Правовое регулирование охраны труда презентация. Охрана труда, как учебный предмет Теоретичес- кие основы охраны труда Правовые основы охраны труда Основы пожарной безопас- ности Основы гигиены труда

Охрана труда, как учебный предмет Теоретичес- кие основы охраны труда Правовые основы охраны труда Основы пожарной безопас- ности Основы гигиены труда и производствен- ной санитарии Первая помощь пострадавшим при несчастном случае Организаци онные основы охраны труда Основы электробезо- пасности Специаль- ный раздел




ОХРАНА ТРУДА система мероприятий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работника на протяжении всей трудовой деятельности. Включает в себя следующие мероприятия: правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, психофизиологические, реабилитационные и др.


ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ (ОВПФ) ФИЗИЧЕСКИЕ Движущиеся машины и механизмы. Повышенные уровни вредных аэрозолей и газов. Напряжение в электрической цепи. Высота. Вибрация. Повышенная или пониженная температура РЗ. Недостаточная освещенность РМ, и др. ХИМИЧЕСКИЕ Токсические вещества различного агрегатного состояния: ацетон, бензол, метан, углекислый газ, лаки, краски, бытовая химия. БИОЛОГИЧЕСКИЕ Патогенные макро- и микро организмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные). ПСИХО- ФИЗИО- ЛОГИЧЕС- КИЕ Физические и нервно- психические перегрузки, монотонность труда.






Технические причины производственного травматизма Конструктивные недостатки механизмов, машин, Неисправность механизмов, машин, инструментов. Острые кромки оборудования. Отсутствие, неисправность, несовершенство оградительных, блокировочных устройств, вентиляционных устройств, систем зануления, заземления. Подтекание ядовитых жидкостей, газов и др.




Организационные причины производственного травматизма Некачественные и несвоевременные инструктажи и обучение по охране труда. Отсутствие инструкций. Недостаточный контроль за соблюдением правил охраны труда. Необеспечение СИЗ. Неудовлетворительное содержание рабочего места Нарушение режима труда и отдыха и др.




Санитарно-гигиенические причины производственного травматизма Повышенное содержание в воздухе вредных веществ. Высокие уровни шума, вибрации, излучений. Нерациональное освещение. Антисанитарное содержание рабочих мест. Несоблюдение правил личной гигиены. Неблагоприятные природно- климатические условия или микроклимат в помещении и др.























Законодательные мероприятия Определяют права и обязанности работающих в области охраны труда. Режим труда и отдыха. Охрана труда женщин и молодежи. Санитарные нормы на предельное содержание в рабочей зоне вредных веществ. Возмещение ущерба пострадавшим, их пен- сионное обеспечение. Льготы и др.








Технические мероприятия Разработка и внедрение механизации и автоматизации тяжелых, вредных и монотонных работ. Установка предохранительных устройств, сигнализации. Создание безопасной техники и технологий. Технические решения по нормализации воздушной среды, освещения; снижению шума, вибрации и др.




Медико-профилактические мероприятия Предварительные и периодические медицинские осмотры. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием и др. Создание комнат отдыха и психологической разгрузки. Проведение производственной гимнастики; ультрафиолетового и бактерицидного облучения.


















1 из 11

Презентация на тему: Основы охраны труда

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Охрана труда – система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе деятельности. 1. Законодательство Украины об охране труда. Основные государственные законодательные и нормативные акты по охране труда Законы Украины Государственные нормативные акты об охране труда (НПАОП) Государственные стандарты Украины Межгосударственные Стандарты Украины Санитарные нормы и правила Строительные нормы и правила ТЕМА 1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

№ слайда 3

Описание слайда:

данный Закон определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине. Закон Украины \"Об охране труда\" Основной принцип закона приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия, а также полная ответственность собственника за создание безопасных и безвредных условий труда. Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо обще- ства в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека.

№ слайда 4

Описание слайда:

Система стандартов безопасности труда (ССБП) международный стандарт комплекс стандартов, который содержит требования, нормы и правила, направленные на безопасность, сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда Межгосударственные стандарты (ГОСТы) Отраслевые стандарты (ОСТы) Государственные стандарты Стандарты предприятий Нормативно-правовые акты по охране труда (НПАОП) Правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и др. документы, которые имеют статус правовых норм и обязательны для исполнения Государственный межотраслевой нормативный акт по охране труда (ДНАОП) нормативно-правовой акт, общегосударственного использования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности Государственный отраслевой нормативный акт по охране труда (НАОП) нормативно-правовой акт, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации, которые относятся к определенной отрасли, не зависимо от форм собственности

№ слайда 5

Описание слайда:

2. Система управления охраной труда (СУОТ) в Украине. СУОТ – это совокупность элементов (мер и средств), необходимых для обеспечения и сохранения здоровья и трудоспособности человека в процессе труда 3. Контроль за соблюдение законодательства по охране труда. Внешний контроль Ведомственный -осуществляется должностными лицами, уполномоченными представителями и службами министерства или другого центрального органа исполнительной власти, а также ассоциации, корпорации, концерны или др. объединения предприятий 2. Региональный -осуществляется должностными лицами, уполномоченными представителями и службами местных органов исполнительной власти и органов местного управления 3. Общественный - осуществляется представителями профсоюзов, других общественных организаций 4. Страховой –осуществляется страховыми экспертами по охране труда Фонда социального страхования от несчастных случаев на предприятии и профессиональных заболеваний Внутренний контроль Оперативный (повседневный) Административно-общественный Общественный

№ слайда 6

Описание слайда:

4. Ответственность за нарушения законодательства по охране труда. Дисциплинарная ответственность Административная ответственность Материальная ответственность Уголовная ответственность Состоит в наложении дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством (выговор, увольнение) Применяется органом, который принял на работу данного работника Накладывается на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства по охране труда в виде денежного штрафа Право накладывать административные взыскания имеют служебные лица Госнадзорохрантруда Включает ответственность как работника, так и собственника предприятия. Устанавливается лишь за прямой соответствующей действительности вред предприятию (учреждению) Накладывается в виде определенной части заработка работника Наступает, если нарушение требований законодательства и др. нормативных актов по охране труда создало опасность для жизни или здоровья граждан Уголовная ответственность определяется в судебном порядке

№ слайда 7

Описание слайда:

5. Обучение, инструктажи и проверка знаний работников по вопросам охраны труда Проводится со всеми работниками, которых принимают на постоянную или временную работу, независимо от образования, стажа работы и должности Первичный инструктаж Проводится в начале работы непосредственно на рабочем месте с работником: 1. новопринятым на предприятие, 2. который переводится с одного цеха в другой, 3. который будет выполнять новую для него работу, 4. с откомандированным работником Повторный инструктаж Проводится с работниками на рабочем месте в сроки, определенные соответствующими действующими отраслевыми нормами актами или руководителем предприятия с учетом конкретных условий работы, но не реже: 1. на работах с повышенной опасностью – 1 раз в три месяца, 2. для остальных работ – 1 раз в шесть месяцев Внеплановый инструктаж Целевой инструктаж Проводится с работниками: 1. при выполнении разовых работ, непредусмотренных трудовым соглашением, 2. при ликвидации аварий, стихийных бедствий Проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете от: 1. при введении в действие новых или пересмотренных нормативных актов по охране труда, а также при внесении изменений и дополнений к ним, 2. при нарушении работниками требований нормативных актов по охране труда, которые могут привести к травмам, авариям, пожарам 3. при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней – работ с повышенной опасностью, а для остальных работ – свыше 60 дней

№ слайда 8

Описание слайда:

6. Травматизм и профессиональные заболевания О каждом несчастном случае свидетель, работник, который его обнаружил, или сам потерпевший должны немедленно сообщить непосредственному руководителю работ или уполномоченному лицу предприятия и предпринять меры для предоставления необходимой помощи. Руководитель работ (уполномоченное лицо предприятия) в свою очередь обязан: - срочно организовать предоставление медпомощи потерпевшему, в случае необходимости доставить его в лечебно-профилактическое учреждение; - сообщить о том, что произошло, работодателю, соответствующей профсоюзной организации; - сохранить к прибытию комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и оборудование в таком состоянии, в котором они были на момент события (если это не угрожает жизни и здоровью других работников и не приведет к более тяжелым последствиям), а также принять меры для недопущения подобных случаев. Работодатель, получив сообщения о несчастном случае, кроме случаев со смертельным исходом и групповых: - сообщает о несчастном случае в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев (далее – Фонда), если пострадавший является работником другого предприятия – это предприятие, в случае несчастного случая, который произошел вследствие пожара – соответствующие органы государственной пожарной охраны, а в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления) – соответствующие учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы; - организовывает его расследование и создает комиссию по расследованию.

№ слайда 9

Описание слайда:

Расследование НС Вид НС Травма, острое профессиональное заболевание (отравление) 1-го работника без смертельного исхода НС со смертельным исходом 1-го работника или его исчезновение во время исполнения трудовых обязанностей; групповой НС или гибель Состав комиссии 1. Руководитель (специалист) службы ОТ – глава комиссии 2. Руководитель структурного подразделения 3. Представитель профсоюза или трудового коллектива 4. Др. лица Порядок работы комиссии Результаты работы комиссии 1. Должностное лицо Госнадзорохрантруда – глава 2. Работодатель 3. Представитель профсоюза 4. Представитель трудового коллектива 5. Представитель Фонда 6. Представитель местной госадминистрации 7. Представитель СЭС (острые профзаболевания) Вид НС Состав комиссии Порядок работы комиссии Результаты работы комиссии Комиссия должна на протяжении 3-х суток: 1. обследовать место НС, опросить свидетелей и получить объяснение пострадавшего, если это возможно 2. определить, связан или не связан этот случай с производством 3. установить соответствие условий труда требованиям НП актов по ОТ 4. определить лиц, которые допустили нарушение законодательства по ОТ Комиссия должна на протяжении 10-ти суток: 1. обследовать место НС, опросить свидетелей и получить объяснение пострадавшего, если это возможно 2. определить, связан или не связан этот случай с производством 3. установить соответствие условий труда требованиям НП актов по ОТ 4. определить лиц, которые допустили нарушение законодательства по ОТ 1. Акт по форме Н-5 (2 экз.) 2. Акт по форме Н-1 или НТ (6 экз.) 3. Акт по форме П-5 (отравление) 1. Акт по форме Н-5 (2 экз.) 2. Акт по форме Н-1 или НТ (на каждого пострадавшего в 2-х экз.) 3. Акт по форме П-5 (отравление)

№ слайда 10

Описание слайда:

По выводам работы комиссии по расследованию признаются связанными с производством случаи 1) пребывания на рабочем месте, на территории предприятия или в другом месте работы на протяжении рабочего времени начиная с момента прихода работника на предприятие к его выходу, который должен фиксироваться соответственно правилам внутреннего трудового распорядка, или по доверенности работодателя в нерабочее время, во время отпуска, в выходные и праздничные дни; 2) приведения в порядок орудий труда, средств защиты, одежды перед началом работы и после ее окончания, выполнение мероприятий личной гигиены; 3) проезда на работу ли с работы на транспортном средстве предприятия или на транспортном средстве другого предприятия, которое предоставило его в соответствии с договором (заявлением), при наличии распоряжения работодателя; 4) использование собственного транспортного средства в интересах предприятия с разрешения или по доверенности работодателя соответственно установленному порядку; 5) ликвидации аварий, пожаров и последствий стихийного бедствия на производственных объектах и транспортных средствах, которые используются предприятием; 6) другие случаи, указанные в Положении.

№ слайда 11

Описание слайда:

По выводам работы комиссии по расследованию не признаются связанными с производством случаи во время следования на работу ли с работы пешком, на общественном, собственном или другом транспортном средстве, которое не принадлежит предприятию и не используется в интересах этого предприятия; 2) по месту постоянного проживания; 3) во время использования работником в личных целях транспортных средств предприятия без разрешения работодателя, а также оборудования, механизмов, инструментов, кроме случаев, которые произошли вследствие неисправности этого оборудования, механизмов, инструментов; 4) вследствие отравления алкоголем, наркотическими или другими отравляющими веществами, а также вследствие их действия (асфиксия, инсульт, остановка сердца и т.п.) при наличии медицинского вывода, если это не вызвано применением этих веществ в производственных процессах, или нарушением требований безопасности относительно их хранения и транспортировки или если потерпевший, который находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, был отстранен от работы в соответствии с установленным порядком; 5) во время преступлений или других правонарушений, если эти действия подтверждены решением суда; 6) в случае естественной смерти или самоубийства за исключением случаев, что подтверждено выводами судейско-медицинской экспертизы и органами прокуратуры.

Тема. Охрана труда 1. Понятие, содержание и значение охраны труда. Законодательство об охране труда 2. Право работника на охрану труда, его гарантии и обязанности работодателя по его обеспечению. 3. Организация охраны труда, ее органы. 4. Обеспечение охраны труда. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Система стандартов безопасности труда. 5. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. 5. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.


1. Понятие, содержание и значение охраны труда. - это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально- экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Охрана труда в широком смысле - это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально- экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др.


Это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий. Понятие охраны труда в узком смысле - это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.


Институт охраны труда состоит из следующих групп норм: нормы - принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда; нормы - принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда; нормы, обеспечивающие право работника на охрану труда и его гарантии; нормы, обеспечивающие право работника на охрану труда и его гарантии; нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве; нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве; правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ). правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ).


Социальное значение охраны труда: охраняет жизнь и здоровье работников от возможных производственных вредностей; охраняет жизнь и здоровье работников от возможных производственных вредностей; способствует культурно-техническому росту; способствует культурно-техническому росту; способствует гуманизации труда. способствует гуманизации труда.


Экономическое значение охраны труда: рост производительности труда работников, а тем самым и рост производства, экономики; рост производительности труда работников, а тем самым и рост производства, экономики; сокращение потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования. сокращение потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.


Правовое значение охраны труда: способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда. является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.




Принципы организации охраны труда: 1) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; 2) координация деятельности по охране труда с другими областями экономической и социальной политики; 3) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны; 4) государственное управление деятельностью по охране труда; 4) государственное управление деятельностью по охране труда; 5) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда; 6) взаимодействие и сотрудничество органов госуправления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации госполитики в области охраны труда; 7) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве; 8) установление статистической отчетности об условиях труда и несчастных случаях на производстве.


Принципы экономической государственной политики по охране труда: 1. проведение эффективной налоговой политики, стимулирующее создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной зашиты; 2. участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; 3. установление компенсаций и льгот за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда; 4. защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей.


Организационные принципы охраны труда: 1. подготовка специалистов в области охраны труда; 2. информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве; 3. распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению охраны условий труда


2. Право работника на охрану труда, его гарантии и обязанности работодателя по его обеспечению - это право работника, реализуемое в процессе его труда. Право на охрану труда - это право работника, реализуемое в процессе его труда. С поступлением оно активно реализуется, и обеспечить это право обязан работодатель, его администрация


Содержание права на охрану труда включает ряд прав: 1) на безопасное рабочее место; 2) на возмещение вреда; 3) на получение достоверной информации от работодателя о состоянии охраны труда на его рабочем месте; 4) на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья; 5) на обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной защиты; 6) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя; 7) на бесплатную переподготовку за счет работодателя; 8) на проведение инспектирования соответствующими органами условий и охраны труда; 9) на обращение с жалобой в соответствующие органы власти и профсоюзы о неудовлетворительных условиях и охране труда; 10) на участие в проверке и рассмотрении вопросов об улучшении условий и охраны труда.


Гарантии права работника на охрану труда: 1) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; 2) условия трудового договора должны соответствовать требованиям охраны труда; 3) при приостановке работы из-за нарушения законодательства об охране труда за работником сохраняется место работы, (должность) и средний заработок; 4) при приостановке деятельности или закрытии предприятия из-за нарушения охраны труда, работник обеспечивается рабочим местом; 5) при ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить его бесплатное обучение новой профессии (специальности) с сохранением на период переподготовки среднего заработка; 6) отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий привлечения к дисциплинарной ответственности.


3. Организация охраны труда, ее органы включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет. Организация охраны труда включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.




В отличие от текущего (в процессе труда) называется так потому, что осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) называется так потому, что осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов.


Инструктаж бывает: а) вводный со всеми работниками при их приеме на работу; б) первичный на рабочем месте; в) повторный, если требуют обстоятельства; г) внеплановый при изменении правил охраны труда технологического процесса и т. д.; д) целевой при работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и т.д.


4. Обеспечение охраны труда. Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Система стандартов безопасности труда - это не только оборудование, станки, технологии, безопасные для работника, но и правильная расстановка станков, безопасность производственных материалов, сырья, защитные средства при их опасности, как коллективные, так и индивидуальные, профилактические средства на вредных условиях труда. Техника безопасности - это не только оборудование, станки, технологии, безопасные для работника, но и правильная расстановка станков, безопасность производственных материалов, сырья, защитные средства при их опасности, как коллективные, так и индивидуальные, профилактические средства на вредных условиях труда.


Входит состояние воздушной среды, освещение, выдача бесплатной специальной одежды, мыла или смывающих веществ на грязных работах, оборудование бытовых помещений. В производственную санитарию входит состояние воздушной среды, освещение, выдача бесплатной специальной одежды, мыла или смывающих веществ на грязных работах, оборудование бытовых помещений.


5. Расследование и учет несчастных случаев на производстве Основные этапы расследования несчастного случая: 1. Создание специальной комиссии. 2. Проведение расследования комиссией и информирование о выводах руководителя организации. 3. Оформление акта о несчастном случае. 4. Регистрация оформленного несчастного случая работодателем в соответствующем журнале регистрации несчастных случаев по установленной форме.


Устанавливаемая специальными нормами система правовых мероприятий, обеспечивающая с учетом физиологических особенностей женского организма, его материнской функции безопасность условий работы для организма матери (будущей матери) и ее потомства. Особая охрана труда женщин - устанавливаемая специальными нормами система правовых мероприятий, обеспечивающая с учетом физиологических особенностей женского организма, его материнской функции безопасность условий работы для организма матери (будущей матери) и ее потомства.


Это система специальных норм, предоставляющих молодежи (особенно подросткам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, защите от тяжелых, вредных и опасных условий труда, которая позволяет молодежи безопасно для организма, психики трудится и сочетать работу на производстве с продолжением образования. Особая охрана труда молодежи - это система специальных норм, предоставляющих молодежи (особенно подросткам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, защите от тяжелых, вредных и опасных условий труда, которая позволяет молодежи безопасно для организма, психики трудится и сочетать работу на производстве с продолжением образования.

Охрана труда сегодня чрезвычайно актуальна, так как
успешность предприятия определяется не только его
финансово-экономическими показателями, но и
отношением к охране труда – через показатели
травматизма, несчастных случаев на производстве,
которые парализуют работу предприятия, создавая
нервозную обстановку в коллективе и принося
существенные финансовые потери.

ГЛАВА 1 Охрана труда как правовой
институт
Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных
с ними отношений, в том числе в области охраны труда, в соответствии с
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами
осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права: Трудовым
кодексом РФ (ТК РФ); иными федеральными законами; указами
Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными
правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ; актами органов местного самоуправления;
локальными нормативными актами.

Охрана труда – система сохранения жизни и
здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающая правовые, социальноэкономические, санитарно-гигиенические, лечебнопрофилактические, реабилитационные и другие
мероприятия.
Условия труда – совокупность
факторов производственной среды и
трудового процесса, оказывающих
влияние на работоспособность и
здоровье работника.

законодательство в области охраны труда;
основы техники безопасности;
гигиена труда и производственная
санитария.

Государство гарантирует работникам
защиту их права на труд в условиях,
соответствующих требованиям
охраны труда. Условия труда,
предусмотренные трудовым
договором, должны соответствовать
требованиям охраны труда.
На время приостановления работ в связи с
приостановлением деятельности или временным
запретом деятельности вследствие нарушения
государственных нормативных требований охраны труда
не по вине работника за ним сохраняются место работы
(должность) и средний заработок. На это время работник
с его согласия может быть переведен работодателем на
другую работу с оплатой труда по выполняемой работе,
но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Все работники, в том числе руководители организаций, а также
работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны
проходить обучение охране труда и проверку знания требований
охраны труда в порядке, установленном уполномоченным
Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с
учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений.
Государство обеспечивает профессиональную подготовку
специалистов по охране труда в образовательных учреждениях
среднего профессионального и высшего профессионального
образования.

При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК
РФ, работодатель (его представитель) обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости
доставку его в медицинскую организацию;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной
чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была
на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не
ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;
зафиксировать сложившуюся обстановку;
немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации,
указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых
актах РФ;
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и
своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов
расследования в соответствии с настоящей главой.

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном
случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его
представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной
форме:
в соответствующую государственную инспекцию труда;
в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного
самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере
деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте,
подконтрольных этому органу;
в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

ГЛАВА 2 Обеспечение охраны труда
Главной целью мероприятий
данного раздела является
проведение работы по
совершенствованию правовой и
нормативной базы для
обеспечения реализации Основ
законодательства РФ об охране
труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется
Правительством РФ (ст.216ТК РФ) непосредственно или по его
поручению федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими
федеральными органами исполнительной власти в пределах их
полномочий.

Образован ряд федеральных органов исполнительной власти по
надзору в установленной сфере деятельности:
Федеральная служба по труду и занятости;

здравоохранения и социального развития
(Росздравнадзор);
Федеральная служба статистики;
Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
(Ростехнадзор);
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека (Роспотребнадзор) и др.

На территории РФ во всех организациях государственный надзор и
контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют
органы федеральной инспекции труда (ст.353-369 ТК РФ).
В соответствии со ст.370 ТК РФ профсоюзы имеют право на
осуществление контроля соблюдения работодателями и их
представителями трудового законодательства, для чего могут создавать
правовые и технические инспекции труда с полномочиями по
положению об общероссийском профсоюзе и его объединениях.

Отправной точкой при создании безопасных условий труда
является ст. 217 ТК РФ, в которой говорится, что у каждого
работодателя, осуществляющего производственную
деятельность, с численностью работников более 50 человек
должна быть создана служба охраны труда или введена
должность специалиста по охране труда, имеющего
соответствующую подготовку или опыт работы в этой
области.

Осуществляют контроль за:
наличием в подразделениях инструкций по охране труда
для работников согласно перечню профессий и видов
работ, на которые должны быть разработаны инструкции
по охране труда, своевременным их пересмотром;
проведением аттестации рабочих мест по условиям
труда и подготовкой к сертификации работ по охране
труда;
эффективностью работы аспирационных и
вентиляционных систем;
санитарно-гигиеническим состоянием
производственных и вспомогательных помещений;
состоянием предохранительных
приспособлений и защитных устройств и тд

Охрана труда – это действительно огромный правовой
институт, решающий важные государственные вопросы,
т.к. охрана жизни и здоровья работников –
первостепенная задача и государства, и работодателя по
отношению к результатам трудовой деятельности, что
является общечеловеческим принципом, отвечающим
Всеобщей декларации прав и свобод человека,
конвенциям и декларациям Международной организации
труда, а также соответствует международным
обязательствам Российской Федерации, Конституции
Российской Федерации.

Слайд 2: 1. Законодательные основы охраны труда

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопас­ности и гигиены. Данный принцип означает наличие и функцио­нирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области. В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сфе­ры трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 авгу­ста 1993 г. был принят очень важный документ - «Основы законо­дательства Российской Федерации об охране труда (с последующи­ми изменениями и дополнениями)». Новым этапом развития ука­занного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в 1998 г. Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». И наконец, при­нятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений - Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 февраля 2002 г.

Слайд 3

В Трудовом кодексе РФ отражены следующие вопросы: охрана труда (раздел X), труд женщин, труд молодежи. Основные принципы государственной политики в области ох­раны труда представлены в Федеральном законе РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом 23 июня 1999 г. К этим принципам относятся: признание приоритета жизни и здоровья работника по от­ношению к результатам производственной деятельности; государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности; обеспечение общественного контроля за соблюдением зако­нодательства в области охраны труда; обязательность расследования несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний; обучение безопасным методам труда и подготовка специали­стов в области охраны труда; гарантирование компенсаций за вред, причиненный работ­никам; Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивиду­ального трудового договора (TK РФ).

Слайд 4: 2. Государственные нормативные требования по охране труда в России

Правительством РФ 12 августа 1994 г. принято постановление № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации», которым утвержден перечень ви­дов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в Российской Феде­рации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Слайд 5

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды норма­тивных правовых актов по охране труда: Государственные стандарты системы стандартов безопасно­сти труда (ГОСТ ССБТ); Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ), которые утверждают федеральные орга­ны исполнительной власти; Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиениче­ские нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН); Строительные нормы и правила (СНиП); Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопас­ной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), которые утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией; Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М), которые утверждает Минздравсоцразвития России; Межотраслевые организационно-методические документы (по­ложения, рекомендации, указания), которые утверждают Мин­здравсоцразвития России и федеральные органы надзора; Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти; Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти; Отраслевые организационно-методические документы (по­ложения, указания, рекомендации) - утверждают федераль­ные органы исполнительной власти.

Слайд 6

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции на основе государственных нормативных правовых актов, со­держащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и ут­верждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных норма­тивных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли. Типовые инструкции разрабатываются научно-исследователь­скими, проектно-конструкторскими и другими институтами, пред­приятиями и т.д. по указанию соответствующих министерств. Инструкции, разрабатываемые на каждом предприятии руководите­лями цехов, участков, отделений, в отличие от типовых, учитывают спе­цифику каждого отдельного предприятия и его подразделения.

Слайд 7: 3. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

В зависимости от характера нарушения и последствий преду­смотрены три формы ответственности (дисциплинарная, административная, уголовная). Дисциплинарная - замечание, выговор, строгий выговор, уволь­нение. Возможно лишение премии. Административная - применяется за нарушения, где не преду­смотрена уголовная ответственность и, влечет за собой наложение в соответствии с ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» Кодекса об административных правонарушениях РФ административного штрафа на должностных лиц в размере от од­ной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих пред­принимательскую деятельность без образования юридического ли­ца, - от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановле­ние деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административ­ное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должност­ным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисква­лификацию на срок от одного года до трех лет.

Слайд 8

Уголовная ответственность определяется судом. В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по со­блюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности при­чинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минималь­ных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосто­рожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. В некоторых случаях возможна и материальная ответственность, которая имеет два вида: материальная ответственность работника за нанесенный им ущерб предприятию (работодателю); материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесенный ему ущерб на работе. Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли.

Слайд 9: 4. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования »

С 1 июля 2009 г. введен межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» (взамен ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»), в котором разработаны требования к системам управления охраной труда в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе широ­комасштабного подхода, который предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасно­сти труда и здоровья работников в организации. Положительное воздействие внедрения системы управления охраной труда (СУОТ) на уровне организации выражается как в снижении воздействия опасных и вредных производственных фак­торов и рисков, так и в повышении производительности, что в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.

10

Слайд 10

Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) - специализирован­ным учреждением ООН, международной организацией, занимаю­щейся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 г. участниками МОТ являются 182 государства. С 1920 г. штаб-квартира организации - Международное бюро труда находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматри­вает наряду с представительством правительств стран-членов так­же представительство профсоюзов и организаций предпринимате­лей этих стран. Этот трехсторонний подход предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Добровольно принимаемые требования к СУОТ отражают ценности и средства МОТ, позво­ляющие обеспечивать безопасность и здоровье работников. Практические рекомендации, содержащиеся в стандарте ГОСТ 12.0.230-2007, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление ОТ. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законо­дательства, действующих правил или утвержденных стандартов.

11

Слайд 11

На работодателя возлагается непосредственная ответствен­ность и обязанность по обеспечению безопасных условий и ох­раны здоровья работников в организации. Применение СУОТ способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоя­щий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда. На национальном уровне стандарт служит: 1) для установления национальных основ СУОТ, подкреплен­ных национальными законами и иными нормативными правовыми актами; 2) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на со­блюдение норм и иных нормативных правовых актов, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда; 3) руководящими указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по СУОТ для качественно­го обеспечения практических потребностей организаций в соответ­ствии с их размером и характером деятельности. На уровне организации стандарт предназначен: 1) служить руководящими указаниями по объединению эле­ментов СУОТ в организации в качестве составной части общей по­литики и системы управления; 2) способствовать активизации всех работников организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персо­нала, работников и их представителей с целью применения совре­менных принципов и методов управления охраной труда, направ­ленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

12

Слайд 12

Система СУОТ состоит из следующих подсистем (блоков): по­литика, организация, планирование и применение, оценка, дейст­вие по совершенствованию (рис. 2.1).

13

Слайд 13

Блок «Политика» включает политику организации в области ох­раны труда, выполнение которой организация принимает на себя: обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работни­ков организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требо­ваний, которые организация обязалась выполнять; обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ; непрерывное совершенствование функционирования СУОТ. Участие работников и их представителей является ключевым элементом СУОТ в организации. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспек­там охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий. Работодатель должен также обеспечи­вать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными зако­нами и практикой.

14

Слайд 14

В блоке «Организация» должны быть четко установлены струк­туры и процессы в организации: управления охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях; определения и доведения до работников организации обя­занности, ответственность и полномочия лиц, которые вы­являют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда; проведения, при необходимости, эффективного и оператив­ного наблюдения (надзора) за безопасностью и охраной здо­ровья работников; сотрудничества, передачи и обмена информацией между ра­ботниками, включая их представителей, при применении СУОТ данной организации; соблюдения принципов построения СУОТ, содержащихся в национальном стандарте, специальных стандартах или в программах по охране труда, выполнение которых организа­ция принимает на себя; установления и выполнения ясной политики по охране тру­да и измеряемые цели; установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способст­вующих сохранению здоровья в течение трудового процесса; разработки программ профилактики заболеваний и оздоров­ления работников; обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда; предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного вы­полнения ими своих функций; обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комис­сии) по охране труда (при их наличии).

15

Слайд 15

На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответ­ственностью и полномочиями по: развитию, применению, периодическому анализу и оценке СУОТ; периодической отчетности высшему руководству о результа­тивности функционирования СУОТ; содействию в участии всех работников организации в рабо­тах по обеспечению безопасности труда. Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определе­ния и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой, и применения СУОТ. Документация по охране труда может включать: сведения, вытекающие из применения СУОТ; сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инци­дентах, связанных с работой; требования национальных законов или иных нормативных правовых актов по охране труда; данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производствен­ной средой и за состоянием здоровья работников; результаты текущего и реагирующего наблюдения функцио­нирования СУОТ.

16

Слайд 16

Блок «Планирование и применение» должен содержать вопросы анализа, планирования, разработки и применения СУОТ в органи­зации. В процессе исходного анализа оценивают существующую в ор­ганизации СУОТ и соответствующие мероприятия. Исходный ана­лиз проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работни­ками организации и (или) их представителями. Они должны: определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по ох­ране труда и другие требования, соблюдение которых орга­низация принимает на себя; определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда; определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков; провести анализ результатов наблюдений за состоянием здо­ровья работников. Результат исходного анализа должен: быть документально оформлен; стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда; определить базовый уровень для сравнения и оценки непре­рывного совершенствования СУОТ в организации.

17

Слайд 17

В процессе планирования определяется цель планирования СУОТ в организации, которая заключается в разработке на пред­стоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспе­чение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления. Комплекс мероприятий включает: как минимум, соответствие условий труда требованиям на­циональных законов и иных нормативных правовых актов; основные элементы СУОТ в организации; непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Мероприятия по планированию ОТ в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов СУОТ (рис. 2.1). Блок «Планирование и применение» содержит также цели в облас­ти охраны труда, предупредительные и контролирующие меры по предотвращению опасностей.

18

Слайд 18

Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе. Преду­предительные и контролирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности: устранить опасности/риски; ограничить опасности/риски в его источнике путем исполь­зования технических средств коллективной защиты или ор­ганизационных мер; минимизировать опасности/риски путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры ад­министративного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами; работодатель - бесплатно предоставить СИЗ, включая спецодежду, в случае невозможности ограничения опасно­стей/рисков средствами коллективной защиты и принять меры по обеспечению их использования и обязательного технического обслуживания.

19

Слайд 19

Изменения в организации должны быть под строгим контролем. Влияющие на охрану труда изменения (прием на работу, применение новых технологических и трудовых процессов или организационных структур) и внешние изменения (например, в результате совершенство­вания национальных законов и иных нормативных правовых актов, слияния компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть оценены, а соответствующие предупредительные меры выполнены еще до введения изменений в практику. Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов, оборудования должны быть выпол­нены определение опасностей и оценка рисков на рабочих местах. Такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда, где это необходимо. При выполнении решений об изменениях следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.

20

Слайд 20

Данный блок также содержит вопросы предупреждения аварий­ных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать пре­дупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда. Все мероприятия разрабатывают в соответствии с размером и характе­ром деятельности организации. Они должны: гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне; предоставлять информацию соответствующим компетент­ным органам, территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную связь с ними; предусматривать оказание первой медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; предоставлять необходимую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки, включая проведение регулярных тренировок по предупреж­дению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий.

21

Слайд 21

Блок «Оценка» содержит наблюдение, измерение результатов деятельности в области ОТ, их проверку. Наблюдения и измерения результатов деятельности следует: использовать как средства для определения степени, с кото­рой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются; включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве и инцидентов; фиксировать в записях. Наблюдение должно обеспечивать: обратную связь по результатам деятельности в области охра­ны труда; информацию для определения, результативности и эффек­тивности текущих мероприятий по определению, предот­вращению и ограничению опасных и вредных производст­венных факторов и рисков; основу для принятия решений о совершенствовании как оп­ределения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда. Реагирующее наблюдение должно включать определение, уве­домление и расследование: несчастных случаев, профзаболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности), ин­цидентов на производстве; других потерь, например имущественного ущерба; неудовлетворительных результатов деятельности по выпол­нению требований безопасности и охраны здоровья и недос­татков СУОТ; программ трудовой реабилитации и восстановления здоро­вья работников.

22

Слайд 22

Расследование возникновения и первопричин несчастных слу­чаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производст­ве должно выявлять любые недостатки в СУОТ и быть докумен­тально оформлено. Результаты таких расследований доводят до све­дения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, а комитет должен сформулировать рекомендации. Проверка включает оценку элементов СУОТ в организации или ее подсистем и должна охватывать: политику в области охраны труда; участие работников (или) их представителей; обязанности и ответственность; компетентность и подготовку; документацию системы управления охраной труда; передачу и обмен информацией; планирование, развитие и функционирование СУОТ; предупреждающие и контролирующие меры; управление изменениями;

23

Слайд 23

предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидацию их последствий; материально-техническое снабжение; подрядные работы; наблюдение и измерение результатов деятельности; расследование несчастных случаев, профессиональных забо­леваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности охране здоровья; проверку; анализ эффективности управления охраной труда руково­дством; предупреждающие и корректирующие действия; непрерывное совершенствование; любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.

24

Последний слайд презентации: Тема 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Блок «Деятельность по совершенствованию» включает предупре­ждающие и корректирующие действия, которые являются следстви­ем наблюдения и оценки результативности системы управления охраной труда, проверок СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством. Эти мероприятия должны включать: определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управ­ления охраной труда; инициирование, планирование, реализацию, проверку эф­фективности и документального оформления корректирую­щих и предупреждающих действий, включая внесение изме­нений в саму СУОТ. Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов СУОТ и СУОТ в целом. Эти мероприятия должны учитывать: цели организации по охране труда; результаты определения и оценки опасных и вредных про­изводственных факторов и рисков; результаты наблюдения и измерения результатов деятельности; расследования несчастных случаев, профзаболеваний и ин­цидентов на производстве, результаты и рекомендации про­верок/ аудитов; выходные данные (выводы) анализа эффективности СУОТ руководством; предложения по совершенствованию, поступающие от всех работников организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют; изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также кол­лективных соглашениях; новую информацию в области охраны труда; результаты выполнения программ защиты и поддержки здо­ровья.

Loading...Loading...