Тяжкие последствия по ст 286 ук рф. Что такое превышение должностных полномочий

О том, что должностные лица нередко злоупотребляют своими полномочиями, известно многим и не понаслышке. Однако далеко не все знают, что подобные деяния ответственных субъектов несут за собой административную, а порой и уголовную ответственность. Так куда жаловаться, если произошло подобное преступление, как его трактует закон и какое наказание оно влечет за собой – на эти другие вопросы ответит данная статья.

Превышение должностных полномочий – состав преступления

Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.

В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.

Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.

Превышение должностных полномочий статья 286 УК РФ с комментариями

Комментарий к статье 286 УК РФ дает четкие и подробные разъяснения всех пунктов по отдельности с приведением примеров. Так, согласно первому пункту данного законодательного акта, объект преступления – это ответственное лицо, чьи полномочия явно превысили допустимые рамки.

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

— относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

— совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.

В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.

4. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

5. Часть 2 комментируемой статьи (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285).

6. Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления. В ней установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, при отягчающих обстоятельствах, а именно:

— совершение деяния с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»).

Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требуется;

— совершение деяния с применением оружия или специальных средств (п. «б»). Это означает фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего. В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК.

Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования. При определении понятия «оружие» следует руководствоваться Законом об оружии. Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлениями Правительства РФ от 30.12.1999 N 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (в ред. от 11.02.2003) , от 24.06.1998 N 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации» и др.);
———————————
См., например: ст. ст. 18 — 23 Закона о полиции; ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; 1998. N 30. Ст. 3613; 2001. N 11. Ст. 1002; 2003. N 1. Ст. 2; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4847; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; 2007. N 7. Ст. 830, 831; N 30. Ст. 3808; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; 2009. N 39. Ст. 4538; 2010. N 27. Ст. 3416; 2011. N 1. Ст. 46; N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2022; N 17. Ст. 2319; N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221; 2003. N 8. Ст. 755.

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085.

— совершение деяния с причинением тяжких последствий (п. «в»). Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких могут быть отнесены такие последствия, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. . В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ч. 3 комментируемой статьи и соответствующей части ст. 105 УК.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19).

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 286 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.

2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

В совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);

Единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);

Совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

5. Субъект преступления - должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.

8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286.

9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

Другой комментарий к статье 286 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом данного преступления являются интересы государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления.

2. Объективная сторона превышения должностных полномочий заключается в совершении должностным лицом действий, сопряженных с выходом за пределы полномочий, причинивших существенное нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц. Превышению полномочий присуща явная очевидность выхода за рамки должностных полномочий и вопреки интересам службы. Последствием превышения является существенный вред правам, охраняемым законом.

3. Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий: 1) совершение действий, входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т.п.); 2) совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей); 3) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия сотрудником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого); 4) совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев допрашиваемому). Последняя форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между должностным лицом и потерпевшим (например, сотрудник полиции в порыве гнева избивает гражданина). По общему правилу всем лицам, а не только должностным, запрещены необоснованное применение силы, самочинная расправа, повлекшие нанесение побоев, телесных повреждений. Здесь надо учитывать то обстоятельство, что граждане имеют право применять физическую силу при защите своих интересов (ст. ст. 37 - 40 УК), задержании преступника, выполнении гражданского долга (ст. 38 УК), а должностное лицо обязано это делать в силу закона, поскольку того требуют его служебные полномочия. При отсутствии властных отношений между должностным лицом и гражданином, т.е. при совершении деяния вне рамок служебной деятельности данного лица, вопрос о превышении власти ставить неправомерно.

4. К последствиям в анализируемом составе преступления относится существенное нарушение прав личности, общества, государства (см. более подробно комментарий к ст. 285 УК).

5. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ или главы местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК).

6. В качестве особо квалифицирующих видов превышения должностным лицом полномочий признаются действия, связанные с применением насилия или угрозой такового (п. "а"), использованием оружия (огнестрельного или холодного) или специальных средств (дубинок, наручников и др.), причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

7. Применение насилия выражается в физическом или психическом принуждении потерпевшего к совершению незаконных действий либо в принуждении к прекращению правомерной деятельности в интересах должностного лица (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

8. Превышение власти, сопровождаемое применением оружия, означает фактическое использование лицом боевого, служебного либо гражданского огнестрельного или холодного оружия. Закон РФ от 20 мая 1993 г. "Об оружии" (ст. 3) к боевому оружию относит такое, которое выделено государственным военизированным организациям для решения боевых и оперативно-служебных задач. Служебным оружием ст. 4 названного Закона считает такое, которое используется учреждениями, предприятиями, организациями для выполнения ими специальных уставных задач (охрана природы, охрана собственности, защита жизни и здоровья людей, охрана правопорядка). Им является ствольное огнестрельное оружие, которое исключает "ведение огня очередями, имеет характеристики по дальности эффективной стрельбы и поражающему действию не менее чем на 20% ниже соответствующих характеристик аналогичных образцов боевого оружия и калибр не более 25 мм". Гражданским оружием является такое, которое предназначено для использования гражданами в целях самообороны, охоты и занятий спортом (газовое оружие для самообороны, спортивное - огнестрельное и холодное метательное, охотничье - с нарезным стволом и гладкоствольное, холодное метательное, пневматическое).

9. Порядок и правовые основания применения оружия определены Федеральным законом "О полиции" 2011 г., согласно которому (ст. 23) установлен исчерпывающий перечень оснований применения огнестрельного оружия. Применение либо использование оружия вопреки указанным в законе правовым основаниям и следует рассматривать превышением должностных, властных полномочий.

10. Перечень специальных средств закреплен в ст. 21 Федерального закона "О полиции" и также является исчерпывающим. Превышением власти будет фактическое применение специальных средств к личности при условии, если отсутствовали для этого указанные в законе основания. Например, не было активного сопротивления лица, задержанного за совершение административного правонарушения, а представитель власти применил к нему резиновую палку.

11. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 286 УК) могут возникать от нанесения лицу увечий различной тяжести, вреда здоровью либо в виде наступления смерти, крупной аварии, материального ущерба в особо крупных размерах. Вина по отношению к тяжким последствиям может быть умышленной либо неосторожной. Если должностное лицо действовало с умыслом, то его действия надлежит рассматривать как умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью либо совершение убийства и квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 285, ст. ст. 105, 111 УК. Неосторожная форма вины может иметь место не в отношении деяния в целом, а лишь относительно наступивших последствий.

    Апелляционное постановление № 22К-782/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 22К-782/2018

    Камчатский краевой суд (Камчатский край) - Уголовное

    Постановление Елизовского районного суда Камчатского края от 13 сентября 2018 года, которым ФИО1, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п.«в» ч.3 ст. 286 УК РФ, продлён срок содержания под стражей на два месяца 1 сутки, а всего до четырёх месяцев 1 суток, то есть до 17 ноября 2018 года включительно. ...

    Апелляционное постановление № 10-4643/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 1-42/2018

    Челябинский областной суд (Челябинская область) - Уголовное

    О неполноте проведенного судебного следствия. Ссылается на то, что в настоящее время расследуется выделенное уголовное дело в отношении неустановленных лиц в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, обстоятельства которого прямо связаны с настоящим уголовным делом. Отмечает, что в приговоре судом не в полном объеме изложены его пояснения, в частности его психо-эмоциональное...

    Постановление № 22-1441/2018 22К-1441/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 22-1441/2018

    Брянский областной суд (Брянская область) - Уголовное

    Районного суда г.Брянска от 13 сентября 2018 года, которым в отношении М.Е.М., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 , ч. 3 ст. 303 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 1 месяц, а всего до 6 месяцев, то есть по 17октября 2018 года. Заслушав после...

    Апелляционное постановление № 22К-693/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 22К-693/2018

    Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) - Уголовное

    По уголовному делу №, возбужденному в отношении Куралаева Р.А., Жашуева Р.А. и Шикляшева З.В. по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ, в связи с отсутствием возможности участия обвиняемых в уголовном деле. Заслушав доклад судьи Тхакаховой Д.Х., мнение прокурора Жиляевой Л.Б., поддержавшего доводы апелляционного представления, ...

    Приговор № 1-279/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 1-279/2018

    Октябрьский районный суд г. Орска (Оренбургская область) - Уголовное

    Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 31.07.2018г. в отношении сотрудника полиции Б.Р.И. по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 286 УК РФ по факту применения физической силы к Александровой О.О. (л.д. 186-196); - постановлением по делу об административном правонарушении от 22.05.2018г., которым Х....

    Постановление № 1-74/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 1-74/2018

    Севастопольский гарнизонный военный суд (город Севастополь) - Уголовное

    Преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, трех преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ, и одного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ), являвшемуся должностным лицом, в достижении и реализации соглашения между последними о получении и даче взяток по 32 000 рублей от каждого взяткодателя, в значительном размере, ...

    Апелляционное постановление № 22-1643/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 22-1643/2018

    Верховный Суд Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) - Уголовное

    РФ в полной мере выполнены судом первой инстанции. Как следует из материалов дела, уголовное дело № по факту совершения преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, возбуждено 23 мая 2016 года. 22.06.2016года в отношении ИАВ. была избрана мера пресечения в виде подписке о невыезде и надлежащем поведении. Приговором Первомайского...

    Апелляционное постановление № 22К-2061/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 22К-2061/2018

    Воронежский областной суд (Воронежская область) - Уголовное

    Важных дел СУ СК России по Воронежской области в отношении главы администрации Хохольского муниципального района Воронежской области ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ. Срок предварительного следствия по уголовному делу неоднократно продлевался, в установленном законом порядке, последний раз 08.08.2018 г. заместителем председателя Следственного комитета Российской Федерации до...

У каждого человека, наделенного определенной властью, круг полномочий строго регламентирован. Функции записываются в подзаконных либо локальных актах. Выход за их круг – это превышение должностных полномочий. Таковое деяние наказывается в рамках УК РФ в том случае, если приводит к нарушению прав граждан.

Наказание за превышение полномочий, предоставляемых законом, описано в 286-й статье Уголовного кодекса (УК) РФ.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

В указанном параграфе УК содержится описание проступка и наказания за него. В частности, статья 286 УК РФ содержит разделение должностных лиц в части актов, наделяющих их властными функциями. Превышение должностных полномочий могут совершать должностные лица:

  • предприятий, компаний, выполняющие обязанности в рамках гражданского или специального права;
  • госслужащие и служащие муниципальных образований.

Указанная статья характеризует действия виноватого, выражающиеся в нарушении рамок локального или законодательного акта, наделяющего его властью. О превышении должностных полномочий можно говорить, если чиновник принял решение:

  • не входящее в его компетенцию;
  • право на которое правоустанавливающим актом отнесено в полномочия:
    • иного должностного лица;
    • коллегиального органа.

Кроме того, в рамках уголовного производства рассматриваются проступки, наносящие ущерб одному из субъектов правоотношений:

  • гражданину;
  • государству;
  • обществу;
  • организации.

Например, превышением полномочий суд сочтет подписание распорядительного документа о выделении бюджетных средств специалистом госучреждения. Право на таковое действие есть у руководителя и его заместителя (не всегда). на основании указаний обычного сотрудника – это нарушение законодательства, если в должностной инструкции чиновника не содержится пункт о соответствующих полномочиях.

Превышение должностных полномочий: состав преступления

Уголовное правонарушение должно быть строго квалифицировано. На практике это означает определение его состава. Все признаки такового содержит статья 286 УК РФ. Так, субъектом деяния определено должностное лицо. То есть гражданина невозможно обвинить по указанной статье. Кроме того, деяние виновный должен совершить в рамках выполнения своих функций. В свободное от службы время он не несет ответственности по данному параграфу.

Объективной чертой уголовного правонарушения является активный поступок чиновника. Превышение должностных полномочий – это действие или решение, суть которого фактически расширяет права лица. Причем таковой вход за определенные нормативные актом рамки не дозволен человеку должностной инструкцией. К примеру, если чиновник инициативно присваивает себе права равного по должности или руководителя.

Субъективная сторона характеризуется наличием умысла. Причем последний может быть как прямым, так и косвенным. Мотивы расширения служебных прав судом не рассматриваются. Таковые не входят в определение состава преступления.

Подсказка: уголовное правонарушение считается завершенным в тот момент, когда произошло нарушение прав пострадавшего.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Деятельность представителей властных структур также строго регламентируется. Кроме того, она подвергается надзору со стороны прокуратуры. Превышением полномочий полицейским считается активный поступок:

  • выходящий за рамки инструкции;
  • наносящий вред гражданам, юрлицам или обществу.

К примеру, неправомерным суд признает использование сотрудником полиции оружия или специальных средств, если опасности в ситуации ни для кого не было. Стрелять офицер может в том случае, если гражданам или ему самому (ранение). Применение пистолета в отношении невооруженного лица – это явное превышение полицейским определенных полномочий.

В рамках 286-й статьи УК рассматриваются такие поступки сотрудников полиции:

  • задержание гражданина на срок, превышающий положенный;
  • истребование с предприятия документов, не нужных для разбирательства;
  • силовое воздействие на человека при защите закона, если в этом не было необходимости;
  • принятие самовольно решения о проникновении в частную квартиру или иной объект.

Внимание: выполнение функций государства является квалифицирующим признаком уголовного проступка (увеличивает наказание). Сотрудник полиции выполняет обязанности правоохранительной системы, то есть государства.

Виды наказаний за превышение должностных полномочий

Меры воздействия на человека, обличённого негосударственной властью, приведены в первом пункте 286-й статьи. Они различны и перечислены с использованием союза «или». Это означает, что суд может выбрать одно из указанных наказаний по степени виновности:

  • штраф до 80,0 тыс. руб.;
  • лишение права занимать должность на период до пяти лет;
  • на тот же срок отказ в занятии определенной деятельностью (к примеру, бухгалтерской);
  • принудительные работы до четырех лет;
  • арест на полгода;
  • лишение свободы до четырех лет.

Перечисленные наказания применяются в том случае, если проступок не имеет квалифицирующих признаков. К последним относятся применение:

  • оружия;
    • специальных средств;
    • насилия;
  • угроза насильственными действиями;

Меры воздействия на лиц, обличенных государственными властными полномочиями, описаны во втором пункте указанной статьи. В целом они более жестокие. Так, на сотрудников полиции (как и на госслужащих) наказание налагают в таких размерах:

  • штраф величиной от 100 до 300 тыс. руб.;
  • лишение свободы до семи лет, в том числе с запретом служить в правоохранительных органах еще три года;
  • принудительные работы сроком до пяти лет.

Подсказка: суд имеет возможность наложить запрет на прием человека в полицию или на определенные должности. Эта мера применяется по совокупности вины преступника.

Куда можно обратиться, став жертвой правонарушения

Защищать гражданина или юрлицо от произвола представителя правоохранительных органов призван Следственный комитет (СК). Следовательно, нужно идти в этот госорган. Если произошло нарушение прав в серьезном объеме, то необходимо постараться собрать доказательства (к примеру, зафиксировать побои в медучреждении).

Внимание: уголовная ответственность за превышение должностных полномочий наступает в рамках решения суда общей юрисдикции.

Данная инстанция обязана рассмотреть все обстоятельства дела, в том числе показания и объяснения самого нарушителя закона. То есть заявителю желательно сразу позаботиться о сборе доказательств.

При разборе преступлений, связанных превышением прав, учитывается уголовно-правовая характеристика деяния. В частности, в ее состав входит определение рамок властных полномочий. Таковые не всегда можно точно обозначить. Часть прав записана в законе. В таких ситуациях превышения должностных полномочий нетрудно доказать, как в примере с полицией.

Иное дело, разобраться с рамками прав госслужащих. В инструкциях их поступки и права расписываются размыто. Большая часть важных решений принимается коллегиально, что снижает уровень ответственности чиновников. Практика правоприменения нормы говорит о том, что добиться справедливости в подобных делах бывает сложно.

Официальный комментарий к изучаемой статье рекомендует начинать разбирательство с выявления акта, описывающего полномочия правонарушителя. Параграф 286 УК РФ говорит о выходе за границы, определённые законом или иным документом. Чтобы четко зафиксировать преступление, необходимо определить данный акт.

Кроме того, важным для квалификации деяния является определение сути нарушение интересов или прав пострадавшего объекта. Таковым принято считать ущемление, к примеру, конституционных прав и свобод людей; причинение вреда здоровью граждан. Понятие считается оценочным. Разбирается отдельно в каждом конкретном деле.

Подсказка: в рамках изучения термина «нарушение интересов» под материальным ущербом, причиненным чиновником, подразумевается в том числе и упущенная выгода (официальный комментарий).

Рассмотрим несколько примеров судебной практики:

  1. Участковый сотрудник полиции во внеслужебное время пришел в дом к подозреваемому и учинил обыск. Санкционирующего документа хозяину помещения не предоставил. Ничего не изъял, но провел съемку своих действий. Хозяин квартиры подал заявление в СК о злоупотреблении участковым своими полномочиями. Сотрудника полиции осудили по 286-й статье УК.
  2. Капитан судна, находящегося в международном рейсе, уличил матроса в хищении. Он заключил его под арест, на что имел полное право в рамках специальных полномочий. Человек томился в неволе несколько месяцев. После возвращения в порт приписки, обратился к адвокату. Специалист обратился к судебной практике по сходным делам. Выяснил, что капитан вышел за рамки полномочий. Он обязан был передать матроса государственным властям в любом порту временной стоянки (таковых за все время было несколько) для организации расследования.

Loading...Loading...