Что может быть предметом исследования. Объект и предмет исследования во введении курсовой работы

При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи, а также объект, предмет исследования.

У многих студентов, особенно на первом и втором курсе, возникают трудности с определением этих понятий. Без них структурировать свои знания, как и написать качественную работу, не получится. Позволят понять, что собой представляют объект и примеры и элементов любого научного труда.

Общее определение

В словарях существует четкое определение того, что такое научных работ первокурсников доказывают, что сухих строк, представленных в официальных справочниках, недостаточно, чтобы внести ясность в понимание этих структурных элементов. Однако следует начать именно с определений. Это позволит совместить свои знания с конкретными примерами и вникнуть в суть вещей.

Принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.

Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики. Это более узкое значение. Чаще всего при постановке темы работы предмет изучения участвует в ее формулировке.

Взаимодействие категорий

Как частная и общая категория соотносятся между собой объект и предмет Примеры этих элементов, взятые из работ студентов, говорят об их структурности. В объекте исследователи выделяют ту часть, которая впоследствии станет предметом исследования. Т. е. это та точка зрения, с которой будет рассмотрена проблематика представленной темы.

Например, если при раскрытии информации объектом было выбрано внедрение проекта, то его предметом могут быть ключевые моменты, ведущие к успеху представленного предприятия.

Следует помнить, те категории, которые являются объектом при раскрытии одной темы, могут оказаться предметом в изучении другой проблематики. Все зависит от точки зрения и подхода к изучению информации.

Объект

В процессе написания темы автор должен четко указать объект, предмет, цель исследования. Примеры позволяют понять, что относится к каждой категории. Объект обычно подразумевает некоторую часть нематериального или материального мира, который нас окружает. Эта реальность существует независимо от того, что мы о ней знаем.

К объектам исследования относятся социальные общности, физические тела или определенные процессы. Это все то, что может явно или скрыто содержать в себе противоречия, порождая определенную проблематику. На этот объект направлена познавательная деятельность исследователя.

При проведении научной работы необходимо в итоге получить определенный результат, сделать вывод. Составных частей объекта может быть довольно много. Чтобы сконцентрировать силы в едином направлении, необходимо четко понимать границы, которые определяют эту совокупность. Круг явлений, которые включает в себя объект, необходимо четко понимать при проведении своей работы.

Предмет

Объект, предмет исследования, примеры которых встречаются в различных работах, должны быть четкими, конкретно указанными. Чтобы сложить представление об объекте, выбирается определенный подход, аспект, в рамках которого будет действовать автор.

Чтобы получить определенные новые знания, необходимо выделить ключевой момент в том поле деятельности, в котором происходит исследование. Проблема, затронутая в конкретно обозначенной теме, должна трансформироваться в конкретную формулировку одной из сторон объекта.

Предмет научной работы существует только в сознании автора. Он полностью зависит от знания исследователя. Выделить одну или несколько сторон объекта можно чисто абстрактно. Причем остальные процессы, характеризующие существование объекта, при этом можно учитывать или не принимать во внимание.

Образный пример

У студентов даже после прочтения определений может возникать вопрос о том, как определить объект и предмет исследования. Примеры , представленные образно, могут способствовать осознанию представленных категорий.

Допустим, исследователь - это студент. Он учится, гуляет, обитает в общежитии, каждый день питается в столовой. Это образная модель его сегодняшней жизни. Все, что сейчас происходит со студентом - это объект исследования.

Со временем в его жизни могут произойти перемены. Допустим, студент переехал в другой город. Там также есть университет, который он посещает, другое жилье и общение. Но, тем не менее, он ведет такую же жизнь, как и раньше. Объект исследования не изменился, а только подстроился под сегодняшние реалии.

Предметом в представленном примере могут быть передвижения студента на транспорте, его питание в кафе или посещение лекций. Это одна составляющая его жизни.

Выбор категорий экономической темы

Чтобы перенести представленный пример в плоскость написания научной работы, необходимо рассмотреть на конкретной теме объект и предмет исследования. Примеры по экономике будут одним из лучших способов усвоить новые знания.

Например, студент получил тему «Система управления валютными ресурсами государства». При этом выбор объекта и предмета не имеет четко установленных границ. Поэтому каждый исследователь имеет право выбора при постановке представленных категорий. Преподаватель может советовать, с какой стороны лучше рассмотреть представленную тему, но студент обязательно сам решает, с какой точки зрения исследовать проблематику.

В качестве объекта представленной темы могут служить, например, отношения финансового характера в государстве. Это нечто масштабное. Но постановка темы все же обозначит границы проведения будущих изысканий.

Любая часть найденного объекта может стать предметом исследования. Например, это может быть роль Центрального банка в осуществлении финансовых отношений между субъектами.

Еще несколько примеров

Практически для любой темы несложно будет выбрать объект и предмет исследования. Примеры по праву также довольно информативны. Тема может быть «Семья и брак». Объектом исследования в этом случае могут выступать права и обязанности членов семейных отношений. Предмет исследования - права и обязанности детей.

Если, например, дана тема по информатике «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом будет выступать электронная почта, а предметом - основные принципы ее функционирования.

Ошибки

Руководителями выделяются основные ошибки, которые допускают студенты. Причем типовые несоответствия могут быть, когда автор определяет объект и предмет исследования. Примеры ошибок помогут не допустить их в своей работе.

При обозначении объекта исследования, согласно мнению преподавателей различных учебных и научных учреждений, возможны некоторые отклонения. Типовыми ошибками названы несоответствие категории теме, а также слишком узкие границы. Это не позволяет провести полноценное исследование.

При определении предмета исследования авторы также допускают типовые ошибки. Среди наиболее встречаемых названо несоответствие его выбранному объекту. Иногда предмет выходит за его границы. Также ошибкой может быть определение слишком широких границ исследования. Для полного охвата таких изысканий требуется целая научная группа.

Изучив объект и предмет исследования, примеры обозначения которых были подробно рассмотрены, каждый автор сможет правильно определить эти категории. Это дает возможность структурировать знания студента. При прочтении его работы гораздо проще понять, о чем идет речь.

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование.

Объект исследования – это то пространство, в рамках которого находится изучаемое явление.

Предмет исследования входит в более целостное и широкое понятие «объект». Это конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий. Предмет всегда изучается в рамках какого-либо объекта. Как правило, предмет в значительной степени совпадает с темой исследования (дипломной работы).

Другими словами, предмет исследования – это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет .

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Например:

Тема: Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России.

Объект исследования – предпринимательская деятельность в России.

Предмет исследования – правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Справочно. Под правовым регулированием понимаются нормативные правовые акты и практика их применения в организации различных видов общественной деятельности.

Именно на предмет исследования (правовое регулирование предпринимательской деятельности) направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной (дипломной) работы, для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Цель исследования

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником (прил. 9).

Между целью, проблемой и предметом исследования существует логическая связь, которую необходимо учитывать при проведении дипломного исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Для более успешного формулирования цели нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь получить в результате исследования? » или «Какой результат работы (предприятия, организации, учреждения и т.д.) хочу описать в квалификационной (дипломной) работе? »

Удобно начинать формулирование цели с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Основными требованиями, предъявляемыми к цели, являются ее достигаемость, диагностичность, реальность, конечность во времени.

Поскольку цель предвосхищает будущие результаты, то постановка задач намечает пути ее достижения.

Задачи исследования

Задачи, как правило, – это те шаги, с помощью которых достигается цель, т.е. более частные конкретизированные цели.

Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели (прил. 9).

Гипотеза

Гипотеза – это научно обоснованное предположение. Без гипотезы нет и не может быть никакого исследования. Гипотеза в процессе дипломного исследования представляет собой условия и пути достижения цели исследования. Предполагает определение этапов и планирование исследования.

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточными предложениями типа «если…, то…» или «чем…, тем…».

Например: в приложении 9 указана цель исследования «определение эффективных направлений формирования кадрового состава малого предприятия в процессе управленческой деятельности (на примере издательской деятельности)». Гипотеза может в данном случае выглядеть примерно следующим образом (раскрывая условия достижения цели): «Кадровый состав малого предприятия будет сформирован эффективно, если:

– будут выявлены особенности и тенденции развития деятельности малого предприятия;

– будет экономически обоснован штат предприятия;

– будут определены функции каждого сотрудника и объем выполняемой ими работы;

– будут определены квалификационные требования к персоналу;

– будут разработаны социально-экономические условия деятельности предприятия и т.д.»

Методы исследования

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода (прил. 9).

Методы условно делят на две группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы (основанные на опыте) включают:

– изучение литературы по теме квалификационной (дипломной) работы, нормативных и инструктивно-методических материалов;

– анализ различной документации;

– наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование;

– изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики и др.

Теоретические методы включают:

– историко-генетический метод;

– моделирование;

– сравнение;

– обобщение;

– абстрагирование;

– классификацию;

– систематизацию;

– синтез;

– аналогию и др.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки ожидаемых результатов – важнейший и обязательный компонент дипломного исследования. Критерии непосредственно связаны с целью и задачами исследования и должны задаваться до начала написания квалификационной (дипломной) работы. Существует более двух десятков критериев, однако можно выделить два наиболее конкретных показателя, которые во всех случаях являются показателями эффективности (или даже оптимальности) исследовательской работы.

1. Критерий результативности:

а) быть выше прежних результатов этого же предприятия, учреждения, отрасли и т. д.;

б) быть выше результатов, типичных для предприятий, учреждений данного региона, данной отрасли и т. д.;

в) быть оптимальными, т. е. максимально возможными для конкретных предприятий, учреждений, отрасли и т. д.

Критерий затрат времени.

Он предполагает достижение одного из вышеназванных результатов в более короткий отрезок времени, т. е. сокращение затрат времени по сравнению с типовыми, прежними, нормативными или хотя бы не предполагает увеличения их затрат. Время – это универсальный, интегральный показатель эффективности любого труда. К экономии времени, в конечном счете, сводится экономия сил, средств, финансовых, кадровых, материальных и всех других ресурсов.

Тем не менее, выделяются общенаучные критерии актуальности, обоснованности и новизны, используемые для оценки любого типа исследований, экспериментов, диссертаций, дипломных и курсовых работ.

Актуальность как общенаучный критерий определяется тремя показателями: соответствием социальному заказу (исследование выполнено по заказу предприятия, организации, учреждения), неразработанностью (или слабой разработанностью) данной проблемы в изучаемых науках, потребностью практики.

Примечание : об актуальности смотри выше.

Обоснованность. Критерий обоснованности включает показатели выбора объекта, предмета, проблемы, цели и задач исследования, теоретической и практической значимости, выдвижения гипотезы, методов исследования, этапы исследовательского процесса. Критерий связан с актуальностью и должен соответствовать требованию научной новизны.

Научная новизна. Определение научной новизныотносится ко всему исследованию в целом.

Научная новизнав зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что новоговнесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозированиерезультата (цели исследования).

2.2.7. Написание текста квалификационной
(дипломной) работы

Изложение материала в квалификационной (дипломной) работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

После оформления введения написание текста квалификационной (дипломной) работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и прежде всего опираться на результаты производственной практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной (дипломной) работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Отдельные положения квалификационной (дипломной) работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к квалификационной (дипломной) работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Во время написания письменных работ, студентом четко соблюдается ряд правил. Это структура работы, ее оформление, содержание. И, если с целями и задачами более или менее становится ясно, благодаря большому количеству информации, то у студента нередко возникает вопрос в формулировках таких двух понятий, как «объект исследования» и «предмет исследования».

Членов комиссии по большей мере интересует формальная сторона вопроса. Нередко негласным, а порой гласным заданием для студента становится выбрать конкретный объект для мониторинга и, опираясь на него, сформулировать предмет мониторинга. При этом руководство вуза, предоставляя методические инструкции, дает в них научное объяснение этим двум терминам. Кроме методичек существуют и государственные нормативы, в которых научным языком описаны два понятия.

Определения двух понятий

Следуя этим определениям, под объектом мониторинга подразумевается явление, проявляющее свое действия независимо от хода исследований студента. Предметом мониторинга является лишь часть от всего объекта. Однако предмет мониторинга может нести практическое и теоретическое значение для исследования.

Как правило, объект состоит из нескольких предметов, но большинство студентов совершают ошибку и рассматривают только один вид предмета. В итоге получается необъективная оценка всему объекту в целом. Для рассмотрения объекта необходимо предпринять ряд действий. Эти шаги станут предметами исследований.

Объектом принято обозначать то, что студент будет изучать. Это может быть организация либо исследование каких-либо социальных или психологических отношений. Имея на руках тему, а значит и цель, студенту необходимо найти объект для мониторинга.

Это можно сделать посредством изучения информационных и литературных источников. Данный процесс необходим для того, чтобы четко понять, соответствует ли найденный объект изучаемой науке. Изучая тему на примере конкретной организации, порой невозможно охватить всю сферу деятельности в целом. На этом этапе в свете появляется предмет исследования, например, какой-либо отдел.

1. В дипломной работе функциональным назначением предмета служит изучение свойств, узконаправленных характеристик, его многогранностей. Более четко это модно объяснить на отдельном примере. Изучая управление отелем, предметом его мониторинга становится отдел кадров. Дается полная характеристика предмету (отделу), указываются положительные и отрицательные стороны его функционирования.

При этом деятельность отдела можно рассматривать с нескольких сторон. В начале работы дается общее определение, в расширенной форме и постепенно в процессе написания дипломного проекта оно сужается, но не уменьшается по объему.

2. При изучении конкретной сферы ведения бизнеса, которая и станет объектом мониторинга, а вот правовая основана, на которой эта сфера деятельности осуществляется, становится предметом мониторинга.

3. На примере другой организации изучаются социальные отношения. Организация - это объект мониторинга, а кадровый отдел, а именно отношения между сотрудниками станет предметом исследования.

Если не осознать эти два понятия «объект» и «предмет» полностью, то в конечном результате в дипломной работе будет некорректно озвучена тема, то есть цель, которой, казалось бы, удалось достичь, окажется не достигнутой. В лучшем случае тема будет раскрыта, но не до конца. Это становится основной причиной, когда при защите дипломного проекта, по ее окончанию, студент слышит от членов комиссии, тема раскрыта не в полном объеме и требует дополнительных доработок.

* Существует еще ряд нюансов, не учитывая которые можно потерпеть фиаско. Например, процесс исследования предмета должен происходить только в ограниченных рамках выбранного объекта мониторинга.

* Объект мониторинга отвечает на вопрос «Что изучать?». Предмет мониторинга отвечает на вопросы: «Как проводить исследования?», «С чем связать данный процесс?», «Какие стороны изучаемого объекта станут интересными?» и так далее.

* Считается грубой ошибкой и даже нарушением, отсутствие логической мысли между предметом и объектом мониторинга.

* Кроме того, очень значимым моментом выступает актуальность исследуемых в равной степени и предметов и объекта. Их изучение должно быть интересным и обладать, как минимум толикой новизны. Потому не следует выбирать в качестве цели для дипломной работы тему, которая уже известна всем давно и является чуть ли не аксиомой. Рассчитывать на хорошую оценку в этом случае, студент не придется, даже несмотря на полное раскрытие темы.

* Члены комиссии знают о каверзности этих двух понятий и чаще всего вопросы, которые следуют после монолога будущего дипломника, касаются именно предметов, объекта, ну иногда целей и задач.

В случае возникновения вопросов по дипломной работе в целом и по отдельным моментам в частности, студент всегда имеет право обратиться за помощью к научному руководителю, который курирует весь процесс написания дипломного проекта.

Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательс-кой деятельности можно считать объект и предмет исследова-ния. В настоящее время существует множество самых разнооб-разных подходов к определению данных понятий. Для того что-бы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной лите-ратуре.

«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, мате-риальная действительность.

2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

«Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь.

2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко полагает , что «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его дея-тельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать рабочие определения понятий «объект » и «предмет исследования ».

Объект - это процесс или явление, порождающие проблем-ную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от со-знания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они мо-гут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать акту-альные (или реальные) и потенциальные объекты исследования.

Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предполо-жительны, отражают не природу существующей действитель-ности как таковой, но такие формы её вероятного бытия, воз-можность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объекта-ми возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.


В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их «проекции» в человеческое сознание.

Предмет - это то, что находится в рам-ках, в границах объекта.

Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении суще-ствующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответствен-но, отдельные учебные предметы среднего и высшего образова-ния) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов.

В биологии - морфология и физиология , систематика и эво-люционная теория и др.

В изучении общественной жизни - эко-номика, политика, социология.

В изучении языка - лингвисти-ка , фонетика, синтаксис и др.

Многообразие возможных «сре-зов» исследования объектов порождает многопредметность на-учного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определе-нием его темы или очень близок к нему.

Объект и предмет ис-следования как научные категории соотносятся как общее и ча-стное.

Необходимо подчеркнуть , что объект и предмет исследо-вания, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выб-ранной темы, но и от замысла исследователя.

Различение объекта и предмета - это чисто гносеологичес-кая проблема . Возникает она всегда там, где по каким-то при-чинам перестает работать методологическое требование об ис-пользовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.

Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объектив-ные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе со-вокупность знаний, представляющих этот объект. В этом слу-чае совокупность знаний становится предметом изучения.

Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет от-дельные объекты, определяет их как предметы, как потенци-альные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека.

От человека за-висит лишь сам момент выделения объекта. Но, выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это - особен-ность человека превращать объект - в предмет своей деятельно-сти. Выделенные из объективной реальности отдельные объек-ты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором вы-деляется определенное свойство объекта исследования. Неко-торые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отож-дествляют предмет и объект исследования.

Иногда объект и предмет исследования определяются прак-тически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.

Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам ис-следования.

Итак, объект исследования в нашем случае - это:

Какие-либо организации, либо их объединения (трест , корпорация , холдинг , отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),

- отдельные системы и подсистемы , которые образуются в данной организации в процессе её функционирования (со-циальные, экономические, технические, организационные, произ-водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),

- совокупность элементов , из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия систе-мы управления (СУ).

- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);

- внутренняя и внешняя среда , в которой функционирует данная организация;

Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом являет-ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассмат-риваемый город.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования :

- ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор-мация, финансовые ресурсы),

- организационных (технология, мето-ды и системы управления, организационная структура),

- результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле-дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль-ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко-торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.

Выделяют как минимум два уровня внеш-ней среды :

- микросреда - ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно-го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и

- макро-среда - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования - состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо-вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать:

- взаимосвязанность фак-торов внешней среды,

- уровень взаимосвязи , с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

- сложность , определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;

- подвижность - относительная быстрота изменения внешней среды объекта;

- неопределенность - функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность - частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш-ней среды и адекватно их учитывать.

Итак , предмет исследования в нашем случае - это то, на что направ-ленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотре-ния, познания и разрешения .

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ-ционировании и совершенствовании СУ , при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле-ментов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла : прогнозирования, планирова-ния, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом иссле-дования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления , а предметомиссле-дования - про-блемы , возникающие в этой системе.

Объект и предмет исследования являются одними из основных категорий, отражающими методологию процесса научного познания.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения .

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения (там же). Предмет исследования рассматривается как сторона объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы .

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет вычленяется из объекта как его часть, которая становится наиболее важной в процессе исследования.

Очень важно обратить внимание на соответствие темы, объекта, предмета и цели исследования. Именно предмет исследования определяет тему и цель курсовой и дипломной работы.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики явления и т.д. .

Примеры формулировок объекта и предмета психологического исследования:

Пример 1:

Объект исследования – личность старшеклассника

Предмет исследования – самоотношение как фактор копинг-стратегий личности в ситуации профессионального самоопределения

Пример 2:

Объект исследования – организация

Предмет исследования – корпоративная культура как фактор мотивации труда сотрудников организации.

Пример3:

Объект исследования – межличностные отношения в подростковой группе

Предмет исследования – самооценка и тревожность как факторы социометрического статуса подростка в группе.

Цель, задачи и гипотезы исследования

Цель психологического исследования – желаемый конечный результат, благодаря достижению которого разрешается научная проблема, имеющая теоретико-познавательный или прикладной характер.

Обычно в рамках курсовых и дипломных работ формулируются следующие виды целей :



Выявление взаимосвязи или взаимовляиния психических явлений.

Важно обратить внимание, что при постановке подобной цели недостаточно установления только факта наличия взаимосвязи. Необходимо конкретизировать данную цель в задачах: определение ее тесноты, направленности устойчивости; выявление целостной структуры взаимосвязей и места той связи, которая находится в центре внимания исследователя.

Пример 1: Выявить взаимосвязь мотивации труда сотрудников с типом корпоративной культуры организации.

Пример 2: Изучить влияние имиджа руководителя на групповую сплоченность и социально-психологический климат в организации.

Создание классификации, типологии

Разработка классификации предполагает, прежде всего, определение критериев (оснований) классификации, которые формулируются на основании анализа психологической литературы. Выделенные типы (группы) должны отражать существование значимых различий в проявлении изучаемого явления.

Пример 1: Определить типы представлений об успешном и удачливом человеке.

Пример 2: Построить типологию сотрудников в зависимости от уровня приверженности организации.

Определение характеристик явления

Основанием для постановки такой цели могут быть: 1) обнаруженная исследователем или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент; 2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

Пример: Изучить социальные представления об успешном и удачливом человеке.

Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут предметом его рассмотрения, отмечает противоречивость, недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, понятия, связанные с изучаемым явлением.

Пример: Определить личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы.

Изучение динамики явления

Чаще всего в психологических исследованиях студентов изучается возрастная динамика определенного явления. Важно помнить, что данного рода исследования сочетают в себе использование двух типов организационных методов: 1) метода «поперечных срезов», позволяющего изучить возрастные особенности определенного явления; 2) метода «продольных срезов» (лонгитюда), направленного на изучение динамики явления в ходе развития личности.

Пример: Изучить динамику ответственности в младшем школьном возрасте

Кроме выше перечисленных в качестве целей психологического исследования более высокого уровня (исследования в кандидатской диссертации) могут быть выбраны:

ü Описание нового феномена, эффекта.

ü Выделение общих закономерностей функционирования явления.

ü Адаптация психодиагностической методики.

ü Создание психодиагностической методики.

Задачи исследования

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи делят цель исследования на подцели (цели второго порядка). Последовательность задач отражает логику и характер эмпирического исследования курсовой (дипломной) работы.

Важно обратить внимание на то, что формулировки параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, являются идентичными формулировкам отдельных задач исследования. Количество параграфов эмпирической части, посвященных представлению результатов, как правило, соответствует количеству выдвинутых задач.

Обычно формулировки задач исследования начинаются с глаголов: «выявить», «определить», «изучить» и т.п.

Пример 1

1. Определить преобладающий вид трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучить доминирующий тип корпоративной культуры, а также соотношение имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры в организации.

3. Изучить влияние имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации на различные виды трудовой мотивации сотрудников (внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной).

Формулировка параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, соответствующих задачам исследования:

1. Исследование трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучение корпоративной культуры организации.

3. Изучение влияния корпоративной культуры на трудовую мотивацию сотрудников организации.

Пример 2

Формулировка задач исследования:

1. Изучить уровень тревожности супругов.

2. Исследовать степень удовлетворенности браком супругов.

3. Определить взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Формулировка параграфов эмпирической части

1. Изучение уровня тревожности супругов.

2. Исследование удовлетворенности браком супругов.

3. Изучение взаимосвязи уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Таким образом, названия параграфов эмпирической части в оглавлении курсовой или дипломной работы указывают на поставленные автором задачи и последовательность их решения (см. Приложение 2).

Гипотезы исследования

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией .

В курсовых и дипломных работах студентов, как правило, выдвигаются теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.

Теоретическая гипотеза – научное теоретическое предположение, отражающее определенные закономерности функционирования психических явлений. Это положение может касаться взаимосвязи, взаимовлияния, структуры явлений и т.п. Теоретическая гипотеза формулируется на основании глубокого анализа объекта и предмета исследования, с использованием имеющихся психологических знаний. В теоретической гипотезе отражен недостаточно теоретически доказанный психологический факт, закономерность, что является основанием для формулировки эмпирических гипотез.

Пример 1: Тип корпоративной культуры является фактором формирования трудовой мотивации сотрудников организации.

Пример 2: Представления о профессиональной успешности детерминируют реальную профессиональную успешность личности.

Эмпирическая гипотеза – это научное предположение, проверяемое опытным (эмпирическим) путем. С помощью комплекса эмпирических гипотез осуществляется пошаговая проверка обоснованности выдвинутой теоретической гипотезы. Формулируются эмпирические гипотезы на основании задач исследования: желательно, чтобы каждой задаче соответствовала как минимум одна (может быть и более) эмпирическая гипотеза.

Эмпирические гипотезы формулируются в вероятностном виде, должны быть краткими и лаконичными.

Пример формулировки эмпирических гипотез:

1. У сотрудников организации будет преобладать внешняя положительная трудовая мотивация.

2. Доминирующим типом корпоративной культуры организации будет иерархически–рыночный тип.

3. Будут выявлены значимые различия имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации.

4. Адхократический тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внутреннюю трудовую мотивацию сотрудников организации.

5. Рыночный тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внешнюю положительную трудовую мотивацию сотрудников организации.

6. Клановый и иерархический типы корпоративной культуры будут оказывать значимое влияние на внешнюю отрицательную трудовую мотивацию сотрудников организации.

С информацией о статистических гипотезах можно ознакомиться в параграфе, посвященном представлению результатов эмпирического исследования.

Loading...Loading...