В чем заключается взаимосвязь общения и деятельности. Принцип единства общения и деятельности, исследования взаимосвязи общения и деятельности в отечественной психологии

целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта

знаниями и навыками, называется умением. Следовательно, уме-

ния - это сознательное применение имеющихся у ученика зна-

ний и навыков для выполнения сложных действий в различных

условиях, т. е. для решения соответствующих задач. Выполнение

каждого сложного действия для ученика выступает как решение

Вопрос 14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Из обилия трактовок общения можно выделить главные:

1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение – одна из форм взаимодействия.

Общение и деятельность

Общение тесно связано с деятельностью. Любая форма общения выступает как форма совместной деятельности, люди всегда общаются в процессе определенной деятельности. Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместную деятельность. В совместной деятельности формируются не только субект-субектные (человек - предмет деятельности), но и субект-субектные отношения (человек - человек). Сущность общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.

Общение может рассматриваться как сторона, условие деятельности или как отдельный вид деятельности. Но связь общения и деятельности заключается именно в том, что благодаря общению деятельность организуется. Перестройка плана совместной деятельности требует от каждого человека понимания цели деятельности, средств реализации, деления функций для ее достижения. Специфика общения в процессе деятельности заключается в создании возможности организации и координации деятельности ее отдельных участников. В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связки и отношения между людьми.

Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно- коммуникативная, регуляционно - коммуникативная, аффективно- коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах взаимодействия людей друг на друга в условиях их массовых действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относятся процессы психического заражения, внушения (или суггестии) и подражания. Хотя каждый из них в принципе возможен и в случае непосредственного контакта, гораздо большее, самостоятельное значение они получают именно в ситуациях общения больших масс людей.

В этой схеме не рассматриваются ни механизм, ни формы, ни функции общения в том широком смысле слова, о котором шла речь выше. В принципе, следует, например, говорить о двух рядах функций общения: социальных и собственно социально- психологических. Однако практическая социальная психология анализирует преимущественно вторые, проблемы же, связанные с пониманием общения в более широком плане, здесь просто не ставятся. Это объясняется тем обстоятельством, что в сложившейся традиции проблемы эти исследуются в русле других дисциплин, в частности в социологии. Считать это большим достоинством психологии не приходится. Однако на данном этапе ее развития практически к такого рода проблемам она не приступала.

Параграф поможет прояснить, что означает принцип неразрывного единства общения и деятельности.

Изучение параграфа позволит:

- составить общее представление о сути теории общения, разрабо

танной АЛ. Леонтьевым;

- составить характеристику общения, его сторон: интерактивной,

коммуникативной и перцептивной, его участников: коммуникатора и реципиента.

Общение процесс сложный и многоплановый. Целью общения является установление и развитие контактов между людьми, потребность в которых возникает в совместной деятельности. В любой совместной деятельности (учебе, работе, досуге) люди общаются: обмениваются информацией, высказывают свое мнение, пытаются друг друга в чем-то убедить или переубедить.

В российской науке наиболее распространенным является принцип неразрывного единства общения и деятельности. Теорию общения и его связи с деятельностью разработал в 1970-х годах Алексей Алексеевич Леонтьев , выдающийся ученый, академик, чьи труды по психологии общения не утратили своей актуальности и сейчас. В качестве предмета психологии общения как раздела общей психологии А.А. Леонтьев рассматривал психологическую специфику процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества.

Под общением, согласно теории А.А. Леонтьева, понимается один из видов деятельности, причем общение может быть как самостоятельным видом деятельности, так и частью другого вида деятельности. Общение характеризуется тремя основными признаками:

  • 1) у общения есть цель;
  • 2) у общения есть результат;
  • 3) общение подчиняется определенным общественным нормам.

Алексей Алексеевич подчеркивал, что общение представляет собой не столько взаимоотношения людей в обществе, сколько взаимодействие людей как членов общества.

Людвиг Фейербах, знаменитый немецкий философ, писал: «Отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем.

Человеческая сущность только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между «я» и «ты» .

Общение есть реальность человеческих отношений: люди общаются в процессе выполнения общественных функций. Общественные функции выполняются путем общественного поведения, которое основано на нормах морали, права и других явлениях общественного развития. Деятельность (труд, общение и познание, игра и учение, самодеятельность разных видов) осуществляется, таким образом, в системе общественных связей и взаимозависимостей. Человек, выполняя свои общественные функции и находясь в состоянии деятельности, постоянно общается с другими людьми, поскольку пересечение его деятельности с деятельностью других людей неизбежно.

Ученые выделяют три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга) .

Коммуникативная - значит содержащая коммуникацию. Термин «коммуникация» происходит от латинских слов communicatio - «сообщение, передача» и communicare - «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать». В ходе коммуникации происходит обмен информацией между субъектами общения. Каждый из нас постоянно участвует в коммуникации. В каждом случае коммуникации имеется: коммуникатор - тот, кто создает информационное сообщение, и реципиент - тот, кто получает информацию.

Обмен информацией между субъектами происходит на взаимной основе. Например, вам задают вопрос, и вы на него отвечаете. Или вам сообщают новость, и вы на нее реагируете.

Термин «интеракция» происходит от латинских слов inter - «между» и activus - «деятельный» и используется для обозначения взаимодействия и взаимного влияния субъектов общения как непрерывного диалога. Например, на занятии преподаватель объясняет новый материал и обращается к студентам с контрольными вопросами, чтобы выяснить, как материал понят. По ответам студентов преподаватель понимает, на чем нужно сделать акцент, чтобы материал был понят более корректно и в полном объеме. Таким образом осуществляется интеракция в общении: преподаватель воздействует на студентов, студенты - на преподавателя.

Перцепция - это восприятие и познание людьми друг друга. Понятие перцепции пришло из социальной психологии, в которой выделены важнейшие специфические свойства восприятия человеком социальных объектов. Среди них следующие:

  • 1) социальный объект (индивид или группа) не безразличен к субъекту восприятия и пытается трансформировать его представление о себе в благоприятную сторону;
  • 2) восприятие социального объекта всегда связано с различными оценочными интерпретациями субъекта, обусловленными его предположениями о внутреннем мире объекта, эмоциональным откликом на его проблемы, стереотипами - т.е. предположениями о психологических свойствах.

Приведем пример перцепции: мы обращаемся к специалисту в своей области (например, к врачу или к руководителю практики) за советом, при этом мы заранее «запрограммированы» на то, что получим квалифицированный ответ, которому можно доверять, так как статус специалиста в своей области связан у нас с представлениями о его компетентности. Так наше восприятие связано с оценочной интерпретацией, основанной на стереотипах восприятия. И наоборот, если мы заранее не доверяем чужому мнению, исходя из своего предыдущего негативного опыта, мы также подвергаем информацию определенной, теперь уже негативной, интерпретации. Таким образом, восприятие партнера по общению всегда субъективно, и эта субъективность оказывает влияние на коммуникацию.

В реальной действительности ни одна из сторон общения не выступает изолированно от других.

Резюмируем. Общение представляет из себя сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно:

  • 1) как процесс взаимодействия индивидов;
  • 2) как информационный процесс;
  • 3) как процесс взаимовлияния людей друг на друга, сопереживания и взаимного понимания.

Задания на закрепление знаний и развитие умений к параграфу 1.4 I. Задания на понимание

  • 1. Поясните, что современная наука понимает под общением и в чем заключается связь общения и деятельности.
  • 2. Сформулируйте основные положения теории общения, разработанной

А.А. Леонтьевым.

  • 3. Объясните, что значит «коммуникация», «коммуникатор» и «реципиент».
  • 4. Дайте определение интеракции, приведите пример интсракции.
  • 5. Поясните, что значит «перцепция», приведите пример перцепции

II. Задания на анализ

Подумайте, о каких сторонах общения (коммуникация, интеракция, перцепция) идет речь в следующих пословицах.

  • 1. Кто говорит, что хочет, услышит, чего и не хочет.
  • 2. Говори с одними поменьше, а с другими побольше.
  • 3. В чужих людях надо жить умеючи, а говорить рассуждаючи.
  • 4. Не ты бы говорил, не я бы слушал.
  • 5. Лишнее говорить - себе вредить.
  • 6. Бойся вышнего (вышестоящего), не говори лишнего.
  • 7. С ним говорить надо - пообедавши.
  • 8. Говоря, всегда договоришься.

III. Задание на применение

Найдите среди русских пословиц примеры, характеризующие слушание. О каких сторонах общения в них идет речь?

  • Леонтьев АЛ. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - (Психология для студента).
  • Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach (1804-1872) -немецкий философ-материалист, атеист.
  • Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. -М.: Аспект Пресс, 2001.

Потребность в общении – одна из важнейших потребностей человека. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды. В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия «взаимодействие», которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлений.

Общение представляет собой сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Общение – это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются, они общаются в процессе выполнения ими различных функций в деятельности.

В науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Собственно общение определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности.

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Но, естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное». Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, потому что в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела). Здесь есть и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

С другой стороны категория общения может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Занков, А. А. Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Очевидно, любой человек может вспомнить множество повседневных ситуаций, когда общение состоялось, хотя и не было вызвано потребностью в совместной деятельности.

Идея автономности и самоценности общения может быть также обоснована теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу). Как известно, гуманистическая психология относит потребности в общении в разряд основных.

Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Коммуникация – это всегда процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Согласно учению немецкого социолога М. Вебера, единицей анализа человеческих общностей является социальное действие. Но общение не только информационное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, при этом возникает, устанавливается эмоциональный контакт и удовлетворяются потребности в общении.

Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро- и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явление микроуровня.

Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: семьей, религией, экономикой.

Нужно иметь в виду, что любая организация (предприятие, вуз) представляет собой особую структуру взаимоотношений между людьми, и ее развитие, и успех во все большей степени определяется качеством информации и коммуникации. Исследования социологов показали, что 50–90 % времени современного руководителя приходится на коммуникацию – общение.

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, конфликты, подчинение, ритуальное взаимодействие и др.

Вне какой-либо непосредственной деятельности общение невозможно. Поэтому общение выступает как средство реализации деятельности и как ее непременное условие.

Общение – один из основных факторов, формирующих личность. Это универсальное явление общественной жизни, так как оно охватывает все ее стороны. По мнению известного психолога Б. Д. Парыгина, общение – «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Общение необходимо отличать от коммуникации, хотя эти понятия часто используются как синонимы. Коммуникация – это любая связь, взаимодействие двух систем. Содержанием коммуникации является обмен информацией. Если рассматривать общение как информа­ционный процесс, то оно формально ничем не отличается от процесса коммуникации. Но обмен информацией – это лишь одна сторона общения. Общение же – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одной личности на другую. Для понимания природы общения необходимо рассмотреть, как соотносятся понятия «общение» и «отношения». Общественные отношения – устойчивые связи индивидов как членов объективно существующих социальных групп воспроизводятся, изменяются и порождаются в общении и только через общение, люди вступают в те или иные отношения. В свою очередь общественные отношения определяют как содержание, так и внешние формы общения.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ

Значимость каналов передачи информации

СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ

ЦЕЛИ ОБЩЕНИЯ

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

1. Информационная (передача и прием информации, знаний и умений);

2. Экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

3. Регулятивная (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

4. Социальный контроль (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных - одобрение, похвала или негативных - неодобрение, порицание - санкций);


5. Социализация (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

1. Светское При этом виде общения люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в положенных случаях.
2. Формально-ролевое Общение опосредовано исполняемыми социальными ролями, личностные качества вторичны.
3. Монологическое Субъект-объектное общение, при котором субъект связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения.
4. Диалогическое Субъект-субъектное общение, при котором субъект общения относится к партнеру как к ценности.
5. Вербальное Основным средством общения является речь.
6. Невербальное Основным средством общения выступают мимика, жесты, поза, интонация голоса и т.д.

УРОВНИ ОБЩЕНИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Совместная деятельность Организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.
Признаки совместной деятельности 1. Единая цель для участников, включенных в деятельность. 2. Общая мотивация. 3. Объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого. 4. Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками. 5. Согласование индивидуальных деятельностей участников. 6. Управление. 7. Единый конечный результат. 8. Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми. Структура совместной деятельности:1. Единые цели.2. Общие мотивы.3. Совместные действия. 4. Общие результаты.

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего, в производственной деятельности. «В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство» (Карл Маркс).

Итак, всякое производство предполагает объединение людей. Для того чтобы производить, люди должны объединиться. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или общение и деятельность - это два самостоятельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т. е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т. д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация.

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т. д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности, и даже в себе как в «другом»).

Произведенный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, мастерски выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни... Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы... сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь».

Общение, как продолжение себя в другом, - это общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого продукта. Здесь зависимость перевёртывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, деятельность - часть, сторона общения, общение - часть, сторона деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

Итак, общение это

  • сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека,
  • осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций функций общения.

Чаще всего в них они описываются коммуникативные аспекты общения, при этом допускается ошибочное отождествление понятий коммуникации и общения.

Loading...Loading...