Наказание если покинул место дтп. Срок давности за оставление места ДТП

К большому сожалению, в России ДТП – распространенное явление. Так как никто не застрахован от неприятностей на дороге, то желательно быть юридически подкованным, например знать, что грозит недобросовестному водителю, который скрылся с места ДТП. Довольно часто люди убегают с участка происшествия, но за такие проделки одним штрафом не ограничиться. Согласно закону, нарушитель либо лишается прав сроком на 12-18 месяцев, либо находится под заключением 15 суток.

Стоит помнить о том, что побег водителя с места происшествия – это его отсутствие в тот момент, когда представители закона составляют протокол. Если человек, сидящий за рулем, отлучился, но к этому времени прибыл обратно, его нельзя считать нарушителем. Что же делать, если водитель скрылся с места ДТП? Что грозит ему в этом случае и возможно ли избежать наказания?

Почему водители «убегают»

Зачастую в происшествии виноваты именно водители. Это можно объяснить их невнимательностью и недостаточной концентрацией внимания на дороге. Люди, которые садятся за руль, должны быть готовы к тому, что им придется сталкиваться с опасными ситуациями, поэтому всегда нужно быть начеку.

Если водитель скрывается с места ДТП – это всегда чревато неприятностями и усугубляет его положение. Человек, управляющий транспортным средством, в обязательном порядке должен остановиться и оказать максимальную помощь пострадавшему лицу или лицам: доставить в больницу или вызвать бригаду скорой помощи, освободить дорогу для проезда машин, записать контактные данные свидетелей.

Чаще всего водитель убегает с места аварии из-за того, что испытывает панический страх наказания. Но необходимо понимать, что попытка скрыться – не выход из ситуации. В первую очередь водитель должен успокоиться и попытаться объективно и адекватно оценить ситуацию, хотя это и не всегда возможно в таком состоянии.

Ответственность

А как быть, если водитель не виновен, но скрылся с места ДТП? Что делать в таком случае? Важно помнить, что он все равно является нарушителем и понесет административное наказание.

Если человек, сидевший за рулем, скрылся с места ДТП, наказание он получает административное. Такой вариант событий подразумевает то, что в результате происшествия нет погибших и людей с тяжелыми телесными повреждениями. Какая может быть статья? Скрылся с места ДТП, имеются жертвы – суд может постановить наказание по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ждем ГИБДД

В ДТП могут возникать разные ситуации, одна из которых – отсутствие возможности оставаться на месте дорожного происшествия. Естественно, при таком ходе событий виновник или пострадавший от аварии хочет уйти от наказания. Если в результате ДТП повреждены только дорожно-транспортные средства, а все стороны не имеют никаких претензий друг к другу, то весь пакет документации по факту можно оформить на посту. В этом случае Госавтоинспекция привлекается, но процесс оформления происходит у них на посту.

Решаем проблему без привлечения ГИБДД

Бывают случаи, когда можно вообще не привлекать ГИБДД и ДПС. Все стороны, задействованные в дорожно-транспортном происшествии, обращаются самостоятельно в свои страховые компании и заполняют соответствующие документы.

Исключения

На законодательном уровне есть исключения, согласно которым можно доказать, что водитель не скрылся с места ДТП. Что грозит ему, если он отлучился по уважительным причинам? Это могут быть ситуации, когда пострадавший в результате ДТП нуждается в неотложной медицинской помощи. Главное – зафиксировать фотографией местоположение соответствующего автомобиля, чтобы не запутать следствие.

Как избежать административного наказания в случае бегства с места аварии

Как быть водителю, если скрылся с места ДТП? Что грозит ему в таком случае, как доказать свою невиновность? На судебном процессе человеку, сидящему за рулем, нужно будет доказать, что в соответствии с правилами дорожного движения он действовал в рамках закона. Другой случай, когда авария была малозначительной, в ней нет пострадавших и погибших.

Поиск скрывшегося участника ДТП

Предположим, что водитель скрылся с места ДТП. Что грозит ему в таком случае? Административная или уголовная ответственность? Здесь все зависит от ситуации и масштабов происшествия. Если ему «светит» уголовная статья, то этим занимается оперативный отдел, и данного нарушителя объявляют в розыск. Для скорейшего поиска виновника аварии доказательства собираются с камер, установленных непосредственно на месте ДТП, если такие имеются. Важно иметь видеорегистратор, чтобы фиксировать нарушения и ситуацию на дороге. Эксперты берут соскобы ЛКП с другого автомобиля, собирают его обломки. Все эти операции помогут быстрее найти человека, который скрылся с места ДТП.

Страховая компания

На случай, если водитель сбежал, у вас есть возможность обратиться в Союз автострахования РФ. Следует помнить, что сумма компенсации не будет превышать 160000 рублей.

Последовательность действий

Итак, если вы стали участником ДТП, то выполняйте действия в такой последовательности:

  1. Включите аварийную сигнализацию и убедитесь, что вы и ваши пассажиры, если таковые имеются, невредимы.
  2. Поставьте знак аварийной остановки (согласно ПДД, в 15-ти метрах в городе, и в 30-ти – за городом).
  3. Если гражданин, управляющим автомобилем, скрылся с места ДТП, то срочно найдите свидетелей, если таковые имеются, и попросите их задержаться до прибытия ГИБДД.
  4. Если у вас имеется видеорегистратор, и на нем зафиксирован автомобиль, скрывшийся с места аварии, то это облегчит его поиск.

Когда наказание не предусматривается

Существует ряд случаев, когда «сбежавший» водитель не понесет наказание за то, что оставил место происшествия:

  1. Перемещение автомобиля с целью освобождения дороги для движения других машин. Обязательно нужно зафиксировать положение авто до его транспортировки, предметов, которые имеют отношение к ДТП, следы тормозного пути. Это можно сделать с помощью видеосъемки или фото.
  2. На транспортном средстве водитель доставляет пострадавшего в больницу. Но после этого он обязан вернуться на место аварии.

Если моральный ущерб не превышает сумму в 200 евро, и отсутствуют разногласия, можно оформлять протокол на посту ДПС или в ближайшем отделении.

Как избежать ответственности

Важно подстраховаться в том случае, если водитель скрылся с места ДТП. Что грозит ему – зависит от причин, по которым он это сделал. Когда такое произошло по уважительным причинам, необходимо собрать документальную базу, например справку с больницы, куда был доставлен пострадавший.

Если собрать бумаги не получилось, в суде можно ссылаться на то, что это нарушение малозначительное. Но, естественно, окончательное решение принимают представители закона.

Стоит неоднократно подумать перед тем, как давать признательные показания. Ведь адвокату потом будет непросто их опровергнуть. Судьи могут использовать их против нарушителя.

Кто ищет «беглеца»

В том случае, когда нет пострадавших, и предусмотрена только административная ответственность, поиск водителя, который скрылся с места ДТП, ведут дознаватели по розыску ГИБДД. Если были жертвы и смертельные исходы, то подключаются оперативники и следователи.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Привет, это Игорь. При маневрировании на парковке коснулись чужой машины, уехали не заметив, а теперь вас хотят из-за маленькой царапины на бампере, с которой, возможно, «потерпевший» ездит уже не один год?

Да, за это предусмотрено строгое, но не всегда оправданное наказание за оставление места ДТП как избежать ответственности за такое правонарушение я расскажу в этой статье. Поехали!

Публикуя эту статью, я полагаюсь на честность моих читателей, и, надеюсь, что советы будут использованы только тогда, когда наказание действительно несоразмерно с вредом, нанесённым окружающим людям. Я не несу никакой ответственности, за возможные последствия применения советов, изложенных в этой статье, в реальной жизни.

Так как статья посвящена ответственности за незаконное оставление места ДТП, я не буду рассматривать аварии, за которые положено наказание независимо от покидания места случившегося. А это любое происшествие, в котором причинён .

Более того, эти советы из данной статьи неприменимы к авариям с пострадавшими, так как срок давности по ним составляет от 1 года до 6 лет, и ищут виновников с гораздо большей тщательностью, чем при авариях, где повреждено только «железо».

Почему не стоит скрываться с места происшествия

Всё тайное становится явным. А в последнее время, со всё большим распространением как стационарных камер, так и , найти виновника становится всё легче. И, кроме , ему придётся понести наказание за оставление места происшествия. Поэтому его лучше никогда самовольно не покидать.

Имейте в виду, что за оставление места происшествия одинаково наказываются как виновник, так и потерпевший. Но когда с отсутствующим участником, велика вероятность признания именно его в ДТП.

Какое наказание положено за оставление места ДТП

Покидание места аварии - классифицируется как серьёзное правонарушение, наказание за которое предусмотрено ч. 2, ст. 12.27 КоАП РФ: 1 — 1,5 года или до 15 суток ареста. Также подобное нарушение будет считаться серьезным отягчающим обстоятельством при назначении наказания за последствия аварии, в которой пострадали люди, особенно если имел место .

Помимо этого, покидание места аварии является основанием для предъявления от страховой компании, возместившей ущерб потерпевшему. То есть выплаченные пострадавшему деньги страховая совершенно законно стребует с вас.

Когда покидание места аварии не будет считаться сокрытием

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, можно уезжать после аварии, не сообщая о ней в правоохранительные органы. Основные условия:

  • Отсутствие раненых и погибших.
  • Согласие между участниками по обстоятельствам ДТП, в т. ч. о том, кто его виновник.

Кроме того, многие считают оставлением аварии действия, которые на самом деле не являются правонарушением. Незаконное оставление места происшествия – это когда документы оформлялись сотрудниками ГИБДД, а одного из участников не было при этом. Все остальные случаи, в том числе уехал, а потом вернулся, передвижение транспортного средства (ТС) и т. д. не могут быть наказаны как скрытие.

Естественно, нельзя уехать с места того, чего не было. Так что, если повреждений имущества и здоровья людей не было, из чего следует отсутствие факта наступления ДТП, можно смело разъезжаться.

Когда можно избежать наказания за оставление места происшествия

Конечно же, я ни в коем случае не одобряю сокрытие с места ДТП. И виновник должен отвечать за свои действия, тем более если пострадали люди.

Но бывают такие ситуации, когда нанесённый другим вред явно не стоит того, чтобы остаться без возможности водить автомашину как минимум на год. Более того, иногда лишение водительского удостоверения за оставление места аварии грозит и невиновному водителю из-за нечестных действий второго участника происшествия.

Например, когда видевший, что вы подъезжали близко к его машине издалека, хозяин авто, решит, что потёртость на его бампере сделана вами, хотя она была уже давно, и вызовет ГИБДД в ваше отсутствие. Всё, можете прощаться с правами. Впрочем, здесь доказать свою невиновность может помочь .

Или вначале вроде бы не имеющий претензий оппонент впоследствии замечает какую-нибудь царапинку, иногда даже не сам, а по указанию знакомых, и тоже оформляет аварию в ваше отсутствие. Результат, опять же, для вас может быть печальный.

Таких примеров немало и все их объединяет то, что из-за мелких, иногда убирающихся полировкой за 10 минут повреждений, можно на год, а то и на полтора превратиться в пешехода. Именно для попавших в подобные ситуации я и хочу дать сегодня советы.

Что нужно делать, чтобы избежать ответственности за покидание места аварии

Если вы действительно виноваты в ДТП, самым правильным действием будет встретиться с потерпевшим и возместить ущерб в частном порядке. Нужно всегда стремиться поступать так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.

А потом, материальные потери всё равно придётся понести, так как в случае вашей виновности в ДТП страховая компания взыщет с вас по регрессу свои затраты на возмещение потерпевшему. Кроме того, договорившись с потерпевшим, можно проще и надёжней избежать ответственности за сокрытие.

Способ 1 – тянуть срок

Срок давности за сокрытие с места аварии – 3 месяца. То есть по прошествии этого времени вынести судебное постановление уже невозможно. Следовательно, если в течение этого периода не попадаться стражам порядка, то наказания может не быть.

Однако подобное возможно лишь при ненадлежащем уведомлении, а также каких-то внутриведомственных причин и ошибок, вероятность чего небольшая. Более всего шансов избежать наказания в случае отсутствия у правоохранителей реквизитов нарушителя, но способов их установления тоже немало (камеры наблюдения, и т. п. – достаточно одного госномера).

Иногда, владельцы пострадавших авто сами проводят розыскные работы зачастую более эффективно чем работники ДПС просто потому, что они реально ищут.

В иных случаях, уповать на истечения срока давности не стоит – составленная процессуальная документация идет в дело и судебное решение о наказании может быть принято даже без участия или фактического ведома (фактического, а не юридического) виновной стороны. Также течение срока давности во многих случаях может быть перезапущено, о чем нарушитель как правило не знает.

Внимание! В течение 3 лет после аварии потерпевший вправе требовать с вас компенсацию ущерба, как и страховая компания может в продолжение этого же срока предъявить к вам регресс за сокрытие с места ДТП.

Если вы получили повестку в суд

Если вы попались инспекторам, то шансов избежать наказания немного, но они есть т. к. судом могут быть учтены разные факты и обстоятельства дела, которые не всегда могут выступать против вас.

Если же процессуальные документы были составлены, то порядок же действий может быть таким:

  • Встреча с потерпевшим и договоренность с ним , чтобы он не опознал вас в ГИБДД. Естественно, понадобится возмещение ущерба.
  • Явка на опознание в ГИБДД в назначенный день.
  • Потерпевший объявляет, что он не узнаёт вас , как и ваше транспортное средство и пишет заявление о прекращении административного дела.
  • Дело закрывают , ваш автомобиль снимается с розыска.

Потерпевшему участнику ДТП во многих случаях выгодно сразу получить деньги. Конечно, всегда есть шанс нарваться на вредную обидчивую личность, которая эмоционально заинтересована в наказании нарушителя.

Кстати, это единственный вариант, при котором не придётся оплачивать страховой компании регрессные требования, если вы скрывшийся виновник аварии. Но тут возможен и лицемерный умысел со стороны потерпевшего.

То есть он, получив от вас деньги, захочет получить выплату и от СК, которую она взыщет с вас. Чтобы такого не произошло, возьмите с потерпевшего об отсутствии претензий.

Как можно смягчить наказание

«Смягчить» сказано достаточно условно, ведь вариантов наказания предусмотрено только два:

  • Лишение прав;
  • Административный арест.

Так вот, иногда возможно назначение ареста. Тут критично то, что более всего страшит нарушителя – несколько суток в кутузке или 1-1.5 года в статусе пешехода. Но какое именно наказание вам назначить, решает суд, и тут уже зависит от конкретного судьи, к которому вы попадёте.

Некоторые судьи сами предлагают выбор, а некоторые категоричны в своих решениях. А в некоторых случаях можно получить оба взыскания. Поэтому здесь как повезёт, но лучше вообще не покидать места ДТП, чтобы не пришлось выбирать из двух зол меньшее.

Внимание! Неявка в суд может автоматически заблокировать такую меру наказания, как административный арест, что вытекает из положений ч. 3 (абз. 2), ст. 25.1 КоАП РФ. Но тут следует учитывать, что у суда, правоохранителей ОВД и даже у инспекторов ДПС имеются полномочия по принудительной доставке в суд лица укрывающегося от административного наказания с места его обнаружения.

Если вас хотят привлечь за алкогольное опьянение

Верховный Суд постановил, что признать человека находящимся в нетрезвом виде можно только по результатам соответствующих обследований. Показания свидетелей не являются доказательством пребывания подшофе.

Поэтому если скрывшегося находят через продолжительное время после аварии, доказать, что он был пьяным очень сложно. Однако если сильное опьянение нарушителя с выраженными признаками заснято на видео, то суд может учесть это как серьезное отягчающее обстоятельство.

Дополнительные нюансы по рассмотренному вопросу можно почерпнуть из видео:

Подведем итоги

  • Покидание места ДТП – это серьёзное нарушение, за которое предусмотрено лишение прав или административный арест.
  • За оставление места происшествия может быть наказан как его виновник, так и потерпевший.
  • Покидание места аварии является основанием для предъявления регрессных требований от страховой компании.
  • Место ДТП можно покинуть , если у его участников отсутствует вред здоровью, они не имеют претензий друг к другу и процессуальные документы инспектором ДПС не составлялись.
  • Истечение срока давности может помочь лишь изредка.
  • Неявка на разбирательство дела не останавливает его ход.
  • Если у ГИБДД нет реквизитов нарушителя или сведений, по которым они будут найдены, то наказания удастся избежать.
  • Юристы в некоторых случаях могут убедить суд не применять наказание ввиду обстоятельств неодолимой силы, экстремального характера, форс-мажоров.
  • Суд может прекратить дело на основании незначительности , если в нем имеются сомнительные обстоятельства (объективные подозрения в умысле пострадавшего и т. п.).
  • Суд может прекратить дело на основании неумышленности , если обстоятельства указывают на невозможность заметить момент ДТП водителем.
  • Если вина очевидна , то упор целесообразно делать на минимизации наказания.
  • Нарушителю может быть предложен выбор между арестом и лишением прав.
  • При частной договоренности в некоторых случаях потерпевший может помочь прекратить дело.

Заключение

Старайтесь не попадать в ситуации, в которых пришлось бы воспользоваться советами из данной статьи. А если уж случилось так, что попали, действуйте по совести и не бойтесь ответить за свои реальные проступки.

На этом я заканчиваю статью. Удачи всем на дорогах и до скорых встреч!

Каждый водитель знает, что стоит делать при аварии: необходимо оказать первую помощь пострадавшим, обезопасить область ДТП, оценить ущерб, вызвать инспектора ГИБДД и приступить к заполнению бумаг. И тем более каждый водитель знает, что уезжать с места ДТП ни в коем случае нельзя. Однако, вопреки этому простому правилу, большое количество автолюбителей пытается скрыться с места ДТП.

Следует помнить, что оставление места ДТП — серьезное нарушение, карающееся законом. При этом наказание для тех, кто скрылся с места ДТП, может быть значительно серьезнее чем наказание за само ДТП.

В первую очередь стоит рассмотреть вопрос о том, когда именно водителя можно обвинить в скрытии с места ДТП? Согласно законам РФ, оставлением места дорожно — транспортного происшествия может считаться только передвижение автомобиля с места аварии, совершенное со злым умыслом либо с целью скрыть свое преступление. Если водитель покинул место аварии, не имея злого умысла, то он не может считаться правонарушителем.

Рассмотрим два примера. В первом примере водитель, выезжая с парковки, задел поставленный рядом с ним автомобиль. Так как один из автомобилей получил повреждение, то такое происшествие уже можно рассматривать как ДТП. Если водитель проигнорировал аварию, продолжив дальнейшее движение, то можно считать, что он скрылся с места ДТП. Если же он остановился, нашел способ связаться с водителем припаркованного автомобиля и урегулировал ситуацию и только после этого продолжил движение, то на лицо отсутствие злого умысла. В этом случае считается, что водитель не скрывался с места ДТП.

Во втором примере рассмотрим следующую ситуацию: два автомобиля столкнулись на оживленном участке дороги. Если при этом один из водителей, не смотря на аварию, продолжил движение и покинул место происшествия, то можно считать, что он скрылся с места ДТП. Однако если он нашел свидетелей и задокументировал положение автомобилей любым доступным способом, то он может переставить свой автомобиль для нормализации дорожного движения и снижения риска при движении других водителей — в этом случае злой умысел рассматриваться не будет.

Исключения из вышеописанного правила

Каждое ДТП уникально по своему. Поэтому если водитель уехал с места аварии, то не во всех случаях можно считать, что он уехал с места ДТП. Не будут рассматриваться в качестве нарушения следующие случаи:

  • Если водитель уехал с места аварии, чтобы доставить пострадавшего в ней участника до медпункта;
  • Если оба водителя разъехались с места ДТП, зафиксировав местоположение автомобилей в своих полисах ОСАГО;
  • Если водитель сразу после аварии отправился на ближайший пост ГИБДД. Такой вариант возможен, если у водителя нет возможности вызвать инспектора.

Возможны и другие случаи. Чаще всего они связаны с тем, что у водителя нет иного выбора, кроме как передвинуть транспортное средство после аварии.

Оставление места ДТП как правонарушение

Самое важное, что нужно знать об оставлении места ДТП это то, что такое нарушение рассматривается Административным Кодексом Российской Федерации и к обычным штрафам ГИБДД не имеет никакого отношения. Поэтому и наказание за оставление места ДТП может варьироваться в весьма широком диапазоне.

Оставление места дорожного происшествия водителем, виновном в этом нарушении, рассматривается в статье 12.27 КоАП РФ. При этом сама статья именуется как «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», а оставление места аварии рассматривается только во второй её части.

Всего статья 12.27 КоАП РФ содержит три части. В первой рассматривается невыполнение водителем обязанностей, которые он обязан исполнить в связи с ДТП. Во второй рассматривается скрытие с места ДТП. В третьей — употребление водителем спиртного или наркотических средств после ДТП и до медицинского освидетельствования.

Наказание

Как и за любое другое нарушение, за скрытие с места предусмотрены различные меры наказания. При этом нарушитель не сможет отделаться простым штрафом. Согласно второй части статьи 12.27 Административного Кодекса Российской Федерации, наказание за оставление места аварии составляет от года до полутора лет лишения водительских прав с возможностью ареста виновного на пятнадцать суток. При этом мера наказания должна быть установлена в ходе судебного разбирательства и соответствовать тяжести нарушения. Арест чаще всего проводится в том случае, если виновный скрылся с места происшествия со злым умыслом или специально скрывался после совершения правонарушения.

У наказания есть свои срок давности. Его длительность составляет три месяца. Если за это время не будет инициировано разбирательство, то по прошествии трех месяцев его начать уже не могут. Однако укрывательство грозит виновному еще большими штрафами.

Стоит отметить важную деталь — скрытие с места аварии с оставлением пострадавших, которым требуется медицинская помощь, может стать причиной расследования и послужить основанием для уголовного дела по статье «неоказание помощи».


Подведем итоги

Скрыться как можно скорее с места ДТП, рассчитывая на то, что вас никто не догонит или никто не заметил ваших номеров — весьма плохая идея. Практически всегда есть свидетели, видеорегистраторы и иные средства установить виновность автолюбителя и его личность. И если вы решите покинуть место ДТП, то только значительно усугубите ваше положение. Ведь, оставшись на месте ДТП и оформив необходимые бумаги, вы всего лишь потратите время — ущерб возместят полисы ОСАГО и КАСКО. А вот оставление места ДТП в значительной мере усугубит ваше положение даже при незначительном ущербе — дело может дойти даже до ареста за небольшую аварию.

Правила дорожного движения требуют остаться на месте ДТП до приезда ГИБДД. Как правило, оставление места происшествия чревато серьезным наказанием.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что в 2019 году грозит участнику ДТП, оставившему место аварии? Аварийные ситуации на дорогах не редкость в России. Их число не уменьшается год от года.

Потому столь актуально знание автовладельцами законов, касающихся дорожного движения. Одним из наиболее частых правонарушений выступает оставление места ДТП.

Как самостоятельный поступок это деяние штрафа по закону не предусматривает. Однако ответственность предусмотрена за последствия такого поступка. Как в 2019 году наказывается водитель, уехавший с места ДТП?

Важные аспекты

При дорожно-транспортном происшествии любой водитель должен действовать по следующей инструкции :

Остановить транспортное средство И исключить его дальнейшее движение
Включить аварийный сигнал Если это технически возможно
Поставить знак Аварийной остановки
Обеспечить оставление автомобиля и иных объектов в том же виде В каком они были на момент аварии
При наличии жертв Вызвать скорую помощь и полицию. По возможности обеспечить первую неотложную помощь пострадавшим. При надобности участник ДТП должен отправить пострадавших в медучреждение на попутных ТС
Если машина мешает свободному передвижению другого транспорта То нужно освободить проезд, прежде зафиксировав расположение предметов (посредством видеосъемки, фотографирования, составления схемы)
Дождаться сотрудников ГИБДД Записать свидетельства очевидцев

Оставляя место дорожного происшествия, водитель нарушает, как минимум, один пункт данного списка. Но чаще не соблюдается сразу ряд обязательных условий.

Что это такое

Под дорожно-транспортным происшествием подразумевается событие, произошедшее на проезжей части или на другом участке дороги, с участием транспортных средств, в итоге чего был причинен материальный либо физический ущерб иным лицам и их имуществу.

При этом следует выделить такие ключевые условия:

  • обязательно участвует транспортное средство;
  • происшествие случилось на дороге либо ином месте, предназначено для движения транспорта;
  • ДТП случилось в результате движения.

То есть, изначально нужно выяснить, действительно ли имело место ДТП. Таковым признается событие с участием транспортного средства, в каком нанесен материальный ущерб или имеются пострадавшие и погибшие люди.

Когда авария зафиксирована и потом виновник отбыл с места ДТП, то наказание он не несет в случаях, когда правилами дозволяется оставление места происшествия.

Можно ли уезжать с места ДТП? Только если это обусловлено необходимостью. Например, нужно срочно доставить пострадавшего в больницу или же необходимо освободить проезжую часть.

Во всех прочих ситуациях наказание предусмотрено . Исходя из обстоятельств, наказание может определяться как лишение прав либо арест административного характера.

Штраф за подобное деяние не положен, но в определенных ситуациях штрафные санкции применимы за иные сопряженные деяния.

Самые распространенные причины

На практике наиболее популярными ситуациями оставления места ДТП являются такие обстоятельства:

Не желание нести ответственность Водитель при этом скрывается с места аварии преднамеренно. В основном так случается, когда произведен наезд на неподвижное ТС. Отсутствие другого водителя дает шанс полагать, что деяние останется безнаказанным
Дорожно-транспортное происшествие с пешеходом Нередко пешеход, после ДТП оставшийся в сознании, сам скрывается с места аварии. При этом водитель не считает нужным вызывать ГИБДД
Не замеченное водителем ДТП Такое случается довольно часто, когда во время движения происходят слабые столкновения с другими машинами. Но и в такой ситуации, водитель считается нарушителем при оставлении места происшествия

Многие водители считают, что скрывшись с места транспортного происшествия, можно избежать проблем и грозящей .

Но в действительности такие преступления редко остаются нераскрытыми. По прибытии сотрудники ГИБДД начнут поиск свидетелей, и кто-то из них может вспомнить номер нарушителя.

К тому же нужно учесть наличие камер фотовидеофиксации на дорогах, да и многие здания оборудуются камерами слежения.

Видеорегистраторы устанавливаются и на многих авто. В большинстве случаев скрывшийся водитель обнаруживается довольно быстро.

Нормативное регулирование

Если рассматривать оставление места ДТП как правонарушение, то нужно знать, что к обычным нарушениям правил ГИБДД это не имеет какого-то отношения.

Такие деяния рассматриваются в соответствии с . Вследствие этого наказание может варьироваться в достаточно обширном диапазоне.

Оставление виновным водителем места свершения дорожно-транспортного происшествия рассматривается в ст.12.27 КоАП. Название статьи звучит как «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП».

Всего в этой статье три части. Первая касается неисполнения водителем должных обязанностей. Во второй ее части рассматривается именно оставление места ДТП.

А часть третья предусматривает наказание за употребление водителем наркотических средств или спиртного сразу после происшествия до медицинского освидетельствования.

Что грозит, если уехал с места ДТП

Всякое аварийное транспортное происшествие на дороге становится стрессом для участвующих лиц. Водитель может скрыться, испугавшись ответственности, даже не подумав о возможных последствиях.

Действующее законодательство не предполагает двоякого толкования относительно покидания места свершения ДТП, и наказание назначается соответственно закону.

По ч.2 ст.12.27 КоАП РФ оставление водителем места ДТП, в каком он участвовал, наказуемо лишением прав на управление ТС на период от одного года до полутора лет или полагается административный арест длительностью до пятнадцати суток.

По воспрещается после ДТП водителю потреблять алкогольные напитки либо психотропные средства.

Нередко владельцы разбитых машин начинают «заливать» грусть еще до приезда дорожного инспектора. При несоблюдении нормы наступает ответственность по ч.3 ст.12.27 КоАП.

А именно взыскание административного штрафа равного тридцати тысячам рублей с лишением права на управление ТС длительностью от полутора до двух лет.

Как быстро найдут

Если один из участников ДТП скрывается с места аварии, то другим участникам или очевидцам преследовать его не стоит.

Желательно максимально подробно запомнить приметы авто – цвет, модель и марку, номер. Прибывшим сотрудникам полиции нужно сообщить данные скрывшегося нарушителя.

Свершение ДТП сопровождается расследованием со стороны ГИБДД . Опрашиваются участники происшествия, свидетели.

Просматриваются записи с камер наблюдения. Почти всегда находятся случайные очевидцы, каждый из них хоть что-то, но вспомнит.

На основании показаний и собранных доказательств составляется описание машины, уехавшей с места ДТП.

Если авто описано подробно, то найти его труда не составит через изучение базы данных ГАИ.

Сотрудники ГИБДД поместят найденное авто на специализированную стоянку, поскольку совершено правонарушение. Несколько дольше длится поиск, когда информация не достаточно подробна.

Но и в этом случае посредством изучения похожих ТС находится авто нарушителя. Все реже участникам ДТП удается скрыться безвозвратно.

Возникающая ответственность

При наличии разногласий меж участниками ДТП или при серьезной аварии решаться проблема будет исключительно судом.

Сначала будет осуществлено следствие, основанное на свидетельских показаниях, в отношении скрывшегося водителя. Затем будет вынесен приговор виновнику ДТП.

Искать виновного водителя, уехавшего с места происшествия, будут не только сотрудники ГИБДД, но также следователи и оперативники.

Судом предусматривается только два возможных последствия – лишение права управления ТС длительностью от одного года до полутора лет или арест административного характера сроком до пятнадцати суток.

При этом наказание избирает не водитель и причины, приведенные водителем, не учитываются. Чаще всего происходит лишение прав. Причем это прерогатива исключительно суда, но не ГИБДД.

Следует отметить, что Госдумой рассматривается возможность ужесточения наказания за покидание места ДТП.

Предлагается введение новой статьи, предусматривающей в определенных случаях лишение свободы длительностью от двух до пяти лет.

Сейчас подобное деяние может квалифицироваться как оставление человека в опасности (), если пострадавшему требовалась помощь.

Какое предусмотрено наказание

Говоря о наказании за оставление водителем места ДТП, не лишним будет и упоминание о возможных последствиях.

Помимо административной ответственности, учесть нужно и прочие моменты. Так ситуация происшествия может быть искажена.

Прибывшие сотрудники ГИБДД составят схему со слов другого участника и/или свидетелей, которые не обратят внимания на значимые нюансы.

Доказать в суде, что схема составлена не правильно, практически невозможно. В итоге потерпевший, самостоятельно покинувший место аварии, может быть признан виновным в ДТП.

Важен и нюанс, касающийся страхового возмещения. Согласно условиям ОСАГО расходы по возмещению повреждений, нанесенных виновным, выплачивает его страховая компания.

Но есть и оговорка – по п.78 Правил ОСАГО виновник должен оставаться на месте.

Если виновник ДТП скрывается с места происшествия, то страховая компания вправе потребовать с него возмещения затрат на возмещение расходов пострадавшего. Данным правилом страховщики пользуются весьма активно.

Размер штрафа

Сам по себе факт уезда с места ДТП не предполагает штрафных санкций. Но это не означает, что водитель не может быть оштрафован за сопутствующие нарушения.

И здесь вариантов довольно много. Например, за не выставление аварийного знака или переставленную на иное место машину налагается штраф в одну тысячу рублей.

За нарушение правил ПДД, ставшее причиной нанесения ущерба здоровью граждан, штраф варьируется от двух с половиной до двадцати пяти тысяч рублей, что зависит от степени тяжести.

Также поводом для наложения штрафа может послужить проезд на запрещающий знак, пересечение двойной сплошной, управление автомобилем без страхового полиса и прочее.

В целом оштрафован водитель может за любое действие, трактованное как нарушение правил ПДД и как возможная причина ДТП, даже когда, по сути, оно таковым не является.

То есть точный размер штрафа определить нельзя, поскольку основанием применения штрафных санкций могут быть разные статьи ПДД.

Как решить вопрос

Исходя из существующей судебной практики, избежать наказания за оставление места ДТП можно только в строго определенных случаях. Например, когда водитель уехал по причине крайней необходимости.

Может статься, что пострадавший нуждался в срочной госпитализации и иной возможности, как доставить его самостоятельно, у участника аварии не было.

Также аргументом может стать незамеченное ДТП. К примеру, другой автомобиль был задет во время движения задним ходом.

Поскольку авария не была замечена, то и умысла на оставление места ДТП не было.

Но при наличии свидетельских показаний о том, что факт наезда был обнаружен сразу, говорить про «не заметил» точно не стоит. Что касается крайней необходимостью, то суды по-разному трактуют данное состояние.

Так , рассмотренное Колпинским районным судом СПб, заключалось в том, что водитель уехал с места ДТП, оставив свой номер телефона.

Причина состояла в опоздании на родительское собрание и присутствие в машине ребенка. Водитель уехал, но потом вернулся, спустя три часа, и были вызваны сотрудники ГИБДД для оформления ДТП.

Судом обстоятельства не были признаны крайней необходимостью и водителя лишили права управления. Другое рассматривалось Калининским районным судом СПб.

Здесь участник ДТП уехал, испугавшись угроз другого водителя, не вызвав ГИБДД. Судом такая ситуация не была признана крайней необходимостью. Уехавший водитель был лишен права управления.

Другая ситуация связана с делом, рассмотренным Невским районным судом СПб. В данной ситуации водитель вез каток для укладки асфальта и потому покинул место ДТП.

Промедление могло отрицательно повлиять на ход дорожных работ. Суд посчитал эту причину крайней необходимостью.

Существует ли срок давности

Сколько будут искать скрывшегося с места аварии водителя? Поиск автомобиля, скрывшегося с места ДТП, продолжается лишь в течение трех месяцев.

Предусматривает именно такой срок исковой давности по данному нарушению.

По по истечении срока давности дело об административном нарушении не открывается.

Но отсутствие виновника ДТП не означает, что дело не будет заведено. Расследование будет начато незамедлительно.

Если по истечении трехмесячного срока скрывшийся водитель-нарушитель не будет найден, дело по оставлению места ДТП будет закрыто вследствие истечения срока исковой давности.

Но слишком рассчитывать на срок давности не стоит. Три месяца могут многое изменить, а сокрытие с места аварии для водителя становится отягчающим фактором.

Часто задаваемые вопросы

В некоторых случаях оставить место ДТП возможно, но и здесь нужно учитывать определенные нюансы.

К примеру, участники договорились, что вместе они составят схему ДТП и приезда инспектора дожидаться не будут.

В этом случае надобно непременно посетить пост ГИБДД по близости и оформить нужные документы. В противном случае будет признан факт оставления места совершения ДТП.

П.2.6 и 2.6.1 ПДД гласят, что участники ДТП вправе оставить место аварии самостоятельно при отсутствии пострадавших и несогласий.

Но при этом они должны оформить ДТП на ближайшем посту ДПС либо согласно правилам обязательного страхования гражданской ответственности без участия полиции.

Также ожидать приезда представителей ГИБДД следует и в том случае, когда планируется использование ОСАГО для возмещения расходов потерпевшей стороны.

В соответствии с пунктом «г» страховая компания водителя, покинувшего место ДТП, взыщет с него же выплаченные потерпевшей стороне средства.

Если не заметил повреждений

Иногда водитель может покинуть место ДТП поскольку не заметил повреждений сразу или вовсе не заметил аварии.

Причиной могут становиться плохие погодные условия и отсутствие должной видимости на дороге, громкая музыка в машине, отсутствие стука и скрежета при аварии и т.д.

Что будет если уехал с места ДТП во дворе, не заметив аварии? Наказание за непредумышленное оставление места ДТП аналогично преднамеренному отъезду.

В законе отсутствует понятие «неумышленного оставления». Но если доказать, что отъезд действительно не был намеренным, то можно отделаться устным предупреждением или штрафом в тысячу рублей.

Бывает, что водитель покинул место ДТП, поскольку повреждения другого авто не были обнаружены сразу. Но пострадавший водитель вызвал ДПС и зафиксировал аварию.

При этом были выявлены некоторые мелкие повреждения. Избежать наказания за оставление места ДТП возможно, доказав незначительность повреждений при отсутствии пострадавших.

Здесь же стоит уточнить, сколько времени участник ДТП обязаны дожидаться приезда сотрудников ГИБДД и что считать оставлением места происшествия.

Видео: уезд с места ДТП. Правовые аспекты

Прежде всего, перемещение авто на пятьсот-тысячу метров не считается оставлением места аварии. Это нарушение пункта, запрещающего убирать машину до приезда дорожного инспектора.

По поводу времени ожидания тоже есть свои нюансы. ПДД не обязует водителей лично дожидаться приезда ДПС.

Главное, чтобы машины оставались в том же положении на протяжении трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП). Сразу после ДТП водители должны позвонить в ГИБДД и уведомить о месте и времени аварии.

По истечении положенного времени нужно сделать повторный звонок и при отсутствии ДПС можно уехать.

Но при этом стоит урегулировать ситуацию со вторым водителем. Желательно получить об отсутствии претензий.

Иначе приехавшие сотрудники дорожной полиции могут со слов оставшегося водителя зафиксировать не совсем верную информацию.

Если уехали оба водителя

Когда в произошедшем ДТП отсутствуют пострадавшие и разногласий у сторон не имеется, водители могут покинуть место происшествия.

Но прежде они должны составить схему ДТП, заверить ее своими подписями и посетить ближайший пост ДПС для оформления документов.

Наличие хотя бы малейших претензий у одной из сторон не позволяет покинуть место ДТП без последствий.

Оба водителя могут уехать с места дорожной аварии, оформив ее по европротоколу без участия сотрудников ГИБДД.

Но при этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные ФЗ №40 в ч.1 ст.11.1:

  • вред причинен только ТС;
  • количество участвовавших в ДТП авто не более двух;
  • у обоих участников есть полис ОСАГО;
  • разногласия у водителей отсутствуют.

Иногда после ДТП оба водителя разъезжаются безо всякого оформления. Либо виновник «подрезал» авто, задел его и скрылся, а следом уезжает и пострадавший.

Loading...Loading...