Водными биологическими ресурсами не является. Биологические ресурсы планеты

-- [ Страница 2 ] --

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие науки гражданского права путем расширения и уточнения научных представлений о водных биоресурсах как объектах гражданских прав; определения места обязательств, возникающих из договоров, заключаемых в сере использования водных биоресурсов.

Днепр, Днестр, Южный Буг, Северский Донец. . Дунай протекает по территории Украины на участке 174 км; средний годовой сток 123 км 3 - преимущественно транзитный. Всего на территории Украины более 70 тыс. Рек, но только 117 из них имеют длину более 100 км. Летом реки становятся маловодными, многие из них мелеют и даже пересыхают. Для задержания талых снеговых вод и регулирования стока на большинстве год создано водохранилища.

На юге Украины созданы крупные оросительные системы. В районах избыточного увлажнения или замедленного стока действуют мелиоративные системы. Озер в стране более 20 000, 43 из них имеют площадь, которая превышает 10 км 2 Великие озера расположены в плавнях Дуная и на побережье Черного моря. Самое большое озеро Полесья - Свитязь. Синевир - самое большое озеро Карпат. Общая площадь болот составляет 12 тыс. Км 2 Расположены они преимущественно в Полесье. Расчетные запасы пресных подземных вод равны 27, 4 км 3, из которых 8, 9 км 3 не пол связаны с поверхностным стоком.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения диссертационного исследования могут быть использованы в правоприменительной деятельности, в том числе судьями и участниками правоотношений, возникающих при использовании водных биоресурсов. Конкретные предложения по совершенствованию законодательства, которые сформулированы в работе, могут быть учтены и использованы в нормотворческой деятельности. Результаты исследования могут использоваться в учебном процессе в разработке лекционных курсов по темам: «Объекты гражданских прав», «Право собственности и иные вещные права на природные ресурсы», «Обязательственное право».

В целом водные ресурсы Украины можно охарактеризовать как недостаточные. В маловодные годы дефицит воды ощущается даже в бассейнах крупных рек. Максимум свежей воды потребляет промышленность, 40% воды идет на нужды сельского хозяйства, 12% приходится на коммунальное хозяйство городов и других населенных пунктов.

К мерам экономного и рационального использования водных ресурсов относятся: внедрение систем оборотного водоснабжения и бессточного водопользования; разработка и внедрение научно обоснованных норм орошения; замена водяного охлаждения агрегатов воздушным; уменьшение в структуре хозяйства Украины доли водоемких производств; проведение комплекса мероприятий по охране поверхностных и подземных вод от загрязнения и тому подобное.

Апробация результатов научного исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на заседании кафедры гражданского права и процесса Современной гуманитарной академии. Диссертация является логическим завершением работы автора, основные материалы которой изложены в восьми научных работах автора, общим объемом 7,68 п. л., в том числе, одной монографии и в четырех статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах. Отдельные результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции (Болгария, 2012 г.). Основные положения диссертации используются в практической и научно-педагогической деятельности соискателя.

Речная система - это главная река со всеми своими притоками. Крупнейшие правые притоки - Припять Пять, Тетерев, Рось, Ингулец, левые - Десна, Сула, Псел, Ворскла, Самара. От устья Притч памяти до плотины Каховской ГЭС Днепр представляет собой каскад водохранилищ. Средний годовой сток - 53, 5 км3.

Днестр со своими притоками образует речную систему на юго-западе Украины. Площадь бассейна - 72, 1 тыс. Км 3 Основные правые притоки - Стрый, Быстрица, Свеча, Реут, Лимница, левые - Золотая Липа, Серет, Смотрич, Збруч. В верхов й Днестр - горная река. На реке построено ГЭС и водохранилища.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка источников и литературы.

II. О сновное содержание диссертационного исследования

Во введении диссертационного исследования обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет, формулируются цель и задачи исследования, указывается методологическая основа, научная новизна и практическая значимость работы, а также излагаются положения, выносимые на защиту, и приводятся данные об апробации результатов диссертации.

Южный Буг берет начало на Подольской возвышенности. Длина реки - 806 км, площадь бассейна - 63, 7 тыс. Км 2 Основные притоки - Синюха, Мертвовод, Ингул, правые - Згар, Кодыма, Гнилой Яланец. На реке работает 13 небольших ГЭС. Дунай - одна из крупнейших рек Европы. Площадь бассейна - 817 тыс. Км 2 Средний годовой сток - 123 км 3. В пределах Украины наибольшие притоки - Тиса и Прут. В устье Дунай разделяется на несколько рукавов, один из которых протекает по территории Украины.

Реки Украины имеют смешанное питание. Зимой, когда они замерзают, преобладает подземное питание; весной, при таянии снегов - снежное; летом и осенью - дождевое и подземное. Изменение уровней воды в течение года называется режимом реки. Для рек Украины характерна весеннее половодье, образующаяся в результате таяния снега. Паводок - это подъем уровня воды в реке из-за дождей.

Глава 1 « Основы правового регулирования водных биологических ресурсов по отечественному законодательству (гражданско-правовой аспект)» посвящена анализу правовой ситуации, существовавшей в российском дореволюционном праве, в праве Советского Союза, в ранее действовавших законодательных актах Российской Федерации, а также в современный период.

Межень - это самый низкий уровень воды в реке. На равнинных реках Украины межень обычно бывает летняя и зимняя. Зимой наблюдается ледостав. Летом много мелких рек на юге Украины часто пересыхают. Важной составляющей водных ресурсов является их гидроэнергоресурсы - запасы энергии речных потоков и водоемов, лежащих выше уровня моря. Общие потенциальные гидроэнергоресурсы составляют около 60% всей энергии поверхностного стока.

Различают потенциальные, технически возможные и экономически целесообразные для использования гидроэнергоресурсы. Потенциальные гидроэнергоресурсы Украины составляют 44700000000. Загрязнении водных объектов вредными выбросами и недостаточно очищенными промышленными и коммунально-бытовыми сточными водами; интенсивном старении основных фондов водозабезпечуючого и водоохранного назначения, низкой производительности очистных сооружений, недостаточный самовидновлюваний и самоочищающиеся способности водных систем; несбалансированной по водным фактором системе хозяйствования, характеризуется высокими объемам привлечения водных ресурсов в производственную сферу и высокой водоизмещением продукции. Перспективы решения отмеченных проблем заключаются в формировании эффективных правовых, экономических и организационных предпосылок рационального водопользования, внедрении водосберегающих форм хозяйствования, создании замкнутых циклов водопользования с минимальным загрязнением воды, обеспечении возобновляемых функций водных источников.

В параграфе 1.1 «История становления отечественного законодательства в области регулирования водных биологических ресурсов как объектов гражданских прав» в зависимости от особенностей гражданско-правового регулирования использования водных биоресурсов, история развития законодательства разделена на 3 этапа: первый с древнейших времен до Октябрьской революции 1917 г.; второй – с 1917 г. по 2004 г.; третий с 20 декабря 2004 г. по настоящее время.

В ближайшей перспективе необходимо усилить социальную направленность водопользования, обеспечив права человека на благоприятную водную среду с учетом экологической емкости водоресурсный источников. Они играют важную роль в сохранении окружающей среды и хозяйственной деятельности людей, служат важным сырьевым фактором для развития отраслей народного хозяйства.

Украина относится к странам с низкой обеспеченностью лесом. Площадь ее лесного фонда составляет 10 8 млн. Га, в том числе покрытая лесом - 9400000. Лесистость территории составляет всего 15, 6%, причем ее уровень территориальное достаточно дифференцирован от 43, 2% в Ивано-Франковской до 1, 8% в Запорожской. Общие запасы древесины в Украине составляют 1740000000. Около 51% лесов отнесены к защитным, водоохранных и других ценных в экологическом отношении лесов, остальное составляют эксплуатационные.

На протяжении всех трех периодов история законодательства, регулирующего использование водных биоресурсов в России, неразрывно связана с историей водовладения. Зарождение рыболовного законодательства было обусловлено появлением собственников рыбных ловель и необходимостью юридического оформления через правовые акты (царские указы, грамоты, позже - купчие) права монопольного владения рыбными ловлями водовладельцами безотносительно к тому, кем они были представлены: казной, казачьими войсками или монастырями, сановитыми царедворцами и дворянами, помещиками или рыбопромышленниками3.

За последние годы наметилась тенденция к сокращению объемов лесопользования. Возрастная структура лесов Украины характеризуется следующими соотношениями. Молодняки занимают 45, 4% площади, средневековые - 37, 7%, созревающие и зрелые - соответственно 10, 1% и 6, 8%, что в 1, 5-2 раза ниже оптимальных величин. За последнее десятилетие в Украине значительная часть лесных насаждений погибла от промышленных выбросов и пострадал от аварии на ЧАЭС. Кроме того, общее состояние лесов Украины не отвечает эколого-экономическим требованиям, а функционирование лесного хозяйства осуществляется в сложных экономических условиях.

Первый период (с древнейших времен до Октябрьской революции 1917 года) характеризовался фрагментарностью правового регулирования, отождествлением права собственности на водные объекты с правом собственности на водные биоресурсы, отсутствием специальных нормативных актов. «Рыбные ловли на реках и в водах запертых составляют собственность береговых владельцев: посторонние могут пользоваться ими только по письменному дозволению владельца. В порубежных водах право рыбной ловли принадлежит владельцам пополам. По общему закону морские воды, даже при заселенных местах, не подлежат частному владению, но остаются в общем и свободном у всех пользовании. То же разумеется и обо всех озерах, не состоящих в частном владении»4.

Основными, наиболее актуальными проблемами по формированию и рациональному использованию лесных ресурсов Украины являются: нарушение сбалансированности между лесосырьевыми запасами, объемам лисоспоживання и экологическими требованиями; значительное истощение лесосырьевой базы, ухудшение природных комплексов, деградация растительного покрова; ограниченность инвестиций для лесохозяйственного производства; сокращение объемов лесопользования и низкий уровень удовлетворения потребностей в древесине за счет местных ресурсов.

Решение названных проблем тесно связано с расширенным воспроизводством лесных ресурсов, повышением эффективности их охраны и использования. Необходимо проводить активные мероприятия по защите и восстановлению лесных насаждений с тем, чтобы постепенно переходить на обеспечение потребностей страны в основном за счет собственных ресурсов с сохранением основных экологических функций и леса. Наряду с этим принципиально важно повысить экспортные возможности лесного хозяйства Украины.

Следующий этап становления и развития законодательства в области рыболовства начался после Октябрьской революции 1917 г. «Объекты водных биоресурсов признавались наукой советского гражданского права бесхозяйной собственностью. «Рыбная ловля, рассматриваемая в качестве приобретения собственности на объекты лова, представляет собою оккупацию бесхозяйных вещей»5. В 20-тые годы XX века возникали договорные правоотношения в сфере использования водных биоресурсов, заключались концессионные соглашения для привлечения иностранных инвестиций.

Обеспечивают восстановление и развитие И жизненных сил человека, израсходованных в процессе трудовой деятельности, то есть служат для регенерации здоровья и поддержания работоспособности населения. К рекреационным ресурсам относят об объекты и явления природного происхождения, которые могут быть использованы для лечения, оздоровления, отдыха, туризма. В их состав входят бальнеологические, климатические, ландшафтные, пляжные и познавательные ресурсы. Они размещены практически на всей территории Украины, однако их территориальное размещение очень неравномерным.

Природные ресурсы в советской научной юридической литературе, как правило, не признавались имуществом. Они рассматривались в качестве объектов, не имеющих денежной оценки и нейтральных к экономике. Но уже тогда было убедительно доказано, что отношения природопользования являются разновидностью имущественных отношений6. С принятием 25 июня 1980 г. Закона СССР «Об охране и использовании животного мира»7 на водные биоресурсы распространилось право государственной собственности.

Самая высокая концентрация рекреационных ресурсов сложилась в южных областях Украины - на территории Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей, а также в Автономной Республике Крым. Уникальные рекреационные ресурсы сосредоточены в Карпатах. Значительные запасы минеральных вод размещены во Львовской, Полтавской, Винницкой областях. В Украине есть большие запасы лечебных грязей в Ивано-Франковской, Одесской областях и в Автономной Республике Крым.

Благодаря сочетанию определенных природных факторов и ресурсов формируются мощные рекреационные комплексы. Территориальная структура рекреационного комплекса представлена ​​рекреационными пунктами, рекреационными районами, рекреационными регионами и рекреационными зонами.

Данный период (1990-е – 2004 гг.) характеризовался попытками создать нормативно-правовую базу, необходимую для эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биоресурсами и заканчивается принятием Закона о водных биоресурсах.

В Украине действует 45 курортов общегосударственного и международного значения и 13 курортов местного значения, являются более 400 санаториев, которые могут принять на лечение более 600 тыс. Отдыхающих. Вместе с тем за последние годы наблюдается тенденция уменьшения сети и вместимости учреждений организованного отдыха, сократилась сеть туристических баз, что значительно сузило возможности эффективного использования рекреационных ресурсов.

Основные проблемы по эффективному использованию рекреационных ресурсов Украины заключаются в: максимально полном удовлетворении потребностей населения в полноценном оздоровлении и лечении; охране и восстановлении рекреационных ресурсов; росте качества услуг в этой сфере.

С этого момента начался совершенно новый этап развития законодательного регулирования водных биоресурсов как объектов гражданских прав в России. Водные биоресурсы стали предоставляться в пользование на основании договоров. Договорные обязательства в субсидиарном порядке стали регулироваться гражданским законодательством.

Перспективы развития рекреационного комплекса Украины заключаются в привлечении дополнительных инвестиций в обновление инфраструктуры, работает на нужды рекреационного комплекса; интенсивному развитию туризма и индустрии отдыха и оздоровления в целом; увеличении удельного веса рекреационной сферы в росте национального дохода страны.

Выводы. Из вышеприведенного видно, что Украина достаточно богатая природными ресурсами: в частности на земельные и отдельные виды минеральных ресурсов. Вместе с этим ощущается острая нехватка топливных ресурсов, лесных ресурсов. Важным вопросом становится ресурсосберегающий момент.



Основное направление развития законодательства состоит в комплексном использовании частноправовых и публично-правовых средств регулирования. Только лишь путем взаимодействия данных средств регулирования возможно сохранение баланса интересов частного и публичного в отношениях, связанных с использованием водных биоресурсов.

Одним из весомых компонентов ресурсосбережения является вторичный ресурсный потенциал. В перспективе предполагается формирование эффективного механизма вторичного ресурсопотребления и привлечения в эту сферу иностранных инвестиций. В частности, значительное развитие получит вторичная металлургия. Особое внимание будет уделяться расширению направлений использования макулатуры, полимерной вторичного сырья, древесины; создаваться мощности по переработке картонной, стеклянной, металлической и пластиковой тары и упаковки.

Важным приоритетом является повышение эффективности энергосбережения в связи связи с тем, что Украина относится к энергодефицитным странам и за счет собственных источников удовлетворяет свои потребности в топливно-энергетических ресурсах менее чем на 50%.

В параграфе 1.2 «Общая характеристика законодательства, регулирующего водные биологические ресурсы, как объекты гражданских прав в Российской Федерации», проводится анализ действующего законодательства, регулирующего водные биоресурсы, как объекты гражданских прав, позволяющий определить правовую ситуацию, сложившуюся в современный период.

Закон о водных биоресурсах представляет собой первый нормативный правовой акт, открывший новый этап регулирования рыбохозяйственной деятельности, т.к. создал единую основу правового регулирования отношений, связанных с использованием водных биоресурсов, в том числе и гражданско-правовых, установил принцип субсидиарного применения норм гражданского законодательства к отношениям, связанным с использованием водных биоресурсов. Нормы ГК РФ определяют лишь основные начала гражданского регулирования и могут использоваться при необходимости уяснения общих принципов и правил гражданских правоотношений.

В настоящее время отмечается низкий уровень гражданско-правовой регламентации различных видов рыбохозяйственной деятельности. При этом диссертант считает, что принятие ряда законов в сфере рыболовства, как, например, закон «Об аквакультуре», «О прибрежном рыболовстве» и др. повлечет множество противоречий в сфере правоприменительной деятельности. В связи с чем, разумней, не раздувая массив нормативно-правовой базы, включать в Закон о водных биоресурсах все необходимые положения, сделав его в дальнейшем единым кодифицированным актом, регулирующим договорные механизмы в сфере использования водных биологических ресурсов.

Глава 2 «Юридическая природа гражданских прав на водные биологические ресурсы в Российской Федерации » посвящена определению места водных биоресурсов в системе объектов гражданских прав, а также раскрытию их специфических признаков.

В параграфе 2.1 «Особенности права собственности на водные биологические ресурсы» определяются теоретические положения, определяющие правовой режим водных биоресурсов как объектов права собственности.

Отмечены особенности права собственности на водные биоресурсы: 1. не все водные биоресурсы находятся в постоянном фактическом господстве собственника. В определенных случаях проявляется утрата фактического господства над водными биоресурсами помимо воли собственника в силу естественных свойств указанных ресурсов;

2. право собственности на водные биоресурсы невозможно перенести на других лиц путем совершения каких-либо сделок, влекущих смену собственника водных биоресурсов;

3. распоряжение государством водными биоресурсами осуществляется путем установления новых, ранее не существовавших прав на водные биоресурсы, права пользования;

4. водные биоресурсы относятся к категории движимых, потребляемых, живых вещей, имеющих естественное происхождение, определенных родовыми признаками;

5. водным биоресурсам присущи такие признаки объектов права собственности, как полезность; дискретность; юридическая привязка; системность;

6. водные биоресурсы являются необоротоспособными объектами гражданских прав, за исключением водных биоресурсов, находящихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;

7. собственником водных биоресурсов выступает государство, за установленными исключениями. При этом правомочия государства, как собственника водных биоресурсов регламентируются не только гражданско-правовыми нормами, но и публично-правовыми.

Обоснована необходимость сохранения за водными биоресурсами права федеральной собственности. Распоряжение государством водными биоресурсами осуществляется путем их предоставления в пользование, что совершенно не означает предоставление государством пользователю какой-либо вещи - это лишь предоставление права на возможную оккупацию. В случае если пользователь по каким-либо причинам не реализовал свое право на добычу (вылов) водных биоресурсов, государство не несет перед ним никаких обязанностей по передаче вещи.

В параграфе 2.2 «Особенности права собственности на водные биологические ресурсы, находящиеся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания» определяются теоретические положения, определяющие правовой режим водных биоресурсов, находящихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания (объекты аквакультуры), как объектов права собственности.

Объекты аквакультуры обладают иным правовым режимом, чем водные биоресурсы, находящиеся в естественных условиях обитания. Они могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. С объектами аквакультуры собственник вправе совершать различные гражданско-правовые сделки, в отличие от водных биоресурсов, находящихся в естественных условиях обитания, распоряжение которыми заключается в предоставлении права пользования этими объектами.

В параграфе 2.3 «Особенности гражданско-правового регулирования права пользования водными биологическими ресурсами» установлена гражданско-правовая сущность права пользования водными биоресурсами.

Право пользования водными биоресурсами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Основания возникновения права пользования, в зависимости от правового регулирования, объединены в три группы: частноправовые, публично-правовые и имеющие смешанный характер нормативно-правового регулирования.

Решение о предоставлении в пользование водных биоресурсов, как и разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов являются средствами публично-правового воздействия, в которых выражены государственные функции управления и контроля за сохранением и рациональным использованием водных биоресурсов, а также обязанностью государства перед гражданами обеспечить доступ к природным ресурсам, являющимся основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право пользования водными биоресурсами, возникающее на основе договоров, как частноправовых средств регулирования природопользования, является обязательственным правом и относится к числу относительных субъективных гражданских прав.

Объектом права пользования водными биоресурсами, как обязательственного права, является действие, которое является содержанием требования; т.е. право пользования водными биоресурсами – это право на действие не по поводу вещи (водных биоресурсов), а право на действие ради самого действия (право требования предоставления пользования путем выдачи разрешения на добычу (вылов) и пр.).

Таким образом, водные биоресурсы могут быть лишь объектом абсолютного вещного права – права собственности; право пользования водными биоресурсами является относительным субъективным правом, направленным на извлечение из этих ресурсов полезных свойств. При этом водные биоресурсы, как материальный объект (вещь), не являются объектом права пользования.

Глава 3 «Юридическая природа договорных правоотношений, возникающих в процессе использования водных биологических ресурсов», состоящая из трех параграфов, посвящена изучению договоров, заключаемых в сфере использования водных биоресурсов, а также обязательств возникающих из данных договоров.

В параграфе 3.1 «Заключение договоров, связанных с использованием водных биологических ресурсов, на торгах» рассматривается порядок заключения указанных договоров с использованием процедуры торгов в форме конкурса и аукциона.

Данные виды торгов рассматриваются как комплекс односторонних сделок, направленный на заключение договора. Конкурс и аукцион рассмотрены диссертантом в отдельности.

Конкурс проводится на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, аукционы - на право заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, а также договора пользования водными биоресурсами.

При рассмотрении торгов в форме аукциона, выявлены отличительные его от конкурса особенности. По мнению соискателя, основная проблема аукциона – ценообразование его предмета. Максимальный предел стоимости водных биоресурсов ничем не ограничен и может достигать любого значения, что влечет за собой необходимость рыбопромышленника компенсировать свои затраты путем вынужденного превышения вылова водных биоресурсов - браконьерством. Выход из подобной ситуации диссертант видит в отказе от такой формы проведения торгов и переходу к конкурсам.

В параграфе 3.2 «Специфика договоров, заключаемых в сфере использования водных биологических ресурсов» рассматриваются договоры, заключаемые в сфере использования водных биоресурсов, как самостоятельные правовые инструменты в механизме гражданско-правового регулирования договорных отношений. Рассматривая договорное регулирование в современных условиях, диссертант утверждает положение том, что договор становится первоначальным средством возникновения права пользования водными биоресурсами.

Предметом договоров, заключаемых в сфере использования водных биоресурсов, является право на добычу (вылов) водных биоресурсов, в связи с этим диссертантом предлагается внести изменение в понятие договора о предоставлении рыбопромыслового участка во избежание неверного толкования со стороны пользователей, а также для недопущения применения судами к данным видам договоров норм гражданского законодательства о безвозмездном пользовании и аренде.

Для выявления особенностей договоров, заключаемых в сфере использования водных биоресурсов, выявления их общих черт и различий с другими договорами, диссертант определил их место в системе гражданско-правовых договоров. Были рассмотрены системы гражданских договоров, предложенные М.И. Брагинским, В.А. Беловым, Ю.В. Романцом, Ю.К. Толстым. В качестве системных признаков были выделены следующие: направленность договора, субъектные особенности, предмет договора и его возмездность.

Исходя из признака направленности договора, договоры о передачи права пользования водными биоресурсами относятся к группе договоров, направленных на установление иных относительных прав самостоятельной имущественной ценности. Из таких договоров возникают обязательства по предоставлению возможности осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, т.е. юридическая направленность данных договоров выражается в установлении относительного права пользования или возможности действовать для достижения материальных благ. Водные биоресурсы являются материальным объектом, по поводу которых складываются гражданские правоотношения. Однако в гражданском обороте находятся права пользования этими объектами.

Договоры в сфере использования водных биоресурсов не влекут за собой смены статуса собственника. Пользователь не становится титульным владельцем водных биоресурсов и потому не имеет возможности пользоваться владельческой защитой, предусмотренной главой 20 ГК РФ.

Спецификой договоров в сфере природопользования является то, что в качестве одного из субъектов договора всегда выступает государство в лице соответствующих органов, за исключением договора о переходе права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу.

Договоры, связанные с использованием водных биоресурсов, объединены также признаком безвозмездности договора. Принцип платности пользования реализуется путем закрепления в гл. 25.1 НК РФ обязательности уплаты сборов за пользование водными биоресурсами.

Исходя из содержания норм ГК РФ, сделан вывод о том, что договоры в сфере использования водных биоресурсов не могут быть отнесены ни к одному известному ГК РФ виду договоров. Обособленность договоров в сфере использования водных биоресурсов от иных договоров, которые закреплены в ГК РФ, является причиной неприменения к ним положений, регламентирующих другие договорные обязательства. Применению подлежат лишь общие нормы об обязательствах и договорах (порядок заключения, изменения, расторжения договоров и т.д.).

В параграфе 3.3 « Особенности исполнения и прекращения обязательств, возникающих из договоров, заключаемых в сфере использования водных биологических ресурсов», рассматриваются виды исполнения обязательств, дается их классификация, а также основания прекращения обязательств.

Loading...Loading...