Синоним к понятию социальное государство. Социальное государство: понятие и функции

Что такое социальное государство?

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г.

Становление социального государства

К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства. В частности, он отмечал, что социальное государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве". В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), признается доминанта дихотомии "личность-государство" взамен прежней "государство-общество", а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю. Офнер, Ф. Науманн, А. Вагнер.

Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Примечательно, что признание равенства всех без исключения граждан явилось следствием не только и не столько распространения идей эгалитаризма, сколько изменения роли отдельного человека, личности на производстве и в обществе. Говоря словами О. Тоффлера, "наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи стало возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности".

Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Нельзя согласиться с мнением ряда авторов, что выполнение государством всех этих функций стало результатом реализации социалистических идей. По времени совпали два объективных, относительно независимых процесса - формирование социальных функций государства, обусловленное развитием производительных сил, изменением роли личности (на производстве, в обществе), и их идеологическое осознание. Однако учитывая, что новые свойства государства во многом отвечают социалистической идее, представляется возможным обозначить первый этап становления социального государства, датируемый с 70-х годов XIX в. до 30-х годов XX в., как социалистический.

Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в политику многих стран принципов социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др. Социальное законодательство стало не просто сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств. В 1930 г. Г. Геллер ввел понятие "социальное правовое государство", которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства.

Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства. Личные права человека стали, краеугольным камнем всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права - политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права - его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

Определение социального государства как правового явилось принципиальным для определения нового социального качества государства. Впервые в истории извечное противопоставление свободы и равенства - "на протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и малоодаренных" - было снято через компромисс, стало возможным ограничение свободы "ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных...".

Правовое обоснование социального государства окончательно оформило принцип естественных социальных прав человека. На основе этого возникла совершенно новая правовая коллизия, заключающаяся в несимметричности прав и обязанностей. Для теории права данная ситуация явилась настолько значимой, что некоторые авторы, например Э. Форстхофф, отвергают саму возможность совмещения правового и социального государства или констатируют их принципиальное противоречие. Однако именно асимметричность социальных прав и обязанностей личности породила особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности. Государство стало опосредующим звеном между всей совокупностью прав и обязанностей, нивелируя и делая их соразмерными посредством социальной политики. В этом качестве государство получило особые права по перераспределению благ и тем самым приобрело специфическую функцию реального обеспечения формального равенства людей.

Таким образом, второй период становления социального государства, длившийся с 30-х до конца 40-х годов XX в., можно обозначить как этап правового социального государства.

Следующему этапу развития представлений о социальном государстве начало положил знаменитый доклад В. Бевериджа "Полная занятость в свободном обществе", с которым он выступил в английском парламенте в 1942 г. В нем были изложены основные принципы "государства благосостояния", впервые выдвинута идея гарантированного единого национального минимального дохода, подчеркнута тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. С этого времени термин "государство благосостояния" - "welfare state" - стал в англоязычных странах синонимом социального государства. (Другие названия - "государство благоденствия", "государство всеобщего благоденствия", "государство провидения".).

Период до 60-х годов ознаменовался, с одной стороны, углублением теории социального государства или государства благоденствия, с другой - практической реализацией идеи социального государства на национальном уровне. Одним из ведущих проявлений социальных функций на данном этапе стало предоставление государством социальных услуг.

Выделение периода становления социального государства с середины 40-х по 60-е годы XX в. в особый этап, который можно обозначить как этап социальных услуг, связано с выполнением государством принципиально новых социальных функций (обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов).

Особенностью социальных услуг, предоставляемых государством, является то, что они не просто компенсируют человеку "разрыв" между его материальными возможностями и определенным стандартом жизни, но активно формируют условия достижения последних. При этом государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всех социальных групп. Суть этапа социальных услуг состоит в переходе государства от пассивной к активной социальной политике. Несмотря на содержательную близость понятий "социальное государство" и "государство благоденствия", каждое из них с течением времени меняется.

Период с конца 50-х годов и до середины 80-х можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия. Идея государства всеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50-60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.

Следует отметить, что высокий уровень обобществления социального страхования в тот период существенным образом трансформировал другие социальные функции. Например, большинство социальных услуг: страхование по безработице, медицинское страхование, пенсионное обеспечение. К концу 80-х годов в большинстве стран отошли от индивидуального контрактного страхования соответствующих рисков, "дрейфуя" в сторону социальной помощи, в том числе и социальным группам, которые не платят социальные взносы. Характеризуя данный этап как период максимального развития страховых принципов, необходимо подчеркнуть, что определяющим для государства всеобщего благоденствия стал принцип солидарности. Именно им обусловлена всеобщность социальной поддержки, ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.

В теоретическом плане переход к государству всеобщего благоденствия означал отказ от бисмарковской модели социального государства, построенной на принципах солидарности, коммутативной справедливости, и переход к реализации принципов "перераспределительной справедливости". Коммутативная справедливость заключается в равенстве прав ("формальном"), она основывается на принципе взаимности и соответствует максиме "воздать каждому по заслугам"; соотносится с идеалом "справедливого вознаграждения", предполагающим, что каждый получает соответственно своему вкладу (например, выплата пособий рассматривается как возмещение взносов). Справедливость же распределительная или корректирующая, нацелена на равенство экономическое ("реальное"). Такая справедливость основана на принципе перераспределения благ между богатыми и бедными и соответствует максиме "каждому по потребности". Если коммутативная справедливость может осуществляться без посредничества политики (по принципу договора или страхования), то справедливость перераспределительная требует вмешательства какого-либо государственного органа. Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.

Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

Пониманию природы социального государства способствовало и развитие в этот же период иных его моделей, не подпадающих под определение "государство всеобщего благоденствия". Одна из таких моделей, которую П. Розанваллон назвал "обществом всеобщего возмещения убытков", представлена в США.

Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее. С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе. С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы. Направленность усилий государства всеобщего благоденствия на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.

В целом этот - пятый - этап развития (с начала 80-х до середины 90-х годов) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия. Эффективность сложившейся системы перераспределения благ подвергается сомнению; солидарный принцип социального страхования теряет свою универсальность и перестает быть эффективным для целого ряда рисков; появляются новые значимые социальные риски, требующие новых способов компенсации; традиционная концепция социальных прав пересматривается, появляются новые массовые социальные категории, требующие защиты; формируется новая идеология социальной помощи; меняется роль и социальные функции государства. Кризис системы солидарного страхования, лежащей в основе государства всеобщего благоденствия, заключается в том, что принципы солидарности и справедливости основываются на представлении о случайности и равно вероятности всевозможных рисков для всех граждан, что не соответствует современным реалиям.

Страхование, реализующееся через социализацию рисков, не может быть применимо к рискам катастроф (наводнения, землетрясения, засухи, крупные техногенные аварии и др.) и к рискам, которым подвержена значительная часть общества (длительная безработица, пенсионное обеспечение и др.). Усиливающаяся дифференциация общества привела в конце XX в. к сегментации системы страхования, развитию корпоративных и социально-профессиональных интересов, подрывающих принцип солидарности. Повышение роли вертикального перераспределения между группами граждан с различными доходами вопреки изначально заложенному в страховании горизонтальному перераспределению и разрыв связи между величиной взносов и уровнем социальных выплат, а также предоставление пособий группам населения, вообще не платившим социальных взносов, породило негативное отношение к принципам социального страхования. Ухудшение экономической и демографической ситуации, стремление государства стимулировать экономику за счет снижения обязательных социальных взносов приводит к недостаточности страховых социальных фондов, наполнение которых в критической ситуации государство вынуждено брать на себя, что ведет к искажению принципов финансирования социальных выплат и замене принципа солидарности принципом возмещения ущерба. Все более широко признается, что солидарное страхование теряет свою универсальность, более того, некоторые авторы сделали вывод, что страхование - это не более чем миф.

С середины 90-х годов начинают складываться новые представления о социальном государстве как о механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями. В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий, прежде всего путем формирования, социально ориентированного рыночного хозяйства. Начавшийся в середине 90-х годов этап развития социального государства можно обозначить как период либерального социального государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Сущность понятия "социальное государство"

4. Принципы и приоритеты

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная мировая практика апробировала и реализует различные модели развития государств. Во второй половине прошлого века многие страны Европы утвердили конституционно и превращают в жизнь демократические социальные модели.

По мере развития буржуазного общества и в теории, и в практике преобладает подход, ориентированный на усиление социальной функции государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой рыночными отношениями.

Главная задача социального развития общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В данной работе рассмотрены основные признаки, которые отличают любое государство, ведущее социально-направленную политику, не зависимо от того провозглашено ли оно таким в конституции или нет. Кроме того, будут рассмотрены специфические функции присущие социальному государству.

Конституция РФ провозглашает: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Отсюда следует, что российское государство обязано выполнять весь ряд обязательств в сфере социальной защиты и социального развития. Проблемы становления социального государства в нашей стране также будут рассмотрены в данной работе.

1. Понятие социального государства

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве”. Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.

Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через широкие социальные реформы.

Самую радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Адольф Вагнер, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций”.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 года. Так или иначе, принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и других государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

На сегодняшний день понятие социального государства можно сформулировать так:

социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным.

Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Наряду с понятием социального государства в качестве синонимов нередко употребляются также термины “государство благосостояния” (от английского Welfare state), “государство всеобщего благосостояния”, “государство всеобщего благоденствия”, распространенные преимущественно в англоязычных странах и широко используемые в пропаганде. Однако понятие социального государства точнее и полнее отражает многогранную деятельность современного государства в сфере социально-экономических и других общественных отношений и поэтому предоставляет более широкие возможности для исследования данного феномена.

социальный политика государство

2. Сущность понятия «социальное государство»

Мнения большинства государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей, признается доминирующая роль утверждения "личность-государство" взамен прежнего "государство-общество", а главная цель государства - экономический и социальный прогресс.

Также взгляды Штейна разделял либеральный ученый Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные ученых по вопросу, что представляет собой социальное государство как научная категория, какова его сущность как общественного явления несколько рознятся.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, один из инициаторов внесения положения о социальном государстве в текст Конституции России М. В. Баглай, считал, что социальным “называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности”.

Доктор политических наук Э.Я. Баталов отмечал, что становление индустриального, а потом и постиндустриального общества вызывает потребность в социальном государстве как “государстве, принимающем на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций”.

Значительный научный интерес представляют подходы к трактовке сущности социального государства зарубежных исследователей. Для немецких ученых характерно прежде всего увязывание деятельности такого государства по социальной защите граждан и рыночной экономики, покоящейся на частной инициативе и приносящей средства для социальных программ.

По мнению Х. Байера, “современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме”.

3. Признаки социального государства

Социальное государство - это современный тип правового государства, целесообразно соединяющий начала свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества. В социальном государстве каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных конституцией прав и свобод и обеспечен высокий уровень правовой защищенности всех граждан.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.

Так же стоит учитывать и нравственную сторону процесса становления социального государства. Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что необходимыми условиями и характерными признаками социального государства являются:

Демократическая организация государственной власти.

Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего -- должностных лиц государства.

Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Степень социальности правового демократического государства можно оценить по следующим критериям:

соблюдение прав и свобод человека;

проведение активной и сильной социальной политики;

обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

4. Принципы и приоритеты

В настоящие время, многие страны мира являющиеся по Конституции

социальными или не имеющие формально такого положения, но де-факто проводящие социально-экономическую политику, опираются на такие важнейшие принципы, как:

экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

гендерное равенство мужчин и женщин;

участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства;

ответственность государства за состояние и развитие эффективной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

Анализ социально-экономической и правовой практики показывает, что некоторые из этих принципов в той или иной мере утверждаются в нашей действительности. В соответствии с ними формируется такая социальная политика, которая призвана создавать нормальные условия жизни для всех слоев населения. Для трудоспособной части людей - обеспечивать необходимый уровень и качество жизни за счет собственных усилий. Для еще или уже нетрудоспособных - создавать систему государственной социальной защиты и обеспечения их жизненных потребностей.

Также можно обозначить основные приоритеты социального государства:

в сфере совершенствования демографического положения в государстве: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения;

в сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилья для граждан, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах; разработка поощрительной и вспомогательной подсистемы, занимающейся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.;

приоритеты обеспечивающие достойный уровень жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы;

в сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; разработка системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.), социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан; оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.;

в сфере занятости: обеспечение гражданам возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства;

в сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны;

в сфере формирования социально-культурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих государство;

разработка и реализация стратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.

Стоит отметить также приоритетные направления развития самой модели социального государства. В числе основных направлений совершенствования современной модели социального государства зарубежные ученые предлагают установление новых принципов взаимоотношений экономики и политики, поиск новых механизмов соединения закономерностей рыночной экономики с растущим спросом на благосостояние, отказ от метафизического понимания принципа равенства как парадигмы общественной деятельности, повышение личного вклада потребителей социальных благ в их производство.

Нельзя не отметить меры, которые помогут социальному государству в преодолении кризисных явлений, неизбежно возникающих на пути его становления.

Среди этих мер важное место должен занять постоянный контроль за деятельностью государственного аппарата, как с точки зрения его эффективности, так и законности. При этом недостаточно ограничиваться внутренним контролем в пределах самой администрации или внешним (бухгалтерским, финансовым) контролем. Требуется расширение парламентского контроля над всей совокупностью государственной деятельности, вне зависимости от того, осуществляется ли она непосредственно администрацией, либо косвенно учреждениями и организациями, созданными ею. Представители народа должны иметь полное право инспектировать государственные фонды и деятельность государственных служб, которые ими распоряжаются. Демократические принципы требуют контроля не только крупных политических решений, но также и инспектирования каждодневной деятельности администрации. В общем, социальное государство требует широкого пересмотра инструментов контроля нашего парламентаризма, до сих пор недостаточно действенных.

5. Функции социального государства

Формула «социальное государство» возникла после второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран (ФРГ, Франция, Италия и др.). В то время считалось, что в функции социального государства входит лишь провозглашение социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но позже стало очевидно, что социальное государство это нечто большее. Оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Утвердилось понимание того, что помимо собственно социальной политики, социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства, но при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

Рассматривая функции социального государства, мы подразумеваем, что ему присущи все традиционные функции, которые присущи государству как таковому. На содержание всех функций социального государства оказывает большое влияние его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении).

Общую социальную функцию можно рассматривать как совокупность специфических функций, таких как:

охрана труда и здоровья людей, контроль и стимуляция рынка труда;

регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;

поддержка социально незащищенных категорий населения;

пенсионное обеспечение;

социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;

поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

обеспечение образования и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

социальное страхование;

социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

забота о сохранении мира в обществе.

Таким образом, основной функцией социального государства является государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Важнейшим инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита от возможных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от других вредоносных факторов.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно обслуживает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов.

Важнейшими элементами механизмов социальной политики социального государства являются государственные социальные стандарты (ГСС), то есть социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства.

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, вынуждающий государство балансировать между противоречивыми, почти исключающими друг друга факторами. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Отказываясь от ограниченной роли „ночного сторожа“ и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства.

6. Проблемы создания социального государства в России

Впервые определение России как социального государства было задекларировано в 1993 году. Именно тогда Конституционное совещание работало над текстом Основного Закона России. По просьбе членов совещания, в мае 1993 года, Академия труда и социальных отношений созвала конгресс для обсуждения темы «Человек, социальная политика, социальное партнерство». По итогам конгресса, в Конституционное совещание было внесено предложение, взять в качестве идеи конституционного устройства России модель социального государства. При этом изучались различные теории государственного устройства: элит, конвергенции, плюралистической демократии, историко-материалистическая, социального государства, а также различные экономические модели, в том числе опирающиеся на либеральные принципы, на принципы кейнсианства. В то же время анализировался опыт западных стран, избравших для себя модель социального государства. Учитывая предыдущий опыт социализации жизни в нашей стране, менталитет народов России, выбор был остановлен на модели социального государства.

Так появился пункт 1 в статье 7 Конституции Российской Федерации. В последующие годы ученые из Академии труда и социальных отношений вместе с учеными и специалистами ряда других научных и учебных центров при поддержке и активном участии профсоюзов продолжали работу над совершенствованием модели социального государства.

В 1996 году в ходе организованного Академией труда и социальных отношений и Федерации независимых профсоюзов России «круглого стола», на тему «Российская Федерация - социальное государство» были сформулированы основные критерии социального государства. «Социальным государством» может считаться государство:

опирающееся на господство права и обеспечивающее прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;

создающее гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;

осуществляющее при любых системных и структурных преобразованиях в обществе сильную, последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

в котором любой хозяйствующий субъект, любой собственник средств производства несет определенную социальную нагрузку;

создающее благоприятные условия для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти и управления;

признающее и реализующее систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;

ориентированное на укрепление семьи - основной естественной ячейки общества, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.

Таким образом, в 2006 году были сформулированы основные подходы к содержанию будущей Концепции социального государства Российской Федерации.

Однако российскому обществу навязываются теории консервативного толка, где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире это уже пройденный этап. Тем более неприемлемы такие теории в нашем обществе, которое долгое время было ориентировано на социалистические принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном популистский, демагогический характер, общественное сознание формировалось именно на их основе.

Интересный способ решения проблемы равенства в посттоталитарном обществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма - постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство будет дополняться принципиально новым моментом - экономическим равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в России, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать разницу между собственником и несобственником. Только преобразование социалистической собственности в равную гражданскую собственность создает условие для «более высокой ступени человеческой свободы, равенства, справедливости и права».

Социальная сфера в Российской Федерации сегодня создает гораздо больше сложных вопросов, чем получает адекватных ответов. Уже привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, многие другие. Надо отдать должное органам власти, местного самоуправления - в последние годы социальной сфере уделяется все больше внимания. Но, несмотря на множество принимаемых мер, кардинальных изменений не заметно.

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначены общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ.

Пункт 2 статьи 7 Конституции дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин "социальная защита", предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула "социально ориентированная рыночная экономика", это, безусловно, было бы существенным дополнением и раскрывало содержание социального государства.

«Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в частности в сфере охраны труда и здоровья населения». В последние годы наблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала, Сибири и др.

Резюмируя можно сформулировать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой -- политики и экономики («политика -- дело грязное»);

существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

По мере стабилизации положения в экономике страны, наметившегося роста доходов граждан, приходит время поиска новых подходов и форм социального обеспечения и социальной работы.

Заключение

Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной функции государства и возрастания его ответственности за создание своим гражданам достойных условий жизни - актуальные задачи правовой науки.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным, не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.

Смысл и пафос такой обязанности государства основывается на весьма простом, но ко многому обязывающем положении: всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:

«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Компетенция социального правового государства, обеспечивающего постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности - важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.

Список использованной литературы и др. источники

1. Баиева Н.А. Социальное государство и его основные критерии. - Сборник трудов Сев. Кав. ГТУ. Выпуск 6. Сев. Кав. ГТУ, 2004.

2. Бюхнер-Удер В., пер. с нем. Щуко Е.М. Права человека: утопия или реальность? - М.: Знание, 1985. - 190 с.

3. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 46-59.

4. Гриценко Н.Н. Концепция социального государства.

5. Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Проблемы становления социального государства. - М.: АТиСО, 2001. - 359 с.

6. Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2008. - 48 с.

7. Концепция социального государства Российской Федерации. - Разработана Временным творческим коллективом.

8. Под. ред. Лукашева Е.А., Лапинь О.А., Славин М.М. Права человека: проблемы и перспективы. - М.: 1990. - 154 с.

9. Россия: путь к социальному государству - материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008г.). - М.: Научный эксперт, 2008. - 1008 с.

10. С.В. Калашников. Социальное государство: эволюция и этапы становления.// Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235)

11. Смоленский М.Б. Право социального обеспечения - для студентов вузов. - Ростов-на-Дону,: Феникс, 2005. - 123 с.

12. http://socrus.ru/ Первый социальный портал России/ Россия - социальное государство.

13. http://www.lihachev.ru/chten/1997izbrannoe/5567/5576/ Площадь Лихачева / Лихачевские чтения / 1997 год. «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» / Содержание / Секция VIII. Профсоюзное движение России на путях обновления - Н. Н. Гриценко, Профсоюзы и основные аспекты социального государства

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические концепции происхождения государства. Процесс возникновения, становления и развития идей государства. Множественность подходов к понятию государства. Сущность, понятие и социальное назначение государства. Концепция социального государства.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2015

    Ряд признаков государства, которые отличают его от других субъектов политической деятельности. Формационный подход к определению типа государства и права. Нормативно-правовые акты и их классификация. Основа деления российского права на отдельные отрасли.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2016

    Раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности. Выделение формальных признаков главных функций государства. Его оценка с точки зрения разносторонней деятельности. Рассмотрение основных внешних и внутренних функций российского государства.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2015

    Изучение сущности, понятия и признаков государства: эволюция идей и современные трактовки. Влияние социального назначения государства на эволюцию и содержание его функций. Проблемы и перспективы становления правового государства в современной России.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2012

    Эволюция понятий сущности государства как особой организации публичной власти, современные проблемы определения его признаков. Содержание и характеристика основных концепций и социального назначения сущности государства, закономерности его развития.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Основные черты и предмет теории государства и права, ее структура и методики, место в системе гуманитарных наук. Характеристика функций, признаков правового и социального государства. Виды общественных правонарушений в системе социального устройства.

    шпаргалка , добавлен 01.09.2013

    Понятие и объективный характер функций государства, их отличие от функций государственных органов. Эволюция и классификация функций государства. Характеристика внешних и внутренних функций государства, методы и формы их осуществления и реализации.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2009

    Государство как политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Общая характеристика функций Российского государства: экономическая, экологическая. Рассмотрение функций обеспечения мира и поддержания мирового порядка.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2014

    реферат , добавлен 03.05.2002

    Государство - основной институт политической системы общества, способ социального бытия в условиях политического отчуждения власти. Правовое государство и государство законности. Легистическое понятие государства. Правовое регулирование реализации власти.

Сегодня очень актуальным является вопрос о том, что означает понятие "социальное государство". Мы живем в то время, когда реализация его принципов становится не только возможной, но и необходимой. Так что такое социальное государство? Давайте разберемся.

Само понятие "социальное государство" представляет собой принцип (характеристику), который относится к конституционно-правовому статусу. Он предполагает то, что конституция гарантирует социальные и экономические права и свободы человека, а также соответствующие обязанности, которые оно на себя берет. Социальное государство - это государство, которое должно служить обществу, стремиться к тому, чтобы социальные различия были сведены к минимуму или полностью исключены.

Является ли Россия социальным государством?

Конституция РФ дает положительный ответ на этот вопрос. В ней говорится о том, что наша страна является социальным государством. А означает, что политика страны направлена на создание таких условий, при которых свободное развитие человека и достойная жизнь каждого были бы обеспечены. Следовательно, и Российская Федерация к этому стремится.

Закрепленные в Конституции РФ обязанности государства

Для того чтобы лучше усвоить понятие "социальное государство" и его сущность, предлагаем ознакомиться с его обязанностями, закрепленными в РФ конституционно. Среди них можно выделить следующие:

Охранять здоровье и труд людей;

Устанавливать минимальный размер оплаты труда, который является гарантированным;

Обеспечивать семье, детству, отцовству, материнству, пожилым гражданам и инвалидам государственную поддержку;

Развивать существующую систему социальных служб;

Для граждан устанавливать пособия, государственные пенсии и другие гарантии социальной защиты.

Сущность и цель государства социального типа

Соединение всех народностей, наций, социальных групп, объединяемое особым понятием "гражданское общество", является сущностью государства социального типа. Социальное государство - это государство, целью которого является обеспечение защиты и интересов общества в целом. Строится оно на признании законных интересов, свобод и прав человека, которые рассматриваются как высшая ценность.

Социальное государство - это представляющая собой институт, направленный на организацию общества в целом, достойной жизни каждого, защиту свобод, прав и интересов всех народов и граждан. Это орудие решения конфликтов и споров как на территории страны, так и за пределами ее. Вот что означает понятие "социальное государство".

Оно тесно связано с институтом права. Лишь правовое государство, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права, может стать социальным. С середины 90-х гг. в ситуации, когда, с одной стороны, распространялись либеральные идеи, а с другой - социальная роль государства и требований, выдвигаемых обществом в отношении социальной политики, повышалась, новые представления начали формироваться об интересующем нас типе государстве. Социальное государство - это государство, которое рассматривается сегодня как механизм, снимающий противоречия между социальными целями и законами рынка. Это очень важная его характеристика.

Отказ от патерналистской роли

Социальное государство, в отличие от так называемого "государства всеобщего благоденствия", стремится сегодня отказаться от патерналистской роли. Оно ориентировано на то, чтобы устранить иждивенчество. Социальное государство - это государство, для которого характерным является стремление создать благоприятные условия для общества через рыночное хозяйство, являющееся социально-ориентированным.

Периодизация развития

Начавшийся в середине 90-х гг. в нашей стране период можно назвать этапом либерального социального государства. Выделяются следующие виды последнего:

Социалистический (с 70-х годов 19 века до 30-х годов 20 века);

Правового социального государства (с 30-х годов до конца 40-х годов 20 века);

Государство социальных услуг (конец 40-х годов - 60-е годы прошлого века);

Государство всеобщего благоденствия (конец 50-х годов - середина 80-х);

Этап кризиса и деструкции (80-е годы - середина 90-х);

Либеральное социальное государство (с середины 1990-х годов по настоящее время).

Признаки социального государства

Формировавшиеся в течение более 100 лет определения интересующего нас понятия содержат, при всей своей кажущейся разнородности, ограниченный набор постоянных признаков. Первым из них является доступность для всех членов общества государства. Вторым - правовая природа осуществления государством социальной политики, его право осуществлять регулирование и контроль социальных процессов. При этом правовая функция заключается не только в процессов, но и в наделении социальными правами граждан. Государство же является социально ответственным. Третий константный признак - наличие бюджетных социальных выплат. Четвертый - наличие государственной системы обеспечения занятости, соцобеспечения и соцзащиты. Пятый - признание своей ответственности за уровень благосостояния граждан. Социальное государство - это государство, в котором все эти признаки присутствуют.

Социальная политика

Социальная политика - это один из главных инструментов, служащих для реализации социального государства. Взаимосвязь последнего с ней проявляется прежде всего в том, насколько глубоко и полно оно проводит социальную политику, а также в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан. Таким образом, социальное государство - это когда действуют принципы социальной политики.

Направление ее заключается в достижении результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния граждан, повышением качества жизни людей и достижением в государстве общественно-политической стабильности, недопущением возникновения в нем очагов социальной напряженности.

Функции

Итак, мы ответили на вопрос: "Что означает понятие "социальное государство"?". Рассмотрим теперь функции, которыми оно обладает. Говоря о них, следует учитывать следующие обстоятельства:

Социальному государству присущи все функции, являющиеся традиционными для любого государства;

Можно выделить в рамках социальной функции и отдельные, специфические направления, в которых протекает деятельность социального государства.

В частности, к последним относятся:

Охрана здоровья и труда людей;

Поддержка отцовства, материнства, семьи и детства;

Сглаживание путем перераспределения доходов социального неравенства;

Поощрение благотворительности и др.

"Человеческое" измерение

Не только политическим и экономическим, но и нравственным процессом является становление социального государства. Оно требует "человеческого" измерения. Признаками такого государства являются:

Демократическая организация системы власти;

Высокий нравственный уровень населения, а должностных лиц - прежде всего;

Мощный экономический потенциал, который позволяет осуществлять различные меры, направленные на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя положения собственников;

Социальная направленность политики такого государства, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетность их реализации и др.

Препятствия, стоящие на пути социального государства в России

1. Наша страна еще не обрела достаточной опоры в праве, и в России социальное государство не может опереться на его фундамент. У нас его создание не является, как на Западе, новым этапом, который проходит в своем развитии правовое государство.

2. В России "средний слой" собственников все еще не создан. От партийно-государственной собственности, стихийно приватизированной, практически ничего не досталось большинству населения нашей страны.

3. В России отсутствует экономический потенциал, необходимый для осуществления мер, направленных на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя автономии и свободы собственников.

4. В нашей стране до сих пор не ликвидированы монополии во многих важных видах сбыта и производства. Это приводит к тому, что реальная конкуренция отсутствует.

5. Отсутствует также зрелое, развитое гражданское общество.

6. Уровень нравственности в российском обществе снижен, практически потеряны духовные ориентиры равенства и справедливости. С помощью "профессиональных" политиков и идеологов, а также СМИ утверждается в общественном сознании пагубное представление о том, что экономика и политика несовместимы с нравственностью.

7. Политические партии, существующие в России, четких социальных программ не имеют.

8. В процессе освобождения от вмешательства государства российского общества снижена по инерции социальная роль государственности. То есть общество впало в другую крайность, и гражданин остался со стихией рынка один на один.

9. В обществе реальные, четко обозначенные цели отсутствуют, нет моделей жизнеустройства, являющихся научно выверенными.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, единственным путем для развития в нашей стране свободного общества является именно развитие социальной государственности. Это касается не только России, но и всех остальных стран.

Итак, вы узнали о том, что означает понятие "социальное государство". Эта тема затрагивается при изучении таких дисциплин, как политология и правоведение. При сдаче ЕГЭ по обществознанию требуется иметь представление о том, что такое социальное государство. Это понятие в идеале должен знать каждый гражданин.

Понятие «социальное государство» – для российского законодательства является относительно новым. Впервые оно нормативно закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г.

На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества.

Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества.

Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации – земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством. Таким образом, понятия «правовое и социальное государства» здесь тесно связаны и обусловливают друг друга. Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое государство социально-правовым. Это предполагает, что действия государственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма.

Немецкие государствоведы указывают также, что социальные права граждан – право на труд, на пропорциональное вознаграждение, право на жилище и др. отличаются от классических прав тем, что требуют государственного вмешательства, поскольку связаны с реализацией социальных программ государства, и постоянной деятельности государственных органов. Общественные ожидания в области социального обеспечения связаны в первую очередь с государством, оно является планирующим, управляющим, производящим и распределяющим, т.е. активно функционирующим в социальной сфере.

Принципы социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например, Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденствия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем, чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.

Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие «социальное государство» было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г. лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других западных государств послевоенной Европы.

Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных социальных последствий рынка. Более того, социальная сфера в период формирования и развития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т.е.

Каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспособности и т.д.

Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

4) разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи (см. слайд 5).

В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» юридически неопределенны и нуждаются в конкретизации. Очевидно, что под достойной жизнью надо понимать в первую очередь материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества. При этом такая обеспеченность не может быть ниже прожиточного минимума для данного региона или страны в целом.

Что касается свободного развития человека, то оно предполагает:

Во-первых, равный доступ к ценностям культуры;

Во-вторых, гарантированность личной безопасности человека;

В-третьих, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности.

Данные характеристики не являются бесспорными, они могут быть дополнены.

В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7) приводится перечень социальных гарантий:

Гарантированный минимум заработной платы и минимальной пенсии;

Охрана здоровья и труда граждан;

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Государственная поддержка людей с пониженной трудоспособностью - инвалидов, пенсионеров;

Развитие социальных учреждений (пансионатов, домов для престарелых, детских домов, приютов и т.д.).

Этот перечень является открытым, т.е. кроме перечисленных гарантий государство по мере своего развития – экономического, культурного, социального – может устанавливать и другие.

Конституционное положение о том, что Россия - социальное государство, является программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня социального. Это объясняется недостаточностью материальных возможностей государства, отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданского общества, сниженным представлением о справедливости и равенстве и др.

Еще по теме 9.5 Социальное государство: понятие и признаки:

  1. 1.1.Социальная организация первобытного общества. Понятие и признаки государства
  2. 1. Понятие и признаки государства. Функции государства. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство.

Социальное государство

Социальное – это такое государство, основой которого является политика, направленная на обеспечение общепринятого, как правило, не ниже среднего уровня жизни граждан, предоставление возможностей для удовлетворения социально – экономических и культурных прав граждан. Для осуществления предусмотренных социальным государством условий необходим высокий уровень экономического развития.

Слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть имеющий непосредственное отношение к положению людей в обществе. В широком смысле значение слова «социальный» имеет отношение к любому государству, так как всякое государство представляет собой продукт общественного развития. Однако в данном контексте термином «социальное» обозначается такое государство, которое обладает особыми функциями и качествами.

Целью социального государства является обеспечение условий для организации надлежащего уровня образования, здравоохранения, социального обеспечения, трудоустройства и культурного развития.

Социальное государство главными объектами своей деятельности и внимания имеет лиц, уязвимых с точки зрения их положения в обществе: инвалиды, молодежь, пенсионеры, многодетные семьи, семьи с низким уровнем доходов и др. При этом, само существование и деятельность социального государства самым тесным образом связана с такими общественными явлениями как правовое государство, гражданское общество, демократия, права человека, свобода равенство и справедливость.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов. В это время в жизни буржуазного общества вошли в противоречие два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Такие мыслители, как Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Представителем другого подхода является Ж-Ж. Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который – задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства и, таким образом, являлся основанием для упрочения экономической мощи государства. Однако к началу ХХ века по мере накопления богатства стало происходить имущественное расслоение общества, которое угрожало социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти к активному вмешательству в социально – экономическую сферу. Именно в такой историко – политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства 1 .

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в конституциях современных государств. Впервые государство получило название социального в Конституции ФРГ 1949 г. Как уже было отмечено, что подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Однако о социальном государстве как особой политико – правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. При этом, социальным может быть только государство с высоким уровнем экономики, в структуре которой учтена его социальная ориентация 2 .

В историческом контексте реальное возникновение социальных государств начинает происходить в 60-е годы ХХ в. Начальная стадия формирования социального государства – это установление его ответственности за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, а в дальнейшем – это обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, т.к. необходимо учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должнопостоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости и сглаживания социального неравенства. Профессор Е.А. Лукащева по этому поводу справедливо пишет: « Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства» 3 .

_________________

1 Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства.- М., 1999.- С. 202.

2 Там же. С. 203.

3Права человека. Учебник для вузов по ред. проф. Е.А. Лукашевой. – М., 1999.- С. 208-211.

Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и нравственный. При этом основными целями и задачами социального государства являются: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и предоставление пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод.



Признаки социального государства:

– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;

– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;

– государственная власть основана на принципах демократии;

– государство является правовым;

– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;

– существование гражданского общества;

– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;

– наличие соответствующей законодательной базы.

Функции социального государства:

– сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение и специальные социальные программы;

– поддержка социально незащищенных категорий населения (инвалидов, пенсионеров, молодежь, многодетные семьи и др.);

– поддержка материнства, детства, отцовства, семьи;

– поощрение благотворительности;

– охрана труда и здоровья людей;

– финансирование науки и культуры;

– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;

– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;

– участие в реализации межгосударственных социальных программ.

Loading...Loading...