Фз 115 о правовом положении с изменениями. Правовое положение иностранцев

Данный документ является основным из числа тех, которые призваны регулировать порядок пребывания граждан зарубежных государств в Российской Федерации. Профильное законодательство в данной области периодически подвергается изменениям, и описываемый акт не стал исключением. Именно об этом законе мы и поговорим далее, плюс, параллельно объясним некоторые положения о миграционном учете.

ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан,

Официальный текст можно почитать на множестве профильных сайтах, одним из которых является «Консультант плюс». В РФ данный закон был принят 25 июля 2002 года. До этого момента в стране действовали нормы, принятые еще в СССР. Понятно, что новой России требовалось обновление и в данном направлении, поэтому, примерно в ноябре 2000 года Дума начала работать над проектом. Деятельность законотворцев принесла свои плоды, и теперь мы имеем довольно совершенный и эффективно работающий настоящий федеральный закон.

Изменения, последняя редакция ФЗ 115

Последние поправки в ФЗ о правовом положении иностранных граждан на территории РФ были внесены в декабре текущего года. В частности, изменения коснулись порядка получения и оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в РФ ( и ), а также размеры государственной пошлины по ряду оснований.

Теперь основным документом для работы будет значиться именно патент. Поправка предусматривает, что теперь работник может законно трудиться у физического лица, либо же в любой организации, тогда как ранее имелось разграничение в этом плане. Плюс, работодатель обязан принимать в штат граждан в том случае, если патент был получен в этом же регионе. Т.е. имеется своеобразная привязка документа к региону. Исключение составляют высококвалифицированные специалисты.

Последняя редакция закона о правовом положении иностранных граждан в РФ с изменениями предусматривает также и наказание (ответственность) за несоблюдение его норм (глава 6 статья 35). Российский уполномоченный орган в лице ФМС в соответствии с положениями описываемого акта может привлекать нарушителей к ответственности.

ФЗ 115 о противодействии легализации доходов,

Согласно требованиям описываемого Федерального закона о легализации доходов, получение и незаконная легализация доходов добытых преступным путем в РФ преследуется по закону. В законодательном плане обозначены операции, подлежащие императивному контролю со стороны государства. Также в тексте закона даны и некоторые пояснения, из которых важно выделить следующие:

  • выгодоприобретатель — субъект, в интересах которого происходит заключение соглашения;
  • замораживание — блокировка денег в безналичном выражении и запрет на любые манипуляции с ними (касается физических лиц и учреждений):
  • бенефициарный владелец — преимущественный (конечный) правообладатель.

Если изучить текст закона о легализации доходов в последней редакции даже поверхностно, можно установить, что исполнительный контроль в данном плане ведется достаточно строгий. ЦБ требует (в рамках исполнения требований описываемого нами закона) немедленной реакции со стороны учреждений, поэтому часто бывает так, что при попытке использовать средства, оказывается что банк уже заблокировал счет (расчетный счет). 115 ФЗ о противодействии легализации отмыванию доходов имеет не местный, а федеральный характер распространения.

115 ФЗ о концессионных соглашениях

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции России иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К отношениям с участием иностранных граждан в РФ применяется так называемый "национальный режим",т.е. уравнивание, с небольшими исключениями, правового статуса иностранных граждан и граждан РФ.

Их статус регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Иностранцы и лица без гражданства делятся на временно пребывающих на российской территории, временно и постоянно проживающих на ней.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы (максимум 90 дней в 180-тидневные периоды) или законом, если он имел право на безвизовый въезд в страну. Так, соглашением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 установлено, что срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем, а срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в РФ членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ и поступающего на военную службу по контракту, определяется приказом Минобороны РФ от 02.04.2004 г. №101.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

По общему правилу иностранные граждане:

Не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Однако постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Не могут быть призваны на военную службу по призыву (альтернативную гражданскую службу).

Въезд на территорию РФ для учебы или работы возможен только по приглашениям, выданным МИД РФ или ФМС России по ходатайствую приглашающей стороны.

При въезде на территорию страны для временного пребывания иностранец или лицо без гражданства заполняет миграционную карту, которая является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется бесплатно:

а) при следовании воздушным (морским, речным) транспортом - членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) при следовании железнодорожным транспортом - членами бригад поездов;

в) при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) - водителями;

г) при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком - должностными лицами органа пограничного контроля.

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны "А" и "В") заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории РФ, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Отметки о въезде / выезде проставляются в графах "Для служебных отметок" миграционных карт должностными лицами органа пограничного (а для транзитных пассажиров - и иммиграционного) контроля в момент прохождения иностранными гражданами пограничного (иммиграционного) контроля.

Заполненные въездные части миграционных карт (талоны "А") с проставленными в них отметками о въезде изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в Российскую Федерацию.

Выездные части миграционных карт (талоны "В"), с проставленными в них отметками о въезде, хранятся у иностранных граждан в течение всего периода их пребывания на территории Российской Федерации и сдаются должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из Российской Федерации.

При въезде на территорию РФ с декабря 2014 года иностранные граждан и лица без гражданства обязаны пройти дактилоскопию.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности иностранных граждан в России:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

4. Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 № 101 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту"

5. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.12.2010 № 65 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством РФ для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны. Ежегодно постановлением Правительства РФ утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

Закон устанавливает, что временное проживание иностранцев по квоте Правительства РФ разрешается на три года. Но некоторые категории получают разрешение без учета квоты (состоявшие в гражданстве СССР или родившиеся в России, имеющие детей, состоящих в гражданстве РФ, состоящие в браке с гражданином РФ и др.).

В целях борьбы с нелегальной эмиграцией Российской Федерацией в марте 2007 г. ратифицировано Соглашение с Европейским Сообществом о реадмиссии, предусматривающее выявление и возвращение лиц, которые не соответствуют условиям въезда на территорию Российской Федерации или на территорию одного из государств ЕС либо условиям пребывания или проживания на данных территориях.

Российская Федерация — правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.).

Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрошенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

Иностранные граждане — это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.

Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо — в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. человек, на 2004 г. — 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. — 329 300, на 2008 г. — 140 790 человек (с распределением по субъектам РФ), на 2009 г. — первоначально 3,9 млн, но затем это число сокращено. До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ - иммиграционная карта.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация - административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

Право на политическое убежище

Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

Выдача () граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

Правовое положение иностранных граждан обусловлено законами, изложенными в Конституции РФ. Если федеральные законы или международные соглашения не предусматривают какие-либо иные положения, то они имеют те же права и несут такую же ответственность, как и россияне.

«Декларацией о правах человека», провозглашенной ООН в 1985 году, обеспечены основные права человека (предусмотренные в Международных договорах о правах человека), в том числе гарантированные не гражданам. Пакты являются юридически обязательными документами, которые требуют от каждого государства, которое ратифицировало их для защиты определенных прав человека для всех лиц на своей территории и под ее юрисдикцией.

Образец вида на жительство в России

Получение ВНЖ

Чтобы получить вид на жительство, иностранцу необходимо предоставить статус временного жителя, который выдается в пределах квотирования, установленного российским правительством, учитывающего демографические и другие факторы, и распределенного между федеративными регионами. Некоторым лицам могут выдаваться такие разрешения за пределами квот: тем, кто инвестировал в экономическое развитие страны или заключил брачный союз с гражданином России.

В то же время он может быть аннулирован в ряде случаев, когда не соблюдается резидентство или другие налагаемые на статус обязательства. Например, если иностранный гражданин находился в пределах принимающей стороны более установленного определенного срока; при неоднократном нарушении правил миграционной регистрации; представлял угрозу национальной безопасности, или в случае совершения серьезного преступления, тогда лицо становится объектом депортации. В ряде случаев данный статус может быть обусловлен определенным типом занятости или ведением бизнеса. Обладатели имеют те же обязательства, что и граждане РФ относительно налогов.

Регистрация резидентов обязательна в РФ.

Существуют отдельные регистры для иностранных граждан (или лиц без гражданства). Временное проживание регистрируется по заявлению работодателя или администратора отеля и так далее. Запрос также подается в течение 7 дней.

В 2019 году президент РФ Владимир Путин внёс глобальные изменения в закон, регламентирующий пребывание иностранных граждан на территории страны.

Поправки призваны облегчить гражданам Украины процесс получения гражданства. Кроме того, были внесены важные изменения в закон относительно самой процедуры получения.

Основополагающие тезисы

115 Федеральный закон регламентирует полный перечень прав и обязанностей иностранного гражданина на территории страны. В 2019 году в него были внесены последние изменения. Это огромный документ, содержащий 38 статей. Каждую статью знает не каждый юрист, поэтому для иностранного гражданина важно знать ключевые положения, регламентирующие его нахождение в России.

Закон каждый год претерпевает небольшие изменения . Большинство иностранцев знают основные положения, распространяющиеся на такие важные процедуры, как регистрация, получения временного разрешения и вида на жительство. Плюс очень важно знать, имеет ли иностранный гражданин какие-либо послабления в миграционных вопросах.

Новая версия закона от 2019 года регламентирует именно требования для получения постоянного гражданства украинских граждан и жителей Крыма, который с 2014 года считается территорий России. Граждане Украины, вне зависимости от города проживания, могут по упрощённой процедуре оформлять российское гражданство. При этом они должны соответствовать определённым требованиям. Официально закон вступит в силу с 1 сентября , но собирать документы и готовиться к процедуре необходимо уже сейчас.

Изменения для жителей Крыма

Крым в России официально считается частью страны с 2014 года. В первое время у жителей региона были проблемы с получением российского гражданства. Процедура не была идеальной, поэтому требовались поправки в закон. До сих пор руководство РФ делает всё возможное, чтобы упростить получение гражданства для нового региона страны.

Новые поправки в законе рассчитаны на создание преимуществ иностранным гражданам, незаконно депортированным с территории Крымской АССР. Также действия закона распространяется на всех родственников по прямой восходящей линии. Если кто-то из них был незаконно депортирован, то иностранный гражданин вправе воспользоваться подобными поправками.

Федеральный закон регламентирует, что указанная категория граждан может рассчитывать на получение вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание.

Для этого необходимо предоставить только справку о реабилитации.

Её можно получить в одной из организаций:

  • орган внутренних дел;
  • прокуратора РФ;

Для иностранного гражданина, соответствующего критериям, возможно получение преференций и на усыновлённых детей и супругу. Количество лет в браке не имеет значения.

Основные изменения в ФЗ Российской Федерации №115

В июле Совет Федерации РФ принял положительное решение по поправкам в новую версию закона.

Основные изменения:

  • Снятие препятствий для получения гражданства РФ для жителей Украины.
  • Обязательная присяга при вступлении в гражданство России.
  • Отмена гражданства для лиц, осуждённых за террористическую деятельность.

Основные изменения вступят в силу 1 сентября 2019 года. Теперь в законе существует прямая ответственность за нарушение конституции. Любые ложные сведения могут послужить поводом для отмены гражданства. Теперь в законе этот пункт закреплён текстом присяги.

В случае нарушения иностранным гражданином обязательств, написанных в присяге, возможно лишение гражданства. Этот пункт разработан, прежде всего, в качестве борьбы с террористическими организациями, члены которых получают гражданство обманным путём, но до нынешнего года не лишаются его, согласно закону страны.

Присяга при получении гражданства

До 2019 года иностранным гражданам не требовалось торжественно клясться о соблюдении конституции страны. С сентября эта процедура станет обязательной для каждого иностранного гражданина.

Важно понимать, что изменения в законодательстве не коснутся следующих категорий граждан:

  • человек, получивший российское гражданство при рождении;
  • гражданин, получающий паспорт в 14 лет;
  • любой гражданин России.

Данная поправка внесена только для иностранных граждан, претендующих на официальный статус в РФ. Текст клятвы был утверждён 12 июля. Получить гражданство, не зачитав клятву, становится невозможным с 2019 года.

До сих пор остаются некоторые вопросы по процедуре. Предполагается, что клятва будет произносится каждым человеком в торжественной обстановке. В законе прописано, что клятва будет одним из обязательных требований.

Текст клятвы содержит стандартную речь. Человек называет своё имя и клянётся соблюдать Конституцию, законы страны и исполнять обязанности гражданина.

Паспорт гражданина РФ будет выдаваться сразу после прочтения клятвы, при надлежащем её исполнении.

Дополнительно в законе прописано, что от присяги освобождаются недееспособные лица, но это правило должно быть удостоверено решением суда. Поблажка касается и тех, кто по состоянию здоровья не способен прочитать текст присяги.

Изменения для украинцев

Для украинцев введены беспрецедентные послабления в вопросе получения российского гражданства. Законом снимаются практически все возможные препятствия для получения российского паспорта. До 2019 года украинцы получали гражданство на общих правах.

В связи с нестабильной политической ситуацией в стране, большой поток украинцев желает иммигрировать в Россию. Руководство РФ приняло закон, позволяющий существенно облегчить саму процедуру получения гражданства.

Теперь любой гражданин Украины свободно может отказаться от своего гражданства и и паспорт в РФ.

Изменения в законе вызваны тем, что ранее требовался официальный отказ от гражданства, который было необходимо направить в уполномоченный орган Украины.

С этим пунктом возникали проблемы, так как руководство Украины отказывало многим гражданам в отказе от гражданства без объяснения причины. В таком случае получение российского гражданства для них становилось невозможным. Новый закон призван решить эту проблему для всех украинцев.

Теперь каждый гражданин Украины по желанию может отказаться от своего гражданства уже на территории России. Человек может покинуть страну и получить гражданство в России на упрощённых условиях.

По новой схеме уже в России украинцы будут писать отказа от гражданства Украины в пользу России. Документ оформляется нотариально. Оригинал остаётся в России, а копия отправляется на Украину. Ребёнок до 18 лет не вправе самостоятельно принимать решение о гражданстве. За него это могут сделать родители. Необходимо официальное ходатайство об отказе от украинского гражданства. Схема такая же, как и со сменой гражданства у взрослых.

При этом остаётся ряд существенных ограничений.

На упрощённое получение гражданства могут претендовать:

  • носители русского языка, постоянно проживающие в России;
  • украинцы, чьи предки проживали на территории Советского Союза в пределах границы РФ.

Вышеуказанные требования проверяются специальной комиссией. В случае положительного решения лицо, претендующее на гражданство, освобождается от прохождения тестирования на знание русского языка, законодательства и истории страны. Вся процедура будет значительно упрощена. По факту нужно будет пройти только одно собеседование.

Ранее подобный порядок оформления документов оформления документов был неофициальным. По факту некоторые украинские граждане, проживающие в Донецких и Луганских республиках, могли рассчитывать на получение российского гражданства по такой схеме, но испытывали проблемы с точки зрения законодательства.

Теперь порядок оформления документов закреплён законом. По факту теперь любой гражданин Украины при большом желании без особого труда может получить гражданство Украины.

Лишение гражданства террористов

Заключительное изменение в законодательстве касается преступников. Ранее в России не было практики отзыва решения о гражданстве для любых осуждённых. То есть если человек совершил самое страшное преступление, он всё равно оставался гражданином страны. Даже если получал пожизненное заключение, гражданство у него сохранялось, что могло давать определённые привилегии его родственникам.

Новая версия закона предполагает лишение гражданства любого лица, получившего гражданства, осуждённого за терроризм.

Речь идёт только о тех, кто получал гражданство, являясь изначально иностранным гражданином другой страны. На россиян эта поправка не распространяется.

Основанием для лишения гражданства за указанные преступления будет служить только окончательный приговор суда. После этого гражданство будет отозвано. Суд должен установить, что получение российского гражданства предполагало совершение преступлений террористической и экстремистской направленности.

Официально отобрать гражданство теперь могут у любого иностранца, нарушившего присягу. В законе прописано, что лишение гражданства происходит, если заявитель не имел намерений нести обязанности, прописанные в Конституции РФ.

Важно, что в отношении родственников решение об отмене гражданства не принимается, даже если преступник, получивший гражданство, был осуждён за терроризм. По закону, каждое лицо отвечает только за себя, однако, если будет доказан факт сокрытия информации, то гражданства могут быть лишены и родственники, знавшие о намерениях преступника. Этот пункт в любом случае не касается лиц до 18 лет, которые при любых обстоятельствах не будут лишены гражданства.

Финансовые изменения для мигрантов в 2019 году

Финансовый кризис сказался и на положении мигрантов. Теперь введена дополнительная государственная пошлина.

Все мигранты должны оплачивать:

  • многократное пересечение границы (1000 рублей);
  • тест по русскому языку, основам права и истории (5 тысяч рублей);
  • тест для граждан ДНР и ЛНР (2 тысячи рублей).

Новые законы соответствуют современным политическим реалиям. Основные поправки касаются граждан Украины. По официальным данным около миллиона украинцев ожидают получения гражданства РФ на территории России. От правительства Украины они не могут получить отказ, поэтому процедура затягивается на долгий срок. Решение о присяге принято для повышения уровня патриотизма в Российской Федерации. Во многих странах новые граждане дают присягу. Теперь и России будет торжественная процедура при получении паспорта.

Loading...Loading...