Конституционный строй росийской федерации как институт конституционного права.

Россия, как и большинство других стран мира, имеет основной закон - Конституцию. Тем самым организуется, как считают многие современные исследователи, особый строй, в рамках которого осуществляется политическое управление государством. Каковы его особенности? Что такое конституционный строй в видении исследователей? Каковы критерии, по которым определяется соответствие ему политических систем современных государств?

Что такое конституционный строй?

Термин "конституционный строй", понятие и элементы, его характеризующие, вошли в научный оборот и получили законодательное закрепление достаточно недавно. Их возникновение многие исследователи связывают с разработкой и принятием в России самостоятельной Конституции. Которая считается основным законом государства. Безусловно, само возникло в мировой политической теории достаточно давно. Первые образцы соответствующих источников права были внедрены в практику государственного управления в 18-19-м веках. Была своя Конституция в СССР. Однако научные исследования соответствующего типа строя активно начались только после начала в нашей стране демократических преобразований в конце 80-х. Таким образом, некоторые исследователи считают, что понятие основ конституционного строя, критерии, позволяющие определить, присутствует ли он в государстве и в рамках каких механизмов функционирует, имеют научную природу.

Сама по себе конституционность существует давно, но научные школы, в которых осуществляется ее исследование, по крайней мере в России, - совсем молодое явление. Направленность соответствующих наработок ученых в основном сконцентрирована на проблематике, отражающей реализацию конституционных принципов в РФ. А также на сопоставлении достигнутых государственной системой нашей страны результатов и создании суверенной модели политического управления с образцами, функционирующими за рубежом. При этом рассматриваются как страны с богатой демократической историей, так и государства, которые, как и Россия, переходили из социалистической модели развития в капиталистическую. Понятие конституционного строя РФ, определяемое учеными нашей страны, сопоставляется с теоретическими наработками зарубежных коллег. И наоборот - происходит обмен научным опытом.

Понятие конституционного строя российские политологи чаще всего связывают с системой отношений между людьми, которая на законодательном уровне закрепляет статус ключевых механизмов государственного управления. Применительно к демократическим странам основной задачей функционирования соответствующих институтов признается реализация прав и свобод человека. Но бывают разные политические режимы - в частности те, которые по ряду критериев трудно признать демократическими. Принципы конституции в таких государствах, тем не менее, могут быть реализованы. По крайней мере так считают многие политологи.

Конституция и демократия

Впрочем, есть точка зрения, согласно которой понятие конституционного строя несовместимо с государствами, в которых нет места традиционным демократическим правам и свободам. С теми, где в основу политического управления заложены принципы авторитаризма или тоталитаризма. Основной аргумент сторонников данной точки зрения: конституционные нормы при подобных режимах попросту не могут быть в достаточной мере защищены. То есть государство, где, к примеру, все решает один человек или группа лиц при авторитаризме, неспособно стабильно выполнять условия общественного договора.

Таким образом, ключевой критерий конституционности, согласно распространенной точке зрения, - присутствие правовых механизмов, базируемых на демократических началах. Как правило, это обозначает выстраивание политической системы в государстве по образцу западных стран. В которых демократическая традиция существует очень давно. Сущность подобных механизмов предполагает, прежде всего, стабильность в выполнении государством условий общественного договора. Чего не всегда можно достичь в авторитарных и когда уходит из-под контроля населения страны.

Ключевые основы конституционного строя

Рассмотрим, в чем заключается понятие основ конституционного строя. Многие исследователи считают корректным следующее определение: основы конституционного строя - это механизмы общественной, политической и экономической природы, позволяющие создать базис для воспроизводства прав и свобод человека и иных способов реализации интересов населения страны. Например, ключевые экономические основы конституционного строя - это, если следовать распространенной трактовке, институт частной собственности, предпринимательства, независимость судов. Те, что принято считать политическими - это властные институты, система делегирования управленческих полномочий в рамках федеральной модели, на уровне местного самоуправления. В свою очередь, общественные основы конституционного строя - это характеристики общества, предполагающие готовность граждан к участию в политическом процессе, например, соответствующий уровень образования, воспитания.

Таким образом, политические, социальные или экономические основы конституционного строя обеспечивают целесообразность выработки правовых норм, в рамках которых государство и общество в лице его отдельных субъектов (граждан или, например, предпринимателей) будут выполнять свою часть общественного договора.

Признаки конституционного строя

Политологи выделяют следующие признаки, характеризующие конституционный строй. Прежде всего, это, собственно, формы функционирования государства - часто в отличительном аспекте, когда можно выделить особенности одного государства, делающие его политическую систему непохожей на ту, что сформирована в другом. Есть страны, обладающие отличительными признаками в аспекте административно-политического устройства, но с одинаковыми принципами реализации демократических процедур, например, РФ - страна федеральная, Франция - унитарная, но в обоих государствах президент избирается всем населением. В свою очередь, США - государство, по административно-политическому профилю близкое к РФ, но демократические процедуры у американцев реализованы по иным принципам.

Другая совокупность признаков, сущность которых отражает ключевые принципы конституции, - характеристики механизмов, в рамках которых происходит реализация интересов населения страны. Государство, если следовать распространенному толкованию его сущности, - это продукт общественного договора. Население некоторой территории и власть, которую народ выдвигает, избирает или признает легитимной по каким-либо основаниям, заключают контракт, по которому ключевые жизненные интересы людей должны быть реализованы в политической системе. Собственно, на практике это чаще всего реализуется в рамках правового подхода, который, согласно распространенной точке зрения, является ключевым критерием конституционности.

строя РФ

Основы конституционного строя - политические, институциональные, экономические, которые применимы к российской государственности, изложены, что вполне логично, в основном законе РФ. Перечислим соответствующие базовые принципы. Конституция России, прежде всего, провозглашает демократические ценности. Это можно пронаблюдать на примере сразу нескольких формулировок основного закона государства. В частности, в 1 Статье Конституции так и сказано: Россия - есть демократическое государство. Также в документе есть формулировки, отражающие тот факт, что главным носителем суверенитета и источником власти в РФ является народ страны. А демократия, как известно, - это народовластие.

Назовем иные примечательные характеристики конституционного строя России, которые можно обнаружить, проанализировав основной закон нашего государства. Например, в нем уделяется внимание таким аспектам, как высшая ценность человеческих прав и свобод, государственное управление по принципам федерализма и делегирования полномочий на муниципальные уровни, реализованное в республиканской модели, разделение властей, присутствие политического плюрализма, многообразие различных форм собственности.

Российская модель конституционности

Понятие конституционного строя Российской Федерации некоторые исследователи связывают с историческими принципами реализации государственной власти в нашей стране. Есть теория, согласно которой Конституция - это, скорее, рамочный механизм, отражающий права и свободы с целью приближения политической системы страны к европейским, западным моделям. Которые после перестройки и перехода экономики с социалистической модели на капиталистическую стали считаться образцами, к которым следовало стремиться. Но практика государственного строительства последних лет, как считают некоторые ученые, показывает, что создание Конституции в той форме, которая сейчас работает, только лишь отчасти обеспечивает соответствие развития России вызовам, предопределяемым особенностями исторического развития. Возможно, считают ученые, конституционность западного образца в полной мере и несовместима с реалиями политического и социального устройства РФ. И потому практическая значимость исследования рассматриваемого явления может иметь значение в аспекте извлечения полезного опыта, но не копирования западной модели.

Можно также отметить, что в числе самых развитых стран мира есть те, в которых не принята Конституция как основной закон. К таким относится, например, Великобритания. Этот факт, полагают исследователи, может свидетельствовать о необходимости пересмотра текущих принципов организации политического управления в РФ в пользу более суверенных, адаптированных, как мы уже сказали, к исторической специфике развития страны, моделей. Так или иначе, у России есть Конституция, которая, как признают многие международные эксперты, по структуре своей, а также по содержанию формулировок вполне на уровне тех законов, что приняты в государствах с развитыми демократическими традициями.

Соотнесение государственного строя и конституционного

Некоторые исследователи предпочитают разграничивать понятие конституционного строя и государственного. При этом, что интересно, можно выделить сразу две группы точек зрения на этот счет. Есть версия, что понятие конституционного строя государства следует трактовать более широко. Это аргументируется комплексностью, многогранностью данного явления. В то время как государственный строй, по мнению исследователей, может ограничиваться наличием механизмов, в недостаточной степени подходящих под определение правовых. Такое явление, как закон в современной его трактовке, люди придумали сравнительно недавно. Однако долгое время государства функционировали в рамках так называемого традиционного права, часто неписанного. Оно не характеризовалось стабильностью и воспроизводимостью с течением времени, как это осуществляется в рамках конституционного строя.

Есть и другая точка зрения. Она, в принципе, логически исходит из первой. В соответствии с ней, понятие конституционного строя РФ и других современных государств значительно уже, чем соответствующий признак, характеризующий государственность. Но просто потому, что сегодня практически все страны мира внедрили, так или иначе, конституционные принципы. По сути дела, первый термин сторонники данной точки зрения считают частным случаем второго. Поскольку конституционный строй сегодня, как правило, - неотъемлемый элемент государственного. Он призван быть составной частью политической системы, отвечающей за закрепление принципов управления страной и, как мы уже отметили выше, реализацию механизмов выражения интересов народа. Понятие и принципы конституционного строя, полагают исследователи, должны быть непосредственно связаны с правом. Рассмотрим соответствующий аспект более подробно.

Конституционный строй и право

Понятие конституционного строя непосредственно связано с правовой системой. Законодательное закрепление положений, регулирующих механизмы организации политического управления, а также реализации интересов народа - один из ключевых критериев конституционного строя. Здесь уместно говорить о некоторой субординации соответствующих источников норм. Например, конституционное право РФ характеризуется присутствием законов нескольких уровней, которые находятся в соподчинении по степени юридической значимости. Что представляет собой данная классификация?

Конституция как основной закон государства

На верхней ступени в правовой системе РФ стоит, собственно, Конституция. В ней отражены базовые принципы государственного управления, а также представления интересов населения страны. Ни один другой закон не должен противоречить Конституции. В свою очередь, органами власти могут издаваться вспомогательные правовые акты с целью реализации отдельных положений основного источника норм в государстве. Предполагается, что основы конституционного строя (политические, экономические, социальные) должны стать базой для развития страны в аспекте правового регулирования процессов, проходящих на уровне взаимодействия субъектов общественных отношений.

В непосредственной субординации к основному источнику права в РФ находятся законы - федеральные, а также конституционные. Им, в свою очередь, должны соответствовать региональные источники норм регулирования. В свою очередь, в субординации к ним находятся правовые акты, принимаемые на уровне муниципалитетов.

Согласно правовой традиции, устоявшейся во многих развитых странах, основной закон - это источник, обладающий высшей юридической силой. в полной мере отражает этот принцип. И это прослеживается не только в аспекте отмеченной выше субординации правовых актов. В частности, какие-либо изменения в текст конституции принимаются посредством гораздо большего количества процедур, чем принятые любых других источников норм регулирования. Таким образом обеспечивается защита конституционного строя. Система регламентации процедур, в рамках которых принимаются законы, один из ключевых ее критериев.

Механизмы защиты конституционного строя

Например, законы в РФ разрабатываются Федеральным Собранием, а принимаются при согласовании с органами исполнительной власти и президентом страны. Да, безусловно, процедура их принятия относительно сложна. Однако нужно иметь в виду, что Федеральное Собрание - орган, функционирующий на регулярной основе. И потому теоретически вносить изменения в законы или принимать новые оно может с достаточно большой периодичностью. В свою очередь, внести изменения в основной источник права в России может только Конституционное Собрание. При этом его полномочия ограничены. Некоторые положения Конституции менять нельзя, а если реалии социально-политического развития и другие факторы того требуют, осуществляется разработка нового основного закона страны. Он должен быть принят двумя третями от общего количества депутатов Конституционного Собрания либо населением страны на всероссийском референдуме.

Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:

  • 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;
  • 2. Политико-правовой характер;
  • 3. Нормативность и общеобязательность;
  • 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;
  • 5. Определенность и категоричность;
  • 6. Сжатость и концентрированность положений;
  • 7. Постоянность действия;
  • 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;
  • 9. Целостность;
  • 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:

  • - Гуманистические;
  • - Основные характеристики РФ;
  • - Экономические и политические;
  • - Основы организации государственной Власти.

Статус РФ: Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.; Ст.7 РФ – социальное государство.; Ст.14 РФ – светское государство.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3).

Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, однако эти субъекты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы правового статуса субъектов.

Правовое государство - это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки правового государства:

  • 1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;
  • 2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы;
  • 3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.;
  • 4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7.

Светское государство – см. ст.14.

См. ст.2. В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ.

2. Принципы конституционного строя и их содержание

Понятие и содержание конституционного строя России и его основ.

В России термин «Конституционный строй» был официально введен I Съездом народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.). Позже VI съезд российских депутатов внес в ст. I Конституции (Основного Закона) РСФСР положение о «незыблемых основах конституционного строя России».

Образованная I съездом народных депутатов для разработки новой Конституции России Конституционная комиссия (июнь 1990 г.) определила, что при разработке проекта новой Конституции России необходимо отказаться от характеристики нового строя как «социалистического», подчеркнув, что он должен быть, прежде всего, демократическим и конституционным.

Наука и отрасль конституционного права России содержат государственно-правовую категорию и одновременно институт - «конституционный строй и его основы». Правовая категория «конституционный строй» - понятие для юридической науки и практики России новое. Оно пришло на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

Под общественным строем понимается исторически конкретная система общественных отношений, или можно сказать - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни, охраняемая государством и правом.

Общественный строй находится под постоянным воздействием государства, которое создается обществом для охраны общественного строя. Но государство, оказывая воздействие своей политикой на общественный строй и исходя из принятых политических целей, может приобретать самостоятельность и становиться над обществом, подчиняя его интересы интересам государственного аппарата (тоталитарное государство).

Таким общественным отношениям соответствовали определенные государственно-правовые институты, которые носили ярко выраженный идеологический характер.

Реформирование общественной и государственной жизни в России, начавшееся в конце восьмидесятых годов, требовало отказаться от идеологизированной формы закрепления общественного строя, что придавало бы ему черты конституционного строя.

Конституции СССР и РСФСР закрепляли также форму государства, как организацию государственной власти в стране, выраженную в форме правления и в форме государственного устройства.

Форма государственного правления - это организация высшей власти в государстве, которую представляют глава государства, законодательная власть, правительство, органы правосудия.



Форма государственного устройства - это структура государства, отношение государства как целого и частей этого государства. Существует три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерация.

В дореформенный период форма государственного устройства переживала кризис, так как СССР был по сути унитарным государством при наличии внешних атрибутов федерации. Реформирование российской государственности после распада СССР стало неотложной задачей.

Понятие «конституционный строй» воплотило в себе смысл и содержание общественно-политических категорий «общественный строй» и «государственный строй». В чем состоит различие между понятиями «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй»? В науке конституционного права признается, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Общественный строй, как и государственный, может быть неконституционным, а воздействие государства на общество являться не правовым. Если государство воздействует на общественный строй посредством установления правовых норм, обеспечивает их реализацию, опираясь на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет обязательства перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя.

Отличительной особенностью конституционного строя следует считать его ориентированность на неидеологическую природу. Никакая идеология классов, политических партий конституционно не может быть установлена в качестве общеобязательной, общегосударственной или официальной, если это действительно конституционный строй (см. п. 2,3 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).



Важная черта конституционного строя - отражение справедливого баланса и общности интересов различных социальных групп. Конституционный строй утверждает согласованные идеи справедливости, систему ценностей, к которым общество стремится, делает государственными идеологию демократии, идеи демократического правового государства, утверждает другие демократические институты. Однако эти идеи всего общества или его большинства, но не классовые и не корпоративные.

Несомненно, наличие в государстве Конституции не означает, что в таком государстве уже установлен конституционный строй. При конституционном строе должно, прежде всего, обеспечиваться подчинение государства праву. Для этого необходимо обеспечить подчинение его определенным принципам, образующим конституционный строй и составляющих его основу. Важнейшие из них возводятся Конституцией в ранг конституционных принципов. Таким образом, под основами конституционного строя, а следовательно и всего конституционного строя, понимаются главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву. К моменту принятия Конституции России 1993 г. в России в основном сложились те общественные отношения, которые составляют суть конституционного строя, а Основной Закон лишь закрепил их существование в определенных конституционных принципах и институтах.

Таким образом конституционный строй - это система основополагающих общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовно-нравственных) и соответствующих им государственно-правовых институтов и принципов, закрепленных в Основном Законе государства.

Из этого определения следует, что конституционный строй - единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений.

Конституция России 1993 г. в ст. 16 определяет, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя России (заметим, что указанная глава так и называется «Основы конституционного строя»).

Основы конституционного строя как важнейший объект правового регулирования закрепляют:

а) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя, к которым относится верховенствующий над государством и законом императив справедливости, трактуемый как социальная, правовая и историческая справедливость; нравственные ценности, ценности социального мира, демократии, патриотизма, интернационализма и др. (см. Преамбулу Конституции РФ 1993 г.);

б) основные принципы как руководящие начала конкретных институтов конституционного строя;

в) конституционно-правовые институты и нормы, закрепляющие и регулирующие всю совокупность общественных отношений.

Нормы основ конституционного строя воздействуют на общественные отношения путем закрепления начал устройства общества и государства. Они, как правило, не порождают конкретные правоотношения – они определяют содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, адресованы всем субъектам правоотношений. По своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями (определениями), нормами-целями, предполагают для их реализации включение всей правовой системы государства, всех отраслей права.

Основы конституционного строя имеют свою специфику, которая выражена в том, что нормы и институты основ конституционного строя являются основополагающими, фундаментальными, имеющими обобщающее значение, они имеют политико-правовой и постоянно действующий характер. Положения основ конституционного строя являются принципами, которым должно следовать конституционное законодательство, вся система права. Иначе говоря, принципы основ конституционного строя являются общими принципами всей правовой системы России, поскольку Конституция составляет ее ядро.

Основам конституционного строя посвящена первая глава Конституции России. В ней содержатся базовые принципы и государственно-правовые институты, которые можно выделить в следующие группы: гуманистические, демократические основы конституционного строя; основные характеристики Российского государства; экономические, социальные и политические основы конституционного строя и основы организации государственной власти.

Принципы конституционного строя и их содержание

Институт основ конституционного строя России закрепляет основополагающие принципы, определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли. Это головной конституционный институт, имеющий своей целью:

Установить содержание философии, которая формирует теоретические подходы к пониманию всех политико-правовых институтов нашего общества;

Сформировать нормативно-правовую базу развития общественных отношений на ближайшую и более отдаленную перспективы;

Выразить и зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженность нашего общества общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека, общепризнанным принципам и нормам международного права;

Зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности и демократии;

Закрепить условия для благоприятного функционирования конституционных институтов и надлежащей реализации конституционных норм.

Анализ действующего конституционного законодательства показывает, что в России в ходе политических и экономических реформ начинает утверждаться принципиально новый строй цивилизованных, гуманных, демократических и правовых общественных отношений.

Цивилизованный характер новых общественных отношений предполагает выбор между добром и злом в пользу добра. Это означает, что нравственной базой конституционных институтов признаются такие общечеловеческие моральные ценности, как: уважение человеческого достоинства каждого, недопустимость совершения противоправных действий, признание любой собственности неприкосновенной, верность идеалам социальной справедливости, отказ от насилия в качестве средства разрешения социальных, национальных, религиозных противоречий и конфликтов, признание приоритета международных норм.

Гуманность конституционного строя проявляется в человеколюбии, признании человека и его прав высшей ценностью, что прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Государство несет ответственность за каждого человека, что в равной мере обеспечивает социальную защиту всего населения, законодательно запрещает жестокие меры наказания.

Демократизм конституционного строя состоит в том, что в социальной практике и государственном управлении в качестве основополагающей реализуется идея всевластия народа, когда народу принадлежит первичная суверенная политическая воля, лежащая в основе любого вида власти. Демократический характер общественных отношений в России - это свобода политического, экономического и национального развития, свобода мысли, слова и действий.

Правовой характер конституционного строя России означает приверженность общества идеалам конституционализма и законности. Правовое демократическое общество базируется на следующих основополагающих идеях:

Приоритет Конституции в законодательной системе;

Верховенство закона среди других нормативных актов;

Законность как обязательное исполнение закона и необходимое условие нормального социального и экономического развития;

Правовая справедливость, под которой понимается требование безусловного и четкого исполнения предписаний законодательных норм;

Легитимность законодательных установлений, означающая нравственный характер законов и их достаточное социально-экономическое обоснование, оптимальное соотношение в законе противоборствующих интересов;

Разумное соотношение сущего и должного, желаемого и возможного.

Основу конституционного строя России составляют следующие принципы : государственный суверенитет РФ; права и свободы, человек - как высшая ценность; народовластие; федерализм; социальное государство; многообразие и свобода экономической деятельности; разделение властей; идеологическое многообразие; принцип светскости государства; целостность и незыблемость основ конституционного строя. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции России). Понятие «суверенитет» производно от французского слова «суверен», которое первоначально применяли для характеристики политической, экономической и правовой мощи государства. Так, Жан Боден, французский мыслитель и юрист, теоретик естественного права второй половины XIV в., понимал под государственным суверенитетом верховную власть. В середине XVIII в. другой французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо ввел в научный оборот понятие «народный суверенитет», который он трактовал как власть, определяемую общей волей. Во второй половине ХХ в. российские ученые А.И. Лепешкин, Ю.Г. Судницин и др. развивали учение о национальном суверенитете, как о реализованном народом-этносом его праве на самоопределение и самостоятельное развитие.

В современной мировой юридической науке, в том числе и в российской, центральное место отводится народному суверенитету. Многие ученые считают, что государственный и национальный суверенитеты есть формы проявления народного суверенитета.

Под национальным суверенитетом следует понимать верховное право нации на самоопределение, самостоятельный выбор той или иной формы своего национально-государственного устройства. Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, в силу которого она является верховной, независимой от какой-либо иной государственной власти при решении вопросов как внутреннего, так и внешнего характера.

В теории суверенитета выделяют следующие элементы: верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость.

Верховенство национального суверенитета означает, что никто, кроме самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне ее. Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на самоопределение, признаваемом в мировом сообществе и нашей стране.

Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что только данной государственной власти принадлежит верховное право решать свои внутренние и внешние дела, и никакая иная государственная власть не может их решать, за исключением тех случаев, когда на это есть добровольное согласие самого суверенного государства. Вместе с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагом суверенитета не имеет права нарушать общепризнанные нормы международного права.

Неотчуждаемость суверенитета - важнейший элемент его содержания. Суверенитет существует до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, что не может рассматриваться как ограничение суверенитета по следующим причинам: а) эта передача не затрагивает суверенных прав государства (иметь конституцию, территорию, гражданство и т. д.); б) в этом проявляется верховенство государства, которое добровольно передает часть своих прав межгосударственному образованию; в) государства, передавшие часть своих полномочий, не отстраняются от участия в их реализации; г) за государством сохраняется право контроля за тем, как переданные полномочия осуществляются.

Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем является народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Суверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у соответствующей стороны.

Важным элементом содержания суверенитета является независимость государства. Если верховенство - это проявление суверенитета государства внутри страны, то независимость есть суверенитет во внешнеполитической сфере. Межгосударственные отношения - это общение суверенных государств, которое осуществляется в мирное время только в форме их взаимных соглашений. Суверенные государства могут согласиться подчинять свои действия тем или иным общим правилам (нормам международного права). Это согласие добровольное и не подрывает их независимости.

В настоящее время многие понимают, что федеративное устройство России нуждается в реформе. Для того чтобы прекратить конфликты, коллизии и отвести потенциальную угрозу распада России, необходимо решить несколько ключевых проблем.

1. В соответствии с теорией конституционного права и международной практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет уже не федерация, а конфедерация. Если федерация суверенна, то не суверенны ее субъекты, и наоборот.

2. Поскольку политические и экономические проблемы в РФ слиты воедино, важнейшей из них является отказ от асимметричного устройства России, когда разные ее субъекты обладают неодинаковыми правами. Россия должна состоять из однопорядковых субъектов - республик. С этой целью следует предоставить право ныне существующим республикам, краям и областям объединяться в новые республики с тем расчетом, чтобы они составляли единый территориально-промышленный комплекс.

3. Необходимо в полном объеме уравнять в правах все образованные новые республики, создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и республиканских интересов. Сделать это весьма трудно, пока республики, края и области по форме и по своему статусу фактически неравны.

4. Государственным суверенитетом в России должна обладать только сама Россия, а не ее субъекты.

Свобода личности и естественных прав человека как основа демократического общества (ст. 1, 4 Конституции России). Человек, его права и свободы - высшая ценность. Гуманизм - своеобразный принцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек – государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в придаток государственной машины.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение «высшая ценность» - это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества – как облеченных, так и не облеченных властью. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. Сейчас это положение изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований.

К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

Социальное государство (ст. 7 Конституции России). Именно так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

Первоначально многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство – это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики, но и в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким и при смене правительства.

Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов постоянно улучшается.

В Конституции России социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является "достойная жизнь". Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера заработной платы;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин "социальная защита", хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции России). Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:

Отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная, все остальные формы производны от них);

Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.

От имени России и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ. Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс РФ - второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит все важнейшие институты и правила, необходимые для регулирования всех основных экономических отношений.

Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции).

Разделение властей и единство государственной власти в России (ст. 10, 11 Конституции России). Принцип разделения властей получил свое воплощение в России в последние ХХ-го века, в ходе осуществления демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами в государстве может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в России является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы «сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Особенностью России является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения власти. Одной из важнейших задач Президента является координация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделен Конституцией различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области.

На федеральном уровне система разделения власти выглядит следующим образом:

Законодательная власть - Федеральное Собрание России;

Исполнительная власть- Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ;

Судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учетом положений ст. 71, 72 Конституции.

Идеологическое многообразие (политический плюрализм). Признание в России политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Под политическим плюрализмом понимается, прежде всего, многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью законных средств.

Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами России устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединении, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В настоящее время общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Принцип светскости государства. Это означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей.

Сейчас признается, что церковь тоже играет заметную роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Закрепление светского государства не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений.

Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (ст. 5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством России создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе России» установлено, что гражданскому служащему запрещено использовать должностные полномочия в интересах … религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (п. 13 ст. 17). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к различным религиозным конфессиям.

Конституционный строй -- понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще -- это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй -- это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы -- базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения -- гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 1): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Схема 1. Система основ конституционного строя России.

Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.

Конституционный строй не сводится к факту существования конституции, а становится реальным, если основополагающий закон, то есть конституция, соблюдается, и если она демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это форма, или способ, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Что такое гражданское общество.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической литературе нет единого, общепризнанного определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство». Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

В годы советской власти в нашей стране понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и, соответственно, права. Кроме того, в процессе строительства социализма государство, рассматривавшееся как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество, занимаясь решением всех, до самых мельчайших, вопросов.

Ранее предполагалось, что конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает саморегулирование. Задача конституции всякого конституционного государства состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.

Именно в результате подобного ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вмешательство, тем сильнее, чем дальше идет государственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции РФ 1993 г. положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией РФ. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, так как указывает тот путь, следуя которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством.

Правовые нормы Конституции РФ закрепляют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выступают основы конституционного строя. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои государства, его основные принципы, призванные придать Российской Федерации характер конституционного

В Конституции РФ содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, в признании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное - рыночное хозяйство.

Среди основ конституционного строя имеются также федерализм, суверенитет Российского государства и республиканская форма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все они в совокупности конституируют государство. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конституции РФ).

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации».

Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционный институт - это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы - функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов. Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

Loading...Loading...