Закон и подзаконные акты рф. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов


Министерство транспорта Российской Федерации
(Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта
(Росавиация)

ФГБОУ ВПО «Санкт Петербуржский Университет Гражданской Авиации»

Заочный факультет

Контрольная работа
по дисциплине Правоведение
Тема: 5.Законы и подзаконные акты.

Студент 1го курса
Специализация:
Организация Летной Работы
Учебный шифр: 0912.1497
Ашихмин Александр Александрович

Санкт Петербург 2013
План
Введение
Одно из важнейших направлений государственной деятельности – законотворчество. Создание законов представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. Возрастание роли и социальной ценности закона ставит его сегодня в положение важнейшего регулятора общественных отношений, призванного целенаправленно воздействовать на все основные сферы жизни общества. Законотворческую деятельность можно понимать как средство организации общества.
В каждом государстве законотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
Понимание различий между законами и подзаконными актами может быть полезно в плане перспективных оценок дальнейшего правового и политического развития российского общества, поскольку уровень развития законодательства и совершенствования законодательного процесса отражает основные тенденции в структуризации интересов общества.
По своей социальной сути законотворчество выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.

    Законы и подзаконные акты

      Понятие, признаки, виды законов

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти (органом законодательной власти) или референдумом, выражающим волю народа, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы - первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
- они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
- законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.
Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.
В соответствии с п. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федераций, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Кроме того, право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) Конституция
2) Федеральные конституционные законы
3) Федеральные законы
4) Законы субъектов федерации.
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе норматив ных актов определяется двумя ее основными свойствами:
- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отрасл евом законодательстве.
- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;
общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;
порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;
правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;
федеральные налоги и сборы;
общие вопросы национальной безопасности;
порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;
уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;
судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.
Федеральные законы подразделяются на две группы:
1) кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
2) текущее законодательство.
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.
Кодифицированные законы или Кодексы действуют в ранге федеральных законов. К ним относятся, например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Налоговый кодекс и другие. Современные кодексы отличает отраслевая специализация, то есть кодекс есть совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения и расположенных в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
Обыкновенный (Федеральный) закон принимается по любому из вопросов государственно-правового регулирования вне зависимости от того, упоминает его Конституция или нет.
В силу того, что Российская Федерация является федеративным государством, на уровне субъектов РФ также могут издаваться законы по предметам ведения, определенным в ст. 72 и 73 Конституции РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
по сроку действия (постоянные законы и временные);
по характеру (текущие и чрезвычайные);
по сферам действия (общефедеральные и региональные);
по содержанию (экономические, бюджетные, социальные и т.п.);
по степени систематизации (обычные и кодификационные - Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекдс РФ и т.д.);
по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
по объему регулирования - по кругу лиц - (общие и специальные); общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.); специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).
Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.
Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

      Понятие, виды подзаконных актов

Подзаконные акты - это акты органов исполнительной власти, издаваемые во исполнение закона, которые базируются на его юридической силе и не могут ему противоречить.
Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки:
1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним;
2) должны быть изданы компетентным органом;
3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;
4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Несмотря на то. что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1. Указы Президента РФ.
Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
2. Постановления Правительства РФ.
Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Федеральной службы безопасности и т.п.
4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - областной Думы, областного Представительного Собрания).
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций).
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел и т.п.
7. Локальные нормативные акты.
Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.
Столкновение закона и подзаконного акта (изда
и т.д.................

Признаками подзаконных нормативных актов , которые отличают их от , является то, что они:

  • издаются в соответствии с законом;
  • регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

  • на указы и распоряжения Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты федеральных министерств и ведомств;
  • акты исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты.

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат ;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

  • указы в границах собственных полномочий;
  • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
  • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения , как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции . Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  • постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  • акты поселковых и сельских сходов (собраний);
  • акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Закон и подзаконные нормативные акты - таково подразделение нормативных актов по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон. В частности, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом (ст. 11 АПК).

Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.

Законы должны быть основными среди источников коммерческого права. Признание верховенства законов, их определяющей роли в системе источников коммерческого права приводит к выводу о необходимости активного использования этой формы выражения права для регулирования коммерческих отношений. При этом реальное верховенство законов должно находить выражение не только в формальном превалировании их над другими нормативными актами, но и в самом их содержании, что предполагает преобладание в них норм прямого действия, а также охват именно законами важнейших вопросов.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ). При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы.

Среди федеральных конституционных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции РФ), в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности нормы о взаимоотношениях личности и государства, об основных правах и свободах личности, о видах и компетенции органов государственной власти. В Конституции РФ содержатся также нормы коммерческого права. Так, ст. 8 гласит, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Важнейшим федеральным законом, своеобразным стержнем частного права является Гражданский кодекс РФ, который объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс занимает центральное место среди источников коммерческого права как наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в частности выражается также в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК).

Динамика общественной жизни, в частности предпринимательства, учитывается в текущих законах. К числу важнейших специальных законов, регламентирующих предпринимательство, можно отнести законы об акционерных обществах, о приватизации, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, об инвестиционной деятельности и многие другие.

Федеральные законы подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Датой принятия федерального закона признается день, когда он утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день одобрения палатами Федерального Собрания. Названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают также субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга от 24 июня 1996 г. «О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге». Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.

В связи с этим следует заметить, что ст. 71 Конституции РФ отнесла к ведению РФ гражданское (коммерческое) и арбитражно-процессуальное законодательство. Соответственно п. 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское (коммерческое) законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские (коммерческие) отношения.

Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления. Среди них ведущую роль играют нормативные акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ. Многие из них содержат нормы коммерческого права. Например, Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»," постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»."

Сфера действия Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и их юридическая сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но недолжны противоречить законам. Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречия постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и норма-тивных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ», если иной срок не определен соответствующим указом. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в тех же печатных органах.

Нормы коммерческого права могут содержаться в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных актах). Например, Минфин РФ издал приказ от 30 апреля 1996 г. №43 «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации седьмой серии»." Однако следует иметь в виду, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК), т. е. сфера нормотворческой деятельности названных органов власти существенно ограничена.

Ведомственные нормативные акты подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными названным выше Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с ним ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование осуществляется в течение 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Завершая характеристику вопроса о соотношении законов и подзаконных нормативных актов, необходимо отметить, что в настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества и роли законов среди источников права, и коммерческого права в частности. Это стало возможным благодаря переходу от директивного (прямого) управления экономикой к ее правовому (косвенному) регулированию.

Управленческий подход к экономике был естественным, когда централизованная экономическая власть находилась в руках государства - монопольного собственника. Граждане, их объединения и общество в целом рассматривались как объекты управления со стороны государства. Члены общества зависели от государства и его чиновников, которые руководствовались не законами, а указаниями центральной власти, т. е. использовали административные методы управления. Статус участника экономических отношений и его возможности также определялись не законом, а усмотрением органов исполнительной власти.

Отказ от управленческого подхода к экономике позволяет перейти к правовому регулированию, к установлению правил поведения на рынке непосредственно в законе. Теперь предприниматели должны ориентироваться не на указания «вышестоящих инстанций», а на закон, в котором должно содержаться все необходимое: и то, как приобрести статус предпринимателя, и то, как вести предпринимательскую деятельность и т. п.

Переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законом - одна из главных тенденций развития современного российского законодательства. В настоящее время необходимо добиться, чтобы закон имел по возможности прямое действие и лишь по необходимости отсылал к подзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто. Новейшие законы по-прежнему обрастают подзаконными нормативными актами, различными положениями, инструкциями, приказами и т. п. Для того чтобы закон имел прямое действие, он должен быть достаточно подробным, детализированным ровно в такой степени, в какой сможет непосредственно регулировать соответствующие отношения.

При этом следует иметь в виду, что детальной регламентации в законах должна быть подвергнута деятельность органов публичной власти (публичные отношения), их компетенция и ответственность должны быть четко зафиксированы, их власть должна быть ограничена по принципу «можно только то, что разрешено законом». Что же касается предпринимательской деятельности как сферы частной жизни, то здесь необходимо отказаться от детального правового регулирования, от перечневого метода предоставления прав и перейти к методу признания их прав по принципу «можно все, что не запрещено законом». Применительно к предпринимательской деятельности в законе должны быть детально определены обязанности предпринимателя перед обществом (публичные обязанности), т. е. те обязанности предпринимателя, которые корреспондируют компетенции органов публичной власти (например, обязанность платить налоги).

В целом же в сфере предпринимательства необходимо широкое законодательное (а не подзаконное и тем более ведомственное) и договорное (т. е. саморегулирование за рамками определенного законом) регулирование, основывающееся на непреходящей ценности интереса и инициативы предпринимателей, и соответственно должна быть сужена сфера «нормативного администрирования».

Понятие, признаки и структура нормы права. Норма права и нормативно-правовые акты

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное предписание, устанавливающее меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений и выступающее критерием правомерности такого поведения.

Признаки нормы права:

1. устанавливается (санкционируется) государством.

2. устанавливает права и обязанности сторон.

3. имеет детализированное выражение.

4. носит общеобязательный характер.

5. осуществление нормы права обеспечивается, при необходимости, государством.

Структура нормы права:

1. Гипотеза. Устанавливает условия, при наступлении которых возникают права и обязанности субъектов, действует норма права.

2. Диспозиция. Устанавливает права и обязанности субъектов, указывает на возможное и должное поведение субъектов.

3. Санкция. Устанавливает меру ответственности, неблагоприятные последствия нарушения нормы права.

Норма права и нормативно-правовые акты. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) Норма права излагается в нескольких статьях нормативно-правового акта.

2) В статье нормативно-правового акта излагается несколько норм права.

3) Норма права располагается в нескольких нормативных актах.

3. Источники права. Источники российского права:

Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм.

К основным источникам права относят:

1. Правовой обычай – это санкционированное в государстве правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных правомерных действий, благодаря чему закреплялась как устойчивая норма.

В российской юридической системе роль правового обычая незначительна. В качестве примера можно привести ст. 5 ГК, в которой установлено, что отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

2. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Юридический прецедент распространен в странах общей правовой семьи (Англии, США, Канаде и др.).

3. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или прекращающий действие норм права. Нормативно-правовой акт является основным источником российского права.

Все нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные нормативные акты .

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

1) Конституция Российской Федерации.

2) Федеральные конституционные законы.

3) Федеральные законы. Они подразделяются на обычные федеральные законы и кодифицированные законы (кодексы).

К законам предъявляются следующие требования:

§ Отражать объективную реальность.

§ Должны иметь определенную структуру.

§ Законы должны быть доступными для понимания.

Подзаконные нормативные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Виды подзаконных нормативных актов:

1) Указы и распоряжения Президента РФ.

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ.

3) Приказы, инструкции и положения министерств РФ.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства . Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

· по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

· по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

· по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

· по сроку действия (постоянные законы и временные);

· по характеру (текущие и чрезвычайные);

· по сферам действия (общефедеральные и региональные);

· по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

· по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

· по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

· по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы , базируются на них.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.


3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов . Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Loading...Loading...