Порядок ликвидации юридических лиц кратко. Ориентировочные сроки окончания ликвидационного процесса

Под ликвидацией юридического лица понимают прекращение его деятельности, при котором не происходит передачи прав и обязанностей другому юридическому лицу.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется на основании решения собственников юридического лица. Причиной для такого решения может быть нецелесообразность дальнейшей работы предприятия, исполнение целей, для которых оно было создано, или истечение срока деятельности.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. С иском в суд могут обратиться государственные органы, полагающие, что юридическое лицо совершило грубое или непоправимое нарушение законов. Например, основанием для инициации процедуры принудительной ликвидации может быть работа без лицензии, занятие запрещенными видами деятельности, нарушение антимонопольного законодательства и прочее.

Этапы ликвидации юридического лица

  1. Принятие решения о ликвидации и его регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

    Ликвидация юридического лица - вопрос, относящийся к компетенции общего собрания собственников общества. При принудительной ликвидации такое решение принимается на основании решения суда, обязывающего общество провести процедуру ликвидации.

    Информация о принятом решении должна быть доведена до сведения государственного регистратора в течение трех дней с момента принятия решения. Регистратору направляется Уведомление о ликвидации юридического лица (примечание 1), приложением к которому служит выписка из протокола общего собрания пайщиков или акционеров общества.

    Опираясь на представленные сведения, регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что общество вступило в стадию ликвидации. Обществу направляется письменно уведомление о произведенных в реестре изменениях.

  2. Назначение ликвидационной комиссии.

    Юридическое лицо создает ликвидационную комиссию, к которой на время прохождения ликвидации переходят полномочия по его управлению. Комиссия берет под свой контроль все операции предприятия, связанные с имуществом и финансами.

    В комиссию могут быть включены представители собственников и исполнительного органа, а также профильные специалисты, чьи знания могут быть полезными предприятию на этом этапе (бухгалтер, юрист, кадровик). Если ликвидация осуществляется в принудительном порядке, в состав комиссии должен войти представитель организации, инициировавшей процедуру ликвидации.

    В случае, если юридическое лицо, подлежащее ликвидации по решению суда, не создает указанную комиссию по собственной инициативе, суд назначает ликвидатора, уполномоченного провести необходимую процедуру.

    Данные о составе ликвидационной комиссии вносятся в Уведомление о ликвидации юридического лица (примечание 1) и направляются регистратору, который размещает их в ЕГРЮЛ и письменно сообщает обществу о произведенных корректировках.

  3. Извещение кредиторов о начавшейся ликвидации.

    Ликвидационной комиссии надлежит составить список кредиторов юридического лица и направить каждому из них информацию о начавшейся ликвидации. Помимо этого необходимо опубликовать аналогичное объявление в средствах массовой информации. В обязательном порядке - в Вестнике государственной регистрации и, если это предусмотрено, - в печатном органе, указанном в уставе общества.

    В этих извещениях должна быть размещена информация о времени и порядке предоставления требований кредиторов. Общий отведенный для этих целей срок не может быть меньше двух месяцев.

    Одновременно с выявлением кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет поиски средств для погашения имеющихся обязательств. Она собирает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризацию активов и продает принадлежащее юридическому лицу имущество.

  4. Составление предварительного ликвидационного баланса.

    В этом документе перечисляются активы юридического лица и подлежащие погашению обязательства. Также в нем указываются полученные юрлицом требования кредиторов и результаты их рассмотрения.

    Основная часть ликвидационного баланса отображает механизм погашения задолженностей предприятия, которые должны осуществляться в соответствии с очередностью, установленной в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Важно, что исполнение обязательств каждой следующей очереди может быть осуществлено только после полной оплаты задолженностей предыдущей ступени.

    • В первую очередь погашаются обязательства перед физическими лицами, которым юридическое лицо должно возместить вред здоровью или жизни.
    • Вторая очередь предполагает осуществление окончательного расчета с работниками, выплату выходного пособия и завершение расчетов по авторским правам.
    • К третьей очереди относят погашение долгов перед бюджетом и всеми внебюджетными фондами. Следует иметь в виду, что налоговые органы имеют право провести дополнительную проверку ликвидируемого юридического лица вне зависимости от сроков осуществления предыдущего контроля.
    • В последнюю очередь осуществляются платежи по долгам перед контрагентами общества. Владельцы облигаций общества также относятся к этой категории.
      Особняком в этой группе стоят кредиторы, обязательства перед которыми защищены договором залога. Выплата этих задолженностей осуществляется за счет средств, полученных от продажи заложенного имущества, и может быть осуществлена раньше, чем выплата задолженностей предшествующих очередей, если договор был заключен до момента возникновения последних.

    Предварительный ликвидационный баланс принимается на общем собрании собственников. Сведения о его утверждении и сам баланс направляются регистратору в рамках Уведомления о ликвидации юридического лица (примечание 1). На основании полученных данных в ЕГРЮЛ вносится необходимая корректировка.

    Если в ходе составления промежуточного баланса комиссия (или ликвидатор) установила, что имеющихся у юридического лица средств недостаточно для погашения всех имеющихся задолженностей, она обязана уведомить об этом Арбитражный суд. После этого ликвидация юридического лица должна будет осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона о несостоятельности (банкротстве).

  5. Расчет с кредиторами и раздел оставшегося имущества.

    После того, как информация о промежуточном балансе будет принята регистратором, ликвидационная комиссия приступает к погашению обязательств юридического лица. Осуществляется оно в соответствии с алгоритмом, утвержденном в предварительном ликвидационном балансе.

    Затем ликвидационная комиссия делит оставшиеся активы между собственниками предприятия. Причем в первую очередь гасится задолженность по объявленной, но не выплаченной прибыли, во вторую - оставшееся имущество распределяется между всеми владельцами пропорционально внесенному в уставный капитал вкладу. Составляется и утверждается собственниками окончательный ликвидационный баланс.

  6. Подготовка документов для окончательного завершения процедуры ликвидации.

    В целях окончательного завершения процедуры ликвидации юридического лица комиссия готовит следующие документы:

    • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ;
    • окончательный ликвидационный баланс;
    • подтверждение уплаты государственной пошлины;
    • документы, подтверждающие, что юридическое лицо передало в Пенсионный фонд всю необходимую информацию о своих работниках.

    Нередко налоговая инспекция запрашивает дополнительные сведения об осуществленных в ходе ликвидации действиях (справку об отсутствии задолженностей перед бюджетом, информацию об уведомлении кредиторов и прочее).

    После получения указанных документов регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что процедура ликвидации юридического лица завершена.

Особенности ликвидации акционерных обществ

Специфика ликвидации акционерных обществ в основном лежит в области распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (пункт 5 вышеописанных этапов). Установленная Федеральным законом об акционерных обществах очередность производства выплат выглядит следующим образом:

  1. оплата акций, подлежащих выкупу в соответствии с требованиями статьи 75 Закона об АО;
  2. выплата объявленных, но не выданных дивидендов по привилегированным акциям, а также оплата их ликвидационной стоимости, если последняя предусмотрена уставом;
  3. распределение оставшегося имущества между владельцами всех видов акций (обыкновенных и привилегированных).

Каждая следующая очередь распределения имущества осуществляется только после полного соблюдения интересов предыдущей очереди. Если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения требований очереди, остаток делится между акционерами данной очереди пропорционально количеству акций.

Информация о распределении имущества общества вносится в окончательный ликвидационный баланс и утверждается на общем собрании акционеров.

Результатом ликвидации ЮЛ является прекращение деятельности и исчезновение субъекта как такового вместе с его правами и обязанностями. Процесс ликвидации может отличаться в зависимости от того, кто его инициировал – собственники или суд.

Процедура строго регламентирована и занимает не менее 2,5 месяцев, так как существующие у юридического лица обязательства перед собственниками, работниками и контрагентами должны быть удовлетворены.

Что это такое

Юридическое лицо – это субъект права, который возникает в момент создания и исчезает в момент ликвидации.

Так как после закрытия фирма уже не является участником каких-либо взаимоотношений, все ее обязательства и права либо переходят по решению суда аффилированным лицам, либо остаются не удовлетворенными.

Под аффилированными лицами понимаются владельцы или другие лица, которые могли оказывать влияние на решения директора.

В соответствии с последними поправками владельцы могут быть привлечены к ответственности по обязательствам организации, даже если сумма этих обязательств превышает размер уставного капитала.

В этом случае суд должен доказать, что учредители могли оказывать или оказывали влияние на решения руководителя, которые в итоге привели к финансовым проблемам и ликвидации.

Фирма может быть ликвидирована по решению учредителей, тогда для начала процедуры достаточно наличия протокола.

В случаях, когда юридическое лицо допускает грубые нарушения законодательства, возможна также принудительная ликвидация по следующим основаниям:

  • несоответствие организационно-правовой формы и фактической деятельности, например выявленная коммерческая деятельность у некоммерческих организаций;
  • грубые нарушения, допущенные на этапе создания организации;
  • осуществление деятельности, противоречащей Уставу;
  • работа без предусмотренных законом лицензий;
  • грубые систематические нарушения законов, в том числе закона , и других;
  • осуществление деятельности, запрещенной законом на территории РФ.

Очевидно, что принудительная ликвидация – это карательная мера. Не только противозаконные действия будут являться основанием для ликвидации, но также бездействие руководства: игнорирование законных требований, неисполнение решений суда, непредставление документов и так далее.

Неплатежеспособность не является поводом для принудительной ликвидации, так как для этих случаев существует регламентированная процедура банкротства.

Иск в суд с требованием о принудительной ликвидации может подать любое государственное ведомство или лицо, чьи права нарушаются деятельностью фирмы.

Ликвидация юридического лица по ГК РФ

Ликвидация одной фирмы всегда затрагивает интересы третьих лиц:

Большая продолжительность процедуры ликвидации связана с необходимостью тщательной проверки на наличие задолженности, на законность предъявленных требований, на выявление возможных дебиторов и кредиторов.

Гражданский Кодекс в своих нормах напрямую указывает, что ликвидация не должна повлечь за собой причинение ущерба кому-либо, как контрагентам, так и самой фирме.

На практике это означает следующее. До ликвидации необходимо выплатить кредиторскую задолженность, так как невыплата причинит ущерб кредиторам.

Точно также должна быть взыскана дебиторская задолженность в пользу фирмы, иначе при ликвидации ущерб получит само ликвидируемое лицо, что тоже недопустимо.

В общих случаях порядок определяет порядок ликвидации таким образом:

  • учредители на общем собрании принимают решение и оформляют протокол. Решение должно быть единогласным, иначе оно не действительно. В решении назначается ликвидационная комиссия, которая должна выполнить все необходимые действия;
  • ответственное лицо подает в налоговый орган уведомление о ликвидации, а также письменно уведомляет «Вестник государственной регистрации», своих дебиторов и кредиторов о начале процедуры и сроке предъявления (исполнения) требований. Этот срок не может быть менее 2 месяцев;
  • налоговая инспекция назначает и проводит выездную проверку. Избежать данного действия могут только фирмы, которые в последние три – четыре года не вели деятельность. Все остальные будут тщательно проверяться. Минимальный срок такой проверки – 2 месяца, на практике он растягивается примерно до 3 – 5 месяцев;
  • после прохождения проверок и удовлетворения требований всех кредиторов составляется промежуточный баланс. В соответствии с данными из этого баланса все оставшееся имущество делится между учредителями в соответствии с их вкладами, с этого имущества нужно заплатит налог как с дивидендов;
  • после того, как все требования удовлетворены, проверка пройдена, работники уволены, ПФР, ФСС и другие организации уведомлены, налоги, пени и штрафы уплачены, а от контрагентов получены сверки с данными о том, что задолженностей нет, в налоговую подается заявление о ликвидации, ликвидационный баланс и документ об уплате пошлины;
  • финалом процесса является внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности.

Так выглядит стандартная процедура в том случае, если она не осложнена требованиями или судебными разбирательствами.

Чаще случается, что организации не в силах удовлетворить все требования. В этом случае начинается процедура банкротства с привлечением сторонних управляющих.

Существенно осложняют и затягивают процесс судебные иски, поданные в отношении организации по различным вопросам, так как до решения суда и удовлетворения требований истцов ликвидация не возможна.

Где найти сведения

С 2013 года всех налогоплательщиков обязали самостоятельно отслеживать состояние своих контрагентов.

Теперь в том случае, если заключен договор с фирмой-однодневкой или юридическим лицом, прекратившим свое существование, всю полноту ответственности несет сам налогоплательщик.

Это влечет невозможность вычетов по НДС, непризнание расходов для целей налогообложения, невозможность предъявления каких-либо требований.

Одновременно с принятием данного закона появились официальные сервисы, позволяющие в короткий срок навести справки о своих потенциальных партнерах:

  1. Краткая информация о том, содержится лицо в реестре или оно уже исключено из него имеется на официальном сайте налоговой инспекции. Минус данного сервиса в том, что юридические лица, в отношении которых проводится проверка или начата процедура банкротства, числятся как действующие.
  2. В журнале «Вестник государственной регистрации» или в газете «Коммерсантъ». Эти издания выходят раз в неделю и содержат сведения об организациях, находящихся в стадии ликвидации. Минус этого способа – неудобство поиска информации.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении своего контрагента. Плюсы этого метода в том, что можно получить исчерпывающую информацию о своем потенциальном партнере, минусы – эта услуга платная. Государственная пошлина в размере 200 руб. взимается за выписку, которую готовят в течение недели, срочная будет готова через день, но обойдется в 400 руб.
  4. На сайте Высшего Арбитражного Суда (ВАС) можно просмотреть реестр дел о несостоятельности (банкротстве) и узнать, нет ли там упоминания о потенциальном партнере.
  5. Заключить договор с коммерческой фирмой, предоставляющей подобную информацию. Многие фирмы, которые занимаются организацией электронного документооборота, а также справочно-информационные системы, создали специальные сервисы, которые в режиме онлайн анализируют все описанные выше источники. По запросу они выдают всю имеющуюся информацию. Данная услуга доступна за небольшую абонентскую плату.

Отмена

Между принятием решения о ликвидации и исключением юридического лица из ЕГРЮЛ проходит не менее 2,5 месяцев.

За этот срок обстановка может сильно измениться, например, придут новые клиенты, будут найдены инвестиции или изменится конъюнктура. Так или иначе может возникнуть необходимость в продолжении дальнейшей работы.

Ликвидация считается завершенной в тот момент, когда фирма исключена из ЕГРЮЛ. После этого отменить ликвидацию по инициативе учредителей уже нельзя.

До этого в любой момент на любой стадии собственники имеет право принять решение и прервать процедуру ликвидации.

На практике такие случаи довольно редки, собственники предпочитают создать новое юридическое лицо с «чистого листа».

Этот способ не годится, если организация нацелена на работу с крупными и серьезными контрагентами, так как их можно счесть фирмой-однодневкой. Чаще всего решение об отмене ликвидации принимается именно из этих соображений.

Другой причиной может служить то, что появляется возможность взыскать дебиторскую задолженность, которая ранее была признана безнадежной.

Для исполнения требований нужно, чтобы юридическое лицо было действующим на момент исполнения обязательств в отношении его.

Для прерывания процедуры ликвидации нужно составить протокол общего собрания, а в налоговый орган подать заявление об отмене ликвидации.

В СМИ никаких сообщений подавать не нужно, закон этого не требует. Разумно будет уведомить своих контрагентов о том, что деятельность продолжается.

Важно понимать, что при отмене ликвидации начатая налоговая проверка не прекратится, но будет доведена до конца.

Прервать можно только процедуру добровольной ликвидации, когда инициатором выступали сами учредители. Если фирму закрывают в принудительном порядке, собственники могут действовать только через суд.

Отличие от реорганизации

Юридическое лицо существует как самостоятельный субъект только в терминах и определениях Гражданского Кодекса.

По сути, любая фирма – это средство для достижения коммерческих или иных целей учредителей. Поэтому в понимании учредителей фирма считается ликвидированной тогда, когда она перестает им принадлежать.

Для того чтобы избавить себя от обязательств или провести масштабные реформы, собственники иногда прибегают к таким методам, как реорганизация.

Данная процедура формально прекращает деятельность, но ее активы и обязательства переходят в другую форму или к другим собственникам.

В случае реорганизации возникает правопреемственность, то есть по обязательствам юридического лица отвечают определенные законом преемники.

Реорганизация удобна как одна из форм ликвидации, так как в этом случае нет необходимости «сжигать мосты», клиенты и партнеры продолжают работу с этим юридическим лицом.

При реорганизации обычно не назначают налоговых проверок, которые способны парализовать работу на несколько недель. Данная процедура формально не является ликвидационной, но на практике происходит чаще, чем ликвидация.

Признание недействительной

Собственники могут остановить процесс добровольной ликвидации, если он еще не завершен. После того, как в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности, теперь уже бывшие собственники не в силах ничего изменить.

Признание ликвидации недействительной происходит только по решению суда. Истцами, как правило, выступают кредиторы, чьи права пострадали в результате закрытия фирмы.

Реалии таковы, что при всех мерах предосторожности возникают ситуации, когда фирма может скрыть наличие кредиторской задолженности, например, подделав отчетность или «забыв» уведомить своего заимодавца.

Когда кредитор понимает, что его права были нарушены, он обращается в суд с требованием восстановить запись в ЕГРЮЛ и взыскать с фирмы сумму долга.

По норме ГК РФ ликвидация возможна только в том случае, если она не нарушает прав третьих лиц, которым и является в данном случае кредитор. Так как права нарушены, значит, и ликвидация неправомерна и должна быть отменена.

Другой вариант – возложить ответственность по выплате ущерба на членов ликвидационной комиссии, которая «упустила из вида» этого кредитора. Решения о взыскании ущерба с ликвидационной комиссии принимается чаще, чем о восстановлении фирмы.

Ликвидация – это процедура, которая является крайней мерой, она не затевается тогда, когда все хорошо .

Закрытие – это всего лишь способ прекратить существование субъекта предпринимательства, когда он уже не способен выполнять свою задачу.

Не следует воспринимать ликвидацию как возможность «кинуть» своих контрагентов или избежать взысканий.

Сложность и длительность процедуры – это один из инструментов, позволяющих выявить недобросовестные мотивы и исключить незаконные действия.

Видео: Ликвидация юридического лица

Юридические лица начинают свое существование с момента регистрации и прекращают его при ликвидации юридического лица. В нашей стране ежедневно регистрируются и ликвидируются множество организаций. Помимо собственно ликвидации, юридические лица прекращают свое существование при некоторых формах реорганизации. Это нормальный процесс в экономическом обороте. Однако, поскольку данная процедура является нерегулярной, мало кто из участников гражданских отношений обладает опытом деятельности, связанной с реорганизацией и ликвидацией юридического лица.

Вследствие названных причин, разумным представляется использование в таких случаях специалистов, предоставляющих услуги по ликвидации и реорганизации юридического лица. Одной из таких организаций является наша компания, которая владеет отработанной методикой ликвидации и реорганизации юридического лица. В рамках данной деятельности мы предоставляем следующие услуги:

  • предварительное консультирование по поводу прекращения деятельности юридического лица;
  • помощь в составлении плана ликвидации юридического лица;
  • помощь в определении стратегии реорганизации юридического лица;
  • консультирование по поводу особенностей ликвидации филиала юридического лица;
  • представление интересов при прекращении юридического лица;
  • организация этапов ликвидации;
  • подготовка документов для регистрирующего органа;
  • подготовка полного пакета документов, связанных с ликвидацией и реорганизацией юридического лица;
  • иные действия, связанные с ликвидацией и реорганизацией юридического лица;

Общепринято, что юридическое лицо прекращает свое существование с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. До этого момента, даже если процедура ликвидации уже завершена, оно все еще существует.

Прекратить существование юридического лица можно двумя способами: путем реорганизации и ликвидации.

Также способы прекращения юридического лица можно поделить по принципу добровольности на добровольные и принудительные.

Среди поводов для прекращения юридического лица, как правило, называют:

  • реорганизация юридического лица способом, при котором юридическое лицо, которое реорганизуют, фактически перестает существовать;
  • завершение периода времени, на который юрлицо создавалось;
  • момент, когда цель, для достижения которой было организовано юрлицо, достигнута;
  • утрата учредителями или участниками желания продолжать деятельность организации;
  • нерентабельность работы фирмы;
  • банкротство;
  • иные причины.

Перечень оснований для ликвидации юридического лица по понятным причинам остается открытым, поскольку жизненные реалии не всегда можно классифицировать в абсолютном порядке.

Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации

В науке гражданского права и на практике возможны следующие виды реорганизации.

Слияние. В случае слияния несколько фирм объединяются между собой и все они после прохождения данной процедуры прекращают свое существование, полностью «растворившись» в новой организации.

Присоединение. Данный способ характерен тем, что то юридическое лицо, которое присоединяется, прекращает свое существование. В то время как организация, к которой присоединяются, не только остается существовать, но и не претерпевает каких-либо кардинальных изменений.

Разделению. При данном способе юридическое лицо прекращает свое существование, поскольку его полностью разделяют на части. И вместо старого предприятия получается несколько новых, которые являются совершенно самостоятельными организациями.

Выделение. Четвертым способом реорганизации является выделение. Этот процесс схож с предыдущим способом, поскольку в объективной реальности появляется новое юридическое лицо. Отличием является тот момент, что исходное юридическое лицо продолжает существовать без кардинальных изменений своей организации.

И наконец, пятым способом можно назвать преобразование юридического лица из одной формы в другую. Например, распространена ситуация, когда закрытое акционерное общество преобразуется в открытое по причинам, оговоренным в законодательстве. Иногда изменение формы юридического лица происходит из-за прямого указания закона, иногда - по желанию владельцев организации в связи с экономическими или организационными причинами.

При этом способе реорганизации юридическое лицо продолжает свою деятельность, причем это именно тот же субъект права, что и был до реорганизации, но в новом качестве.

Как видно из приведенной классификации, во всех случаях, кроме выделения и изменения формы лица, имеет место прекращение существования исходной организации.

Принципиальным отличием реорганизации от ликвидации юридического лица является возникновение правопреемства. Это ситуация, когда обязательства и права прекратившего существование юридического лица переходят к вновь образованным юридическим лицам в порядке, оговоренном в процессе реорганизации.

Как правило, реорганизация происходит добровольно, причем в некоторых случаях требуется разрешение государства для проведения такой процедуры. В некоторых случаях (например, как в примере реорганизации закрытого акционерного общества в открытое) необходимость реорганизации прямо указана в законодательстве.

Реорганизация проводится после принятия такого решения учредителями либо иными уполномоченными лицами. Оформляется данное действие либо передаточным актом, либо разделительным балансом в зависимости от конкретного вида реорганизации.

Завершается данная процедура в момент регистрации вновь появившихся юридических лиц или при присоединении с того момента, когда зарегистрировано прекращение существования присоединяемой организации.

Ликвидация юридического лица

При ликвидации юридического лица организация, к которой применяется данная процедура, прекращает свое существование в тот момент, когда ликвидация завершается.

Характерной чертой, отличающей ликвидацию юридического лица от прекращения юридического лица путем реорганизации, является полное отсутствие правопреемства. Так как юридическое лицо в таком случае не имеет никаких правопреемников, то все его обязательства и права прекращаются в момент завершения ликвидации.

При этом одним из наиболее сложных моментов в ликвидации следует назвать удовлетворение требований кредиторов, предшествующее окончательной ликвидации. Права тех лиц, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо имеет обязательства, подлежат первостепенной защите при принятии решения о ликвидации юридического лица.

Именно в связи с этим и возник ныне существующий порядок ликвидации организаций, при котором законодательно определена строгая последовательность этапов и их формализованность, выражающаяся в оформлении обширного пакета документов.

Ликвидация юридического лица осуществляется либо добровольно, тогда для начала процедуры требуется решение учредителей или иного органа юридического лица, в компетенцию которого входит принятие таких решений. Либо может быть назначена принудительная ликвидация. В таком случае началом этого процесса следует назвать принятие соответствующего судебного решения. Данный порядок оговорен в статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как уже упоминалось, ликвидация юридического лица признается одной из самых сложных процедур, которые проводятся на всем протяжении существования организации.

Основная цель и сущностная особенность этой процедуры - удовлетворить требования кредиторов, прежде чем организация-должник прекратит свое существование.

Стоит отметить тот факт, что формально ликвидация юридического лица не прекращает его деятельность. Оно продолжает функционировать вплоть до внесения в государственный реестр записи о совершении ликвидации.

Поскольку целью ликвидации является удовлетворение требований кредиторов, то, прежде всего, следует необходимость уведомить этих субъектов права о том, что проводится ликвидация юридического лица с долгами. Для этого те органы, которые приняли решение о ликвидации, составляют письмо в регистрирующий орган, в котором сообщают о начале процедуры ликвидации. После этого в реестре указываются сведения о начале процедуры ликвидации.

В целом процедура ликвидации юридического лица проходит при непосредственном надзоре того органа, который осуществил регистрацию этой организации.

Практическая часть процедуры ликвидации юридического лица считается начавшейся в тот момент, когда уполномоченные принимать решения о ликвидации лица или органы назначают особую ликвидационную комиссию или лицо, которое в единоличном порядке будет осуществлять ликвидацию юридического лица, - ликвидатора.

При этом процедура назначения комиссии или ликвидатора обязательно согласуется с регистрирующим органом, который уполномочен надзирать за процессом ликвидации. После утверждения ликвидатора или ликвидационной комиссии можно говорить о завершении начального этапа ликвидации.

После этого начинается второй этап. В его рамках ликвидатор проводит составление описи долгов ликвидируемой организации. На этом этапе ликвидатор обязан приложить все усилия для своевременного и максимально полного выявления существующих кредиторов и сборе сведений о них, необходимых для дальнейшего расчета.

Соответственно, после этого публикуется извещение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках расчетов с кредиторами. Кроме того, в таком извещении оговаривается порядок заявлений кредиторами требований. Помимо этого, комиссия обязана отдельно известить всех известных ей кредиторов о том, что организация-должник проходит процедуру ликвидации.

Еще одной важнейшей обязанностью ликвидатора является возвращение в максимально возможном объеме дебиторской задолженности юридического лица.

На третьем этапе ликвидатор оформляет документ, называемый промежуточным балансом. В нем содержатся данные о состоянии имущественных активов ликвидируемой организации, список заявленных кредиторами долгов, а также результат рассмотрения таких заявлений.

После составления этот баланс отправляется на утверждение тех органов либо лиц, которые принимали решение о ликвидации. Помимо этого, для утверждения промежуточного баланса требуется санкция регистрирующего органа, который надзирает за обоснованностью составленного баланса и правильностью предоставленных данных.

Промежуточный баланс сможет показать, что имеющихся средств, собранных на втором этапе ликвидации юридического лица, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае в публичном порядке проводятся торги, на которых продается имущество организации.

Случается, что и после продажи имущества юридического лица средств все равно недостаточно. В этом случае может быть подано исковое заявление с требованием об удовлетворении оставшейся доли долга за счет учредителей или участников юридического лица.

При этом следует учитывать правило, что если обнаружится недостаточность средств ликвидируемой организации для удовлетворения долговых обязательств, либо, если факт недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов будет известен еще на стадии принятия решения о ликвидации юридического лица, то процедура ликвидации проводится уже в порядке, предусмотренном Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).

После того как промежуточный ликвидационный баланс одобрен и утвержден, ликвидатор начинает производить расчеты со всеми кредиторами в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом, можно говорить о начале четвертого этапа ликвидации юридического лица. Первоначально удовлетворяются требования привилегированных кредиторов, и только после этого происходит удовлетворение заявок простых кредиторов. Привилегированных кредиторов существует четыре очереди, а непривилегированные относятся к пятой. Кредиторы поделены на очереди, соответственно интересы каждой последующей очереди удовлетворяются исключительно после того, как будут полностью выполнены требования предыдущей.

И, наконец, последняя стадия ликвидационного процесса наступает после того, как будет завершен процесс удовлетворения требований кредиторов.

Комиссия по ликвидации подсчитывает окончательный ликвидационный баланс и его утверждают органы, принявшие решение о ликвидации, и одобряет регистрирующий орган. В заключение данной процедуры вносится запись о прекращении существования юридического лица в реестр.

Как видно из вышеприведенных материалов, процедура ликвидации непроста и требует особых навыков и знаний. Именно поэтому многие поручают ликвидационные действия специализированным компаниям, которые оказывают услуги по ликвидации юридического лица.

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации - от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО .

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, - представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ . Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации . До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №  248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ -7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ .

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации - это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ ). На основании учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 ), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, - промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 Приказа ФНС России ММВ-7-6/25@ ).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ .

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №  1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве . Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве ).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии . В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях .
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации ), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом 10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Как упростить ликвидацию организации?

Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

Ликвидацией юридического лица признается прекращение деятельности организации без возможности перехода прав и обязанностей к третьим лицам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не исключена вероятность, что на определенном этапе ведения деятельности юридическому лицу нужно будет провести ликвидацию. Во многих случаях необходимость применения указана в законах и нормативно-правовых актах.

Какие могут быть основания

Признать юридическое лицо банкротом и начать применение в отношении него особых мер можно только путем прекращения деятельности организации. В основном такие меры применяются, если фирма долгое время не исполняет принятые на себя обязательства.

Первым признаком финансовой несостоятельности компании может быть приостановка текущих платежей, в более широком смысле – оставление без внимания кредиторских требований на протяжении трех месяцев с даты возникновения просрочки.

Ликвидация юридического лица осуществляется в добровольном или в принудительном порядке. Необходимо решение совета учредителей или органа, уполномоченного организовать ликвидацию фирмы согласно учредительным документам юридического лица.

Руководствуясь ГК РФ, можно выделить следующие основания для ликвидации компании:

Порядок

Рассмотрим процедуру официальной ликвидации. Стоит отметить, что для правильного и комплексного проведения процедуры с соблюдением всех юридических тонкостей учредителям придется привлечь квалифицированных людей, способных грамотно подойти к этому вопросу.

Основная цель официальной процедуры ликвидации – прекратить существование фирмы, исключив юридическое лицо из ЕГРЮЛ и прекратив все материальные и нематериальные обязательства участников организации.

Процедура довольно сложна и без специальных знаний вряд ли осуществима. Можно выделить основные этапы:

  • создается ликвидационная комиссия. Ликвидационная комиссия наделяется полномочиями управления делами ликвидируемого юридического лица, представления интересов в суде в качестве истца и ответчика. Акционерные общества принимают решение путем составления протокола общего собрания акционеров;

Вопрос на рассмотрение ставит совет директоров. Голосование о ликвидации считается состоявшимся, если “за” проголосовали 75 и более процентов акционеров. В обществах с ограниченной ответственностью решение принимается единогласно на общем собрании всех участников.

  • регистрирующий орган в письменном виде по почте уведомляется о начавшейся процедуре ликвидации. После принятия решения о ликвидации, возникает обязанность уведомления в надлежащем порядке регистрирующего органа, занимающемуся внесением в единый госреестр юридических лиц данных о процессе ликвидации. В ФНС нужно предоставить две справки по формам и . Оба документа должны быть нотариально заверены. Протокол общего собрания подается в двух экземплярах. Согласно полученной документации, регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о начавшейся ликвидации юридического лица;

После этого не разрешается какое-либо изменение учредительных документов и регистрация новых правопреемников ликвидируемого юридического лица.

  • проводится согласование вынесенного решения с уполномоченным регистрирующим органом и решается вопрос о структуре ликвидационной комиссии;
  • переоформляется карточка, содержащая образцы подписей;

  • осуществляется публичное заявление о проведении ликвидации; На юридическое лицо накладывается обязательство сообщить о своей ликвидации, поместив соответствующее объявление в СМИ «Вестник государственной регистрации».

В заметке необходимо указать полное название организации, ИНН, ОГРН, КПП, юридический и фактический адрес, название органа, принявшего решение о ликвидации, контактную информацию для связи с контрагентами.

  • в письменном виде уведомляется Федеральная налоговая служба и внебюджетные фонды. Пенсионный фонд и фонд социального страхования уведомляются о начале процесса ликвидации в течение трех дней. Форма уведомления может быть составлена акционерами или участниками в свободной форме, так как текущий закон не регламентирует установленных образцов. Подписать уведомление должен руководитель организации или лицо, представляющее его интересы.

  • рабочий персонал уведомляется о проводимой процедуре, идет подготовка к увольнению штата;
  • проводится поиск кредиторов, с которыми проводятся необходимые расчеты;
  • проводится поиск дебиторов, в отношении которых применяются установленные меры по взысканию задолженности;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс, который отражает перечень имущественных прав и обязательств и требований кредиторов, итоги рассмотрения и пути решения возникающих проблем. Промежуточный баланс можно составлять не ранее, чем через два месяца после публикации объявления о ликвидации в СМИ;
  • осуществляется продажа имущества путем реализации с публичных торгов (проводится в случае, если для оплаты обязательств кредиторам не хватает денежных средств);
  • проводится погашение задолженности перед кредиторами с несколько этапов:
  • составляется итоговый ликвидационный баланс, который проходит процедуру утверждения. После погашения кредиторской задолженности комиссия должна опубликовать итоговый ликвидационный баланс. В нем должна содержаться информация обо всех активах на момент ликвидации. Утверждением занимаются учредители, участники или акционеры;
  • получение согласования от Федеральной налоговой службы и внебюджетных фондов;
  • имущество, которое не было реализовано, распределяется между участниками или акционерами соразмерно их доле участия;

  • осуществляется закрытие расчетных счетов в банках и прочих финансово-кредитных организациях;
  • регистрирующий орган исключает организацию из ЕГРЮЛ и уничтожает печать;
  • участники или акционеры получают на руки свидетельство о ликвидации.

У официальной ликвидации есть неоспоримый плюс – все действия проводятся максимально прозрачно и четко, в соответствии с установленным порядком и действующими законами.

Процесс ликвидации включает в себя проведение разнообразных проверок со стороны государственных органов и вынесение решения о результатах с выдачей официальных документов. Исключено наличие любых претензий со стороны контролирующих организаций и кредиторов.

Необходимые документы

Для внесения записи в ЕГРЮЛ и завершения процедуры ликвидации необходимо предоставить следующие документы:

  • учредительные документы (оригиналы);
  • объявление о ликвидации, размещенное в СМИ;
  • акт о ликвидации организации. Обычно выносится после заседания совета директоров на основании протокола;

  • ликвидационную карту;
  • уведомление от Федеральной налоговой службы о снятии с регистрационного учета юридического лица;
  • подтверждающие документы от внебюджетных фондов о снятии с регистрационного учета юридического лица;
  • справки установленной формы из банков, оказывающих услуги ликвидируемому юридическому лицу, о прекращении обслуживания и закрытии всех счетов;

  • печать или угловой штамп.

Сроки ликвидации юридического лица

При правильном соблюдении всех нюансов проводимой процедуры срок ликвидации в среднем занимает около 6 месяцев.

Однако несоблюдение требований или допущение ошибок в документах на каком-либо этапе могут привести к растягиванию срока вплоть до 1 года или более.

Предельный срок для ликвидации действующими законами и нормативно-правовыми актами не установлен, поэтому конечные сроки рассчитывает общее собрание акционеров или участников. Результаты заносятся в протокол заседания.

После чего считается завершенной

ГК РФ гласит о том, что ликвидация юридического лица считается оконченной при занесении об этом записи в ЕГРЮЛ. Эту запись вносит орган, который осуществлял первоначальную регистрацию юридического лица.

После предоставления всех необходимых документов выдается свидетельство о ликвидации, подтверждающее факт прекращения существования юридического лица.

Документы, отражающие работу со штатом предприятия (трудовые договора, приказы, карточки учета, платежные ведомости и др.), необходимо сдать в архив по месту фактического нахождения ликвидируемого предприятия.

Loading...Loading...