Договор контрактации субъекты. Стороны договора контрактации

Соглашение, заключение договора между производителем сельскохозяйственной продукции и заготовителем. По договору контрактации изготовитель с/х товара обязуется передать выращенную продукцию другому лицу, который ее закупает с целью последующей переработки или реализации.

Контрактация – это система соглашения между крестьянскими хозяйствами и государством, которая существовала еще при СССР. Суть такой сделки – производителю доставки определенного объема продукции с/х назначения и ее сдачу стране в определенные соглашением сроки и на конкретных условиях.

Договор контрактации – это одни из видов стандартного соглашения купли-продажи, суть которого в регулировании отношений относительно производства и дальнейшей реализации сельскохозяйственной продукции.

Контрактация в СССР

Впервые соглашение контрактации получило распространение в 1918 году в отношении таких культур, как свекла, хлопок, лен и прочие. Уже через десять лет с целью стимулирования сельскохозяйственной сферы контрактация была расширена на все зерновые культуры и прочую с/х продукцию.

Именно благодаря контрактации стране удавалось заготавливать необходимые объемы продукции и эффективно вытеснять частный во взаимоотношениях между деревенями и большими городами. С другой стороны такие виды договоров позволили весьма точно формировать планы заготовок с/х продукции и улучшить ее качество.

С 1928 года колхозы активно сдают государству технологические и зерновые культуры, бобовые, рис, подсолнух, сою и так далее. При этом из-за нехватки ресурсов государство не всегда справляется со своими обязательствами. В 1932 году явные недостатки в контрактации привели к мощному сельскохозяйственному кризису. При этом в этом же году контрактация бала заменена обязательными поставками с/х продукции стране. С 1932 года договор стал актуален для молока, с 1933 года – для картофеля, с/х культур, подсолнечника и прочей продукции.


В свою очередь контрактация не исчезла полностью – она осталась для некоторых технических культур и некоторой продукции животноводства, к примеру, масляничных и новолубневых культур, молодняка животных, коконов и так далее.

В 1958 году контрактация использовалась только для закупки технических культур (табака, семян льна, волокна, хлопка, махорки, чайного листа и так далее). Но уже в 1961 году именно контрактация была признана единственной формой государственных закупок.

Особенности договора контрактации (стороны, права, обязанности)

Документ, заключенный между производителем с/х продукции и заготовителем, является взаимным, консенсуальным и возвмездным. Как следствие, для него характерны такие особенности:

1. Стороны соглашения :

- продавец по договору контрактации – это производитель сельскохозяйственной продукции. К нему можно отнести не только индивидуальных предпринимателей, но и крупные хозяйственные общества, производственные кооперативы, товарищества, фермерские хозяйства и прочие коммерческие структуры, которые занимаются производством (выращиванием) товаров с/х назначения.

Особенность упомянутых выше субъектов – реализация продукции, которая была выращена в личном хозяйстве. Таким образом, к понятию конрактации можно отнести соглашение между физическим лицами, занимающимися выращиванием с/х продукции и другой стороной, заинтересованной в ее покупке;

- заготовитель по договору контрактации . В данной роли может выступать коммерческая структура или лицо, работающее в качестве индивидуального предпринимателя. Основная цель покупателя – сбор сельскохозяйственной продукции и ее последующая реализация (переработка). Как правило, к заготовителям можно отнести фабрики, комбинаты по производству молочной продукции, фабрики по обработке шерсти, оптовые и заготовительные компании.

В случае если покупатель ставит иные цели по отношению к товару, то такие взаимоотношения не могут регулироваться договором контрактации

4. Ответственности участников договора . Каждая из сторон несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Так, производитель с/х товара – в случае доказательства его вины, а покупатель по всем нормам гражданско-правовой ответственности.

Обязанности заготовителя регулируются с особым вниманием. В частности, по договору контрактации покупатель обязуется принять с/х товар по месту его нахождения и организовать его транспортировку в другую точку. Если продукция доставляется к месту расположения заготовителя продавцом, то покупатель не имеет права отказаться от товара (при условии что он доставлен в срок и имеет соответствующее качество). При этом заготовитель сельскохозяйственной продукции обязуется отдавать отходы от переработанной продукции с условием ее оплаты по согласованной ранее цене.

Заготовитель освобождается от ответственности только в той ситуации, когда он доказал невозможность иного развития событий. В противном случае обязательной является выплата неустойки, штрафа или пени.
Ответственность производителя ограничена. Он признается невиновным в случае ненадлежащего исполнения договора контрактации, если сумел доказать, что сделал все возможное для своевременного выполнения обязательств.

На практике производитель с/х продукции редко признается виновным при несоблюдении своих обязательств. При этом в качестве причины могут быть не только чрезвычайные ситуации (засуха, градобитие, наводнения и атак далее), но и ряд других случаев. Кроме этого, продавец с/х товара считается невиновным, если невыполнение условий договора вызвано неисполнением обязательств самим заготовителем (к примеру, невыплатой авансового платежа).

5. Остальные критерии договора контрактации :

Цена соглашения определяется на основании текущих правил купли-продажи. При этом данное условие не относится к наиболее важному условию договора;
- срок исполнения (поставки) обязательно прописывается в документе и относится к существенным;
- форма заключенного контракта должна быть исключительно писмьменной. Все разногласия, касающиеся заключения договора и дальнейших взаимоотношений должны регулироваться на основании статьи 507 ГК РФ.

Сам документ может иметь следующий вид.

Договор контрактации и договор поставки: основные отличия

Много вопросов возникает по поводу отличий между двумя популярными видами договоров – поставки и контрактации. С одной стороны у этих соглашений есть общие черты, а с другой – договор контрактации имеет ряд особенностей. Выделим следующие аспекты:

1. Сфера применения . Особенность контрактации – оформление отношений между субъектами права, располагающимися в городе, и продавцами сельскохозяйственной продукции, находящимися в с/х местности.

2. Предмет договора контрактации – исключительно с/х продукция, которая была произведена (выращена) продавцом.

3. Составом. В соглашении участвую две стороны – продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) и покупатель (заготовитель).

4. Факторами, влияющими на исполнение . На реализацию договора могут влиять различные факторы, которые нельзя предусмотреть.

5. Ответственностью сторон. отвечает только за неисполнение своих обязательств (при условии, что за ним нет вины). Поставщик также отвечате только при наличии вины. При этом законодательство всегда на стороне производителя с/х продукции.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) – коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые могут продавать лишь произведённую ими самими продукцию.

    Заготовитель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель).

Существенными условиями договора являются:

    Предмет (любая продукция сельскохозяйственного производства).

Продукция, закупаемая для последующей переработки или перепродажи, также является предметом договора контрактации.

    Срок.

Форма договора контрактации – письменная.

    Обязанность производителя сельскохозяйственной продукции – передать заготовителю произведённую продукцию в согласованном ассортименте (соотношение по сортам, видам).

    Обязанности заготовителя:

а). Принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту его нахождения;

б). Обеспечить вывоз продукции за пределы хозяйства производителя, если договором не предусмотрено иное;

в). Оплатить продукцию.

    Договор энергоснабжения

Договор энергоснабжения – это соглашение сторон, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Предметом данного договора является энергия (электрическая, тепловая).

Сторонами по договору выступают энергоснабжающая организация – юридическое лицо и абонент, которым может быть как гражданин, так и юридическое лицо.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Обязанности энергоснабжающей организации:

    Подача энергии в должном количестве и с соблюдением должного режима.

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (ст. 541 ГК РФ).

    Подача энергии определенного качества.

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (ст. 542 ГК РФ).

Предмет договора контрактации . Товаром по договору контрактации является продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства).

Продукция сельскохозяйственного производства, являющаяся предметом договора контрактации, должна обладать следующими особенностями:

1) она должна быть произведена (выращена) производителем, а не закуплена у других лиц. Речь идет о такой продукции, которая непосредственно выращивается (овощи, фрукты, зерно) или производится (птица, молоко, шерсть) в сельскохозяйственном производстве. По договору контрактации не могут реализовываться товары , представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции (масло, сыр, консервированные овощи, соки), поскольку деятельность по их производству не связана с погодными и иными неблагоприятными факторами, обуславливающими экономическое неравенство производителя. Реализация таких товаров должна осуществляться по договору поставки. Но если переработчиком сельскохозяйственной продукции выступает ее производитель (например, продажа сыра, произведенного из самостоятельно полученного производителем молока), то деятельность продавца имеет специфику сельскохозяйственного производства, поэтому такой договор на реализацию переработанных сельскохозяйственных продуктов можно отнести к контрактации;

2) продукция должна определяться родовыми признаками;

3) как правило, продукция является будущей, т.е. еще не существующей на момент заключения договора. Относительно данного признака в литературе нет единого мнения.

Ряд исследователей (В.В. Витрянский, И.В. Елисеев, З.И. Носова и др.) считают, что предметом договора может выступать и продукция, имеющаяся на момент заключения договора. По их мнению, сельскохозяйственный производитель в принципе находится в экономически зависимом положении, поэтому нормы института контрактации должны применяться к отношениям по продаже товаропроизводителем выращенной им сельскохозяйственной продукции независимо от того, является ли предметом договора продукция, уже существующая на момент заключения договора, или продукция, которую предстоит вырастить (произвести) в будущем.

Другие ученые (Н.И. Клейн и др.) полагают, что экономическое неравенство между сельскохозяйственным производителем и заготовителем существует лишь в том случае, когда специфика сельскохозяйственного производства порождает риск неисполнения конкретного обязательства по передаче конкретной сельскохозяйственной продукции, поэтому предметом договора контрактации может быть лишь такая продукция, которую продавцу предстоит вырастить (произвести).

На наш взгляд, вторая точка зрения является более обоснованной;

4) продукция должна приобретаться заготовителем для переработки или продажи, а не для потребления (не для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования). Не может, например, рассматриваться в качестве контрактации обязательство, по которому производитель продает выращенную им сельскохозяйственную продукцию потребителю (гражданину или юридическому лицу).

Отсутствие любого из этих четырех признаков исключает квалификацию правоотношения как возникшего из договора контрактации.

Согласование предмета договора контрактации предполагает определение в договоре количества и ассортимента сельскохозяйственной продукции (ст. 537 ГК РФ).

Срок договора контрактации . Срок исполнения обязанности передать товар в договоре контрактации относится к существенным условиям, поскольку данный договор является разновидностью договора поставки.

Договор контрактации может предусматривать единовременную передачу товара либо передачу товара определенными партиями в течение длительного периода.

Досрочная передача товаров может производиться с согласия заготовителя (п. 3 ст. 508 ГК РФ).

Форма договора контрактации .

К форме договора контрактации применяются общие положения ГК РФ о форме сделок (статьи 158-164 ГК РФ).

Поскольку сторонами в договоре являются юридические лица (и/или индивидуальные предприниматели), договор должен заключаться в простой письменной форме.

Особенности заключения договора контрактации .

Порядок заключения договора контрактации (в том числе процедура разрешения разногласий при заключении договора) аналогичен порядку заключения договора поставки (см. ст. 507 ГК РФ, главу 3 настоящей работы).

Обязанности продавца (производителя) по договору контрактации .

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции в договоре контрактации совпадают с обязанностями поставщика по договору поставки. Аналогичны также (за некоторыми изъятиями, которые мы рассмотрим) последствия неисполнения соответствующих обязанностей. Поэтому мы перечислим обязанности поставщика, не раскрывая их и не останавливаясь на последствиях неисполнения, совпадающих с последствиями неисполнения обязанностей по договору поставки.

Особенностью ответственности производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является то, что он несет ответственность только при наличии вины (ст. 538 ГК РФ). Данное положение является изъятием из общего правила об ответственности предпринимателей на началах риска, т.е. независимо от вины. Тем самым законодатель повысил уровень правовой защищенности производителя, деятельность которого зависит от ряда случайных факторов.

Производитель по договору контрактации обязан передать продукцию:

  1. заготовителю (контрактанту);
  2. свободной от прав третьих лиц;
  3. со всеми принадлежностями и документами ;
  4. к сроку и в количестве, установленным в договоре;
  5. в согласованном ассортименте;
  6. надлежащего качества;
  7. в таре и (или) упаковке.

Обязанности заготовителя (контрактанта) по договору контрактации .

Обязанности заготовителя (контрактанта) также соответствуют, в основном, общим нормам об обязанностях покупателя в договоре поставки.

Заготовитель (контрактант) обязан:

1. Принять продукцию.

Особенность исполнения данной обязанности состоит в том, что, если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз (ст. 536 ГК РФ).

В случае когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

2. Письменно уведомить производителя о нарушении последним условий договора.

3. Оплатить продукцию.

Специфика ответственности заготовителя при неисполнении данной обязанности состоит в том, что за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме неустойки (штрафы, пени).

Размеры неустойки могут быть определены в договоре или специальных законах. До 1 сентября 2005 г. действовал ныне утративший силу Федеральный закон от 14.07.97 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривал пени в размере 2% за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%. В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 22.09.93 № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары», в соответствии с которым за несвоевременную оплату произведенной и переданной сельскохозяйственной продукции покупатель (заготовитель) обязан уплатить производителю пени в размере 1% неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

4. Возвратить производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором.

Заготовитель несет данную обязанность, только если она содержится в договоре (п. 3 ст. 536 ГК РФ).

В заключение приведем пример, еще раз подчеркивающий специфику предмета договора контрактации.

Между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья. Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что, поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следовало, что виновного нарушения обязательства со стороны кооператива не было.

Суд кассационной инстанции решение отменил и иск удовлетворил исходя из следующего. Предметом договора действительно была продукция, которую должен был произвести кооператив. Если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать приобретенное сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины.

Договор контрактации представляет собой разновидность поставки товаров, поэтому к нему применяются положения о договоре поставки. Он также имеет длительную историю в отечественной правовой системе, восходящую к первой половине прошлого века. Первыми нормативными правовыми актами, регулировавшими отношения по поставке сельскохозяйственной продукции на тот период времени, были постановление Совета труда и обороны от 14 декабря 1928 г. "О контрактации продуктов сельского хозяйства в 1928/29 г." и постановление CHK СССР от 7 октября 1929 г. "О контрактации продуктов сельского хозяйства". В настоящее время данные отношения регулируются нормами ГК РФ, Федеральными законами от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляются на основе отдельных положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия па 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющем)" закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Гражданское законодательство в этой сфере гарантирует свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Предметом в договоре контрактации может выступать исключительно продукция сельскохозяйственного производства. Перечень такой продукции можно найти в подзаконных нормативных актах. Так, постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 утвержден Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, а постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 - Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.

В связи с этим некоторые авторы отмечают, что особенности договора контрактации обусловлены именно спецификой предмета договора, а точнее спецификой его производства, и влияют на формирующиеся отношения между сторонами . С этим можно согласиться, поскольку производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей: зависимость от погодных условий, сезонный характер процесса, что ставит производителя сельскохозяйственной продукции в разряд более незащищенной стороны. В научной литературе обращается также внимание на то, что предметом обязательства в договоре контрактации может быть только "сельскохозяйственная продукция в натуральном виде", т.е. неперсработанная .

К этому следует добавить, что в договоре контрактации обязательство возникает по поводу продукции, которая только будет произведена (выращена) в будущем, но которой по факту нет у сельхозпроизводителя, и он обязуется ее вырастить (произвести) самостоятельно. Это очень существенный момент, имеющий значение в правоприменительной практике.

Так, в одном случае суд отказа! в удовлетворении исковых требований, поскольку в договоре не было указанно условие о передаче в качестве платежа выращенной продукции (фактически в качестве оплаты передавалась пшеница), и в связи с этим счел правоотношения контрактации между сторонами не возникшими (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. № Ф04-7577/2008(17128-Л45-17)).

В другом случае при разрешении спора в суде выяснилось, что договор купли-продажи товарной сои заключен после ее уборки. Суд, исходя из анализа ст. 535 ГК РФ, пришел к выводу о том, что заключение договора контрактации должно предшествовать периоду выращивания или производства сельхозпродукции и ее передаче заготовителю, а следовательно, предметом договора контрактации должен быть будущий урожай (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. № Ф08-7234/2006).

В третьем случае между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался). Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следует, что нарушения обязательства со стороны кооператива не было.

Суд кассационной инстанции решение отменил и удовлетворил иск исходя из следующего. Предметом настоящего договора действительно была продукция, которую должен был произвести сельскохозяйственный кооператив, занимающийся выращиванием и переработкой сельхозпродукции. Поэтому если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать "чужое" сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины .

Специфическими для договора контрактации являются также стороны договора. В качестве сторон договора контрактации выступают производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (покупатель). Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции в предпринимательских целях, им могут быть коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и публичные образования в лице соответствующих органов. В последнем случае речь идет о контрактации для публичных нужд, она осуществляется в целях удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов РФ, выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием, обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности и т.д.

В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных государственных нужд (федеральный фонд); региональных государственных нужд (региональные фонды).

Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, -собственностью субъектов РФ. Государственные заказчики не позднее чем за три месяца до начала года сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Продавцом в договоре контрактации выступает производитель сельскохозяйственной продукции. Словосочетание "сельскохозяйственный товаропроизводитель" появилось в научном и практическом обиходе сравнительно недавно и неоднозначно трактуется как в законодательстве, так и в теоретических исследованиях. Впервые о нем было сказано в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и его смысл не менялся при всех изменениях и дополнениях данного Закона. В абз. 7 ст. 1 Закона сельскохозяйственный товаропроизводитель определялся как физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

В ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

  • 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
  • 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Таким образом, в разряд сельскохозяйственных товаропроизводителей попали садоводческие и огороднические потребительские кооперативы, но не попали дачные потребительские кооперативы, а также садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие партнерства. Во всяком случае, такой вывод можно сделать при системном толковании указанных норм и ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
  • 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В соответствии со ст. 537 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Количество товаров как составляющее предмета договора является существенным условием договора контрактации. Заготовитель, в свою очередь, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, также договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 556 ГК РФ).

Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции. Общепризнанно, что существенное значение для специфики регулирования отношений по договору контрактации имеет норма об ответственности производителя сельскохозяйственной продукции . Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Сельскохозяйственный товаропроизводитель гарантированно не несет ответственность только в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, что является общим правилом для лиц при осуществлении предпринимательской деятельности.

В судебной практике отдельно разъяснены вопросы ответственности государственных заказчиков за несвоевременную оплату производителям закупленной у них для государственных нужд сельскохозяйственной продукции (см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г.№ С1-7/ОП-587).

  • Кузнецова Л. В. Договор контрактации: история и современность// Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. № 6. С. 42.
  • Лурье С. М., Козырь М. М. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР. Теория и практика. М., 1974. С. 129.
  • Каламанова Е. Договор контрактации: определение, права и обязанности сторон // Финансовая газета. 2006. № 2. С. 32.
  • Дикарев С. В. Ответственность но договорам на закупку сельскохозяйственной продукции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8-10.

История становления. Определение. Юридическая природа. Субъектный состав. Форма. Существенные условия. Иные особенности. Специфика ответственности.

1. Договор контрактации является разновидностью договора поставки (следовательно, и разновидностью купли-продажи) и так же, как договор поставки, сформировался в отдельную обязательственную конструкцию в советский период.

Из истории цивилистики

Статья 267. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Статья 268. Содержание договора контрактации Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Примером договора контрактации может быть соглашение между крестьянским (фермерским) хозяйством, выращивающим сельскохозяйственную продукцию (пшеницу, рожь, гречу, картофель и т.д.), и коммерческой организацией, перерабатывающей данную продукцию для дальнейшей поставки на хлебокомбинаты и оптовым организациям.

В действующем Гражданском кодексе договору контрактации посвящены четыре статьи (535-538), составляющие отдельный параграф главы "Купля-продажа". В силу прямого указания Кодекса к отношениям по договору контрактации субсидиарно применяются правила о договоре поставки (а в отдельных случаях - правила о договоре поставки товаров для государственных нужд).

2. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

3. По своей юридической природе договор контрактации:

Консенсуальный;

Возмездный;

Двусторонне обязывающий (взаимный).

4. Субъектный состав договора контрактации специфичен.

Сторонами этого договора являются:

Производитель (продавец);

Заготовитель (покупатель).

Производитель - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

Заготовителем выступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. К заготовителю Кодекс также предъявляет особые требования: по договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления!).

5. Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

6. Существенные условия договора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т.д.) или произведенной (птица, молоко и т.д.).

7. Иные особенности договора контрактации заключаются в следующем.

Во-первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. 536 и 537 ГК РФ).

В отличие от положения продавца и покупателя в договоре купли-продажи, в отношениях по контрактации продавец является слабой стороной, а заготовитель, напротив, представляет собой организацию, которая в состоянии диктовать свою волю производителю. Из данного обстоятельства вытекала необходимость формулирования норм, выравнивающих положение контрагентов.

(В.В. Витрянский)

Во-вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь, зависимой от климатических и погодных условий).

8. В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он!), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.

Литература

Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000 (и последующие издания).

Клейн Н.И. Договор поставки // Договоры в предпринимательской деятельности / отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М., 2008.

Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004.

Глава 36. Купля-продажа. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Общие положения

История становления. Экономическая потребность. Родовая принадлежность. Близость иных договорных конструкций. Правовая природа договора.

1. История становления. Правовое регулирование приобретения товаров для обеспечения нужд российского государства имеет продолжительную историю. Общая тенденция такого регулирования - принятие самостоятельных правовых актов о государственных закупках. Указанные акты содержат нормы, являющиеся специальными по отношению к нормам кодифицированных актов.

Из истории цивилистики

Том десятый "Свода законов Российской Империи" - "Свод законов гражданских" - содержал в себе "Положение о казенных подрядах и поставках".

Плановый характер экономики советского периода и доминирование государственного сектора стали одной из причин отсутствия необходимости в специальном регулировании закупок именно для государственных нужд.

Возврат к рыночной модели экономики, обеспечение свободы предпринимательской деятельности обусловили потребность в специальных нормах о поставках для государственных нужд. Применявшиеся с 1992 г. на территории России "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" возродили практику регулирования поставки товаров для государственных нужд с помощью специального законодательства, а именно действовал закон Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28.05.1992.

2. Экономическая потребность. Наличие специальных правил о поставке товаров для государственных нужд объясняется несколькими причинами.

Во-первых, исключительная заинтересованность государства в обеспечении собственных интересов как участника гражданского оборота, приобретающего материальные блага. Последние необходимы для поддержания материально-ресурсной базы государства уже как участника публичных правоотношений.

Во-вторых, необходимость рационального использования бюджетных средств.

В-третьих, предотвращение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Изложенные экономические причины в целом раскрываются через легальное определение государственных и муниципальных нужд. Это понятие обладает следующими ключевыми признаками:

Потребности государства и муниципальных образований в товарах (а также работах и услугах);

Особый источник оплаты приобретаемых благ (бюджетные и внебюджетные источники финансирования);

Публичный характер цели приобретения товаров (получения результата работ и заказа услуг).

3. Родовая принадлежность. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд представляет собой отдельный вид договора купли-продажи (наряду с розничной куплей-продажей, поставкой товаров, контрактацией, энергоснабжением, продажей недвижимости и т.д.) (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Близость иных договорных конструкций. ГК РФ и специальное законодательство о бюджетных закупках (т.е. закупках для государственных нужд) активно используют понятие "государственный (муниципальный) контракт". Определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд дает ГК РФ. Определение государственного (муниципального) контракта содержится в специальном законодательстве о бюджетных закупках.

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

С этих позиций договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд выступает одним из видов государственного (муниципального) контракта.

Необходимо различать "государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд" и "договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд" как основания возникновения соответствующих правоотношений.

4. Правовая природа договора. Научный подход к определению правовой природы государственного (муниципального) контракта:

Разновидность гражданско-правового договора (наиболее распространенная точка зрения);

Договор, лишенный товарного характера, и для его реализации заключаются соответствующие договоры;

Договор с сочетанием административно-правовых и гражданско-правовых элементов;

Договор с преобладанием административно-правовых элементов;

Административный договор.

Комплексный характер законодательства о бюджетных закупках не придает государственному контракту (и государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд, а равно договору поставки товаров для государственных нужд) административно-правовую природу.

Loading...Loading...