходится всеми путями залатывать огромные образовавшиеся дыры в госбюджете. Старики в свою очередь недоумевают, почему за их счет повышается благосостояние страны? С каких пор пенсионеры перестали числиться в рядах незащищенных слоев населения и не имеют права получать пенсию, которую они сами себе и заработали, отчисляя всю жизнь налоги и сборы в государственные страховые фонды?

В качестве ответа на этот вопрос пока можно услышать только молчание. Факт остается фактом – составление СЗВ-М позволит отследить текучку трудовых кадров. Как только пенсионер устраивается на работу, индексация снимается, а при увольнении она вновь начисляется.

Специалисты утверждают, что подобный подход не заставит людей меньше работать, но создаст все условия для формирования черного рынка, где пожилые граждане будут массово скрываться от официальной регистрации, желая получить положенную им по праву индексацию пенсий.

Чиновники напоминают, что недобропорядочные люди всегда присутствовали, методы борьбы с такими физическими лицами известны – если выявлен факт уклонения от составления договора между предпринимателем и наемным работником, и тому и другому выписывается штраф. Точно такой же штраф автоматически определяется и в отношении подачи неправдивых или неполных сведений о сотрудниках, работающих в организации.

Когда введена отчетность СЗВ-М

Новая документация в ПФР под названием СЗВ-М стала действовать, начиная с апреля 2016 года, впервые предприниматели оформили ее в мае. Следующая отправная дата отчета за месяц – 10 июня и так по восходящей. СЗВ–М сдается ежемесячно, по сути, кардинальных изменений бланк не имеет, изменения коснутся только тех подотчетных периодов, когда фирма набирала новый штат сотрудников или, наоборот, кого-то уволила.

Сроком сдачи отчетности ориентировочно считается 10-й календарный день месяца, идущего после подотчетного, т. е. 10 августа подается бумага за прошедший июль. Если дата выпадает на выходной день, тогда срок переносится на 1 рабочий день вперед.

Основные реквизиты

Среди главных реквизитов, которые заполняются в шапке и основном тексте СЗВ-М, выделяют следующие:

  1. Уточнение числового значения месяца, который заполняется в шапке документа.
  2. Кодировка формы СВЗ-М в виде «исхд» – исходная, «доп» – дополняющая», «отмн» – отменяющая. Существуют ситуации, когда работодатель или доверенное лицо (бухгалтер) по невнимательности не заполнил какую-то графу отчетности, тогда он предоставляет 2 образца официальной бумаги, заверенных датой составления, подписью руководства и, если есть, печатью. Исходная форма утверждает первоначально составленный документ, дополнительная оформляется если нужно внести добавочные сведения. Отменяющая, наоборот, отменяет внесение в реестр той или иной информации. Если предприниматель считает, что для разъяснения ситуации необходимо внести пояснения, для этого существует отдельный раздел. На самом деле с СЗВ-М не так сложно разобраться, как кажется на первый взгляд, ведь в самой бумаге есть инструкция, в какие строки и что нужно вписывать.
  3. Сведения о застрахованных работниках, подающиеся для удобства заполнения и последующего контроля в табличном виде. Здесь также нужно указать:
    • Ф. И. О.
    • Обязательно определяется СНИЛС (без него форму не примут и отправят на доработку. Незаполнение СНИЛС считается ошибкой, за которую предполагается штраф, какой – вы узнаете ниже. Если на момент трудоустройства сотрудник еще нигде не работал, руководству следует самостоятельно заказать ему удостоверение. Если оно еще не получено и находится в проекте выдачи, работодателю не нужно ничего придумывать – столбец в отношении сотрудника остается незаполненным, а к отчетности лучше приложить пояснительную записку.
    • ИНН можно не указывать, но только тогда, когда работник сам его не знает и не может предоставить.

В каком виде сдавать СЗВ-М

Существует 2 способа подачи СЗВ-М, каждый из которых имеет свои нюансы и тонкости:

  1. Традиционный бумажный вариант представления отчетности разрешается, если на предприятии работает до 24-х официально зарегистрированных трудящихся. Обращаем ваше внимание на то, что учитываются не только те сотрудники, с которыми подписан трудовой контракт, но и те, кто осуществляет профессиональную деятельность, основываясь на принципах составленного гражданско-правового соглашения.
  2. На сдачу СЗВ-М в электронном виде претендуют те предприятия, где зарегистрирован штат сотрудников в количестве 25 и более. Чтобы пересланный на электронный ящик работника ПФР документ считался действительным, его нужно заверить электронной подписью. Принимая во внимание возможные заминки, связанные с качеством работы Интернета, электронные бумаги желательно отсылать на 1 день раньше положенного срока. В другом случае будет сложно пояснить, почему СЗВ-М пришел позже, а значит, всегда есть риск заплатить штраф за несвоевременную сдачу бумаги.

Штраф за нарушение правил по заполнению СЗВ-М

Опытные бухгалтеры на собственной коже убедились в том, насколько опасно и материально невыгодно затягивать со сдачей отчетности в государственные страховые фонды, и ПФР не является исключением. Непредставление или несвоевременное представление документа наказывается штрафными санкциями, единичная уплата наказания вроде бы невелика, но если это входит в систему, суммы набегают основательные:

  1. Допустили ошибку в заполнении СЗВ-М – будьте готовы получить штраф в 500 рублей.

Что относится к ошибочно поданным сведениям? Любая помарка, сделанная в Ф. И. О. работника, ИНН-информации или КПП. Пропустили несколько работников, упустили из виду незаполненную строку – по 500 рублей за каждого работника, обделенного в отчетности вниманием. Итого, за 5 сотрудников придется заплатить 2 500 рублей, а за 10 – уже 5 000 рублей.

  1. Отдельных слов требует штраф, касающийся определения ИНН и СНИЛС.

Если в отношении первого показателя все не так строго, то СНИЛС позволяет с точностью определить физлицо, работающее на предприятии. Поэтому не заполнить СНИЛС в соответствии с действующим законодательством невозможно – по 500 рублей придется заплатить за каждый прочерк или пустое место в столбце СНИЛС.

ИНН можно не записывать, но все-таки желательно, о чем говорят эксперты. Ошибочное внесение ИНН также чревато уплатой 500 рублей за человека. Если сотрудник предоставил потрепанный оригинальный экземпляр ИНН, не полагайтесь на удачу – запросите другой бланк, где цифры будут прописаны понятно, это в ваших же интересах.

Хотя ответственность за неправильное составление бумаги несет, в том числе, руководитель организации, ведь он перепроверяет и заверяет действительность СВЗ-М, за оплошности, которые вылились для компании в материальные убытки, скорее всего, ответит только бухгалтер, поэтому будьте предельно внимательны при внесении сведений по трудящимся. Не уверены – перепроверьте документ снова и снова, перечитайте инструкцию и посоветуйтесь с более опытным специалистом, который подскажет и укажет на возможные ошибки.

Федеральный Закон №27 про индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования определяет размер штрафных санкций, которые грозят каждому работодателю, несвоевременно или не в полном объеме подавшему информацию персонифицированного характера о работающих у него сотрудниках в Пенсионный фонд. Размер штрафа при срыве сроков подачи формы СЗВ-М составляет 500 рублей за каждого работника.

Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году грозят не только непосредственно организации, под штрафные санкции рискует попасть также руководитель или иное должностное лицо, которое отвечает за своевременную подачу отчетности, а также предоставление полной и достоверной информации. В подобном случае размер штрафа может составлять от 300 до 500 рублей.

Российское законодательство не предусматривает какого-либо рода смягчающих обстоятельств, которые бы оправдали страхователя, не подавшего вовремя отчет. Однако, это не означает, что на практике не может быть найдено рычагов, позволяющих уменьшить штраф.

Во-первых, не каждый сотрудник ПФР станет начислять штраф работодателю, который самостоятельно обнаружил и устранил неточности в поданном отчете. Во-вторых, за компанией всегда остается право обратиться в судебную инстанцию для уменьшения размера наложенных на нее санкций.

Новая форма сведений о застрахованных лицах

Форма СЗВ-М представляет собой бланк, включающий информацию по персонифицированному учету сотрудников. Начиная с апреля 2019 года, данный документ был введен для заполнения всеми работодателями, которые используют труд нанятых штатных и внештатных работников. Подается отчет в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации организации.

Важно отметить, что в 2019 году произошли некоторые изменения, которые касаются подачи отчетности компаниями-нанимателями. С этого года контроль за страховыми взносами, кроме тех, которые выплачиваются «на травматизм», осуществляется Федеральной Налоговой службой. Однако, это никак не повлияло на сдачу отчета СЗВ-М, который, как и прежде, должен каждый месяц подаваться в ПФР.

В текущем году не был утвержден новый бланк, поскольку изменений в законодательстве, требующих внесения корректив в форму, не произошло. Исходя из этого, работодатели продолжают использовать отчет, который был утвержден постановлением Пенсионного фонда под номером 83 в феврале 2019 года.

Назначение бланка

В 2019 году Российское Правительство приняло антикризисные меры, в результате чего была введена новая статья в закон федерального значения про страховые пенсии. Данная статья установила иной порядок, по которому выплачивается пенсия пенсионерам, которые продолжают работать.

Согласно обновленным положениям закона, страховая пенсия в период работы особы, вышедшей на заслуженный отдых, не подлежит проведению ежегодной индексации. Сразу после увольнения человека запрет на проведение индексации снимается.

Форма отчета СЗВ-М была введена Пенсионным фондом для того, чтобы проводить ежемесячный мониторинг информации про работающих пенсионеров. Это позволяет своевременно решать вопрос с отменой или возобновлением индексации пенсии. Более того освобождает человека от обязанности самостоятельно обращаться в ПФР для предоставления подобного рода информации о себе — за него это должен делать работодатель.

Несмотря на это, за пенсионером остается право подать в подразделение Пенсионного фонда личное заявление про факт увольнения с работы, чтобы ускорить процесс проведения индексации его пенсии, которая положена после прекращения трудовых отношений.

Сроки сдачи документа

С 2019 года начали действовать новые термины для подачи отчета по форме СЗВ-М. С этого времени работодателю дается больше времени на подготовку и предоставление отчетности. Если в прошлом году граничным сроком подачи было включительно 10 число, следующего за отчетным, месяца, то сегодня наниматель имеет на 5 дней больше, то есть сдать форму следует до 15 числа следующего месяца.

Не существует никаких законодательных запретов на досрочную подачу отчета. Это означает, что работодатель может подготовить и подать его еще до окончания отчетного периода.

Однако, в этом вопросе лучше не торопиться, поскольку даже в последний день уходящего месяца в организацию может быть принят новый сотрудник. В результате придется подавать СЗВ-М повторно, при чем это уже будет уточняющая форма. В противном случае не удастся избежать штрафных санкций.

У многих работодателей возникает вопрос, что делать, если последний день сдачи отчета – это выходной день. В таком случае действуют общие для подобного рода отчетности правила: происходит смещение сроков на первый рабочий день, который идет за выходным. Например, при сдаче отчета за март 2019 года срок был перенесен на 17 апреля, поскольку 15 и 16 апреля – нерабочие дни (суббота и воскресенье).

Виды ответственности

В связи с несвоевременной подачей отчетов в Пенсионный фонд, работодатель может столкнуться с различными штрафными санкциями на основании таких законодательных документов:

  • Закон под номером 27, которым регулируется вопрос персонифицированного учета;
  • Закон №400 – про страховое пенсионное обеспечение;
  • Бюджетный кодекс России;
  • правительственное постановление №329, устанавливающий порядок, по которому происходит формирование отчетов.

Например, статья 17 ФЗ под номером 27 определяет, что плательщик взносов может быть привлечен к ответственности, если подаст отменяющую форму СЗВ-М. В то же время, нет такой статьи, которая бы предусматривала условия для освобождения от штрафных санкций, если плательщик лично обнаружил допущенные ошибки и исправил их.

Большинство представителей контролирующих органов заявляют о том, что не будут привлекать к ответственности организации, которые самостоятельно выявили и исправили допущенные ошибки. Однако, исходя из отсутствия подобного рода законодательных норм, нельзя с уверенностью утверждать, что все произойдет именно так.

В той же ситуации, когда работодатель укажет в отчете СЗВ-М неполные данные, ему грозят такие же штрафные санкции, как и в случае несвоевременной подачи формы: будет наложен штраф в размере 500 рублей за каждое физлицо, о котором была предоставлена неточная информация.

Согласно правительственному постановлению №83 форма СЗВ-М, начиная с апреля прошлого года, должна подаваться в территориальные подразделения Пенсионного фонда. Сдавать ее следует всем страхователям: и организациям, и частным предпринимателям, которые имеют наемных сотрудников и производят выплату заработной платы и других вознаграждений в их пользу.

В законе №27 предусмотрена ответственность, которая ожидает работодателей, не предоставивших отчет своевременно. Статья 17 данного законодательного акта говорит о том, что не предоставление отчета в указанный термин или же предоставление неверных или неполных сведений, приведет к тому, что на организацию будет наложен штраф, размер которого составляет 500 рублей. Такая сумма будет назначена для уплаты за каждую особу, по которой не предоставлена информация.

В расчет берутся не только те люди, с которыми заключены трудовые договора, но и те, кто работает на основании договоров цивильно-правового характера. Штрафы за несвоевременную сдачу в 2019 году начисляются как за каждый полный, так и каждый неполный месяц просрочки.

Важно сказать, что штраф может быть наложен не только на организацию, как плательщика налогов, но и на ее должностных особ, например, директора или бухгалтера, которые являются ответственными за своевременную подачу отчетности в фонды. Размер штрафных санкций в этом случае может колебаться от 300 до 500 рублей.

Возможно ли снижение размера санкции

В поточном году не было внесено никаких изменений в законодательные акты, поэтому, как и в 2019 году, не существует обстоятельств, которые бы могли снизить размер штрафа или вовсе отменить его. Механизм снижения штрафной суммы не предусмотрен в принципе.

Тем не менее, не нужно думать, что отсутствие подобных норм в законе не даст снизить размер штрафа на практике. Один из вариантов решения проблемы – обращение в судебный орган. Это означает, что компания или индивидуальный предприниматель имеет право подать заявление в суд по месту расположения отделения Пенсионного фонда, которым был выставлен штраф, и просить о том, чтобы решение, вынесенное ПФР, было признано частично недействительным, в результате чего штрафные санкции были снижены.

В данном случае можно привести ряд факторов, которые будут служить смягчающими обстоятельствами, среди них:

  • нарушение подобного рода допущено организацией в первый раз;
  • период просрочки составляет незначительный период, например, один день;
  • ошибка в форме не является принципиальной и т.д.

Судебная практика показывает, что штраф по решению суда может быть снижен в 100 раз. Так, например, по решению Арбитражного суда Свердловской обл., которое было вынесено по делу под номером А60-33366/2016 12.09.16 года, размер штрафа был уменьшен с 19 тыс. до 190 рублей.

Нужно отметить, что при обращении в суд важно правильно сформулировать свой запрос, поскольку судебный орган чаще всего не даст истцу больше того, о чем он просит. В том же 2019 году велось подобное разбирательство в Оренбургской области. Согласно решению суда, штраф был снижен в два раза, ровно на столько, на сколько об этом попросила компания-заявитель.

Порядок взыскания

В том случае, если работодатель все-таки не сдал форму СЗВ-М в установленный по закону термин, для начала со стороны специалистов Пенсионного фонда к нему будет выставлено требование про уплату штрафа, который начисляется за неподачу отчета. Предполагается, что заплатить его нужно на протяжении 10 календарных дней после того, как было получено соответствующее требование.

Однако, Пенсионный фонд имеет право самостоятельно установить в требовании срок, на протяжении которого отчет должен быть уплачен. Период уплаты в данном случае не может быть меньше установленного по закону, возможна исключительно его пролонгация.

В том случае, если в указанный термин компанией-нанимателем не будет уплачен штраф, сотрудники Пенсионного фонда имеют право вынести решение про обращение взыскания на расчетные счета организации. Это означает, что со счета фирмы или частного предпринимателя определенная сумма, которая будет соответствовать сумме штрафа, будет списана по инкассо.

Называются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, всеми лицами, занимающимися частной практикой.

Кто о чем, а мы снова о штрафах. В этом материале напомним, какие штрафные санкции ждут работодателей за нарушения в части сведений по форме СЗВ-М. Не для того, чтобы напугать, а чтобы предупредить и вооружить.

Фиксированная сумма штрафа предусмотрена только за одно нарушение. Сведения на 25 и более человек должны подаваться только в электронном виде. Если отчет будет сдан на бумаге, организацию или предпринимателя оштрафуют на 1 000 рублей.

Штраф за остальные нарушения зависит от количества работников:

1. Штраф за несдачу или несвоевременную сдачу СЗВ-М определяется из расчета 500 рублей за одного сотрудника. Например, организация подала с опозданием сведения на 20 человек, штраф составит 500 х 20 = 10 000 рублей.

2. За недостоверные, лишние, недостающие сведения тоже 500 рублей, но не за всех, а за каждого сотрудника, по которому были поданы неверные сведения. Например, если в отчете у троих из двадцати сотрудников были обнаружены ошибки в фамилии (СНИЛС, ИНН), то ПФР оштрафует на 500 х 3 = 1 500 рублей.

3. За ошибку, которая касается всего отчета в целом (например, неверный отчетный период) - 500 рублей за каждого работника.

Имейте в виду, что если работник не представил вам свой ИНН и вы по этой причине не указали его в отчете - это не повод для штрафа или отказа принять отчет. Однако обмануть систему не получится. Если в то же время вы сдадите отчет по НДФЛ в налоговую, где укажете ИНН того же работника и тем самым покажете, что эта информация у вас была - штрафа от ПФР не миновать.

Как избежать штрафов за СЗВ-М

Если вы самостоятельно обнаружили ошибку, нужно поспешить ее исправить до последнего дня срока сдачи отчета - 15 число по окончании отчетного месяца. Для этого нужно подать отменяющую форму с недостоверными данными, и следом дополняющую с достоверными. Если ошибка касалась не отдельных людей, а всего отчета, нужно заново подать исходящую форму.

Если из ПФР пришел отрицательный протокол, ошибки в отчетности должны быть устранены в течение пяти рабочих дней. В этом случае штрафа не будет.

Чтобы к отчету не возникало нареканий, придерживайтесь следующих правил:

1. Включайте в отчет всех сотрудников, с которыми у вас в отчетном месяце были действующие договоры: трудовые, гражданско-правовые, авторского заказа, о праве использования произведений искусства. Включайте их независимо от того, были ли выплаты по таким договорам.

2. Не забывайте включить сотрудника в отчет, если он уволился или был принят в отчетном месяце, любого числа.

3. Не включайте физлиц лиц, по отношению к которым вы не являетесь страхователями, то есть не перечисляете с выплат страховые взносы. Это стипендии по ученическим договорам, премии к праздникам бывшим сотрудникам и т.д.

4. Своевременно подавайте документы на оформление СНИЛС сотрудникам, которые устраиваются на работу впервые, чтобы успеть включить их в отчет.

5. Исключите ошибки, связанные с человеческим фактором. Пользуйтесь сервисом для заполнения СЗВ-М. Система автоматически подтянет реквизиты организации и данные сотрудников, так что вероятность ошибки сводится к нулю.

6. Если вам нужно сдавать отчеты в ПФР в электронном виде, но вы этого еще не делали, поторопитесь оформить с ПФР соглашение об электронном документообороте, т.к. без него отправить электронный отчет в Фонд вы не сможете. Когда оформите соглашение, загрузите его номер и скан в сервис , чтобы в считанные минуты отправлять документы в ПФР из личного кабинета, и отслеживать их статус.

Работать без ошибок легко, если вооружиться умным помощником в виде интернет-бухгалтерии .

Loading...Loading...