Правовая основа деятельности перечень нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции судебного департамента. Судебный департамент при верховном суде кыргызской республики

) I. Общие положения 1. Судебный департамент Кыргызской Республики (далее - Судебный департамент) является исполнительно-распорядительным органом судебной власти Кыргызской Республики. Судебный департамент осуществляет из средств республиканского бюджета организационное обеспечение деятельности Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики, системы местных арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляет Министерство обороны Кыргызской Республики. В своей деятельности Судебный департамент подотчетен Президенту Кыргызской Республики и Совету судей Кыргызской Республики. 2. Под организационным обеспечением деятельности судов подразумеваются мероприятия, связанные с финансированием, материально- техническим обеспечением, исполнением судебных актов и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. 3. Судебный департамент призван способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. 4. Обеспечение деятельности Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики осуществляется через аппараты этих судов путем осуществления их финансирования и материально-технического обеспечения. 5. Судебный департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, действующим законодательством Кыргызской Республики, настоящим Положением. 6. Судебный департамент в установленные сроки представляет в Правительство Кыргызской Республики предложения о финансировании судов, Судебного департамента, его органов и учреждений на очередной финансовый год, согласованные с председателями Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики, Советом судей Кыргызской Республики. Директор Судебного департамента вправе участвовать и выступать на заседаниях Правительства Кыргызской Республики и палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики при обсуждении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, с предложениями и информацией по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. 7. Судебный департамент и его областные управления являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своим наименованием на кыргызском и русском языках. II. Полномочия Судебного департамента 8. Судебный департамент: 1) осуществляет организационное обеспечение местных судов Кыргызской Республики (кроме военных судов) через областные управления Судебного департамента; 2) финансирует и осуществляет материально-техническое обеспечение Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики через их аппараты; 3) управляет областными управлениями и подведомственными учреждениями Судебного департамента, осуществляет материально- техническое и иное обеспечение их деятельности; 4) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов; 5) разрабатывает и представляет в Правительство Кыргызской Республики согласованные с Конституционным судом, Верховным судом и Высшим Арбитражным судом Кыргызской Республики, Советом судей Кыргызской Республики предложения о финансировании судов; 6) совместно с Конституционным судом, Верховным судом и Высшим Арбитражным судом Кыргызской Республики, Советом судей Кыргызской Республики разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов, изучает потребность судов в кадрах; 7) ведет статистический и персональный учет судей местных судов, работников аппаратов местных судов и Судебного департамента; 8) осуществляет информационно-правовое обеспечение судов; 9) проводит работу по систематизации и кодификации законодательства, создает банк нормативных правовых актов и общеправовой классификатор законодательства; 10) обеспечивает организацию деятельности Аттестационной комиссии судей местных судов Кыргызской Республики; 11) организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента; 12) ведет судебную статистику, взаимодействует с Верховным судом и Высшим Арбитражным судом Кыргызской Республики, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Министерством национальной безопасности, таможенными органами, органами налоговой инспекции и статистики по составлению унифицированного статистического отчета; 13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции; 14) обеспечивает организацию исполнения вступивших в законную силу актов судов Кыргызской Республики; 15) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами и организациями, в том числе и иностранными, в целях совершенствования организационного обеспечения судов, деятельности Судебного департамента; 16) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего организационного обеспечения деятельности судов; 17) организует санаторно-курортное обслуживание судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента, оказывает иные меры социальной поддержки; 18) принимает меры по обеспечению жильем судей и работников аппаратов судов и Судебного департамента; 19) осуществляет иные меры по организационному обеспечению деятельности судов, областных структурных подразделений и подведомственных учреждений Судебного департамента в соответствии с действующим законодательством. 9. Судебный департамент в пределах своей компетенции имеет право: 1) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, документы и материалы у судов, государственных и иных органов, учреждений, организаций, хозяйствующих субъектов, должностных лиц, необходимые для осуществления задач Судебного департамента; 2) требовать от государственных и иных органов, учреждений, организаций, хозяйствующих субъектов, должностных лиц и граждан исполнения вступивших в законную силу судебных актов, а также актов судов других государств, с которыми заключены соответствующие межгосударственные соглашения; 3) осуществлять проверки жалоб и заявлений граждан и юридических лиц на действия судебных исполнителей, работников аппарата местных судов и Судебного департамента; 4) осуществлять взаимодействия с Администрацией Президента Кыргызской Республики, палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительством Кыргызской Республики, другими государственными органами, учреждениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Судебного департамента; 5) вносить в Администрацию Президента Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики и в Совет судей Кыргызской Республики предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов, Судебного департамента; 6) контролировать соблюдение трудовой дисциплины и выполнение служебных обязанностей судебными исполнителями, работниками аппаратов местных судов и Судебного департамента и принимать меры в соответствии с действующим законодательством; 7) контролировать расходование бюджетных средств областными структурными подразделениями и подведомственными учреждениями Судебного департамента; 8) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов, в том числе зарубежных. III. Структура и организация деятельности Судебного департамента 10. Судебный департамент возглавляет директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики. 11. Директор Судебного департамента является главным судебным исполнителем Кыргызской Республики. 12. Директор Судебного департамента имеет двух заместителей (одного из них первого), которые назначаются на должность Президентом Кыргызской Республики по совместному представлению директора Судебного департамента и Совета судей Кыргызской Республики, согласованного с Администрацией Президента Кыргызской Республики. 13. Судебный департамент состоит из центрального аппарата, областных управлений и подчиненных ему учреждений. 14. Структура Судебного департамента, его областных управлений и подведомственных учреждений утверждается директором Судебного департамента по согласованию с Советом судей Кыргызской Республики. 15. Директор Судебного департамента: 1) руководит деятельностью Судебного департамента, областных управлений и подведомственных ему учреждений; 2) распределяет функциональные обязанности между заместителями; 3) участвует в заседаниях палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, в работе других государственных и иных органов, учреждений, организаций при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента; 4) разрабатывает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Судебного департамента и его областных управлениях, инструкции и представляет их для согласования в Совет судей Кыргызской Республики; 5) утверждает положения, инструкции, регулирующие деятельность структурных подразделений центрального аппарата Судебного департамента, областных управлений и подведомственных учреждений, рекомендации по вопросам организационного обеспечения судов; 6) заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений центрального аппарата Судебного департамента, областных управлений и подведомственных учреждений; 7) утверждает штатное расписание центрального аппарата Судебного департамента, областных управлений и подведомственных учреждений в пределах фонда оплаты труда; 8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей областных управлений и учреждений Судебного департамента, судебных исполнителей, работников центрального аппарата Судебного департамента; 9) по согласованию с председателями областных судов (Бишкекского городского суда) общей юрисдикции назначает на должность и освобождает от должности заведующих канцеляриями и работников их аппаратов; 10) издает в пределах своей компетенции приказы, обязательные для исполнения областными управлениями и подведомственными учреждениями Судебного департамента, контролирует их исполнение; 11) отчитывается по вопросам деятельности Судебного департамента перед Администрацией Президента Кыргызской Республики и Советом судей Кыргызской Республики, а по итогам года представляет письменный отчет; 12) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящем Положением. 16. Директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент. 17. Заместители директора Судебного департамента осуществляют свою деятельность в соответствии с возложенными на них функциями. IV. Областные управления Судебного департамента и подведомственные учреждения 18. К областным управлениям Судебного департамента относятся: - Чуйское областное управление Судебного департамента; - Джалал-Абадское областное управление Судебного департамента; - Ошское областное управление Судебного департамента; - Иссык-Кульское областное управление Судебного департамента; - Нарынское областное управление Судебного департамента; - Таласское областное управление Судебного департамента; - Баткенское областное управление Судебного департамента. Организационное обеспечение деятельности районных судов г.Бишкек и Бишкекского городского суда осуществляет центральный аппарат Судебного департамента. 19. Деятельность областного управления Судебного департамента регулируется Положением об областном управлении Судебного департамента, утверждаемым директором Судебного департамента. 20. Начальники областных управлений Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности директором Судебного департамента по согласованию с Советом судей и Администрацией Президента Кыргызской Республики. Заместители начальников областных управлений Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности директором Судебного департамента по представлению начальника областного управления. 21. Начальник областного управления Судебного департамента является по должности главным судебным исполнителем области; по согласованию с председателями районных (городских) судов назначает на должность и освобождает от должности заведующих канцеляриями и работников аппаратов этих судов и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующее управление Судебного департамента на территории области. 22. К подведомственным учреждениям Судебного департамента относятся: - Учебный центр судей Кыргызской Республики; - лечебно-оздоровительный пансионат. Судебный департамент вправе создавать иные учреждения по выполнению задач, возложенных на Судебный департамент в соответствии с действующим законодательством. 23. Директор Учебного центра судей Кыргызской Республики назначается и освобождается от должности директором Судебного департамента по согласованию с Ассоциацией судей судов Кыргызской Республики и Администрацией Президента Кыргызской Республики. Заместителя директора Учебного центра назначает директор Судебного департамента по представлению директора Учебного центра. 24. Учебный центр судей Кыргызской Республики в своей деятельности подотчетен Судебному департаменту и Ассоциации судей судов Кыргызской Республики. 25. Деятельность Учебного центра судей Кыргызской Республики регулируется уставом, настоящим Положением и действующим законодательством. 26. Финансирование Учебного центра судей Кыргызской Республики производится из бюджетных средств, а также внебюджетных поступлений, не противоречащих действующему законодательству. 27. Директор лечебно-оздоровительного пансионата Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности директором Судебного департамента по согласованию с Советом судей Кыргызской Республики. 28. Финансирование лечебно-оздоровительного пансионата производится из бюджетных средств, а также внебюджетных поступлений, не противоречащих действующему законодательству. Лечебно-оздоровительный пансионат является юридическим лицом и подотчетен Судебному департаменту. Деятельность пансионата регулируется уставом, настоящим Положением и действующим законодательством. V. Фонд развития судов Кыргызской Республики 29. В целях улучшения обеспечения финансовой, материально- технической базы судов Кыргызской Республики, социальной поддержки судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Судебном департаменте образуется Фонд развития судов Кыргызской Республики, средства которого используются в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики. 30. Фонд развития судов Кыргызской Республики формируется за счет отчислений от госпошлины, судебных издержек, судебных штрафов, сумм, взысканных судами республики и других поступлений, предусмотренных действующим законодательством. 31. Использование средств Фонда развития судов Кыргызской Республики осуществляется по решению Совета судей Кыргызской Республики. В целях оперативного управления средствами Фонда образуется Совет фонда развития судов Кыргызской Республики. Председателем Совета фонда является директор Судебного департамента. 32. Деятельность Фонда регулируется Положением, утверждаемым Президентом Кыргызской Республики.

Судебную систему Кыргызской Республики образуют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и местные суды (суды областей, города Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей и города Бишкека, военные суды).

Верховный суд является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов Киргизии.

Высший арбитражный суд и арбитражные суды областей и города Бишкека составляют единую систему арбитражных судов. Они разрешают возникающие в экономической сфере и в процессе управления ею споры между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Весь состав Верховного суда и Высшего арбитражного суда избирается Собранием народных представителей по представлению Президента Республики сроком на 10 лет. Президент лично назначает судей всех местных судов, а в определенных случаях может также освободить их от должности; первоначально судьи местных судов назначаются сроком на три года, а впоследствии - на семь лет. Основы системы арбитражных судов изложены в Законе "О системе арбитражных судов Кыргызской Республики", принятом 1 декабря 1997 г., Арбитражно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики 1996 г. (с изменениями от 1 декабря 1997 г.). Правовое положение судов в целом определено Конституционным законом "О статусе судов Кыргызской Республики" от 8 октября 1999 г., судов общей юрисдикции - Законом "О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции" от 24 апреля 1999 г.

Согласно последнему из вышеуказанных законов в Кыргызской Республике действуют Военный суд КР на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов. Военные суды отправляют правосудие в Вооруженных силах КР, в органах и формированиях, где законодательством предусмотрена военная служба, а также рассматривают дела, отнесенные к их подсудности процессуальным законом. Военный суд является судом апелляционной инстанции и действует в составе судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.



Наряду с государственными в Кыргызстане имеются и общественные суды. В соответствии с Конституцией (ст.85) по решению собрания граждан, местных кенешев или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков, городов из аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов и третейские суды. Они рассматривают переданные им (по взаимному согласию сторон) имущественные, семейные споры и иные предусмотренные законом дела, с целью достичь примирения сторон и вынести справедливое, непротиворечащее закону решение. Решения судов аксакалов и третейских судов могут быть обжалованы в соответствующие суды районов и городов КР.

Кыргызстан стал первой союзной республикой в бывшем СССР, изменившей свою Конституцию в целях упразднения Комитета конституционного надзора и учреждения вместо него Конституционного суда. Полный состав Конституционного суда - 9 человек - избирается Собранием народных представителей и Законодательным собранием по представлению Президента Республики сроком на 15 лет. Законодательство о Конституционном суде включает Закон "О Конституционном суде Кыргызской Республики" и Закон "О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики", принятые 18 декабря 1993 г. Однако по ряду причин организационного характера Конституционный суд не занимался рассмотрением дел вплоть до 9 ноября 1995 г.

Конституционный суд Кыргызстана выполняет следующие функции: 1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их расхождения с Конституцией; 2) решает споры, связанные с действием, применением и толкованием Конституции; 3) дает заключение о правомерности выборов Президента; 4) дает заключение по вопросу об отстранении от должности Президента, а также судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; 5) дает согласие на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности; 6) дает заключение по вопросу об изменениях и дополнениях Конституции; 7) отменяет решения органов местного самоуправления, противоречащие Конституции; 8) принимает решение о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан. Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Прокуратура Кыргызстана представляет собой единую и централизованную систему, на которую Конституция (ст.78) возлагает надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов в пределах ее компетенции. Другая ее конституционная функция - уголовное преследование и участие в рассмотрении дел в суде в порядке, предусмотренном законом. Работа прокуратуры регулируется Законом "О прокуратуре Кыргызской Республики" от 18 декабря 1993 г. (с изменениями от 21 ноября 1997 г). Генеральный прокурор назначается с согласия Собрания народных представителей и освобождается от должности Президентом. Заместители генерального прокурора, прокуроров областей и города Бишкека, а также военные прокуроры - все назначаются и освобождаются от должности Президентом.

Адвокатами могут быть только граждане Кыргызской Республики. Порядок ведения адвокатской деятельности регулируется Законом "Об адвокатской деятельности", принятым 21 октября 1999 г. Сама адвокатура продолжает руководствоваться Положением об адвокатуре в Киргизской ССР, утвержденным 11 ноября 1980 г.

Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляет Омбудсман (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, должность которого была введена Законом "Об Омбудсмане (Акыйкатчы) Кыргызской Республики" от 31 июля 2002 г. Омбудсман избирается на должность Законодательным собранием Жогорку Кенеша тайным голосованием сроком на 5 лет.

Система государственных органов, в том числе правоохранительных органов, определена в Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.

Судебную власть в Кыргызстане в соответствии с Конституцией Кыргызстана осуществляют только суды. Конституционный Суд Кыргызской Республики. Верховный Суд Кыргызской Республики. Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики и местные суды - суды областей, г. Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей и города Бишкека, военные суды (ст. 79 гл. 6).

Анализ приведенного конституционного положения позволяет выделить суды общей юрисдикции и суды специальной юрисдикции (арбитражные суды). Суды общей юрисдикции в соответствии с административно-территориальным делением Кыргызстана представляют три звена. Высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства является Верховный Суд Кыргызстана. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов Кыргызской Республики. Низовым звеном являются районные (городские) суды. Промежуточное положение занимают областные и приравненные к ним (Бишкекский городской суд) суды.

Организация и деятельность перечисленных судов Кыргыстана урегулированы в Законе КР «О Верховном Суде Кыргызской Республики и местных судах» от 13 июня 2003 г., а также в Законе КР «О статусе судей Кыргызской Республики» от 19 июня 2008 г.

Арбитражные суды представляют собой два звена. Высшим звеном является Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики, который осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов и арбитражного суда г. Бишкека. Нижестоящим звеном являются арбитражные суды областей и приравненный к ним арбитражный суд г. Бишкека. Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики, арбитражные суды областей, арбитражный суд г. Бишкека составляют единую систему арбитражных судов Кыргызской Республики.

Судьей Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики может быть только гражданин Кыргызской Республики в возрасте от 35 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет. Судьи Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики избираются Собранием народных представителей Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики сроком на 10 лет. Судьей местного суда может быть только гражданин Кыргызской Республики не старше 65-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. Судьи местных судов назначаются Президентом Кыргызской Республики в первый раз сроком на три года, в последующие - на семь лет (ст. 80).

Судьи Верховного Суда Кыргызской Республики и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики могут быть освобождены от должности по представлению Президента Кыргызской Республики большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Собрания народных представителей Кыргызской Республики. Судьи освобождаются от должности по состоянию здоровья, по собственному желанию, за совершение преступления и на основе вступившего в законную юридическую силу обвинительного приговора суда и по иным основаниям. Иначе говоря, перечень оснований освобождения судьи от должности не является исчерпывающим.

Судом специальной юрисдикции является Конституционный Суд Кыргызской Республики - «высший орган судебной власти по защите Конституции Кыргызской Республики». Согласно Конституции Кыргызстана он состоит из Председателя Конституционного Суда Кыргызской Республики, его заместителя и семи судей Конституционного Суда Кыргызской Республики (п. 1-2 ст. 82). Судьей Конституционного Суда может быть только гражданин Кыргызской Республики в возрасте от 35 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет. Судьи Конституционного Суда Кыргызской Республики избираются Законодательным собранием и Собранием народных представителей по представлению Президента Кыргызской Республики. Судьи Конституционного Суда Кыргызской Республики могут быть освобождены от должности по представлению Президента Кыргызской Республики большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Конституционный Суд Кыргызской Республики имеет следующие полномочия: признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их расхождения с Конституцией Кыргызской Республики; решает споры, связанные с действием, применением и толкованием Конституции Кыргызской Республики; даст заключение о правомерности выборов Президента Кыргызской Республики; даст заключение по вопросу об отстранении от должности Президента Кыргызской Республики, а также судей Конституционного Суда Кыргызской Республики, Верховного Суда Кыргызской Республики, Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики; даст согласие на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности; даст заключение по вопросу" об изменениях и дополнениях Конституции Кыргызской Республики; отменяет решения органов местного самоуправления, противоречащие Конституции Кыргызской Республики; принимает решения о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан. Решения Конституционного Суда Кыргызской Республики являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Организация и деятельность Конституционного Суда Кыргызстана урегулированы в Законе КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 г., а также в Законе КР «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» от 25 июня 2009 г.

Loading...Loading...