Прилежащая зона - международное морское право. Международное морское право

Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг., осуществившие кодификацию его норм. Эта работа затем была продолжена на III Конференции ООН по морскому праву (1973—1982 гг.).

В течение ряда десятилетий к основным относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами , вступила в силу 16 ноября 1994 г. Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.

Ситуация должна быть решена, майнингские высылки были закрыты или могут быть закрыты. Минеральные ресурсы больше не могут быть использованы. Экономические и социальные последствия велики, - утверждают инициаторы закона. Они также показывают, что это также нежелательная ситуация, ретроспективное применение природоохранного законодательства, несмотря на горнодобывающем закона гласит, что «закон, существующих на дату вступления в силу лицензии остаются в силе в течение срока, за исключением любого будущего правовые положения, благоприятные для держателя».

Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организацией (ИМО).

Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской деятельности. К ним относятся: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г., Меморандум о мерах по более эффективному и успешному развитию сотрудничества между Правительством Российской федерации и Правительством Японии в области поиска и спасания на море 1993 г.; многочисленные соглашения о морском торговом судоходстве; соглашения о разграничении территориального моря и континентального шельфа: между СССР и Польшей — о разграничении континентального шельфа в Гданьском заливе 1969 г, между СССР и Швецией о разграничении континентального шельфа, а также советской экономической зоны и шведской рыболовной зоны в Балтийском море 1988 г. и др.

Согласно предложенной поправке ограничивает природная зона будет сделано «по просьбе владельца лицензии, действие водителем центрального органа государственной власти по охране окружающей среды», применение сопровождается только копией румынского Решение Правительства об утверждении концессионного лицензионной деятельности добыча полезных ископаемых и доказательство отчуждения земли.

Практически для этих земель нет необходимости в том, чтобы мнение Академии и решение правительства были удалены из охраняемой природной территории. Однако установлено, что поправка будет утверждена только в том случае, если за счет и за счет лицензиата вы создали режим охраняемой природной территории на другом участке, прилегающем к охраняемой природной территории, расположенной где угодно на ее границе. Минимальная площадь поверхности, подлежащая компенсации, должна быть эквивалентна площади, выведенной из охраняемой природной территории, увеличенной на 50%.

В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внутригосударственные законодательные и иные правовые акты. Они необходимы, поскольку конкретизируют положения международно-правовых норм применительно к условиям конкретного государства, определяют компетентные органы и учреждения в сфере реализации норм морского права , устанавливают ответственность за их нарушение.

В то же время изменение границ охраняемых природных территорий путем расширения оккупированной территории будет возможно в любое время, если дополнительные районы будут соответствовать условиям, предусмотренным для обозначения охраняемой природной территории.

Его речь дополняется соучредителем Румынии Космином Динеску. Он конкретно показывает, что мероприятия, осуществляемые Украиной в области спора, связанного с разведкой и наблюдением за промысловой деятельностью углеводородов являются единичными и происходили почти полностью после начала спора с Румынией - так, по делу Суда не может рассматриваться - и никоим образом не поддерживает линию делимитации Украины.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.

В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Во второй части слушания профессора Джеймс Кроуфорд и Воган Лоу делают один из самых важных моментов в этом процессе против Украины. Кроуфорд представляет передовые рубежи из Румынии. Легально спорная конструкция границы, предложенная Румынией, по сути, является равноудаленной линией между континентальными берегами двух стран, скорректированной в северном секторе, с учетом 12-мильного морского «шнура», представляющего собой море открытого моря территории острова Змеи.

Лоу доказывает в своем заявлении, что передовая линия разграничения Румынии не приводит к несправедливым результатам и, в частности, удовлетворяет так называемому «критерию пропорциональности», установленному судебной практикой международных судов. Этот тест включает в себя проверку того, что нет очевидной диспропорции между отношением длин берегов состояний, участвующих в делимитации, и отношением поверхностей, приписываемых им, путем рисования граничной линии.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру.

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля . Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

Украинцы чувствовали себя в ограниченной зоне. Выступление Космина Динеску, представленное Мюллером в качестве теоретической части, устраняет аргумент Украины о том, что принятие мер, как будто осуществление суверенитета над разграниченной областью, приведет к молчаливому соглашению Румынии.

У украинцев была деятельность, связанная с разведкой и разработкой месторождений углеводородов в зоне делимитации, и украинский флот патрулировал этот район. В выступлениях показано, что элементы, на которые ссылается украинская сторона, не дают юридического эффекта, который пытается дать Украина, а также подчеркивают размытость и несогласованность поддержки украинской стороны.

В соответствии с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 г. существенно упрощены и сокращены формальности, требования к документам и различным процедурам в отношении судов, находящихся в порту.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).

Динеску структурировал свою просьбу в четырех разделах. Поэтому акты государств, проведенные до даты, когда спор однозначно известен, учитываются и могут влиять на такие вопросы, как суверенитет над некоторыми территориями или статус некоторых образований.

Румынский со-агент утверждал, что во время независимости Украины этот спор был хорошо известен, как с точки зрения его существования, так и содержания. Документ показывает, что до тех пор, пока вопрос о делимитации вышеупомянутых морских пространств не будет разрешен - ни одна из сторон не имеет права эксплуатировать минеральные ресурсы в споре. Интерпретация, только разведка этих ресурсов разрешена для обеих сторон.

Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство или иной промысел могут осуществляться иностранными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибрежного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях , совершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдикция осуществляется, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

В свете этих положений ни одна из Сторон не может ссылаться на разведку или разработку полезных ископаемых в делимитированной области в качестве актов, совершаемых в качестве суверенных лиц, чтобы создать презумпцию права собственности в свою пользу. Проще говоря, украинцы не могут использовать в качестве аргумента, что они эксплуатируют или исследуют ресурсы в рассматриваемой области, как будто эта область принадлежит их, поэтому ресурсы не принадлежат им.

Они нарушают международное право, сказал Динеску, поскольку им не разрешают использовать ресурсы в этой области и, кроме того, тот факт, что они изучают - деятельность, разрешенная Коннексским соглашением, - не означает, что они имеют суверенитет над этим районом. Разведка и эксплуатация углеводородов.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Все периметры были сданы в аренду по Украине после критической даты, поэтому они не могут быть рассмотрены судом. Космин Динеска также сообщила, что на действия концессии, украинские периметрами заинтересованных румынскую постоянно протестовала, тот самый исключая возможность вызова молчаливого согласия Румынии.

Больше периметров, предоставленные Украиной покрывают лишь частично и спорадический область заявленной Украины, так что может быть презумпция в пользу. В отличии от акций украинского разведочных работ, проводимая Румынией в пограничной области имела значительную степень регулярности и постоянства, и соответствующее покрытие длительный периода, почти полностью, площадь морских районов, заявленные Румыния.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.

Военно-морская деятельность патрульных. Киевские власти говорят, что они выполнили последовательно наблюдение и патрулирование района в споре, украинский закон, регламентирующий рыболовные суда из третьих стран, которые не имеют разрешение на промысел выдаются украинскими властями. В подтверждение этого заявления они цитируются 14 инцидентов, связанных с судами рыбачили «незаконно» в этом районе в четырех украинских украинского закона, примененного.

Таким образом, они не представляют собой акты суверенитета, сделанного Украиной. «Состояние» Деятельность, не может ссылаться на соответствующие обстоятельства Украины действовать в пользу одного или другого из этих двух сторон, так что не в пользу Украины, чей аргумент не имеет значения, был вывод совместного агента Румынии.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права ; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Обновление: Все прошло, как мы планировали. Кроме того, в конце дня 16 сентября, в качестве агента, представит решение Румынию разграничение континентального шельфа, сказала Ауреска. Он не хотел сказать, что нападает на Украину, как ожидается, на следующей неделе, любой комментарий будет сделать это после того, как он «наблюдал анализ» и, наконец, будет противостоять их аргумент соседнее государство.

Вступает в силу новая Международная конвенция по морскому праву, позволяющая расширить территориальные воды до 12 миль. Турция объявляет, что считает войну потенциально расширять греческие территориальные воды до 12 миль. Греция, морское право и расширение территориальных вод.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Одним из ключевых нововведений Новой конвенции является ИЭЗ. Статьи 56 и 57 определяют права, обязанности и ответственность прибрежного государства, а также протяженность до береговой линии до 200 миль. Новые особенности ИЭЗ в отношении континентального шельфа - это использование природных ресурсов, как живых, так и неживых, не только на морском дне и в недрах, но и в вышележащих водах.

В районе ИЭЗ прибрежное государство эксплуатирует природные ресурсы, рыболовство, энергию из воздуха или воды, недра и т.д. он имеет искусственные острова или другие сооружения. Право на бесплатный проезд для всех государств, пролет, прокладка кабелей поддерживается в соответствии с международным правом при условии, что вышеуказанное не угрожает безопасности прибрежного государства.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Исключительная экономическая зона имеет только острова, населенные, результат семьи, опекуна, домашнего животного, сельскохозяйственных культур и всего остального, что доказывает экономическую активность. Для всех других островов и скалистых островов применяются только 12 морских миль берегового пояса. «Средняя линия» на расстояние менее 400 миль обычно используется при демаркации ИЭЗ и требует относительного соглашения между прибрежными государствами. Если этого не достичь, как на континентальном шельфе, предусматривается обращение в международные органы разрешения споров.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Конвенция по морскому праву. Океаны Источник жизни Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. В качестве одного из важнейших юридических органов 20-го века Конвенция внесла нововведения в законодательство международных договоров. Будучи задуманным как «пакет соглашений», признавая, что все проблемы, связанные с океаническим районом, тесно взаимосвязаны и учитываются в целом, он установил, что дно моря и дна океана за пределами национальных юрисдикций является общим наследие человечества, использование и защита которого являются правом и ответственностью всех.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ, органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Кроме того, он говорил об обязательном разрешении споров, устанавливал общие правовые рамки для всех видов деятельности в океанах и морях или на них, а также предоставлял подробные правила, регулирующие все виды использования океанов, и определял права и обязанности государств.

Договор охватывает следующие основные вопросы. Морские границы Навигационные права, включая штаммы, используемые для международного судоходства Мир и безопасность в океанах и морях Сохранение и управление живыми морскими ресурсами Защита и сохранение морской среды Научные исследования Деятельность на морском дне за пределами национальных юрисдикций Процедура расчета разногласия между государствами. Морские границы и навигационные права Одним из наиболее важных достижений Конвенции является консенсус в отношении границ между территориальными и международными водами, в которых все государства могут свободно осуществлять навигацию.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование "по горячим следам ").

Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением , совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; с) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; d) .если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным- кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. содержится лишь положение о недопустимости приостановления мирного прохода иностранных судов через проливы, которые используются для международного судоходства.

Через проливы могут проходить военные корабли нечерноморских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе за 15 суток.

Особый правовой режим установлен для военного времени. Запрещается проход торговым судам стран, находящихся в состоянии войны с Турцией, военным кораблям всех воюющих стран.

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона представляет морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства , так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

На III конференции по морскому праву государства прпытались устранить неопределенность в установлении, внешней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраины материка.

Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Согласно ст. 76 Конвенции, "континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка...".

Это, по существу, первый и основной вариант установления внешнего предела континентального шельфа. Другие зависят от того, насколько удалена внешняя граница подводной окраины материка.

Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (конфигурации морского побережья, исторических традиций и т. д.), оправдывающих иную линию, граница проходит по срединной линии, когда шельф примыкает к территориям государств, берега которых расположены один против другого, или по линии равного отстояния, когда шельф примыкает к территориям смежных государств. Срединная линия и линия равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек тех исходных линий, которые приняты для отсчета ширины территориального моря. Соглашения являются основным способом определения границы континентального шельфа. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-восточной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Польшей — в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Италией — в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами — в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:

  1. суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;
  2. исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  3. исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
  4. юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

Компетентные органы РФ в установленном законом порядке выдают разрешение на использование ресурсов континентального шельфа юридическим и физическим лицам .

Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права .

В целях разведки и разработки государство вправе возводить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безопасности вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не должны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла, океанографических и иных исследований, охраны живых ресурсов, осуществления воздушных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного государства. Однако прибрежное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств континентального шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет более широкий, чем прежде, круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континентального шельфа. Например согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

Открытое море

Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства ". Это определение не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2) судно занимается работорговлей; 3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами .

Например, Международной конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол о допущенном судном нарушении.

Возможно также преследование "по горячим следам " иностранного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осуществления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства является его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в морских пространствах, на которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отношении военных судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе, недопустимы.

В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано принимать эффективные действия по предотвращению перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления , как пиратство. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа частновладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19 Конвенции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства , совершившего захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочастот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государства, гражданином которого является это лицо; г) государства, на территории которого могут приниматься передачи; д) государства, санкционированному радиовещанию которого чинятся помехи.

Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила, предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др.

Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов признается Конвенцией по морскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее право распространяется на дно открытого моря за пределами континентального шельфа.

При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляется как в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуатация), так и на его дне — в Районе (извлечение полезных ископаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).

Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств , в том числе в отношении интересов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции 1982 г.). Свобода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.

В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.

Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваются многосторонними и двусторонними соглашениями: а) определение допустимого улова с учетом новейших научных данных (соглашения по регулированию промысла); б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.).

В задачу создаваемых государствами органов входит исследование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.).

Свобода научных исследований регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Все государства независима от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские научные исследования (ст. 238).

Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам использования моря.

Государства и компетентные международные органы и организации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения совместных научных исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде.

Морское дно за пределами национальной юрисдикции

Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо специальных положений).

Возможность использования дна и его недр в целях разведки-разработки или в военных целях поставила в повестку дня вопрос о его особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка III Конференции ООН по морскому праву , на которой в числе других вопросов морского права рассматривался и был определен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., именуемой "Район".

Район определен в ст. 1 Конвенции как дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин "ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ* в Районе на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района, рассматриваются как "полезные ископаемые".

Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследием человечества". Основанный на этом понятии правовой статус Района и его ресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях.

Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства — участники Конвенции.

Орган является организацией, через посредство которой государства осуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех его членов.

Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые, добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, полученных от деятельности в Районе.

В целях осуществления непосредственной разработки Района, транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе, Международный орган по морскому дну создает Предприятие . Предприятие обеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоваться для выполнения им своих функций.

Государства, государственные предприятия, физические или юридические лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом.

В настоящее время характеристика режима Района и его ресурсов включает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это Соглашение рассматривается как составная часть Конвенции. В целях определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в использовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм Конвенции изменения и дополнения, касающиеся деятельности Органа, Предприятия, установления принципов передачи технологии глубоководной разработки морского дна и т. д.

Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.

Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия массового уничтожения.

Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.


Прилежащая зона (contiguous zone, adjacent zone) - морской пояс, примыкающий к территориальным водам прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более
24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, и в котором прибрежное государство осуществляет определенные виды контроля.
Ст. 24 Женевской Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. регламентирует правовой режим прилежащей зоны следующим образом: В зоне открытого моря, прилежащей к территориальному морю, прибрежное государство может осуществлять контроль необходимый:
а) для недопущения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил в пределах его территории или территориального моря;
б) для наказания за нарушение вышеупомянутых правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря; Прилежащая зона не может распространяться за пределы 12 миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если не достигнуто соглашение об ином, распространять свою прилежащую зону за срединную линию, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряются территориальные моря этих двух государств.
Конвенция 1982 г. подтвердила правовой режим прилежащей зоны, установленной Женевской Конвенцией 1958 г., однако внесла существенное изменение - в два раза расширила ее пределы, установив максимально допустимую ширину в 24 мили.
В отличие от территориального моря в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять лишь ограниченный перечень видов контроля. Таким образом, отличительная особенность прилежащей зоны состоит в том, что права прибрежного государства здесь характеризуются строго целевым назначением и сводятся к контролю, имеющему двоякое назначение: во-первых, он осуществляется для предотвращения нарушений определенных правил в пределах территории или территориального моря прибрежного государства и, во-вторых, для наказания за совершенные нарушения указанных правил./>
Второй важный элемент Конвенции 1982 г. по сравнению с Конвенцией 1958 г. - нет определения прилежащей зоны как части открытого моря. В Конвенции 1982 г. это положение опущено.
Практика установления прибрежными государствами особого режима в районах открытого моря, непосредственно прилежащих к внешним границам их территориальных вод, известна достаточно давно. Так, впервые Англия установила таможенную зону в 1736 г. Впоследствии в 1764,1802, 1825, 1853 гг. были приняты ряд законов о так называемых лавирующих судах («Hovering Acts»). Эти законы были унифицированы Таможенным актом 1876 г.(«Custom Consolidation Act»).
В 1799 г. таможенную зону шириной в 12 миль установили США, в 1817 г. Франция, в 1822 г. Бельгия; зоны фискального контроля были введены Аргентиной, Сальвадором, Чили и Эквадором. В 1909 г. Россия установила 12- мильную таможенную зону, что вызвало протесты со стороны Великобритании и Японии.
В соответствии с Законом РФ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. прилежащая зона РФ - морской пояс, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему, внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
В прилежащей зоне РФ осуществляет контроль, необходимый для:
предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, действующими на территории РФ, включая территориальное море;
наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море.
Таким образом, положения российского закона не расходятся с Конвенцией 1982 г.
Международной практике известны санитарные зоны. В особенности такой вид зон характерен для арабских стран. Фискальная и иммиграционная зоны установлены Индией.

Помимо названных зон ряд государств установили другие их виды, в частности, зоны уголовной юрисдикции, зоны нейтралитета, зоны предотвращения загрязнения и т.д.
Так, зоны безопасности установили Бирма, Вьетнам, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан и др.
Если до вступления в силу Конвенции 1982 г. установление таких зон, не обозначенных в конвенционных положениях, возражений не вызывало, то сейчас установление прибрежными государствами иных прилежащих зон, чем санитарная, фискальная, таможенная и иммиграционная является с точки зрения международного права неправомерным.
В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять право преследования «по горячим следам». Однако согласно ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. такое преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для зашиты которых установлена эта зона. Аналогичное положение содержит Закон РФ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», устанавливающий, что в прилежащей зоне РФ принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с российским законодательством и нормами международного права.
В настоящее время 55 государств установили прилежащую зону шириной 24 морских мили и менее. Только Сирия объявила прилежащую зону более 24 морских миль (41 морская миля).

Еще по теме Прилежащая зона:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. Глава IX ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ, ПРИЛЕЖАЩИЕ ЗОНЫ И АНАЛОГИЧНЫЕ ВОПРОСЫ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право -

Loading...Loading...