Строительство на землях рекреации. Земли рекреационного назначения: категория, использование, ограничения

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова, охотника, детские туристические станции, туристские парки и лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

ЗК РФ правильно отражает понятие земель рекреационного назначения, поскольку рекреация - это отдых, восстановление сил после труда. Одновременно в законе не конкретизируется правовой режим земель, используемых для размещения постоянных и сезонных объектов рекреационного назначения: домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, домов рыболова и охотника и ряда иных.

Использование учебно-туристических троп и трасс может осуществляться согласно закону на основе сервиту- тов, при этом указанные земельные участки у правообладателей из пользования не изымаются.

Сервитуты, как известно, бывают публичные и частные. Для рекреационных нужд на основе сервитута возможно, в частности, пользование земельными участками лесного и водного фонда. Так, JIK РФ (ст. 21) разрешает гражданам свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством (публичный лесной сервитут). Кроме того, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей регулируется «ПК РФ как один из видов лесопользования (ст. 80).

Для размещения стационарных объектов рекреационного назначения на землях лесного фонда права пользования участками лесного -фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участков лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета, (ст. 24 ЛК РФ).

В целях рекреации могут использоваться водные объекты (ст. 85 ВК РФ). Они могут использоваться для массового отдыха, туризма, спорта в местах, которые устанавливаются органами местного самоуправления по соглас"ова- нию со специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда (ст.

143 ВК РФ).

ВК РФ (ст. 43) одновременно предусматривает право ограниченного пользования водным объектом. Оно выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК РФ.

К землям рекреационного назначения З К РФ относит также земли пригородных зеленых зон. Отнесение пригородных зеленых зон к землям рекреационного назначения вполне оправданно. В этом их правовая и природная сущность. Территория пригородной зоны города включает в себя, как о том сказано в ГрК РФ (ст. 49), земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города. В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны. Они выполняют сани-- тарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функ- ции. В них запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Помимо сказанного следует иметь в виду и то, что ГрК РФ (ст. 45) предусматривает выделение рекреационных зон на территории поселений. Рекреационные зоны городов и поселений предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территории рекреационных зон поселений не допускаются строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Еще по теме 11. Земли рекреационного назначения:

  1. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  2. Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова, охотника, детские туристические станции, туристские парки и лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

ЗК РФ правильно отражает понятие земель рекреационного назначения, поскольку рекреация - это отдых, восстановление сил после труда. Одновременно в законе не конкретизируется правовой режим земель, используемых для размещения постоянных и сезонных объектов рекреационного назначения: домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, домов рыболова и охотника и ряда иных.

Использование учебно-туристических троп и трасс может осуществляться согласно закону на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки у правообладателей из пользования не изымаются.

Сервитуты, как известно, бывают публичные и частные. Для рекреационных нужд на основе сервитута возможно, в частности, пользование земельными участками лесного и водного фонда. Так, ЛК РФ (ст. 21) разрешает гражданам свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством (публичный лесной сервитут). Кроме того, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей регулируется ЛК РФ как один из видов лесопользования (ст. 80).

Для размещения стационарных объектов рекреационного назначения на землях лесного фонда права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участков лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета. (ст. 24 ЛК РФ).

В целях рекреации могут использоваться водные объекты (ст. 85 ВК РФ). Они могут использоваться для массового отдыха, туризма, спорта в местах, которые устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда (ст. 143 ВК РФ).

ВК РФ (ст. 43) одновременно предусматривает право ограниченного пользования водным объектом. Оно выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК РФ.

К землям рекреационного назначения ЗК РФ относит также земли пригородных зеленых зон. Отнесение пригородных зеленых зон к землям рекреационного назначения вполне оправданно. В этом их правовая и природная сущность. Территория пригородной зоны города включает в себя, как о том сказано в ГрК РФ (ст. 49), земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города. В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны. Они выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В них запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Помимо сказанного следует иметь в виду и то, что ГрК РФ (ст. 45) предусматривает выделение рекреационных зон на территории поселений. Рекреационные зоны городов и поселений предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территории рекреационных зон поселений не допускаются строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также земли пригородных зеленых зон.

Правовой режим земель рекреационного назначения характеризуется определенного рода запретами и ограничениями хозяйственной и иной деятельности. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Земли рекреационного назначения выделяются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ .

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан .

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе . При этом земельные участки из земель рекреационного назначения не изымаются из использования.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий , занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. Пригородными зелеными зонами признаются земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Пригородные зеленые зоны являются разновидностью земель рекреационного назначения. Особенности правового режима пригородных зеленых зон обусловлены их непосредственной близостью к городу.

В пригородных зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Размеры зеленых зон зависят от величины городов, для которых они создаются.

Земли в пределах пригородных зеленых зон городов не изымаются, а ограничение режима использования сводится к запрету хозяйственной деятельности, отрицательно влияющей на выполнение экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

На землях рекреационного назначения в целом также запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Или вот еще:
В 1957 году "Канал имени Москвы" создал для своих сотрудников два садовых товарищества: "Речник" в Крылатском и "Водник" в Химках. Оба располагались на берегу Москвы-реки, оба получили по договору землю в бессрочное пользование с правом возведения домиков. Теперь "Речник" сносят, не признавая за его жителями право ни на дома, ни на земельные участки. "Водник" же благополучно прошел "дачную амнистию", его жители зарегистрировали свои дома и участки по тем же самым документам от 1957 года.

В "Речнике" - затишье, а элитный "Остров фантазий" решили не сносить
- ФССП: дом Абрамовых в поселке "Речник" снесен по решению суда
- Атака на Сокол продолжается - художников обвинили в незаконных доходах от аренды

Более 20 млн российских дачных хозяйств долгое время нигде не были зарегистрированы. У их владельцев были лишь постановления властей о выделении земли и членские книжки садового товарищества. В июне 2006 года Госдума приняла закон о "дачной амнистии" - упрощенном порядке регистрации садовых домиков. Под "амнистию" попадала любая постройка высотой не больше трех этажей и площадью до 1500 квадратных метров при условии, что у хозяина есть какой-нибудь документ на участок, а постройка предназначена для некоммерческого использования. Действия закона ограничили 2010 годом - считалось, что все, кто захочет, свои дома зарегистрируют. Ведь процедура регистрации (включая вызов специалиста БТИ для составления планов дома и участка) должна занимать не более четырех месяцев.

Но за три с половиной года "дачной амнистии" подавляющее большинство граждан так и не смогли ею воспользоваться. Прошлым летом "дачную амнистию" продлили до 2015 года. Скорее всего, многие не смогут зарегистрировать свои постройки и к этому сроку. "Чиновники делают все возможное, чтобы не дать гражданину получить право собственности на участок, который он обрабатывает", - говорит член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена. Председатель президиума Союза садоводов России Людмила Колосова утверждает, что число случаев отказа в регистрации по "дачной амнистии" превысило 40 тысяч. "Эти люди могут оказаться на положении речниковцев", - опасается Колосова.

Несколько способов "по закону" снести любые объекты

Самый простой способ объявить дачу или коттедж вне закона - отменить постановление о выделении земли под его постройку. Так произошло с "Речником". Главный аргумент властей - постановление от 1957 года было изменено в 1959 году, когда гражданам запретили возводить постройки, и отменено в 1980-м, когда чиновники потребовали освободить участки. "У нас законы исполняются по чиновничьему усмотрению, и вероятность повторения судьбы "Речника" другими домами или гаражами очень велика. Мест, которые интересуют власти, очень много", - говорит вице-президент Российской гильдии адвокатов Василий Дикусар.

По словам адвоката Дикусара, издавшего незаконное постановление чиновника следует сажать, а гражданину, который успел построиться на участке, выплачивать компенсацию. Но чиновникам, как правило, от ответственности удается уйти. И тем более не наказывают никого за то, что на построенные с нарушениями здания годами или десятилетиями не обращают внимания. "Про поселок "Сокол" вспомнили через 90 лет после возникновения. Подождали бы еще десять лет - юбилей бы был", - рассуждает Дикусар.

Другой способ объявить дачу вне закона - перевести землю, на которой она находится, в природоохранную или водоохранную зону, лесной фонд, парк, заповедник или сельхозугодья. Назначение земли могут изменить как федеральные, так и региональные власти, и "дачная амнистия" на такие участки уже не распространяется. Земля под "Речником" тоже стала "природоохранной" - 41 год спустя после возникновения садового товарищества.

Задним числом можно отменить и уже зарегистрированное право собственности. Так произошло с членами дачного кооператива "Ягодка-1" в Одинцовском района Московской области. Кооператив существует с 1995 года, но в 2009-м чиновники сочли, что на нескольких участках домам не место - слишком близко расположен газопровод высокого давления.

О том, что его дача подлежит сносу, гражданин может узнать лишь от судебных приставов, прибывших в сопровождении техники. Потом чиновники скажут, что не известили его, потому что не знали, кому принадлежит участок.

Дом Ангелины Абрамовой снесли в "Речнике" одним из первых. Потом выяснилось, что судебное решение было выписано на другого человека. Абрамова уже доказала незаконность сноса и теперь требует уголовного дела на приставов и компенсации в 20 млн. рублей. Замруководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Евгений Лукьянчиков оправдывается: "Несколько лет соответствующие структуры собирали информацию о том, кто построил, кто проживает в этом строении". Вины приставов в случившемся он не видит: "Решение было, в соответствующие сроки обжаловано не было, был выдан исполнительный лист и предъявлен к исполнению".

Еще один повод для сноса - развитие городской инфраструктуры. В Улан-Удэ (Бурятия) готовятся снести 400 построек, расположенных в поселках Степной и Солдатский. Дачи мешают расширить взлетно-посадочную полосу местного аэропорта. Строения уже признали незаконными, и те, кто их добровольно не разберет, заплатят еще по 11 тысяч рублей за работы по сносу. "Отобрать землю под государственные или муниципальные нужды можно, но Гражданский кодекс обязывает или платить рыночную стоимость участка, или добиваться, чтобы постройку признали незаконной", - поясняет адвокат Вадим Александров.

Время чтения: 4 минут

Земля признается ценным и охраняемым ресурсом, поэтому ее использование должно быть бережным и соответствовать установленной цели. Назначение земли является критерием для разделения участков по категориям. Например, земли населенных пунктов выделены не только для строительства жилья, но и для развития территории. На них предусматриваются места для отдыха и туризма, которые объединены в земли рекреационного назначения.

Основные категории земель

Какие территории входят в состав

Рекреационные земли неоднородны. Они различаются в зависимости от особенностей использования.

Согласно п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав данной категории входят участки с:

  • кемпингами;
  • домами отдыха, пансионатами;
  • объектами физической культуры и спорта;
  • туристическими базами;
  • стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями;
  • детскими туристическими станциями;
  • парками;
  • учебно-туристическими тропами и трассами;
  • детскими и спортивными лагерями, иными схожими объектами.

К таким землям относятся лесополосы, парки, а также скверы, находящиеся за пределами города или в городской черте.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для обеспечения спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности граждан, а также для организации их отдыха и туризма. Это определяет рамки ее эксплуатации.

Для организации учебно-туристических троп и трасс с собственником, пользователем, владельцем или арендатором земли может заключаться особое соглашение о сервитуте. Это позволяет прокладывать маршруты через территорию, не изымая ее из пользования.

Сервитут - ограниченное право пользования рекреационными зонами - может быть как публичным, так и частным. Публичный подразумевает доступность территории для всех. Частный, как правило, предоставляется юридическим лицам с целью возведения домов отдыха и подобных объектов.

Осуществление рекреационной деятельности на землях лесов допускается в соответствии с положениями ст. 41 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ). Законодатель предусмотрел и возможность возведения специальных временных строений в лесу. В этом случае территория предоставляется государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.

Для юридических лиц возможна аренда земель лесного фонда для рекреации (п. 4 ст. 41 ЛК РФ). Заметим, что физическим лицам такая категория земель не предоставляется.

Правовой режим

Рассматриваемые земли обладают специфическим правовым статусом. Они эксплуатируются для целей рекреации без изъятия у собственников или временных распорядителей. Однако права последних обременены: их надел может быть свободным для доступа всем желающим. Каждый вправе посетить такой участок, если соблюдает режим пользования.

О ценности земель рекреации свидетельствует то, что их нецелевое использование или перевод в другую группу участков строго запрещены. Кроме того, если физическое или юридическое лицо имеет право собственности на участок с рекреационным потенциалом, государство может изъять землю в принудительном порядке для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем такие наделы не исключаются из . Рекреационные земли в собственность могут передаваться юридическим лицам при условии согласия муниципальных и госорганов.

Запрет на использование зон рекреации не по назначению

П. 5 ст. 98 ЗК РФ устанавливает прямой запрет на использование земель рекреации для иных целей. Это означает, что данная категория не подходит для любой другой деятельности, кроме туризма и отдыха.

Ограничения касаются и строительства объектов недвижимости. Например, на территории парка нельзя возвести жилой дом. То, что можно строить, определяется целевым назначением участка. Все здания и строения должны быть предназначены для отдыха, спорта, оздоровления, туризма или для обслуживания перечисленных объектов.

Законное использование земли контролируют органы государственного земельного надзора:

  • Росреестр,
  • Россельхознадзор,
  • Росприроднадзор.

К проверкам подключен и общественный контроль. Каждый гражданин, который выявил нарушения использования надела, может обратиться в указанные инстанции с жалобой. Если факт подтвердится, на нарушителя будет наложен административный штраф.

Размер административного штрафа

Административная ответственность за нарушение порядка пользования рекреационной землей варьируется в зависимости от ее субъекта. Так, если участок предоставлен в пользование государственному или муниципальному учреждению, то ответственность будут нести их должностные лица.

Размер штрафа составит от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости участка, но не менее двадцати тысяч рублей. Если кадастровая цена не установлена, штраф будет назначен в сумме от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

В случае, когда участок находится у юридического лица, игнорирующего правила целевого использования, размер штрафа составит от 1,5 до 2 % от кадастровой стоимости, но не менее ста тысяч рублей.

Если цена по кадастру неизвестна, организация будет оштрафована на сумму от ста до двухсот тысяч рублей.

Границы ответственности установлены положениями ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . Понесенное наказание не отменяет обязанности использовать земли в строгом соответствии с их назначением.

Loading...Loading...