О чем идет речь в ФЗ «О бесплатной юридической помощи»? Обзор фз "о бесплатной юридической помощи в рф"

Согласно Конституции, ст. 48, каждый гражданин имеет право на юридическую помощь, в установленных законом случаях - бесплатную. Чтобы узнать о возможности льготного обслуживания, следует обратиться в юридическую организацию. Самостоятельное решение правовых вопросов довольно часто приводит к осложнениям и потребности в услугах юристов для защиты прав граждан. Возможность получения бесплатной поддержки предоставлена государством многим категориям населения, которым следует грамотно воспользоваться своими правами.

Закон о бесплатной юридической помощи

ФЗ № 324 от 2011 года регламентирует предоставление . До принятия закона услугу можно было получить в адвокатских и нотариальных государственных объединениях, на предприятиях у юрисконсультов. С развитием юриспруденции государство стало привлекать к решению вопроса негосударственные и частные юридические организации. Правила оказания бесплатных услуг относятся ко всем формам деятельности юристов.

При этом специалисты обязаны иметь высшее профильное образование и пройти квалификационную комиссию. Доказав свои профессиональные способности, юрист имеет право оказывать бесплатную помощь в создаваемых или существующих организациях. Оказывая услугу на безвозмездной основе, специалист получает гонорар от региональных органов самоуправления.

При обращении гражданину требуется доказать свое право на льготу, предоставив для ознакомления соответствующее удостоверение или справку из социальной службы о доходах. При невозможности личного посещения клиент льготной категории может подать письменную заявку для посещения его на дому специалистом выбранной правовой организации.

Получение услуги регламентировано, то есть законом установлен перечень лиц и список возможных задач, по вопросу которых можно обратиться без оплаты. Выбирая государственную или негосударственную структуру, человек имеет право на равный уровень поддержки и защиты своих интересов. Формы оказания помощи представляют собой:

Консультирование во всех видах: письменное, устное, по интернету;
составление правовых документов и обращений в судебные и государственные инстанции;
защита интересов доверителя в суде и государственных органах.

Кроме основных видов, законодательство позволяет использовать иные способы защиты, не противоречащие правовым установкам. Согласно ст.11 ФЗ №324 надзорные органы в лице прокуратуры имеют право контролировать работу юристов. При неудовлетворительном обслуживании граждан и претензиях со стороны клиентов специалист лишается возможности оказывать бесплатные услуги.

Льготные категории граждан

В рамках программы бесплатно обслуживаются:

Одинокие граждане или семьи, имеющие доход ниже прожиточного минимума по региону;
инвалиды 1 и 2 группы;
заслуженные лица, имеющие соответствующие звания и награды;
дети с инвалидностью и сироты, их законные представители;
пенсионеры с низкими доходами;
несовершеннолетние, находящиеся в исправительных и социальных учреждениях, их представители;
лица, имеющие психиатрический диагноз и недееспособные граждане.

На региональном уровне могут быть предоставлены льготы на обслуживание дополнительным категориям пользователей. Например, это могут быть многодетные семьи и матери, воспитывающие детей в одиночку.

Перечень бесплатных услуг


Услуги специалистов предоставляются по установленному законом перечню задач, а именно:

Вопросы недвижимости, если объект является единственной собственностью обратившегося;
проблемы с жильем, занимаемым по договору социального найма (расторжение или выселение);
права на землепользование и домовладение;
проблемы ЖКХ, оплаты коммунальных услуг;
трудовые отношения, связанные с восстановлением и взысканием заработка;
определение заявителя в статусе безработного и начисление пособия;
взыскание ущерба, связанного с потерей здоровья или смертью члена семьи;
назначение субсидий для малоимущих граждан;
вопросы пенсионного обеспечения;
алиментные дела, признание родственных связей;
признание недееспособности и ограничения, связанные с этим.


Кроме основных направлений, бесплатные консультации охватывают смежные области правовых отношений. Обратившись за первичной консультацией в режиме онлайн, пользователь сможет узнать о предоставляемых льготах на юридическое обслуживание. Специалисты сайта доступны в любое время, проведение консультации не требует оплаты, отклик на поставленный вопрос поступает через несколько минут. Юрист даст грамотный и правомочный ответ на интересующую тему, порекомендует пути разрешения конфликта и опишет требуемую схему действий для достижения оптимального результата.

Сложить необходимый формуляр у юриста стоит существенных денег. Причина - отсутствие неточностей квалифицированный труд, требующий умения. В реальности письмо это заменитель сущности подписавшегося. Чиновник бессознательно формирует ощущения о человеке, что вложил свои доводы, читая обращение и его мысли. В проблемах, если ответ открывается от умственного решения это является очень существенным.

Как и иные российские законы федерального и местного значения (закон о СМИ, закон об экспертной деятельности и т.д.), закон о бесплатной юридической помощи имеет определенную структуру, куда входит преамбула, 7 глав и 21 статья. Общие положения закона зафиксированы в статьях главы 1 документа. Так, статьями 1-8 установлены: предмет регулирования и цели закона, право на получение юридической помощи бесплатно, правовое регулирование отношений в указанной сфере и государственная политика, основные принципы оказания помощи и ее виды, субъекты, оказывающие юридическую помощь бесплатно и квалифицированные требования к лицам ее осуществляющих.

Скачать закон о бесплатной юридической помощи

Федеральный закон № 324 от 21 ноября 2011 года устанавливает, что каждый гражданин РФ имеет право на получение бесплатной юридической помощи. Кроме того, закон устанавливает правовые и организационные основы формирования систем государственного и негосударственного характера, в сфере оказания бесплатной юридической помощи и деятельности по информированию и правовому просвещению населения. Своими целями закон о бесплатной юридической помощи представляет:

Создание условий для реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной помощи в сфере юриспруденции;

Формирование и развитие систем юридической помощи государственного значения и негосударственного, в том числе поддержку последней со стороны государства;

Создание условий для защиты законных интересов граждан, осуществления их прав и свобод, обеспечение их доступа к правосудию.

Как и иные российские законы федерального и местного значения (закон о СМИ. закон об экспертной деятельности и т.д.), закон о бесплатной юридической помощи имеет определенную структуру, куда входит преамбула, 7 глав и 21 статья. Общие положения закона зафиксированы в статьях главы 1 документа. Так, статьями 1-8 установлены: предмет регулирования и цели закона, право на получение юридической помощи бесплатно, правовое регулирование отношений в указанной сфере и государственная политика, основные принципы оказания помощи и ее виды, субъекты, оказывающие юридическую помощь бесплатно и квалифицированные требования к лицам ее осуществляющих.

Статьи 9-14 определяют полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов субъектов РФ и местного самоуправления в сфере обеспечения граждан юридической помощью на безвозмездной основе. В том числе, статьями 9-10 зафиксированы полномочия Президента РФ и Правительства РФ, статьей 13 – полномочия органов прокуратуры РФ.

Оказание бесплатной юридической помощи посредством государственной системы осуществляется в соответствии с главой 3 закона. Статья 15 определяет участников государственной системы в обсуждаемой сфере, статьи 16-19 устанавливают условия оказания бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и ее субъектами, государственными юридическими бюро, адвокатами и нотариусами. Статьи 20-21 фиксирует категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи и оказание такой помощи в рамках государственной системы.

Оказание бесплатной юридической помощи путем использования негосударственной системы отрегулировано статьями 22-27 главы 4 закона. Так, статьи определяют участников системы, формы оказания помощи юридическими клиниками, негосударственными центрами и их списки, виды взаимодействия участников негосударственных систем и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, муниципальную и государственную поддержку некоммерческих организаций, которые оказывают бесплатную юридическую помощь.

Статьями 28-19 глав 5-6 регулируется информационное обеспечения деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам и финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на ее получение. Закон о бесплатной юридической помощи имеет заключительное положение, которое закреплено в статьях 30-31 главы 7.

Закон о бесплатной юридической помощи. ФЗ № 324 от 21.11.2011

Бесплатный «дежурный» адвокат давно стал притчей о языцех. Он ленно поднимается со своего рабочего места, задает парочку вопросов несчастному правонарушителю и просчитывает в уме количество $$$, которые ему принесет «сложная работа».

Дежурный адвокат: может ли хорошее быть бесплатным?!

Закон о бесплатной юридической помощи: а какой она может быть?

Правовое консультирование

Проводится устно: граждане приходят на встречу с адвокатом/нотариусом/иным уполномоченным субъектом со всеми необходимыми документами или со своими вопросами. Устные консультации адвокаты осуществляют по вопросам, которые не требуют глубокого, детального изучения. Типичный пример:

  • «Оштрафовали в общественно транспорте, что делать?»,
  • «Как понимать норму Закона?».
  • Письменная консультация адвоката требует тщательной теоретической и практической подготовки специалиста.

    Составление необходимых документов правового характера

    Закон о бесплатной юридической помощи: консультация и представительство в суде

    Вступивший в середине января 2012 года федеральный закон «О бесплатной юридической помощи» призван урегулировать широкий спектр правоотношений в области безвозмездной помощи определенным категориям граждан. Нормами законопроекта также предусмотрено бесплатное консультирование и представительство интересов граждан в суде и государственных органах.

    Предоставление консультации

    Составление жалоб, заявлений, ходатайств – все это входит в обширное понятие правового консультирования. Новый закон предоставляет возможность получить указанным категориям граждан бесплатную консультацию по вопросам заключения договоров связанных с недвижимостью, при возмещении вреда, наступившего в результате потери кормильца, в случае защиты своих прав в сфере получения коммунальных услуг. Кроме того, бесплатная юридическая помощь предоставляется при необходимости признать гражданина в статусе безработного, а также установить выплаты соответствующего пособия.

    Кроме перечисленных случаев определенные категории граждан могут запросить правовую поддержку при следующих обстоятельствах:

    Отказ нанимателя заключать с гражданином трудовой договор;

    Необходимость в обеспечении мерами социальной поддержки;

    Взыскание алиментов;

    Установление отцовства;

    Обжалование актов государственных органов во внесудебном порядке и другие.

    Представительство гражданина в суде

    Указанные в законе категории граждан имеют право на осуществление их представительства в суде и иных государственных органах. При этом право получения бесплатной правовой поддержки зависит от статуса гражданина в процессе (истец или ответчик). Законопроект выделяет три категории споров, при которых как истцу, так и ответчику будет предоставлена бесплатная юридическая помощь. К этим спорам относятся:

    Споры о вопросах с недвижимостью;

    Споры о закреплении за гражданином прав на то или иное жилое помещение, а также споры связанные с заключением, расторжением, прекращением соглашения найма жилого помещения;

    Споры о закреплении и сохранении за гражданином права на пользование и владение земельными участками.

    Только гражданам являющимся истцами по делу предоставляется бесплатная правовая помощь в случае взыскания алиментов, а также причиненного ущерба в результате смерти или получения увечья кормильцем (в ходе осуществления трудовой деятельности).

    Необходимость разработки и принятия законопроекта об оказании бесплатной юридической помощи определённой категории граждан не вызывала сомнений. Ну а насколько новый нормативно-правовой акт исправит существующие проблемы, покажет время.

    Свершилось: в рекордно короткие сроки завершающая свою работу V Государственная Дума Российской Федерации 02.11.2011 приняла долгожданный Закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". 21.06.2011 законопроект N 566871-5 "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу. Таким образом, без учета летних каникул, проект Закона "О бесплатной юридической помощи" стал "полноценным" законом всего за два с небольшим месяца! Напомним, что с момента появления первого текста законопроекта, посвященного предоставлению , прошло более трех лет. Один из авторов настоящей статьи принял участие в обсуждении проекта упомянутого выше Закона еще в рамках деятельности Общественной палаты в 2009 г. За прошедший период времени законопроект претерпел массу изменений, как по содержанию, так и по наименованию.

    21 ноября 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
    23 ноября 2011 г. Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ (далее - Закон N 324-ФЗ, Закон о бесплатной юридической помощи) был опубликован в "Российской газете". Он вступил в силу сразу после новогодних каникул - 15.01.2012.

    Смеем надеяться, что такого рода законодательные решения позволят российскому обществу еще на один шаг приблизиться к формированию подлинно правового государства. Государства, в котором все конфликты между властью и гражданином решаются не при помощи силовых приемов, а на основе правовых норм и в соответствии с установленными законом процедурами.
    Безусловно, подлинное качество нового Закона, все его "сильные" и "слабые" стороны, сможет со временем установить лишь "Ее Величество - Практика". Имея определенный опыт в области предоставления бесплатной юридической помощи в рамках вузовского клинического движения, мы предприняли попытку анализа отдельных положений вновь принятого Закона.

    Внимательное ознакомление с ходом законопроектных работ позволяет нам утверждать, что целый ряд критических замечаний, высказанных специалистами ранее, были разработчиками своевременно устранены. Тем не менее определенные недостатки, как нам представляется, все же остались.
    В Законе N 324-ФЗ достаточно подробно указаны субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь. Их Закон (ст. 7) делит на две большие группы: субъектов, относящихся к государственной и негосударственной системе бесплатной юридической помощи. При этом перечень субъектов остается открытым, оставляя возможность установления иных лиц федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
    Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, согласно ст. 15 Закона N 324-ФЗ, являются: федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов и государственные юридические бюро. Кроме того, адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут "наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи".
    Основы законодательства о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 в ст. 1 устанавливают, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Таким образом, отнесение нотариусов к государственной системе бесплатной юридической помощи представляется не вполне корректным.

    Аналогично ситуация складывается и с . Стоит отметить, что по сравнению с предыдущей формулировкой законопроекта - "адвокаты участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи" - новая редакция несколько изменена: "...адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи". Следует при этом учитывать, что согласно п. 1 - 2 ст. 3 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления.

    К негосударственной системе бесплатной юридической помощи ст. 22 Закона N 324-ФЗ относит следующих субъектов: юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
    Обращает на себя внимание нелогичное, по нашему мнению, содержание ст. 8 Закона в части, посвященной квалификационным требованиям к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. Из статьи изъят пункт, позволяющий работать в данной области лицам, обучающимся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившим третий курс указанных образовательных учреждений.
    И это несмотря на то, что Закон N 324-ФЗ не исключил из негосударственной системы юридической помощи юридические клиники. Пункт 5 ст. 23 Закона N 324-ФЗ устанавливает, что в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
    Стоит отметить, что п. 1 ст. 8 Закона N 324-ФЗ, устанавливая в качестве обязательного квалификационного требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, высшего юридического образования, предусматривает возможность установления иного положения федеральным законом. Исходя из системного толкования Закона, даже если брать в расчет указанное обстоятельство, получается, что в рамках юридической клиники может работать и только что поступивший в высшее учебное заведение на юридический факультет студент?!
    В Законе N 324-ФЗ достаточно подробно прописаны полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (ст. 9 - 14). И здесь есть положение, которое вызывает явное недоумение.
    Речь идет о неоправданном, с нашей точки зрения, изменении полномочий (по сравнению с предыдущей версией законопроекта) уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Ранее планировалось его наделить правом по внесению проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Теперь Закон предоставляет ему право лишь на "участие в разработке проектов нормативных правовых актов".
    Полагаем, что предыдущая редакция законопроекта в полной мере соответствовала Указу Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации". Именно Минюст РФ, в соответствии с п. 1 названного Указа Президента, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения.

    Подпункт 1 п. 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 предоставляет Минюсту РФ полномочие по внесению Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России.
    Кроме того, непонятно, почему из последней редакции законопроекта была исключена статья, касающаяся полномочий Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Согласно ст. 15 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 N 1-ФКЗ Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

    При этом, получив жалобу, Уполномоченный имеет право разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод. В соответствии с п. 1 ст. 29 ФКЗ от 26.02.1997 N 1-ФКЗ по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким образом, очевидно, Уполномоченный по правам человека в РФ на безвозмездной основе оказывает гражданам РФ, а также находящимся на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства юридическую помощь.
    Что касается категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и оснований оказания такой помощи, то по сравнению с первоначальной редакцией данный перечень существенно расширен. Дополнен он был и в сравнении с предыдущей редакцией законопроекта.
    Во-первых, в пп. 4 п. 1 ст. 20 Закона N 324-ФЗ наряду с детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей, были добавлены дети-сироты.
    Во-вторых, в пп. 6 п. 1 ст. 20 Закона N 324-ФЗ были включены несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
    В-третьих, расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи по спорам в отношении жилых помещений, являющихся единственным жилым помещением гражданина и членов его семьи.
    Тем не менее, на наш взгляд, использование слов: "заключение", "изменение" и "расторжение" в отношении сделок является некорректным. Гражданский кодекс РФ исходит из применения данных терминов лишь к договорам двух- или многосторонних сделок. Что касается односторонних сделок, то к ним данные термины неприменимы.
    Тем не менее несовершенство редакции рассматриваемого пункта Закона N 324-ФЗ является чисто техническим вопросом и вряд ли повлечет ущемление прав и законных интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
    В-четвертых, в перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, добавлены граждане, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.
    Остается неясным, почему при обжаловании актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц право на бесплатную юридическую помощь граждане имеют лишь в случае внесудебного обжалования?!
    Кроме того, формулировка ст. 21 допускает бесплатную юридическую помощь лишь при отсутствии вступивших в законную силу судебных актов?!
    Отдельно следует рассмотреть перечень оснований для отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, предусмотренный ст. 21 Закона N 324-ФЗ.
    Первым из таких оснований является обращение за помощью по вопросу, не имеющему правового характера. При этом непонятно, из каких критериев необходимо исходить при отнесении вопроса к категории правовых или неправовых?!
    Второй причиной для отказа является отсутствие правовых оснований для предъявления соответствующих требований. Каким образом решается данный вопрос, также остается неясным. Полагаем, что вопрос о наличии оснований, например, для удовлетворения искового заявления находится в компетенции суда, но никак не лица, оказывающего юридическую помощь. Третье основание для отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи - это наличие установленных законодательством РФ препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию. Что имелось в виду законодателем в данном случае - загадка! Остается надеяться на то, что правоприменительная практика выработает объективный подход к толкованию данных терминов. В противном случае неопределенность в толковании создает широкий простор для необоснованного отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи.
    Отдельной статьей в тексте Закона оговорен запрет на дискриминацию и ответственность за неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи. Согласно п. 6 ст. 24 Закона N 324-ФЗ при оказании бесплатной юридической помощи не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
    Пункт 9 ст. 24 Закона N 324-ФЗ устанавливает ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи. При этом неясно, почему данные пункты касаются исключительно негосударственных центров бесплатной юридической помощи?! Полагаем, что было бы целесообразно включить эти нормы в общую часть Закона N 324-ФЗ, распространив их на всех субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
    Имеющиеся несовершенства некоторых формулировок, полагаем, в ближайшее время будут устранены, что позволит Закону реализовываться в полном объеме, снизить до минимума возможность злоупотреблений и получить доступ к юридической помощи гражданам, ранее такой возможности не имевшим.
    Убеждены, что принятие Федерального закона о бесплатной юридической помощи в РФ является большим шагом вперед к устранению правового нигилизма и формированию подлинно правового государства.

    С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный Закон N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (далее - «Закон»). Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Закон 21 ноября 2011 года, им установлены главные гарантии реализации гражданами прав на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Документ в частности регулирует организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Закон определяет цели и содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы, виды оказания бесплатной юридической помощи, а также квалификационные требования к лицам, ее оказывающим.

    В пакете с Законом был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ».
    Определяется, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем - государственной и негосударственной, поскольку эта сфера находится в совместном ведении РФ и регионов.

    Закон расширяет круг лиц, которым будет предоставляться право на получение бесплатной юридической помощи за счет бюджетных средств. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на такую помощь Закон предоставляет малоимущим гражданам, инвалидам I и II группы, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации и Советского Союза, Героям Социалистического Труда, детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другим категориям граждан. Так же устанавливается норма, которая позволяет гражданам, не имеющим права на получение бесплатной юридической помощи, но которые оказались в трудной жизненной ситуации, получить таковую в исключительном порядке. В данной ситуации степень тяжести жизненной ситуации должна быть определена специальной комиссией, создаваемой при территориальном органе юстиции исходя из общепризнанных моральных норм и представлений о справедливости.

    Системы оказания бесплатной юридической помощи

    Как было указано ранее, бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем - государственной и негосударственной. Закон так же декларирует свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также объективность, беспристрастность такой помощи и ее своевременность.

    Устанавливается, что основу негосударственной системы бесплатной юридической помощи будут составлять юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, которые будут формироваться на добровольных началах и осуществлять деятельность за счет собственных средств. Подразумевается, что юридические клиники будут создаваться в вузах, Минобразования будет определять порядок их создания. В свою очередь негосударственные центры бесплатной юридической помощи смогут создавать различные некоммерческие организации, нотариальные палаты, адвокатские образования, сами нотариусы и адвокаты.

    Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи составят подведомственные Министерству Юстиции государственные юридические бюро, создаваемые высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за бюджетные деньги и в форме бюджетных учреждений. Предполагается, что государственные юридические бюро будут оказывать такие услуги самостоятельно или с привлечением адвокатов. Труд адвокатов, которых эти бюро смогут привлекать для оказания профессиональной юридической помощи, будет оплачиваться из федерального бюджета.

    Расходы

    Как было указано выше, расходы на предоставление бесплатной юридической помощи возлагаются на бюджеты субъектов Российской Федерации. В случае принятия органами власти регионов решения о создании государственных юридических бюро консолидированный объем ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации может составить 630,3 миллиона рублей, как говорится в финансово-экономическом обосновании к документу. При этом уточняется, что, по данным Федеральной палаты адвокатов, в 2009 году сумма бюджетных средств регионов, выплаченных адвокатам за оказание бесплатной юридической помощи, а также на компенсацию их расходов, составила 205,8 миллиона рублей.

    Виды бесплатной юридической помощи

    Закон устанавливает три вида бесплатной юридической помощи:

    1. правовое консультирование в устной и письменной форме;
    2. составление исковых заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; и
    3. представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.

    Так же бесплатная юридическая помощь гражданам будет оказываться на всех стадиях судебного разбирательства, а не только в судах первой инстанции, как предлагалось изначально в проекте Закона. Помимо этого помощь будет оказываться по вопросам заключения сделок с недвижимостью, по договорам социального найма жилья, по вопросам права собственности на земельный участок, по вопросам защиты прав потребителей (в частности по предоставлению коммунальных услуг). Отдельная правовая помощь будут оказывать при трудовых спорах - отказе работодателя заключить трудовой договор, восстановления на работе, взыскания зарплаты, компенсации морального вреда.

    Более широкий список вопросов, которые будут являться предметом изучения и помощи со стороны бесплатных юристов включает в себя вопросы:

    Связанные с признанием гражданина безработным, возмещением вреда, причиненного смертью кормильца, предоставлением мер социальной поддержки малоимущим;
    . связанные со спорами о назначении пенсий, пособий по беременности и уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
    . оспаривания отцовства и материнства, взыскания алиментов;
    . реабилитации пострадавших от политических репрессий;
    . ограничения дееспособности;
    . медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
    . обжалования во внесудебном порядке актов органов государственной власти.

    Стоит обратить внимание на то, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться не по всем вопросам, а лишь по тем, которые перечислены в Законе. Таким образом, граждане не смогут получить юридическую помощь по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью, а также по спорам, которые рассматривались в суде и вступили в законную силу.

    Закон устанавливает контроль за тем, насколько качественно предоставляется бесплатная юридическая помощь, соблюдаются ли нормы профессиональной этики.

    Отдельно оговаривается, что бесплатная юридическая помощь должна оказываться квалифицированными специалистами.

    Несмотря на то, что хоть Закон в теории и представляется позитивным явлением в Российском законодательстве, почти наверняка при его практическом применении могут возникнуть сложности в реализации принятых норм. Тем не менее, даже с учетом этого можно сделать вывод, что Россия продолжает движение по направлению к становлению правового государства.

    Loading...Loading...