Тесты по правовому воспитанию школьников. Правовое воспитание

Игра «Подросток и закон»

Цель:

Задачи игры:

    развивать умение работать с документами

Оборудование: презентация; карточки с вопросами теста; таблички с надписями «Уголовная ответственность» и «Административная ответственность»; таблица с описанием преступлений (правонарушений); карточки с четверостишиями и карточки с комментариями к ним; кроссворд.

Ход занятия

    Организационный момент, сообщение темы занятия

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья. Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.

Ведущий 2. Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем. А поможет нам в этом игра «Подросток и закон». В игре будут участвовать самые грамотные и законопослушные участники. Давайте поприветствует наши команды.

    Вводная часть

Ведущий 1. В нашей игре участвует команда «Знатоки» и команда «Защитники».

Ведущий 2. Видим, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жюри, которое будет судить нашу игру. (Представление жюри)

    Основная часть

Ведущий 1. Итак, начнем игру и первый конкурс «Разминка».

Ведущий 2. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс 1 «Разминка»

    Что такое право? (Норма, правило).

    Что является основным законом нашего государства? (Конституция).

    Защитник на суде? (Адвокат)

    С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).

    Обвинитель на суде? (Прокурор)

    Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).

    Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).

    Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).

    Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).

    Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).

    Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).

    Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).

    Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).

    Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).

    Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).

Шуточные вопросы:

    Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (Дуэль).

    Информация, распространяемая старушками? (Слухи)

    Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).

    Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол).

    Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).

    Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).

    Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов).

    Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).

    Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)

Ведущий 1. Наши команды размялись, и мы переходим к следующему конкурсу «Права человека». У вас на столах лежат тесты, на вопросы которых нужно ответить, выбрав вариант ответа из предложенных. Время для обдумывания – 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Конкурс 2 «Права человека»

(Тест по 4 вопроса каждой команде)
1 команда
1 вопрос - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 вопрос: – Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения

3 вопрос: – Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители
б) родственники
в) никто*
г) сверстники

4 вопрос: – Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*

2 команда

1 вопрос: – С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 вопрос: – Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно*
б) не имеет
в) если это не наносит вреда другим людям

3 вопрос: – Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

4 вопрос: – За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;

Ведущий 2. Пока наши команды отвечают на вопросы теста, мы проведем блиц-опрос и для наших гостей.

Вопросы для зрителей

1. Какова главная сила, регулирующая отношения в обществе? (Власть).

2. Какова власть парламентариев (в России депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации)? (Законодательная).

3. Что издавна именуют искусством управления государством? (Политику).

4. Какое слово часто используется как синоним термину право? (Закон).

5. Законы какого царя являются древнейшими из дошедших до нас? (Хаммурапи).

6. В каком году была принята последняя Конституция СССР? (В 1977 году).

7. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.).

8. Какие две основные формы Государственного правления знает история? (Монархия, республика).

9. Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-й главе Конституции РФ? (Обязанности).

10. Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова? (Тоталитарный).

Ведущий 1. А сейчас настало время провести конкурс капитанов «Знаете ли вы закон». Мы будем по порядку называть различные ситуации. Вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».

Ведущий 2. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Но, прежде чем мы начнем конкурс капитанов, я прошу посмотреть на слайд и вспомнить, различия между уголовной и административной ответственностью.

Конкурс 3 Конкурс капитанов «Знаете ли вы закон?».

Ученик разбил стекло (административная).

Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).

Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).

Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).

Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).

Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).

Учащиеся угнали автомашину и разбили ее (уголовная).

Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).

Ведущий 1. Переходим к четвертому конкурсу нашей игры. Вам необходимо будет квалифицировать преступление (правонарушение).

Ведущий 2. Перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых перечислены различные преступления и правонарушения. Команды должны заполнить второй столбик, то есть дать юридические названия данным деяниям.

Ведущий 1. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Для правильной квалификации вы можете использовать УК РФ и КоАП РФ. Приступайте.

Конкурс 4 «Квалифицируйте преступление»

Всего перечислено 8 преступлений (правонарушений).

п/п

Преступления, правонарушения

Юридическое название

Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

Вандализм

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

Ведущий 2. А чтобы наши зрители не скучали, мы проверим и их знания.

Ведущий 1. Вы должны назвать правовые акты, в которых находятся статьи, которые я буду зачитывать.

Задание для зрителей

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. (Всеобщая Декларация прав человека).

«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию» (Конвенция о правах ребенка).

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ).

«Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах актов гражданского состояния. (Семейный кодекс РФ).

Ведущий 2. На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте вспомним некоторые из них в конкурсе «Сказочный юрист» .

Ведущий 1. Вам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Итак, начинаем.

Конкурс 5 «Сказочный юрист»

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»).

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. (« Волк и семеро козлят»).

3. В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).

4. В этой сказке речь идет о трех братьях близнецах, которые подверглись нападению злого серого разбойника. Мужество и смекалка старшего брата помогли сохранить жизнь и здоровье близнецов. («Три поросенка»).

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).

6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Ведущий 1. «И смех, и грех, но как-то страшновато». В этом конкурсе «Правоведы» мы предлагаем вам шуточные четверостишия, в которых описаны правонарушения и последующие за них наказания.

Ведущий 2. Каждой «страшилке» соответствует комментарий с выдержкой из Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях РФ. Ваша задача соотнести четверостишие с комментариями. Приведу пример:

Дорогу на «красный» юнец пересек,

Дядя в погонах мальчишку засек.

За это юнцу отвечать уж пора –

Шестнадцать исполнилось парню вчера.

Комментарий: нарушение пешеходом Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (ст. 12.29 КоАП).

Конкурс 6 «Правоведы»

Каждой команде предлагается по 3 четверостишия, за правильный ответ команда получает 1 балл. При выполнении задания можно пользоваться УК или КоАП.

Задания для 1 команды:

Мальчик любил позабавить прохожих,

Им он кричал: «Ну и страшная рожа!»,

Вот только забыл про одно сорванец-

Штраф выплатят точно мать иль отец.

Комментарий : это мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток ст. 20.1 КоАП).

В спасателя маленький Вася играл,

Он людям карманы от денег спасал.

Но за руку быстро мальчишку схватили,

В милицию сдали и дело «пришили».

Комментарий:

Подарили Женечке фотоаппарат,

Стать папарацци он будет очень рад.

Но творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

Комментарий: вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового (ст. 163 УК РФ)

Задание для 2 команды:

Маленький мальчик в большом магазине

Матом ругался, катался в корзине,

Бабуси и деды вздыхали не зря!

Милиция вмиг усмирит дикаря.

Комментарий: мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток (ст. 20.1 КоАП)

Стать режиссером мальчишка решил.

Он видеокамеру ловко стащил.

И пусть на суде мальчик станет реветь,

Судья ведь не мама – не будет жалеть.

Комментарий: кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 158 УК РФ).

Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана!

Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

Комментарий: заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий - наказывается штрафом в размере до 200-т тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 480-ти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст.207 УК РФ).

Ведущий 2. Наша игра подходит к завершению, и последний конкурс называется «Отгадай кроссворд».

Ведущий 1 Вам предстоит отгадать кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается еще 2 балла.

Конкурс 7 «Отгадай кроссворд»

По горизонтали:

1. Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (правонарушение).

2. Решение суда после слушания дела (приговор).

3. Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства (закон).

4. Мера воздействия против совершённого преступления (наказание).

По вертикали:

5. Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности (преступление).

6. Столкновение, серьёзное разногласие сторон (конфликт).

7. Определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения (обязанность).

8. Совокупность обязательных для исполнения норм, установленных государством, регулятор общественных отношений (право).

Ведущий 1. Вот и подошли к концу наши испытания. Просим наше многоуважаемое жюри подсчитать количество баллов каждой команды.

Ведущий 2. Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами проведем игру «Угадай, о чем говорят дети».

Ведущий 1. По указанным предложениям определите о ком или о чем это говорится?

Милиционер

Это может быть мужчина, а может и женщина. Одеваются по-другому, не как мы. Их боятся и дети и взрослые. Но без них жить нельзя. Их ругают и говорят спасибо. Мы с ними встречаемся везде, куда идем и едем .

Законы

Их много. Они могут быть разные в разных странах. Поедет иностранец в другую страну и ему очень трудно жить там, так как он не знает, какие они. Но их надо знать, они помогают нам жить друг с другом.

Свобода

Это бывает тогда, когда выпустят человека их тюрьмы. Из садика ребенок придет, из школы и делает, что хочет. А если ребенок расшалится, его накажут.

    Подведение итогов. Награждение грамотами.

Ведущий 2. Я вижу, что наше многоуважаемое жюри уже подвело итоги игры и готово объявить победителя. Вам слово. (жюри объявляет победителя, награждает грамотами, подарками).

Ведущий 1. Подводя итоги нашего занятия хочу процитировать слова французского философа Х VIII Вольтера: « Только слабые совершают преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…». Спасибо за игру.

Самоанализ занятия

Тема занятия: Правовая игра «Подросток и закон»

Цель занятия: повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие навыков работы в команде.

Задачи:

    формировать правовую культуру;

    оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;

    формировать навыки безопасного поведения в обществе;

    закреплять правовые знания у подростков;

    развивать умение работать с документами;

    оказывать помощь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

При подготовке к проведению занятия была просмотрена литература нормативно-программного характера, методические разработки занятий по правовому воспитанию.

Форма занятия – игра. Для усиления воспитательного воздействия, стимулирования мотивации и интереса в рассмотрении данного материала, повышения познавательной деятельности в целом было привлечено мультимедийное сопровождение.

Актуальность проведения мероприятий такого плана, заключается в том, что в современных условиях именно правовое воспитание подрастающего поколения является важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Структура занятия представлена тремя этапами:

    Организационный момент.

    Основной этап – игра-соревнование

    Итог занятия – подведение итогов, награждение победителей.

Все этапы игры взаимосвязаны друг с другом.

Предлагаемые задания разнообразны и практико ориентированы. Имеются задание для болельщиков.

Задания соответствовали выбранной форме мероприятия, учитывали возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме.

Эмоциональное состояние воспитанников на мероприятии: были активны, каждый хотел показать свои знания, умения.

На занятии использовались следующие методы работы ;

    эмоциональные:

Поощрение;

Наглядные демонстрации;

Стимулирование и оценивание;

    познавательные:

Побуждение познавательного интереса;

Создание ситуации взаимопомощи.

Структура занятия соответствовала его цели и форме.

Данное мероприятие было организовано с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов детей, так как подросткам нравятся коллективные формы работы, основанные на совместных действиях, соревнованиях или игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы.

Дифференцированный подход к детям заключался в разделении детей на 2 команды не только по возрастным характеристикам, но и по уровню развития и степенью овладения речевыми и познавательными навыками и умениями. Объединение воспитанников разного возраста позволило нам, опираясь на имеющийся у детей жизненный опыт, знания, сделать мероприятие интересным, полезным, вовлечь детей в совместную деятельность.

Ожидаемые результаты: ф ормирование правовой грамотности и компетентности подростков; повышение правого сознания подростков и их гражданской активности; совершенствование навыков коллективной работы при выполнении заданий.

Считаем, что поставленные задачи были реализованы, мероприятие достигло своей цели. Познавательный интерес воспитанников был на оптимальном уровне.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ (МЕРОПРИЯТИЯ, СЦЕНАРИИ)

Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам. Разработка методики и комплекса мер по повышению правовой сознательности школьников разных возрастных групп – необходимое условие высокой правовой культуры личности в социуме. Для любого человека законопослушность является ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе. правильного воспитания считают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.

Цели правового воспитания

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются – формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:

    Формирование терминологического аппарата;

    Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;

    Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства – необходимая часть жизни в обществе;

    Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;

    Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только , но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.

Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы. – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников – формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Правовое воспитание молодежи – уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Реализация программы правового воспитания

Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.

В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?

    В социально-педагогическом: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании – для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция.

    В управленческом: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.

    В содержательном: главная цель – разработка эффективных методик правового воспитания, внедрение их в педагогическую практику.

Методы правового воспитания

    Главный метод - беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;

    Использование требует знаний от педагога и учеников – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;

    Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;

Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы – формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа – необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.

Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели. Примеры целей проведения внеклассного мероприятия на тему «Я и закон»:

    Формирование знаний о главных видах правонарушений;

    Формулировка базовых понятий «закон», «правонарушение», «права человека», «гражданская позиция»;

    Формирование знаний о правах человека.

Нравственно правовое воспитание учащихся проводится на уроках истории, правоведении¸ литературы, экономики. Рассматриваются различные аспекты правового воспитания.

Внеклассное мероприятие 9 класс. Конкурс знатоков права

Цели : воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Подготовка к мероприятию: класс делится на две команды; выбираются счетная группа и жюри.

Эпиграф на доске : «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» (О. Бальзак).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Учитель . Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

II. Задания игрокам

Разминка. Отгадай сказку

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

Конкурс «Из истории права»

(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается только 1 балл.)

1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим.)

2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (В I в. н. э.; юрист Сабин в Риме.)

3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? (Римское право.)

4. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот речи термин «правовое государство»? (И. Кантом в работе «Господство -права».)

5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Примерный ответ. А. Григорьев - поэт, критик; А. Островский - драматург; Е. Вахтангов - режиссер; К. Ушинский - педагог; Л. Андреев - писатель.)

6. Кто такая Фемида? (Примерный ответ. Богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах — символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны ходиться в равновесии.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Ничего на свете лучше нету...»(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на свободу передвижения и о праве на свободу мирных собраний.)

Конкурс «Юридическая консультация»

(Команды должны решить юридические задачи. Наивысший балл - 5.)

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Конкурс «Юридический язык»

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)

4. Что такое право? (Право — совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.)

5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

7. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

8. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

9. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

10. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

11. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

12. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

13. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция.)

14. Выборное лицо, участвующее в судебном заседании и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

15. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)

16. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. (Импичмент.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «До чего дошел прогресс» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на пользование благами научно-технического прогресса.)

Конкурс «Знаете ли вы?»

(В ходе этого конкурса командам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать дополнительные баллы. Вопросы команде-сопернице могут быть приготовлены командами заранее, или ведущий задает вопрос, а отвечать будет команда, которая знает ответ.)

«Знатоки права»

Цель:

- Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи:

Формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека;

Формирование навыков практического использования знаний;

Развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей;

Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В мероприятии участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Обязанности гражданина РФ


Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги.
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду.
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Вопросы:

1.Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)

2.Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

3.Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)

4.Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)

5.В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

6.Государственным языком на всей территории России является…(Русский).

7. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

8. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

9. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)

10. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)

11. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)

Интересные факты:

Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).

- Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).

- Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).

Тесты:

Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………(личную неприкосновенность)

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного образования)

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на……..(жизнь и личную неприкосновенность)

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(пользоваться учреждениями культуры)

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

ВОПРОСЫ:

1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.

2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3. Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.

7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет/.

8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет/.

9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10. Вправе посещать школу /с 6 лет/.

11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.

12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)

Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)

Высший закон - /благо народа /” (древнеримское изречение)

Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

Обязанность без права есть /рабство/; право без обязанности - / анархия/” (Г.Ламене, богослов, философ)

Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/” (Монтескье, философ)

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)

Тестирование по выявлению уровня правовых знаний учащихся 1-4 классов по итогам 2 четверти 2016-2017 учебного года

1 . Каким правом, записанным в Конституции РК, вы пользуетесь, приходя в школу учиться?

А) на отдых, Б) на гражданство, В) на образование.

2 . Какое самое главное право человека записано в статье 15 Конституции РК:

А) на жизнь Б) на труд В) на свободу

3 .С какого возраста человек обладает правами в РК?

А) с16 лет, Б) с рождения, В) с 14 лет

4 . Каким правом, записанным в Конституции РК, вы пользуетесь, получая помощь у медицинского работника в школе и поликлиниках города?

А) на отдых, Б) на гражданство, В) на охрану здоровья.

5.Вызвав по телефону сотрудников пожарной службы, скорой помощи, либо других государственных служб, при этом без оснований на это, вы…..?

А) пошутили, Б) совершили необдуманный поступок, В) совершили административное правонарушение .

6 . Если вы сделали звонок в спец. службы города с ложным предупреждением опасности безопасности жизнедеятельности людей, это относится к…

А) необдуманному поступку, Б) телефонному терроризму

7. Кто несет ответственность за ложный вызов или факт телефонного терроризма, совершенные несовершеннолетним?

А) сам несовершеннолетний Б) родители или законные представители

8 . В статье 9 Конвенции «о правах ребенка» говорится: « чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев: когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка?


А) когда родители жестоко обращаются с детьми и не заботятся о ребенке,

Б) по желанию ребенка.

В) по желанию родителей

9 . Как называется особенность личности человека, выраженные понятиями: человеколюбие, равноправие, дружба и солидарность?

А) патриотизм Б) толерантность В) альтруизм

10. Согласно Конституции РК «забота о детях и их воспитание является естественным правом и обязанностью……»

А) родителей Б) государства В) школы, где обучается ребенок.

Обработка

0- 4- «2»

5-6 –«3»

7-8- «4»

9-10- «5»

Тестирование по выявлению уровня правовых знаний учащихся 5-8 классов по итогам 2 четверти 2016-2017 учебного года

(по темам правового всеобуча)

1.Совершеннолетним является лицо достигшее….

А) 12 лет. В) 16 лет. С) 18 лет.

2. Что не относится к мелкому хулиганству

А) нецензурная брань в общественных местах В) неприличный жест. С) кража

Д) осквернение жилых помещений

3. Мальчик 12 лет совершил мелкое хулиганство. Кто несет за это ответственность?

А) Мальчик сам. В) Родители, или его представители. С) Не несет ответственность.

4.Как наказывают за мелкое хулиганство несовершеннолетних?

А) арест на 20 суток. В) штраф от трех до десяти МРП. С) административный арест на срок до месяца.

5.Являются ли непристойные жесты, которые показывают несовершеннолетние подростки, мелким хулиганством?

А) Да. В) Нет. С) только в школе

6. Что такое правонарушение?

А) особо опасное деяние В) противоправное действие С) противоправное действие или бездействие

7. Кто отвечает за вред причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет?

А) Родители В) Школа С) Несовершеннолетний

8.Какое наказание не назначается несовершеннолетним?

А) Ограничение свободы В) Пожизненное лишение свободы С) лишение

9. С какого возраста несовершеннолетние привлекаются к исправительным работам?

А) 16 лет. В)14 лет. С) 15 лет.

10. С какого возраста наступает ответственность за вымогательство?

А) 14 лет В) 16 лет С) 18 лет

11. Что такое преступление?

А) особо опасное деяние В) противоправное действие или бездействие

12.Что групповое преступление?

А) совершение преступления в составе группы лиц.

В) группы лиц по предварительному сговору только 2 человек.

С) организованной группы или преступного сообщества более 3 человек.

Обработка

Оценивание по 5 баллной системе.

0- 5- «2»

6 -7 –«3»

8 - 9- «4»

10-12- «5»

Тестирование по выявлению уровня правовых знаний учащихся 9-11 классов по итогам 2 четверти 2016-2017 учебного года

(по темам правового всеобуча)

1. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

А) только действие Б) только бездействие С) действие и бездействие

2. С какого возраста наступает административная ответственность ?
А).15 лет В) 16 лет С 18 лет

3. Может ли подросток, быть подвергнут штрафу?

А) Да В) Нет С) С 16 лет, если у него есть имущество
4. Является вымогательство уголовно-наказуемым деянием?

А) нет В) только с 16 лет С) Да, с 14 лет

5. Может ли подросток, быть подвергнут наказанию к исправительным работам?


А) Да В) Нет С) Да, только с 16 лет

6. С какого возраста наступает ответственность за особо тяжкие виды преступлений, совершенных несовершеннолетними?

А) 16 лет В) 15 лет С) 18 лет

7. Что является примером правонарушения:

А) Кража В) Вандализм С) Драка

8. Правоспособность человека наступает с:

А) момента рождения. В) 14 лет. С) 16 лет;

9. Основным законом в РК является:

А) Уголовный кодекс. В) Конституция. С) Кодекс об административных

10. Юридическая ответственность является следствием:

А) Правонарушения. В) Аморального поведения. С) Несоблюдения неписаных правил поведения в обществе.
Обработка

Оценивание по 5 баллной системе. 0- 4- «2»

5-6 –«3»

7-8- «4»

9-10- «5»

Правовой всеобуч

Цель правового всеобуча - повышение общей правовой культуры учащихся, их родителей и учителей, формирование политической активности. Все организуемые мероприятия ориентированы на выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, на выработку навыков цивилизованных отношений между людьми.

В целях пропаганды правовых знаний в библиотеке школы оформлена выставка «Правовое воспитание - сила государства», в фойе школы оформлен стенд «Закон и ты», где постоянно обновляется информация по статистике правонарушений из периодической печати, а также, стенд содержит информацию о правах ребенка в РК, формах наказания за совершение преступлений, информацию для родителей о воспитании детей.

В конце каждой четверти с учащимися проводится тестирование по выявлению уровня правовых знаний учащихся, благодаря которому мы подводим итоги эффективности работы правового всеобуча школы в виде мониторинга уровня правовых знаний учащихся. По результатам мониторинга за 1 полугодие 2016-2017 учебного года, наблюдается положительная динамика.

1) Мониторинг уровня правовых знаний 1-4 классов

В тестировании среди учащихся 1-4 классов приняло участие 172 человек.

Четверть

Проценты

Всего в тестировании приняло участие 558 ученика СШ № 000.

Проводя сравнительный анализ по показателям (которые, найдены вычислением средне арифметического значения результатов тестирования всех учащихся с 1 по 11 классы) мы наблюдаем рост уровня правовых знаний учащихся т. е. положительную динамику.

4) Мониторинг школьного уровня правовых знаний учащихся средней школы № 000, 2016-2017 учебн ый год .

Таблица результатов тестирования по правовым знаниям усредненный по школе 2016-2017 учебный год.

Четверть

Проценты

По результатам мониторинга за 1 полугодие 2016-2017 учебного года, видна положительная динамика. Таким образом, уровень правовых знаний учащихся СШ № 000 повысился на 2%. Благодаря этому, можно сделать вывод, работа правового всеобуча СШ № 000 эффективна и даёт положительные результаты.

Loading...Loading...