"цветниковское". «О противодействии коррупции в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

ПОЛОЖЕНИЕ

о противодействии коррупции в учреждении

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о противодействии коррупции в учреждении (далее –Положение) разработано на основе Федерального закона -ФЗ «О противодействии коррупции», закона Мурманской области -01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области» в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.01.2001г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Уставом учреждения и принято по согласованию с Советом учреждения.

1.2. Настоящее Положение определяет задачи, принципы, основные меры и основные направления противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней в рамках реализации антикоррупционной политики в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №4

2. Используемые в Положении понятия.

Для целей настоящего Положения применяются следующие понятия и определения:

2.1. Коррупция:

3) принятие кодекса этики и служебного поведения работников учреждения;

4) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

5) антикоррупционное образование и пропаганда, проведение мероприятий по

разъяснению работникам учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся законодательства в сфере противодействия коррупции;

6) обеспечение информационной открытости и гласности деятельности

учреждения:

7) формирование в учреждении нетерпимости к коррупционному поведению;

8) антикоррупционная экспертиза локальных нормативных актов и их проектов.

6. Основные направления деятельности по противодействию коррупции.

Противодействие коррупции в учреждении осуществляется по следующим направлениям деятельности:

1) создание механизма взаимодействия органов управления учреждения с органами местного самоуправления, с общественными и муниципальными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

2) принятие правовых, административных и иных мер, направленных на привлечение работников и родителей (законных представителей) обучающихся к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование у участников образовательных отношений негативного отношения к коррупционному поведению;

3) совершенствование системы и структуры коллегиальных органов управления учреждения, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

4) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности МБОУ СОШ №4;

5) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения;

6) совершенствование порядка использования муниципального имущества;

7) создание условий для уведомления учащимися и их родителями (законными представителями) в письменной форме администрации учреждения обо всех случаях коррупционных правонарушений.

7. Организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

7.1. Организационными основами предупреждения коррупции и борьбы с ней являются:

1) создание комиссии по противодействию коррупции в учреждении;

2) принятие кодекса этики и служебного поведения работников учреждения;

3) определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

7.2.Общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции в учреждении, осуществляют директор учреждения и его заместители. 7.3. Директор учреждения:

а) принимает заявления работников учреждения, обучающихся, их родителей (законных представителей) о фактах коррупционных проявлений должностными лицами;

б) обеспечивает соблюдение работниками учреждения Правил внутреннего трудового распорядка и должностных обязанностей, определенных должностными инструкциями ;

в) подготавливает документы и необходимые материалы для привлечения работников к дисциплинарной и иной ответственности;

г) подготавливает планы противодействия коррупции и отчеты о реализации коррупционной политики в учреждении;

д) взаимодействует с органами прокуратуры, предоставляет в соответствии с законодательством Российской Федерации информацию о деятельности МБОУ СОШ №4.

7.4. Заместитель директора по ВР:

а) осуществляет антикоррупционную пропаганду и воспитание всех участников образовательного процесса;

б) направляет в комиссию по противодействию коррупции свои предложения по проведению антикоррупционной деятельности в учреждении;

в) подготавливает планы работы учреждения по антикоррупционному воспитанию обучающихся;

г) взаимодействует с правоохранительными органами.

7.5.Заместитель директора по УР - администратор официального сайта учреждения отвечает за размещение на официальном сайте учреждения локальных нормативных актов и иной информации по противодействию коррупции в учреждении.

7.6. Заместитель директора по УР в начальной школе организует прием детей в первый класс в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами приема граждан на обучение по основным общеобразовательным программам .

7.7. Заместитель директора по АХР осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

8. Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

8.1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

8.3. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.4. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

9. Заключительные положения.

9.1. Настоящее Положение вводится в действие приказом директора учреждения, действует бессрочно, до замены новым.

9.2. Представителями коллегиальных органов управления учреждением могут быть внесены предложения об изменениях и дополнениях в настоящее Положение.

9.3. Предложения коллегиальных органов управления учреждением об изменениях и дополнениях в настоящее Положение рассматриваются Советом учреждения.

9.4. Изменения и дополнения в настоящее Положение утверждаются директором учреждения по согласованию с Советом учреждения.

С какого времени организации обязаны вести программу по противодействию коррупции? Есть ли к ней обязательные требования? Достаточно ли разработать локальный акт - Положение о противодействии коррупции? Имеет ли значение численность работников организации, отрасль, обороты? Какие штрафы могут быть за отсутствие программы?

Ответ

С 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия . Численность значения не имеет. Для исполнения этой обязанности можно разработать локальный акт.

Ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции ( КоАП РФ). За отсутствие локального акта ответственность не установлена.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Недобросовестные действия со стороны отдельных сотрудников компании могут причинить ей значительный финансовый и репутационный ущерб. Чтобы предотвратить это, необходимо заранее выстроить систему мер по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

Разработать такую систему помогут (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.; далее - Методические рекомендации).

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия ( «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом .

Причем они могут быть полезны не только для того, чтобы формально выполнить упомянутую выше обязанность по профилактике и противодействию коррупции. Злоупотребления, совершаемые в компаниях, зачастую не ограничиваются одной лишь . Ориентируясь на , юрист может разработать комплексную программу, нацеленную на противодействие:

Разработка Программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Основные принципы, перечень и порядок выполнения отдельных мероприятий рекомендуется закрепить в едином документе, который можно назвать «Антикоррупционная политика», как это предложено в Методических рекомендациях. Можно выбрать и иное название - например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее - Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.

Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы.

1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR). Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.

2. Первичное обсуждение рабочей версии документа. К участию в обсуждении желательно привлечь максимально широкий круг сотрудников компании. Чтобы получить обратную связь от сотрудников, проект стоит разместить на корпоративном портале.

3. Согласование. Программу необходимо согласовать со структурными подразделениями, оформить в виде локального нормативного акта и утвердить приказом по организации, что сделает обязательным выполнение ее положений всеми работниками.

4. Ознакомление. Утвержденная Программа доводится до сведения сотрудников компании, например, посредством оповещения по электронной почте. Затем сотрудники должны своей подписью подтвердить факт ознакомления.

Утвержденная Программа размещается на внутреннем интранет-портале, а также в других корпоративных СМИ (газеты, брошюры, плакаты-листовки). В качестве примера см. Программу, утвержденную в госкорпорации «Росатом» .

При необходимости можно предусмотреть переходный период с момента принятия Программы и до начала ее действия. В течение переходного периода инициируются внутренние семинары для работников по разъяснению основных положений Программы.

Определение куратора Программы

Работа по противодействию коррупции и злоупотреблениям носит комплексный характер, и в ее выполнении участвуют многие службы. Однако для повышения эффективности рекомендуется определить структурное подразделение, которое будет координировать работу других департаментов компании по данному направлению.

В сложившейся практике российского бизнеса данная функция, как правило, возлагается на подразделение экономической безопасности (чаще) или департамент внутреннего аудита (реже). В российских подразделениях иностранных компаний такие задачи обычно выполняет специализированное подразделение по Compliance («комплаенс»).

Чтобы снизить риск противодействия со стороны недобросовестных сотрудников, необходимо подчинить руководителя подразделения, отвечающего за курирование Программы, напрямую генеральному директору.

Типовая схема возможного распределения сфер ответственности по реализации Программы представлена в .

Реализация мероприятий Программы

Причиной совершения персоналом корпоративных злоупотреблений, как правило, становятся следующие основные факторы:

  • самооправдание. Низкая корпоративная культура в организации приводит к оправданию работниками совершенных ими проступков («маленькая зарплата», «все берут откаты» и т. п.);
  • возможности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля создает предпосылки для отдельных сотрудников совершать злоупотребления с низкой вероятностью быть обнаруженными;
  • давление. Наличие внешних или внутренних обстоятельств, вынуждающих работников нарушать установленные правила и процедуры.

Программа должна предусматривать план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление, расследование коррупции и злоупотреблений за счет скоординированной работы структурных подразделений организации.

Система мероприятий по профилактике коррупции и иных злоупотреблений

Ключевой инструмент профилактики злоупотреблений - включение антикоррупционных положений в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами. Важное значение также имеют повышение корпоративной культуры, формирование атмосферы честности и неприятия коррупции, мошенничества и хищений со стороны большинства работников компании.

1. Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

В трудовые договоры сотрудников можно включить следующие обязанности:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

При этом основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является Трудового кодекса РФ.

Обоснование

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Такие правила устанавливает Трудового кодекса РФ.

Если трудовой договор содержит приведенные выше обязанности, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (включая увольнение) за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководство компании может поручить юридическому департаменту подготовить или проанализировать проект локального нормативного акта, регламентирующего порядок уведомления работодателя:

  • о случаях склонения работника к совершению злоупотреблений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения подобных действий.

За основу вполне допустимо взять порядок, уже применяемый на государственной службе. Так, предлагают обратиться к опыту Минздравсоцразвития России, приведенному в «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений».

2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

4. Регулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников компании - ключевой элемент предотвращения злоупотреблений.

2. Внедрение технических контролей

Снизить воровство в компании можно за счет оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля. В качестве таких средств могут выступать:

  • системы контроля доступа;
  • освещение и сигнализация на складах;
  • системы видеонаблюдения.

Кроме того, стоит применять (с письменного согласия кандидатов) полиграф при приеме на работу, связанную с обращением дорогостоящий ТМЦ, проводить систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств, а также заключить с работниками договоры о материальной ответственности.

На юридический департамент возлагается обязанность по проведению легализации использования технических контролей. Например, юристы должны проконтролировать следующие моменты:

  • в локальных нормативных актах и трудовых договорах предусмотрена возможность применения видеонаблюдения со стороны компании;
  • работники ознакомлены под подпись с приказом о введении системы видеонаблюдения, а информация о ее наличии размещена на рабочих местах;
  • оборудование сертифицировано и не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Создание горячей линии приема сообщений о злоупотреблениях

Еще одним эффективным инструментом предотвращения и выявления коррупции и злоупотреблений может стать создание в компании горячей линии приема сообщений. В состав горячей линии могут входить: многоканальный телефон (с бесплатными входящими звонками из любой точки мира), электронная почта, абонентский ящик.

Юридическая служба оказывает содействие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих прием и обработку принятых сообщений с соблюдением и сохранением анонимности позвонивших лиц. С операторами горячей линии необходимо заключить соглашения о конфиденциальности.

4. Расследование злоупотреблений

По результатам выявленных фактов коррупции и иных злоупотреблений необходимо провести служебное расследование в полном соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

Юридическая служба оказывает содействие подразделениям экономической безопасности, кадров и внутреннего аудита в части закрепления доказательной базы и соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуры увольнения.

Кроме того, правовой департамент может принять участие в разработке регламента служебного расследования».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

ООО «ПРОМСТРОЙИЗОЛЯЦИЯ»

г.Липецк 2015 год

1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики на предприятии

Антикоррупционная политика ООО «Промстройизоляция» (далее - предприятие) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в своей деятельности.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). Нормативными актами, регулирующими антикоррупционную политику предприятия являются также Устав ООО «Промстройизоляция» и другие локальные акты.
В соответствии со ст.13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Антикоррупционная политика предприятия направлена на реализацию данных мер.

2. Используемые в политике понятия и определения

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя организации) - заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3.Основные принципы антикоррупционной деятельности организации

Системы мер противодействия коррупции на предприятии основываться на следующих ключевых принципах:
1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.
2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
7. Принцип открытости
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения деятельности.
8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

3. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие

Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники предприятия, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика распространяется и на лица, выполняющие для предприятия работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров.

4. Определение должностных лиц предприятия, ответственных за реализацию антикоррупционной политики

На предприятии ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является генеральный директор.
Задачи, функции и полномочия генерального директора в сфере противодействия коррупции определены его Должностной инструкцией.
Эти обязанности включают в частности:
. разработку локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
. проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;
. организация проведения оценки коррупционных рисков;
. прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами лицея или иными лицами;
. организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
. организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
. оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
. оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
. проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов.

5. Определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются общими для всех сотрудников предприятия.
Общими обязанностями работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются следующие:
. воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени предприятия;
. воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени предприятия;
. незамедлительно информировать руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
. незамедлительно информировать непосредственного начальника, руководство организации о ставшей известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
. сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируются процедуры их соблюдения.
Исходя их положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор, заключаемый с работником при приёме его на работу, могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные данным локальным нормативным актом - «Антикоррупционная политика».
Общие и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

6. Установление перечня реализуемых предприятием антикоррупционных мероприя-тий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения)

Направление Мероприятие
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства
Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки
Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений.
Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений.
Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов
Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации.
Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.
Обучение и информирование работников Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур
Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета
Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции
Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции

7. Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности предприятия, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.
Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Оценка коррупционных рисков проводится как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе.
Порядок проведения оценки коррупционных рисков:
. представить деятельность организации в виде отдельных процессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);
. выделить «критические точки» - для каждого процесса и определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.
. Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
- характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;
- должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения - участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
- вероятные формы осуществления коррупционных платежей.
. На основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков организации» - сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.
. Разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

8. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников организации является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.
При этом следует учитывать, что конфликт интересов может принимать множество различных форм.
С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников на предприятии принято Положение о конфликте интересов.
Положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Система внутреннего контроля и аудита организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности организации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе:
. проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
. контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;
. проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

9.Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации

Данный локальный нормативный акт может быть пересмотрен, в него могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства РФ. Конкретизация отдельных аспектов антикоррупционной политики может осуществляться путем разработки дополнений и приложений к данному акту.

С какого времени организации обязаны вести программу по противодействию коррупции? Есть ли к ней обязательные требования? Достаточно ли разработать локальный акт - Положение о противодействии коррупции? Имеет ли значение численность работников организации, отрасль, обороты? Какие штрафы могут быть за отсутствие программы?

Ответ

С 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия . Численность значения не имеет. Для исполнения этой обязанности можно разработать локальный акт.

Ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции ( КоАП РФ). За отсутствие локального акта ответственность не установлена.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Недобросовестные действия со стороны отдельных сотрудников компании могут причинить ей значительный финансовый и репутационный ущерб. Чтобы предотвратить это, необходимо заранее выстроить систему мер по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

Разработать такую систему помогут (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.; далее - Методические рекомендации).

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия ( «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом .

Причем они могут быть полезны не только для того, чтобы формально выполнить упомянутую выше обязанность по профилактике и противодействию коррупции. Злоупотребления, совершаемые в компаниях, зачастую не ограничиваются одной лишь . Ориентируясь на , юрист может разработать комплексную программу, нацеленную на противодействие:

  • мошенничеству,
  • коммерческому подкупу,
  • хищению активов,
  • посягательствам на интеллектуальную собственность и коммерческую тайну организации*.

Разработка Программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Основные принципы, перечень и порядок выполнения отдельных мероприятий рекомендуется закрепить в едином документе, который можно назвать «Антикоррупционная политика», как это предложено в Методических рекомендациях. Можно выбрать и иное название - например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее - Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.

Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы.

1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR). Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.

2. Первичное обсуждение рабочей версии документа. К участию в обсуждении желательно привлечь максимально широкий круг сотрудников компании. Чтобы получить обратную связь от сотрудников, проект стоит разместить на корпоративном портале.

3. Согласование. Программу необходимо согласовать со структурными подразделениями, оформить в виде локального нормативного акта и утвердить приказом по организации, что сделает обязательным выполнение ее положений всеми работниками.

4. Ознакомление. Утвержденная Программа доводится до сведения сотрудников компании, например, посредством оповещения по электронной почте. Затем сотрудники должны своей подписью подтвердить факт ознакомления.

Утвержденная Программа размещается на внутреннем интранет-портале, а также в других корпоративных СМИ (газеты, брошюры, плакаты-листовки). В качестве примера см. Программу, утвержденную в госкорпорации «Росатом» .

При необходимости можно предусмотреть переходный период с момента принятия Программы и до начала ее действия. В течение переходного периода инициируются внутренние семинары для работников по разъяснению основных положений Программы.

Определение куратора Программы

Работа по противодействию коррупции и злоупотреблениям носит комплексный характер, и в ее выполнении участвуют многие службы. Однако для повышения эффективности рекомендуется определить структурное подразделение, которое будет координировать работу других департаментов компании по данному направлению.

В сложившейся практике российского бизнеса данная функция, как правило, возлагается на подразделение экономической безопасности (чаще) или департамент внутреннего аудита (реже). В российских подразделениях иностранных компаний такие задачи обычно выполняет специализированное подразделение по Compliance («комплаенс»).

Чтобы снизить риск противодействия со стороны недобросовестных сотрудников, необходимо подчинить руководителя подразделения, отвечающего за курирование Программы, напрямую генеральному директору.

Типовая схема возможного распределения сфер ответственности по реализации Программы представлена в .

Реализация мероприятий Программы

Причиной совершения персоналом корпоративных злоупотреблений, как правило, становятся следующие основные факторы:

  • самооправдание. Низкая корпоративная культура в организации приводит к оправданию работниками совершенных ими проступков («маленькая зарплата», «все берут откаты» и т. п.);
  • возможности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля создает предпосылки для отдельных сотрудников совершать злоупотребления с низкой вероятностью быть обнаруженными;
  • давление. Наличие внешних или внутренних обстоятельств, вынуждающих работников нарушать установленные правила и процедуры.

Программа должна предусматривать план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление, расследование коррупции и злоупотреблений за счет скоординированной работы структурных подразделений организации.

Система мероприятий по профилактике коррупции и иных злоупотреблений

Ключевой инструмент профилактики злоупотреблений - включение антикоррупционных положений в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами. Важное значение также имеют повышение корпоративной культуры, формирование атмосферы честности и неприятия коррупции, мошенничества и хищений со стороны большинства работников компании.

1. Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

В трудовые договоры сотрудников можно включить следующие обязанности:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

При этом основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является Трудового кодекса РФ.

Обоснование

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Такие правила устанавливает Трудового кодекса РФ.

Если трудовой договор содержит приведенные выше обязанности, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (включая увольнение) за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководство компании может поручить юридическому департаменту подготовить или проанализировать проект локального нормативного акта, регламентирующего порядок уведомления работодателя:

  • о случаях склонения работника к совершению злоупотреблений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения подобных действий.

За основу вполне допустимо взять порядок, уже применяемый на государственной службе. Так, предлагают обратиться к опыту Минздравсоцразвития России, приведенному в «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений».

2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

4. Регулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников компании - ключевой элемент предотвращения злоупотреблений.

2. Внедрение технических контролей

Снизить воровство в компании можно за счет оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля. В качестве таких средств могут выступать:

  • системы контроля доступа;
  • освещение и сигнализация на складах;
  • системы видеонаблюдения.

Кроме того, стоит применять (с письменного согласия кандидатов) полиграф при приеме на работу, связанную с обращением дорогостоящий ТМЦ, проводить систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств, а также заключить с работниками договоры о материальной ответственности.

На юридический департамент возлагается обязанность по проведению легализации использования технических контролей. Например, юристы должны проконтролировать следующие моменты:

  • в локальных нормативных актах и трудовых договорах предусмотрена возможность применения видеонаблюдения со стороны компании;
  • работники ознакомлены под подпись с приказом о введении системы видеонаблюдения, а информация о ее наличии размещена на рабочих местах;
  • оборудование сертифицировано и не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Создание горячей линии приема сообщений о злоупотреблениях

Еще одним эффективным инструментом предотвращения и выявления коррупции и злоупотреблений может стать создание в компании горячей линии приема сообщений. В состав горячей линии могут входить: многоканальный телефон (с бесплатными входящими звонками из любой точки мира), электронная почта, абонентский ящик.

Юридическая служба оказывает содействие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих прием и обработку принятых сообщений с соблюдением и сохранением анонимности позвонивших лиц. С операторами горячей линии необходимо заключить соглашения о конфиденциальности.

4. Расследование злоупотреблений

По результатам выявленных фактов коррупции и иных злоупотреблений необходимо провести служебное расследование в полном соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

Юридическая служба оказывает содействие подразделениям экономической безопасности, кадров и внутреннего аудита в части закрепления доказательной базы и соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуры увольнения.

Кроме того, правовой департамент может принять участие в разработке регламента служебного расследования».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Loading...Loading...