Правоохранительные органы зарубежных стран. Правоохранительные органы зарубежных стран Компетенции судебного департамента в бишкеке

) I. Общие положения 1. Судебный департамент Кыргызской Республики (далее - Судебный департамент) является исполнительно-распорядительным органом судебной власти Кыргызской Республики. Судебный департамент осуществляет из средств республиканского бюджета организационное обеспечение деятельности Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики, системы местных арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляет Министерство обороны Кыргызской Республики. В своей деятельности Судебный департамент подотчетен Президенту Кыргызской Республики и Совету судей Кыргызской Республики. 2. Под организационным обеспечением деятельности судов подразумеваются мероприятия, связанные с финансированием, материально- техническим обеспечением, исполнением судебных актов и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. 3. Судебный департамент призван способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. 4. Обеспечение деятельности Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики осуществляется через аппараты этих судов путем осуществления их финансирования и материально-технического обеспечения. 5. Судебный департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, действующим законодательством Кыргызской Республики, настоящим Положением. 6. Судебный департамент в установленные сроки представляет в Правительство Кыргызской Республики предложения о финансировании судов, Судебного департамента, его органов и учреждений на очередной финансовый год, согласованные с председателями Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики, Советом судей Кыргызской Республики. Директор Судебного департамента вправе участвовать и выступать на заседаниях Правительства Кыргызской Республики и палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики при обсуждении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, с предложениями и информацией по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. 7. Судебный департамент и его областные управления являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своим наименованием на кыргызском и русском языках. II. Полномочия Судебного департамента 8. Судебный департамент: 1) осуществляет организационное обеспечение местных судов Кыргызской Республики (кроме военных судов) через областные управления Судебного департамента; 2) финансирует и осуществляет материально-техническое обеспечение Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики через их аппараты; 3) управляет областными управлениями и подведомственными учреждениями Судебного департамента, осуществляет материально- техническое и иное обеспечение их деятельности; 4) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов; 5) разрабатывает и представляет в Правительство Кыргызской Республики согласованные с Конституционным судом, Верховным судом и Высшим Арбитражным судом Кыргызской Республики, Советом судей Кыргызской Республики предложения о финансировании судов; 6) совместно с Конституционным судом, Верховным судом и Высшим Арбитражным судом Кыргызской Республики, Советом судей Кыргызской Республики разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов, изучает потребность судов в кадрах; 7) ведет статистический и персональный учет судей местных судов, работников аппаратов местных судов и Судебного департамента; 8) осуществляет информационно-правовое обеспечение судов; 9) проводит работу по систематизации и кодификации законодательства, создает банк нормативных правовых актов и общеправовой классификатор законодательства; 10) обеспечивает организацию деятельности Аттестационной комиссии судей местных судов Кыргызской Республики; 11) организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента; 12) ведет судебную статистику, взаимодействует с Верховным судом и Высшим Арбитражным судом Кыргызской Республики, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Министерством национальной безопасности, таможенными органами, органами налоговой инспекции и статистики по составлению унифицированного статистического отчета; 13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции; 14) обеспечивает организацию исполнения вступивших в законную силу актов судов Кыргызской Республики; 15) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами и организациями, в том числе и иностранными, в целях совершенствования организационного обеспечения судов, деятельности Судебного департамента; 16) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего организационного обеспечения деятельности судов; 17) организует санаторно-курортное обслуживание судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента, оказывает иные меры социальной поддержки; 18) принимает меры по обеспечению жильем судей и работников аппаратов судов и Судебного департамента; 19) осуществляет иные меры по организационному обеспечению деятельности судов, областных структурных подразделений и подведомственных учреждений Судебного департамента в соответствии с действующим законодательством. 9. Судебный департамент в пределах своей компетенции имеет право: 1) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, документы и материалы у судов, государственных и иных органов, учреждений, организаций, хозяйствующих субъектов, должностных лиц, необходимые для осуществления задач Судебного департамента; 2) требовать от государственных и иных органов, учреждений, организаций, хозяйствующих субъектов, должностных лиц и граждан исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также актов судов других государств, с которыми заключены соответствующие межгосударственные соглашения; 3) осуществлять проверки жалоб и заявлений граждан и юридических лиц на действия судебных исполнителей, работников аппарата местных судов и Судебного департамента; 4) осуществлять взаимодействия с Администрацией Президента Кыргызской Республики, палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительством Кыргызской Республики, другими государственными органами, учреждениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Судебного департамента; 5) вносить в Администрацию Президента Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики и в Совет судей Кыргызской Республики предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов, Судебного департамента; 6) контролировать соблюдение трудовой дисциплины и выполнение служебных обязанностей судебными исполнителями, работниками аппаратов местных судов и Судебного департамента и принимать меры в соответствии с действующим законодательством; 7) контролировать расходование бюджетных средств областными структурными подразделениями и подведомственными учреждениями Судебного департамента; 8) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов, в том числе зарубежных. III. Структура и организация деятельности Судебного департамента 10. Судебный департамент возглавляет директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики. 11. Директор Судебного департамента является главным судебным исполнителем Кыргызской Республики. 12. Директор Судебного департамента имеет двух заместителей (одного из них первого), которые назначаются на должность Президентом Кыргызской Республики по совместному представлению директора Судебного департамента и Совета судей Кыргызской Республики, согласованного с Администрацией Президента Кыргызской Республики. 13. Судебный департамент состоит из центрального аппарата, областных управлений и подчиненных ему учреждений. 14. Структура Судебного департамента, его областных управлений и подведомственных учреждений утверждается директором Судебного департамента по согласованию с Советом судей Кыргызской Республики. 15. Директор Судебного департамента: 1) руководит деятельностью Судебного департамента, областных управлений и подведомственных ему учреждений; 2) распределяет функциональные обязанности между заместителями; 3) участвует в заседаниях палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, в работе других государственных и иных органов, учреждений, организаций при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента; 4) разрабатывает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Судебного департамента и его областных управлениях, инструкции и представляет их для согласования в Совет судей Кыргызской Республики; 5) утверждает положения, инструкции, регулирующие деятельность структурных подразделений центрального аппарата Судебного департамента, областных управлений и подведомственных учреждений, рекомендации по вопросам организационного обеспечения судов; 6) заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений центрального аппарата Судебного департамента, областных управлений и подведомственных учреждений; 7) утверждает штатное расписание центрального аппарата Судебного департамента, областных управлений и подведомственных учреждений в пределах фонда оплаты труда; 8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей областных управлений и учреждений Судебного департамента, судебных исполнителей, работников центрального аппарата Судебного департамента; 9) по согласованию с председателями областных судов (Бишкекского городского суда) общей юрисдикции назначает на должность и освобождает от должности заведующих канцеляриями и работников их аппаратов; 10) издает в пределах своей компетенции приказы, обязательные для исполнения областными управлениями и подведомственными учреждениями Судебного департамента, контролирует их исполнение; 11) отчитывается по вопросам деятельности Судебного департамента перед Администрацией Президента Кыргызской Республики и Советом судей Кыргызской Республики, а по итогам года представляет письменный отчет; 12) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящем Положением. 16. Директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент. 17. Заместители директора Судебного департамента осуществляют свою деятельность в соответствии с возложенными на них функциями. IV. Областные управления Судебного департамента и подведомственные учреждения 18. К областным управлениям Судебного департамента относятся: - Чуйское областное управление Судебного департамента; - Джалал-Абадское областное управление Судебного департамента; - Ошское областное управление Судебного департамента; - Иссык-Кульское областное управление Судебного департамента; - Нарынское областное управление Судебного департамента; - Таласское областное управление Судебного департамента; - Баткенское областное управление Судебного департамента. Организационное обеспечение деятельности районных судов г.Бишкек и Бишкекского городского суда осуществляет центральный аппарат Судебного департамента. 19. Деятельность областного управления Судебного департамента регулируется Положением об областном управлении Судебного департамента, утверждаемым директором Судебного департамента. 20. Начальники областных управлений Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности директором Судебного департамента по согласованию с Советом судей и Администрацией Президента Кыргызской Республики. Заместители начальников областных управлений Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности директором Судебного департамента по представлению начальника областного управления. 21. Начальник областного управления Судебного департамента является по должности главным судебным исполнителем области; по согласованию с председателями районных (городских) судов назначает на должность и освобождает от должности заведующих канцеляриями и работников аппаратов этих судов и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующее управление Судебного департамента на территории области. 22. К подведомственным учреждениям Судебного департамента относятся: - Учебный центр судей Кыргызской Республики; - лечебно-оздоровительный пансионат. Судебный департамент вправе создавать иные учреждения по выполнению задач, возложенных на Судебный департамент в соответствии с действующим законодательством. 23. Директор Учебного центра судей Кыргызской Республики назначается и освобождается от должности директором Судебного департамента по согласованию с Ассоциацией судей судов Кыргызской Республики и Администрацией Президента Кыргызской Республики. Заместителя директора Учебного центра назначает директор Судебного департамента по представлению директора Учебного центра. 24. Учебный центр судей Кыргызской Республики в своей деятельности подотчетен Судебному департаменту и Ассоциации судей судов Кыргызской Республики. 25. Деятельность Учебного центра судей Кыргызской Республики регулируется уставом, настоящим Положением и действующим законодательством. 26. Финансирование Учебного центра судей Кыргызской Республики производится из бюджетных средств, а также внебюджетных поступлений, не противоречащих действующему законодательству. 27. Директор лечебно-оздоровительного пансионата Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности директором Судебного департамента по согласованию с Советом судей Кыргызской Республики. 28. Финансирование лечебно-оздоровительного пансионата производится из бюджетных средств, а также внебюджетных поступлений, не противоречащих действующему законодательству. Лечебно-оздоровительный пансионат является юридическим лицом и подотчетен Судебному департаменту. Деятельность пансионата регулируется уставом, настоящим Положением и действующим законодательством. V. Фонд развития судов Кыргызской Республики 29. В целях улучшения обеспечения финансовой, материально- технической базы судов Кыргызской Республики, социальной поддержки судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Судебном департаменте образуется Фонд развития судов Кыргызской Республики, средства которого используются в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики. 30. Фонд развития судов Кыргызской Республики формируется за счет отчислений от госпошлины, судебных издержек, судебных штрафов, сумм, взысканных судами республики и других поступлений, предусмотренных действующим законодательством. 31. Использование средств Фонда развития судов Кыргызской Республики осуществляется по решению Совета судей Кыргызской Республики. В целях оперативного управления средствами Фонда образуется Совет фонда развития судов Кыргызской Республики. Председателем Совета фонда является директор Судебного департамента. 32. Деятельность Фонда регулируется Положением, утверждаемым Президентом Кыргызской Республики.

Система государственных органов, в том числе правоохранительных органов, определена в Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.

Судебную власть в Кыргызстане в соответствии с Конституцией Кыргызстана осуществляют только суды. Конституционный Суд Кыргызской Республики. Верховный Суд Кыргызской Республики. Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики и местные суды - суды областей, г. Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей и города Бишкека, военные суды (ст. 79 гл. 6).

Анализ приведенного конституционного положения позволяет выделить суды общей юрисдикции и суды специальной юрисдикции (арбитражные суды). Суды общей юрисдикции в соответствии с административно-территориальным делением Кыргызстана представляют три звена. Высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства является Верховный Суд Кыргызстана. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов Кыргызской Республики. Низовым звеном являются районные (городские) суды. Промежуточное положение занимают областные и приравненные к ним (Бишкекский городской суд) суды.

Организация и деятельность перечисленных судов Кыргыстана урегулированы в Законе КР «О Верховном Суде Кыргызской Республики и местных судах» от 13 июня 2003 г., а также в Законе КР «О статусе судей Кыргызской Республики» от 19 июня 2008 г.

Арбитражные суды представляют собой два звена. Высшим звеном является Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики, который осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов и арбитражного суда г. Бишкека. Нижестоящим звеном являются арбитражные суды областей и приравненный к ним арбитражный суд г. Бишкека. Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики, арбитражные суды областей, арбитражный суд г. Бишкека составляют единую систему арбитражных судов Кыргызской Республики.

Судьей Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики может быть только гражданин Кыргызской Республики в возрасте от 35 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет. Судьи Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики избираются Собранием народных представителей Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики сроком на 10 лет. Судьей местного суда может быть только гражданин Кыргызской Республики не старше 65-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. Судьи местных судов назначаются Президентом Кыргызской Республики в первый раз сроком на три года, в последующие - на семь лет (ст. 80).

Судьи Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики могут быть освобождены от должности по представлению Президента Кыргызской Республики большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Собрания народных представителей Кыргызской Республики. Судьи освобождаются от должности по состоянию здоровья, по собственному желанию, за совершение преступления и на основе вступившего в законную юридическую силу обвинительного приговора суда и по иным основаниям. Иначе говоря, перечень оснований освобождения судьи от должности не является исчерпывающим.

Судом специальной юрисдикции является Конституционный Суд Кыргызской Республики - «высший орган судебной власти по защите Конституции Кыргызской Республики». Согласно Конституции Кыргызстана он состоит из Председателя Конституционного Суда Кыргызской Республики, его заместителя и семи судей Конституционного Суда Кыргызской Республики (п. 1-2 ст. 82). Судьей Конституционного Суда может быть только гражданин Кыргызской Республики в возрасте от 35 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет. Судьи Конституционного Суда Кыргызской Республики избираются Законодательным собранием и Собранием народных представителей по представлению Президента Кыргызской Республики. Судьи Конституционного Суда Кыргызской Республики могут быть освобождены от должности по представлению Президента Кыргызской Республики большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Конституционный Суд Кыргызской Республики имеет следующие полномочия: признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их расхождения с Конституцией Кыргызской Республики; решает споры, связанные с действием, применением и толкованием Конституции Кыргызской Республики; даст заключение о правомерности выборов Президента Кыргызской Республики; даст заключение по вопросу об отстранении от должности Президента Кыргызской Республики, а также судей Конституционного Суда Кыргызской Республики, Верховного Суда Кыргызской Республики, Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики; даст согласие на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности; даст заключение по вопросу" об изменениях и дополнениях Конституции Кыргызской Республики; отменяет решения органов местного самоуправления, противоречащие Конституции Кыргызской Республики; принимает решения о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан. Решения Конституционного Суда Кыргызской Республики являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Организация и деятельность Конституционного Суда Кыргызстана урегулированы в Законе КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 г., а также в Законе КР «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» от 25 июня 2009 г.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

Принят Государственной Думой 19 декабря 1997 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются: (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
1) для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
2) для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.
4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда. (Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 240-ФЗ)


Статья 2. Система Судебного департамента

1. Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
2. Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
3. Судебный департамент осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие". (Пункт дополнен - Федеральный закон от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)


Статья 3. Правовая основа деятельности Судебного департамента

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.


Статья 4 . Невмешательство в осуществление правосудия

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.


Статья 5. Финансирование судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента
(В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)

1. Финансирование федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
2. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.
Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.
3. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.
4. Финансовое обеспечение работников аппарата Судебного департамента и работников его органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) осуществляется исходя из штатной численности, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. (Пункт дополнен - Федеральный закон от 25.12.2012 г. № 265-ФЗ)

Глава II. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:
1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты
федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;
7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;
14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства; (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 г. № 240-ФЗ ; от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
20-1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета; (Подпункт дополнен - Федеральный закон от 30.11.2004 г. № 143-ФЗ)
20-2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента; (Подпункт дополнен - Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 240-ФЗ)
21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:
1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.


Статья 7. Структура Судебного департамента

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)


Статья 8. Генеральный директор Судебного департамента

1. Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.
2. Генеральному директору Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.
3. Генеральный директор Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Генеральный директор Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (Пункт дополнен - Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 24-ФЗ)


Статья 9. Заместители Генерального директора Судебного департамента

1. Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента. (В редакции Федерального закона от 02.03.2007 г. № 24-ФЗ)
2. Заместители Генерального директора Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Заместители Генерального директора Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (Пункт дополнен - Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 24-ФЗ)


Статья 10. Полномочия Генерального директора Судебного департамента

1. Генеральный директор Судебного департамента:
1) руководит деятельностью Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента;
2) представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;
3) организует разработку положений о подразделениях Судебного департамента и представляет их на утверждение коллегии;
4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;
5) распределяет обязанности между своими заместителями;
6) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей органов и учреждений Судебного департамента;
7) утверждает численность и штатное расписание Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда; по представлению начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата указанного управления; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
8) ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;
9) присваивает в пределах своей компетенции классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов; ходатайствует о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий; (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 г. № 126-ФЗ)
10) представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях;
11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
2. Генеральный директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

Статья 11. Коллегия Судебного департамента

1. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.
Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
2. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации.
3. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.
4. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения.


Статья 12. Работники Судебного департамента

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 240-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 28.06.2009 г. № 126-ФЗ)

Глава III. Полномочия, структура и организация деятельности управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

Статья 13. Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации

1. Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - управление Судебного департамента) является органом Судебного департамента.
2. Управление Судебного департамента подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)

Статья 14. Полномочия управления Судебного департамента

Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции:
1) осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации";
2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
3) изучает в рамках предоставленных полномочий организацию деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию;
4) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;
5) финансирует районные суды, гарнизонные военные суды и органы судейского сообщества в субъекте Российской Федерации; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
6) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными судами, гарнизонными военными судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
7) обеспечивает районные суды и гарнизонные военные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей;
8) обеспечивает районные суды и гарнизонные военные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов и гарнизонных военных судов;
9) ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий;
10) принимает во взаимодействии с районными судами, гарнизонными военными судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
11) организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов и гарнизонных военных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей районных судов и гарнизонных военных судов, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов в соответствии с федеральным законодательством;
12) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов, гарнизонных военных судов и органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)


Статья 15. Начальник управления Судебного департамента
(В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)

1. Управление Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 27.10.2003 г. № 133-ФЗ ; от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
2. Начальник управления Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором Судебного департамента. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)


Статья 16. Полномочия начальника управления Судебного департамента
(В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)

1. Начальник управления Судебного департамента в пределах своей компетенции: (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
1) руководит деятельностью управления; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
2) издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками управления, и контролирует их исполнение. Указанные приказы и распоряжения обязательны для исполнения районными судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
3) утверждает штатное расписание управления в пределах установленных численности и фонда оплаты труда; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
4) назначает на должность и освобождает от должности работников управления и администраторов районных судов; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
5) перераспределяет по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и с учетом мнения председателей районных судов образовавшиеся в районных судах вакансии на должности судей;
6) ежегодно отчитывается о деятельности управления перед советом судей субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
7) присваивает классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам управления, а также соответствующим работникам аппаратов судов; (В редакции федеральных законов от 28.06.2009 г. № 126-ФЗ ; от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
8) взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции управления; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
2. Начальник управления Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)


Статья 17. Администратор суда

1. Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.
2. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.
(Статья в редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)


Статья 18. Назначение на должность и освобождение от должности администратора суда

1. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления Судебного департамента по представлению председателя районного суда. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ)
2. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.


Статья 19. Полномочия администратора суда

Администратор суда:
1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными ор

Судебную систему Кыргызской Республики образуют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и местные суды (суды областей, города Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей и города Бишкека, военные суды).

Верховный суд является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов Киргизии.

Высший арбитражный суд и арбитражные суды областей и города Бишкека составляют единую систему арбитражных судов. Они разрешают возникающие в экономической сфере и в процессе управления ею споры между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Весь состав Верховного суда и Высшего арбитражного суда избирается Собранием народных представителей по представлению Президента Республики сроком на 10 лет. Президент лично назначает судей всех местных судов, а в определенных случаях может также освободить их от должности; первоначально судьи местных судов назначаются сроком на три года, а впоследствии - на семь лет. Основы системы арбитражных судов изложены в Законе "О системе арбитражных судов Кыргызской Республики", принятом 1 декабря 1997 г., Арбитражно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики 1996 г. (с изменениями от 1 декабря 1997 г.). Правовое положение судов в целом определено Конституционным законом "О статусе судов Кыргызской Республики" от 8 октября 1999 г., судов общей юрисдикции - Законом "О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции" от 24 апреля 1999 г.

Согласно последнему из вышеуказанных законов в Кыргызской Республике действуют Военный суд КР на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов. Военные суды отправляют правосудие в Вооруженных силах КР, в органах и формированиях, где законодательством предусмотрена военная служба, а также рассматривают дела, отнесенные к их подсудности процессуальным законом. Военный суд является судом апелляционной инстанции и действует в составе судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.



Наряду с государственными в Кыргызстане имеются и общественные суды. В соответствии с Конституцией (ст.85) по решению собрания граждан, местных кенешев или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков, городов из аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов и третейские суды. Они рассматривают переданные им (по взаимному согласию сторон) имущественные, семейные споры и иные предусмотренные законом дела, с целью достичь примирения сторон и вынести справедливое, непротиворечащее закону решение. Решения судов аксакалов и третейских судов могут быть обжалованы в соответствующие суды районов и городов КР.

Кыргызстан стал первой союзной республикой в бывшем СССР, изменившей свою Конституцию в целях упразднения Комитета конституционного надзора и учреждения вместо него Конституционного суда. Полный состав Конституционного суда - 9 человек - избирается Собранием народных представителей и Законодательным собранием по представлению Президента Республики сроком на 15 лет. Законодательство о Конституционном суде включает Закон "О Конституционном суде Кыргызской Республики" и Закон "О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики", принятые 18 декабря 1993 г. Однако по ряду причин организационного характера Конституционный суд не занимался рассмотрением дел вплоть до 9 ноября 1995 г.

Конституционный суд Кыргызстана выполняет следующие функции: 1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их расхождения с Конституцией; 2) решает споры, связанные с действием, применением и толкованием Конституции; 3) дает заключение о правомерности выборов Президента; 4) дает заключение по вопросу об отстранении от должности Президента, а также судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; 5) дает согласие на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности; 6) дает заключение по вопросу об изменениях и дополнениях Конституции; 7) отменяет решения органов местного самоуправления, противоречащие Конституции; 8) принимает решение о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан. Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Прокуратура Кыргызстана представляет собой единую и централизованную систему, на которую Конституция (ст.78) возлагает надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов в пределах ее компетенции. Другая ее конституционная функция - уголовное преследование и участие в рассмотрении дел в суде в порядке, предусмотренном законом. Работа прокуратуры регулируется Законом "О прокуратуре Кыргызской Республики" от 18 декабря 1993 г. (с изменениями от 21 ноября 1997 г). Генеральный прокурор назначается с согласия Собрания народных представителей и освобождается от должности Президентом. Заместители генерального прокурора, прокуроров областей и города Бишкека, а также военные прокуроры - все назначаются и освобождаются от должности Президентом.

Адвокатами могут быть только граждане Кыргызской Республики. Порядок ведения адвокатской деятельности регулируется Законом "Об адвокатской деятельности", принятым 21 октября 1999 г. Сама адвокатура продолжает руководствоваться Положением об адвокатуре в Киргизской ССР, утвержденным 11 ноября 1980 г.

Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляет Омбудсман (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, должность которого была введена Законом "Об Омбудсмане (Акыйкатчы) Кыргызской Республики" от 31 июля 2002 г. Омбудсман избирается на должность Законодательным собранием Жогорку Кенеша тайным голосованием сроком на 5 лет.

Loading...Loading...