Стилистические особенности языка сми в публицистике. Журналистское произведение как явление публицистики

Публицистика как род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и способах достижения выдвинутых целей. Публицистика и формирование общественного мнения.

Аналитика как один из трех главных способов (фактографический; аналитический; наглядно-образный) отображения действительности. Место аналитической публицистики в изданиях с различной периодичностью. Политическая и идеологическая роль аналитической публицистики.

Аналитическая публицистика в системе форм публицистики (событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая, сатирическая, полемическая и дискуссионная).

Жанры аналитической публицистики: интервью, корреспонденция, комментарий, рецензия, передовая и проблемная статьи, воззвание, обозрение, путевые заметки, письмо, очерк, памфлет, фельетон и др. Роль субъективно-авторского (гражданственно-лирического) начала в аналитической публицистике. Аналитическая публицистика в переломные моменты социального развития.

Аналитика и публицистика в современных российских и зарубежных СМИ. Проблематика: политика, экономика, общество, культура, религия, наука, технологии, путешествия, спорт и др. Принципы подачи материала. Жанровые предпочтения и смещения. Основные аналитические издания России и мира. Современные российские и зарубежные аналитики и публицисты.

Основные направления исследования массовых явлений в массмедиа (психология толпы)

Средства массовой коммуникации и массовое поведение: тесная связь информационных и коммуникационных процессов с массовидными явлениями. Стихийное массовое поведение. Массовидные психолого-политические явления: различные виды поведения толпы, мода и другие психологические явления, характерные для масс людей и обусловленные механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса.

Массовидные явления как предмет внимания социальной психологии. Истоки исследований данного феномена. Немецкие философы и лингвисты Г. Штейнталь,` М. Лапарус, В. Вундт: проблемы этнопсихологии, выявление элементов "народного духа" и "коллективной воли" в развитии культуры. Психология масс в центре внимания французских авторов Г. Лебона и Г. Тарда. Изучение массовидных явлений в России конца XIX – начала XX в.: М. Г. Михайловский (субъективная социология), В. М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевский (гелиопсихология).

Формирование и трансформации толпы. Классификации толпы. Особенности связи между толпой и СМИ (СМК). Толпа как первое СМК. Роль толпы в мировой истории как массмедиа.

Значимость коммуникации в возникновении и развитии толпы. Сообщения СМИ как импульс для формирования толпы.

Необходимость для журналиста знания особенностей массовидных явлений в целях повышения эффективности деятельности СМИ и прогнозирования последствий освещения тех или иных событий, связанных с проявлением массового поведения.

Сообщение СМИ как источник паники. Журналистика и проблема управляемости толпой. Позиция А.П. Назаретяна по проблеме управляемости толпой и о возможном риске, с ней связанном: следует ли взывать к помощи массы, если «опасность очень велика».

Журналистская информация как фактор социального управления

Социальное управление как воздействие, приводящее к изменению в структуре, состоянии и деятельности социального объекта.

Журналистская деятельность и управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведение адресата.

Журналистика в качестве четвёртой ветви власти. Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни как воздействие на принятие решений различными социальными институтами и как воздействие на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории => роль журналистики как «четвертой власти».

Социальная позиция журналиста и интересы различных общественных сил. Классификация социальных позиций.

Роль массовой информации в обеспечении успеха деятельности общественно-политических сил. Информационная борьба как спутник всех форм столкновения общественных сил. «Информационная война» как борьба за «умы и сердца» людей с помощью направленной информации, в которой применяются также и средства дезинформации.

Условие и фактор информационной безопасности – обеспечение действительной информированности потребителей массовой информации и охрана её от влияния деструктивного, дезинформирующего влияния. Дезинформация как особый тип информации. Проблема информационной безопасности и деятельность СМИ. Условие и фактор информационной безопасности - обеспечение действительной

Проблема информированности потребителей массовой информации и меры по ограничению еедезинформирующего и деструктивного воздействия.

Дата:

Занятие прикладного курса по русскому языку в 10 классе - 2 часа

Тема: Общественные функции СМИ. Публицистика. Стили в СМИ

ЦЕЛИ: учащиеся познакомиться с основными характерными признаками публицистического стиля; закрепить знания о стилях речи; повторить орфографические и пунктуационные навыки; будут развивать навыки самоанализа, анализа, сопоставления и сравнения; смогут сформировать в процессе изучения раздела «Стилистика» умения учебно – языкового типа (опознавать по изученным признакам стили речи); классификационные (группировать языковые явления по определённым признакам); аналитико – синтетические (давать анализ и характеристику языковых единиц (стиль, текст, основная мысль); при этом развивая устную и письменную речь.

ПЛАН занятия

    Оргмомент

    Словарный диктант

    Вступительное слово

Публицистический стиль (П/С) – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

Основные функции П/С – информационная и воздействующая, основные формы речи – устная и письменная, типичный вид речи – монолог.

Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

3. Основные подстили:

Газетно-публицистический (язык газеты),

Агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.),

Официальный политико-идеологический партийные постановления и т.п.),

Массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.).

4. Жанры П/С : передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др.

5. Из истории публицистики . Публицистика (лат «общественный»), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Публицистика содержит огромный документальны материал о самых разных явлениях социальной жизни., поэтому его произведения выступают как летопись.

Истоки восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх.

Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную жизнь русского общества.

6. Лексические особенности . П/С отражает социальную многоплановость СРЛЯ. В нем используется книжная, разговорная, просторечная, диалектная лексика и фразеология.

Публицистика тяготеет к применению языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной (коннотативной) семантикой.

Для П/С наиболее специфична общественно-политическая лексика (общество, свобода, гражданин, легитимный). Наряду с нейтральными отмечаются слова, имеющие стилистическую окраску и дающие социальную оценку (авангард, созидание, вещать, коррупция). Многие слова употребляются в переносном значении (атмосфера (дружеская), уровень (переговоры на уровне глав государств), пакет (предложений).

В последние годы П/С активно обогащается научной терминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления (интернет, инвестиция).

Особое место принадлежит книжным пластам, имеющим торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую окраску (самопожертвование, благотворительность, служение, помышлять).

7. Практическая работа

А) Перед вами текст учёного-исследователя Древнерусской литературы, писателя-публициста Д. С. Лихачёва.

Запишите его, определите, к какому стилю он относится?

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

Д. С. Лихачёв

Да, это публицистический стиль речи.

Какова тема данного текста?

(Тема -воспитание любви к своей родине.)

Какие языковые средства публицистического стиля использует автор?

(Ряды однородных членов, вопросительные предложения, лексические повторы)

В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст?

(На конференции, посвящённой проблеме воспитания молодёжи, подрастающего поколения, в статье, в выступлении по радио, телевидению).

Спишите данный текст, подчеркните однородные члены как члены предложения?

Назовите однородные члены, определите их синтаксическую роль.

(Дополнения)

Б) Написать о роли семьи в обществе

Заключение

Публицистический стиль – очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи. Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.
Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы.

8. Релаксация:

Что вы для себя нового открыли на уроке?

Какие эпизоды урока запомнились?

Чьи письменные работы понравились?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Творческий путь короля фельетона Власа Дорошевича. Первые публикации, сотрудничество с изданиями, специфика творчества и литературные успехи. "Одесский листок", роль издания в творческой судьбе публициста. Ценность Дорошевича для российской журналистики.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Исследование факторов роста творческого потенциала журналиста, понятий и критериев творчества в журналистике. Анализ общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Актуальные проблемы современности в публицистике Гаджи Арипова. Оценка его стиля и основные методы публициста. Проблема безопасности и единства Дагестана. Экономические реформы страны и их последствия. Морально-эстетические проблемы общественной жизни.

    статья , добавлен 22.02.2010

    Творчество как элемент журналистской профессии. Виды и направления журналистского творчества. Типы и методологические основы творчества в журналистике. Биография и творческая деятельность В. Познера, тематика его программ, профессиональный уровень.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2011

    Способы выражения авторского "я". Структура творческой индивидуальности журналиста. Функции факта, искусство анализа, процесс обобщений. Рациональное и эмоциональное в журналистике. Профессиональные кодексы об объективности, социальная ответственность.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Публицистика: стилистические, жанровые характеристики. Жанровая классификация журналистских тестов. Появление гонзо-журналистики на Западе. Возникновение понятия гражданская интернет журналистика. Особенности рецензий и репортажей в стиле гонзо в рунете.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2016

    Сущность журналистской деятельности. Аналитическая журналистика как одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. Издания, специализирующихся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Факультет информационных систем и безопасности


Контрольная работа

по курсу культура речи и деловое общение

Особенности речи средств массовой информации.


Москва 2014г.


Введение

Заключение

Введение


На сегодняшний день средства массовой информации уже настолько прочно вошли в жизнь человеческого общества, что являются мощным средством воздействия на человеческий разум. Будучи динамичным по своей сути, язык средств массовой информации наиболее быстро реагирует на все изменения в общественном сознании, отражая состояние общественного сознания, влияя на его формирование и даже развитие. Именно в языке средств массовой информации легко увидеть те новые тенденции в подходах к изучению языка, которые прослеживаются в современной лингвистике. Среди таковых существенную роль играют функциональные аспекты использования языка.

Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и его поведение, напрямую связана со средствами массовой коммуникации. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня.

Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

средство массовая информация речь

1. Средства массовой информации


1.1 Общая характеристика средств массовой информации


Для того, чтобы рассмотреть речь средств массовой информации и ее особенности необходимо в первую очередь выделить ее виды. Итак, средства массовой информации подразделяются навизуальные (периодическая печать),аудиальные (радио),аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:

информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);

комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);

гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, по и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).

Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации, вводится понятие так называемой генеральной функции, "которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности".

Средства массовой информации объединяются и как особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле - или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации - с другой.

Также следует отметить, основные различия между современными средствами массовой информации. В соответствии с учебником для ВУЗов Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. "Культура русской речи" такие различия, прежде всего, основаны на используемых в них кодов, знаковых комплексов. При этом разъясняется, что в периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографий, "рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т.д. а вот применительно к радио указывается триада: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как "живое" изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации: "Слово и изображение - две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова - в способности абстрагироваться от конкретного.

Следует отметить, что периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих преимуществ телевидения (иллюзия "живого" общения, наличие "картинки", использование паралингвистических средств, широкие возможности для формирования "журналистского имиджа" - вплоть до манеры держаться и внешнего вида), остается, тем не менее, и сегодня, одним из важнейших средств массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума.

Однако на сегодняшний день все большее влияние оказывают средства массовой информации с помощью сети интернет, в первую очередь ввиду их мобильности, что крайне важно в век информационных технологий, когда человечество стремиться


1.2 Особенности современного языка средств массовой информации


При передаче информации любым способом, будь то визуальные,аудиальные илиаудиовизуальные, для понимания и усвоения передаваемой информации публикой адресант обязан учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом - значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (научной, официально-деловой или другой).

Замечено, что для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт.

Например, такие выражения, как холодная война, гонка вооружений, новое мышление, застой, перестройка, будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно-политические стандартно употребляемые термины.

Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала в речевом поведении.

При этом язык средств массовой информации в последние десятилетия значительно изменился. Чаще всего читающей либо слушающей публикой и изучающими его специалистами-филологами предъявляются многочисленные претензии.

Появилось перенасыщение языка СМИ американизмами, и обилие в нем жаргонной, и даже нецензурной лексики, и нарушение нормального темпа и нормативного интонационного рисунка речи.

Другие особенности языка СМИ последнего десятилетия, является обилие заимствований из иностранных языков, в первую очередь, конечно, из английского, а еще точнее - из американского английского.

Еще одной особенностью языка СМИ последних лет, причем особенностью очень яркой, является так называемый стеб. Социологи Л. Гудков и Б. Дубинин дают такое определение этого явления: "Стеб - род интеллектуального ерничества, состоящий в снижении символов через демонстративное использование их в пародийном контексте." Стеб как особый стиль общения, как специфический язык интеллигентской и молодежной "тусовки" возник и развился в 1970-1980 гг.А. Агеев пишет:". ерничество и стеб были тогда противопоставлены официальному политико-патетическому жаргону, а заодно и всему "великому русскому языку", позволившему себя редуцировать до партийного "новояза". Это была своеобразная культурная самооборона, весьма, впрочем, глухая и не всегда ясно осознаваемая "носителями языка" (цит. по: Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). - М., 1996, с.22-23).

Анализируя материалы о языке средств массовой информации нельзя не отметить также и то, что российскую печать сегодняшнего дня все же отличает еще и предельная открытость его выражения. Отсутствие цензуры и идеологического воздействия на печать позволяют авторам газетных материалов и телепередач выбирать в качестве объекта оценки любой доступный их вниманию факт или лицо и формировать желаемую оценку в соответствии с собственными взглядами и целями, облекать ее в приемлемую для самих журналистов форму. Однако свобода слова, оказалось, имеет и свою обратную сторону: выход из идеологии порой оборачивается выходом из культуры, разрушение окостеневших стереотипов понимается как отказ от следования любым, и в том числе нравственно-этическим, нормам.

В исследовании языка СМИ многое уже сделано. Изучены факторы, влияющие на специфику СМИ. По мнению В.Г. Костомарова, особенности языка газеты определяются чередованием стандарта и экспрессии. Другая точка зрения (Г.Я. Солганик) связывает специфику языка газеты с социальной оценочностью. Думается, что обе концепции могут быть объединены, если учитывать, что экспрессия в газете часто принимает характер оценочности. И хотя обе теории разработаны на материале языка газеты, они могут быть распространены и на другие СМИ.

Следует отметить, что современными учеными филологами, такими как Воротников Ю.Л., высказывается мнение, что на сегодняшний день для, средств массовой информации настало время "переселяться из прозекторской стеба в более подобающее жилище, и никакого иного дома, кроме выстроенного не одним поколением наших предков здания "великого русского языка", до которого тоже добирается "не помнящий родства" стеб, найти все равно не дано".


1.3 Стилистические особенности языка СМИ в публицистике


Основные особенности публицистики определяются функцией воздействия. Публицистика не только сообщает, но и размышляет, анализирует, убеждает, агитирует. Воздействующая функция проявляется в языке публицистики глубоко и многообразно - на всех этапах коммуникативной цепочки: автор - речь - адресат.

Важнейшая стилеобразующая категория публицистического текста - автор. При этом следует иметь в виду не физические, психические и другие особенности конкретного автора (языковой личности), хотя они тоже имеют значение, но прежде всего те стороны понятия "автор", которые составляют его сущность (независимо от конкретной личности, выступающей как автор), т.е. родовые, типические черты категории "автор", создаваемые временем. Для каждой эпохи характерен свой тип автора.

Однако чтобы создавать тексты, которые так или иначе относятся к действительности, необходимо в первую очередь и понимание этой действительности, прежде всего социальной. Так же конечно же необходимо и умение создавать, оформлять публицистические тексты.

Понятие "публицистика" (от лат. publicus - общественный) подразумевает, что автор обязательно касается социальных вопросов или рассматривает частные проблемы, но непременно с социальных позиций. Иначе говоря, о чем бы ни писал публицист, он всегда выступает как человек социальный. Разумеется, эта важнейшая ипостась автора-публициста предполагает спектр разновидностей, многообразие проявлений, различные меру и степень социальности в подходе к действительности. Это может быть открытая, энергичная защита (или опровержение) каких-либо тезисов, положений, мнений с использованием многообразных средств интеллектуального или эмоционального воздействия или сдержанное, почти нейтральное изложение (рассуждение, анализ) и т.д.

Другая важнейшая категория автора - человек частный. Самая отличительная особенность публицистики, в которой производитель речи совпадает с ее субъектом выдвигает на первый план личность публициста, которая в большей или меньшей мере проявляется в тексте.

Выражая социальные или групповые партийные интересы, публицист в то же время говорит от собственного имени, проявляет себя как человек частный, т.е. имеющий такие же интересы, как и его читатель, погруженный в быт, не чурающийся земных потребностей и т.д.2.

Читатель в публицистике - это зеркало, в котором отражается автор. Моделируя образ читателя, автор моделирует и свой собственный образ, ставя себя на место читателя, но не отождествляя себя с ним полностью. "Если ты профессионал, - утверждает известный журналист, - ты должен уметь писать статьи по заказу редакции и говорить на языке того читателя, к которому обращена газета".

Если иметь в виду фонд знаний, когнитивный уровень, то отношения автор - читатель условно и упрощенно можно свести к трем разновидностям: автор = читатель, автор > читатель, автор < читатель.

Разумеется, наиболее перспективна и эффективна вторая разновидность. Хотя бы в одном каком-либо отношении фонд знаний автора должен быть больше читательского фонда.

Итак, две грани составляют сущность категории автора - человек социальный и человек частный. Данные не только не разделены абсолютно, но и напротив, они тесно взаимосвязаны, являются разными сторонами одной и той же личности: человек социальный всегда является и частным человеком. Речь может идти лишь о преобладании социальности или личностности.

Многообразие типов, разновидностей категории автора в публицистике неисчерпаемо. Но если в художественной литературе многообразные речевые маски рассказчиков, персонажей и т.п. отделены от автора, неотождествимы с ним (повествование может идти от имени человека, животного, даже неодушевленного предмета), то в публицистике все ипостаси автора - это разновидности самого автора - реальной, подлинной личности.

Специфика категории автора определяет во многом и характер речи. Важнейшая характеристика публицистической речи - модальность (отношение автора к содержанию речи), что проявляется в степени эмоциональности, образности, субъективности / объективности и т.д. Модальность - это общий тон речи, главное ее качество, своеобразная интонация письменной речи. Очень важно исследовать все средства, формирующие модальность, - типы речи (от 1, 2, 3-го лица), лексические, морфологические, синтаксические средства, концентрирующиеся вокруг личных местоимений, прежде всего вокруг местоимения Я.

Не будучи составной частью культуры, язык оказывает на нее несомненное влияние, но не непосредственное, а косвенное. Оно осуществляется благодаря совершенствованию форм и средств языка в той или иной области культуры - их специализации для выражения определенных концептов и понятий, трансформации языковых значений для передачи необходимых, часто тонких нюансов.

Язык СМИ с его практически неограниченной тематикой, включающей и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры.

Следует заметить, что в обществе языку СМИ отводится нередко негативная роль. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняя его канцеляризмами, иноязычными словами, жаргонизмами. Но это нефункциональный взгляд. Он сформировался из неправомерного и часто неосознанного сопоставления языка газет с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа. Разумеется, есть основания для критики языка СМИ. Однако не меньшие основания могут быть для критики, например, языка художественной литературы.

Язык СМИ, публицистика обогащают русский литературный язык своими прагматической и когнитивной составляющими, насыщая речь оценочными оборотами, формируя отточенную речь мысли - язык политики, идеологии, развивая приемы и методы I дискуссии и полемики. Сила и преимущество публицистики, занимающей в языке СМИ важное место, - в прямом воздействии на адресата, аудиторию. Развивая литературный язык, язык СМИ способствует и развитию культуры.

Всем хорошо известно сильнейшее влияние языка СМИ на современное общество. Трудно назвать какое-либо другое средство или канал информации, которые обладали бы такой силой влияния, следствии чего СМИ и получили название четвертой власти.

Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения, в частности увеличивая потенциал интеллектуально - и эмоционально-оценочных средств. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума. С течением времени совершенствуется техника речи, накапливается фонд экспрессивных формул, хотя он и очень подвижен; усложняются, становятся тоньше, изощреннее процессы развития оценочности, богаче - спектр оценочных окрасок. Все это дает основания сделать вывод о прогрессе в развитии газетного языка и речи.

2. Роль и значение культуры речи в СМИ


Язык и общество тесно связаны между собой. Как без языка не сформировалось бы общество, так и язык без общества из неоткуда не возник бы. Культура речи в средствах массовой информации - одна из главных характеристик, определяющих профессиональный уровень телевидения и радио, их публицистическую и художественную полноценность. Язык СМИ относят сегодня к одной из основных форм языкового существования, поэтому возникла острая необходимость повышения требований к культуре речи журналиста.

Язык СМИ играет важную роль, как в распространении русского языка, так и в повышении грамотности населения. И хотя имеются некоторые положительные результаты работы СМИ по формированию уважительного отношения к русскому языку, но в газетах по-прежнему большое количество ошибок, а с экранов телевизора часто звучит далеко не образцовый русский язык. Учитывая отношение молодежи к телевидению - для многих это единственный источник и "светоч" в жизни, - СМИ должны бережно обращаться с русским языком.

Отмена цензуры привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи, демократизация - к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и уровень речевой культуры.

В советский период существовала жесткая цензура и корректура. Дикторы обязательно обращались к словарям в затруднительных случаях словоупотребления, произношения и др., чего нельзя сказать в настоящее время о современных телеведущих, судя по допускаемым нарушениям норм литературного языка.

Иногда высказывается мнение, будто язык - это самоорганизующая система, которая, в конечном итоге, сама справится с нарушениями норм, отбросит все ненужное, наносное. Другие утверждают, что развитие языка - стихийный процесс, который не нуждается в регулировании, так как язык, по их мнению, сам по себе выберет всё лучшее и отвергнет лишнее, неподходящее. К сожалению, оценки состояния языка чаще всего политизированы и чрезмерно эмоциональны. Для того чтобы разобраться, что происходит с языком, необходимы научные методы оценки благоприятности языковых изменений, которые пока ещё разработаны недостаточно.

Научный подход к оценке происходящих изменений опирается на ряд прочно установленных положений языковедения. Сразу следует отметить, что язык не может не меняться со временем, его нельзя законсервировать никакими усилиями. В то же время общество не заинтересовано в том, чтобы язык менялся чрезмерно резко, поскольку это создаёт разрыв в культурной традиции народа.

Исправление нанесенного русскому языку ущерба в электронных СМИ, вероятно, надо начинать с подготовки и переподготовки кадров публицистов, телеведущих, комментаторов, дикторов - всех, кто выходит с русским языком в эфир. Высокий уровень культуры русского языка творческих работников на радио - и телевещании непосредственно будет влиять на миллионные массы радиослушателей и телезрителей. Языковая культура творческих работников позволит также уберечь эти массы людей от неизбежной опасности влияния на слушателей ненормативного языка героев "прямого эфира".

Только при наличии такой культуры у творческих работников электронных СМИ язык героев "прямого эфира" будет занимать то место, которое всегда занимал язык героев в отечественной классической литературе: он характеризовал их, но не воспринимался как образец для подражания. При всех других профессиональных достоинствах творческих работников электронных СМИ профессиональное умение говорить по-русски с использованием лексического богатства русского языка должно быть определяющим в их профессиональной пригодности.

Существуют объективные причины языковых изменений. Во-первых, сегодня наш язык меняется и потому, что меняется жизнь. Во-вторых, XXI веке существует опасность засорения языка иностранными словами и жаргонизмами. Необходимо найти среднюю линию, которая бы позволила язык обогащать и за счет иностранных слов, и за счет живой речи улицы, и в то же время сохранить прелесть русской речи во всем ее богатство и многообразии.

Телевидение - это искусство, которое вобрало в себя все основные черты других видов искусств. Как и всякое искусство, оно требует очень жесткого исполнения, соблюдения элементарных законов. Это значит, что кроме техники звучащей речи, дикции, правильного произношения и ударения, кроме прекрасного знания родной речи нельзя забывать, что основа основ этого искусства - исполнительское мастерство, умение логично, четко, ясно выразить свою мысль, умение общаться с невидимым собеседником и конкретным человеком. И самое главное - владеть навыками и умениями ораторского мастерства.

На наш взгляд, необходимо совершенствовать речевую культуру работников СМИ, а для этого следует, во-первых, обеспечить элементарный контроль за эфиром на всех каналах с участием консультантов-специалистов. Во-вторых, необходимо организовать систематические занятия по ораторскому искусству и мастерству исполнения. В-третьих, один из каналов сделать образцовым, эталонным.

Не менее важна и популяризация лингвистических знаний в печати, на радио и телевидении, являющаяся одной из насущных задач культурного строительства в России.

Такая популяризация должна быть, во-первых, профессиональной, во-вторых, систематической, в-третьих, разнообразной по форме и содержанию, и, в-четвертых, интересной для неспециалиста. Не следует забывать, что журналист и родной язык на телевидении и радио - это звенья одной культурной цепи.

Заключение


В рамках обсуждения вопроса об основном предназначении средств массовой информации и в лингвистических работах, и в выступлениях профессиональных журналистов уже давно ведется дискуссия о соотношении в газете равно как и на радио и телевидении объективной информации и субъективной (под которым обычно понимается оценка, связанная с намеренным воздействием на читателя, зрителя, слушателя). Публичная речь, предполагает общение, ориентированное на большую и разнообразную по составу аудиторию. Оценка, выражаемая в текстах средств массовой информации, во многих случаях определяется социальными и идеологическими факторами - она обусловливается задачами политической борьбы, противостоянием идеологий, потребностями позитивной идейной и моральной самопрезентации.

Предполагается, что "объективизм" это основная цель mass media в информировании адресата, отводя субъекту роль едва ли не "вербального фотографа", беспристрастно фиксирующего события и факты

Таким образом, хотелось бы, чтобы работники СМИ не забывали о том, что слово не только называет, но и оценивает; используя то или иное слово, они не только информируют читателя или слушателя о том или ином событии или явлении, но и выражают свое личное отношение к нему, одновременно транслируя это отношение и в сознании читателя или слушателя. Именно об этом писал Л.Н. Толстой: "Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей".

Список использованной литературы


1.Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учеб. пособие/ Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. М.: ФОРУМ, 2009. - 295 с.

2.Володина М.Н., Язык средств массовой информации/ под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 760 с.

.Гаузенблас К. Культура языковой коммуникации/ К. Гаузенблас. М.: Прогресс, 2002.320 с.

.Культура русской речи. Учебник для вузов/ [С.И. Виноградов идр.]; под ред. .Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2007. - 560 с.

.Петрова Е.А. Язык средств массовой информации в аспекте языка города/ Е.А. Петрова. М.: ФОРУМ, 2009.340 с.

.Караулов Ю.Н. Культура речи и языковая критика русский язык в эфире: проблемы и пути их решения // Материалы круглого стола. - М.: 2000.240 с.

.Русский язык и культура речи: Учебник/ [В.И. Максимов и др.]; под ред.В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2010. - 413 с.

.Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1929.340 с. - 90 т. Т.43

.Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 315 с.

.Воротников Ю.Л. Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ [Электронный ресурс]. / Ю.Л. Воротников. Электрон. дан. - М.: cop. 2000-2014. Режим доступа:\


Теория журналистики включает несколько разделов, посвященных различным областям функционирования журналистской деятельности и публицистического творчества. Необходимо, прежде всего, иметь четкое представление об основополагающих категориях в этой области. Речь идет о двух понятиях: «журналистика» и «публицистика».

Журналистика в самом общем понимании представляет род человеческой деятельности. Значит, при изучении журналистики исследуются закономерности функционирования, ее основное назначение и роль в обществе, в различных процессах, происходящих в нем. Публицистика же род особого, прежде всего, литературного творчества. Вот почему закономерно словосочетание «публицистические жанры».

Полемика вокруг содержания терминов «журналистика» и «публицистика» началась в далекие времена зарождения теории журналистики. С одной стороны, журналистика - понятие более узкое, чем понятие литература, ибо журналистика включает ту часть литературы, которая связана со средствами массовой информации, с каналами массовой коммуникации; с другой, термин «журналистика» употребляется в еще более узком смысле, когда имеется в виду литературно публицистическая деятельность журналистов. В этом случае он выступает как синоним термина «публицистика».

Чтобы более полно определиться с содержанием этих категорий, попытаемся ответить на вопросы:

Всякий ли публицист есть журналист?

Есть ли принципиальное творческое различие в процессе осуществления каждым из них своих обязанностей.

Исходя из заявленной позиции в понимании этих категорий, следует, очевидно, считать, что понятие «журналист»: обозначает людей, занятых журналистской деятельностью по сбору, обработке и подготовке общественно-значимой информации для публикации в печати или озвучивании в аудиовизуальных средствах коммуникации. «Журналистом» называют творческого работника, пишущего литературные (художественные, публицистические или научно-популярные) произведения для средств массовой информации, и любое должностное лицо в творческих организациях, связанное с подготовкой литературных произведений к публикации (редактор издательства, ответственный секретарь и т.п.), то есть всякого, кто связан со сбором и обработкой информации.

Гораздо шире понятия «публицистика». Публицистика часть литературы, опубликованной в средствах массовой информации, основой которой является объективная реальность. При этом основным творческим принципом отражения этой действительности выступает документальность.

Исследователь теории журналистики, долгое время работавший в Казахстане, Г.В.Колосов, анализируя дискуссию по поводу содержания этих терминов, приводит высказывание одного из первых толкователей данных понятий Е.Лазебника: «Публицистика (от слова публичный, общественный) - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно политические и практические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенных социальных сил (партий определенного класса) в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженную оценку, призыв» /16/.

Развертывая свою характеристику, Г.В.Колосов далее пишет: «Публицистика исторически слагается из суммы специфических произведений различных жанров, различных авторов в особый род литературы, рассматривающей все явления с социально-политических позиций, выступает как одна из форм общественного сознания, теснее всего связанная с общественным мнением, в то время как журналистика возникла и сложилась как род общественно-политической деятельности, направленной на духовно-познавательное (теоретическое, эстетическое, политическое) освоение мира, связанное с функционированием всех средств массовой коммуникации» 117/. Эта полемика долгое время развивалась вокруг соотношения публицистика - наука, публицистика - литература. В книге «Горизонты публицистики: опыт и проблемы» один из авторов отмечает: «В теоретических спорах есть довольно много схоластического. Так, когда кто-то из ученых утверждает, что публицистика стоит одной ногой в науке, а другой в литературе, а кто-то возражает, что если одна нога там, а другая здесь, то где же сама публицистика, и т.д., то этому спору, видно, нет конца, а пользы мало как для науки, так и для практики. Ведь дело по существу в том, чтобы отличать журналистику как вид литературного творчества с одной стороны, от художественной словесности и, с другой стороны, от литературы специально научной. Отличать, но не противопоставлять, ибо талантливое публицистическое произведение может быть и художественным, и глубоко научным одновременно» /18/.

1. Публицистика всегда есть явление тенденциозное.

2. Публицистика предполагает популярность формы, общедоступность, раскованность, яркость выражения.

3. Публицистика имеет содержание, которое может интересовать - живо заинтересовать - самые широкие круги читателей.

4. Публицистика содержит призывность, открыто пропагандистски-агитационное звучание, страстную напряженность материалов. /18. с.8/

Важным является также понимание того, что журналистика - один из социальных институтов общества, который играет важную роль в политической, экономической и социальной жизни государства. Социально направленная актуальность публикуемых материалов служит не только объектом внимания для чтения массовой аудитории, но и. своеобразным ориентиром в выборе курса развития всех сфер жизни общества.

Таким образом, подводя предварительный итог анализа полемики вокруг содержания двух фундаментальных категорий, можно привести замечательное высказывание профессора МГУ В.В.Ученовой из книги «Публицистика и политика»: «Журналистика включает в себя всю деятельность прессы как социального института. Публицистика составляет содержательное наполнение массовых периодических органов, письменно материализованную общественно-политическую мысль и оперативное воплощение текущей политической практики» /19. с.73/.

Своеобразие журналистики как социального института отмечено в учебниках московских ученых, например, Е.П.Прохорова и др. Это:

1) Журналистика вторгается во все социальные процессы, во все сферы действительности - от экономики до спорта, от экологии до отношений в семье. Если во времена советской журналистики все-таки оставались некие запретные темы или темы, которые, так сказать «не интересовали советского человека», то в связи с новыми формами издательской деятельности, открытостью информационных границ, распространением Интернета, таких тем в журналистике, по существу, нет. Это связано также еще и с законодательной отменой цензуры. Статья 2 Закона РК «О средствах массовой информации» провозглашает «Цензура запрещается».

2) Газеты, журналы, издательства, радио и телевизионные каналы организованно связаны с теми или иными партийными (речь идет о самых разных партиях), государственными, общественными, формальными и неформальными институтами или общественными группировками, слоями и т.д. /20/.

Это своеобразие журналистики, безусловно, остается актуальным и в современных условиях, однако требует уточнения. В связи с новыми формами издательской деятельности по Закону РК «О СМИ» учредителем издания сможет быть физическое лицо. На страницах таких газет автор, редактор и учредитель могут выражать интересы любых слоев общества. Например, в Алматы издается газета «Казахская правда», учредителем и редактором которой является один человек - А.Аимбетов. Организационно эта газета не связана ни с какой партией, однако она выражает интересы той общественной группы, к которой принадлежит автор и учредитель этого издания.

В разные исторические периоды развития общества журналистика переживала разные функциональные обязанности, возложенные на нее в связи с определением ее как социального института. Например, в период руководящей роли одной партии журналистика служила «идейным проводником идей» этой партии. Долгое время устойчивой была аббревиатура СМИП, в которой буква «П») обозначала «пропаганды». Это были средства массовой информации и пропаганды. Состоявшаяся в 1988 году Всесоюзная партийная конференция приняла резолюцию «О гласности», в которой провозглашалась гласность как действенный политический фактор перестройки и переходный этап к независимости средств информации.

В настоящее время активно используется понятие «массовые информационные потоки», основная идея которого, по мысли исследователя Г.Лазутиной, заключена в том, что «само по себе, в одиночку, журналистское произведение не живет... Обычно оно часть газетного номера, радио- или телевизионной программы. А номер или программа оказывается дискретной порцией информации, которая вливается в массовые информационные потоки, циркулирующие в обществе непрерывно» /21/.

Постоянное наполнение содержания информационных потоков требует сотрудничества представителей самых разных видов деятельности и информационного производства: от чиновников высокого уровня до передатчиков прогноза погоды. Организатором же такого сотрудничества, считает Г.Лазутина, является журналистика.

В обязанности журналистов входит:

Планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни;

Редактировать полученные тексты, доводя их до принятых В обществе норм цивилизованного текстового общения;

Конструировать из этих текстов некоторое деинство, именуемое номером газеты или журнала, программой радиовещания или телевидения;

С определенной периодичностью выпускать такие «притоки потоков» в свет /21/.

Loading...Loading...