Закон скрылся с места дтп. Скрылся с места ДТП - наказание (правовые последствия)

Какой штраф предусмотрен за оставление места ДТП? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф ГИБДД за оставление места ДТП в 2019 году составляет:

Лишение водительских прав или арест до 15 суток.

Статья 12.27.2 КоАП РФ

В законе РФ четко прописано ответственность водителя за оставление места ДТП. Покинувший место дорожной аварии водитель по закону может лишиться водительских прав либо подвергается аресту на срок до 15 суток.

Оставление места ДТП влечет тяжелые последствия. Существенная часть автомобилистов оставляет место ДТП по невнимательности.

Эти меры предусмотрены частью 2 Статьи 12.27 КоАП РФ – «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием».

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия

Участником которого он являлся, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП

Для начала разберемся, какие происшествия по закону относятся к ДТП. Что является ДТП?

Пункт 1.2 ПДД :
«Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

То есть к ДТП относятся: столкновения двух машин, наезд машины на пешехода(ов), столкновение машины с любым посторонним объектом. Важный момент - описываемое происшествие должно произойти на дороге.

Теоретически к ДТП можно отнести даже царапину от ветки, скол от камня на лобовом стекле, пробитую шину, попадание в крупную дорожную яму. Однако за оставление места таких ДТП ГИБДД не наказывает, так как в них пострадало лишь ваше личное имущество.

В 2019 году за оставление места ДТП лишают права вождения автомобилем на срок от одного до полутора лет или арестовывают на срок до 15 суток.

Статистика судебных решений такова, что самое частое наказание за оставление ДТП - лишение прав. Но стоит учесть, что сотрудник инспекции не имеет право назначить наказание, наказание и его строгость определяет суд.

Судья, при вынесении решения учитывает:

  • Первичность преступления,
  • Наличие злого умысла.

Зачастую водители оставляют место ДТП, так-как в момент его совершения находились в состоянии опьянения и таким образом пытаются избежать наказания. Кроме того, судья будет особенно строг при вынесении приговора, если водитель не в первый раз оставляет место ДТП.

Другой распространенной причиной покидания места дата является банальная невнимательность. Один из водителей в суете дорожного затора моет просто не заметить соприкосновения личного автомобиля с посторонним объектом. Бывает даже, что водитель останавливается, но слишком далеко от места аварии.

Не редкость сейчас и такая ситуация. Автомобилисты договариваются о деталях урегулирования последствий ДТП устно, разъезжаются, а потом один из водителей заявляет под нажимом окружающих о произошедшей аварии в ГИБДД. Так как никаких бумаг, подтверждающих достижения мирного соглашения сторон, нет, второй участник признается покинувшим место ДТП самовольно.

Штраф за оставление места ДТП без пострадавших

Независимо от наличия пострадавших, штраф за оставление места ДТП един: арест до 15 суток или лишение права управления автомобилем на срок от одного до полутора лет.

N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств ».

Однако, наказания можно избежать в нескольких случаях. Вас не оштрафуют за оставление места ДТП без пострадавших, если:

  1. В результате ДТП нет пострадавших, сумма ущерба невелика или практически отсутствует, отсутствуют претензии со всех сторон участников ДТП. В таком случае, все участники ДТП могут разъехаться «с миром». Подсказка: Даже при таком исходе ситуации, рекомендуем получить письменное подтверждение от участников происшествия об отсутствии претензий с их сторон.
  2. В результате ДТП нет пострадавших, участвовало не более двух авто и они застрахованы по ОСАГО, сумма ущерба составляет не более 100 000 рублей,

В этом случае участники аварии на месте заполняют и подписывают извещение о ДТП - оформляют европротокол.(ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Подсказка: Даже если не все водители согласны с тем, кто виноват, штраф может быть оформлен по европротоколу.

Во всех других случаях оставление места ДТП понесет собой штрафные санкции: лишение прав или арест до 15 суток .

Когда уезд с места ДТП будет безнаказанным?

Инспекторы ГИБДД не наказывают за уезд с мест ДТП, только если ДТП возможно оформить по европротоколу, или же нет пострадавших и все участники аварии признают, что не имеют претензии ко всем участникам происшествия. Второй случай трактуется самим водителями как отсутствие ДТП, ведь ДТП по закону - это происшествие, в котором есть пострадавшие - машины, люди, сторонние объекты.

Отдельно стоит обратить внимание на ситуации, когда водители, стараясь помочь потерпевшим в ДТП, становятся виновными в нарушении - их привлекают к административной ответственности за оставление места ДТП. Даже если водитель покинул место ДТП по очень важной и уважительной причине, он обязан вернуться на место аварии, иначе его лишат прав или арестуют на срок до 15 суток.

Срок давности за оставление места ДТП

Согласно КоАП, срок давности за оставление места ДТП составляет 3 месяца. Т.е. если в течении трех месяцев виновник не был привлечен к ответственности за оставление места ДТП, он не будет привлечен к ответственности в дальнейшем.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

«1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства.."

Неумышленное оставление места ДТП

Не редкая ситуация, когда неосторожного и невнимательного водителя вызывают в суд: оказывается, на одной из улиц он паркуясь зацепил чью ту машину. Царапина незначительная, но потерпевший в поисках правды и справедливости дошел до суда, теперь не аккуратному водителю грозит лишение прав.

Как такое могло произойти?

Все очень просто. Даже если виновник аварии не знал о том, что случайно задел чью-то машину, по закону он нарушитель - он сам не зная того, покинул место ДТП.

А потерпевший же, видя, что кто-то поцарапал его машину, ищет справедливости и возмещения: обращается в органы, чтобы найти виновника. Сотрудники полиции же используют свои полномочия для поиска виновного: смотрят записи камер, опрашивают свидетелей.

Самое печальное в этой ситуации то, что процесс не имеет обратной силы: даже если виновный признается и готов возместить ущерб, его все равно ждет суд и в недалеком будущем “маячит” лишение прав.

Важно: Даже за неумышленное оставление места ДТП лишают прав или арестовывают на срок до 15 суток.

Экспресс оценка перспектив дела

Оставление места ДТП - наказание в 2019 году

ДТП – это неприятность, от которой не застрахован ни один водитель. Правила дорожного движения регламентируют действия водителя, который попал в дорожно-транспортное происшествие, и обязывают его принять необходимые меры, включая оказание помощи пострадавшим. При несоблюдении предписаний последствия могут оказаться неблагоприятными для водителя.

За уезд с места ДТП наказание предусмотрено статьей 12.27 КоАП РФ. Во второй части этой статьи подробно расписано, что бывает, когда в состоянии шока или по умыслу водитель оставляет место аварии. При оставлении места ДТП водителю может быть предъявлено одно из следующих взысканий в 2019 году:

  1. После скрытия с места ДТП следует наказание в виде лишения прав на вождение транспортного средства на срок 1-1,5 лет;
  2. Арест административный на 15 суток.

Если вас интересует, какой штраф при этом предусмотрен, то вам стоит знать, что в действующем законодательстве не указано, что водитель должен оплатить штраф за то, что уехал после аварии, не остановившись, не проверив, есть ли пострадавшие или имущественная порча.

Уезжая с места ДТП по законной или незаконной причине, а также будучи невиновным лицом, важно помнить, что без документального подтверждения о происшествии велика вероятность:

  • быть признанными виновным в аварии;
  • ответить административно за уезд с места ДТП;
  • возмещать ущерб за порчу автомобиля, за причиненный моральный ущерб, а также за ущерб здоровью вплоть до пожизненного регресса.

Чтобы избежать этого, лучше остаться на месте ДТП и при возможности нанять адвоката, который прибудет на место происшествия для контроля правильности составления бумаг и дачи полезных советов.

Что является основанием для несения наказания?

Мера ответственности определяется в судебном порядке. Основанием для рассмотрения дела в суде является протокол, который составляется сотрудниками ГИБДД. Доказательствами вины могут быть показания свидетелей, очевидцев, видео с цифровых носителей (видеорегистраторов, дорожных камер). В 95% уезд с ДТП раскрывается следователями, и виновник находится.

Нередко в состоянии шока, когда человек уехал с места ДТП, он выпивает. Пункт 2.7 ПДД указывает на запрет приема алкогольных напитков, наркотических, психотропных или любых других препаратов до того момента, пока не будет выполнено освидетельствование. Подобные нарушения лишь усугубляют положение и могут стать причиной дополнительного взыскания в виде штрафа за нетрезвое управление ТС.

Какие сроки допустимы для наказания?

В случаях, когда человек уехал с места ДТП безвозвратно, скрывается от ответственности, есть исключения из правил, остающиеся безнаказанными. К таким исключениям относится истекший срок давности. Совершенный уезд с места ДТП фиксируется сотрудниками ГИБДД, после чего начинается опрос свидетелей для поиска нарушителя. На розыскные работы, выдвижение обвинения виновному, не оставшемуся на месте аварии, согласно ст. 4.5 КоАП РФ дается 90 дней (3 месяца). По истечении срока давности незаконно предъявлять какие-либо обвинения в адрес водителя и составлять на его имя Постановление об административном правонарушении.

Когда водитель несет ответственность?

Если человек, управляющий автомобилем, который попал в дорожно-транспортное происшествие, уехал с места события по причинам, которые не перечислены в ПДД, его деяния расцениваются, как преступление. За оставление места ДТП в 2019 году лица, скрывшиеся на авто в таких ситуациях, даже если они не являются владельцами транспортного средства, несут полную ответственность.

Не оправдывается уезд с места ДТП и в том случае, если водитель торопится на рейс, совещание или другие мероприятия, даже если он остановился и оставил свои данные, координаты, контактные телефоны, визитку.

Не оставшись на месте аварии, человек может повлиять на смягчение ответственности. Для этого нужна явка с повинной, содействие следствию, добровольное возмещение ущерба. Частично оправдать за то, что человек не остался на месте ДТП, может тяжелое душевное состояние, несовершеннолетие, беременность.

В каких случаях ответственность не предусматривается?

Бывают ситуации, когда водитель не несет ответственность за то, что не совершил остановку, уехал с места происшествия. К таким ситуациям можно отнести следующие ситуации.

Когда произошло ДТП, но водители смогли договориться, не имеют друг к другу претензий по случившимся обстоятельствам. С места аварии можно уехать, если при случившемся нет пострадавших. В такой ситуации желательно на месте ДТП составить схему расстановки автомобилей после аварии, указать на схеме разметку дороги, название улиц, номера домов, дорожные знаки и другую важную информацию. Схема должна быть у каждого водителя, подписанная двумя сторонами-участниками аварии. Уезд с ДТП будет юридически правильным, если оба водителя направятся в ближайший ДПС пост, где оформят документы.

Когда на месте аварии водители обоюдно приняли решение оформлять ДТП по европротоколу (заполнение извещения о ДТП, на которое будет опираться страховщик). По ОСАГО разрешена такая процедура, когда на месте ДТП пострадало всего 2 автомобиля, владельцы которых имеют действующий ОСАГО полис. На месте происшествия не должно быть людей, которые получили увечья, травмы. В этом случае уезд с места ДТП возможен, при этом водители не должны иметь друг к другу претензий, а характер повреждений согласован.

Часто в суде водителя оправдывает факт, когда он вынужденно уехал с места ДТП, чтобы доставить пострадавшего при аварии или наезде в больницу. Уехав в этом случае с места происшествия, водитель обязан вернуться после того, как человек доставлен в медицинское учреждение для оказания экстренной помощи. Важно перед отъездом зафиксировать документально (указать на схеме), на видео- или фотокамеру положение автомобиля. На месте ДТП следует оставить предметы в том положении, в котором они находились после аварии. Чтобы они не мешали остальным участникам движения, согласно п. 2.5 ПДД, необходимо обеспечить объезд транспорта.

Не считается преступлением, на которое распространяется наказание по ст. 12.27 КоАП РФ, когда транспортное средство, виновное или участвующее в ДТП, убрано с дороги с целью освободить проезжую часть для транспортного потока, но при этом сам водитель остается на месте. Перед тем как убрать авто, его местоположение нужно описать в документе или зафиксировать любым другим способом. Перемещение нежелательно осуществлять, когда нет очевидцев происшествия, а также тогда, когда у водителей есть разногласия относительно вины и причин, повлекших ДТП.

Уехав с места ДТП в иных ситуациях, водителю будет предъявлено обвинение за оставление места и соответствующее законодательству наказание. Когда водитель уехал с места ДТП, только после следствия определяется наличие состава преступления или его отсутствие по причинам, предусмотренным Правилами дорожного движения. Окончательный вердикт о том, являлись ли действия водителя правомерными или неправомерными, и какое за оставление места ДТП будет наказание, определяет суд.

Зная, можно ли уезжать в случае аварии и в каких конкретно случаях ответственность не наступает за самовольное покидание места происшествия, можно избежать наказаний и лишения прав.

К большому сожалению, в России ДТП – распространенное явление. Так как никто не застрахован от неприятностей на дороге, то желательно быть юридически подкованным, например знать, что грозит недобросовестному водителю, который скрылся с места ДТП. Довольно часто люди убегают с участка происшествия, но за такие проделки одним штрафом не ограничиться. Согласно закону, нарушитель либо лишается прав сроком на 12-18 месяцев, либо находится под заключением 15 суток.

Стоит помнить о том, что побег водителя с места происшествия – это его отсутствие в тот момент, когда представители закона составляют протокол. Если человек, сидящий за рулем, отлучился, но к этому времени прибыл обратно, его нельзя считать нарушителем. Что же делать, если водитель скрылся с места ДТП? Что грозит ему в этом случае и возможно ли избежать наказания?

Почему водители «убегают»

Зачастую в происшествии виноваты именно водители. Это можно объяснить их невнимательностью и недостаточной концентрацией внимания на дороге. Люди, которые садятся за руль, должны быть готовы к тому, что им придется сталкиваться с опасными ситуациями, поэтому всегда нужно быть начеку.

Если водитель скрывается с места ДТП – это всегда чревато неприятностями и усугубляет его положение. Человек, управляющий транспортным средством, в обязательном порядке должен остановиться и оказать максимальную помощь пострадавшему лицу или лицам: доставить в больницу или вызвать бригаду скорой помощи, освободить дорогу для проезда машин, записать контактные данные свидетелей.

Чаще всего водитель убегает с места аварии из-за того, что испытывает панический страх наказания. Но необходимо понимать, что попытка скрыться – не выход из ситуации. В первую очередь водитель должен успокоиться и попытаться объективно и адекватно оценить ситуацию, хотя это и не всегда возможно в таком состоянии.

Ответственность

А как быть, если водитель не виновен, но скрылся с места ДТП? Что делать в таком случае? Важно помнить, что он все равно является нарушителем и понесет административное наказание.

Если человек, сидевший за рулем, скрылся с места ДТП, наказание он получает административное. Такой вариант событий подразумевает то, что в результате происшествия нет погибших и людей с тяжелыми телесными повреждениями. Какая может быть статья? Скрылся с места ДТП, имеются жертвы – суд может постановить наказание по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ждем ГИБДД

В ДТП могут возникать разные ситуации, одна из которых – отсутствие возможности оставаться на месте дорожного происшествия. Естественно, при таком ходе событий виновник или пострадавший от аварии хочет уйти от наказания. Если в результате ДТП повреждены только дорожно-транспортные средства, а все стороны не имеют никаких претензий друг к другу, то весь пакет документации по факту можно оформить на посту. В этом случае Госавтоинспекция привлекается, но процесс оформления происходит у них на посту.

Решаем проблему без привлечения ГИБДД

Бывают случаи, когда можно вообще не привлекать ГИБДД и ДПС. Все стороны, задействованные в дорожно-транспортном происшествии, обращаются самостоятельно в свои страховые компании и заполняют соответствующие документы.

Исключения

На законодательном уровне есть исключения, согласно которым можно доказать, что водитель не скрылся с места ДТП. Что грозит ему, если он отлучился по уважительным причинам? Это могут быть ситуации, когда пострадавший в результате ДТП нуждается в неотложной медицинской помощи. Главное – зафиксировать фотографией местоположение соответствующего автомобиля, чтобы не запутать следствие.

Как избежать административного наказания в случае бегства с места аварии

Как быть водителю, если скрылся с места ДТП? Что грозит ему в таком случае, как доказать свою невиновность? На судебном процессе человеку, сидящему за рулем, нужно будет доказать, что в соответствии с правилами дорожного движения он действовал в рамках закона. Другой случай, когда авария была малозначительной, в ней нет пострадавших и погибших.

Поиск скрывшегося участника ДТП

Предположим, что водитель скрылся с места ДТП. Что грозит ему в таком случае? Административная или уголовная ответственность? Здесь все зависит от ситуации и масштабов происшествия. Если ему «светит» уголовная статья, то этим занимается оперативный отдел, и данного нарушителя объявляют в розыск. Для скорейшего поиска виновника аварии доказательства собираются с камер, установленных непосредственно на месте ДТП, если такие имеются. Важно иметь видеорегистратор, чтобы фиксировать нарушения и ситуацию на дороге. Эксперты берут соскобы ЛКП с другого автомобиля, собирают его обломки. Все эти операции помогут быстрее найти человека, который скрылся с места ДТП.

Страховая компания

На случай, если водитель сбежал, у вас есть возможность обратиться в Союз автострахования РФ. Следует помнить, что сумма компенсации не будет превышать 160000 рублей.

Последовательность действий

Итак, если вы стали участником ДТП, то выполняйте действия в такой последовательности:

  1. Включите аварийную сигнализацию и убедитесь, что вы и ваши пассажиры, если таковые имеются, невредимы.
  2. Поставьте знак аварийной остановки (согласно ПДД, в 15-ти метрах в городе, и в 30-ти – за городом).
  3. Если гражданин, управляющим автомобилем, скрылся с места ДТП, то срочно найдите свидетелей, если таковые имеются, и попросите их задержаться до прибытия ГИБДД.
  4. Если у вас имеется видеорегистратор, и на нем зафиксирован автомобиль, скрывшийся с места аварии, то это облегчит его поиск.

Когда наказание не предусматривается

Существует ряд случаев, когда «сбежавший» водитель не понесет наказание за то, что оставил место происшествия:

  1. Перемещение автомобиля с целью освобождения дороги для движения других машин. Обязательно нужно зафиксировать положение авто до его транспортировки, предметов, которые имеют отношение к ДТП, следы тормозного пути. Это можно сделать с помощью видеосъемки или фото.
  2. На транспортном средстве водитель доставляет пострадавшего в больницу. Но после этого он обязан вернуться на место аварии.

Если моральный ущерб не превышает сумму в 200 евро, и отсутствуют разногласия, можно оформлять протокол на посту ДПС или в ближайшем отделении.

Как избежать ответственности

Важно подстраховаться в том случае, если водитель скрылся с места ДТП. Что грозит ему – зависит от причин, по которым он это сделал. Когда такое произошло по уважительным причинам, необходимо собрать документальную базу, например справку с больницы, куда был доставлен пострадавший.

Если собрать бумаги не получилось, в суде можно ссылаться на то, что это нарушение малозначительное. Но, естественно, окончательное решение принимают представители закона.

Стоит неоднократно подумать перед тем, как давать признательные показания. Ведь адвокату потом будет непросто их опровергнуть. Судьи могут использовать их против нарушителя.

Кто ищет «беглеца»

В том случае, когда нет пострадавших, и предусмотрена только административная ответственность, поиск водителя, который скрылся с места ДТП, ведут дознаватели по розыску ГИБДД. Если были жертвы и смертельные исходы, то подключаются оперативники и следователи.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Последнее обновление Март 2019

По правилам дорожного движения, при совершении ДТП следует оставаться на месте и ожидать сотрудников ГИБДД. В большинстве случаев, если водитель уехал с места происшествия, ему грозит довольно серьезное наказание. Всегда ли правомерны действия инспекторов ГИБДД, составляющих протоколы об оставлении места ДТП? Как избежать привлечения к ответственности и что необходимо знать каждому водителю, читайте в этой статье.

Что такое «Оставить место ДТП»

Приходится сталкиваться со множеством определений схожих с понятием «Покидание места ДТП» (которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), путаница в этом вопросе недопустима.

Оставление – это открытое удаление на значительное расстояние (вне видимости других участников) от места аварии на относительно продолжительный срок, то есть отсутствие участника при прибытии сотрудников ГИБДД, представителей страховой организации и пр.

Покинуть ДТП водитель может:

  • на автомобиле, который участвовал в аварии;
  • другим способом (пешком, на такси, на другой машине и т.п.), хоть машина и осталась на месте происшествия.

Не является оставлением:

  • передвижение машины с позиции автостолкновения (например, на обочину, то есть на 10-15 м.);
  • передача автомобиля другому лицу, которое самостоятельным ходом или на эвакуаторе перевезет его на значительное расстояние от локации ДТП.

Обязанности участника ДТП

Досконально правила поведения после аварии знают далеко не все автовладельцы. Между тем, в ПДД четко регламентирован порядок действий в случае, когда произошла дорожная неприятность:

  1. исключить дальнейшее движение транспорта (то есть остановиться);
  2. включить «аварийку»;
  3. выставить аварийный знак;
  4. принять меры к сохранению авто и других предметов в том же положении, в каком они были на момент происшествия;
  5. если есть жертвы – вызвать полицию, скорую медицинскую помощь, оказать первую помощь. В случае необходимости на участнике ДТП лежит обязанность доставления пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение на попутном транспорте;
  6. если нет возможности для свободного движения других транспортных средств, следует освободить проезжую часть дороги, предварительно сделав фиксацию положения предметов (обычно путем фотографирования и видеосъемки, иногда допускается составление схемы);
  7. ждать сотрудников полиции, записать данные свидетелей-очевидцев.

Покидая место ДТП, водитель допускает несоблюдение одного или нескольких пунктов из этого списка.

Когда водителя нет на месте происшествия

Типичными ситуациями, когда к приезду сотрудников ГИБДД участника аварии не оказалось на месте, являются:

  • водитель находился в алкогольном состоянии. Общеизвестно, что в последние годы для тех, кто вел за руль пьяным, наказание ужесточается. Вместе с тем, аварий с серьезными повреждениями машин, жертвами среди людей меньше не становится. Безосновательно надеясь избежать ответственности, такие водители скрываются с места столкновения машин или наезда на пешехода;
  • если в результате ДТП были причинены серьезные травмы людям, повлекшие смерть или тяжкий вред здоровью: в таких случаях скрываются из-за страха перед уголовным наказанием;
  • тот, по чьей вине были причинены повреждения другому автомобилю, попросту не заметил этого. Так, при выезде с парковки, разворотах часто водитель не замечает, что слегка задел рядом стоящий автомобиль. Эти случаи являются самыми спорными в судебной практике, поскольку возникает вопрос о наличии умысла, который фактически не всегда удается установить;
  • скрываются те, кто рассчитывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности (три месяца). Стоит принять во внимание: с учетом многочисленных камер видеонаблюдения, в настоящее время разыскать виновника аварии для сотрудников ГИБДД не составляет труда;
  • уезжают по причине нежелания ожидать ДПС – назначена встреча, слишком длительное ожидание, важные дела и т.д.

Что грозит водителю, покинувшему место аварии

В Государственную Думу уже внесены предложения об изменениях административного и уголовного законодательства. Так, в ряде случаев предлагается ввести новую статью в УК РФ за оставление места ДТП, при этом наказание будет в виде лишении свободы сроком от двух до пяти лет. На сегодняшний момент подобные действия могут быть квалифицированы как оставление человека в опасности.

Пример . На трассе в ночное время Иванов А.А. сбил пешехода Петрова О.О. на обочине – это был водитель остановившегося автомобиля. Иванов А.А. видел, что потерпевший находится в бессознательном состоянии, присутствовали видимые повреждения головы, рук, были раны на теле. Иванов А.А. оставил место наезда, не выполнив требования ПДД об оказании помощи пострадавшему. Впоследствии Петрова О.О. доставили в больницу группа дальнобойщиков, через несколько часов после произошедшего. В больнице Петров О.О. скончался. Согласно заключению эксперта, при условии своевременно оказанной медицинской помощи Петров О.О. остался бы жив. В суде государственному обвинителю удалось доказать, что Иванов А.А. видел, какие повреждения присутствуют на голове и теле Петрова О.О., однако оставил потерпевшего одного в ночное время в беспомощном состоянии. Иванов А.А. был осужден по двум статьям – ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью) и 125 УК РФ (оставление в опасности) к лишению свободы.

Приведенный пример нечасто встречается на практике, поскольку требует наличия достаточных доказательств считать действия виновника происшествия умышленными.

Намного чаще у тех, кто решил не дожидаться инспекторов ГИБДД, наступает административная ответственность:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение права управления на срок от одного до полутора лет.

Специалисты в области дорожного права давно высказываются в пользу снижения установленного в настоящее время минимума срока, предусмотренного для лишения прав. Кроме того, указанным выше законопроектом предложено ввести штрафные санкции (до 30000 рублей) наряду с уже предусмотренными – ведь никакого денежного наказания на сегодняшний день КОАП РФ за покидание места ДТП не содержит.

Предложение об ужесточении наказания за отсутствие водителей на месте происшествия с одновременным снижением нижней планки срока лишения ВУ может показаться нелогичным. Вместе с тем, судебная практика оспаривания протоколов по таким правонарушениям настолько многообразна, насколько разными могут быть ситуации на дороге.

Так, иногда водители с небольшим стажем по невнимательности могут «задеть» другую машину и уехать по своим делам. Впоследствии, несмотря на причинение незначительных повреждений, такие рассеянные автолюбители будут лишены возможности сесть за руль как минимум на год.

В то же время, верхнюю грань административного наказания снижать не собираются – слишком много в последнее время случаев намеренного отсутствия тех, кто находился в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, грядущие изменения в законодательстве дают возможность судьям максимально индивидуально подходить к решению вопроса о наказании по административным делам данной категории.

Когда оставление места происшествия обоснованно

Понятно, что ответственность за то, что уехал с места столкновения автомобилей или наезда на пешехода наступает не всегда. Автолюбителю будет полезно знать, что его отсутствие не будет наказуемым, если:

  1. между двумя (не более) участниками аварии составляется – документ, позволяющий заключить письменное соглашение о возмещении до 50000 рублей (с июня 2018 года до 100 000 руб.), без вызова ДПС. Такой вариант возможен, если соблюдены следующие условия:
    • нет пострадавших физически, повреждены только две машины участников ДТП;
    • у водителей есть ОСАГО (у обоих);
    • достигнуто согласие о характере повреждений, их количестве и стоимости восстановительных работ;
    • достигнуто согласие и нет возражений по обстоятельствам произошедшего – времени, месте, виновности, расположения автомобилей и т.д.;

    Если хотя бы одно условие не было выполнено, европротокол может быть признан недействительным и, следовательно, оставление места ДТП повлечет наказание.

  2. оба водителя составили схему происшествия и направились к ближайшему посту ДПС , чтобы там оформить все необходимые документы. При этом нет пострадавших лиц и спора об обстоятельствах.
  3. водитель увез пострадавшего для оказания медицинской помощи в ближайшую больницу. Законодатель, с одной стороны, предусмотрел в ПДД обязанность участника происшествия оказать помощь потерпевшему, с другой стороны – нельзя отлучаться с места аварии. Основанием для освобождения от административной ответственности будет невозможность иным способом оказать потерпевшему необходимую помощь в связи с полученными повреждениями. Важно понимать, это основание носит исключительный характер. Кроме того, уехавший должен зафиксировать положение предметов и после выполнения своего гражданского долга вернуться.
    Пример . Произошло столкновение двух автомобилей под управлением Сидорова А.А. и Мамонова Е.Е., пострадал пассажир в машине последнего – Горин М.М., которому срочно нужна была медицинская помощь. Поскольку дорожное происшествие произошло в черте города, проезжавшие мимо люди останавливались, предлагали свои услуги по доставлению Горина М.М. в больницу, также была вызвана скорая помощь. Не дожидаясь приезда скорой помощи, буквально через две минуты после ее вызова Мамонов Е.Е. скрылся с места ДТП на собственном автомобиле, при этом он увез в ближайшую поликлинику Горина М.М. После оказания помощи потерпевшему Мамонов Е.Е. на место аварии не вернулся. Поскольку в данном случае возможность транспортировки пострадавшего другими лицами имелась, жалоба Мамонова Е.Е. на постановление о привлечение его к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ вышестоящим судом была отклонена.
  4. есть необходимость в освобождении проезжей части от фрагментов автомобиля, самого поврежденного автомобиля. В этом случае также нужно выполнить обязанность зафиксировать все, как было на момент аварии. Лишь после этого можно переставить машину в сторону, чтобы дать возможность проехать другим автолюбителям. Напомним, что любое перемещение машины правилами запрещено, если ситуация не носит исключительного характера, о котором мы рассказали выше.

Участник ДТП уехал с места: другие последствия

Если вы нарушили ПДД и решили не дожидаться приезда сотрудников ГИБДД, то, кроме привлечения к административной ответственности, вероятны следующие последствия:

  • ситуация, при которой возникла авария, может быть искажена: ведь схема будет составлена со слов другого участника и свидетелей, которые могут не обратить внимание на важные нюансы. Впоследствии доказать в суде, что зафиксированная схема не соответствует действительности, будет практически невозможно.

В большей степени это касается потерпевших, которые по своей инициативе покинули место ДТП.

Пример . Водитель Тарасов В.В., управляющий своим автомобилем, стал потерпевшим в результате несоблюдения Поповым А.В. правил дорожного движения: он начал движение на запрещающий сигнал светофора, в результате чего машине Тарасова В.В., который двигался на разрешающий сигнал, были причинены повреждения. Составлять европротокол оба мужчин отказались, так как были не согласны с мнением друг друга об оценке и виновности (Попов А.В. утверждал, что начал движение, когда был желтый свет и просто не успел закончить маневр). Поскольку Тарасов В.В. опаздывал на рейс, он уехал, не составив схему и не сфотографировав положение транспортных средств на дороге. Впоследствии ему не удалось доказать, что виновником является не он, а Попов А.В.: двое пассажиров, которые ехали в машине с Поповым А.В., дали пояснения о том, что их автомобиль двигался на разрешающий сигнал. Таким образом, несоблюдение Тарасовым В.В. правил дорожного движения о необходимости пребывать там, где было столкновение, повлекло искажение аварийной ситуации и, как следствие, необоснованное привлечение к административной ответственности фактически невиновного.

Известно, что все расходы по возмещению повреждений, причиненных виновником, компенсирует его страховая компания. В то же время, во все договоры страхования внесен особый пункт: в случае, когда на месте отсутствует водитель, виновный в причинении повреждений другой машине, страховая компания вправе взыскать в порядке регресса все понесенные ею затраты на возмещение. Этим пунктом страховщики активно пользуются.

Пример . Виновный в происшествии Новиков С.С. уехал, не дождавшись ДПС. В результате потерпевший Серов В.В. обратился с требованием к страховой компании Новикова С.С. о возмещении 350000 рублей в счет расходов на ремонт своего автомобиля. После того, как по решению суда в порядке исполнения Серов В.В. получил денежные средства, страховая обратилась в суд с регрессным иском к Новикову С.С. о возмещении не только 350000 рублей, но и расходов по участию в судебном рассмотрении первоначального иска (стоимость госпошлины, оплата труда юриста и т.д.). Суд регрессный иск удовлетворил, мотивируя правилами п. 76 Правил ОСАГО о необходимости присутствия на месте виновного лица.

Важно уточник, что взыскания регресса возможно в случае, если водитель именно скрылся, а не просто оставил место.

Например, водитель-виновник написал и передал потерпевшему водителю расписку, в которой указал, что он виноват, сообщил свои данные, сведения об автомобиле и кратко указал на характер повреждений. Его могут привлечь к ответственности по ч. 12.27 КоАП РФ, но уже на регрессный иск страховая не вправе рассчитывать.

Итак, подведем итоги

  1. Если вы попали в аварию, помните, что нужно дождаться сотрудников ГИБДД.
  2. Исключительными обстоятельствами могут быть: невозможность иным способом доставить потерпевшего в больницу, составление европротокола, намерение обоих водителей обратиться к сотрудникам ближайшего поста ДПС с уже составленной схемой, освобождение дорожного пространства для других участников движения.
  3. Если эти исключительные обстоятельства имелись, нужно принять меры к фиксации расположения транспорта.
  4. По состоянию на 2019 год наказание за оставление места ДТП может быть только в виде ареста или лишения прав, штраф не предусмотрен. Кроме того, в конечном итоге вам придется выплатить расходы потерпевшей стороны в полном объеме.

Вопрос - ответ

Вопрос:
Мой ребенок бросил из окна нашей машины мяч в пешехода, мы не остановились Что грозит водителю – отцу ребенка за скрытие с места ДТП? Пешеход написал на нас заявление.

Водителю ничего не грозит, поскольку сам факт дорожно-транспортного происшествия отсутствует: автомобиль не является «участником» действий вашего ребенка. Показательным примером отсутствия происшествия является одно из Постановлений Верховного суда: камнем из-под колес автомобиля было разбито лобовое стекло другой машины. Водитель был признан виновным в том, что не остался на месте ДТП. Верховный Суд с такой позицией не согласился, указав, что самого происшествия не было – повреждения другому автомобилю были причинены вне зависимости от действий водителя, ведь он не мог предвидеть таких последствий.

Вопрос:
Я наехал на металлическое ограждение возле учреждения. Светит ли мне какое-либо наказание, с места наезда я уехал, ущерб от повреждения возместить согласен?

В практике имеются случаи, когда водитель привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ за то, что уехал после повреждения сооружения, постройки и т.д. В описанной вами ситуации вы будете подвергнуты наказанию по указанной статье, поскольку ваш автомобиль стал участником дорожно-транспортного происшествия с повреждениями, причиненными имуществу. Если вы в добровольном порядке погасите ущерб от наезда, это будет смягчающим обстоятельством, влияющим на вид и размер наказания.

Вопрос:
Если я наехал на какой-то предмет, лежащий на дороге и поехал дальше, будет ли это правонарушением по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ? Повреждения причинены только моей машине.

По смыслу ст. 2.5 ПДД и ст. 12.27 КОАП РФ ваши действия, как это не парадоксально звучит, подпадают под умышленное оставление места ДТП. Вместе с тем, Верховный Суд РФ разъяснил, что подобные несоблюдения ПДД являются малозначительными, поскольку не создают опасности для других лиц, другому имуществу, не причиняют вред никому, кроме самого водителя. На основании ст. 2.9 КОАП РФ, в силу малозначительности, виновный может быть освобожден от наказания.

Вопрос:
Чтобы избежать столкновения, из-за созданной автомобилем Фольксваген помехи я увернулся вправо и совершил столкновение с автомобилем Лада. Фольксваген не получил каких-либо повреждений, продолжил движение и скрылся, будет ли водитель данной машины нести ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ?

Отсутствие повреждений на автомобиле под управлением виновного в ДТП гражданина не освобождает от обязанности следовать требованиям ПДД о нахождении на месте происшествия. Поэтому водитель Фольксваген должен быть привлечен к ответственности. Но при условии, что водитель Фольксвагена нарушил правила ПДД.

Вопрос:
Что будет, если оба участника происшествия покинули место столкновения?

Эти водители не смогут возместить вред через страховые компании, поскольку обстоятельства не зафиксированы сотрудниками ДПС. Кроме того, доказать в суде причиненный каждому из них вред будет крайне затруднительно. Водителям также грозит обоюдная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ за покидание места аварии.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

Loading...Loading...