Также к ведению государственной думы относится. Предметы ведения государственной думы

3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ. Кандидат выступает с краткой программой предстоящей деятельности, отвечает на вопросы. Председатель Центрального банка считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка решается по представлению Президента РФ. Решение об этом принимаемся Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Дума также назначает членов Совета директоров ЦБ, избирает трех представителей в состав Национального банковского совета (коллегиального органа Банка России).

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должность Председателя могут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа Думы. Президент РФ представляет кандидатуру не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной кандидатуры президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент вправе вновь представить на рассмотрение Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Кандидат выступает перед Думой с краткой программой деятельности.

Кандидатуры на должность аудиторов Счетной палаты представляются депутатами Комитету по бюджету и налогам, который вносит на обсуждение палаты весь список. Вопрос об освобождении от должности этих должностных лиц решается простым большинством палаты по представлению того же Комитета.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы.

Кандидат на должность Уполномоченного по правам человека выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. О назначении Уполномоченного по правам человека принимается постановление.

6. Объявление амнистии;

Амнистия - освобождение от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса, или в отношении которых только возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям. Амнистия отличается от помилования, которое касается только конкретных лиц, совершивших преступление (право помилования принадлежит Президенту РФ).

Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятии постановлений об объявлении амнистии и о порядке исполнения амнистии. Проект постановления вносится и рассматривается в порядке, установленном для внесения и рассмотрения законопроектов.

Постановления об объявлении амнистии принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Они подлежат официальному опубликованию в течение трех дней.

7. Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Предложение о выдвижении обвинения против президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ. Предложение направляется на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе Председателя, его заместителя 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой путем открытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Состав комиссии формируется с учетом пропорционального представительства депутатских объединений. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против Президента РФ обвинения, соблюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных правил, установленных Регламентом. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента РФ. Комиссия большинством голосов членов комиссии принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.


... ». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством. Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции. В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в...

Осуществляется главой государства. Правило подписания и обнародования принятого федерального закона Президентом Российской Федерации, основанное на мировом опыте взаимоотношений парламента и главы государства в процессе создания законов, является одной из форм участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса.(ст.107 Конституция РФ). В случае...

И должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать “разумный эгоизм” - я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в...

И коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина закреплены в статьях 34-44 Конституции Российской Федерации. Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на...

Текст Ст. 103 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 103 Конституции Российской Федерации

1. В части 1 комментируемой статьи определяются вопросы исключительного ведения Госдумы, которые не относятся к законодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, выполнением контрольной функции нижней палаты парламента.

Данный перечень не является исчерпывающим. Полномочия Госдумы определяются и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Регламент Госдумы). Так, например, полномочия принимать федеральные законы, Регламент Госдумы, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности содержатся в ст. 105 и 101 Конституции РФ. Федеральный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» конкретизировал полномочие Госдумы о принятии федеральных законов правом принимать такие законы по вопросам обеспечения режима военного положения и по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними)*(558). Регламентом Госдумы добавлены полномочия по утверждению планов международных связей Госдумы с парламентами других государств, рассмотрению внешнеполитических вопросов, участию в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, внесению запроса в Конституционный Суд РФ и направление представителей Госдумы в него и др.*(559)

В соответствии с комментируемой статьей к ведению Госдумы относятся следующие вопросы, по которым она принимает постановления.

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

Условия реализации Госдумой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства РФ являются юридическими средствами содействия выработке Госдумой и Президентом РФ общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства РФ и элементом системы сдержек и противовесов*(560).

В соответствии со ст. 83, 103 и 111 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. Госдума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Госдумы на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Госдумы. Результат голосования оформляется постановлением Госдумы.

В случае отклонения Госдумой кандидатуры на указанную должность Президент РФ может предоставить новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 11 Конституции РФ). Процедура подтверждения полномочий назначенного Президентом Председателя Правительства со стороны вновь избранной Госдумы в Конституции РФ не предусмотрена, однако у Госдумы в любом случае имеется право инициировать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации*(561).

В 1998 г. Президент РФ трижды представлял Государственной Думе одну и ту же кандидатуру, в результате чего Государственная Дума под страхом роспуска дала требуемое согласие, однако обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ и, в частности, попросила разъяснить, вправе ли Президент РФ вновь представить отклоненную Госдумой кандидатуру Председателя Правительства РФ и каковы правовые последствия троекратного отклонения одной и той же кандидатуры. В Постановлении от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ Конституционный Суд РФ указал, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента РФ предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Госдумы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение — с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе, на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий Главы государства и в парламентской практике. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ — независимо от того, представлялся каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску*(562).

И все же представляется нелогичным трехкратное предложение Президентом РФ одной и той же кандидатуры, неприемлемой для Государственной Думы. Да, Президент РФ вправе выбирать и представлять кандидатуры Председателя Правительства РФ по своей инициативе. Право выбора Государственной Думы ограничено представленными Президентом РФ кандидатурами, однако самостоятельность ее в этих рамках не может быть поставлена под сомнение. Она должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую считает наиболее приемлемой. Ситуация, при которой Президент РФ трижды предлагает одну и ту же кандидатуру, очевидно, говорит о том, что Президент РФ либо оказывает давление на Государственную Думу, пытаясь подчинить ее своей воле, либо не желает сотрудничать с данной государственной Думой, сознательно идет на конфликт ней и провоцирует ее роспуск*(563).

2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Госдума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения, после чего принимает постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Если обсуждаемый вопрос не набрал большинства голосов депутатов, он считается отклоненным.

Если Президент РФ не согласился с решением Госдумы о недоверии Правительству РФ и Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В соответствии с ч. 4 ст. 117 Конституции РФ Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Данный вопрос рассматривается в Государственной Думе во внеочередном порядке. Решение о доверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, результаты голосования оформляются постановлением. Если данное решение не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству РФ. Если ни одно из решений не принято, рассмотрение вопроса прекращается.

Возможность вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ есть проявление реального действия механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента РФ и Госдумы при решении вопроса о судьбе Правительства РФ*(564).

3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.

Назначение на указанную в комментируемой статье должность и освобождение от нее отнесено к ведению Госдумы ввиду того, что данное должностное лицо является одной из ключевых фигур в системе управления экономикой страны и призвано исходить из общефедеральных интересов при проведении кредитно-денежной политики и быть в значительной степени независимой от субъектов РФ*(565).

В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции РФ кандидатуру для назначения на должность или освобождении от нее Председателя Центрального банка РФ представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ.

Предложенная кандидатура на назначение или освобождение предварительно рассматривается на заседаниях (совместных или раздельных) Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Данные комитеты вносят проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.

Председатель Центрального банка РФ считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Председатель Счетной палаты РФ и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Госдумой. Председатель Счетной палаты и ее аудиторы назначаются сроком на шесть лет*(566).

Кандидатуру для назначения на должность или освобождения от должности Председателя Счетной палаты представляет Президент РФ. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями, комитетами Госдумы, а также депутатами в количестве не менее 1/5 от общего числа депутатов Госдумы. Кроме того, они выносят предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты.

Представленные для назначения на должность или освобождения от нее кандидатуры Председателя Счетной палаты и ее аудиторов предварительно рассматриваются на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам, который вносит проект постановления Госдумы по указанным вопросам на рассмотрение палаты.

Госдума рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Счетной палаты или освобождении от нее в двухнедельный срок со дня представления Президентом РФ кандидатуры на эту должность.

По вопросу о назначении на должность Председателя Счетной палаты Госдума принимает постановление. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры может быть проведено повторное рассмотрение той же или новой кандидатуры, предложенной Президентом РФ.

В случае досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты Госдума рассматривает вопрос о назначении на вакантную должность аудитора Счетной палаты в двухмесячный срок со дня принятия соответствующего постановления Госдумы.

5. Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека.

Назначение на данную должность производится Госдумой в связи с тем, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»*(567) одной из основных его функций является совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Кроме этого, Уполномоченный по правам человека в РФ вправе выступать с докладом на очередном заседании Госдумы, а также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний и о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Госдумой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на эту должность могут вноситься в Госдуму Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца (в случае досрочного освобождения — в течение двух месяцев) до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека.

После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека кандидат, набравший необходимое число голосов для назначения на эту должность, приносит присягу, которая производится председательствующим на заседании Госдумы. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

6. Объявление амнистии.

Амнистия — это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким. В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса РФ амнистия объявляется Госдумой в отношении индивидуально не определенного круга лиц (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, несовершеннолетних, лиц старше определенного возраста).

Эти акты могут содержать предписания следующего характера:

об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким;

об освобождении от дополнительного наказания;

о снятии судимости*(568).

Объявление амнистии осуществляется Госдумой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, подписываются Председателем Госдумы и подлежат официальному опубликованию.

7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Порядок выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ урегулирован в гл. 22 Регламента Госдумы. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Это предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления (например, государственная измена), которое вменяется в вину Президенту РФ.

Государственная Дума образует специальную комиссию, которая рассматривает данное предложение для оценки соблюдения процедурных правил и обоснованности обвинения. Заключение этой комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы.

По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. Палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы может обратиться к средствам массовой информации с предложением о прямой трансляции обсуждения данного вопроса.

По итогам обсуждения на заседании Государственная Дума 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения.

Решение о выдвижении обвинения оформляется постановлением государственной Думы без дополнительного голосования, которое в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

2. По всем перечисленным в ч. 1 комментируемой статьи, а также в других статьях Конституции РФ (например, ч. 1, 3 и 4 ст. 101, ч. 1, 4 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 2, 3 и 5 ст. 125, ч. 1 ст. 134, ч. 2 ст. 135, ст. 136) вопросам Госдума принимает постановления.

Госдума вправе принимать также заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты.

3. В части 3 комментируемой статьи определен общий порядок принятия палатой постановлений, для утверждения которых необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Общее число депутатов Госдумы составляет 450 человек. Простое большинство голосов — число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа депутатов Госдумы, т.е. для принятия постановления необходимо не менее 226 голосов.

Однако не все постановления Государственной Думы рассматриваются в таком порядке. Существуют и исключения, когда такие постановления принимаются квалифицированным большинством. Квалифицированное большинство голосов — число голосов, составляющее 2/3 или 3/5 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Так, не менее 2/3 голосов требуется для принятия решения о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (), преодоления «вето» Совета Федерации по федеральному закону, принятому Госдумой (); преодоления «вето» Президента РФ по отклоненному федеральному закону (), одобрения федерального конституционного закона (). Не менее 3/5 от общего числа депутатов Госдумы необходимо для поддержки предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ ().

Государственная Дума является палатой парламента, призванной представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

В ст. 103 Конституции РФ определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы, которые, как и вопросы исключительного ведения Совета Федерации, не относятся к законодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, что обеспечивается системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей. Так, законодательная власть в лице Государственной Думы участвует в решении вопроса о назначении Председателя Правительства России: к компетенции Думы отнесена дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства (п. "а" ч. 1 ст. 103). Согласно п. "г" ч. 1 ст. 83 свое решение Государственная Дума должна принимать по кандидатуре, представленной Президентом.

Реализация Государственной Думой рассматриваемого полномочия связана с соблюдением условий, установленных в ст. 111 Конституции. Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства. В соответствии с ч. 3 ст. 111 решение Государственной Думы должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства.

Другим условием, в определенной степени сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение ч. 4 ст. 111. В Конституции установлено, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Условия реализации Государственной Думой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства являются юридическими средствами содействия выработке Государственной Думой и Президентом общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства и элементом системы сдержек и противовесов.

К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено решение вопроса о доверии Правительству (п. "б" ст. 103), что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом.

Согласно Конституции вопрос о доверии Правительству может решаться Государственной Думой по собственной инициативе (ч. 3 ст. 117) либо по инициативе Председателя Правительства (ч. 4 ст. 117). В зависимости от того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч. 3 и 4 ст. 117 устанавливается различный режим отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять решение об отставке Правительства. Кроме того, важно подчеркнуть, что реализация полномочия по решению вопроса о доверии Правительству связана с возможностью роспуска Думы Президентом при его несогласии с выраженной ею позицией недоверия Правительству.

К ведению Государственной Думы отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (п. "в" ст. 103). В соответствии с п. "г" ст. 83 инициатива в подборе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка и в освобождении от этой должности принадлежит Президенту, который представляет Думе кандидатуру для назначения на эту должность и ставит перед ней вопрос об освобождении от этой должности. Таким образом, содержание полномочия Государственной Думы по персональному назначению Председателя Центрального банка состоит в принятии или непринятии предложений Президента по этому вопросу.

К компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов (п. "г" ст. 103).

Пункт "д" ст. 103 Конституции учреждает новую для нашей страны должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой, предусмотрено также принятие федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека. Согласно мировой практике его деятельность состоит в оперативной защите личности от злоупотреблений должностных лиц и государственных органов. На такую должность назначается лицо, обладающее большими знаниями в области юриспруденции, пользующееся авторитетом у широкой общественности. Уполномоченный действует на основании поступивших жалоб или по собственной инициативе. Должность Уполномоченного по правам человека позволяет выявить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

Согласно п. "е" ст. 103 в ведении Государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы (п. "о" ст. 71).

Амнистия - это полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким; амнистия может предусматривать и снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание.

Установленное п. "ж" ст. 103 полномочие Государственной Думы по выдвижению обвинения против Президента для отрешения его от должности означает, что только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. Конституционная процедура отрешения от должности Президента установлена в ст. 93. Основаниями выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности может быть совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления.

В ч. 2 ст. 103 определяется форма актов Государственной Думы, принимаемых по вопросам, не относящимся к сфере законодательства, - это постановления. Постановлениями, в частности, должны оформляться решения Государственной Думы по вопросам ее исключительного ведения.

Общий порядок принятия этой палатой постановлений определен в ч. 3 ст. 103: они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Установлено также, что постановления могут приниматься в ином порядке, если это предусмотрено Конституцией. Так, в ч. 2 ст. 93 указывается, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой палаты Комментарий к Конституции РФ / под ред. Л.А. Окунькова изд. «БЕК» М.; 1997.

А. Относится к ведению Государственной Думы РФ

Задание 5. Решите задачу

16-летний Иван Прохоров стал членом садоводческого кооператива «Березка». Вскоре он удачно сдал вступительные экзамены и поступил в университет. Учеба отнимала много времени и Прохорову стало некогда заниматься делами садоводческого кооператива, в частности посещать общие собрания. В связи с этим Прохоров решил выдать доверенность на ведение дел в кооперативе своему товарищу Кремлеву 17 лет. Однако председатель кооператива заявил, что такая доверенность будет являться недействительной, поскольку доверенность могут выдавать только полностью дееспособные граждане, Прохоров же обладает ограниченной дееспособностью,так как еще не достиг 18-летнего возраста.

Имеет ли право Прохоров выдавать доверенность на ведение дел в кооперативе? Ответ обоснуйте.

Правовой нигилизм – миф или реальность.

Вариант 5

б) Субъект Российской Федерации

в) Гипотеза

1. К принципам законности относятся: А. презумпция невиновности Б. всеобщность исполнения законов В. приоритет международного права Г. единообразное понимание и применение норм права Д. равенство всех перед законом Е. взаимная ответственность личности и государства
2. Входит ли адвокатура в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления? А. да, входит Б. нет, не входит В. да входит, но только в систему органов местного самоуправления Г. да входит, но только в систему органов государственной власти
3. Срок административного задержания, по общему правилу, не должен превышать: А. 3 часа; Б. 12 часов; В. 48 часов; Г. 72 часа.
4. Основными элементами нормы права являются: А. общая часть и особенная часть Б. гипотеза, диспозиция, санкция В. правило и исключение Г. тезис, доказательство, вывод.
5. Государственный аппарат – это совокупность: А. государственных органов Б. государственных служащих В. государственных предприятий и учреждений


А. В ведении Российской Федерации находятся:

Б. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

1. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

2. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

3. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

4. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

5. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

6. разграничение государственной собственности;

7. судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

8. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

10. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

11. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

12. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

Задание 5. Решите задачу

Журналист опубликовал в газете статью, в которой, ссылаясь на полученные им в ходе журналистского расследования документы, обвинил заместителя генерального директора «Рыбхоза» Иванова в том, что он продал партию креветок в Германию, а деньги присвоил, за что был уволен работы. На похищенные деньги Иванов создал свою фирму. По приговору районного суда журналист был осужден по ч.3. ст. 129 УК РФ (клевета), хотя свою вину не признал и утверждал, что он располагал достоверными данными о виновности Иваново. Как он считал имеющиеся в него доказательства, подтверждают его убежденность в причастности Иванова к присвоению денег за проданные креветки.

Кассационная инстанция приговор отменила, а дело прекратила за отсутствием состава преступления, поскольку посчитала, что из обстоятельств дела видно, что журналист добросовестно заблуждался относительно подлинности распространяемых им сведений.

Законно ли постановление суда кассационной инстанции? Ответ обоснуйте.

Задание 6. Напишите эссе на предложенную тему

Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.


Вариант 6

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий

б) Диспозиция

в) Юридическая ответственность

Задание 2. Дополните предложение

Задание 3. Решите тестовые вопросы

1. Генеральный прокурор РФ НЕ назначает на должность: А. заместителей генерального прокурора РФ Б. прокуроров субъекта РФ В. прокуроров городов Г. прокуроров специализированных прокуратур
2. Какое из приведенных определений подходит под понятие правовая презумпция А. это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным; Б. это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности; В. это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом
3. Преступлениями против свободы, чести и достоинства личности являются: А.похищение человека; Б. торговля людьми; В. захват заложника; Г. незаконное помещение в психиатрический стационар; Д. использование рабского труда.
4. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений, - это: А. нормы права Б. события В. юридические факты
5. Первой Конституцией СССР является: А. Конституция 1918 года Б. Конституция 1924 года В. Конституция 1936 года Г. Конституция 1937 года

Задание 4. Установите соответствие

А. Президент Российской Федерации :

Б. Правительство Российской Федерации:

1. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

3. формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

4. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

5. осуществляет управление федеральной собственностью;

6. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

7. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

8. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

9. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

10. назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Задание 5. Решите задачу

Гражданин Мексики К. Петерс после удачно проведенных переговоров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, возвращался домой. По пути он напал на прохожего, причинив серьезный вред его здоровью. Потерпевшим оказался Петров - лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории Российской Федерации. Через несколько дней после нападения К. Петерс прибыл в Российскую Федерацию..

Можно ли К. Петерса привлечь к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если преступление было совершено на территории Мексики?

Если да, то, при каких условиях? Если нет, то почему?

Задание 6. Напишите эссе на предложенную тему

Любое преступление может и должно быть раскрыто – все зависит от желания тех, кто расследует его.


Вариант 7

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий

а) Правонарушение

б) Санкция

в) Источник права

Задание 2. Дополните предложение

Задание 3. Решите тестовые вопросы

1. Парламентом Российской Федерации является: А. Государственная Дума; Б. Совет Федерации; В. Федеральное Собрание.
2. К какой правовой семье можно отнести право Российской Федерации? А. романо-германской правовой семье; Б. англо-саксонской правовой семье; В. семье религиозно-традиционного права.
3. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: А. паспорт иностранного гражданина; Б. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность без гражданства; В. разрешение на временное проживание; Г. вид на жительство;
4. Признаками административного правонарушения являются: А. общественная опасность; Б. противоправность; В. вредность; Г. наказуемость; Д. виновность;
5. Административная ответственность в РФ устанавливается: А. только КоАП РФ; Б. КоАП РФ и подзаконными актами; В. КоАП РФ и законами субъектов РФ; Г. КоАП РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ;

Задание 4. Установите соответствие

Б. Относится к ведению Совета Федерации РФ

1. назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты

2. утверждение изменения границ между субъектами РФ

3. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального Банка РФ

4. утверждение указа Президента РФ о введении военного положения

5. принятие Федеральных Законов

6. отрешение Президента РФ от должности

  • Вопрос 13: Понятие и виды основ конституционного строя рф
  • Вопрос 14. Российское государство и его конституционные характеристики.
  • Вопрос 15. Государственный суверенитет рф и её субъектов по крф и в решениях кс рф
  • Вопрос 16. Экономические основы конституционного строя рф
  • Вопрос 17. Принципы социального и правового государства по крф
  • Вопрос 18. Политические основы конституционного строя. Политический и идеологический плюрализм.
  • Вопрос 19.Правовой статус общественных объединений. Организационно – правовые формы общественных объединений.
  • Вопрос 20. Особенности правового статуса пп в рф.
  • Вопрос 21. Принцип светского государства. Основы взаимоотношений религиозных объединений и государства рф. Правовой статус религиозных объединений
  • Вопрос 22. Народовластие как основа конституционного строя рф. Виды народовластия.
  • Вопрос 23. Референдум: понятие, виды,правовое регулирование, вопросы референдума, порядок организации и проведения референдума
  • 5. На референдум не могут выноситься вопросы:
  • Вопрос 24. Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы
  • Вопрос 25. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод.
  • 26. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: виды, содержание.
  • 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: виды и содержание.
  • Вопрос 28: Политические права и свободы
  • 28. Социально-экономические и культурные права и свободы личности в Российской Федерации: виды,содержание.
  • 29. Гарантии конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
  • 31. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
  • 32. Воинская обязанность граждан рф. Право на замену воинской обязанности альтернативной гражданской-службой
  • 33. Понятие, правовое регулирование и принципы гражданства Российской Федерации.
  • 35. Прекращение гражданства Российской Федерации: правовое регулирование, основания и порядок прекращения.
  • 36. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей: правовое регулирование, содержание.
  • 37. Полномочные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской-Федерации.
  • 38. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. Обжалование решений по вопросам-гражданства-Российской-Федерации.
  • 39. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право убежища
  • 40. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового-положения.
  • 41. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 42. История развития федерации в России.
  • 43. Государственная целостность и единство системы государственной власти как принципы федеративного устройства рф.
  • 44. Принцип равноправия и самоопределения народов в рф и формы его реализации.
  • 45. Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года.
  • 46. Принцип разграничения предметов ведения рф и субъектов рф и полномочий органов государственной власти рф и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.
  • 47. Порядок принятия в состав рф нового субъекта Федерации
  • 48. Порядок образования в составе рф нового субъекта Федерации.
  • 49. Государственные символы и правовой статус столицы Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном гербе российской федерации
  • Федеральный конституционный закон о государственном флаге российской федерации
  • Закон о статусе столицы российской федерации
  • 50. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
  • 51. Особенности статуса автономных округов и автономной области в Российской Федерации.
  • 53. Принципы избирательного права в Российской Федерации, их гарантии.
  • 54. Понятие избирательного процесса и его стадии (общая характеристика).
  • 4. Формирование избирательной комиссии.(Из. Ком)
  • 5. Составление списка избирателей
  • 6. Выдвижение и регистрация кандидатов
  • 7. Предвыборная агитация (па) и информирование
  • 8. Голосование
  • 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов
  • 55.Назначение выборов, образование избирательных округ и участков:
  • 56. Регистрация и составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий.
  • Избирательные комиссии
  • 57. Выдвижение и регистрация кандидатов, список кандидатов. Отказ в регистрации отмена регистрации: основания и порядок.
  • 58. Правовой статус кандидатов, избирательных объединений. Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума
  • 59. Информирование избирателей и предвыборная агитация. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
  • 60.Финансирование.Выборов.В.Российской.Федерации.
  • 61. Голосование и определение результатов выборов. Порядок определения результатов выборов:
  • 62. Несостоявшиеся выборы. Признание выборов недействительными.
  • 63. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы.
  • 64. Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в Российской Федерации
  • Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.
  • Вопрос 65:
  • 66. Условия и порядок выборов президента рф. Федеральный закон о выборах президента российской федерации
  • Выдвижение и регистрация кандидатов
  • Глава VII. Информирование избирателей и предвыборная агитация
  • Глава IX. Голосование и определение результатов выборов президента российской федерации
  • Глава X. Вступление в должность президента российской федерации
  • 67. Прекращение полномочий Президента рф.
  • 68. Администрация Президент рф.
  • 69. Акты п рф, порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 70.Конституционно-правовой-статус-Федерального-Собрания-рф.
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей
  • Глава 3. Избирательные комиссии
  • Глава 5. Политические партии
  • Глава 6. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов
  • Глава 10. Голосование
  • Глава 11. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов государственной думы
  • 72. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
  • Федеральный закон
  • О порядке формирования совета федерации федерального
  • Собрания российской федерации
  • 73. Внутренняя структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф.
  • 1) Ст. 102 Решение вопроса о доверии Правительству.
  • 7) Выдвижение обвинения против Президента рф для отрешения его от должности
  • 3. Назначение на должность, освобождение от должности председателя цб рф.(Банка России)
  • 5) Назначение, освобождение от должности уполномоченного по правам человека.
  • 6) Объявление амнистии
  • Председатель
  • Ведение п.Сф
  • Совет Палаты - коллегиальный орган сф, образованный для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности сф. В состав с правом решающего голоса входят:
  • 76. Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания рф.
  • Глава II. Гарантии деятельности члена совета федерации, депутата государственной думы
  • 78.Роспуск-Государственной-Думы.
  • 79. Законодательный процесс в Российской Федерации: общая характеристика
  • 80. Право законодательной инициативы в Российской Федерации.
  • 81. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов.
  • Федеральный закон
  • О порядке опубликования и вступления в силу
  • Федеральных конституционных законов, федеральных
  • Законов, актов палат федерального собрания
  • 83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.
  • 84. Правительство рф: функции, порядок формирования, полномочия, акты.
  • 85. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
  • 86. Конституционный Суд Российской Федерации: место в судебной системе, структура, основные принципы деятельности.
  • 87. Основания и повод рассмотрения дел в Конституционном Суде рф
  • 88. Решения Конституционного Суда рф: виды и правовая природа..
  • 89. Статус судей Конституционного Суда рф.
  • 90. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовое регулирование, основные полномочия; порядок досрочного прекращения полномочий.
  • 93. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: понятие и принципы. Органы местного самоуправления и должностные лица.
  • Принципы территориальной организации местного самоуправления
  • Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
  • 3. Назначение на должность, освобождение от должности председателя цб рф.(Банка России)

    Данное должностное лицо назначается на должность по п.2 ст.83 по предложению президента РФ. Президент Рф представляет палате кандидатуру не позднее чем за 3 месяца до истечения срока полномочий предс. БР. Кандидатура предварит. Рассматривается комитетом ГД по кредитным организациям и финанс. рынкам, кот.и разрабатывает проект постановления палаты по данному вопросу и вносит его на рассмотрение ГД. Лицо считается назначенным на должность председателя ЦБ РФ, если за его назначение проголосовало большинство от общего числа депутатов ГД. В случае отклонения ГД кандидатуры предствл. Правительством, пр-т в течении 2-х недель вносит новую кандидатуру, НО: одна и та же кандидатура не может быть представлена в палате более 2-х раз. В случае досрочного освобождения от должности председателя ЦБ пр-т представляет новую кандидатуру на указанную должность в течение 2-х недель.

    Лицо считается освобожденным от должности если за постановление проголосовало большинство от ОЧД ГД.

    4) Назначение, освобождение от должности председателя счетной палаты и 1\2 состава ее аудиторов.

    Счетная палата - колл.орган, образуемый для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета. В форм. Счетной палаты участв. ГД и СФ на паритетных началах. Председателя палаты -ГД; заместителя председателя, 1\2 палаты - СФ.ПРЕДЛАГАЕТ ПРЕЗИДЕНТ!! ст.5 ФЗ

    6 аудиторов сроком на 6 лет с соблюдением требований, уст. ФЗ " О счетной палате РФ". Лица считаются назначенн. на должность, если "за" проголосовало большинство. Аналогично - при освобождении от должности.

    5) Назначение, освобождение от должности уполномоченного по правам человека.

    Уполномоченн. по правам человека (У) - должностное лицо, призванное предоставленными ему средствами способствовать восстановлению наруш. прав человека и гражданина.

    Его правовой статус регулируется ФКЗ 1997 " О уполномоченном по правам человека в РФ". Согласно чему, У может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гр-на и опыт их защиты. Кандидатуры на эту должность вправе представить Президент РФ, СФ, депутаты и депутатские объединения ГД. Лицо считается назначенным на указ.должность, если за него проголосовало бол-во от ОбщегоЧислаДепутатов ГД. Он назначается сроком на 5 лет и не связан с полномочиями палат. Решение о назначении У д/б принято не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего У, либо в теч.2-мес со дня досрочного освобождения от должности У.

    Основания для досрочного прекращения полномочий У:

    1.)занятие деят-тью, несовместимой с должностью У;

    2.)вступление в законную силу обвинительного приговора суда;

    3.)длительная неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам (4 мес и более) осуществлять свои обяз-ти;

    4.)заявление самого уполномоченного

    6) Объявление амнистии

    Амнистия - однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенное прест-ие до установленной в акте об амнистии даты.Согласно установившейся традиции, амнистию объявляет либо законод.орган, либо его палата общего представ-ва. Постан-ие ГД об амнистии явл.одним из немногих н.п.а., кот.принимаются нижней палатой. Постан-ие принимается бол-ом от ОЧД ГД и вступает в силу после официального опубликования.

    8) ч.2,5ст.125К.: Обращаться с запросом в КСРФ о соответствии КРФ определенныхн.п.а.

    9) ч.5ст.125К: Обращаться с запросом в КСРФ о толковании КРФ.

    10) ч.3 ст.125 КРФ: ГД может внести в КСРФ ходатайство о разрешении спора о компетенции ГД, если она считает, что какой-либо орган его нарушил.

    11) З-н РФ (ФЗ) "О ЦБ РФ": ГД помимо председателяназначает 12 членов совета директоров ЦБ, 3-х своих представителей в национальном банковском совете.

    12) ФЗ "Об основных гарантиях…":ГД назначает 5 членов ЦИК с правом решающего голоса.

    13) Заслушивание отчетов Правительства РФ. Отчет составляется председателем правительства по вопросам за ранее известных правительлству и по вопросам лично подготовленным.

    14) Проведение правительственного часа (ответы членов правительства)

    74.Порядок.работы.Государственной.Думы.Федерального.Собрания.РФ.

    Палаты ФС РФ – ГД и СФ – заседают раздельно .

    Совместные заседания предусмотрены для заслушивания:

      посланий Президента РФ, посланий КС РФ, руководителей иностранных государств

    Руководство деятельностью ГД осуществляют:

      Председатель ГД, избираемый из ее состава

      1-ый заместитель Председателя ГД

    Рабочие органы ГД – комитеты и комиссии , которые:

    Готовят законопроекты, Предварительно рассматривают законопроекты, Организовывают парламентские слушания, Рассматривают вопросы, входящие в предмет деятельности комитета или комиссии, Рассматривают иные вопросы, входящие в компетенцию ГД

    Комитеты – постоянные рабочие органы палат. Численный и персональный состав каждого определяется палатой. Каждый депутат ГД д/б членом того или иного комитета.

    Комиссии – временные рабочие органы, как правило.

    Счетная комиссия – постоянно действующий орган. Временный секретариат и временная комиссия прекращают свою работу после выборов всех внутренних органов.
    (кроме депутатских групп)






    Парламентские слушания:

    75. Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Органы и должностные лица СФ.

    Органами СФ (по регламенту) являются:

          Совет палаты СФ, Комитеты СФ, Комиссии СФ

    Должностные лица:

      Председатель СФ, Заместители Председателя СФ, Заместители Председателей комитетов и комиссий.

    Loading...Loading...