Современные педагогические технологии в дополнительном образовании. Современные образовательные технологии в мбдоу


Задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.


Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)


Современные образовательные технологии здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.






Классификация здоровьесберегающих технологий обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ. Медико- профилактические направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др. Физкультурно- оздоровительные


Обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. Обеспечения социально- психологического благополучия ребенка направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация. Здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов


Воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно- ориентированного воспитания и обучения. Образовательные технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.) Обучения здоровому образу жизни под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическую технологию активной сенсорно- развивающей среды




Классификация учебных проектов: детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); Игровые направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; Экскурсионные


При разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах. Повествовательные нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб. Конструктивные


Типы проектов исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. По доминирующему методу включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности. По характеру содержания заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. По характеру участия ребенка в проекте


Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект). По характеру контактов индивидуальный, парный, групповой, фронтальный. По количеству участников краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный. По продолжительности


Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.


Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.




Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).


Информатизация общества ставит перед педагогами- дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.






Преимущества компьютера предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.




ИКТ в работе современного педагога 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.


Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.


Отмечаются попытки создания условий личностно- ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.


Направления личностно- ориентированных технологий Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».


Сущность технологического воспитательно- образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.


Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.


Технология портфолио дошкольника Портфолио это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.


Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.


Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) Целью использования данной технологии в детском саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.


Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.



Канули в лету вpемена, когда пpи хоpошем pаскладе можно было устpоиться на pаботу один pаз и на всю жизнь. Сейчас почти все мы вpемя от вpемени становимся озабочены активным поиском нового места пpиложения собственных сил. Так складываются обстоятельства: меняется жизнь вокpуг нас, и мы должны меняться вместе с ней. Лучше, если такая необходимость не застанет вpасплох. Специалистами pяда кадpовых агентств, pаботающих на pынке тpуда не пеpвый год, pазpаботаны технологии поиска pаботы для соискателей вакансий pазного уpовня и квалификации. Пpедлагая вашему вниманию одну из них, мы не говоpим, что все и сpазу должно получиться. Мы советуем вчитаться - может быть, кое-что из сказанного ниже поможет пpавильно соpиентиpоваться, а это значит - наше сотpудничество состоялось.

На pынке тpуда, как и на любом дpугом pынке, обязательно есть товаp, только он особого свойства - это умения и пpофессиональные знания pаботников. От того, готовы ли вы pассматpивать ваши навыки, мастеpство, интеллектуальный потенциал в качестве товаpа, пpедлагаемого на pынке тpуда, и соответственно вести себя в далеко не пpостых ситуациях, ежедневно возникающих пpи поиске pаботы, зависят сегодня и ваша каpьеpа, и социальное положение, и благосостояние...

Обpатите внимание, как заботится толковый пpоизводитель о своей пpодукции, чтобы сделать ее ходовым товаpом: и название пpидумает позаманчивей, чтобы покупатель сpазу заметил и сpеагиpовал (аналогом для случая тpудоустpойства может служить название интеpесующей вас вакансии), и подpобнейшим обpазом pасскажет в аннотации, чем товаp хоpош и почему именно его надо покупать (аналог - пpофессионально сделанное pезюме). Пpоизводитель тщательно отслеживает состояние pынка, совеpшенствует пpодукцию (обучение, повышение квалификации), а если спpос на нее падает, вовpемя заменяет на дpугую (получение новой специальности или пpофессии). Чтобы самый лучший товаp пpодавался, о нем как минимум должны узнать потенциальные покупатели, что пpедполагает наличие pекламы (pассылка pезюме, публикация мини-pезюме). И наконец, важен выбоp того, кто сумеет наиболее пpофессионально, с выгодой для вас и для себя товаp пpодать (обpащение в то или иное кадpовое агентство). Согласитесь, в зависимости от того, хотите вы пpодать замоpоженные овощи или пpестижный автомобиль, вы будете подбиpать пpодавца с соответствующими возможностями. Аналогично следовало бы поступать и пpи выбоpе кадpового агентства, с котоpым вы хотите сотpудничать.

Опpеделение названия интеpесующей вас вакансии (ключевого слова), котоpая в то же вpемя пользовалась бы спpосом на pынке тpуда, - дело пеpвостепенной важности. Ну что, казалось бы, пpоще - пpофессия водителя. Шофеp он и есть шофеp. Однако водитель может быть на легковой и гpузовой машине, пеpсональный и pазъездной, а еще водитель такси, "скоpой помощи" или вообще дальнобойщик. Один пpекpасно знает московские улицы, а дpугой может собpать / pазобpать любой механизм. И так далее, и тому подобное. Пpофессиональный pекpутеp назовет массу отличий. Дело соискателя вакансии опpеделиться, на что конкpетно он может и хочет пpетендовать, ведь многие специалисты в пpинципе способны pаботать в достаточно шиpоком диапазоне вакансий. В то же вpемя весьма существенно посмотpеть (хотя бы полистав два-тpи номеpа еженедельников по вопpосам занятости), какие вакансии из тех, для котоpых вы потенциально пpигодны, пользуются спpосом. Напpимеp, не секpет, что после кpизиса августа 1998 года пеpсональных водителей стало тpебоваться много меньше, пpи этом увеличилось число вакансий на маpшpутных такси. Каждый pешает сам, ждать ли жуpавля в небе или довольствоваться синицей в pуках. Важно делать выбоp осознанно. С ключевым словом опpеделились? Следующий шаг...

Резюме. Согласно "Современному словарю иностранных слов" это краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного, краткий вывод, заключительный итог чего-либо. С точки зрения специалиста кадровой службы, резюме - один из эффективных способов знакомства с вами как с человеком, претендующим на ту или иную вакансию.

Ваши знания, умения, навыки - товар на рынке труда. Естественно, каждый стремится продать работодателю этот товар на наиболее приемлемых, а лучше просто выгодных для себя условиях. И здесь не обойтись без рекламы ваших возможностей. Резюме как раз и есть та самая реклама, только не толстенный буклет, где изложены все ваши достоинства и преимущества, а тоненький листок с набранным на компьютере текстом, так называемая экспресс-реклама.

Задача такой рекламы, в нашем случае резюме, вызвать к себе интерес, "поймать на крючок" работодателя или представителя кадровой службы и побудить их познакомиться с вами лично. С учетом поставленной задачи и нужно подходить к написанию резюме.

Создание "работающего" резюме, то есть такого, которое позволит работодателю, заинтересованному в сотруднике вашей квалификации, выделить вас из числа прочих претендентов на вакансию, - процесс исключительно трудоемкий, но весьма полезный. Здесь не обойтись без самооценки, критичного анализа того, что вы готовы предложить на рынок труда.

Работа над резюме требует терпения и времени. Не рассчитывайте, что справитесь за один присест. А если возникнут сложности, вспомните, что в Москве существует целый ряд кадровых агентств, где квалифицированные специалисты за разумную плату выполнят для вас эту работу.

Составленное, пусть даже и очень хорошо, резюме - это еще полдела. Ведь его написание не самоцель, хотя и позволяет приблизиться к заветному рубежу - занятию интересующей вакансии. Чтобы начать работать, резюме должно попасть в руки заинтересованного специалиста, обладающего соответствующими полномочиями (как минимум менеджера по вашему направлению в кадровом агентстве или на предприятии - прямом работодателе). Значит, нужно приступать к рассылке.

Рекомендуемая нами технология на данном этапе предполагает достаточно большие затраты времени и труда. Чтобы осуществлять адресную рассылку, нужно регулярно и оперативно (предпочтительно в течение не менее трех недель) анализировать информацию о наличии вакансий как минимум в еженедельниках по вопросам занятости, например "Работа для Вас", "Есть работа", "Приглашаем на работу", "Работа сегодня", "Работа & зарплата". Для кого-то к этому перечню стоит добавить "Exclusive Personnel". Другим могут быть полезны "Мир вакансий" и "Отдел кадров". Информация, представленная на специализированных сайтах российского Интернета, безусловно, расширяет круг возможностей. При рассмотрении вопроса, где опубликовать свое мини-резюме, советуем обязательно учесть специализированное издание "Из первых рук".

Серьезные еженедельники из числа перечисленных имеют хорошо разработанные рубрикаторы, поэтому при наличии грамотно составленного резюме с ключевым словом (словами) достаточно просматривать вакансии соответствующей рубрики. Объявления следует читать в день выхода еженедельника. При отборе объявлений с вакансиями рекомендуем останавливаться на тех, где с вашими возможностями совпадает не менее 75% требований к претенденту на вакансию. Отобранные объявления нужно вырезать и наклеить на лист бумаги или в тетрадь таким образом, чтобы оставить достаточно места для записей. Вот теперь... начинается следующий этап работы по поиску работы.

Оперативность - один из существенных показателей, способствующих успешному решению задачи собственного трудоустройства. Хорошие вакансии, как правило, долго не пустуют. Чем быстрее вы начнете обзвон и рассылку резюме, тем лучше. Наберитесь терпения, конкурентов у вас чаще всего немало. Дозвонившись, обязательно поинтересуйтесь, как прошла ваша информация, а также фамилией менеджера, который занимается подбором персонала на интересующую вас вакансию (неважно - в кадровом агентстве или у прямого работодателя). Совсем не факт, что вам на этот вопрос ответят, но такая вероятность есть; кроме того, возможно, вас выделят из общего потока как наиболее настойчивого. Только не переусердствуйте, во всем нужна мера.

Несколько слов о мини-резюме. При наличии грамотного резюме его составление не представляет труда. Однако для достижения реального результата важно соблюсти некоторые несложные правила.

Позаботьтесь о выборе издания для публикации. В зависимости от места размещения рекламы, которой и является ваше мини-резюме, вы можете рассчитывать на принципиально разный отклик (от издания, которое вы предпочтете, зависит, представитель какой фирмы предпочтет вашу информацию).

Если уж вы решили проинформировать потенциальных работодателей о том, что активно ищете работу, не сочтите за труд первые три дня после выхода газеты или журнала с вашим мини-резюме находиться рядом с контактным телефоном хотя бы в течение нескольких часов.

Все, что сказано выше, раньше или позже обязательно сработает, когда ваша профессия (специальность) востребована на рынке труда. Если же поиск работы затягивается и все ваши усилия не приводят к положительному результату, стоит подумать об освоении новой профессии. К особенностям сегодняшнего рынка труда в Москве можно отнести увеличение потребности в специалистах на производстве. Многие промышленные предприятия готовы принять как сложившихся работников, так и учеников, причем не только на рабочие специальности. Предлагаемые зарплаты пока не слишком велики, но присутствует явная тенденция к росту. А с учетом наличия социальных льгот есть прямой смысл нанести визит в отдел кадров ближайшего к вам предприятия, не забыв захватить резюме.

В рамках одной статьи невозможно в деталях изложить предлагаемый нами подход к поиску работы. Да и задача такая не ставилась. Как в любой технологии, есть свои ноу-хау, определяемые особенностями конкретного человека, в решении чьих проблем нам приходится принимать участие. Зачастую именно эти "мелочи" и играют решающую роль в успешном поиске работы.

Специалисты кадровых агентств - не волшебники. Они еще только учатся. Но в Москве на сегодняшний день существуют и активно предлагают свои услуги более 200 кадровых агентств. Практически любой соискатель вакансии трудоспособного возраста может рассчитывать найти агентство, предлагающее нужную именно ему услугу и в наиболее приемлемой для конкретного человека форме.

Резюме как плод самооценки и сpедство самоpекламы

Фоpмально о pезюме известно все: и стpуктуpа, и фоpма, и содеpжание. Да вот только с гpамотно составленным pезюме, дающим адекватное пpедставление о пpетенденте на вакансию, сталкиваешься, к сожалению, нечасто. А ведь без него, как пpавило, ни к pаботодателю по поводу вакансии не обpатишься, ни в кадpовое агентство.

Не так давно уже сам факт пpедставления инфоpмации о себе в виде pезюме давал соискателю неоспоpимые пpеимущества. На сегодняшний день, на наш взгляд, вплотную встала пpоблема качества pезюме.

Казалось бы, очевидно тpебование об однозначном соответствии содеpжания pезюме вакансии (должности), на котоpую пpетендует соискатель.

Тем не менее сплошь и pядом встpечаются случаи, когда желаемая вакансия и пpофессиональные навыки, указанные в pезюме, мало соответствуют дpуг дpугу. Это особенно хаpактеpно для специалистов, котоpые могут пpетендовать на pазличные вакансии в силу полученного обpазования и имеющегося пpофессионального опыта.

Конкpетный пpимеp. Кандидат пpетендует на вакансию "исполнительный диpектоp", а сpеди основных пpофессиональных навыков называет "ведение pублевых и валютных счетов". Как ни кpути, в кpуг обязанностей диpектоpа эти навыки впpямую никак не вписываются. Для ведения счетов существует бухгалтеp. И потому сpазу возникают вопpосы об оpганизационной стpуктуpе фиpмы, где пpишлось тpудиться соискателю, его должностных обязанностях, а по большому счету - о возможности его использования на должности исполнительного диpектоpа. Пpи указании же этих навыков как дополнительных pезюме пpиобpетает необходимые качества. Работодателю видно, что соискатель кpоме обязательных для заявленной должности оpганизационно-упpавленческих навыков обладает познаниями в бухгалтеpском учете. И это явное пpеимущество.

Все еще появляются pезюме, в котоpых в pазделе, касающемся пpедполагаемой вакансии, соискатель пpедлагает себя одновpеменно в качестве кандидата на несколько функционально не связанных между собой должностей (напpимеp, инженеp-констpуктоp, менеджеp по пpодажам, пеpсональный водитель). Даже если пpетендент на вакансию имеет pеальные основания для таких пpитязаний, на каждую вакансию целесообpазно пpедставить отдельное pезюме. Пpи этом не стоит забывать наpодную мудpость: "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь".

Особый pазговоp - pезюме молодых специалистов без опыта или почти без опыта pаботы. Такие pезюме гpешат исключительным лаконизмом изложения и особым вниманием к офоpмлению, поскольку многие совpеменные выпускники "на ты" с компьютеpом. Наша пpактика позволяет сделать вывод, что чаще всего и в этом случае удается подготовить "pаботоспособное" pезюме, котоpое вполне может заинтеpесовать pаботодателя. В pезюме выпускника уместно пpивести пеpечень основных пpедметов с оценками (если есть чем похвастаться), названия куpсовых и дипломной pабот. Кpоме того, как пpавило, молодой человек или девушка к моменту окончания высшего или сpеднего учебного заведения где-то подpабатывали либо пpоходили пpеддипломную пpактику. Такая инфоpмация тоже пpедставляет интеpес для pаботодателя.

Резюме - опеpативная pеклама. Вам может понадобиться в зависимости от имеющейся вакансии выделить те или иные пpофессиональные и личные качества. Поэтому мы pекомендуем составлять pезюме по так называемому модульному пpинципу. Вы должны стpемиться так сфоpмулиpовать свои возможности и пpитязания, чтобы, как в детском констpуктоpе, можно было пpи необходимости пpактически безболезненно что-то поменять местами, выбpосить или, наобоpот, вставить.

Еще pаз подчеpкнем, что пpактически не бывает хоpошего "унивеpсального" pезюме. Задача соискателя - не загадывать загадки pаботодателю, а четко и внятно изложить, какие знания и пpофессиональные навыки позволяют ему пpетендовать на имеющуюся вакансию.

Здравый смысл и активность - залог успешного трудоустройства

Проблема трудоустройства для многих москвичей стоит в последние годы весьма остро. Успешно решить ее удается, в первую очередь, людям энергичным, трезвомыслящим, с активной жизненной позицией. К сожалению, некоторые из нас предпочитают ахать да охать, жалуясь на судьбу. Того у них нет, этим не снабдили, да и работу с соответствующей оплатой не предоставили. Но ведь недаром говорит народная мудрость, что под лежачий камень вода не течет. Может, хоть и трудно, сделать самому необходимые шаги?

Одной из основных особенностей московского рынка труда конца 90-х является его чрезвычайная изменчивость. Уж казалось бы, что может быть устойчивее и надежнее, чем работа в банке? Или престижная, весьма высокооплачиваемая деятельность специалистов на рынке ценных бумаг? Но кризис августа 1998 года поставил все с ног на голову, и рынок труда буквально перенасытился квалифицированными специалистами достаточно узкого профиля, привыкшими получать солидные деньги. Многие оперативно сориентировались: вспомнили специальность по первому образованию, согласились на зарплату на порядок ниже той, что получали до кризиса. Финансовый аналитик, закончивший в свое время Энергетический институт, стал специалистом по взаимозачетам в области энергетики, а руководитель операционного отдела крупного банка, программист по базовому образованию, занимается внедрением компьютерных программ. Сохранить докризисный уровень зарплаты, а в отдельных случаях и повысить его удалось тем квалифицированным специалистам, кто принял приглашение на работу в регионах, т.е. был вынужден сменить весь жизненный уклад. Другие - до сих пор ожидают предложений в привычной сфере деятельности с адекватными, на их взгляд, окладами и... теряют. Теряют возможность вписаться в новое перспективное дело, теряют квалификацию, уверенность в собственных силах. Нежелание или неумение представить свои знания, умения, навыки в виде товара, который востребован в изменившихся условиях рынка труда, может привести к самым отрицательным последствиям, вплоть до потери карьерных перспектив.

Сама работа к вам не придет! Разве что в виде исключения из общего правила. Только если приложить усилия, определить сферы деятельности, где вы можете быть полезны работодателю, четко сформулировать, что знаете и умеете, оформить свои притязания и возможности в виде резюме и разослать его по нужным адресам, поучаствовать в конкурсных отборах, а может быть, и подучиться - вот тогда поиск работы завершится положительным результатом.

Непременное условие успешной работы и ее эффективного поиска в нынешней регулярно меняющейся ситуации - постоянное повышение квалификации. Выполняя сегодня престижную, а значит и высокооплачиваемую работу, специалист, не повышающий квалификацию, назавтра может с ней не справиться. Посмотрите, как изменялись в последние годы спрос и предложение на финансовых работников, в частности бухгалтеров. Еще сравнительно недавно спрос на работников этой сферы деятельности был так велик, а предложение настолько ему не соответствовало, что, окончив месячные бухгалтерские курсы, можно было претендовать на прилично оплачиваемую работу во вполне солидной фирме. Ситуация изменилась коренным образом. Существенно усложнилась нормативная база, возрос объем документации. Выросло новое поколение профессиональных бухгалтеров из числа выпускников престижных финансово-экономических вузов. Эти люди, имеющие хорошее специальное образование и готовые работать в соответсвии с жесткими правилами сегодняшней действительности, активно "наступают на пятки" специалистам с недостаточной квалификацией, либо вообще вытесняя их с данного сегмента рынка, либо заставляя перейти на менее оплачиваемую и престижную работу, например с должности главного бухгалтера на рядовую бухгалтерскую работу. Однако тот, кто, переквалифицировавшись несколько лет назад, освоил к настоящему времени компьютер и компьютерные бухгалтерские программы, валютные операции, западные системы бухучета, достаточно успешно конкурирует с новоиспеченными профессиональными бухгалтерами. Ведь на его стороне опыт и умение приобретать новые знания.

Постоянно меняющаяся конъюнктура рынка труда, изменение спроса и предложения не позволяют почивать на лаврах никому. Динамичная ситуация заставляет нас меняться вместе с ней, чтобы в любых условиях найти себе достойное применение. И если по вопросам трудоустройства что-то не получается сделать самостоятельно, попробуйте обратиться в кадровое агентство, воспользуйтесь услугами специалистов.

Алла Осокина,
директор информационно-кадровой фирмы "Ос.А"

Обсуждение

Отличная статья! В пунктах про резюме могу подписаться под каждым словом.

06.11.2002 14:13:46

Комментировать статью "Современные технологии поиска работы"

Компания Bunge и бренд Ideal совместно с порталом Юлии Высоцкой «Едим дома» провели исследование, в ходе которого удалось выяснить, кто такая женщина-хозяйка XXI века. В современном мире изменения происходят стремительно. Раньше, чтобы накормить семью завтраком, нужно было встать спозаранку. Теперь надо лишь добавить все ингредиенты в мультиварку и поставить таймер - техника обо всем позаботится. Так и со многими другими сферами жизни. Роль женщины и ее возможности сильно изменились за это...

Сочинять прогнозы – дело неблагодарное. Вспомнить только фильм «Назад в будущее». Если верить сюжету, у всех подростков уже должны быть самошнурующиеся кроссовки и летающие скейтборды. А ни того, ни другого пока не видно. Но всё же давайте немного пофантазируем и представим, как будет выглядеть школа будущего. Процесс обучения Информатизацией уже никого не удивишь. Электронные дневники, позволяющие проверить оценки ребёнка через интернет. Система «Посещение и питание», благодаря которой...

Обсуждение

На картинке слева мальчик сам сделал модель самолёта. На картинке в центре мальчик тупо нажимает на кнопки игрушки. Это регресс, а не прогресс.
Кроме того, что значит навык, который пригодится в дальнейшем? Это разве не навык творчества, который развивается от простого к сложному? Если это что-то конкретное, то технологии развиваются так быстро, что, пока ребёнок окончит школу и сможет работать, его знания устареют. То есть если кружок допобразования воспитывает творческие способности на примере конкретной деятельности, интересной ребёнку - это одно, но говорить родителям, что дети там получают конкретные навыки для профессии - это обман. Поэтому раньше в России уделялось особое внимание базовому систематическому образованию, а узкого специалиста из него уже делало на этой базе предприятие, которому нужен специалист.
Второй вопрос. Учитель - не наставник, а "проводник информации". А кто эту информацию разрабатывает? Если все будут уметь только искать информацию, то кто будет совершать открытия, делать новые изобретения? Или будут обучаться элитарии отдельно, и вечные потребители - отдельно?

У детей сейчас большие возможности благодаря технологиям, а это конечно должно порождать и новые секции и проекты и все прочее, и соглашусь, что современная школа выглядит намного интереснее, чем постсоветская

Игра – это творчество, общение, радость, которые нам так необходимы в повседневной жизни. Это отличное занятие для всей семьи. Однако в современном мире, полном стрессов и бесконечных забот, мы зачастую не успеваем посвятить время тому, что помогает нам отдохнуть и расслабиться. ИКЕА провела масштабное исследование, чтобы узнать, какое значение игра имеет в нашей повседневной жизни. Оно позволило многое узнать о современной семейной жизни, воспитании и о том, как люди по всему миру проводят...

Материал взять отсюда - [ссылка-1] Вы решили купить квартиру, теперь необходимо определиться, каким образом вы будете заниматься выбором и оформлением сделки по приобретению недвижимости - самостоятельно или при помощи риэлтора. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки. При самостоятельном ведении сделки вы не платите риэлторам за их услуги (в среднем 2-8% от стоимости квартиры). В то же время проверить квартиру на «юридическую чистоту», самостоятельно составить договор...

Поиск работы. Работа и карьера. Поиск работы самостоятельно или через кадровое агентство, собеседование, резюме, карьера, зарплата, увольнение.

Обсуждение

Вы сейчас работаете? Сама ищу работу,но сложность в том,чтобы никто на текущей работе не узнал об этом. А в секрете достаточно сложно сохранить,тк звонки и встречи обычно в рабочее время. Вы как из ситуации выходите?

05.01.2012 14:08:54, Йцукенг

Чем год искать работу с белой з\п и ДМС, давно бы уже пошли работать на серую з\п. И опыт был бы, и 1С бы уже от зубов отлетал, и параллельно искать "работу мечты" никто не мешает... Но нет, сидим на ж.пе, ноем, ищем виновных((

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в талантливых и одаренных людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое качество в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. В ряде источников одаренность трактуется как высокая степень функциональных и потенциальных возможностей человека. Основываясь на данном утверждении, исследователи подсчитали, что одаренных детей от...

Бред полнейший, даже и не связывайтесь.
Я работала удаленным менеджером по подбору персонала в компании, которая занималась канцтоварами. Но там усе просто было, т.е., договор+оклад+компенсация инета+ставка за принятого. И никаких заумных слов и т.п. В месяц выходило 5000 руб. Меня устраивало.
А это предложение стремное какое-то.

я знаю, мне такой звонил. оказалось следующее:
здравствуйте, скажите пожалуйства кто то из ваших знакомых не собирается менять работу на более высокооплачиваемую?? типа у нас и процент и оклады и тд.. оказалось ездить по домам и втюхивать пылесосы по 3куя:)

Ушел из армии вроде лет в 45. за 4 года поиска работы устроился по-знакомству в фирму по продаже бытовых принадлежностей.

Вопрос о методике поиска работы. Нужен совет. Работа и карьера. Отпуск менеджера - берется другой и повторяет обзвон:-(, если плохая технология поиска в самом агенстве..

Обсуждение

На мой взгляд самый лучший способ для не очень опытных работников - это объявления о работе в газете или интернете от прямых работодателей. Если вы уверенны на все 100 в своих силах, то лучше пойти в кадровое агентство. Там можно при таких нач. условиях найти очень хорошую работу.

Полгода?! Хе... Мне продолжают звонить по посткризисным резюме. ;о)

На мой взгляд, разослать свое резюме стоит во все наиболее известные кадровые агентства и каждые 2-3 недели "освежать" его (резюме) там. Несмотря на то, что кадровики уверяют соискателей, что все их CV непременно попадают в базу данных агентства и находятся при каждой подходящей вакансии, на практике так почему-то не получается. Свежее резюме предпочтительнее.

Обязательно отправить CV в компании, работа в которых является пределом мечтаний;о) (а так же просто желательна). Но здесь с "освежением" лучше не переборщить.

А вот на третье место по важности, исходя из собственного опыта поиска работы, я бы поставила отклики на конкретные вакансии.

Все три способа (может, кто-то добавит еще?) приносят свои плоды, как мне кажется, только в совокупности.

Светлана Векшина
Использование современных технологий в моей работе

В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии :

Название технологии цель Применение и использование

1. Здоровьесберегающие Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, массаж, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.

2. Проектная деятельность Развитие и обогащение социально- личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой, в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной, в практико-ориентированной деятельности.

3. Исследовательская деятельность Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.

4. Информационно-коммуникативные технологии Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми : использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов.

В работе педагога : подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.

5. Личностно-ориентированная технология Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности

1. Гуманно-личностные : оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.

2. Технология сотрудничества : партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр,

6. Проблемное обучение Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.

7. Игровые технологии

(Технология развивающих игр Б . П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации

8. Технология «Триз» Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки, игровые, бытовые ситуации, художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.

9. Технология «Портфолио педагога» Развитие умения владеть современными технологиями , умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.

Здоровьесберегающие технологии . Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия, я провожу оздоровительную работу с детьми . Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как : использование динамических пауз , подвижных и спортивных игр, гимнастики : пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ, массаж и др. повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляется здоровье.

Для всех видов гимнастик я создала картотеку.

Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах :

Медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.

Валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия : родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты т. к «Пальчиковая гимнастика» , Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?» , «Профилактика гриппа» , и др. ; спортивные мероприятия «Папа, мама, я –дружная семья» , недели здоровья, проект «Будь здоров!» .

Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения , воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разны современные технологии .

Технологию проектирования использую в работе как с детьми , так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты : «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский, «В гости к нам пришёл зайчишка, длинноухий шалунишка…» , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье). С детьми старшей группы провела проекты :

Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию , которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения :

В качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля) ;

В качестве самостоятельных технологий для освоения темы , понятия;

В качестве дидактических игр; использую игры-путешествия , игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение Например, такие игры : «Найди такой же» , «Нарисуй как было» .

В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.

Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую , например, такие методические приёмы :

Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей : «какое сейчас время года? –зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.

Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;

Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.

Использование разноуровневого обучения позволяет мне, как воспитателю оценить и выбрать тот уровень сложности материала, который будет доступен конкретному ребёнку, учитывая способности, его темп деятельности, уровень утомляемости. Все дети разные и усвоение материала детьми требует тоже разное количество времени, разного уровня сложности. К некоторым детям нужен индивидуальный подход, помощь.

Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др.

Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ : -в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет-рессурсы

В подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений;

В оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использование Интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.

Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями : компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.

Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. В этих картах составлен психолого-педагогический портрет каждого ребенка моей группы . Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку : определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем будущем, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:

  1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  2. самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  3. грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности);
  4. быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;
  5. самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Овладение теорией и технологией личностно-развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя в современной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я изучила и применяю их элементы на практике:

Теория развивающего обучения в настоящее время не представляет единой научной концепции, а складывается из различных подходов. В своей работе я апробировала и использую элементы некоторых из них. На уроках русского языка работаю по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Содержание учебника предполагает обучение в начальных классах по развивающим программам. Основу содержания обучения составляют элементы обучения по системам Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова и развивающего обучения Л.В. Занкова. Свою работу строю на переходе от воспроизводящего к поисково-творческому типу учебной деятельности, обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности), ведущую роль отдаю теоретическим знаниям. Повышению эффективности процесса обучения способствует личностно-развивающий подход к обучению. В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образование, проявление его в самом себе, формирование себя. Одной из особенностей урока в личностно-развивающем подходе является его разноплановая дифференциация.

Дифференциация по общим способностям происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся по способностям, к тем или иным предметам: одни учащиеся имеют склонности к гуманитарным предметам, другие – к точным наукам; одни – к историческим, другие – к биологическим и т.д. Сюда же следует отнести проблему воспитания особо одарённых детей, обучение и развитие которых представляет собой особую ответственность. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. При этом во всех формах дифференциацию осуществляю в виде детерминированного или демократического обучения.

Объединение разрозненных частей знаний на уроке осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, факультативные занятия. С позиций развития личности интеграция создаёт условия для:

  • Выхода на более высокий уровень осмысления;
  • Совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;
  • Развития свободы мышления;
  • Формирование креативности учащихся.

Интеграцию осуществляю не только на конкретных уроках, но и в целом в своей работе, интегрируя элементы нескольких современных педагогических технологий: интегральная образовательная технология В.В. Гузеева (блоки уроков, проблемное обучение, групповое обучение, компьютерная поддержка при подготовке); Технология воспитания экологической культуры (адаптировала программу факультативного курса “Литература Восточной Сибири”,где литература интегрируется с экологией); Технология обучения с помощью знаково-символических структур (фреймы, схемы, блок-схемы, структурно-логические схемы, образные символы). Знаково-символические средства – это не просто “пятое” колесо, бегущее параллельно, они являются важным инструментом при интериоризации образно представленной информации, поэтому должны быть рассмотрены как одна из познавательных стратегий, цель которой повысить вероятность сохранения в памяти и оперирования информацией. Визуальные знаково-символические структуры являются оптимальным и эффективным средством концентрации знания и психопедагогических импульсов для разнотипных людей. В своей работе применяю разнообразные знаково-символические средства обучения, как: коммуникативные, познавательно-ориентировочные, моделирование, схематизация. Коммуникативные знаково-символические средства направлены на обеспечение общения – передачу сообщения от одного человека к другому, декодирование знаково-символических средств, считывание информации. В преподавании использую следующие виды знаков:

  • знаки-признаки, или иконические знаки, для которых характерна “первичность” передаваемой информации, т.е. частичное воспроизведение объектов (фото);
  • знаки-образы, которые помогают учащимся вникнуть в тему урока, осмыслить цели и задачи;
  • проекционные знаки – передают пространственные характеристики;
  • комбинаторные знаки – символические изображения.

Знаково-символьные изображения блока учебной информации имеют различные названия. Я применяю системные опорные конспекты, блок-схемы, логические модели, семантические сети и фреймы.

Фрейм – минимальное описание какого-либо явления, факта или объекта, обладающее свойством, благодаря которому удаление из этого описания любой составляющей приводит к тому, что данное явление, факт или объект перестают правильно опознаваться.

Уроки планирую на основе принципов личностно-ориентированного обучения:

  • личностное целеполагание ученика;
  • выбор;
  • межпредметность;
  • продуктивность обучения;
  • ситуативность;
  • рефлексиия

Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Использую разнообразные формы рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии.

Эффективно также обучение с помощью органов чувств. Пять органов чувств принято считать у человека основными: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Например, на уроке литературы можно раздать засушенный лист дерева и попросить сочинить про него стихотворные строки. Задание выполняется детьми с большей заинтересованностью, чем если бы ученики сочиняли на основе картины или даже букета, стоящего в вазе. Каждый ребёнок может потрогать лист руками, ощутить запах, применить свои органы чувств для более полного восприятия.

Особое место отвожу рефлексии чувств. Для этого школьникам предлагаю кратко описать, какие они испытывали чувства в той или иной ситуации, в ходе учебного занятия, дня или недели. Поскольку словами не всегда можно адекватно передать чувства, осваиваются невербальные способы чувственной рефлексии: с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и др.

Выбор методов обучения определяю следующими факторами: смысловыми целями, особенностью предмета, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем и др. Основными методами являются наглядные, проблемные, эвристические, поисково-исследовательские и др.

История педагогики богата не только новациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. В своей работе использую проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон и компьютер. Мои учащиеся используют компьютер при подготовке к урокам, работая с электронными учебниками, на интегрированных уроках (урок словесности и информатики), на факультативных занятиях и при подготовке к экзамену. Средства компьютерной телекоммуникации позволяют мне обеспечивать учебный процесс:

  1. поурочными учебными и учебно-методическими материалами;
  2. обратной связью между преподавателем и обучаемым;
  3. доступам к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;
  4. доступам к электронным библиотекам;
  5. доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных газет и журналов.

Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей. Модуль позволяет учащемуся, включённому в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Благодаря модулю учащийся дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Цели взаимодействующих субъектов могут основываться на двух моментах: либо на структуре темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо на методе изучения (способы, алгоритмы, по которым работает система). Модуль служит инвариантным средством деятельной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека. Главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание человека.

Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

  • физической – управление движением;
  • физиологической – управление процессами в теле;
  • психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
  • интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

Для укрепления здоровья регулярно провожу физминутки, слежу за правильной осанкой.

Организую походы и прогулки на свежем воздухе. В кабинете совместно с учащимися поддерживаем санитарное состояние, проводя генеральные и влажные уборки, в кабинете очень много цветов, очищающих воздух. Мои учащиеся активно принимают участие в акциях борьбы с наркоманией и алкоголизмом: являются членами лекторской агитгруппой, пропагандируют здоровый образ жизни. Совместно с преподавателем обж подготовили и провели тематический вечер “Суд над наркоманией”. Как классный руководитель провожу классные часы о здоровом образе жизни, используя современные здоровьесберегающие технологии. Классные часы: “Валеология – наука о здоровье”, “Как стать уверенным?”, “Эмоции человека и его здоровье”, “Что такое рациональное питание?”, “Искусство коммуникации в развитии личности” и многие другие помогают мне в достижении целей в борьбе за здоровый образ жизни.

В статье говорится о том, что сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем. Это значит быть компетентным в вопросах использования Интернета и мультимедиа технологий, что предполагает постоянное самообразование. Использовать эти современные технологии необходимо не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности, а также как удобное средство коммуникации (электронная почта, чат и др.).

Другое важное использование Интернета и мультимедиа технологий - это повышение профессиональной компетенции педагога.

Сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем, быть современным и коммуникабельным. Поэтому особенно актуальным становится использование в работе Интернета и мультимедиа технологий. Они существенно меняют роль учителя. Педагог перестает быть просто урокодателем, он превращается в координатора учебного процесса, который способен решать не только управленческие задачи, но и творческие, креативные, определять основные направления индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности учащихся с использованием мультимедиа.

Интернет - демократическая среда, где каждый может разместить любую информацию. При организации учебного процесса в интегрированной информационной среде учащиеся в поисках дополнительного материала могут встретиться с информацией не совсем грамотной, бесполезной, а то и просто вредной для их душевного, психического здоровья. Вот почему постоянно необходимо работать над формированием критического мышления. При разработке рекомендаций к поиску дополнительных источников, преподавателю самому необходимо четко знать возможные трудности и опасности в информационном и психологическом плане. Перед учителем ставится задача не только отследить материал, но и правильно организовать его поиск и отбор. Все это требует, чтобы сам учитель был компетентен в вопросах использования Интернета, что предполагает постоянное самообразование, повышение квалификации.

Использование Интернета и мультимедиа технологий в работе учителя истории возможно по четырем основным направлениям.

Первое направление предполагает использование ИКТ на уроках истории и обществознания. Это способствует повышению интереса к изучению этих предметов. Происходит расширение образовательного пространства всех учащихся без исключения через привлечение новых источников информации, использование виртуальных образов, развитие умений и навыков работы с цифровыми носителями. Все это может повысить интерес к самому процессу обучения. Хорошо известно, что изучение истории, особенно новейшего времени (современной), требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и резюмировать. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания исторических явлений и общественных процессов. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения - это персональный компьютер, мультимедиа проектор и Интернет. Их использование позволяет:

  • · совершать виртуальные экскурсии во времени и в пространстве;
  • · увидеть портреты исторических личностей, предметы материальной культуры определенных цивилизаций и многое другое;
  • · познакомиться с текстами исторических документов-первоисточников, для формирования умений анализа, сопоставления и выработки собственных выводов и умозаключений;
  • · из всего множества информации выбрать наиболее важную и в кратком виде представить ее в схемах, таблицах, графиках и диаграммах;
  • · применять либо в полном виде, либо элементы исследовательской и проектной деятельности, проблемного метода и других современных педагогических технологий;
  • · вовлечь в активную познавательную деятельность всех учащихся, которые будут учиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией;
  • · каждому ученику реализоваться и самоутвердиться в учебной деятельности.

Очень важно, чтобы у всех участников учебного процесса была возможность самовыражения, создания собственного продукта познавательной деятельности, что может быть как его собственной инициативой, так и предъявлением отчетной работы по предмету. Широкие возможности интернет - технологий позволяют учитывать личностные интересы каждого участника и строить процесс обучения с учетом его индивидуальных особенностей, психологических способностей каждого обучающегося. Работа в открытой среде предъявляет особые требования участникам не только в плане умений использования преимуществ информационных технологий, но и в плане соблюдения культуры коммуникации , предельно уважительного отношения друг к другу в Сети. Переход в открытую среду общения учителя с учеником (электронная почта, чат и др.) требует от учителя быть особо внимательным, соблюдать принципы опоры на положительные качества личности . Вместе с тем учащиеся, обладающие высоким уровнем мотивации работы в информационной среде, подготовлены для обучения, они могут строить свои образовательные маршруты, конструировать свои знания . Организуемые учителем обсуждения результатов образовательных путешествий, помогают убедиться ученику в правильности сделанных выводов, или понять свои ошибки в процессе рефлексии .

Таким образом, использование Интернета и мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала, усилить образовательные и воспитательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий и реализации дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

Второе направление позволяют учителю решать очень важную задачу - подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно использовать отсканированные готовые тесты, напечатанные в соответствующих изданиях, задания из демонстрационных версий и банка на сайте поддержки ЕГЭ (www.ege.edu.ru), а также CD из серии "Готовимся к ЕГЭ". Это может быть коллективная, индивидуальная, контрольная работа с комментариями учителя или без них как непосредственно на уроках, так и на элективных курсах. Каждый учащийся может установить такую программу дома, чтобы тренироваться в выполнении заданий ЕГЭ в свободное время. На сайтах поддержки ЕГЭ есть возможность интерактивного решения тестов с выставлением оценки по стобалльной и пятибалльной системе и анализом допущенных ошибок.

Третье направление использования Интернета и мультимедиа технологий - это внеурочная деятельность учащихся. Она занимает важное место в образовательном процессе, потому что помогает раскрытию в большей степени творческих способностей учащихся. Как известно, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности. Выготский Л.С. писал: "…жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому..." . Использование мультимедиа технологий во внеурочной деятельности позволяет сформировать историческое мышление и развить больший интерес к предмету через изучение истории своей семьи и малой родины (региональный компонент). Как сказал академик Д. Лихачев: "Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине" . Этот важный методологический прием познания от частного к общему вовлекает детей в интереснейший процесс исследования. Очень важно, что ребята не только видят результаты своей работы - это исследования, сетевые проекты, презентации, публикации, но и учатся их публично представлять как на очных, так и заочных конференциях, конкурсах, проектах.

Так формируется активная жизненная позиция учащихся, конкурентоспособность.

При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать - для учащихся 5-х классов - 15 минут, 6-7-х классов - 20 минут, 8-9-х классов - 25 минут, 10-11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут .

Четвертое направление - это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование и повышение квалификации.

Интернет, в данном случае, выступает как один из инструментов организации процесса непрерывного повышения квалификации учителей (выделено автором) на основе взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе.

Сетевые сообщества или объединения учителей - это новая форма организации профессиональной деятельности в Сети, направленная на развитие и самосовершенствование всех участников, где поведение каждого выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. мультимедиа учитель самообразование квалификация

Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Очень часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество учителей помогает в удобное время, имея доступ в Интернет, общаться с коллегами - единомышленниками в масштабе не только страны, но и мира. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Формы сетевого взаимодействия могут быть различны.

  • · Мастер - класс.
  • · Педагогические семинары и конференции.
  • · Форумы и блоги. Каждое сообщество имеет свой форум, где педагоги могут обсуждать интересующие их проблемы, получать советы и консультации, делиться своими мыслями, находить единомышленников. Каждый учитель может создать свой блог, регулярно обновляемый журнал или дневник, состоящий из индивидуальных сообщений в обратнохронологическом порядке (новые записи раньше старых), в котором можно представить себя, свой опыт.
  • · Сетевые консультации - новая форма повышения квалификации, позволяющая заинтересованным учителям задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ в режиме он-лайн.
  • · Дистанционные курсы повышения квалификации .
  • · Интернет - конкурсы и фестивали.

Кроме этого еще есть интернет-диалоги, круглые столы, тренинги, возможность создания своего мини-сайта.

Таким образом, в результате использования учителем Интернета и мультимедиа технологий формируется новая информационная культура российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения человека в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания людей в XXI веке.

Список литературы

  • 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
  • 2. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Консультирование на основе информационно-коммуникационных технологий как перспективное направление в дополнительном профессиональном педагогическом образовании // Информационно-коммуникационные технологии как образовательный ресурс /Сборник науч. трудов кафедры информационных технологий.- М.,2003.
  • 3. Лихачев Д. Заметки о русском. - М., 1984
  • 4. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации/ Информатика и образование. - 2008, № 5, №6
  • 5. Рудакова Д.Т., Владимирова Л.П. Методические вопросы организации и проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде обучения. [Электронный ресурс] / Веб-сайт. - Режим доступа: www.ict.edu.ru/eor2008/files/467.doc
  • 6. Санитарные Правила и Нормы 1996г; СанПиН 2.2.2.542- 96
Loading...Loading...