Экзамен - проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М, 1991. С. 903) Это ϲʙᴏеобразный "венец", конечная форма изучения определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.
Цель экзамена - завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Отметим, что тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования - подготовке квалифицированных специалистов.
Основные функции экзаменов: обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающее значение экзаменов состоит по сути в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Стоит заметить, что он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. В первую очередь, именно во время экзаменов "старые" знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень - на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику всего предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т. п.} и нормативной базы (законов и т. п.)
Оценивающая функция экзаменов состоит по сути в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке), гак и в определенной степени всей работе по данному предмету.
В случае если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.
Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет ϲʙᴏи нюансы, тонкости, аспекты, кᴏᴛᴏᴩые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, кᴏᴛᴏᴩых нет в экзаменационных билетах, но на кᴏᴛᴏᴩые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени использовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на данные и некᴏᴛᴏᴩые другие вопросы.
Перед экзаменом на консультациитрадиционно спрашивают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходимо запоминать определение понятий, так как именно в нем фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.
Исключая выше сказанное, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий "наращивает" ϲʙᴏю правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей юридической деятельностью. Всякая наука, в т.ч. теория государства и права, имеет ϲʙᴏю систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопустимо.
При этом преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию ϲʙᴏими словами. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что для экзаменов крайне важно разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.
Следует иметь в виду, что некᴏᴛᴏᴩая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запоминанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, кᴏᴛᴏᴩая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.) Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный минимум.
Следует распространить ϶ᴛᴏт метод запоминания и на некᴏᴛᴏᴩые классификационные критерии: предмет и метод правового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и структура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде ϲʙᴏеобразной схемы, специфического универсального набора.
Нужно помнить, такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облегчить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при ϶ᴛᴏм той информации, кᴏᴛᴏᴩую крайне важно запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческого отношения к анализу конкретного учебного материала.
Психологи для улучшения запоминания предлагают определенные способы. Важно заметить, что один из них - использование ассоциаций. Ассоциация в психологии - ϶ᴛᴏ связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями и т. д. Иначе говоря, ϶ᴛᴏ такой психический процесс, в результате кᴏᴛᴏᴩого одни понятия или представления вызывают появление в уме других. "С чем большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, - повествовал известный психолог У. Джеймс, - тем более прочно он задержан нашей памятью. Отметим, что каждый из элементов ассоциации есть крючок, на кᴏᴛᴏᴩом факт висит и с помощью кᴏᴛᴏᴩого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно... Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти" (Джеймс У. Психология. М., 1091. С. 194)
Для того, ɥᴛᴏбы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале, к экзаменам крайне важно начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.) По большому счету возможности для ϶ᴛᴏго преподавателями создаются. При этом далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.
Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и исключительно для того, ɥᴛᴏбы "свалить" экзамен. При этом они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. По϶ᴛᴏму знания, приобретенные с помощью подобного методатрадиционно менее прочны и надежны.
Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.
Не стоит забывать, что важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями ϲʙᴏей мысли, а не памятью.
При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, иллюстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы. Стоит сказать, для написания же и опубликования печатной продукции нужно время. Отсюда изложение некᴏᴛᴏᴩого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции практически всегда ограничен.
На консультациях подчас задают вопросы: каким пользоваться учебником при подготовке к экзамену? Важно заметить, что однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных школ, научных направлений, по-разному интерпретирующих философские проблемы государства и права и т. п., и по϶ᴛᴏму в каждом из них есть ϲʙᴏи достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной информации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.
Отвечая на конкретный вопрос, крайне важно исходить из принципа плюрализма, согласно кᴏᴛᴏᴩому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лекциями, учебниками и т.п. максимально использовать и программу курса. Ведь она содержит в себе разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках кᴏᴛᴏᴩых и формируются вопросы для экзамена. По϶ᴛᴏму студент, заранее посмотрев программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему поможет программа и в какой последовательности (ɥᴛᴏбы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.
Программа окажет содействие, напомним, и на самом экзамене. Не стоит забывать, что важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет ϲʙᴏю логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в кᴏᴛᴏᴩой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где расположен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами и применяя приемы, так сказать, "систематического и логического толкования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить ϲʙᴏй ответ.
На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. В случае если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые - в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.
Иногда студент сознательно пытается "вырыть яму" для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент заведомо в ϲʙᴏем ответе опускает какую-либо деталь, ɥᴛᴏбы преподаватель задал ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий вопрос. Блестящий ответ на уточняющий вопрос исключительно усиливает эффект общего ответа студента. Но здесь есть и негативные стороны, в результате действия кᴏᴛᴏᴩых студент сам может попасть в "вырытую им яму". Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискуссионном аспекте, слаборазработанном понятии и т. п.
Можно выделить следующие критерии, кᴏᴛᴏᴩыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:
правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);
полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;
умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
логика и аргументированность изложения;
грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
культура речи.
Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их студентом (об экзаменах подробнее см.: Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. С. 230-249)
Шабуров Анатолий Степанович
1) Понятие ТГП
2) Предмет ТГП
3) Методология изучения ТГП
4) Задачи и функции ТГП
5) Принципы изучения ТГП
7) ТГП как учебная дисциплина
ТГП – это наука об общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования гос-ва и права как социальных явлений и связанных с ними иных государственно правовых явлений.
Особенности ТГП:
1) Общественная наука (Сила абстракции преобладает над визуальным)
2) Юридическая наука (Право и государство взаимосвязаны), так как право есть письменный источник
3) Политическая наука (Сфера отношений между классами, нациями, т.е. в широком смысле)
4) Философская наука (Об общих закономерностях развития общества) (Только часть философии)
5) Теоритическая (Абстрактность)
6) Фундаментальность
7) Гуманитарная наука (Деятельность человека связана с изучением человека)
Методы изучения ТГП
1) Всеобщие методы (Философские (Материалистический и идеалистический подходы)
2) Общие методы
3) Специальные
4) Специально-юридические
5) Частные
Всеобщие методы
Материализм – это первичным является материя, а уж потом сознание.
Идеализм – это наоборот
Материалистические подходы бывают диалектические и метафизические, но мы будем изучать право по диалектической материалистической философии.
Общие методы
1) Логические подходы.
2) Системно-структурный анализ. Гос-во состоит из частей и элементов. Расхождение от конкретного в абстрактному и наоборот. Все гос-ва развивались закономерно.
3) Индукция – составление из частей новое
4) Дедукция – составление из целого частей
5) Гипотеза
6) Классификация
Специальные методы
1) Социологический (Проведение опросов)
2) Формально-юридический
3) Статистика
5) Сравнительный (Сравнение разных подходов)
6) Кибернетический (Вход, выход, шумы)
7) Психологический (Например, дееспособность)
8) Математический
Противоречивые методы:
1) Моделирование
2) Экспериментальный
Частные методы
1) Интерпретационный (Толковый)
2) Юридикотехнический (Презумпции, фикции, и др.)
3) Историко-политический
4) Сравнительно-правовой
Юридикотехнические средства (Например, нормативно-правовое изложение)
Юридические догмы (Не требуют доказательства, а закреплены в сознании)
Функции ТГП
1) Антологическая (Описательная) . Описывает явления гос-ва и права
2) Гносеологическая (Познавательная)
3) Эвристическая (Предсказательная)
4) Политическая – регламентация
5) Прогностическая (Будущее) (Например, развитие государства и общества)
6) Методологическая (Дает методику изучения)
7) Идеологическая (Установление идеологии)
8) Воспитательная
9) Теоритическая
10) Организационно-практическая
Принципы изучения ТГП
1) Всесторонность
2) Системность
3) Объективность данных
4) Плюрализм (Разные точки зрения, идеи и т.д.)
5) Историзм
6) Связь с практикой
Развитие общества и типология государства
Конкретно исторический тип государства и права –взятые в единство особенности государства и права конкретной общественно-экономической формации.
Переход от одного типа к другому совершается скачкообразно, не постепенно.
3 типологии:
1) Формационный подход. В основе формационного подхода лежит общественно-экономическая формация. Закономерности, выделенные Марксом: 1) Последовательное прохождение всех исторических типов государств. 2) Односторонне направленно развитие государств. 3) каждый последующий прогрессивнее предыдущего.
2) Цивилизационный подход. Прочитать. Недостаток теории в том, что нет точных критериев разделении. Все государственности делятся на Европейский(Государство зависимо от экономики и других частей) и Азиатский типы. Тенденции развития государственности: 1) Государство и государственность укрепляется. 2) совершенствование форм и методов. 3) Расширение сферы действия государства. 4) Расширение правовой основы государства. 5) Демократизация деятельности государства. Развитие правового государства.
Файзрахманов Рафаил Андреевич. Доцент кафедры государства и права.
ГДС – как структура нормы права. Гипотеза Диспозиция Санкция.
ОУД – основы учебной деятельности.
НОТС – научная организация труда студента.
Термин становится понятием, затем категорией.
Гипотеза = термин.
ДЗ – выучить понятия.
Каждая наука имеет свой предмет (Закономрености), объект (Государто и право), методы. категориально-понятийный аппарат, функции. Тема 1 2 3
Понятие и сущность государства. Понятие и признаки государства. Сущность государства.
Государство – это единая организация суверенной политической публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливает и взыскивает налоги.
Признаки государства:
1) Властность, то есть наличие власти.
2) Единство. Власть едина.
3) Суверенитет – политико-правовое свойство государственной власти, которая означает её независимость от какой-либо иной власти и самостоятельность в решении всех вопросов.
4) Политический характер. Государственная власть – власть политическая.
5) Публичный характер. Государственная власть публична. Власть, которая выделилась из общества, стоит над ним, действует в интересах всего общества, осуществляется специальным отрядом людей.
6) Правовой характер деятельности. Властвует государство, издавая законы. Особенности государственной власти в том, что обычно правовым путем.
7) Организация власти. Структурированность.
8) Наличие специального аппарат принуждения. Организованное насилие.
9) Территориальность. Эта власть распространяется именно на этой территории.
10) Налоги. Государство – это единственная организация, которая устанавливает и взыскивает налоги вне зависимости от желания.
Сущность государства:
1) Классовое явление. Принадлежит Энгельсу и Марксу. Ленин характеризовал государство как машина для угнетения одного класса другим. У государства одна функция: угнетения, по Марксу. Сегодня эта теория не поддерживается.
2) Обще социальная сущность. Государство это машина обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, обеспечения прав и свобод отдельной личности и средство достижения социального прогресса.
3) Объединение властной и социальной функции.
Функции государства
1) Понятие
2) Классификация
3) Внутренние функции гос-ва
4) Внешние функции гос-ва
5) Правовые формы их существования
Объективно-обусловленный характер общественного развития. Основные направления деятельности гос-ва, отражающие его сущность и назначение деятельности гос-ва
Признаки функции гос-ва:
1) Социальная потребность
2) Наличие органов занимающихся этим
3) Правовое регулирование
Функции гос-ва делятся на внутренние и внешние.
1) Оборона страны
2) Функция борьбы за мир
3) Функция обеспечения мирового правопорядка
4) Идеологическая
5) Экономическая
Внутренние:
1) Регулятивные
2) Охранительные
Охранительные делятся:
1) Охрана собственности гос-ва
2) Функция охраны гос-ва
3) Функция охраны прав и свобод граждан
4) Функция охраны природы
Формы и методы осуществления функций
1) Принуждение
2) Убеждение
3) Стимулирование
1) Правовые
2) Неправовые
Механизм государства. Понятие. Государственные органы как элементы механизма государства. Классификация органов. Принцип деятельности механизма государства. Бюрократизм и коррупция.
Механизм государства – это система государственных органов, посредством которых осуществляется функционирование государства.
Бюрократизм и коррупция в деятельности государственного аппарата.
Пути борьбы с коррупцией бюрократизма:
1) Поставить бюрократический аппарат под контроль общества.
2) Повысить профессионализм всех чиновников.
3) Четкое правовое регулирование деятельности государственного аппарата.
4) Постоянная смена. Менять время от времени руководствующие группы. Органы государства могут быть постоянные и временные.
Теория права.
Основные правовые понятия.
Право – это система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством и реализуемых в определенном порядке норм, отражающий уровень свободы общества и выступает регулятором общественных отношений.
Признаки права, сущность права и функции права. В этом определении есть все.
Признаки:
1) Нормативность особого рода. Право – это нормы. Высшая нормативность. У права одинаковое требование. Права – это одинаковый масштаб к фактически неодинаковым людям.
2) Системность. Состоит из элементов и каждый элемент выполняет определенную функцию и без этих элементов функционировать не будет.
3) Общеобязательность. Общеобязательность означает, что нормы права обязательны для исполнений теми, кому они обращены, независимо от субъективного к ним отношения.
4) Формальная определенность. Нормы права точны и определенны. Нормы права определенны по содержанию. Эта определенность формальная, то есть записанная.
5) Гарантированность государством. Нормы права гарантированы государством. Государственная принудительность.
6) Процессуальный порядок реализации. Право носит определенный характер. Реализуется в строго определенном порядке.
Сущность права:
1) Классовая сущность. Заключается в том, что право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.
2) Общесоциальная. Право выражает интересы всего народа.
3) Мера свободы. На основе этой концепции выработана новая концепция – либертарная теория права. Согласно ней, право - это есть свобода. Но эта теория очень откритикована.
Принципы права – это основные начала основополагающей идеи на которых строятся нормы права и функционирует оно:
1) Общесоциальные.
2) Политические. Это принципы характерные для сферы политики.
3) Юридические. Делятся на: Отраслевые (характерны для одной отдельной отрасли), диспозитивности, межотраслевые (принцип состязательности), общеправовые:
1) Принцип гуманизма. Любая должна быть гуманна. Ни одна норма не должна унижать человеческого достоинства.
2) Принцип справедливости.
3) Принцип законности. Вся его деятельность установлена законом.
4) Единство прав и обязанностей. При нарушении права, виновный привлекается к ответственности. Невиновного нельзя привлекать к ответственности.
5) Принцип неотвратимости наказания.
6) Принцип равноправия. Это одинаковый масштаб, но к неодинаковым людям.
7) Принцип правосудия. Это судебные органы. Не должно быть никакой нормы, которой можно решить без суда. Рассматриваются исключительно судом.
Теория государства и права как наука
Шабуров Анатолий Степанович
1) Понятие ТГП
2) Предмет ТГП
3) Методология изучения ТГП
4) Задачи и функции ТГП
5) Принципы изучения ТГП
6) ТГП в системе общественных и юридических дисциплин
7) ТГП как учебная дисциплина
1. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальными органами управления и принуждения (аппарат государства), издаёт обязательные правовые веления и обладает суверенитетом.
Признаки :
¾ наличие территории;
¾ публичный характер власти;
¾ нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений;
¾ наличие специальных органов управления и принуждения (наличие аппарата государства);
¾ налогообложение населения;
¾ обладание суверенитетом.
2. Право – это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, закреплённая большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Признаки :
¾ право исходит от государства;
¾ закрепляется в официальных актах государства – нормативно-правовых актах;
¾ выражает волю и интересы либо большинства, либо некоторой части населения (элиты находящейся у власти);
¾ характеризуется принудительностью;
¾ регулирует широкий круг общественных отношений.
Свойства :
¾ нормативность;
¾ формальная определённость;
¾ системность;
¾ принудительность;
¾ волевой характер права;
¾ динамизм права.
3. Теория государства и права – это теоретическая наука, которая изучает государственно-правовые явления и процессы общественной жизни и складывающиеся между ними связи и отношения .
Как наука она изучает – общие (основные) закономерности возникновения, становления,
функционирования и развития государства и права и связанных с ними явлений и процессов.
4. Государственная власть – разновидность публичной и политической власти, обладающая монопольным правом изъявления своей воли и силы, принимающая общеобязательные для субъектов веления в виде юридических установлений и предписаний, опирающаяся на специальный аппарат управления и государственное принуждение с целью обеспечения и поддержания стабильности и порядка в обществе.
5. Форма государства – это единство трёх основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.
6. Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними ;
7. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями; между центральными и местными органами государственной власти.
8. Политический (государственный) режим – это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
9. Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (царь, король, шах) и передаётся, как правило, по наследству.
10. Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми народом на определённый срок.
11. Федерация (объединение, союз) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.
12. Унитарное государство – это единое (цельное) независимое государство территориальные образования которого не обладают суверенитетом.
13. Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, экономических, внешнеполитических и др.)
14. Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и методах.
15. Механизм (аппарат) государства – это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
16. Орган государства – это составная часть (элемент) механизма государства, участвующая в осуществлении задач и функций государства и наделённая для этого властными полномочиями.
17. Типология (типы) государства – это учение о типах государства (это группировка государств по типам).
В результате типологии определяется - тип государства.
Тип государства – это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности или группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
18.Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.
19.Партия – это общность людей объединённых организационно и идеологически, имеющая целью в результате выборов или иными путями (переворот, восстание) взять в свои руки управление государственными делами для того, чтобы использовать государственную власть для защиты выражаемых ею социально-классовых, религиозных, национальных и иных интересов.
20.Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа (лица), имеющий официальный (государственно-властный) характер, письменную форму выражения, содержащий в себе норму права и регулирующий общественные отношения.
21. Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий в себе первичные (изначальные) юридические нормы и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
22. Подзаконные акты - это изданные на основе законов акты, содержащие правовые нормы и участвующие в правовом регулировании общественных отношений.
23. Систематизация законов - это упорядочение действующих законов и других нормативно-правовых актов, приведение их в стройную согласованную систему.
24. Кодификация – это вид систематизации права, при котором изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы, создаётся единый нормативно-правовой акт.
25. Инкорпорация – это вид систематизации, при которой действующие нормативно-правовые акты упорядочиваются внешне без изменения и переработки их содержания.
26. Система права – это его внутреннее строение (структура), которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделением права на отдельные самостоятельные части (отрасли; институты права).
27. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений, поведения субъектов с помощью норм права и других правовых средств (договоров; актов правоприменения).
28. Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и во взаимодействии все правовые средства (элементы) с помощью которых осуществляется правовое регулирование (нормы права; правоотношение, акты реализации прав и обязанностей; применение и акты применения права; правосознание).
29. Социальные нормы – это установленные обществом общеобязательные правила поведения, определяющие устойчивость взаимоотношений людей в различных сферах их жизнедеятельности.
30. Норма права (юридическая норма) – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующая общественные отношения.
31. Гипотеза нормы – это часть нормы права, описывающая определенные условия (обстоятельства) , в результате которых у субъектов возникают предусмотренные нормой юридические права и обязанности.
32. Диспозиция нормы – это часть нормы права, указывающая каким может быть или должно быть поведение субъектов при наличии условий (обстоятельств) предусмотренных гипотезой.
33. Санкция нормы – это часть нормы права, в которой определяются те неблагоприятные последствия , которые должны наступить в случае нарушения диспозиции.
34. Институт права – это часть отрасли права, состоящая из норм регулирующих определённый вид (сторону) однородных общественных отношений.
35. Отрасль права – это часть системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений, своим особым методом.
36. Подотрасль права – совокупность родственных правовых институтов .
37. Правотворчество – это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.
38. Правотворческий процесс – это творческая технология издания нормативно-правовых актов и доведения их до адресатов.
39. Юридическая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки , оформления , публикации и систематизации нормативно-правовых актов , обеспечивающих их совершенство и эффективное использование.
40. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение субъектов к праву и правовым явлениям общественной жизни.
41. Правовая культура общества – это совокупность прогрессивных ценностей созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества.
42. Правовая культура личности – это степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающий правомерное поведение этой личности.
43. Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.
44. Объект правоотношения – это материальные и нематериальные блага, ценности на которые направлены действия субъектов правоотношения (это то по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи).
45. Субъекты правоотношения – это индивиды и организации (физические и юридические лица), которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
46. Субъективное право – это вид и мера возможного (дозволенного) его поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.
47. Юридическая обязанность – это предписанная обязанному субъекту мера должного (необходимого) поведения.
48. Правоспособность – это предусмотренная нормами права (законом) способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
49. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.
50. Юридические факты – это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
51. Фактический состав – это совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий предусмотренных нормой права.
52. Толкование норм права – это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смыла и содержания применяемых правовых норм, для более правильной их реализации.
53. Способы толкования - это специальные приёмы, правила, средства познания смысла юридических норм используемые субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.
54. Акты официального толкования (интерпретационные акты ) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.
55. Реализация права – это претворение правовых предписаний и установлений в жизнь, т.е. в поведение и деятельность субъектов (граждан; организаций).
56. Применение права – это осуществляемая компетентными государственными органами, должностными лицами или негосударственными органами государственно-властная, организующая, протекающая в процедурно-процессуальной форме деятельность, состоящая в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права .
57. Аналогия закона – это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) применяет к конкретным общественным отношениям нормы, регулирующие сходные (аналогичные) отношения к рассматриваемому делу.
58. Аналогия права – это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) при рассмотрении конкретного дела исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства.
59. Акт применения права – это изданный компетентными государственными органами (негосударственными органами), должностными лицами правовой акт , содержащий в себе индивидуальное, т.е. персонально-определеное правовое предписание и имеющий определенную специфическую форму.
60. Законность – это режим общественно-политической жизни основанный на строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами политической и правовой систем требований норм права .
61. Правопорядок – это состояние упорядочения общественных отношений основанное на праве и законности.
62. Правомерное поведение – это поведение, соответствующее предписаниям норм права .
63. Правонарушение – это осознанное, волевое, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, нарушающего норму права, наносящее вред (ущерб) общественным отношениям и влекущего за собой юридическую ответственность.
64. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных, взаимодействующих правовых средств , регулирующих общественные отношения, а также совокупность правовых элементов характеризующих уровень развития той или иной страны.
65. Правовые системы «семьи» – это совокупность национальных правовых систем , объединённых :
¾ общностью исторического формирования,
¾ структуры и источников,
¾ ведущих отраслей и правовых институтов,
¾ правоприменения,
¾ методов и способов развития.
66. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти , которой свойственны :
¾ демократический режим конституционного правления и законности;
¾ развитая прогрессивная правовая система;
¾ разделение властей и их взаимоконтроль;
¾ признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
¾ взаимная ответственность государства и личности;
¾ демократическое гражданское общество.
67. Гражданское общество – это система общественных отношений, в которых находятся между собой субъекты, обладающие реальными правами и свободами и находящиеся под покровительством государства.
Составил: Савватеев А.И.