Учебник: Земельное право. Понятие и виды земельно-правовых норм

Норма земельного права – это строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.
Структура земельно-правовой нормы:

1) гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы.

2) диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий

3) санкция, которая указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф, принудительное изъятие земельного участка и др.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Виды земельно-правовых норм:

1) обязывающая (императивная) норм провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи за землю;

2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;

3)управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т.д.).

15) Земельные правоотношения: их понятие, содержание, объекты и субъекты.

Земельные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами зп. В целях реализации прав, связанных с использованием и охраной земель, общество, граждане и юридические лица, государство и его органы вступают в отношения, регулируемые нормами ЗП - земельные правоотношения - предмет ЗП; включают:

· Норма права - которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

· Субъекты права - участники земельных отношений;

· Объект права - земельный участок, по поводу которого возникают земельные правоотношения, а также недвижимое имущество, которое прочно связано с землей;

Субъекты земельных правоотношений (носители прав и обязанностей в этих отношениях) - те лица, которых действующее законодательство наделило юридическим свойством (правосубъектностью ), позволяющим участвовать в земельных правоотношений: РФ и ее субъекты, органы государственной власти и органы МСУ, осуществляющие функции распоряжения гос. и муниципальной собственностью и государственного земельного управления,физические (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) июридические лица.

Объекты земельный правоотношений : земля как природный объект и природный ресурс является объектом в сфере государственного управления, охраны; земельные участки (часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Бывают делимые (может быть разделен на части, каждая из которых образует самостоятельный земельный участок; не изменяется целевое назначение) инеделимые (изменяется целевое назначение после раздела); части земельных участков.

Субъективное право - предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения (право на обладание определенным благом; право на совершение конкретного действия или на бездействие; право потребовать от обязанного лица определенного поведения; право на защиту).

Юридическая обязанность - обеспеченная нормой права, мера должного поведения участника правоотношения: активные (необходимость действия) и пассивные (необходимость воздержания от совершения действия).

Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений - юридические факты - обстоятельства, с которыми нормы права связывают определенные юридические последствия (действия и события).

Понятие, содержание и цели охраны земель. Особенности использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

Охрана земель - система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из с\х оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как сложным природным образованиям с учетом их законных и региональных особенностей. Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и землевосстановительных мероприятий, осуществляется земельным, экологическим, природно-ресурсным законодательством, законодательством о с\х.

Цели охраны земель:

1) предотвратить последствия вредных негативных воздействий на них

2)обеспечить улучшение и восстановление земель. Регулирование охраны земли выстраивается в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК РФ, такими как:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с\х и лесном хозяйстве.

Согласно положениям ЗК РФ земля подлежит охране как главный природный объект - основа существования общества и всей экосистемы. Чтобы поддержать основные качества земли, разработаны и применяются различные мероприятия. Они связаны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли, в том числе от засорения или загрязнения, осуществлением иных действий. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют основу норм, регулирующих отношения данного круга. Мероприятия по выявлению нарушенных земель, по их восстановлению и охране проводятся органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления
Содержание охраны земель. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны выполнять экологические требования по охране земель. ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей, которые возлагаются на лиц, использующих земельные участки, к ним относятся:

1) сохранение почв и их плодородия

2) защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания

3) защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-поразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель

4) ликвидация последствий загрязнения и захламления земель

5) сохранение достигнутого уровня мелиорации

6) рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот

1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями статьи 57 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

17) Право собственности на землю: понятие и содержание.

Право собственности на землю, как и иные права на нее, возникают на основе правоустанавливающих и право изменяющих юр.фактов. Таковыми в данной сфере отношений являются акты компетентных государственных органов и ОМС; договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также, хотя и не предусмотренные им, но не противоречащие ему; приобретательная давность и др. оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследование по завещанию и др. Соответствующие права на землю возникают после регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков. Государственная регистрация, согласно ст. 2 Закона, - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. В ст. 209 ГК. РФ особо оговорены такие правомочия собственника, как его право отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Это право собственности в субъективном смысле. Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в данном случае – российского ЗП. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.1. Собственностью граждан и юр лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юр лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.2. Граждане и юр лица имеют право на равный доступ к приобретению ЗУ в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, м.б. предоставлены в собственность граждан и ю рлиц, за исключением ЗУ, которые в соответствии с ЗК, ФЗ не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юр лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особых территориях РФ в соответствии с ФЗ.

Ст. 16. Гос-ная собственность на землю

Ст. 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю.

Ст. 18. Собственность на землю субъектов РФ

Ст. 19. Муниц-я собственность на землю

Общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

    • управомочивающие;
    • обязывающие;
    • запрещающие.

Подробнее об обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например,

Правовые средства, с помощью которых оказывается воздействие на поведение участников земельных правоотношений, составляют в своей совокупности механизм земельного права, важнейшим элементом которого являются земельно-правовые нормы. Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования и охраны земель.
Земельно-правовые нормы — это установленные государством общеобязательные правила поведения участников земельных отношений, нарушение которых влечет применение мер государственного принуждения, в том числе мер правовой ответственности.
Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Первая часть (элемент) правовой нормы — гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы.
Вторая часть правовой нормы — диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения фермерского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.
Санкция — это составная часть правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит в том, что санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто восстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права (устранение препятствий в пользовании землей). Кроме того, норма земельного права может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства (административном, гражданском, уголовном).
Особенностями земельно-правовых норм является то, что они нередко содержатся не только в нескольких статьях закона, но и в разных нормативных актах — это касается прежде всего санкции, отделяемой от гипотезы и диспозиции.
Наряду с нормами прямого действия, определяющими, например, сроки рассмотрения ходатайств о предоставлении или изъятии земель, действуют нормы непрямого действия, которые требуют для своего применения дополнительного нормативно-правового акта (постановления правительства РФ). Так, для применения нормы закона о государственном контроле за использованием и охраной земель потребовалось принять Положение Правительства РФ “О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” от 23 декабря 1993 г. № 1362, которым определены органы, осуществляющие контроль, их права и обязанности.
В научной и учебной литературе классификация земельноправовых норм проводится по разным основаниям. Так, Е. Н. Колотинская в зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников отношений выделяет материально-правовые и процессуальные земельные нормы.
Материально-правовые земельные нормы могут быть нормами положительного регулирования, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений, и нормами-гарантиями, обеспечивающими соблюдение регулятивных норм.
Регулятивные нормы, в свою очередь, бывают: а) запрещающими совершение тех или иных действий (нарушать права пользователей земельных участков); б) обязывающими совершать те или иные действия (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате); в) уполномочивающими на совершение определенных действий (предоставление земельных участков в собственность, аренду); г) компенсационными, предусматривающими обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд).
Правовые нормы — гарантии — определяют меры, обеспечивающие выполнение регулятивных норм. Они могут быть в виде поощрительных норм, направленных на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование), а также карательных норм, предусматривающих принуждение субъектов земельных отношений к выполнению предписаний регулятивных норм и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.
Процессуальные земельно-правовые нормы, находящиеся в тесной связи и взаимодействии с материальными земельными нормами, имеют по отношению к ним служебный характер. В процессуальных земельно-правовых нормах указывается, как, каким образом следует действовать, чтобы права и обязанности, предусмотренные в материальных нормах, были претворены в жизнь. Являясь средством реализации материальных норм, процессуальные нормы регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторинга земель, разрешения земельных споров и т. д.
По содержанию процессуальные земельно-правовые нормы подразделяются на: а) правонаделительные, определяющие порядок предоставления земель; б) правообеспечительные, устанавливающие порядок проведения землеустройства; в) правоохранительные, регламентирующие порядок разрешения земельных споров; д) правопрекращающие, определяющие порядок прекращения прав на земельный участок.
По мнению Е. Н. Колотинской же, классификация земельноправовых норм может быть произведена также и по институтам земельного права (право собственности на землю, государственное управление землями и т. д.); по объектному признаку в зависимости от категории земель; по субъектам, осуществляющим пользование земельными участками (граждане, юридические лица и др.).
Ю. Г. Жариков классифицирует земельно-правовые нормы на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 53 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. ст. 100 и 101 ЗК РФ.
Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздержаться от совершения действий, не желательных с точки зрения закона. Упомянутая ст. 53 ЗК РФ запрещает нарушать права других собственников и владельцев земли, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.
Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, возводить постройки и т. д.).
Механизм реализации земельно-правовых норм складывается из административных и экономических мер воздействия на поведение участников земельных отношений.
Административно-правовой механизм реализации земельноправовых норм имеет в своей основе императивный подход к поведению участников земельных отношений, обязывающий их выполнять предписания, содержащиеся в правовых нормах. Одной из мер административного воздействия на поведение участников земельных отношений и реализацию предписаний земельно-правовых норм является установление твердого порядка предоставления и изъятия земельных участков.
Среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за использованием и охраной земель, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти (Госкомзем, Минприроды, Федеральная служба лесного хозяйства и др.).
Значительную долю среди мер административно-правового воздействия составляют меры административного предупреждения, пресечения, взыскания и восстановительные меры.
С началом проведения земельной реформы административный механизм реализации земельно-правовых норм был существенным образом дополнен экономическим механизмом, призванным материально заинтересовать собственников земельных участков, других лиц в использовании земли и проведении мероприятий по повышению, восстановлению почвенного плодородия.
Экономический механизм воздействия складывается из мер позитивного (положительного) и негативного (отрицательного) характера.
Гарантируя гражданам Российской Федерации право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, их хозяйственную самостоятельность, законодательство в целях экономического стимулирования таких хозяйств освобождает граждан, впервые организующих подобные хозяйства, от уплаты налога на первые пять лет с момента предоставления земель. Наряду с налоговыми льготами экономическое стимулирование фермерских хозяйств осуществляется также через материально-техническое обеспечение и кредитование (ст. ст. 18, 20 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”).
Однако государство использует в необходимых случаях и негативные меры экономического механизма реализации земельно-правовых норм. В качестве примера можно назвать взимание платы за пользование землей в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. “О плате за землю” или взимание платы за вынужденное по объективным обстоятельствам загрязнение земель. Являясь формой компенсации правомерного ущерба, наносимого землям, взимание платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, предусмотренное Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды”, призвано экономически стимулировать предприятия, организации, иностранные юридические и физические лица сокращать и прекращать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Значительное место среди негативных мер экономического воздействия составляет возмещение убытков, причиненных собственникам земли, землепользователям, арендаторам в связи с изъятием земель для государственных и общественных нужд или ее временным занятием, повлекшим ограничение права пользования землей и ухудшение ее качества.

Земельно-правовая норма – это общеобязательные, формально-определнные установленные правила поведения участников земельных отношений, охраняемые силой государственного принуждения.

Как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.


В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.

Необходимо также иметь в виду, что любая правовая норма, в том числе и земельно-правовая, рассчитана на некие обобщенные, типичные ситуации и не всегда достаточно однозначно может быть применена к конкретным случаям. Это требует вдумчивого изучения правовой нормы и возникающих на ее основе земельных правоотношений. Процесс познания правовой нормы, т.е. уяснения ее подлинного смысла и рамок практического применения, называется толкованием правовой нормы.

Толкование может быть легальным (официальным) и научным (неофициальным). Легальное толкование дается самим законодателем или управомоченным им органом. Оно является обязательным для практического применения.

Научное толкование дается учеными-правоведами или научными учреждениями. Оно имеет рекомендательный характер и не является обязательным для практического применения. Процесс познания осложняется иногда тем, что во избежание нежелательных повторений в законодательстве о земле имеются отсылочные нормы, т.е. нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или даже иного нормативного акта.

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Loading...Loading...